Научная статья на тему 'Антимонопольное регулирование в России: практика и направления совершенствования'

Антимонопольное регулирование в России: практика и направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2272
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ / АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцева О. В.

В статье рассмотрена практика антимонопольного регулирования в российской экономике и предложены некоторые направления совершенствования антимонопольного регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antitrust Regulation in Russia: Practice and Directions of Improvement

The article discusses the practice of antitrust regulation in the Russian economy, some directions of improvement of antitrust regulation are suggested.

Текст научной работы на тему «Антимонопольное регулирование в России: практика и направления совершенствования»

Мальцева О.В., к.э.н.

Антимонопольное регулирование в России: практика и направления совершенствования

В статье рассмотрена практика антимонопольного регулирования в российской экономике и предложены некоторые направления совершенствования антимонопольного регулирования

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, конкуренция, злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения, недобросовестная конкуренция

Современное состояние российской экономики, характеризующееся бюджетным дефицитом, ростом цен и инфляцией, сокращением производства указывает на необходимость прорыва в направлении диверсификации нашей экономики, уменьшения ее сырьевой направленности, придания ей инновационного характера, повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке. Чтобы добиться этого, необходимо нацелить народное хозяйство и население не только на выживание в трудных условиях, но и на скорейшее возобновление экономического роста на более эффективной основе, каковой должна стать конкуренция, позволяющая экономить и эффективно использовать ресурсы, разрабатывать и применять новейшие технологий и технические достижения, с использованием всего потенциала отечественной науки, формировать и развивать конкурентные преимущества предприятий.

Оценить эффективность антимонопольного регулирования возможно на основе анализа практики применения норм закона РФ «О защите конкуренции» в части: выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, антиконкурентных действий органов исполнительной власти, и недобросовестной конкуренции. Анализ основных направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС) позволяет выявить основные тенденции в применении антимонопольного законодательства, его «узкие» места, и сформулировать рекомендации по их совершенствованию.

Представляется целесообразным провести анализ и дать оценку работе ФАС, начиная с 2007 года, в связи тем, что 26 июля 2006 г. был принят закон «О защите конкуренции», статьи которого в полной мере стали применяться с начала 2007 года. Именно, данный закон оформил унификацию российского антимонопольного законодательства, развил процедурные и охранительные нормы, скорректировал сущностные институты отечественного конкурентного права и сократил сферу государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией [1].

Объем работы ФАС в сфере пресечения нарушений антимонопольного законодательства с 2007 года имеет тенденцию к росту. Так в 2007 году было рассмотрено 9366 заявлений, возбуждено 3924 дела о нарушении антимонопольного законодательства, принято 2597 решений, а уже в 2009 году количество рассмотренных заявлений увеличилось на 45% , возбужденных дел на 60%, принятых решений на 64% по сравнению с 2007 годом. По результатам первого полугодия 2010 года количество возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства составило 5437, принятых решений 3879 следует предполагать, что общее количество рассмотренных и возбужденных дел по результатам года также увеличится. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2007 г. -___________________I полугодие 2010 г.[2]_________________________

Года 2007 2008 2009 2010 - I полугодие

Рассмотрено 9366 10704 16959 -

Возбуждено 3924 6541 9664 5437

Принято решений 2597 3993 6864 3879

В структуре дел, возбужденных в соответствии с законом «О защите конкуренции» (табл. 2) максимальный удельный вес приходится на антиконкурентные акты и действия органов власти.

Таблица 2

Количество и структура дел, возбужденных в соответствии с законом «О защите конкуренции» за 2008г.- I полугодие 2010 г.[3]

Нормы антимонопольного законодательства 2008 год 2009 год I полугодие 2010 г

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Всего 6541 100 9664 100 5437 100

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст.10) 1639 25,1 2411 24,9 1289 23,7

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглаше- 359 5,5 488 5 277 5

ния или согласованные действия хозяйствующих субъектов (ст.11)

Запрет на недобросовестную конкуренцию (ст.14) 517 7,9 687 7,1 427 7,8

Запрет на антиконкурентные акты и действия органов власти (ст.15-21) 3523 53,8 5820 60,2 2907 53,4

Другие (ст. 25, 34, 35, 38) 503 7,7 258 2,7 537 9,8

В 2008 г. на их долю приходилось 53,8%, в 2009 г.- 60,2%, в I полугодии 2010 года - 53, 4% в общем количестве возбужденных дел. Работа антимонопольных органов показывает, что антиконкурентные акты и действия органов власти не сокращаются и представляют собой наибольшую угрозу для конкуренции.

В законе «О защите конкуренции» к деятельности органов государственной власти и местного самоуправления установлены следующие нормы по предупреждению и пресечению антиконкурентных актов и действий:

- запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов

власти;

- запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами власти и между органами власти и хозяйствующими субъектами;

- антимонопольные требования к торгам, которые проводят органы

власти;

- запрет на передачу прав на государственное или муниципальное имущество без проведения конкурса;

- правила отбора органами власти финансовых организаций;

- правила предоставления государственных и муниципальных преференций.

В актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выявлены следующие основные виды нарушений: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление непредусмотренных законодательством требований к хозяйствующему субъекту; наделение хозяйствующих субъектов функциями органов власти; указания со стороны органа власти о заключении договоров; установление ограничений в выборе продавцов; предоставление государственных и муниципальных преференций с нарушением требований законодательства. А в актах представительных органов власти преобладают такие виды нарушений как: установление единого налога на вмененный доход в размере, пре-

86

вышающем предельно допустимый; предоставление льгот при уплате транспортного налога; дополнительное согласие органов власти на осуществление отдельных видов деятельности; выражение предпочтений при выборе поставщика; установление ограничений хозяйствующим субъектам при выборе ассортимента продаваемой продукции.

В соглашениях или согласованных действиях между органами власти и между органами власти и хозяйствующими субъектами наиболее распространены следующие виды нарушений: раздел товарного рынка; ограничение доступа на рынок, выхода с рынка; установление различных цен на один и тот же товар; повышение, снижение или поддержание цен.

Среди других нарушений следует выделить: предоставление в аренду имущества без проведения торгов; распределение маршрутов внутригородских перевозок пассажиров без проведения конкурса; передача функций по управлению многоквартирными домами конкретному хозяйствующему субъекту без проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

В отраслевом разрезе преобладают дела по фактам нарушений в сферах операций с недвижимостью, услуг по перевозкам автомобильным транспортом, ЖКХ, торговли и общественного питания.

Среди нарушений со стороны хозяйствующих субъектов лидирующее место занимают нарушения антимонопольного законодательства, связанные со злоупотреблением доминирующим положением. Доля их в 2008 году составила 25,1%, в 2009 г.- 24,9%, в I полугодии 2010 года - 23,7% в общем количестве возбужденных дел. На долю выявленных нарушений в 2007 году приходилось 28,3%, а в 2008 г. -23,2% в общем количестве выявленных нарушений. В 2009 г. удельный вес таких нарушений сократился до 19,1%, т.е снизился за 2 года на 9,2%, что может свидетельствовать о тенденции к сни-жению[4].

Наиболее распространенными видами злоупотреблений являются:

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (чаще высокой);

- необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками);

- необоснованное сокращение или прекращение производства товара.

Более половина принятых решений о злоупотреблении доминирующим положением за 2007г. - I полугодие 2010 г. было совершено в секторе тепло- и электроэнергетике, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в сфере газа.

В 2009 году увеличилось количество дел, возбужденных в связи с нарушением запрета на антиконкурентные соглашения хозяйствующих субъектов (488 дел, что на 36% больше, чем в 2008 году). Это связано с активной реализацией в 2009 году программы освобождении от ответственности лиц,

добровольно отказавшихся от участия в антиконкурентных соглашениях и сообщивших об этом в антимонопольные органы. Эта программа предусматривает, что хозяйствующие субъекты, добровольно заявившие в антимонопольный орган о заключении антиконкурентных соглашений, отказавшиеся от участия в них и представившие доказательства существования картеля, полностью освобождаются от административной ответственности.

С соответствующими заявлениями в ФАС России обратились около 500 компаний, среди которых: крупнейшие финансовые организации («Сбербанк России», «Росгосстрах»); ведущие производители продуктов питания («Вимм-Билль-Данн», «Валио»); крупнейшие торговые сети («Тандер» - магазины «Магнит»); лидеры рынка телекоммуникаций («Нокиа»), региональные нефтяные компании, хлебозаводы, предприятия деревообрабатывающей промышленности, производители контрольно-кассовой техники[4].

Наиболее распространенными видами соглашений были соглашения об установлении или поддержании цен (тарифов), скидок, о создании препятствий доступу на рынок, выходу с рынка, необоснованный отказ от заключения договоров.

Наиболее остро проблема антикартельного регулирования в России стоит таких отраслях как:

- оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;

- агропромышленный комплекс и розничная торговля;

- банковская сфера (потребительское кредитование);

- фармацевтическая промышленность и рынок аптечных услуг;

- промышленность строительных материалов и металлургическая

промышленность[5].

Недобросовестная конкуренция имеет более низкую долю в общем числе возбужденных дел и на протяжение трех лет составляла не более 8% общего количества возбужденных дел. Удельный вес принятых решений снижается, составив 7,5 % в 2007 г., 5,5.% в 2008 г., 5,8% в 2009 году.

Среди запретов на недобросовестную конкуренцию наибольшую долю имеет продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, далее распространение ложных сведений, а также введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Следует отметить, что в связи с тем, что решение антимонопольного органа может быть обжаловано хозяйствующим субъектом в течение трех месяцев со дня принятия решения в суде, непрерывно происходит увеличение массива дел, находящихся в стадии рассмотрения в судах. Ежегодно увеличивается количество исков в суды о признании недействительными решений антимонопольных органов (см. табл. 3).

Таблица 3

Динамика обжалованных и отмененных решений антимонопольных _______органов в суде за 2007г.- I полугодие 2010г. [3]_________

Показатели 2007г. 2008 г. 2009г. I пл 2010г.

Принято решений о признании нарушений 2597 3993 6864 3879

Обжаловано решений антимонопольного органа 844 1091 1887 1413

Признано судом полностью недействительными решений 173 220 298 189

Фактически в судах обжалуется каждое четвертое решение о признании нарушения (в 2007 году в судах обжаловалось каждое третье решение о признании нарушения). Недействительными признаются в среднем только около 20% обжалованных решений антимонопольных органов. Обжалование решений о признании нарушений хозяйствующими субъектами ведет тем самым к росту объема работы и без того увеличивающего ежегодно.

Анализ практики применения норм закона РФ «О защите конкуренции» позволяет сделать следующие выводы:

1) происходит постоянный рост количества заявлений хозяйствующих субъектов по поводу нарушений закона «О защите конкуренции», что с одной стороны подтверждает заинтересованность хозяйствующих субъектов действовать на рынке в условиях конкуренции, а с другой увеличивает нагрузку на антимонопольный орган заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции;

3) значительное место в практике правоприменения занимает устранение нарушений без возбуждения дела, в результате достигнутого сторонами соглашения по рассматриваемому вопросу, способствуя экономии издержек антимонопольных органов на рассмотрение дел, но также это может свидетельствовать и о том, что антимонопольные органы входят в «сговор» с нарушителями законодательства и предпочитают не начинать официальную процедуру рассмотрения дела;

3) структура дел возбужденных, в соответствии с законом «О защите конкуренции» практически не изменялась, антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления занимают первое место среди всего объема возбужденных дел, увеличившись в 2009 году на 6,4%;

4) существенная доля выявленных нарушений относится к отраслям

естественных монополий: тепло- и электроэнергетике, жилищно-

коммунальному хозяйству и к сфере газа;

5) нарушения, связанные со злоупотреблением доминирующим положением на протяжении двух лет имеют тенденцию к снижению;

6) соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов распространены в отраслях оптовой и розничной торговли нефтепродуктами,

89

агропромышленном комплексе, банковской сфере, фармацевтической промышленности, промышленности строительных материалов и в металлургической промышленности;

7) слишком большая длительность судебных процессов по антимонопольным делам, где недействительными признаются в среднем только около 20% обжалованных решений антимонопольных органов.

Наряду с этим, следует отметить существенное влияние политической составляющей на дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства.

Таким образом, анализ практики применения норм антимонопольного законодательства позволяет утверждать о неразвитости конкуренции на отраслевых рынках, что обуславливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы.

В целях совершенствования механизма антимонопольного регулирования по инициативе ФАС уже были внесены изменения в закон «О защите конкуренции» и в отдельные законодательные акты, предусматривающие в том числе:

1) уточнение понятия и порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, направленного на устранение предоставление необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам, а также санкций за нарушение установленного порядка;

2) исчерпывающий перечень положений, которые должны содержать правила недискриминационного доступа к товарам (услугам) субъектов естественных монополий;

3) уточнение ограничений к соглашениям и согласованным действиям хозяйствующих субъектов;

4) порядок и полномочия антимонопольных органов при проведении проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

6) регламентирован порядок проведения торгов в отношении договоров, предусматривающих передачу прав в отношении государственного и муниципального имущества.

В 2010 году ФАС разработан «третий антимонопольный пакет законов», который направлен на либерализацию норм антимонопольного законодательства, в том числе и в части либерализации вертикальных соглашений. Закон уточняет понятие «координация экономической деятельности», «вертикальное» соглашение», «государственные или муниципальные преференции», критерии определения монопольно высокой цены товара, требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, полномочия антимонопольного органа, порядок рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства. Также «третий антимонопольный пакет законов» исключает применение уголовного наказания за согласованные действия и вводит фиксированные штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции, что позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и

создаст условия для развития конкуренции, особенно потенциально конкурентных отраслях.

Таким образом, антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, особенно в условиях выхода из глобального экономического кризиса, меняющего структуру конкурентных рынков. Положительное влияние на развитие конкуренции может оказывать только эффективная антимонопольная политика российского государства, поддерживающая весь спектр российских производителей и обеспечивающая доступ потребителей к товарам и услугам по ценам конкурентного рынка.

Литература

1. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Монография в 2-х томах. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008. С. 7.

2. вставлена автором по: «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008», «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009», «Итоги работы в 1 полугодии 2010 года». URL: http:// www.fas.ru.

3. Составлена автором по: «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009», «Итоги работы в 1 полугодии 2010 года». URL: http:// www.fas.ru.

4. «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009». URL: http:// www.fas.ru.

5. Картели // Конкуренция и рынок.- №2. - 2009. - С. 8-9.

УДК 338.2

Ткаченко В.Н., асп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значение государственной кадастровой оценки земель при формировании земельного налога Ростовской области

Главная задача государственной кадастровой оценки земель - установление обоснованной платы за землю и создание единой системы налогообложения всех земель Российской Федерации. Стоимостная оценка земель является важнейшим экономическим инструментом управления рациональным использованием земельных ресурсов.

Ключевые слова: государственная кадастровая оценка земель, кадастровая стоимость земельных участков, удельный показатель кадастровой стоимости земли, земельный налог, сравнительный анализ, инвентаризация земель, методические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.