Научная статья на тему 'АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ РЫНКАХ'

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ РЫНКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / СУБЪЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптин Д.В.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования антимонопольного законодательства - правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, усиления значения антимонопольного регулирования в сферах деятельности субъектов естественных монополий в период их реформирования, в частности реформирования электроэнергетичекой отрасли; роль органов регулирования в обеспечении надежности и бесперебойности снабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ РЫНКАХ»

УДК 346.5

Д. В. Коптин

Антимонопольное регулирование и развитие конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках

D. V. Koptin. Anti-trust regulation and competitive relationship development

in natural monopolies markets

В статье рассматриваются вопросы совершенствования антимонопольного законодательства — правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, усиления значения антимонопольного регулирования в сферах деятельности субъектов естественных монополий в период их реформирования, в частности реформирования электроэнергетической отрасли; роль органов регулирования в обеспечении надежности и бесперебойности снабжения.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, конкуренция, насущные проблемы регулирования, субъекты естественных монополий, электроэнергетическая отрасль

Контактные данные: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16; e-mail: safarov@rek.gov.spb.ru

The article reviews issues of anti-trust legislation improvement — legal regulation of competition protection relationship, premonition and extinction of monopoly activities, enforcement of anti-trust regulation role in natural monopolies' subjects activities sphere during their reformation, in particular, reformation of electrical energy field; role of regulation bodies n provision of reliability and uninterrupted supplies.

Keywords: anti-trust law, competition, burning issues of regulation, natural monopolies' subjects, electric energy field

Contact information: 190000, Saint-Petersburg, Voznesenskiy pr., 16; e-mail: safarov@ rek.gov.spb.ru

Антимонопольное регулирование — это комплекс административных и экономических мер, осуществляемых государством для обеспечения условий формирования конкурентной среды и защиты конкуренции, поскольку именно ее наличие и состояние определяют эффективность функционирования рыночного механизма как регулятора экономики. На современном этапе развития российской экономики защита конкуренции приобретает особую значимость, так как следствием разрушения конкуренции является замедление экономического роста, отступление от законов рыночной среды и, в конечном итоге, падение эффективности по всем направлениям экономики.

В широком смысле антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти.

В настоящее время существует два типа антимонопольного законодательства — американское и западноевропейское. Критерием отнесения к одному или другому типу выступает принципиальное отношение к самому факту существования монополистических взаимодействий.

Дмитрий Викторович Коптин — председатель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.

© Д. В. Коптин, 2009

Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза.

Западноевропейский тип законодательства более либерален, поскольку он распространяется не на все монополии, а только на те, которые существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка.

Следует отметить, что специальные законы, направленные на противодействие недобросовестной конкуренции, действуют в ряде стран.

Важнейшими формами антимонопольного регулирования в современных условиях являются нормативное и организационное воздействие.

Нормативное регулирование — это установление в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также контроль за ее осуществлением.

Организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующим объемом полномочий различных организационных структур, прежде всего антимонопольных органов, способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.

Типичным проявлением нормативного регулирования является антимонопольное законодательство Российской Федерации.

В России исторически сложилась преимущественно монополизированная экономическая среда как итог тотального огосударствления и административно-командной системы управления.

Сегодня федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, является Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России).

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» «естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров» [1].

Особый блок образуют полномочия ФАС России в отношении такой инфраструктурной отрасли, как электроэнергетика. В частности, она должна осуществлять контроль и надзор за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний, за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии, за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, включая контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность

в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, установленных законодательством РФ, за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке.

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № Зб-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „Об электроэнергетике"» с 1 апреля 2006 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии [2]. В целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 г. не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Среди организаций, которые приняли решение о разделении видов деятельности, проводят ее путем реорганизации в форме выделения (в том числе передача функций аффилированному лицу), передают функции по сбытовой деятельности (по передаче электроэнергии) другим организациям.

Филиалы ОАО «РЖД» уже передали свои обязанности по энергоснабжению абонентов ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» и соответствующим сбытовым компаниям бывших АО-энерго, в рамках соглашения между ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД» и ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» о взаимодействии при разделении видов деятельности.

Многие предприятия (в основном МП ЖКХ и ГУП), которые занимаются куплей-продажей и передачей электрической энергии, намерены разделить виды деятельности путем создания отдельных предприятий в форме ОАО, ООО или ЗАО, или передать функции сбыта другим организациям.

Следует отметить, что промышленные предприятия, которые совмещают деятельность по производству и передаче электрической энергии, указывают на то обстоятельство, что энергетические объекты вместе с производственными мощностями являются единым промышленным комплексом, и что их разделение приведет к нарушению технологического процесса производства продукции и большим финансовым потерям.

В целях решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России», который устанавливает, что организации, владеющие электростанциями, непосредственно связанными между собой и (или) с энер-гопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных нужд не попадают под требование о разделении видов деятельности [3].

Одним из полномочий ФАС России, относящихся к регулированию естественных монополий, является контроль за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке.

В целях решения данной задачи приказом ФАС России № 378 от 14 ноября 2007 г. утвержден Порядок установления случаев манипулирования ценами на

электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее — Порядок).

Указанный Порядок устанавливает правила выявления и пресечения случаев манипулирования ценами на электрическую энергию, осуществляемого участниками оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее — оптовый рынок), системным оператором, сетевой организацией путем совершения экономически и (или) технологически необоснованных действий, в том числе с использованием своего исключительного (в том числе временного) положения на оптовом рынке (отдельных ценовых зонах оптового рынка), которые приводят к значительному изменению цен (цены) на электрическую энергию [4].

Следует отметить, что данный Порядок распространяется не только на участников оптового рынка, но и на инфраструктурные организации, что является новым этапом в защите участников оптового рынка от злоупотреблений указанными организациями своим исключительным положением.

Установление и пресечение фактов манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом рынке осуществляется антимонопольным органом путем принятия решений и выдачи, обязательных для исполнения предписаний по результатам рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Здесь следует обратить внимание на следующее. Федеральным законом «Об электроэнергетике» предусмотрено, что в отношении субъектов, манипулирующих (имеющих возможность манипулировать), могут быть применены следующие меры: государственное регулирование цен (тарифов); ограничение цен в ценовых заявках; введение ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок; обязательство участника оптового рынка предоставить на оптовый рынок в максимально возможном объеме всю электрическую энергию и мощность, вырабатываемые с использованием принадлежащего ему генерирующего оборудования [5].

Порядок применения указанных мер должен быть утвержден Правительством Российской Федерации.

Таким образом, с одной стороны, негативные последствия к нарушителям будут применяться в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации на основании предписания (в соответствии с Законом о защите конкуренции), а с другой стороны, порядок применения мер должен быть определен Правительством Российской Федерации.

Поэтому следует внести соответствующие изменения в Закон о защите конкуренции, установив исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации в определении порядка применения мер ответственности.

В условиях рыночной модернизации российской экономики и ее интеграции в мировую хозяйственную систему объективные причины привели к становлению естественно-монопольных рынков как неотъемлемого элемента рыночной структуры экономики. Нужно отметить, что в государственной политике преобладает фискальный подход к естественным монополиям, рыночные преобразования в этих отраслях зачастую рассматриваются как источник пополнения бюджетных поступлений, в то время как реструктуризация естественно-монопольных рынков без анализа эффективных форм и последствий реформирования может нанести ущерб национальной экономике. В ходе приватизации существенно сократилась государственная собственность, и субъекты естественно-монопольных рынков остались практически последним оплотом государственного сектора и государственной безопасности. Важно и то, что международные финансовые организации проявляют повышенный интерес к реструктуризации и институциональной трансформации

российских естественно-монопольных рынков, что затрудняет мотивацию экономических преобразований в естественно-монопольных отраслях.

Формирование эффективного механизма регулирования естественно-монопольных рынков является актуальной проблемой российской экономики, так как в настоящее время система государственных регуляторов не стимулирует использование позитивного эффекта механизма конкуренции.

На наш взгляд, антимонопольная политика в отношении естественных монополий должна строиться так, чтобы противодействовать не самим монополиям, а злоупотреблениям монопольным положением. Для этого необходимо активизировать усилия антимонопольных органов в отношении виновных в злоупотреблении монопольным положением, демократизировать организацию бизнеса и процедуры его контроля, обращения в суды для решения споров между органами государственной власти и экономическими субъектами.

Следует указать на особенность российского законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции: нигде в мире, кроме России и некоторых стран СНГ, дела о пресечении недобросовестной конкуренции не рассматриваются в административном порядке, поскольку это исключительная компетенция судебных органов. Функции антимонопольных органов по пресечению недобросовестной конкуренции оправдывали себя в предшествующий период начала перехода к рыночным отношениям, когда судебные органы не обладали достаточным опытом для разрешения дел в этой области. Развитие конкурентных отношений в России достигло такого уровня, когда назрела необходимость отнесения дел о пресечении недобросовестной конкуренции к исключительной компетенции судов. Антимонопольные органы должны, на наш взгляд, сосредоточить свою работу на сугубо антимонопольных делах по преследованию монополистической деятельности, а также по развитию конкуренции, стремиться к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Кроме того, роль государства, соответственно, должна усиливаться в тех секторах деятельности естественных монополий, где механизм рынка не справляется, а именно в социальном регулировании деятельности естественных монополий. Роль государства также важна в проведении общей экономической политики, поскольку реструктуризация субъектов естественных монополий не может рассматриваться в отрыве от промышленной политики государства, энергетической стратегии и общеэкономической программы развития на перспективу. Считаем необходимым реформирование естественных монополий осуществлять преимущественно через частичную, косвенную приватизацию, путем повышения эффективности управления государственными акционерными компаниями. Крупные сетевые инфраструктурные объекты естественных монополий целесообразно сохранить в государственной или долевой (государственно-частной) форме собственности как основу госсектора страны [6].

Инвестиционные проекты, реализуемые с применением схем государственно-частного партнерства, положительно зарекомендовали себя за рубежом. По всему миру сфера применения механизмов государственно-частных партнерств в инвестиционных проектах очень широка. Проекты строительства объектов инфраструктуры, например, таких как строительство и эксплуатация теплоэлектроцентралей, имеющих стратегическое значение в городской энергетике, могут быть успешно реализованы на принципах государственно-частного партнерства.

В условиях трансформируемой экономики необходимо усилить рыночную мотивацию тарифного регулирования деятельности естественных монополий.

Представляется, что тарифное регулирование не следует ориентировать на полную окупаемость затрат с целью сохранения социально низких цен на услуги естественных монополий. Необходимо более четко разграничить массив тарифов на регулируемые и свободные. По мере формирования ограниченной конкурентной среды на естественно-монопольных рынках целесообразно высвобождать часть тарифов из-под жесткого государственного регулирования, переориентировать с преимущественно административного на более эффективное рыночное регулирование при сохранении роли государства в этих отраслях.

Литература

1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ст. 3.

2. Федеральный закон от 26.03.2003. № Зб-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „Об электроэнергетике"», ст. 6.

3. Федеральный закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России», п. 4, ст. 2.

4. Приказ ФАС России от 14.11.2007 № 378 «Об утверждении Порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)».

5. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 5, ст. 25.

6. Сафаров Г. Г., Барыкин С. Е. Экономики и финансы энергетического комплекса. СПб.: А-Принт, 2008.

УДК 338.4:615

А. А. Лин, И. А. Наркевич, В. А. Плотников, Е. О. Трофимова

Российский фармацевтический рынок: состояние и тенденции развития

A. A. Lin, I. A. Narkevich, V. A. Plotnikov, E. O. Trofimova. Development tendencies of Russian pharmaceutical market retail sector within the framework

of economy innovation development

В статье представлены результаты анализа структуры и тенденций развития розничного фармацевтического рынка России,

The article presents analysis results of Russian retail pharmaceutical market's structure and development tendencies, reviews

Александр Алексеевич Лин — проректор по науке Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии Росздрава, доктор фармацевтических наук, профессор.

Игорь Анатольевич Наркевич — проректор по менеджменту качества Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии Росздрава, доктор фармацевтических наук, доцент.

Владимир Александрович Плотников — профессор Санкт-Петербургской академии управления и экономики, доктор экономических наук, профессор.

Елена Олеговна Трофимова — профессор Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии Росздрава, доктор фармацевтических наук, профессор.

© А. А. Лин, И. А. Наркевич, В. А. Плотников, Е. О. Трофимова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.