Научная статья на тему 'Антинаркотическое воспитание в начальной школе Великобритании'

Антинаркотическое воспитание в начальной школе Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЙСЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / GOOD BEHAVIOR GAME / CHARLIE / STUDENT / EDUCTION / DRUG ABUSE PREVENTION / DRUG EDUCATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гизятова Ландыш Афраимовна, Фахрутдинова Анастасия Викторовна

Статья рассматривает процесс первичной профилактики наркомании среди учащихся начальной школы в Великобритании на примере проектов CHARLIE и Good Behavior Game. Автор описывает содержание антинаркотического компонента и некоторые методы работы при организации профилактики в данной возрастной категории. Проведенный анализ представляет интерес для отечественной педагогики с точки зрения возможной адаптации положительного опыта Великобритании к российским реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRUG EDUCATION IN UK PRIMARY SCHOOLS

The article analyses drug education projects CHARLIE and Good Behavior Game aimed at UK primary school students. The author describes the content of preventive component and some methods used within this age group. The analysis might be of interest to home pedagogy in terms of designing domestic drug education programs.

Текст научной работы на тему «Антинаркотическое воспитание в начальной школе Великобритании»

УДК 37.018.2.

АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Л.А. Гизятова, А.В. Фахрутдинова

Аннотация. Статья рассматривает процесс первичной профилактики наркомании среди учащихся начальной школы в Великобритании на примере проектов CHARLIE и Good Behavior Game. Автор описывает содержание антинаркотического компонента и некоторые методы работы при организации профилактики в данной возрастной категории. Проведенный анализ представляет интерес для отечественной педагогики с точки зрения возможной адаптации положительного опыта Великобритании к российским реалиям.

Ключевые слова: учащийся, воспитание, профилактика наркомании, профилактическая программа, Good Behavior Game, CHARLIE.

DRUG EDUCATION IN UK PRIMARY SCHOOLS

L. Gizyatova, A. Fakhrutdinova

Abstract. The article analyses drug education projects CHARLIE and Good Behavior Game aimed at UK primary school students. The author describes the content of preventive component and some methods used within this age group. The analysis might be of interest to home pedagogy in terms of designing domestic drug education programs.

Keywords: student, eduction, drug abuse prevention, drug education program, Good Behavior Game, CHARLIE.

Школы служат популярной платформой для реализации программ в области антинаркотической профилактики населения, чему способствует ряд особенностей школьной системы: охват большого количества населения, длительность периода воздействия; возможность интеграции отдельных элементов в учебный процесс, экономическая выгода школьных образовательных профилактических программ [2, c.26]. Школы единолично не могут решить проблему наркомании в обществе, однако играют важную роль в борьбе с ней, пропагандируя здоровый образ жизни, стимулируя уверенность и самооценку учащихся, формируя у них навыки принятия разумных решений.

Цель статьи - рассмотреть опыт Великобритании в реализации

антинаркотического воспитания учащейся молодежи на примере программ CHARLIE и Good Behavior Game, ориентированных на начальные классы.

До 1990х годов антинаркотическая профилактика в начальных классах в Великобритании была редкостью из-за опасения в обратном эффекте. Эта позиция исходила из двух ложных убеждений о том, что, во-первых, дети изначально имеют малое представление о наркотиках, во-вторых, школьная среда - это единственный источник информации для них.

Сегодня очевидно, что в начальных классах дети уже начинают развивать свои знания о том, что такое наркотики через СМИ, интернет. О лекарствах, алкоголе, табаке они впервые узнают

в рамках своей семьи и общества, в котором живут; узнают об отношении родителей, близких родственников, друзей к этим наркотикам через их слова и поступки. Для оценки уровня знаний о наркотиках у младших школьников широко применяется метод «Нарисуй и напиши» («Draw and Write»). Учитель читает историю о двух ребятах, которые по дороге домой нашли сумку с наркотиками и просит учащихся нарисовать и написать, что именно было в сумке по их мнению. Ответы в виде рисунков и комментариев к ним помогают понять, что дети знают о наркотиках. Результаты показывают, что в возрасте 5 лет дети связывают понятия «наркотики» и «плохое»; в 7 - в качестве содержимого сумки изображают таблетки, порошки и лекарства; более четверти учащихся 8-9 лет упоминают героин и кокаин; представления о наркотиках в 10 - 11 лет еще более развиты [5, с.15].

Очевидно, что профилактика наркомании должна начинаться в раннем школьном возрасте, когда начинается экспериментирование с курением [8, с.17-18], которое наряду с алкоголем всегда предшествует употреблению более серьезных наркотиков [7, с.6].

Сегодня антинаркотическое воспитание является обязательным в государственных школах Великобритании на всех этапах обучения, однако его содержание и форма реализации варьируется по стране, т.к. каждая школа разрабатывает собственные антинаркотические программы. Начальное образование в

Великобритании охватывает три возрастные группы: 3-4 года - дошкольное обучение (Foundation stage/nursery); 5-7 лет - первая ступень начальной школы (infants), что соответствует ключевому этапу 1; 7-11 лет -вторая ступень начальной школы (juniors), что соответствует ключевому этапу 2.

Антинаркотическая профилактика

реализуется посредством предметов

естественно - научного цикла, либо в рамках предмета «Здоровье и общество» (PSHE), который охватывает разнообразные аспекты развития личности учащегося [1]. На ключевом этапе 1 дети узнают о лекарственной роли наркотиков, безопасном хранении и использовании лекарств, моющих и чистящих средств, которые имеют место быть в каждом доме. К 7 годам они способны различать опасную и безопасную ситуации; распознавать лекарственные средства; понимать

потенциальный вред лекарств, не используемых должным образом; поддерживать вовлеченность в деятельность класса и слушать остальных. На ключевом этапе 2 рассматривают влияние табака и алкоголя на организм, и как это может быть связано с личным здоровьем и благополучием учащихся. К 11 годам учащиеся знают и умеют: слушать и поддерживать других; понимать последствия употребления алкоголя, табака и др. наркотиков для организма человека; где люди могут найти помощь; предвидеть последствия своих действий для самих себя и окружающих.

Среди методов обучения наиболее часто применяются тематический подход, когда реализация антинаркотического воспитания происходит в процессе изучения тем «Myself», «Body», «Keeping safe»; групповые игры (circle time), в процессе которых дети могут участвовать в коллективной деятельности, слушать, стимулируется их устное общение, происходит изучение новых понятий и навыков и социализация; ролевые игры.

Среди большого разнообразия

образовательных антинаркотических программ, ориентированных на учащихся начального звена, следует выделить два значительных проекта - Chemical Abuse Lies in Education (CHARLIE) и Good Behavior Game.

Проект CHARLIE, изначально разработанный в США, направлен на целевую аудиторию в возрасте от 5 до 11 лет и своей задачей ставит отсрочить момент первой пробы наркотиков, а также снизить возможность употребления наркотиков с точки зрения частотности. В основе лежит программа обучения жизненным навыкам, исходящая из положения, что формирование у учащихся некоего набора социальных

компетенций окажется эффективным в сдерживании их употребления наркотиков. Среди них - умение сопротивляться давлению со стороны сверстников и сказать «нет», умение принимать решение.

В 1991 - 1992 гг. в пилотном режиме проект CHARLIE был запущен в нескольких школах Великобритании, а в 1995 г. ив 1997 г. были проведены оценочные исследования его краткосрочного и долгосрочного влияния. Согласно им учащиеся, подвергавшиеся воздействию программы, имели большую устойчивость к давлению сверстников, демонстрировали более негативное отношение к наркотикам и в меньшей степени были склонны к курению и употреблению наркотиков [6].

Несмотря на то, что результаты не подтвердили наличие долговременного эффекта проекта, его внедрение в Великобритании имело большое значение для дальнейшего развития национальной стратегии в области профилактики наркомании, поскольку стало очевидно, что международный опыт может быть успешно применен и к начальному звену.

Good Behavior Game можно назвать научно-обоснованной стратегией классного руководства, которая помогает детям научиться работать вместе и создать благоприятную среду обучения. Данный подход рассчитан на учащихся в возрасте 7 - 10 лет и основан на четырех правилах, которые поощряют учеников поддержать друг друга при выполнении заданий: 1) работать тихо; 2) быть взаимовежливыми; 3) вставать из-за парт с разрешения учителя; 4) следовать инструкциям.

В процессе игры учащихся делят на небольшие группы, не превышающие по составу 7 человек. Учащиеся пытаются выиграть игру, чтобы получить некие поощрения или стимулы. При этом учитель записывает нарушения базовых правил командами. Выигрывает та команда, у которой наименьшее количество нарушений правил. Через поощрение положительных общественных установок и хорошего поведения, программа улучшает поведение детей и их вовлеченность в учебный процесс. В долгосрочной перспективе исследователи отмечают положительное влияние данной стратегии на образование детей; увеличение числа учащихся, продолжающих дальнейшее образование; снижение злоупотребления психоактивными веществами; снижается вероятность преступного поведения во взрослой жизни и повышается устойчивость к рискам [4, с.3].

Преимущества Good Behavior Game состоят в том, что, во-первых, будучи скорее стратегией, нежели программой в полном смысле этого слова

или частью учебного плана, она не отнимает учебное время. Напротив, при правильной и последовательной реализации, она приведет к его увеличению. Во-вторых, данный подход может успешно сочетаться с более целенаправленными интервенциями и общей стратегией школы. В-третьих, гибкость Good Behavior Game позволяет учителям самим решать вопросы о вознаграждении учащихся (от поощрительных наклеек до предоставления им свободного времени), длительности игры (от 10 минут до урока), частоте реализации (от нескольких раз в неделю до ежедневного применения).

Регулярно проводимые исследования оценки качества реализации антинаркотического воспитания в британских школах подтверждают

качество такого обучения, особенно в начальной школе [3, с.18]. Вероятно, тесное взаимодействие учителя начальных классов со своим коллективом позволяет ему лучше оценить отношение и способности учащихся, а они, оказываясь активно вовлеченными в деятельность, лучше усваивают компетенции, необходимые для формирования прочного фундамента для отказа от экспериментирования с наркотиками.

Изучение опыта Великобритании в организации процесса антинаркотического воспитания учащихся может быть ценным для отечественной педагогической науки с точки зрения его адаптационного потенциала с учетом отечественных социально-культурных и иных реалий.

Литература:

1. Фахрутдинова А.В. Проблема стандартизации и дифференциации гражданского воспитания в англосаксонских странах на рубеже XX - XXI веков / А.В. Фахрутдинова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1.

2. Caulkins, J.R., Pacula, R., Paddock, S., & Chiesa, J. School-based drug prevention: What kind of drug use does it prevent? Santa Monica, CA: RAND, MR - 14-59-RWJ. - 2002. - 198 p.

3. Drug education in schools. Ofsted report. 2005.

4. Gail G. Chan, et al. Improving Child Behaviour Management: An Evaluation of the Good Behaviour Game in UK Primary Schools. - 2010-2012. - 62 p.

5. Greer, R. Drug education in the primary school. Druglink. September - October, 1989: 13-15.

6. Hurry J. & Lloyd C. A follow-up evaluation of Project CHARLIE. A life skills drug-education programme for primary schools. Home Office Drugs Prevention Initiative. - Paper 16. - 1997.

7. Kandel D.B. Drug abuse and the American adolescent. National Institute on drug abuse. Kandel D.B. -1981. - Pp.1-24.

8. Statistics on smoking: England, 2010. The Health and Social Care Information Centre. - 117 p.

Сведения об авторах:

Гизятова Ландыш Афраимовна (г. Казань, Россия), преподаватель кафедры иностранных языков для естественно-научного направления Казанского (Приволжского) федерального университета, email: klandish@rambler.ru

Фахрутдинова Анастасия Викторовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков для социально-гуманитарного направления Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: avfach@mail.ru

Data about the authors:

L. Gizyatova (Kazan, Russia), Teacher of the English language department for Natural Sciences, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: klandish@rambler.ru

A. Fakhrutdinova (Kazan, Russia), Doctor of Science, Associate Professor, Head of the English language department for Humanities, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: avfach@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.