ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Бицунова Светлана Александровна
студентка АГУ г. Астрахань, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Деева Татьяна Михайловна Старший преподаватель кафедры экономической теории, заместитель декана факультета мировой экономики и управления по очному отделению
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ Аннотация
В современных условиях монополизация рынка является существенной проблемой в экономике любой страны. Цель данной статьи - выяснить причины государственной антимонопольной политики, способы её осуществления и проблемы эффективности борьбы с монополизацией в Российской Федерации. В ходе рассуждений было выяснено, что в основе российской антимонопольной политики лежат экономические механизмы и законодательство о конкуренции, которое содействует развитию рыночных структур и ограничению власти монополии.
Ключевые слова
Конкуренция; монополия; антимонопольная политика; антимонопольное законодательство; монополизация
В современной российской экономике конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Под конкуренцией понимают соперничество между субъектами экономики, которое заключается в борьбе за рынки сбыта товаров для получения более высокой прибыли [1]. Значение конкуренции для экономики страны и её отраслей огромно. Конкуренция характеризуется большим числом покупателей и продавцов, отсутствием искусственных барьеров входа на рынок и неэффективных производителей. Следовательно, конкуренция не предполагает неоправданный рост цен и гарантирует улучшение качества товара. Именно конкуренция помогает экономике двигаться вперед, развиваться в постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях.
Различают два вида конкуренции: совершенную и несовершенную. Одной из форм несовершенной конкуренции является монополия - крупное хозяйственное объединение, осуществляющее контроль над рынками при помощи концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью установления высоких цен для получения монопольной прибыли [2]. Иными словами, монополия - господство одного продавца на рынке. Поскольку потребили поодиночке не в состоянии бороться с монополиями, этим занимается государство и общественные объединения. Данное направление является одной из составляющих выполнения функции государства по обеспечению оптимальных условий функционирования рынка.
Накопленный опыт и анализ различных взглядов помогли понять суть процесса монополизации, и на обеспечение условий добросовестной конкуренции направлена государственная антимонопольная политика, целью которой является эффективное противостояние попыткам фирм контролировать определенный сегмент рынка и поддерживание баланса между конкуренцией и монополиями на оптимальном для РФ уровне.
Наиболее эффективной и развитой моделью государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры отрасли через запрещение слияний крупных фирм, в случае если оно в результате приведет к ослаблению конкуренции или установлению монополии.
В настоящее время в России деятельность монополий ограничивает ряд нормативно-правовых актов. Так Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Главным достоинством данного закона является регулирование поведения предприятий как на товарном, так и финансовом рынках. Так формируется правовая база по единому толкованию добросовестных и недобросовестных форм конкуренции субъектов экономики, параллельно действующих на обоих рынках.
Рассматривая особенности борьбы с монополиями в России, нельзя обойти вниманием деятельность Федеральной антимонопольной службы - органа, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства [3]. Федеральный антимонопольный орган также играет немаловажную роль в федеральных программах демонополизации, программах развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
Основная причина неэффективности проводимой антимонопольной политики - широкий круг полномочий, возложенный на ФАС. К примеру, в развитых странах антимонопольная политика включает в себя контроль проявлений монополистический деятельности, регулирование сделок слияний и поглощений [4]. В России к сфере применения данной политики, помимо этого, относится регулирование государственных закупок, рекламы, иностранных инвестиций. Подобное расширение функций антимонопольного ведомства чрезмерно. Нельзя не отметить, что ФАС перегружена делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Существенная часть из них касается нарушений, последствием которых явилось ущемление интересов отдельных субъектов, но не ограничение конкуренции на рынке. В зарубежной практике подобные дела - задача судов либо отраслевых регуляторов. Недостаточная активность органов по защите прав потребителей, отсутствие отраслевых регуляторов оставляет открытым вопрос об освобождении антимонопольного органа от дел данной отрасли.
Антимонопольная политика не ограничивается влиянием на монопольные структуры только со стороны законодательства. Она предполагает и ряд экономических мер, среди которых выделяют прямое и косвенное регулирование. Прямой метод регулирования предполагает принятие решений хозяйствующими субъектами, основанных не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства: установление «потолков цен» и установление предела норм прибыли. К мерам косвенного регулирования относятся в основном финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике страны: налогообложение продукции и налогообложение сверхприбылей.
Проблематичность практического осуществления антимонопольной политики связана с применением, главным образом, экономических механизмов, которые на текущий момент не достаточно развиты в России. Соответственно, эффективность антимонопольной политики определяют, прежде всего, развитостью национальных рынков и объективностью государственной экономической политики.
В настоящее время проблема монополизации и недобросовестной конкуренции выходит за рамки экономической - она все больше затрагивает политические и социальные аспекты. Общеизвестно, что в некоторых случаях деятельность монополий является оправданной и необходимой, но эти процессы должны контролироваться со стороны государства в целях недопущения злоупотребления своим монопольным положением.
Список использованной литературы:
1. Конкуренция (Сотреййоп) - это [Электронный ресурс] Режим доступа:http://forexaw.com/TER.Ms/Economic_terms_and_concepts/BшmessЛ348_, свободный. Загл. с экрана. Яз.рус. (дата обращения: август 2016 г.).
2. История экономики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bibliotekar.ru/istoria-economiki-2/40.htm, свободный. Загл. с экрана. Яз.рус. (дата обращения: август 2016 г.).
3. Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. Загл. с экрана. Яз.рус. (дата обращения: август 2016 г.).
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №8/2016 ISSN 2411-717Х
4. Пахомова Н.В. Регулирование сделок, слияний и поглощений в США и поглощений в США и ЕС: экономико-правовые рамки, современные тенденции России // Вестник Петербургского Университета. Серия 5: Экономика. 2010 г. №4. С. 62-76.
© Бицунова С.А., 2016
Егорова Наталья Евгеньевна
д.э.н., профессор ЦЕМИ РАН, г.Москва, РФ E-mail: [email protected] Гордеева Елена Александровна нач. управления международных связей КГТУ,
г.Калининград, РФ E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ БАНКОВСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЦЕССЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СТРУКТУРЫ ССУДНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Аннотация
В условиях ужесточения экономических условий в связи с действиями санкций, актуальной становится проблема формирования стратегии управления проблемной ссудной задолженностью Российских банков. Авторы оптимизировали управление кредитно-инвестиционными ресурсами банка на основе предложенной оптимальной стратегии управления проблемной ссудной задолженностью.
Abstract
In the context of tightening economic conditions due to the sanctions, the problem of development of optimum problem loan debt strategy of Russian banks becomes rather up to date. The authors optimized the management of investment funds of the bank on the basis of the proposed optimal problem loan debt management strategy.
Ключевые слова:
ссудная задолженность, стратегия управления, экономико-математическая модель, оптимизационные
задачи.
Keywords:
loan debt, management strategy, economic and mathematical model, optimization problems.
Искусственные внешние негативные воздействия со стороны мировой финансовой системы, а также понижение инвестиционных рейтингов России ведущими международными рейтинговыми агентствами обусловили ограниченные возможности доступа российских банков к внешним источникам дешевых и долгосрочных заимствований, а также осуществлений рефинансирования нашими банками и компаниями ранее полученных кредитов и займов по низкой процентной ставке.
В новых сложившихся экономических условиях происходит падение качества ссудной задолженности, сформированной банками во время финансовой стабильности и стимулирующей монетарной политики, проводимой рядом ведущих мировых центральных банков. Ухудшение качества ссудной задолженности приводит к росту просроченной и проблемной ссудной задолженности (ПСЗ) банковских организаций. Объем выданных российскими банками кредитов по официальным статистическим данным составляет на 01.01.2016 г. более 44 трлн руб., а размер проблемной задолженности около 2 трлн руб. (или 4,5% от общей суммы ссудной задолженности). Начиная с 2014 г. доля ПСЗ снижалась, однако она не достигла