Научная статья на тему 'АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирпичникова Наталия Николаевна, Крупнов Юрий Александрович

В статье рассмотрены проблемы регулирования интернет-рекламы в России и контроля за рекламной деятельностью. Выявлены основные виды нарушений антимонопольного законодательства. Сформулированы основные положения, направленные на совершенствование государственного регулирования в рассмотренной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTITRUST REGULATION ADVERTISING ON THE INTERNET

The article deals with the problems of regulation of Internet advertising in Russia and control over advertising activities. The main types of violations of the antimonopoly legislation are revealed. The main provisions aimed at improving state regulation in the considered area are formulated.

Текст научной работы на тему «АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

DOI: 10.47581/2020/PS87/IE/8/50.006 Кирпичникова Наталия Николаевна, студент (e-mail: kirpichnikova.natali28@gmail.com) Московский государственный областной университет Крупнов Юрий Александрович, д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник Московский государственный областной университет Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(e-mail: Yukrupnov@mail.ru)

В статье рассмотрены проблемы регулирования интернет-рекламы в России и контроля за рекламной деятельностью. Выявлены основные виды нарушений антимонопольного законодательства. Сформулированы основные положения, направленные на совершенствование государственного регулирования в рассмотренной сфере.

Ключевые слова: интернет-реклама, государственное регулирование, рекламная деятельность, сеть интернет, Федеральная антимонопольная служба.

Интернет занимает огромное значение в жизни современного общества. С развитием информационных технологий сеть интернет становится самым популярным способом размещения рекламы, так как имеет ряд преимуществ перед традиционными видами рекламы. К основным преимуществам можно отнести:

большой охват аудитории;

предоставление подробного сведения о рекламируемой услуге и товаре; менее затратная, чем традиционные виды рекламы; возможность бесплатного размещения; многообразие форм распространения.

По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств (АКАР) расходы рекламодателей на рекламу в интернете за 2019 год составили 244 млрд руб., что на 20,2% больше, чем годом ранее7. Годовой прирост расходов составил 41 млрд руб. При этом зафиксировано снижение расходов на рекламу по телевидению, радио и в прессе. Стоимость наружной рекламы выросла, но составляет менее 44 млрд. рублей (рисунок 1).

7 Объемы рынка рекламы. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Электронный ресурс. http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id646 [Дата обращения: 25.11.2020].

Объем рынка рекламы 2018-2019 гг, млрд руб

ю

^

а

ч а ч

300 250 200 150 100 50

2015 год

2016 год

-2017 год I 2018 год -2019 год

■■ ■■

Интернет Телевидение Наружная реклама Пресса Радио

97 136,7 32 23,3 14,2

136 151,8 35 19,7 15,1

166,3 170,9 38,4 20,5 16,9

203 187 34,9 18 16,9

244 175 43,8 16 15,1

Рисунок 1 - Объем рынка рекламы в период 2015-2019 гг., млрд руб.

Источник: Сведения АКАР, http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id646

0

Как видно из рисунка 1, в период 2015-2019 гг. расходы на рекламу в сети интернет активно растут. Растет популярность интернет-рекламы. Этим обусловлена актуальность антимонопольного регулирования рекламы в сети «Интернет», которое осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона № 135 «О защите конкуренции» и Федерального закона

о

№38 «О Рекламе» . Оба закона содержат лишь базовые правовые нормы. Они нуждаются в развитии и актуализации, так как не в полной мере обеспечивают контроль за соблюдением антимонопольных требований.

Взрывное развитие мобильных технологий открывает почти неограниченные возможности роста пропускной способности интернет-каналов. Это привлекает все новых пользователей, которые проводят все больше времени в сети. Торговля стремительно перемещается на электронные площадки, что предопределяет одновременный рост рекламы в рассматриваемой сфере. Здесь создаются все более совершенные средства управления рекламой, используются новые программные решения для ее анализа и оценки ее эффективности.

Принципы функционирования интернета обусловили ряд особенностей восприятия рекламы потребителем, который все реже довольствуется ролью получателя искомой информации, но и активно участвует в маркетинговых процессах, опросах общественного мнения и процессах формирования общественного мнения.

8 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [Электронный источник] / URL: http://www.consultant.ru/popular/advert/ [Дата обращения 24.11.2020].

Рекламодатели и потенциальные потребители высоко ценят и часто доверяют рекламе в интернете ввиду следующих ее особенностей: интерактивность;

почти неограниченные масштабы аудитории; возможность адресования рекламы целевым аудиториям; доступность измерения и анализа результативности рекламы. Важнейшим достоинством интернет - рекламы является высокая оперативность. Рекламодатель может быстро развернуть, скорректировать и свернуть рекламу. Рекламная информация становится достоянием огромного числа потребителей. При этом Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) не всегда способна своевременно выявлять и ограничивать информационные потоки и действия, имеющие признаки умышленного или неумышленного нарушения антимонопольного законодательства.

В целом, реклама в сети интернет отличается существенной свободой, а ответственность за нарушения не стала неотвратимой. Хозяйствующие субъекты - участники рыночных отношений часто рекламируют недоброкачественный товар, применяют недобросовестную и запрещенную рекламу 9. Отдельные нарушения удается своевременно пресекать. Так, за пропаганду деятельности букмекерских клубов ООО «Яндекс» был оштрафован на 100 тыс. рублей. Пресечена реклама теста на СОУГО-19, который на момент выхода рекламы еще не существовал. Привлекаются к ответственности физические лица и организации, рекламирующие алкогольную 10 и другую продукцию.

Вместе с тем, значительную часть нарушений не удается предотвратить. Интернет-реклама становится инструментом недобросовестной рекламы и различных махинаций из-за эффективного распространения и широкого круга пользователей. Очевидно наличие проблем правового регулирования в сети интернет11.

Во-первых, согласно действующему законодательству, реклама - это информация, распространенная различным способом, в любой форме и с привлечением различных средств, которая направлена неограниченному числу получателей и предназначена для формирования спроса на рынке. Однако далеко не каждое сообщение о товаре и услуге считается рекламой. Согласно разъяснениям ФАС России, в интернете представлена

9 Агеев А.В., А.Н. Мудров., В.С. Мейер., А.Н. Александров., С.М. Павлов., И.В. Лебедева., М.А. Алексеева. Интернет-реклама. Теория и практика рекламной деятельности // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://adindustry.ru/internet-advertising [Дата обращения: 25.11.2020].

10 12 интересных судебных дел, связанных с рекламой в Интернете // https://www.shopolog.ru/metodichka/law-and-taxes/12-interesnyh-sudebnyh-del-svyazannyh-s-reklamoy-v-internete/ [Дата обращения 25.11.2020].

11 Микаева А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 67-75.

рекламная информация, которая в соответствии с действующим законодательством рекламой не является, включая:

информационно-справочные и аналитические материалы, рекламный характер которых неочевиден;

информация, размещенная на официальных сайтах производителя; информация о скидках или проводимых акциях12 и др. Во-вторых, не в полной мере обеспечивается неотвратимость наказания за совершение следующих видов правонарушений в сети интернет:

«распространение недобросовестного и сомнительного рекламного материала;

мошенничество;

пропаганда терроризма и экстремизма, незаконная реклама алкогольной продукции, наркотических средств, психотропных веществ и других запрещенных товаров и услуг; клевета; спам»13.

В-третьих, растет доля нарушений, совершаемых в сетях иностранными компаниями. Недостаточная защищенность отечественных рынков перед угрозами доминирования и злоупотребления доминирующим положением со стороны мировых лидеров представляет особую опасность. Регулирование на этом важном направлении относится к категории ключевых направлений в деятельности ФАС Росси. Бурное развитие цифровых технологий и обострение кризисных явлений в мировой экономике несут опасность экспансии иностранных компаний - лидеров 14.

Таким образом, основными проблемами регулирования рекламной деятельности в сети Интернет являются:

недостаточная четкость толкования термина «интернет-реклама»; многочисленное распространение незаконного рекламного контента связано с отсутствием понятийного аппарата;

отсутствие стандартов и требований к интернет-сайтам и ресурсам, которые имеют право размещать рекламу; переизбыток рекламы в сети может вести за собой недостоверность сведений; неопределенность границ рынка в сети;

ограниченность полномочий российского регулятора в отношении иностранных компаний, формально не осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

12 Письмо ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет»» // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185361/ [Дата обращения: 25.11.2020].

13 Демидбаева А. Ж., Толочкова Н. Г. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в сети Интернет // Евразийский союз ученых. 2017. № 5-1 (38). С. 117-121

14 Крупнов Ю. А . Актуальные проблемы защиты конкуренции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020 . No 1. С. 56 .DOI: 10 .18384/2310-6646-2020-1-53-65

В целом регулирование рекламы в интернете на территории Российской Федерации не соответствует уровню технологического развития в рассматриваемой сфере. В целях защиты отдельных потребителей и всего общества от злоупотреблений и нарушений органам государственного управления необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях регуляторной деятельности:

уточнение терминологического аппарата в сфере защиты конкуренции и регулирования;

техническое и кадровое усиление структурных подразделений, ответственных за контроль в рассматриваемой сфере;

разработка и внедрение инструментов лимитирования объема рекламной информации, размещаемой на одном сайте;

придание решениям ФАС России статуса экстерриториальности в отношении иностранных субъектов, допускающих грубые нарушения отечественного антимонопольного права;

предъявление нормативных требований к интернет-ресурсам, которые могут размещать рекламу, ограничив их перечень структурами, зарегистрированными как в качестве средств массовой информации;

введение обязательной процедуры получения согласия подписчика или получателя на размещение рекламы в сети.

При этом другим важным требованием является минимизация ущерба от вмешательства в хозяйственную деятельность. Государственные регуля-торные полномочиями подразумевает права органов государственного управления активно влиять на деятельность предпринимателей. Желательно, чтобы это вмешательство не оказалось чрезмерным15.

Следовательно, вопросы регулирования рекламы в сети являются актуальными и требует решения на более высоком техническом и организационном уровне. Стремительное развитие сетевых технологий требует оперативно реагировать на вызовы. Регулирование отношений в виртуальном пространстве должно стать важным направлением деятельности органов управления. Ответственность за грубые нарушения, наносящие ущерб конкуренции, имущественным интересам и имиджу потерпевших, должна быть существенно повышена. Сам антимонопольный контроль должен осуществляться на боле высоком технологическом уровне. Список литературы

1. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) // http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6462 [Дата обращения: 25.11.2020].

2. Агеев А.В., А.Н. Мудров., В.С. Мейер, А.Н. Александров, С.М. Павлов, И.В. Лебедева, М.А. Алексеева. Интернет-реклама. Теория и практика рекламной деятельности // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://adindustry.ru/internet-advertising [Дата обращения: 25.11.2020].

15 Крупнов Ю.А. Совершенствование системы оценки результативности контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции. В сборнике: Предиктивный характер научных исследований и практика их реализации в условиях глобального кризиса в экономике и обществе. сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2020. С. 142.

3. Демидбаева А. Ж., Толочкова Н. Г. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в сети Интернет // Евразийский союз ученых. 2017. № 5-1 (38). С. 117-121.

4. Интернет может впервые обогнать телевидение по рекламным доходам в 2018 году // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://www.vedomosti.ru/ technology/articles/ 2018/03/20/754289internetmozhetobognat [Дата обращения: 25.11.2020].

5. Крупнов Ю. А. Актуальные проблемы защиты конкуренции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020 . No 1. С. 53-65 DOI: 10 .18384/2310-6646-2020-1-53-65

6. Крупнов Ю.А. Совершенствование системы оценки результативности контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции. В сборнике: Предиктивный характер научных исследований и практика их реализации в условиях глобального кризиса в экономике и обществе. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2020. С. 141-143.

7. Микаева А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 67-75.

8. Письмо ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет»» // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_185361/ [Дата обращения: 25.11.2020].

9. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [Электронный источник] / URL: http://www.consultant.ru/popular/advert/ [Дата обращения 24.11.2020].

10. 12 интересных судебных дел, связанных с рекламой в Интернете // https://www.shopolog.ru/ metodichka/law-and-taxes/12-interesnyh-sudebnyh-del-svyazannyh-s-reklamoy-v-internete/ [Дата обращения 25.11.2020].

Natalia N. Kirpichnikova, student, Moscow Region State University (e-mail: kirpichnikova.natali28@gmail.com)

Yuri A. Krupnov - Doc. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Leading Researcher Acting Head, Department of Antimonopoly Regulation, Moscow Region State University; Financial University under the Government of the Russian Federation; (e-mail: yukrupnov@mail.ru )

ANTITRUST REGULATION ADVERTISING ON THE INTERNET Abstract. The article deals with the problems of regulation of Internet advertising in Russia and control over advertising activities. The main types of violations of the antimonopoly legislation are revealed. The main provisions aimed at improving state regulation in the considered area are formulated.

Keywords: Internet advertising, state regulation, advertising activity, Internet, Federal Anti-monopoly Service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.