Научная статья на тему 'Антикризисные стратегии развития туризма'

Антикризисные стратегии развития туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / DEVELOPMENT OF TOURISM / THE ECONOMIC CRISIS / ANTI-CRISIS MEASURES OF THE FEDERAL TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Лидия Михайловна

В статье приведены результаты анализа последствий влияния мирового экономического кризиса на туризм в России и за рубежом. Описаны антикризисные программы развития туризма некоторых стран лидеров мировой туриндустрии. Рассмотрены антикризисные меры Правительства РФ с точки зрения развития туризма. Приведена характеристика проекта концепции ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимова Лидия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of the effects of the global economic crisis on tourism in Russia and abroad. It describes the anti-crisis program of development of tourism of some countries leaders of the world tourist industry. The anti-crisis measures of the government of the Russian federation from the point of view of tourism development. Also article presents characteristic of the concept of the federal target program "development of internal and entrance tourism".

Текст научной работы на тему «Антикризисные стратегии развития туризма»

УДК 338.48

АНТИКРИЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Максимова Лидия Михайловна, ассистент кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», [email protected],

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The article presents the analysis of the effects of the global economic crisis on tourism in Russia and abroad. It describes the anti-crisis program of development of tourism of some countries - leaders of the world tourist industry. The anti-crisis measures of the government of the Russian federation from the point of view of tourism development. Also article presents characteristic of the concept of the federal target program "development of internal and entrance tourism".

В статье приведены результаты анализа последствий влияния мирового экономического кризиса на туризм в России и за рубежом. Описаны антикризисные программы развития туризма некоторых стран - лидеров мировой туриндустрии. Рассмотрены антикризисные меры Правительства РФ с точки зрения развития туризма. Приведена характеристика проекта концепции ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма».

Key words: development of tourism, the economic crisis, anti-crisis measures of the federal target program

Ключевые слова: развитие туризма, экономический кризис, антикризисные меры, федеральная целевая программа

Мировой экономический кризис коснулся практически всех отраслей мировой экономики. Индустрия туризма и гостеприимства также не избежала отрицательных последствий его влияния. Количество международных путешествий снизилось во всем мире. В соответствии с данными Всемирной туристской организации, количество международных туристских прибытий в 2009 году снизилось по отношению к 2008 году на 4% до 880 млн прибытий. Во многих странах остановилось строительство гостиниц, большое количество гостиниц было закрыто. Оставшиеся средства размещения в борьбе за клиентов вынуждены сильно снижать цены и оптимизировать издержки. Однако темпы снижения количества международных туристских прибытий сокращаются. В первом

стр. 89 из 326

квартале 2009 года падение количества прибытий составило 10%, во втором - 7%, в третьем - 2%, а в последнем был отмечен даже рост туристских прибытий на уровне 2%. Исходя из этой динамики, специалисты Всемирной туристской организации прогнозируют в 2010 году рост прибытий на 3-4%. [6]

По данным Федерального агентства по туризму, в 2009 году количество поездок российских граждан за рубеж с целью туризма составило 9555,2 тыс. Это на 15,5% меньше, чем в 2008 году. Несмотря на отрицательную динамику въездного потока, темпы сокращения въезда иностранных туристов снижаются. Так, количество иностранных туристов за 6 месяцев 2009 года было на 15% меньше, чем за первое полугодие предыдущего года. По итогам 2009 года въездной туристский поток иностранных граждан в Российскую Федерацию составил 2100,6 тыс. поездок, что на 8% меньше показателей 2008 года [4].

В целях стимулирования въездных и внутренних потоков правительства стран-лидеров мировой туриндустрии принимают программы антикризисных мер. Так, правительство Греции выделило туриндустрии помощь в размере €200 млн. Кроме того, был принят ряд законодательных актов для расширения возможностей туризма и снижения налогообложения турфирм. Расходы на продвижение Греции за границей в 2009 году были увеличены на 50% относительно рекламного бюджета 2008 года. В частности, рекламные средства были потрачены на проведение активной кампании для рекламы местных бутик-отелей и неповторимой греческой кухни. Были разработаны туристические программы по новым видам отдыха и экстремальным видам спорта.

Для облегчения деятельности туристских предприятий в период экономического спада правительство Египта сняло с отелей обязательства по софинансированию рекламной компании страны на международном рынке. Для чартерных перевозчиков были снижены топливные и аэропортовые сборы, а для тех авиакомпаний, которые совершают не менее 11 чартерных рейсов в месяц, были введены дополнительные скидки. Общий размер финансовой помощи гостиницам и авиакомпаниям составил $1,2 млрд.

Рекламная кампания Египта за рубежом акцентировала внимание на доступности отдыха в этой стране. В результате Египет оказался одной из немногих стран, в которую по итогам 2009 года въездной поток российских туристов не только не уменьшился, но и вырос на 13% [5].

Весной 2009 года был разработан и представлен на обсуждение проект Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации [2]. В окончательном варианте программы, с учетом мнений экспертов, граждан РФ, представителей партий, общественных и политических организаций, Программа была утверждена

Правительством РФ лишь 19 июня 2009 года. Было определено 7 приоритетных направлений антикризисных мероприятий. С точки зрения развития туризма наиболее важны 3 из них:

• выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала;

• активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста;

• стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики.

Связь первого приоритета Программы антикризисных мер с развитием туристской индустрии состоит в том, что одна из главных социальных функций туризма -восстановление здоровья и трудоспособности граждан. В рамках второго приоритета можно рассматривать переориентацию потока российских туристов с выездного туризма на внутренний, что поможет поддержать предприятия сферы туризма и сервиса в период экономического спада и сократить отток средств за рубеж. Третий приоритет подразумевает развитие авиа- и судостроения, финансирование транспортной инфраструктуры и обновление парка пассажирского транспорта. А транспортные и инфраструктурные проблемы являются одними из основных на пути развития туризма в Российской Федерации.

В Программе также были перечислены основные мероприятия по оздоровлению российской экономики. Рассмотрим те из них, которые касаются индустрии туризма. Одно из них - разработка мер по содействию развитию секторов, наиболее перспективных в плане импортозамещения и наращивания внутреннего спроса, было намечено на сентябрь-октябрь 2009 года. Внутренний туризм, наряду со здравоохранением и образованием, стал одним из таких секторов. Однако в отчете Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по итогам реализации данных мер в конце 2009 года говорилось о проделанной работе по преодолению кризисных явлений только в четырех отраслях, наиболее перспективных, по мнению Министерства, в плане импортозамещения - автомобилестроении, лесной, легкой и фармацевтической промышленности.

Второе мероприятие - разработка концепции программы развития внутреннего и въездного туризма, которая проходила в ноябре - декабре 2009 года. Основной целью федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2016 годы)» является создание благоприятных условий для устойчивого развития туризма в РФ. ФЦП предполагает развитие государственно-частного партнерства в туризме, то есть активных и взаимовыгодных отношений между органами государственного управления на

федеральном, региональном и местном уровнях и предприятиями и общественными организациями туристской сферы. При этом основная роль государства будет заключаться в финансировании и создании инженерной инфраструктуры и создании благоприятного инвестиционного климата территорий. Группы взаимодействующих компаний, общественных организаций и органов государственного управления, объединенные территориальной близостью и участвующие в обслуживании туристских потоков, будут объединяться в туристско-рекреационные кластеры с учетом ключевых региональных ресурсов. В пилотную группу территорий - участников Программы войдут Бурятия, Ростовская, Владимирская, Новгородская, Ярославская области, Кабардино-Балкарская, Чеченская республики, Ставропольский край, Дагестан и Татарстан [3].

На реализацию мероприятий программы предполагается потратить 332 млрд руб. Финансирование программы будет происходить за счет средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, но большую часть составят внебюджетные средств -211 млрд. руб., что составит более 63% всего объема финансирования. Структура бюджета программы по источникам финансирования представлена на рис. 1.

63,6%

28,9%

7,5%

■ Средства федерального бюджета

□ Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

□ Внебюджетные средства

Рис. 1. Структура источников финансирования ФЦП «Развитие внутреннего и въездного

туризма (2011-2016 годы)»

Полученные средства будут расходоваться по 3 основным направлениям: капитальное строительство объектов инженерной инфраструктуры, проведение научноисследовательских работ и продвижение национального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Структура бюджета программы по направлениям финансирования представлена на рис. 2.

98,39%

□ Капитальные вложения (субсидии) ■ НИОКР

□ Прочие расходы

Рис. 2. Структура направлений финансирования ФЦП «Развитие внутреннего и

въездного туризма (2011-2016 годы)»

Результаты реализации мероприятий Программы носят экономический и социальный характер. С одной стороны, произойдет пополнение бюджетов регионов за счет налоговых поступлений, сократится капитала, вывозимого российскими гражданами, выезжающими отдыхать за границу. С другой стороны, появятся новые рабочие места, а отдых в России станет более доступным для таких категорий граждан, как пенсионеры, дети и студенты. В соответствии с расчетами целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы доля туризма во внутреннем валовом продукте РФ вырастет с 2,8% в 2009 году до 4% в 2016. Объем внутреннего туризма увеличится на 39% с 32 млн чел. в 2009 году до 44,5 млн чел. в 2016 году [3].

Таким образом, сравнивая антикризисные меры России и стран-лидеров мирового туризма, можно сделать вывод, что реализация российских мер рассчитана на долгую перспективу, тогда как другие страны предприняли незамедлительные меры по нейтрализации негативного влияния кризиса на въездные туристские потоки и уже получили положительный эффект. Однако у России отсутствует та база туристской индустрии, которая позволяет быстро реагировать на негативные изменения во внешней среде. Поэтому Программа развития внутреннего и въездного туризма скорее решает те проблемы, которые препятствовали и продолжают препятствовать развитию туризма в РФ, вне зависимости от кризиса.

Литература

1. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год.

2. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009

год.

3. Проект концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)».

4. www.russiatourism.ru. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России. (Дата обращения: 12.04.2011).

5. www.ratanews.ru. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. (Дата обращения: 12.04.2011).

6. www.unwto.org - официальный сайт Всемирной туристской организации. (Дата обращения: 12.04.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.