Л.А. Можаева
АНТИМИЛИТАРИСТСКАЯ БОРЬБА И МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ФОКУСЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЮНОШЕСКОГО ДНЯ
В статье освещаются основные аспекты политической направленности празднования в России и в ряде европейских стран Международного юношеского дня - молодежного Первого мая - в первой половине ХХ в. Показано, как празднование Международного юношеского дня способствовало складыванию традиций международной солидарности молодежи в борьбе против войн и агрессий.
Ключевые слова: Международный юношеский день, международная солидарность молодежи, антимилитаристская борьба, комсомол, социалистические союзы молодежи, Коммунистический Интернационал молодежи.
В качестве праздника Международный юношеский день был учрежден решением Международной социалистической конференции молодежи, состоявшейся в Берне в 1915 г., в целях мобилизации молодежи на борьбу с милитаризмом, за мир, против империалистической войны.
Выступавшие на конференции представители большевиков И.Ф. Арманд и Г.И. Егоров (Сафаров) ознакомили присутствовавших с лозунгами большевиков и их программой превращения войны империалистической в войну гражданскую, однако не получили поддержки большинства. Пацифистские настроения преобладали. Делегаты осудили захватнический характер войны и приняли решение восстановить распавшийся ранее Интернационал молодежи. Штаб его был перенесен в Швейцарию.
Конференция постановила ежегодно в первое воскресенье сентября проводить «Международный антимилитаристический
© Можаева Л.А., 2014
день молодежи». Так зародился Международный юношеский день (МЮД) борьбы с империалистической войной.
3 октября этого же года МЮД впервые провели в Швейцарии, Нидерландах, США, Италии, Румынии и ряде других стран. Это было первое выступление против войны, и оно имело огромное значение в объединении антимилитаристских усилий. В демонстрациях и митингах этого дня приняли участие более 120 тыс. человек1. Особенно ярко праздник прошел в Скандинавских странах, Германии и Швейцарии, Америке. С 1916 по 1931 г. праздник отмечался в первое воскресенье сентября, а с 1932 г. по предложению некоторых секций Коммунистического интернационала молодежи - 1 сентября. С самого начала этот праздник представлял собой массовое действо: проводились демонстрации и митинги.
В отечественных исследованиях, как правило, указывается, что Международный юношеский день в России был впервые проведен в сентябре 1917 г., а последний раз - в 1945 г. В то же время анализ источников позволяет утверждать, что воззвание Интернационального бюро молодежи из Цюриха было получено в России в конце сентября, а праздник отмечался в Москве 15 октября 1917 г.2 Охваченная всесторонним кризисом Россия осенью 1917 г. явно ощущала начало революционного взрыва. В Петрограде и Москве постоянно шли массовые демонстрации против войны, ядром антивоенных выступлений была молодежь, как рабочая, так и студенческая. Надо подчеркнуть, что лето-осень 1917 г. - время социально-политического объединения молодежи и создания социалистических молодежных союзов, многие из которых находились под идейным влиянием большевиков. В России, в отличие от Европы первый Международный юношеский день праздновали под лозунгами превращения войны империалистической в войну гражданскую, т. е. в духе ленинских концепций классовой борьбы. Большевистская пресса называла войну «орудием порабощения», «палачом всякого революционного движения», «величайшим дезорганизатором и провокатором международного единения рабочих»3. Молодежная социалистическая печать характеризовала демонстрацию 15 октября 1917 г. как могучий сигнал «к борьбе с войной и капиталом всех угнетенных и обездоленных...»4. Большевики последовательно вводили молодежь в орбиту своей деятельности, что не согласовалось с постановлением копенгагенской Конференции Интернационала молодежи 1910 г., которое подчеркивало, что самостоятельность движения пролетарской молодежи - одно из лучших средств социалистической борьбы с милитаризмом.
Юношеские дни 1917 и 1918 гг. прошли под знаком защиты и поддержки советской России. Их основными лозунгами были следующие: «За мировую революцию!», «Поддержка русской революции!», «За борьбу против виновников войны!»
1918 и 1919 гг. - время завершения мировой войны, борьбы с ее последствиями и нарастания революционной волны в ряде европейских стран. Революционному примеру России последовали рабочие Германии, Австрии, Италии. Они вели активную борьбу за власть. Наряду с этим шла острая борьба внутри международных юношеских организаций. Она, по существу, отражала ситуацию в мировом социалистическом движении: его раскол и создание III Коммунистического Интернационала. Большевики-ленинцы и их сторонники в европейских странах активно пропагандировали в Интернационале молодежи революционную идею, критикуя «абстрактное» разоружение и пацифизм. Бескомпромиссную позицию занимал В.И. Ленин. В журнале «Интернационал молодежи» была впервые опубликована его статья «Военная программа пролетарской революции», в которой он подчеркивал, что пацифистское требование разоружения в условиях империалистической войны означает полный отказ от классовой борьбы. Он выдвинул задачу вооружения пролетариата для обезоруживания буржуазии и победы над ней5. Многие социалистические союзы молодежи склонялись к позиции активной классовой борьбы интернационалистов. Молодежное движение организационно-политически раскололось, и в ноябре 1919 г. в Берлине состоялся учредительный конгресс Коммунистического Интернационала молодежи (КИМ), конституировавший его на правах секции Коминтерна. В то же время далеко не все молодежные организации европейских стран сразу устремились к переходу на коммунистические позиции, хотя признавали их авторитетными. В ряде стран молодежные организации продолжали носить социал-демократический характер или были федерациями. Члены коммунистических союзов молодежи во многих государствах преследовались и нередко находились в подполье.
КИМ видел свою задачу в организации широкого массового движения молодежи в защиту ее интересов на основе теории и практики марксизма-ленинизма. Борьба против милитаризма, войны и фашизма, поддержка советской России и СССР стояли в центре внимания КИМ. Традиция проведения МЮД была сохранена, и он официально стал днем борьбы за коммунизм и пропаганду его идей среди молодежи мира, которые транслировались в мощной мессианской форме. В 1918 и 1919 гг. МЮД сопровождали лозунги «За Советскую Россию!», «За Коминтерн!», «За Всемирную Про-
летарскую Революцию и диктатуру пролетариата!». В ряде стран праздник был массовым. В праздновании МЮДа 1919 г. в Германии участвовали свыше 40 тыс. человек. В Эссене в демонстрации приняли участие более 10 тыс. человек. Во многих городах Германии, Австрии, Италии и Швеции прошли столкновения с полицией. По трехтысячной демонстрации в Берлине стреляли из пулеметов. В советской России всеобщий праздник молодежи прошел под лозунгом солидарности с молодыми рабочими Запада и Востока, под лозунгом мировой пролетарской революции6.
VI МЮД 1920 г. был одним из самых грандиозных молодежных праздников. Во многих странах с 29 августа по 4 сентября прошли подготовительные мероприятия. Было выпущено в свет большое количество агитационной литературы. Сам праздник 4 сентября был посвящен жертвам юношеского движения. Политическим узникам были собраны материальные средства. В агитационных собраниях этого дня участвовали более 1 млн человек. По данным прессы, 10 тыс. человек вступили в союзы молодежи. Бурными были демонстрации в Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Италии, Англии, Голландии, Болгарии. Федерация социалистической молодежи Франции организовала первый МЮД в Африке. В Тунисе в этот день создан коммунистический союз молодежи7.
С 1920 г. Международный юношеский день ежегодно организованно отмечался в советской России. Он являлся важным интернациональным праздником и своего рода связующим звеном между рабочей молодежью Запада и большевистской России. Власть с его помощью стремилась сформировать пролетарское мировоззрение у советской молодежи с особым интернационалистским оттенком, помогающим утвердить в юных умах идею мировой революции и коммунистического торжества в будущем. Эта функция МЮДа стояла на первом месте для советских идеологов. С 1920 г. характер праздника в России по сравнению с 1917 г. начал меняться. Во-первых, значительно расширились территориальные рамки. Он вышел за пределы столиц, вовлекая рабоче-крестьянскую молодежь всей России. Во-вторых, в содержании и атрибутике МЮДа сильно проявлялись классовые аспекты антимилитаристской борьбы, проводимые в жизнь руководством КИМа, где значительное влияние оказывал российский комсомол и руководство Коминтерна во главе с В.И. Лениным. Накануне был устроен Всероссийский коммунистический субботник молодежи в пользу жертв революции, который стал часто сопровождать МЮД в России и СССР. Считается, что в праздновании VI МЮД приняли участие более 3 млн молодых рабочих. Из всех международных выступлений
предыдущих лет демонстрации этого дня заняли одно из первых мест по сплоченности молодежи и революционности ее лозунгов.
Праздник 1921 г. проводился в мире под знаком помощи голодающим в советской России. КИМ инициировал сбор средств для России. Германия, Швеция, Норвегия, Швейцария, Италия, Голландия, Франция были охвачены демонстрациями. Во многих странах они сопровождались экономическими требованиями, а молодые рабочие демонстрировали готовность вести борьбу за их претворение в жизнь. Весьма частыми были стычки демонстрантов с полицией. Не менее оживленно прошел МЮД в Монголии, Туркестане, Хиве, Бухаре, Азербайджане. По-прежнему широко МЮД праздновали в России. Основным лозунгом было «Участие молодежи в экономическом строительстве Советской России!».
31 августа 1922 г. на заседании Президиума ВЦИК РСФСР были рассмотрены предложения Бюро ЦК РКСМ об установлении Международного юношеского дня в качестве государственного революционного праздника советской молодежи. 2 сентября декрет был опубликован в «Правде» и «Известиях ВЦИК»8.
После того, как в 1922 г. в Италии к власти пришел Муссолини, к IX МЮД был провозглашен антимилитаристский лозунг «Долой фашизм и империалистическую войну!». Спад революционной волны в Европе привел к усилению противостояния молодежных организаций с властью. Социалисты и тем более члены коммунистических союзов молодежи испытывали жестокое преследование. Особенно остро это проявлялось в Польше и в странах Балтии. Поэтому со временем доминанта празднования МЮД перемещается в СССР.
В известной степени переломным в звучании и организации МЮД оказался 1924 г. КИМ предложил провести его под лозунгами борьбы «Против порабощения рабочего класса принятием плана Дауэса!». По мнению КИМ, этот план выплаты репарационных платежей Германией странам-победительницам в Первой мировой войне был нацелен на поддержание агрессора в лице Германии. С этого момента и до начала Второй мировой войны проведение каждого МЮД сопровождалось антифашистскими и антивоенными лозунгами. Это в полной мере отражало отношение Коммунистического Интернационала молодежи и СССР к сложившейся в Западной Европе международной обстановке9.
Смерть В.И. Ленина оказала влияние на праздник молодежной солидарности. Комсомольская печать отмечала: «7-е сентября в советской стране проводит Ленинский Комсомол. Демонстрация в Красной Москве будет проходить около Мавзолея, в котором
лежит Ильич. Но и в самом глухом и заброшенном уголке нашей страны 7-го сентября колонны рабоче-крестьянской молодежи будут чувствовать, что они проходят около Мавзолея...»10. С этого времени традиция проведения демонстрации МЮД перед Мавзолеем и праздничных речей представителей КИМ, ЦК ВКП(б), ЦК и МК РЛКСМ с его трибун приняла постоянный характер.
С начала 1930-х гг. дата Международного юношеского дня становится подвижной. В 1932 г. Пленум Исполкома КИМ, отмечая, что «первое воскресенье сентября, в которое проводится МЮД, как и любое другое воскресенье, не является для революционной, как и для всей трудящейся молодежи важнейших стран - СССР, Китая, Индии, Японии и др., в какой бы то ни было мере знаменательным днем», со вниманием отнесся к мнению комсомольских организаций в странах, где коммунистические партии были немногочисленны и находились в оппозиции к существующей власти. Они высказывались за перенос праздника на будний день, поскольку воскресные МЮДовские мероприятия часто срывают проведение стачек и боевых мероприятий непосредственно на заводах и фабриках. Президиум Исполкома КИМ решил с 1933 г. проводить МЮД 1 сентября. Это мотивировалось в том числе и тем, что на протяжении 18 лет он праздновался в первые дни сентября и во многих странах совпадал с призывом в армию, что усиливало его антимилитаристскую направленность11.
С приходом национал-социалистов к власти в Германии в 1933 г. начала усиливаться угроза новой войны. После решений VII конгресса Коминтерна 1935 г. Международный юношеский день проводился под основным лозунгом создания единого рабочего фронта в борьбе против главного врага - фашизма. В 1936-1937 гг. наблюдается подъем антифашистского движения в мире и его значительные успехи во Франции, Испании, Англии, Чехословакии и др. В сентябре 1933 г. в Париже собрался I Всемирный конгресс молодежи против фашизма и войны, который обсудил задачи объединения сил всей антифашистской молодежи. В августе - сентябре 1936 г. состоялся Женевский международный конгресс молодежи. В нем наряду с коммунистическими молодежными союзами приняли участие вопреки запрету властей молодые социалисты12. В 1936 г. возникло Всемирное объединение за мир. Это способствовало объединению широких кругов трудящихся, интеллигенции, либеральной буржуазии, пацифистов, членов обществ друзей Лиги наций, демократической молодежи независимо от религиозных и политических убеждений. Движение борьбы за мир становилось массовым. Это придало новый импульс Меж-
дународному юношескому дню в мире, в том числе в России. На протяжении последующих предвоенных лет проведение праздника было неразрывно связано с антифашистской и антивоенной пропагандой. Пресса печатала статистические данные, наглядные материалы, свидетельствующие о наращивании военной мощи Германии, Италии и Японии. Наряду с этим приводились данные о проблемах жизни рабочей молодежи этих стран. Содержание и лозунги МЮД полностью определялись задачами конкретного этапа мирового революционного движения и стремлением предотвратить надвигающуюся войну.
Начавшаяся Вторая мировая война привела к появлению в оккупированных странах антифашистских молодежных групп. Их борьба носила подпольный характер. Это сказалось на возможностях проведения Международного юношеского дня. Специфика ситуации определила характер проведения МЮД в СССР.
Состоявшийся в марте 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) особое внимание уделил задачам усиления борьбы за предотвращение войны, укрепления отношений со странами, борющимися против фашизма и национал-социализма, подчеркнул необходимость всемерного повышения обороноспособности страны. В этой связи накануне XXV МЮД, который проводился в СССР 5 августа 1939 г., ЦК ВЛКСМ принял решение мобилизовать комсомольцев на более активное участие в государственном и хозяйственном строительстве и улучшать интернациональное воспитание молодежи13. 29 августа ЦК постановил перенести демонстрации, посвященные XXV Международному юношескому дню, с 1 на 6 сентября14. В последующие годы дата проведения праздника была подвижной и определялась ЦК ВЛКСМ.
С началом Великой Отечественной войны СССР стал ведущей силой в борьбе против фашизма. 7 сентября 1941 г. 27-й раз отмечался Международный юношеский день в СССР. Он стал одной из первых крупных интернациональных акций комсомола в начале войны. Несмотря на огромные трудности, ЦК ВЛКСМ провел накануне большую подготовительную работу, предопределившую реальный вклад этого праздника в дело обороны страны. 19 августа ЦК принял решение о проведении в стране вместо традиционных МЮДовских демонстраций Всесоюзный воскресник комсомольцев и молодежи, а заработанные средства отчислить в фонд обороны страны. Вместе с молодежью на воскресник вышли пожилые рабочие, работницы и интеллигенция. По неполным данным, только в Москве в воскреснике приняли участие 850 тыс. жителей15. В период подготовки и проведения XXVII МЮД усили-
лось движение солидарности с СССР за рубежом. Прогрессивные юношеские организации Кубы, в частности, собрали и отправили в СССР сахар, кофе и табак на общую сумму 3 тыс. дол.
XXVII МЮД открыл череду международных молодежных антифашистских акций в СССР и в других странах. 28 сентября
1941 г. в Колонном зале Москвы состоялся первый антифашистский митинг советской молодежи. С его трибуны на весь мир раздался призыв к молодежи всего мира: «Фашизм - наш смертельный враг. У нас сейчас одна задача - разгромить фашизм. Гитлеризм должен быть уничтожен, он будет уничтожен». В октябре 1941 г. в Лондоне прошел Международный юношеский митинг. В нем участвовала молодежь 20 стран, в том числе многих государств Азии и Африки. «Работать, учиться и бороться для победы» - такую задачу определил митинг. «Мы приняли вызов и создадим новый мир. Мы сознаем свою миссию и ответственность за будущее», -заявляла клятва молодежи, прозвучавшая на лондонском митинге. На митинге был создан Всемирный совет молодежи по борьбе с фашизмом, а по его инициативе в ноябре 1942 г. в Лондоне начала работу Международная конференция демократической молодежи, объединившая юношеские организации почти 30 стран16.
В отечественной литературе нет достоверных сведений о последнем праздновании Международного юношеского дня. Расходятся в сведениях по этому вопросу энциклопедические словари и справочники. На данный момент можно утверждать, что в
1942 г. МЮД стоял в советском праздничном календаре. Об этом свидетельствуют некоторые приказы и постановления по действующей армии в годы Великой Отечественной войны. В частности Международный юношеский день значится в Постановлении Государственного комитета обороны № ГОКО-1227с от 11 мая 1942 г., подписанном И.В. Сталиным в числе революционных и общественных советских праздников наряду с 1 мая и 7 ноября17.
Имеющиеся источники свидетельствуют, что последним в истории было празднование XXVIII Международного юношеского дня 6 сентября 1942 г., причем организованно он прошел только в СССР. Накануне праздника в Москве состоялось посвященное ему собрание комсомольского актива. В Колонном зале Дома Союзов собрались представители молодежи из различных отраслей промышленности, стахановцы, бойцы, командиры и политработники Красной Армии, молодые ученые, артисты, студенты. Почетный президиум возглавлял И.В. Сталин.
На этом собрании прозвучал призыв к молодежи «отдать все силы всенародному делу достижения победы над врагом»18.
6 сентября в Зеленом театре Центрального парка им. Горького собрались 10 тыс. юношей и девушек. В честь 28-й годовщины МЮД прошли показательные выступления сильнейших советских гимнастов, борцов и боксеров. У гранитных берегов на Москве-реке был организован двухкилометровый заплыв с участием мастеров спорта19. О более поздней истории празднования МЮД нет документальных свидетельств. В 1943 г. Коминтерн принял решение о самороспуске, и, соответственно, прекратила свое существование его секция - Коммунистический Интернационал молодежи - главный организатор Международного юношеского дня в 1920-1930-е гг.
Вся история МЮДа свидетельствует о том, что это был один из главных международных праздников молодежи, а в СССР - единственный собственно молодежный праздник, официально закрепленный в календаре государства. МЮД отразил все переломные и важнейшие этапы международных событий и внутренней жизни различных стран периода конца Первой мировой - начала Второй мировой войны. Его главная направленность - антимилитаризм и интернационализм в молодежном движении - способствовала выработке организационных форм и содержательных концепций сплочения молодежи мира в борьбе против войн и агрессий. Это происходило непросто, в условиях жесткого противостояния сил различного политического спектра. По существу, Международный юношеский день, если оценивать его историческую значимость, помог заложить традиции международной солидарности молодежи в борьбе за мир и свои права.
Примечания
Щелканов П. Международный юношеский день // Смена. 1924. № 13. Сент. С. 17.
Подробнее см.: Можаева Л.А. Международный юношеский день в России: К истории одного праздника // История в подробностях. 2010. № 4. Окт. С. 48-51.
Социал-демократ. 1917. 15 (28) окт. Интернационал молодежи. 1917. № 1. С. 10. 5 Ленин В.И. Полн. собр. соч.: В 55 т. Т. 30. М., 1969. С. 135-136. Щелканов П. Указ. соч. С. 19. Там же.
РГАСПИ. Ф. 1(М). Оп. 21. Д. 32. Л. 5, 6. Правда. 1924. 1 сент. С. 1.
15
16
18 19
Смена. 1924. № 13. С. 4.
РГАСПИ. Ф. 1(М). Оп. 23. Д. 241. Л. 70.
Привалов В.В. Коммунистический Интернационал молодежи: Страницы истории. М.: Молодая гвардия, 1979. С. 240. РГАСПИ. Ф. 1(М). Оп. 23. Д. 1342. Л. 74. Там же. Л. 73.
Правда. 1941. 20 авг. С. 2-3.
См.: Привалов В.В. Указ. соч. С. 256-257.
1942 год. Май [Электронный ресурс] // Военная литература. URL: http:// militera.lib.ru/docs/da/nko_1941-1942/11.html (дата обращения: 20.05.2013). Правда. 1942. 6 сент. С. 1. Там же. 7 сент. С. 1.
10
11
12
13
14
17