Научная статья на тему 'АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В 2008 ГОДУ'

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В 2008 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ / ОБЛИГАЦИИ / БАНК / ИПОТЕЧНЫЙ КРИЗИС / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябинин Е.Д.

Кризис 2008 года достаточно серьезно отразился на стабильности не только финансовой системы Соединённых Штатов, но и добрался до Российской Федерации. Статья рассматривает проблемы ипотечного кризиса и меры, принятые государственными органами власти для смягчения его последствий не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе, что в конечном итоге повышало уровень ВВП страны и способствовало сохранению устойчивости экономики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS MEASURES OF THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2008

The crisis of 2008 quite seriously affected the stability of not only the financial system of the United States, but also reached the Russian Federation. The article examines the problems of the mortgage crisis and the measures taken by the state authorities to mitigate its consequences not only in the short term, but also in the long term, which ultimately increased the level of the country's GDP and contributed to maintaining the stability of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В 2008 ГОДУ»

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В 2008 ГОДУ Е.Д. Рябинин, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOr.10.244n/2500-m0-2022-n-4-269-274

Аннотация. Кризис 2008 года достаточно серьезно отразился на стабильности не только финансовой системы Соединённых Штатов, но и добрался до Российской Федерации. Статья рассматривает проблемы ипотечного кризиса и меры, принятые государственными органами власти для смягчения его последствий не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе, что в конечном итоге повышало уровень ВВП страны и способствовало сохранению устойчивости экономики РФ.

Ключевые слова: Правительство РФ, облигации, банк, ипотечный кризис, налоги.

В эпоху постиндустриального развития мировой экономики происходит огромное количество событий: положительно влияющих на её устойчивость или же наоборот, накладывающих эффект замедления и застоя. Одним из таких событий в 21 веке стал Мировой экономический кризис 2008 года.

Также стоит отметить, что актуальность данной работы можно связать с тем фактом, что повторное изучение данной темы, может позволить предугадать возможную точку зарождения следующего схожего экономического упадка или же воспользоваться имеющимся опытом смягчения последствий таковых. Прежде чем разбираться с действиями органов власти РФ в столь сложной обстановке на внутреннем финансовом рынке, необходимо рассмотреть причины, по которым мир в принципе оказался в кризисной ситуации.

Данный кризис был связан прежде всего с коллапсом американской банковской системы, а именно в связи с образованием финансового пузыря на рынке недвижимости и ипотечных ценных бумаг (далее ИЦБ). Впервые это понятие появилось в Соединённых Штатах Америки, где создавалась система ипотечного кредитования с использованием долговых ценных бумаг -облигаций. С механизмом работы самой ИЦБ не было никаких серьёзных проблем, многие страны, в том числе Россия, имели их в свободном обращении и до сих пор имеют, однако действия, которые пред-

принимались для обеспечения и оценки бумаг в США вызывали ряд беспокойств.

В России первая эмиссия ИЦБ была запущена осенью 2003 года. Нормативно-правовым регулятором данного акта стал Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» ФЗ №152-ФЗ. Там же приведены основные понятия, касающиеся этой сферы финансового рынка.

Итак, ипотечные ценные бумаги - это облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия;

Облигация с ипотечным покрытием -это облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается полностью или в части залогом ипотечного покрытия [1].

Непосредственно для данной тематики статьи интересно второе понятие: облигации с ипотечным покрытием, так как именно с ними была связана большая часть мошенничеств на рынке ИЦБ.

Для того, чтобы облигацию можно было выпустить на рынок ценных бумаг, её необходимо обеспечивать конкретными долговыми обязательствами. Иными словами, кредитор берущий ИЦБ обязывался их выплатить в соответствии с чётко установленными условиями. Зачастую происходило так, что кредиторы не могли больше отвечать перед банком по своим обязательствам, тогда их банк продавал более крупному банку эти кредиты, которые ничем не были обеспечены, за счёт чего получал премию и тем самым создавал деньги из ничего, а как следствие нарастала инфляция. Более того рейтинговые

агентства присваивали таким облигациям более высокие оценки (так как им тоже было выгодно получать больше средств для осуществления своей деятельности), в результате чего ИЦБ начали «размываться» и уже было невозможно отличить обеспеченные облигации от необеспеченных [2, с. 2].

Данная операция не была чем-то из ряда вон выходящим, наоборот, десятки крупнейших банков и рейтинговых агентств США занимались этой практикой на протяжении нескольких лет, а как следствие в стране сложилась ситуация, при которой десятки тысяч жилых домов и апартаментов продавались без какой-либо финансовой базы под ними. Вскоре вырастала инфляция, появлялся высокий уровень безработицы, закрывались банки, а люди

начали оставаться без жилья. Также происходило увеличение спроса на кредитные средства, что превышало общее предложение денег, таким образом создавался кризис ликвидности или по-другому кризис банковской системы. Поскольку американская экономика не существует в вакууме и имеет огромное количество экономических и политических взаимосвязей с другими государствами, кризис начинает затрагивать не только Соединённые Штаты, но и страны Европы, в том числе Россию.

Так на приведённом ниже рисунке 1 можно видеть снижение динамики рынка по биржевым индексам Московской межбанковской валютной биржи (далее ММВБ) в сентябре 2008 года.

Рис. 1 Изменение объёма торгов акциями индекса ММВБ, в сентябре 2008 г. [4]

Период отображения данного графика был выбран не случайно, так как именно сентябрь 2008 года считается началом Мирового экономического кризиса. На этом графике можно отчетливо проследить достаточно резкое снижение индекса и объема торгов на российском рынке, причем по данной тенденции видно серьёзную скорость развития кризиса и полное закрытие торгов 18 сентября. Эти процессы были вызваны уменьшением

деловой активности и снижением ликвидности банковской сферы, а также доступности кредитных ресурсов в стране. Столь серьёзные изменения на фондовом рынке были одним из ранних сигналов надвигающегося спада в 2009 году, что будет описано далее.

Помимо изменения биржевых котировок, экономический спад в 2008 году повлиял и на внутренний валовый продукт в России. На рисунке 2 ниже

можно увидеть, что на протяжении 3 лет с 2005 года, наблюдался тренд роста ВВП до 1 квартала 2008 года, что фактически предвещало некоторый спад развития

экономики. Более того в 1 квартале 2009 года наблюдалось снижение ВВП до уровня 2007 года.

Рис. 2. Динамика изменения ВВП России с 2005 по 2010 год в ценах текущего года [3]

Но как можно заметить по данному рисунку, начиная со второго квартала 2009 года происходило повышение уровня ВВП по мере применения государством необходимых законов и поправок. Поэтому далее будут затронуты основные меры, предпринятые правительством РФ, для улучшения экономической обстановки в стране.

Для снижения негативного эффекта кризиса для экономики Правительством РФ было создано несколько важнейших законопроектов, включавших в себя такие направления, как: сокращение дифференциации населения по уровню доходов, снижение зависимости роста экономики от экспортируемых топливно-сырьевых товаров, повышение эффективности и надежности банковской системы, а также поддержание устойчивости на финансовых рынках и прочее.

В течение короткого срока в Правительстве РФ был подготовлен план по поддержанию финансового сектора. Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным был разработан план действий, направленных на оздоровление ситуации в

финансовом секторе и отдельных отраслях рынка. Именно этот документ был одним из первых разработан для оздоровления российской экономики. Этот план включал в себя 55 пунктов в каждом из которых предлагалось внести различные проекты федеральных законов в кратчайшие сроки, помимо этого там были перечислены и ответственные исполнители этих мероприятий.

Сам документ подразделялся на несколько разделов, содержащих меры поддержки для определённых секторов экономики. Например, для развития финансовой и банковской системы предлагалось создать законопроект по разработке механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организации в преддверии банкротства и в ходе банкротства, что могло бы позволить контролировать процедуры ликвидации компаний и минимизировать возможности махинаций в ходе таких процессов.

Для поддержки внутреннего спроса, к примеру было предложено установить ценовые преференции для поставщиков российских товаров при размещении государ-

ственного заказа, что должно было стимулировать активность отечественных производителей и обеспечить повышение спроса на продукцию соответствующих отечественных секторов экономики.

План предполагал обеспечение возможностей доступа для различных профессиональных участников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны Банка России, но при этом Центральный Банк получал бы функции надзора и регулирования экономических показателей профессиональных участников рынка [6]. Таким образом, данный план направлен на изменение привычной систему государственного регулирования, в целях совершенствования инфраструктуры финансовой и банковской системы, а также в целом предотвращения краха таковых.

Кроме этого плана были разработаны ряд других мер по борьбе с последствиями кризиса. Был принят Федеральный закон от 30.12.2008 N 317-Ф3 "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который вносил поправки в существующие статьи федерального закона о Центробанке. В этом законопроекте излагались более ужесточенные требования к кредитным организациям со стороны Банка России. Они включали в себя обязательное предоставление уполномоченному представителю ЦБ РФ информации обо всех документах, которые касаются деятельности кредитной организации по вопросам кредитования, управления её активами и пассивами, а также уведомлять данного представителя о возможных намерениях заключать сделки связанных с: передачей недвижимости кредитной организации в аренду (с внесением его в качестве вкладов в уставный капитал третьих лиц), исполнением обязательств по полученным кредитам (если балансовая стоимость обязательства составляет более 1% пассивов кредитной организации), переводами денежных средств в иностранные банки (также при их стоимости более 1% активов).

Данный законопроект означал, что Правительство РФ предприняло первые шаги на пути к созданию более организованной

и контролируемой банковской системы. Можно предположить, что этот закон был составлен исходя из исторических событий в США, где именно махинации с ипотекой и ИЦБ в банковской сфере привели к перечисленным выше кризисным явлениям, повлекшим за собой упаднические настроения крупнейших экономик мира, в том числе и российской.

Для поддержания стабильного уровня занятости 31 декабря 2008 года Правительством РФ были подготовлены и утверждены ряд правил №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ», касающихся предоставлений регионам субсидий для обеспечения стабильности на рынке труда. Так регионам было предоставлено 43,7 миллиарда рублей на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, которые включали в себя:

1. Организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозу массового увольнения;

2. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан и т. д.

Помимо столь глобальных мероприятий, были анонсированы и некоторые локальные нормативно-правовые акты, которые по своей важности также не уступали вышеперечисленным. К ним, например относится письмо Федеральной налоговой службы РФ (далее ФНС РФ) «О налоговой ставке налога на прибыль организаций», в котором было установлено с 1 января 2009 года снизить налог на прибыль организа-

ций с 24% до 20%. Данная мера позволила бы значительно снизить налоговую нагрузку на предприятия в период кризиса и сохранить часть рабочих мест, в связи с высвобождением средств от разницы налоговой ставки.

Ещё одним важным действием со стороны государства было поддержание ликвидности банковских организаций, которые оказались в достаточно непростой ситуации вследствие кризиса реального сектора экономики, недостаточности денежных ресурсов для предоставления кредитов, и нехватки активов для предоставления залога Банку России. В соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 года №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Центробанком был выделен субординированный кредит Сберегательному банку РФ без какого-либо обеспечения, на общую сумму не менее 500 миллиардов рублей, на срок до 10 лет. Однако Сбербанк был не единственным получателем таких кредитов, его также предоставляли Банку ВТБ в размере до 200

дов. Была предоставлена возможность получения другими банками субординированных кредитов в соответствии с установленными в законе требованиями к кредитным организациям. Не менее важно отметить, что такие меры не являлись единовременными для 2008 года, в законе указаны и возможности применения этих кредитов в 2009 и 2010 годах, но с изменением процентной ставки и размера суммы кредитования.

Таким образом, в статье были рассмотрены основные причины появления Мирового экономического кризиса, последствия его начала в России и охарактеризован ряд мер Правительства РФ по смягчению его последствий и снижению напряженности в бюджетной, социальной, трудовой, банковской и налоговой системе. На основании данной статьи можно сделать вывод о том, что Правительство РФ приняло большое количество неоднозначных мер, которые при всём при этом позволили в будущем преодолеть негативные последствия и вернуть экономику к докризисному уровню.

млрд и Россельхозбанку - до 25 миллиар-

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 № 152-ФЗ (последняя редакция).

2. Рогатых Д.А. О некоторых фундаментальных причинах финансового кризиса 2008 года // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1-2. - С. 4449.

3. Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VVP_kvartal_s%201995.xls. (Дата обращения: 29.10.2022).

4. Московская биржа МОЕХ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fs.moex.eom/f/1987/mi-september-2008.pdf.

5. План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 6 ноября 2008 г. № 4863п-П13).

6. Федеральный закон от 30.12.2008 N 317-Ф3 «О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

7. «Письмо» ФНС РФ от 19.01.2009 N ШС-22-3/32@ «О налоговой ставке налога на прибыль организаций».

8. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

9. Федеральный закон от 13.10.2008 г. № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».

10. Морунова Г.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н.Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н.Г. Ивановой, М.И. Канкуловой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 398 с. - (Высшее образование). -ISBN 978-5-534-15625-6.

ANTI-CRISIS MEASURES OF THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2008

E.D. Ryabinin, Student

Saint-Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The crisis of 2008 quite seriously affected the stability of not only the financial system of the United States, but also reached the Russian Federation. The article examines the problems of the mortgage crisis and the measures taken by the state authorities to mitigate its consequences not only in the short term, but also in the long term, which ultimately increased the level of the country's GDP and contributed to maintaining the stability of the Russian economy. Keywords: Government of the Russian Federation, bonds, bank, mortgage crisis, taxes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.