Научная статья на тему 'Антикризисные программы Греции: тяжелый опыт взаимоотношений с ЕС. (обзор)'

Антикризисные программы Греции: тяжелый опыт взаимоотношений с ЕС. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ГРЕЦИИ / ЕС / СТРУКТУРНЫЕ И СИСТЕМНЫЕ СЛАБОСТИ ЭКОНОМИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисные программы Греции: тяжелый опыт взаимоотношений с ЕС. (обзор)»

Aviation Agreement), то базирующиеся на ее территории самолеты могут потерять право летать в США или между европейскими городами.

Б.Г. Ивановский

2018.02.016. ЕЕ. ЛУЦКАЯ. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ ГРЕЦИИ: ТЯЖЕЛЫЙ ОПЫТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ЕС. (Обзор).

Ключевые слова: экономика Греции; ЕС; структурные и системные слабости экономики.

С 2008 г. экономика Греции находится в глубоком кризисе: огромный государственный долг (в 2016 г. - 179% ВВП), дефициты бюджета и платежного баланса, напряженность на денежном рынке, рынках труда, товаров и услуг. Общие потери, понесенные Грецией за годы кризиса, чрезвычайно велики. По данным на 2017 г., ВВП упал на 25%, по уровню безработицы (23%) и уровню бедности Греция занимает соответственно первое и третье место в ЕС (1, с. 3; 2, с. 294).

Антикризисные программы (первая начала осуществляться в 2010 г.) были разработаны под контролем ЕС и МВФ и соответствовали их требованиям к странам-членам, которые не имеют потенциала для проведения политики расширения спроса и инвестиций. Ставились две краткосрочные цели: восстановление бюджетного баланса и обеспечение финансовой стабильности. Средне- и долгосрочными целями были: экономическое оживление, урегулирование госдолга, повышение конкурентоспособности экономики, устранение внешних дисбалансов.

В рамках антикризисных программ были разработаны меры в области экономической политики, предусматривающие жесткую экономию государственных расходов; внутреннюю девальвацию всех видов доходов (прибыль, зарплаты и др.) для сокращения одновременно внутреннего потребления и стоимости торгуемых товаров и услуг (конечная цель данной меры - рост экспорта и развитие импортозамещения); расширение механизма открытой рыночной экономики и структурные реформы с акцентом на дерегулирование рынка труда и уменьшение роли профсоюзов; приватизацию госпредприятий и государственных активов. При условии выполнения

этих задач предусматривалось предоставление Греции финансовой помощи со стороны МВФ и Европейского центрального банка (ЕЦБ). Общая сумма международных кредитов, предоставленных Греции с 2010 г., составила 326 млрд евро (380 млрд долл.). Большая их часть была истрачена на обслуживание госдолга и урегулирование балансов (3, с. 235).

Цели антикризисных программ, однако, не были достигнуты. В 2015 г. экономика Греции вступила в новую волну рецессии, причем более суровой, чем можно было бы ожидать. ВВП упал на 25%, безработица резко возросла, что привело к возникновению серьезных социальных проблем. Несмотря на все усилия в сфере бюджетной консолидации, показатель доли госдолга относительно ВВП вырос. По мнению греческих специалистов (2), причины спада объясняются политической и макроэкономической нестабильностью; системными рисками, в частности, угрозой Грекзита (выхода Греции из зоны евро); отсрочками в проведении реформ; негативными экстерналиями. На развитие рецессии повлиял также фактор быстрого сжатия внутреннего спроса, вызванного падением реальных зарплат и резким ужесточением бюджетной политики, сыгравшего роль мультипликатора негативных процессов.

Что касается повышения конкурентоспособности Греции, то, несмотря на девальвацию, эта цель далека от реализации. За период 2008-2016 гг. позиция Греции среди 138 стран мира даже ухудшилась - она переместилась с 67-го на 86-е место (2, с 295). В сбалансировании платежного баланса достигнуты определенные «успехи» в основном за счет значительного сокращения импорта как следствия внутренней девальвации и рецессии, а не роста экспорта.

Поскольку меры экономической политики, предусмотренные антикризисными программами, не достигли поставленных целей, закономерно предположение, что эта политика не учитывала хронический структурный дисбаланс экономки Греции.

Преобладание потребления над сбережениями и инвестициями. Главным фактором высоких темпов экономического роста в Греции после вступления в ЕС был рост внутреннего потребительского спроса, стимулированный зарубежными займами по низким процентным ставкам. При этом сбережения и инвестиции в тот период сократились (относительно ВВП). С началом кризиса и принятием антикризисных программ фактор внутреннего спроса пере-

стал быть двигателем роста. Главной задачей стал перевод ресурсов в сферу инвестиций для усиления производственной базы. Но хотя общий объем потребления в последние годы сократился, его доля в чистом национальном доходе существенно превышает долю валовых инвестиций, что в основном объясняется кредитным сжатием. За период 2010-2016 гг. денежная масса (М3) сократилась на 36%, а общая сумма банковских кредитов - на 30% (2, с. 296). Одновременно возросли реальные процентные ставки. Ограничительная монетарная политика привела к сокращению депозитов, утечке капитала, обострению банковских проблем и, в конечном счете, к введению контроля над движением капиталов. Резкое сокращение ликвидности в экономике сыграло роль спускового крючка порочного круга рецессии. Антикризисная политика привела к сокращению потребления, но не способствовала росту инвестиций. В итоге прежняя модель роста в значительной мере осталась без изменений.

Интровертность экономики Греции и низкая эластичность производства. Греция, в отличие от других стран со схожей экономикой, не смогла увеличить экспорт. Одновременно с падением внутреннего спроса и объема производства сократился импорт, но роста экспорта не произошло, несмотря на сокращение такой важной статьи издержек производства как реальные зарплаты. Это объясняется несколькими причинами (2):

- рост некоторых других статей издержек более чем перекрыл сокращение зарплат;

- в структуре выпуска доминируют отрасли, производящие неторгуемые услуги, а также традиционные сектора обрабатывающей промышленности, характеризующиеся ограниченной ориентацией на экспорт и невысокой международной конкурентоспособностью. Кроме того, греческие фирмы в малой степени интегрированы в глобальные сети и, как следствие, не могут извлечь выгоду из участия в производственных и сбытовых цепочках;

- небольшой размер большинства греческих предприятий. Среди всех стран ЕС в Греции наивысшая доля в экономике самозанятых предпринимателей и мелких предприятий с числом занятых менее 10. Ограниченные финансовые ресурсы и небольшой опыт управления не позволяют им достичь уровня, достаточного для конкуренции на глобальных рынках;

- отраслевая структура экспорта Греции отличается низким уровнем специализации и конкурентоспособности (за исключением морских перевозок и туризма);

- росту экспорта препятствует недостаточное кредитование. В период 2010-2016 гг. банковские кредиты сектору внешней торговли сократились на 45%.

Системные причины невысокой инвестиционной привлекательности. В отличие от других стран ЕС, в том числе стран Юго-Восточной Европы, экономике Греции присуща хронически низкая инвестиционная привлекательность. В период 2004-2010 гг. среднегодовой приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну составлял не более 1% ВВП по сравнению с 3,7% в ЕС и 2% в странах Юго-Восточной Европы. По этому показателю Греция отстает также от других стран, осуществляющих антикризисные программы (Ирландия, Португалия), и стран, столкнувшихся с финансовыми проблемами (Испания). Главными факторами, препятствующими притоку ПИИ в Грецию, являются: политическая нестабильность, высокие налоги на бизнес, сверхвысокий уровень госрегулирования и неэффективная правительственная бюрократия (особенно фактор коррупции). Большая часть этих факторов, в частности коррупция, существовали и до кризиса и не были устранены мерами антикризисной политики. Рецессия и уменьшение доступа к финансовым ресурсам способствовали дальнейшему ослаблению инвестиционной активности.

Хронические структурные недостатки государственной финансовой системы. Наращивание госдолга было обусловлено двумя взаимосвязанными причинами: чрезмерными расходами и потерей доходов. Особенно заметно в последние годы росли расходы по статье «Социальное страхование», в частности расходы на пенсии. Греческие пенсионные фонды традиционно сводятся с дефицитом, который финансируется за счет бюджетных субсидий. За период 2000-2016 гг. общая сумма госсубсидий этим фондам составила 191 млрд евро, т.е. 58% суммы госдолга на конец 2016 г. Несмотря на усилия сократить расходы на пенсии в соответствии с антикризисными программами, они остаются высокими по сравнению со средними величинами в других странах ОЭСР - в 2014 г. соответствующие показатели в процентах от ВВП составили 15,3 и 7,9% (2, с. 299).

К хроническим проблемам бюджетной системы относятся: государственное сверхрегулирование и сложность налогового законодательства в сочетании с высокими ставками налогов (в течение 1975-2016 гг. через парламент прошло свыше 250 налоговых законопроектов); недостатки налогового администрирования. Рост взносов на цели социального страхования способствует развитию теневой экономики, что, в конечном счете, сказывается на сокращении налоговой базы. Греция представляет собой одну из самых крупных серых экономик с высокой степенью уклонения от налогов (6-9% ВВП) среди стран ЕС. Потери доходной части бюджета от неуплаты налогов сопоставимы с величиной годовых расходов на обслуживание госдолга. Специалисты считают, что для решения налоговых проблем Греции требуется последовательная государственная стратегия, включающая следующие меры: сокращение налоговых ставок, ужесточение налогового аудита, развитие технологии сбора налогов, повышение уровня квалификации налоговиков.

Таким образом, главными причинами продолжительной рецессии в Греции являются политика жесткой бюджетной экономии, политическая нестабильность, отсрочки в проведении приватизации. Антикризисные программы были направлены на борьбу с симптомами кризиса, а не с их причинами, и потому эти программы оказались неэффективными.

Американский исследователь из Центра экономических и политических исследований (г. Вашингтон) М. Уайсброт (М. Weis-Ьго1:), анализируя взаимоотношения Греции с ЕС, отмечает, что выход Греции из Евросоюза в 2015 г. (период обострения кризиса) был бы для страны наименьшим из зол - в этом случае удалось бы достичь более быстрого экономического оживления. Власти ЕС не заинтересованы в восстановлении греческой экономики в обозримом будущем. По мнению Уайсброта, дело не в деньгах. Главные страны ЕС и МВФ не очень озабочены затратами на цели достижения Грецией нормативных показателей бюджета и платежного баланса (на эти цели требуется лишь 4,5 млрд евро из объявленного в 2015 г. нового пакета субсидий, превышающего 80 млрд. евро) (3, с. 235). Причем, чем ниже будут темпы экономического оживления, тем большие потери будут нести кредиторы Греции (все вместе они владеют 86% долговых обязательств страны) на реструктуризации долга. Новая кредитная программа Европейского механизма стаби-

лизации (EMS) была обусловлена теми же, что и прежде, требованиями - дальнейшим сокращением бюджетных расходов и урегулированием госдолга. Почти вся сумма кредитов будет использована для выплаты задолженности и рекапитализации греческих банков. Греции удалось избежать дефолта, но ее основные проблемы не были решены, и прогнозы на выход из рецессии не оправдались.

По мнению Уайсброта, основными причинами жесткого давления руководства ЕС на Грецию является стремление наказать эту страну, а также опасение, что другие уязвимые экономики, подобные греческой, захотят выйти из ЕС прежде, чем их захлестнет массовая безработица. Именно политика евро-властей является главной причиной стрессовой ситуации в стране. Проблема госдолга страны могла бы быть решена еще в 2010 г. с помощью определенной суммы займов со стороны кредиторов. Кроме того, ЕЦБ мог бы оказать вербальную поддержку греческим долговым обязательствам подобно тому, как он поступил относительно обязательств Италии и Испании в 2012 г. Однако ЕЦБ и другие кредиторы предпочли тактику затягивания депрессии (требования относительно бюджетного ужесточения, сокращения пенсий и социальных расходов, сокращение числа занятых в госсекторе), вследствие чего их потери существенно возросли. Эта «игра в труса» была характерна для политики ЕЦБ (не только в отношении Греции) в течение всего периода после кризиса 2008-2009 гг. и явилась причиной затягивания рецессии в ЕС еще на два года после первоначальных признаков оживления. Только в 2012 г. председатель ЕЦБ смог заявить, что «банк сделал все, чтобы сохранить евро» (3, с. 236).

В том, чтобы Греция оставалась в рамках ЕС, помимо евров-ластей, заинтересован еще один сильный игрок - правительство США, для которого важно сохранить единство Европы как главного союзника. США настояли на публикации выводов МВФ относительно необходимости списания части греческого долга. Однако даже эта мера не будет достаточной для восстановления экономики Греции в ближайшем будущем.

Последняя надежда на экономическое оживление появилась в июле 2017 г. в связи с объявленным участием Греции (впервые за весь кризисный период) в программе ЕЦБ по покупке долговых облигаций. Продажа долга на сумму 3 млрд евро позволит стране получить «стабильный доступ на международные рынки» и осла-

бить долговое бремя. Однако, считают специалисты, несмотря на наметившийся в первом квартале 2017 г. слабый экономический рост в 0,4%, конец трудностям Греции пока не просматривается (1, с. 2). Страна, еще не преодолевшая последствий политики жесткой экономии, будет вынуждена, ради восстановления финансовой системы и удовлетворения требований кредиторов, продолжать повышать налоги и сокращать пенсии. Большая часть структурных и системных недостатков в экономике до сих пор сохраняются, препятствуя выходу страны из рецессии. Греция нуждается в политике, нацеленной на создание экономической системы с функционирующими рынками и институтами, способной сформировать новую производственную модель, основанную на инновациях и свободном предпринимательстве.

Список литературы

1. Alderman L. Greece looks to turn a corner after years of economic pain // New York Times. - 2017. - July. - Mode of access: https://www.nytimes.com/2017/07/24/ business/dealbook/greece-debt-bonds.html

2. Kotios A., Galanos G., Koutoulakis M. How Greece's systemic weaknesses limited the effectiveness of the adjustment programmes // Intereconomics. - Heidelberg, 2017. - Vol. 52, N 5. - P. 293-301.

3. Weisbrot M. Despite pressure from Washington, greek bailout increases grexit odds // Intereconomics. - Heidelberg, 2015. - Vol. 50, N 4. - P. 235-236.

2018.02.017. ЭЙЛ-МАЗЗЕГА М.-А. ПОЛЬСКОЕ «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ».

EYL-MAZZEGA M.-A. L'équation énergétique polonaise // Editoriaux de l'Ifri. - P.: Ifri, 2017. - Mode of access: https://www.ifri.org/fr/ publications/editoriaux-de-lifri/edito-energie/lequation-energetique-polonaise#sthash.pO2XJJCs.2SlhWkFy.dpbs

Ключевые слова: Польша; «Газпром»; диверсификация газоснабжения; энергоэффективность; возобновляемые источники энергии; уголь.

В статье директора Центра энергетики Французского института международных отношений (Institut français des relations internationales, Ifri) анализируются проблемы польской энергетики.

В течение последних 10 лет Польша стремится снизить зависимость от «Газпрома», который в течение многих лет обеспечивал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.