УДК 338.532.4.025.24
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
А.А. БАТЯЛОВ, асп.
Освещена проблема антимонопольного регулирования современного оптового рынка электроэнергии и мощности. Рассмотрены основные подходы к регулированию оптового рынка, основные проблемы регулирования и меры по недопущению монопольного поведения предприятий в будущем.
Ключевые слова: оптовый рынок электроэнергии и мощности, регулирование цен.
ANTIMONOPOLY CONTROL OF WHOLESALE MARKET OF ELECTRIC ENERGY AND POWER: CONTEMPORARY SITUATION AND PRINCIPAL TENDENCIES OF DEVELOPMENT
А.А. BATYALOV, Post Graduate Student
The article describes the problem of antimonopoly control of the modern wholesale market of electric energy and power. The author describes the principal approaches to control the wholesale market, considers the main problems and proposes measures aimed at preventing enterprises monopoly behavior in the future.
Keywords: wholesale market of electric energy and power, price regulation.
В 2001 г. в России началась реформа электроэнергетики, призванная разделить сложившуюся естественную монополию ОАО РАО «ЕЭС России», повысить эффективность работы предприятий отрасли, привлечь в отрасль масштабные инвестиции, направленные на ее всестороннее развитие. Первоначально цели и задачи реформы определены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» [3, 5]. В рамках данной реформы ОАО РАО «ЕЭС России» полностью расформировано с 1 июля 2008 г., а его активы переданы частным инвесторам и крупным государственным компаниям.
Также в ходе данной реформы 1 сентября 2006 г. был создан новый оптовый рынок электроэнергии и мощности (НОРЭМ) [1]. Его условно можно разделить на 2 сегмента:
1. Регулируемый сегмент. Продажа и покупка электроэнергии и мощности в данном сегменте осуществляются по среднесрочным и долгосрочным регулируемым договорам. Тарифы на продажу и покупку устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ), а потому манипулирование ценами в данном сегменте практически исключено.
2. Конкурентный сегмент. Этот сегмент включает в себя куплю-продажу электроэнергии на рынке на сутки вперед (РСВ), на балансирующем рынке (БР), по свободным двусторонним договорам (СДД), по мощности в конкурентном отборе мощности (КОМ), а также куплю-продажу электроэнергии и мощности по биржевым и внебиржевым свободным договорам на электроэнергию и мощность (СДЭМ). Причем БР в данном перечне играет второстепенную роль, так как по своей сути является
рынком отклонений, а потому его объемы незначительны.
Отсутствие единого контролирующего органа, который ранее существовал в лице ОАО РАО «ЕЭС России», а также появление конкурентного сегмента дали каждому субъекту НОРЭМ возможность при определенном раскладе оказывать влияние на цены [4], складывающиеся в конкурентных секторах рынка. Это привело к необходимости создания системы, призванной исключить манипулирование ценами на НОРЭМ. Ниже даны анализ существующей системы антимонопольного регулирования НОРЭМ и предложения по основным направлениям ее развития. Также приводится ряд исходных условий, на которых строится проводимый анализ:
1. Манипулирование ценами - это резкое и экономически не обоснованное повышение цен.
2. Манипулирование ценами и монопольное поведение в рамках НОРЭМ может быть выгодно исключительно поставщикам электроэнергии и мощности, так как потребители электроэнергии и мощности и энергосбытовые компании, как правило, заинтересованы в покупке электроэнергии и мощности по минимальным ценам. Более того, в силу дефицита мощностей именно поставщики, а не потребители имеют на данный момент доминирующее положение на рынке и способность оказывать влияние на цены.
3. Манипулирование ценами и монопольное поведение в рамках регулируемого сегмента НОРЭМ невозможны.
4. Согласно Постановлению Правительства РФ №205 от 7 апреля 2007 г., объем электроэнергии, поставляемой по регулируемым
договорам, должен постепенно снижаться, и, начиная с 2011 г., весь объем электроэнергии (за исключением электроэнергии, предназначенной для перепродажи населению) должен продаваться в конкурентном сегменте. Данный процесс получил название «либерализация рынка».
5. Заявки на продажу/покупку электроэнергии в РСВ автоматически транслируются в БР. Это означает, что манипулирование ценами только в одном из конкурентных секторов практически невозможно.
6. Цены на мощность в КОМ призваны окупать постоянные затраты поставщика. При этом предельной ценой заявки в КОМ является регулируемый тариф на мощность, установленный ФСТ, а потому манипулирование ценами в КОМ практически невозможно. Единственным исключением является заявка на вновь вводимую мощность, тариф на которую не утвержден.
Контроль над работой предприятий -субъектов НОРЭМ на данный момент в большей части осуществляют четыре организации:
1. Федеральная служба по тарифам. Устанавливает тарифы на продажу/покупку электроэнергии и мощности по регулируемым договорам, тарифы на услуги инфраструктурных организаций и осуществляет контроль над их исполнением.
2. НП «Совет рынка» - оператор оптового рынка [2]. Создает и утверждает регламенты рынка. На основании регламентов рынка имеет возможность применять к участникам рынка санкции.
3. ОАО «Администратор торговой системы» - коммерческий оператор рынка. Осуществляет контроль над ценами и ценовыми стратегиями субъектов НОРЭМ, на основании регламентов рынка имеет возможность применять к участникам рынка санкции.
4. Федеральная антимонопольная служба. Осуществляет контроль над сделками с имуществом, работой инфраструктурных организаций рынка. Обеспечивает отсутствие сговоров между участниками НОРЭМ.
На данный момент основной проблемой НОРЭМ в части монопольного поведения его субъектов является манипулирование ценами в конкурентном сегменте. Это объясняется тем, что в условиях дефицита электрических мощностей, наблюдающегося на данный момент в России, невозможности хранения и сложности транспортировки электроэнергии у каждого поставщика электроэнергии в часы пикового энергопотребления может появиться возможность повлиять на цену электроэнергии, складывающуюся на РСВ.
Однако наряду с контролем над ценами на НОРЭМ в современной электроэнергетике также существует контроль над сделками с имуществом, призванный не допустить созда-
ния новых монопольных структур. Он осуществляется путем недопущения некоторых сделок, результатом которых может стать монопольное положение на рынке той или иной организации. Так, на сегодняшний день неоднократно возникали ситуации, когда новые собственники после совершения сделки купли-продажи получали от Федеральной антимонопольной службы предписания продать часть генерирующих объектов в том или ином регионе под угрозой крупных штрафов. Возникают такие ситуации в случаях, когда доля генерирующих объектов, принадлежащих одному собственнику, в регионе зашкаливает за 30-50 %, что может позволить ему оказывать влияние на цены электрической энергии и мощности.
На данный момент управление рынком, направленное на недопущение манипулирования ценами и монопольного поведения, осуществляется в трех основных направлениях.
I. Экономическое стимулирование участников НОРЭМ. Подразумевает создание такой модели рынка и таких условий работы, при которых самим субъектам НОРЭМ не выгодно манипулировать ценами. Это направление можно условно назвать прогрессивным, так как оно направлено на организацию саморегулирования рынка с помощью экономических инструментов. В рамках данного направления можно выделить два основных достижения:
1) существующая структура рынка подразумевает, что тариф на электроэнергию, продаваемую во всех секторах НОРЭМ, должен окупать переменные затраты на производство этой электроэнергии (маржинальное ценообразование). Причем в большинстве случаев именно цена на электроэнергию, равная переменным затратам, является наиболее эффективной (выгодной). Однако данное утверждение справедливо, только если заявка поставщика прошла конкурентный отбор на РСВ;
2) создана реально функционирующая система свободных двусторонних договоров (СДД) на электроэнергию и свободных договоров на электроэнергию и мощность (СДЭМ). Так, по регламентам НОРЭМ два субъекта рынка могут заключить между собой свободный договор на поставку электроэнергии и/или мощности, причем наибольшее распространение получила именно система СДЭМ. Так как при заключении свободных двусторонних договоров интересы поставщика и потребителя, как правило, разнонаправленные, то система подобных договоров практически исключает возможность манипулирования ценами.
Однако не все проблемы могут быть решены исключительно экономическими методами. На сегодня можно говорить, что приведенные экономические рычаги могут оказаться бездейственными в следующих ситуациях:
1) завышение цен, подаваемых поставщиками электрической энергии в заявках на
РСВ и БР, в часы пикового потребления. В такие часы даже завышение цены одним поставщиком может привести к росту уровня цен на всем рынке;
2) завышение цен, подаваемых в заявках на РСВ и БР, сразу несколькими поставщиками (в том числе, принадлежащими одному собственнику), если их доля в общем объеме электроэнергии, поставляемой на НОРЭМ, значительна;
3) завышение цен, подаваемых поставщиками электрической энергии в заявках на РСВ и БР, вызванное наличием информации об авариях на оборудовании других поставщиков и линиях электропередачи, а также выводе какого-либо оборудования и линий электропередачи в ремонт. В подобных ситуациях значительно повышается вероятность того, что заявка с завышенной ценой пройдет отбор на БР;
4) заключение СДД или СДЭМ между субъектами рынка, принадлежащими одному собственнику (либо разным собственникам, имеющим какие-либо общие интересы). В таком случае цены могут быть завышены в ущерб интересам потребителя.
Для ситуаций, когда экономических инструментов оказывается недостаточно, на НО-РЭМ существуют также организационные меры, предпринимаемые ОАО «АТС» для недопущения манипулирования ценами, и нормативное регулирование рынка.
II. Организационное направление. В данное направление входит комплекс мер, направленных на предупреждение повышения цен на НОРЭМ. Наиболее эффективными из них являются:
1) подача заявок ВСВГО (выбор состава включенного генерирующего оборудования). Заявка подается на неделю вперед и ограничивает максимальную цену, которая может быть подана в течение этой недели поставщиком в заявках на РСВ и БР. Данная мера позволяет системному оператору заблаговременно выбирать поставщиков с наименьшими максимальными ценами в заявках и оптимизировать таким образом уровень цен на НОРЭМ;
2) проверка всех «замыкающих» заявок (т. е. заявок, которые последними прошли конкурентный отбор и сформировали цены на рынке) на соответствие принципу маржинального ценообразования;
3) анализ всех случаев резкого повышения цен в заявках поставщиков.
III. Нормативное регулирование НОРЭМ. В рамках данного направления созданы и продолжают создаваться различные законы, подзаконные акты, регламенты НОРЭМ, в которых строго устанавливаются границы дозволенного субъектам рынка. За нарушение данных правил предусмотрена система наказаний вплоть до лишения статуса субъекта НОРЭМ. В числе
прочих мер, применяемых на сегодняшний день в данном направлении, можно выделить:
1) установление в большинстве зон свободного перетока максимального уровня цен на мощность, продаваемую по СДЭМ;
2) установление для каждого типа электростанций границы цен в заявках на РСВ и БР, при превышении которой поставщиком ОАО «АТС» должно проводить контроль правильности поданной заявки.
Введение дополнительных рычагов контроля над НОРЭМ в данном направлении, на наш взгляд, является регрессивной мерой, так как не соответствует принципам рыночной экономики, существенно ограничивая свободы субъектов НОРЭМ.
Существующая на данный момент система антимонопольного контроля над НОРЭМ в целом отвечает потребностям рынка переходного периода, т. е. рынка, на котором сосуществуют регулируемые и конкурентные сегменты. Однако с увеличением доли электроэнергии, продаваемой в конкурентном сегменте рынка, необходимо принимать новые, более современные меры по недопущению манипулирования ценами и монопольного поведения субъектов НОРЭМ. К моменту перехода к целевому оптовому рынку электроэнергии и мощности должны быть в первую очередь решены следующие проблемы, позволяющие на сегодняшний день поставщикам электрической энергии манипулировать ценами на НОРЭМ и препятствующие дальнейшему развитию рынка в намеченном государством направлении:
1. Современная российская электроэнергетика в среднесрочной перспективе остро нуждается в строительстве новых и модернизации существующих генерирующих мощностей. На данный момент большинство крупных предприятий отрасли имеют крупномасштабные инвестиционные проекты. Их полное исполнение практически гарантирует российской электроэнергетике преодоление дефицита мощностей и, как результат, снижение влияния каждого отдельно взятого субъекта НОРЭМ на рынок в целом (на электроэнергию и мощность по завышенным ценам просто не будет спроса). Однако данное направление является крайне капиталоемким, а потому его развитие зачастую невозможно без государственной поддержки. Как вариант решения данной проблемы можно предложить разработку системы налоговых льгот и дотаций на строительство потенциально наиболее эффективных генерирующих объектов, а также стимулирование разработок ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике.
2. Достаточно большие объемы электрической энергии и мощности на сегодняшний день продолжают продаваться на РСВ и в КОМ соответственно. Это приводит к тому, что цены на электрическую энергию для потребителей
являются зачастую непрогнозируемыми и могут сильно изменяться практически каждый день. Для исправления этой ситуации необходимо дальнейшее совершенствование регламентов НОРЭМ, направленное на повышение заинтересованности субъектов рынка в заключении СДЭМ и СДД. Более того, было бы уместно создавать выгодные как для поставщиков, так и для потребителей условия для заключения среднесрочных и долгосрочных СДД и СДЭМ. Это позволило бы стабилизировать цены на электрическую энергию и мощность на НОРЭМ, а также учесть интересы потребителей в процессе ценообразования.
3. Зачастую цены на топливо, используемое тепловыми электростанциями для выработки электроэнергии, а также цены на прочие продукты и услуги, потребляемые генерирующими компаниями, в свою очередь являются искусственно завышенными. Это означает, что для получения заметных результатов в электроэнергетике антимонопольное регулирование необходимо совершенствовать также и в смежных ей отраслях.
Таким образом, необходимо постараться заменить регрессивные методы контроля над НОРЭМ на прогрессивные. Государство и системный оператор должны полностью отказаться от прямого вмешательства в работу рынка и
Батялов Алексей Аркадьевич,
Волжская государственная академия водного транспорта, аспирант,
e-mail: batyalov.a@gmail.com
от прямого регулирования цен, сместив акцент в сторону более широкого и эффективного использования экономических рычагов.
В свою очередь, регулирование рынка в большей степени с помощью экономических инструментов, полная либерализация рынка с 2011 г. позволят повысить заинтересованность инвесторов в рынке, увеличить приток денежных средств в отрасль, дадут толчок строительству новых генерирующих объектов, что в результате должно привести к повышению эффективности работы генерирующих предприятий и российской электроэнергетики в целом.
Список литературы
1. Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка с приложениями.
2. Материалы официального сайта Некоммерческого Партнёрства «Совет рынка», и^: http://www.np-sr.ru.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 г. №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» в редакции от 01.02.2005 г.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 №643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» в редакции от 09.06.2010 г.
5. Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» в редакции от 27.07.2010 г.