Научная статья на тему 'Антикризисные меры по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае'

Антикризисные меры по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ / СНИЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ / УВЕЛИЧЕНИЕ БЮДЖЕТА СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мачихин Виталий Николаевич, Низамутдинова Олеся Нагимовна

В данной статье рассмотрены основные мероприятия антикризисного плана правительства Краснодарского края: основные меры направлены на модернизацию агропромышленного комплекса, развитие малого бизнеса и промышленности, расширение курортной зоны, поддержка жилищного строительства, помощь социальной группе населения, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисные меры по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае»

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

Кубанский менталитет, в целом, как и российский, отличается от иностранного, так как мы все время топчемся на месте, в то время как наши конкуренты думают более масштабно и малый бизнес превращают в огромные и прибыльные компании. На самом деле выделить свой бизнес из конкурентных предприятий и «укрепиться в памяти» потребителя не так уж сложно. Любое даже самое малое предприятие или организация может запатентовать свои товары и услуги. Сама заявка на регистрацию в Роспатент подается очень просто и весь процесс оформления весьма несложный. Самое главное, что нужно сделать перед оформлением заявки это убедится в отсутствии подобных торговых знаков.

Рассмотрев и изучив наиболее важные проблемы малого бизнеса, к которым относятся -административные барьеры, информированность предпринимателей, привлечение инвестиций, режим ставки рефинансирования, регистрацией бизнеса, обилие проверочных мероприятий, отсутствие узнаваемости товарного знака. Все они мешают организации и полноценному развитию малого предпринимательства на Кубани. Следовательно, путями решений этих проблем являются: учет мероприятий по контролю предпринимателей, активизировать работу информирования, заинтересовать инвесторов для вложения денег, регулирование проверочных мероприятий, долгосрочные кредиты для малого бизнеса, упрощение государственной регистрации, регистрация товарного знака. В регионе нужно повысить правовую грамотность предпринимателей, которая предупредит появление коррупционных действий. Если бы все эти сложности решались на краевом уровне, то увеличилось бы число желающих открыть свое дело, а сам регион стал бы еще перспективней.

Список использованной литературы:

1. Рефераты KM.RU Современные проблемы развития малого бизнеса : [Электронный ресурс] сайт. - URL: http://www.km.ru/referats/B1B16052863942A09651B9A8D58B17F5(дата обращения: 17.10.2014).

2. Российская газета : [Электронный ресурс] сайт. - URL : http://www.rg.ru/2007/11/22/reg-

киЬап/Ы2пе8.Мш1(дата обращения:17.10.2014).

© А. В. Махова, К. К. Алексанян, 2015

УДК 338

Мачихин Виталий Николаевич

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

sergeevich-89@mail.ru Низамутдинова Олеся Нагимовна магистрант 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование», магистерская программа «Экономика»

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные мероприятия антикризисного плана правительства Краснодарского края: основные меры направлены на модернизацию агропромышленного комплекса, развитие малого бизнеса и промышленности, расширение курортной зоны, поддержка жилищного строительства, помощь социальной группе населения, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен.

Ключевые слова

Антикризисные меры, развитие отраслей, снижение инфляции, увеличение бюджета страны.

131

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 27 января премьер-министр Д.А. Медведев подписал антикризисный план правительства, ранее согласованный с президентом страны В.В. Путиным. Основные меры направлены на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен.

Губернатор края А.Н. Ткачев инициировал создание краевой комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а затем на заседании этой комиссии обсудил пункты и принципы выполнения антикризисного плана с главами муниципалитетов, бизнесменами и представителями общественности.

В плане антикризисных мер Краснодарского края на 2015 год 86 пунктов. На его реализацию заложено 6,6 млрд.рублей. Деньги будут направлены на стимулирующие меры, в том числе господдержку, практически по всем секторам экономики, и должны использоваться максимально эффективно.

Малый и средний бизнес: сегодня доля предприятий этого сегмента экономики во внутреннем региональном продукте края - свыше 26 процентов. А должна быть как в развитых экономиках мира - не менее 50 процентов. Притом, что малый бизнес является главным источником собственных доходов местных бюджетов, в текущем году его развитию в крае будет уделено особое внимание. 700 млн рублей предусмотрено на поддержку малого и среднего бизнеса в 2015 году. Это в 3 раза больше, чем в 2014-м. Средства пойдут на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам и компенсацию первоначального взноса по лизинговым платежам. Преимущество у самых востребованных сейчас направлений - наукоемких предприятий и фермерства. Для малого и среднего бизнеса в крае вводится целый пакет налоговых преференций. Для впервые зарегистрировавшихся индивидуальных предпринимателей -каникулы по налогам и проверкам. Это касается тех, кто работает в производстве, социальной сфере и науке. Плюс преференции по единому налогу на вмененный доход и «упрощенке». До 20 процентов будет увеличен в Краснодарском крае объем госзакупок у субъектов малого предпринимательства. Кстати, федеральным законом установлена планка не менее 15 процентов.

Промышленность: на ближайшие годы - это самое динамичное направление развития краевой экономики. Приоритет - развитию индустриальных парков, созданию в муниципалитетах доступной инфраструктуры для размещения производств. 200 млн рублей предусмотрено в бюджете на эти цели. Но индустриальные парки могут успешно развиваться и за счет частных инвесторов, если муниципальные власти обеспечивают бизнесу выгодное предложение, комфортные условия. Губернатор Александр Ткачев поручил министерству промышленности максимально ускорить процесс присоединения компаний к сетям электро- и газоснабжения. Сейчас это занимает четыре месяца, что, конечно, тормозит развитие, особенно малого бизнеса.

Агропромышленный комплекс: задача номер один сейчас в экономике России - импортозамещение. Ниша нашего региона в этом деле - сельскохозяйственная продукция. Поэтому в 2015 году в крае планируется расширить площади орошаемых земель под выращивание овощей в открытом грунте и выйти на производство не менее чем 800 тысяч тонн овощей в год. Также Кубань активно развивает садоводство -еще в прошлом году на это из краевого бюджета дополнительно выделено 350 млн рублей. 150 млн рублей предусмотрено в краевом антикризисном плане на развитие инфраструктуры сбыта и хранения сельхозпродукции. Минсельхоз края подготовил концепцию модернизации всей производственнозаготовительной отрасли. В ней предусмотрено создание как минимум 7 овощных и плодовых оптовораспределительных центров с возможностью длительного хранения продукции, переработки и фасовки.

Инвестиционные проекты: достичь заметных результатов в импортозамещении без привлечения инвестиций невозможно. Так что это направление также на особом контроле. 38 инвестиционных проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства и туризма получат средства на сопровождение и реализацию в соответствии с краевым антикризисным планом. При этом недопустима заморозка уже начатых производственных и торговых объектов на неопределенный срок. Инвестпроекты, не касающиеся импортозамещения, также не останутся без внимания. 200 инвестпроектов на общую сумму свыше 1 трлн рублей реализуются сейчас на Кубани. В этом году должен быть завершен 41 проект на общую сумму более 50 млрд рублей

132

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

Курорты и туризм: по количеству отдыхающих и доходам от туристической отрасли наш край первый в стране. До 15 миллионов человек в этом году может увеличиться турпоток на Кубани. Крупнейшие российские туроператоры активно скупают в Сочи летний сезон. Уже очевидно, что будущим летом все кубанские курорты будут перезагружены. Необходимы новые гостиницы, пляжи. Из 1200 км прибрежной полосы в крае для цивилизованного отдыха пригодны лишь 10 процентов. И те в сезон забиты. Главам курортных муниципалитетов губернатор Александр Ткачев поручил проработать с предпринимателями меры по увеличению благоустроенных пляжей, а министерство курортов края должно предложить предпринимателям льготные условия сотрудничества на период кризиса. Продолжает развиваться зимний туризм - в ближайшем будущем появится полноценный горноклиматический курорт Лаго-Наки, не уступающий аналогичным сочинским объектам. Он строится за счет краевого бюджета. Уже на начальном этапе его ежегодно будут посещать 500 тысяч туристов. 550 млн рублей предусмотрено в текущем году в целом на поддержку курортной отрасли края - в том числе на создание новых туристических кластеров. Еще порядка 770 млн предстоит изыскать в качестве дополнительного финансирования.

Жилищное строительство: еще один пункт антикризисного плана - поддержка строительной отрасли и прежде всего жилищного сегмента. Нельзя допустить, чтобы кризис уничтожил механизм ипотечного кредитования. Иначе для многих кубанских семей собственное жилье так и останется несбыточной мечтой, а строительная отрасль края окажется под ударом. 750 млн рублей предусмотрено в антикризисном плане Кубани на поддержку рынка ипотечного кредитования. Край не отступает от проектов по строительству жилья экономкласса с фиксированной стоимостью в 35 тысяч рублей. Такого жилья в 2015 году должно быть построено не менее 2 млн квадратных метров. Край ведет переговоры с минфином, чтобы включить региональные банки в программу федеральной поддержки. Сейчас в нее входят 27 крупных банков страны, в том числе Сбербанк и Россельхозбанк.

Бюджет: по объему доходов экономика нашего края занимает пятое место в стране. В 2014-м в консолидированный бюджет края поступило 200,6 млрд рублей собственных доходов. 210 млрд налоговых и неналоговых доходов необходимо мобилизовать в краевой бюджет в 2015 году. Для этого будет расширена налогооблагаемая база и увеличены неналоговые доходы. Каждый муниципалитет должен выйти на качественно новый уровень управления государственной собственностью и земельными ресурсами - то есть досконально изучить имеющиеся резервы налогооблагаемой базы. Также органам местного самоуправления необходимо снижать зависимость местных бюджетов от заемных средств, уменьшать долговую нагрузку на бюджеты. Губернатор Александр Ткачев подчеркнул, что каждый глава муниципалитета должен опираться в первую очередь на интересы жителей, учитывать их мнение и потребности. Общественность - лучший антикризисный менеджер. Оценка земляков должна быть для главы важнее всего остального.

Социальная сфера: краевые власти обещают, что темпы повышения зарплат в социальной сфере не снизятся. Сегодня учителя в крае в среднем зарабатывают около 28 тысяч рублей, врачи - 34 тысячи. Это на 10 процентов больше, чем в прошлом году, но не предел.

В прошлом году в крае появилось 9,5 тысячи дополнительных мест в детских садах. В этом году ожидается еще почти 10 тысяч мест. Это 22 новых детских сада, вариативные формы обучения, пристройки. При этом количество новорожденных в крае постоянно растет - в 2014 году родилось на 3300 детей больше, чем в 2013-м. И скоро им понадобятся просторные, оборудованные по всем стандартам детские сады. А значит, власти будут изыскивать любые резервы.

На развитие этой сферы край направляет беспрецедентные средства - только в этом году 40 млрд рублей. Здесь ключевой момент - эффективное использование денег. По всему краю проводится оптимизация затрат в здравоохранении. В первую очередь за счет реорганизации неэффективных и невостребованных медучреждений, присоединения их к более мощным организациям - тем, где есть современная техника, опытные врачи, где люди могут получить качественную медицинскую помощь. Но в каждом случае решение должно приниматься индивидуально, с учетом мнения местных жителей. Будет сделано все, для того чтобы и в городах, и на селе людям были доступны все виды медицинской помощи, в том числе и высокотехнологичной. Одним из инструментов решения этой задачи является институт врачей общей практики. Сейчас в крае работает почти 200 врачей общей практики. До 2017 года на Кубани будут построены и введены в эксплуатацию еще 100 офисов врачей общей практики. Краевые власти продолжают держать под жестким контролем ситуацию на рынке лекарств, следить за их доступностью, качеством и ценой.

133

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

Помощь социально незащищенным категориям граждан - инвалидам, детям-сиротам, многодетным и малоимущим семьям - сохранится в прежнем объеме. Сохраняются социальные выплаты педагогам и врачам, проживающим в сельской местности, по возмещению части затрат на коммунальные услуги.

В условиях кризиса краевые власти обещают пристальный контроль за соблюдением трудовых прав жителей Кубани. Любой случай массового увольнения работников станет поводом для детального разбирательства, личных встреч с собственниками компаний.

©В.Н. Мачихин, О.Н. Низамутдинова, 2015

УДК 332:63

Мошак Ольга Викторовна

преподаватель кафедры финансов КНТЭУ Ужгородский торгово-экономический институт, м. Ужгород, Украина

E-mail: olyamoshak@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА

Аннотация

В статье освещены актуальные проблемы развития сельских территорий, в частности сельского хозяйства. Обоснована целесообразность решения проблем сельского населения путем объединения усилий государства в лице местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, территориальных общественных организаций и региональной науки. Рассмотрены региональные особенности развития сельского хозяйства. Утверждается, что важным является привлечение как отечественных, так и иностранных инвестиций с целью усиления инновационной составляющей развития.

Ключевые слова

стратегия, аграрная сфера, регион, стратегия развития, сельское хозяйство.

Сегодня одними из самых острых проблем украинского села являются трудоустройство сельских жителей и повышение качества их жизни, поддержка развития малого предпринимательства в различных видах экономической деятельности. Кроме того, в течение последних десятилетий украинское село стало заложником неразвитой производственной и социальной инфраструктуры и ряда региональных проблем. Поэтому, при формировании стратегии развития региона, разрабатывании мер, направленных на активизацию приоритетных видов экономической деятельности, в том числе аграрной сферы, наряду с общими проблемами необходимо учитывать специфику региона.

Основной целью развития общества определено "построение социально-ориентированной рыночной экономики, однако при этом следует отметить, что рыночный механизм, настроенный на максимизацию прибыли, не в состоянии решить отдельные проблемы развития сельских территорий, в частности сельского хозяйства, по следующим причинам:

- сельское хозяйство Украины является малоприбыльным, не конкурентным, с низкой инвестиционной привлекательностью;

- земля, как средство производства не является товаром;

- рыночный механизм неэффективен в социальной сфере;

- рыночный механизм неэффективен в экологической сфере;

- упомянутый механизм эффективно формирует только инфраструктуру высокоприбыльных отраслей.

Следовательно, обеспечение развития аграрной сферы и в целом решение проблем сельского

населения, по нашему мнению, необходимо решать путем объединения усилий государства в лице местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, территориальных общественных организаций и региональной науки. Это именно те региональные институты, которые смогут совместно действовать и работать эффективно в двух направлениях:

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.