Научная статья на тему 'Антимилитаристская борьба и международная солидарность молодежи в политическом фокусе Международного юношеского дня'

Антимилитаристская борьба и международная солидарность молодежи в политическом фокусе Международного юношеского дня Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
206
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ ДЕНЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / АНТИМИЛИТАРИСТСКАЯ БОРЬБА / КОМСОМОЛ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ МОЛОДЕЖИ / КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ МОЛОДЕЖИ / INTERNATIONAL YOUTH DAY / INTERNATIONAL YOUTH SOLIDARITY / ANTI-MILITARIST STRUGGLE / YOUNG COMMUNIST LEAGUE / SOCIALIST YOUTH UNIONS / YOUNG COMMUNIST INTERNATIONAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Можаева Любовь Алексеевна

В статье освещаются основные аспекты политической направленности празднования в России и в ряде европейских стран Международного юношеского дня молодежного Первого мая в первой половине XX в. Показано, как празднование Международного юношеского дня способствовало складыванию традиций международной солидарности молодежи в борьбе против войн и агрессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-militarist struggle and youth international solidarity in the political focus of International Youth Day

The article covers the main aspects of the political orientation of the celebration of the International Youth Day youth First of May in Russia and in some European countries in the first half of the twentieth century. The article reveals how the celebration of the International Youth Day contributed to the formation of traditions of the international youth solidarity in the struggle against war and aggression.

Текст научной работы на тему «Антимилитаристская борьба и международная солидарность молодежи в политическом фокусе Международного юношеского дня»

Л.А. Можаева

АНТИМИЛИТАРИСТСКАЯ БОРЬБА И МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ФОКУСЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЮНОШЕСКОГО ДНЯ

В статье освещаются основные аспекты политической направленности празднования в России и в ряде европейских стран Международного юношеского дня - молодежного Первого мая - в первой половине ХХ в. Показано, как празднование Международного юношеского дня способствовало складыванию традиций международной солидарности молодежи в борьбе против войн и агрессий.

Ключевые слова: Международный юношеский день, международная солидарность молодежи, антимилитаристская борьба, комсомол, социалистические союзы молодежи, Коммунистический Интернационал молодежи.

В качестве праздника Международный юношеский день был учрежден решением Международной социалистической конференции молодежи, состоявшейся в Берне в 1915 г., в целях мобилизации молодежи на борьбу с милитаризмом, за мир, против империалистической войны.

Выступавшие на конференции представители большевиков И.Ф. Арманд и Г.И. Егоров (Сафаров) ознакомили присутствовавших с лозунгами большевиков и их программой превращения войны империалистической в войну гражданскую, однако не получили поддержки большинства. Пацифистские настроения преобладали. Делегаты осудили захватнический характер войны и приняли решение восстановить распавшийся ранее Интернационал молодежи. Штаб его был перенесен в Швейцарию.

Конференция постановила ежегодно в первое воскресенье сентября проводить «Международный антимилитаристический

© Можаева Л.А., 2014

день молодежи». Так зародился Международный юношеский день (МЮД) борьбы с империалистической войной.

3 октября этого же года МЮД впервые провели в Швейцарии, Нидерландах, США, Италии, Румынии и ряде других стран. Это было первое выступление против войны, и оно имело огромное значение в объединении антимилитаристских усилий. В демонстрациях и митингах этого дня приняли участие более 120 тыс. человек1. Особенно ярко праздник прошел в Скандинавских странах, Германии и Швейцарии, Америке. С 1916 по 1931 г. праздник отмечался в первое воскресенье сентября, а с 1932 г. по предложению некоторых секций Коммунистического интернационала молодежи - 1 сентября. С самого начала этот праздник представлял собой массовое действо: проводились демонстрации и митинги.

В отечественных исследованиях, как правило, указывается, что Международный юношеский день в России был впервые проведен в сентябре 1917 г., а последний раз - в 1945 г. В то же время анализ источников позволяет утверждать, что воззвание Интернационального бюро молодежи из Цюриха было получено в России в конце сентября, а праздник отмечался в Москве 15 октября 1917 г.2 Охваченная всесторонним кризисом Россия осенью 1917 г. явно ощущала начало революционного взрыва. В Петрограде и Москве постоянно шли массовые демонстрации против войны, ядром антивоенных выступлений была молодежь, как рабочая, так и студенческая. Надо подчеркнуть, что лето-осень 1917 г. - время социально-политического объединения молодежи и создания социалистических молодежных союзов, многие из которых находились под идейным влиянием большевиков. В России, в отличие от Европы первый Международный юношеский день праздновали под лозунгами превращения войны империалистической в войну гражданскую, т. е. в духе ленинских концепций классовой борьбы. Большевистская пресса называла войну «орудием порабощения», «палачом всякого революционного движения», «величайшим дезорганизатором и провокатором международного единения рабочих»3. Молодежная социалистическая печать характеризовала демонстрацию 15 октября 1917 г. как могучий сигнал «к борьбе с войной и капиталом всех угнетенных и обездоленных...»4. Большевики последовательно вводили молодежь в орбиту своей деятельности, что не согласовалось с постановлением копенгагенской Конференции Интернационала молодежи 1910 г., которое подчеркивало, что самостоятельность движения пролетарской молодежи - одно из лучших средств социалистической борьбы с милитаризмом.

Юношеские дни 1917 и 1918 гг. прошли под знаком защиты и поддержки советской России. Их основными лозунгами были следующие: «За мировую революцию!», «Поддержка русской революции!», «За борьбу против виновников войны!»

1918 и 1919 гг. - время завершения мировой войны, борьбы с ее последствиями и нарастания революционной волны в ряде европейских стран. Революционному примеру России последовали рабочие Германии, Австрии, Италии. Они вели активную борьбу за власть. Наряду с этим шла острая борьба внутри международных юношеских организаций. Она, по существу, отражала ситуацию в мировом социалистическом движении: его раскол и создание III Коммунистического Интернационала. Большевики-ленинцы и их сторонники в европейских странах активно пропагандировали в Интернационале молодежи революционную идею, критикуя «абстрактное» разоружение и пацифизм. Бескомпромиссную позицию занимал В.И. Ленин. В журнале «Интернационал молодежи» была впервые опубликована его статья «Военная программа пролетарской революции», в которой он подчеркивал, что пацифистское требование разоружения в условиях империалистической войны означает полный отказ от классовой борьбы. Он выдвинул задачу вооружения пролетариата для обезоруживания буржуазии и победы над ней5. Многие социалистические союзы молодежи склонялись к позиции активной классовой борьбы интернационалистов. Молодежное движение организационно-политически раскололось, и в ноябре 1919 г. в Берлине состоялся учредительный конгресс Коммунистического Интернационала молодежи (КИМ), конституировавший его на правах секции Коминтерна. В то же время далеко не все молодежные организации европейских стран сразу устремились к переходу на коммунистические позиции, хотя признавали их авторитетными. В ряде стран молодежные организации продолжали носить социал-демократический характер или были федерациями. Члены коммунистических союзов молодежи во многих государствах преследовались и нередко находились в подполье.

КИМ видел свою задачу в организации широкого массового движения молодежи в защиту ее интересов на основе теории и практики марксизма-ленинизма. Борьба против милитаризма, войны и фашизма, поддержка советской России и СССР стояли в центре внимания КИМ. Традиция проведения МЮД была сохранена, и он официально стал днем борьбы за коммунизм и пропаганду его идей среди молодежи мира, которые транслировались в мощной мессианской форме. В 1918 и 1919 гг. МЮД сопровождали лозунги «За Советскую Россию!», «За Коминтерн!», «За Всемирную Про-

летарскую Революцию и диктатуру пролетариата!». В ряде стран праздник был массовым. В праздновании МЮДа 1919 г. в Германии участвовали свыше 40 тыс. человек. В Эссене в демонстрации приняли участие более 10 тыс. человек. Во многих городах Германии, Австрии, Италии и Швеции прошли столкновения с полицией. По трехтысячной демонстрации в Берлине стреляли из пулеметов. В советской России всеобщий праздник молодежи прошел под лозунгом солидарности с молодыми рабочими Запада и Востока, под лозунгом мировой пролетарской революции6.

VI МЮД 1920 г. был одним из самых грандиозных молодежных праздников. Во многих странах с 29 августа по 4 сентября прошли подготовительные мероприятия. Было выпущено в свет большое количество агитационной литературы. Сам праздник 4 сентября был посвящен жертвам юношеского движения. Политическим узникам были собраны материальные средства. В агитационных собраниях этого дня участвовали более 1 млн человек. По данным прессы, 10 тыс. человек вступили в союзы молодежи. Бурными были демонстрации в Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Италии, Англии, Голландии, Болгарии. Федерация социалистической молодежи Франции организовала первый МЮД в Африке. В Тунисе в этот день создан коммунистический союз молодежи7.

С 1920 г. Международный юношеский день ежегодно организованно отмечался в советской России. Он являлся важным интернациональным праздником и своего рода связующим звеном между рабочей молодежью Запада и большевистской России. Власть с его помощью стремилась сформировать пролетарское мировоззрение у советской молодежи с особым интернационалистским оттенком, помогающим утвердить в юных умах идею мировой революции и коммунистического торжества в будущем. Эта функция МЮДа стояла на первом месте для советских идеологов. С 1920 г. характер праздника в России по сравнению с 1917 г. начал меняться. Во-первых, значительно расширились территориальные рамки. Он вышел за пределы столиц, вовлекая рабоче-крестьянскую молодежь всей России. Во-вторых, в содержании и атрибутике МЮДа сильно проявлялись классовые аспекты антимилитаристской борьбы, проводимые в жизнь руководством КИМа, где значительное влияние оказывал российский комсомол и руководство Коминтерна во главе с В.И. Лениным. Накануне был устроен Всероссийский коммунистический субботник молодежи в пользу жертв революции, который стал часто сопровождать МЮД в России и СССР. Считается, что в праздновании VI МЮД приняли участие более 3 млн молодых рабочих. Из всех международных выступлений

предыдущих лет демонстрации этого дня заняли одно из первых мест по сплоченности молодежи и революционности ее лозунгов.

Праздник 1921 г. проводился в мире под знаком помощи голодающим в советской России. КИМ инициировал сбор средств для России. Германия, Швеция, Норвегия, Швейцария, Италия, Голландия, Франция были охвачены демонстрациями. Во многих странах они сопровождались экономическими требованиями, а молодые рабочие демонстрировали готовность вести борьбу за их претворение в жизнь. Весьма частыми были стычки демонстрантов с полицией. Не менее оживленно прошел МЮД в Монголии, Туркестане, Хиве, Бухаре, Азербайджане. По-прежнему широко МЮД праздновали в России. Основным лозунгом было «Участие молодежи в экономическом строительстве Советской России!».

31 августа 1922 г. на заседании Президиума ВЦИК РСФСР были рассмотрены предложения Бюро ЦК РКСМ об установлении Международного юношеского дня в качестве государственного революционного праздника советской молодежи. 2 сентября декрет был опубликован в «Правде» и «Известиях ВЦИК»8.

После того, как в 1922 г. в Италии к власти пришел Муссолини, к IX МЮД был провозглашен антимилитаристский лозунг «Долой фашизм и империалистическую войну!». Спад революционной волны в Европе привел к усилению противостояния молодежных организаций с властью. Социалисты и тем более члены коммунистических союзов молодежи испытывали жестокое преследование. Особенно остро это проявлялось в Польше и в странах Балтии. Поэтому со временем доминанта празднования МЮД перемещается в СССР.

В известной степени переломным в звучании и организации МЮД оказался 1924 г. КИМ предложил провести его под лозунгами борьбы «Против порабощения рабочего класса принятием плана Дауэса!». По мнению КИМ, этот план выплаты репарационных платежей Германией странам-победительницам в Первой мировой войне был нацелен на поддержание агрессора в лице Германии. С этого момента и до начала Второй мировой войны проведение каждого МЮД сопровождалось антифашистскими и антивоенными лозунгами. Это в полной мере отражало отношение Коммунистического Интернационала молодежи и СССР к сложившейся в Западной Европе международной обстановке9.

Смерть В.И. Ленина оказала влияние на праздник молодежной солидарности. Комсомольская печать отмечала: «7-е сентября в советской стране проводит Ленинский Комсомол. Демонстрация в Красной Москве будет проходить около Мавзолея, в котором

лежит Ильич. Но и в самом глухом и заброшенном уголке нашей страны 7-го сентября колонны рабоче-крестьянской молодежи будут чувствовать, что они проходят около Мавзолея...»10. С этого времени традиция проведения демонстрации МЮД перед Мавзолеем и праздничных речей представителей КИМ, ЦК ВКП(б), ЦК и МК РЛКСМ с его трибун приняла постоянный характер.

С начала 1930-х гг. дата Международного юношеского дня становится подвижной. В 1932 г. Пленум Исполкома КИМ, отмечая, что «первое воскресенье сентября, в которое проводится МЮД, как и любое другое воскресенье, не является для революционной, как и для всей трудящейся молодежи важнейших стран - СССР, Китая, Индии, Японии и др., в какой бы то ни было мере знаменательным днем», со вниманием отнесся к мнению комсомольских организаций в странах, где коммунистические партии были немногочисленны и находились в оппозиции к существующей власти. Они высказывались за перенос праздника на будний день, поскольку воскресные МЮДовские мероприятия часто срывают проведение стачек и боевых мероприятий непосредственно на заводах и фабриках. Президиум Исполкома КИМ решил с 1933 г. проводить МЮД 1 сентября. Это мотивировалось в том числе и тем, что на протяжении 18 лет он праздновался в первые дни сентября и во многих странах совпадал с призывом в армию, что усиливало его антимилитаристскую направленность11.

С приходом национал-социалистов к власти в Германии в 1933 г. начала усиливаться угроза новой войны. После решений VII конгресса Коминтерна 1935 г. Международный юношеский день проводился под основным лозунгом создания единого рабочего фронта в борьбе против главного врага - фашизма. В 1936-1937 гг. наблюдается подъем антифашистского движения в мире и его значительные успехи во Франции, Испании, Англии, Чехословакии и др. В сентябре 1933 г. в Париже собрался I Всемирный конгресс молодежи против фашизма и войны, который обсудил задачи объединения сил всей антифашистской молодежи. В августе - сентябре 1936 г. состоялся Женевский международный конгресс молодежи. В нем наряду с коммунистическими молодежными союзами приняли участие вопреки запрету властей молодые социалисты12. В 1936 г. возникло Всемирное объединение за мир. Это способствовало объединению широких кругов трудящихся, интеллигенции, либеральной буржуазии, пацифистов, членов обществ друзей Лиги наций, демократической молодежи независимо от религиозных и политических убеждений. Движение борьбы за мир становилось массовым. Это придало новый импульс Меж-

дународному юношескому дню в мире, в том числе в России. На протяжении последующих предвоенных лет проведение праздника было неразрывно связано с антифашистской и антивоенной пропагандой. Пресса печатала статистические данные, наглядные материалы, свидетельствующие о наращивании военной мощи Германии, Италии и Японии. Наряду с этим приводились данные о проблемах жизни рабочей молодежи этих стран. Содержание и лозунги МЮД полностью определялись задачами конкретного этапа мирового революционного движения и стремлением предотвратить надвигающуюся войну.

Начавшаяся Вторая мировая война привела к появлению в оккупированных странах антифашистских молодежных групп. Их борьба носила подпольный характер. Это сказалось на возможностях проведения Международного юношеского дня. Специфика ситуации определила характер проведения МЮД в СССР.

Состоявшийся в марте 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) особое внимание уделил задачам усиления борьбы за предотвращение войны, укрепления отношений со странами, борющимися против фашизма и национал-социализма, подчеркнул необходимость всемерного повышения обороноспособности страны. В этой связи накануне XXV МЮД, который проводился в СССР 5 августа 1939 г., ЦК ВЛКСМ принял решение мобилизовать комсомольцев на более активное участие в государственном и хозяйственном строительстве и улучшать интернациональное воспитание молодежи13. 29 августа ЦК постановил перенести демонстрации, посвященные XXV Международному юношескому дню, с 1 на 6 сентября14. В последующие годы дата проведения праздника была подвижной и определялась ЦК ВЛКСМ.

С началом Великой Отечественной войны СССР стал ведущей силой в борьбе против фашизма. 7 сентября 1941 г. 27-й раз отмечался Международный юношеский день в СССР. Он стал одной из первых крупных интернациональных акций комсомола в начале войны. Несмотря на огромные трудности, ЦК ВЛКСМ провел накануне большую подготовительную работу, предопределившую реальный вклад этого праздника в дело обороны страны. 19 августа ЦК принял решение о проведении в стране вместо традиционных МЮДовских демонстраций Всесоюзный воскресник комсомольцев и молодежи, а заработанные средства отчислить в фонд обороны страны. Вместе с молодежью на воскресник вышли пожилые рабочие, работницы и интеллигенция. По неполным данным, только в Москве в воскреснике приняли участие 850 тыс. жителей15. В период подготовки и проведения XXVII МЮД усили-

лось движение солидарности с СССР за рубежом. Прогрессивные юношеские организации Кубы, в частности, собрали и отправили в СССР сахар, кофе и табак на общую сумму 3 тыс. дол.

XXVII МЮД открыл череду международных молодежных антифашистских акций в СССР и в других странах. 28 сентября

1941 г. в Колонном зале Москвы состоялся первый антифашистский митинг советской молодежи. С его трибуны на весь мир раздался призыв к молодежи всего мира: «Фашизм - наш смертельный враг. У нас сейчас одна задача - разгромить фашизм. Гитлеризм должен быть уничтожен, он будет уничтожен». В октябре 1941 г. в Лондоне прошел Международный юношеский митинг. В нем участвовала молодежь 20 стран, в том числе многих государств Азии и Африки. «Работать, учиться и бороться для победы» - такую задачу определил митинг. «Мы приняли вызов и создадим новый мир. Мы сознаем свою миссию и ответственность за будущее», -заявляла клятва молодежи, прозвучавшая на лондонском митинге. На митинге был создан Всемирный совет молодежи по борьбе с фашизмом, а по его инициативе в ноябре 1942 г. в Лондоне начала работу Международная конференция демократической молодежи, объединившая юношеские организации почти 30 стран16.

В отечественной литературе нет достоверных сведений о последнем праздновании Международного юношеского дня. Расходятся в сведениях по этому вопросу энциклопедические словари и справочники. На данный момент можно утверждать, что в

1942 г. МЮД стоял в советском праздничном календаре. Об этом свидетельствуют некоторые приказы и постановления по действующей армии в годы Великой Отечественной войны. В частности Международный юношеский день значится в Постановлении Государственного комитета обороны № ГОКО-1227с от 11 мая 1942 г., подписанном И.В. Сталиным в числе революционных и общественных советских праздников наряду с 1 мая и 7 ноября17.

Имеющиеся источники свидетельствуют, что последним в истории было празднование XXVIII Международного юношеского дня 6 сентября 1942 г., причем организованно он прошел только в СССР. Накануне праздника в Москве состоялось посвященное ему собрание комсомольского актива. В Колонном зале Дома Союзов собрались представители молодежи из различных отраслей промышленности, стахановцы, бойцы, командиры и политработники Красной Армии, молодые ученые, артисты, студенты. Почетный президиум возглавлял И.В. Сталин.

На этом собрании прозвучал призыв к молодежи «отдать все силы всенародному делу достижения победы над врагом»18.

6 сентября в Зеленом театре Центрального парка им. Горького собрались 10 тыс. юношей и девушек. В честь 28-й годовщины МЮД прошли показательные выступления сильнейших советских гимнастов, борцов и боксеров. У гранитных берегов на Москве-реке был организован двухкилометровый заплыв с участием мастеров спорта19. О более поздней истории празднования МЮД нет документальных свидетельств. В 1943 г. Коминтерн принял решение о самороспуске, и, соответственно, прекратила свое существование его секция - Коммунистический Интернационал молодежи - главный организатор Международного юношеского дня в 1920-1930-е гг.

Вся история МЮДа свидетельствует о том, что это был один из главных международных праздников молодежи, а в СССР - единственный собственно молодежный праздник, официально закрепленный в календаре государства. МЮД отразил все переломные и важнейшие этапы международных событий и внутренней жизни различных стран периода конца Первой мировой - начала Второй мировой войны. Его главная направленность - антимилитаризм и интернационализм в молодежном движении - способствовала выработке организационных форм и содержательных концепций сплочения молодежи мира в борьбе против войн и агрессий. Это происходило непросто, в условиях жесткого противостояния сил различного политического спектра. По существу, Международный юношеский день, если оценивать его историческую значимость, помог заложить традиции международной солидарности молодежи в борьбе за мир и свои права.

Примечания

Щелканов П. Международный юношеский день // Смена. 1924. № 13. Сент. С. 17.

Подробнее см.: Можаева Л.А. Международный юношеский день в России: К истории одного праздника // История в подробностях. 2010. № 4. Окт. С. 48-51.

Социал-демократ. 1917. 15 (28) окт. Интернационал молодежи. 1917. № 1. С. 10. 5 Ленин В.И. Полн. собр. соч.: В 55 т. Т. 30. М., 1969. С. 135-136. Щелканов П. Указ. соч. С. 19. Там же.

РГАСПИ. Ф. 1(М). Оп. 21. Д. 32. Л. 5, 6. Правда. 1924. 1 сент. С. 1.

15

16

18 19

Смена. 1924. № 13. С. 4.

РГАСПИ. Ф. 1(М). Оп. 23. Д. 241. Л. 70.

Привалов В.В. Коммунистический Интернационал молодежи: Страницы истории. М.: Молодая гвардия, 1979. С. 240. РГАСПИ. Ф. 1(М). Оп. 23. Д. 1342. Л. 74. Там же. Л. 73.

Правда. 1941. 20 авг. С. 2-3.

См.: Привалов В.В. Указ. соч. С. 256-257.

1942 год. Май [Электронный ресурс] // Военная литература. URL: http:// militera.lib.ru/docs/da/nko_1941-1942/11.html (дата обращения: 20.05.2013). Правда. 1942. 6 сент. С. 1. Там же. 7 сент. С. 1.

10

11

12

13

14

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.