АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ АВИАТРАНСПОРТНЫМИ
РИСКАМИ
Е.С. Мартынова, студент
Научный руководитель: М.А. Родионов, д-р воен. наук, канд. техн. наук, профессор Московский государственный технический университет гражданской авиации (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-255-258
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью эффективного управления рисками в авиационной индустрии, которая сталкивается с возрастающей сложностью и нестабильностью рыночных условий. В условиях усиливающейся конкуренции и внешних факторов, таких как санкции, авиакомпании вынуждены разрабатывать гибкую стратегию для адаптации к изменениям и минимизации воздействия рисков на свою деятельность. Исследование посвящено анализу особенностей авиационных рисков, связанных с производственной спецификой отрасли, а также выявлению методов управления этими рисками. Особое внимание уделено разработке антикризисных решений, способных обеспечить устойчивость организаций в условиях кризиса и внешней неопределённости.
Ключевые слова: авиатранспортные риски, антикризисное решение, управление рисками, антикризисные стратегии.
Авиационная индустрия является одной из наиболее сложных и рискованных отраслей экономики. В настоящее время от авиапредприятий требуется повышенная гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям рынка. Компании вынуждены конкурировать не только между собой, но и с другими видами транспорта. Для того, чтобы сохранить свои позиции на рынке, необходимо эффективно управлять рисками и минимизировать их воздействие на деятельность компании.
Авиатранспортные риски представляют собой вероятность наступления неблагоприятных событий при осуществлении авиаперевозок.
Риски авиатранспортной сферы имеют свои особенности, обусловленные спецификой транспортной отрасли, когда к типичным для любой организации бизнес-процессам добавляются специальные, обеспечивающие производственную деятельность в сфере воздушного транспорта. При этом имеют место риски, связанные с такими процессами как подготовка летного персонала, обеспечение годности воздушных судов, обеспечение технической исправности авиапарка и другие [1, с. 13].
В исследовании Allianz Global Corporate & Specialty «Авиационные риски 2020: безопасность и состояние отрасли» указываются
тренды и проблемы, в числе которых - увеличение случаев турбулентности в полете, в том числе, из-за климатических изменений; риски кибербезопасности; риски аварий на земле; также значение придается рискам окружающей среды, социальным рискам и рискам корпоративного управления (Environment, Social, Governance - ESG), от которых зависит интерес инвесторов и возможности кредитования, а также рискам обеспечения непрерывности бизнес-процессов, определяющих выживание организации [2, с. 189].
Для оценки уровня неопределённости в организации могут применяться различные методологические подходы. Среди них: методы статистического анализа, методы стресс-тестирования, методы экстраполяции, анкетирование и опросы, анализы среды, методы экспертной оценки [1, с. 21].
В настоящее время существует санкцион-ное давление со стороны недружественных стран. Введение санкций оказало прямое воздействие на авиацию, вызвав ряд негативных последствий: падение объема международных рейсов, сокращение импорта, снижение доходов авиакомпаний из-за уменьшения спроса на их услуги, прекращение работы логистических центров, хабов и прочих инфраструктурных объектов [3].
Для подготовки к кризисным ситуациям и минимизации их воздействия на функционирование авиапредприятий принимаются определенные меры. Под последовательностью объединенных единым замыслом управленческих мер по предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин понимаются мероприятия, содержащиеся в антикризисном решении [4, с. 85]. Посредством реализации антикризисных решений можно эффективно управлять рисками, учитывая текущие экономические условия и внешние факторы. В этом контексте для авиатранспортных рисков важно рассмотреть, в числе прочих, следующие аспекты:
1. Анализ текущих финансовых рисков. Оценка текущего финансового состояния предприятия и его готовности к кризисным ситуациям.
2. Управление рисками безопасности. Обеспечение высокого уровня безопасности пассажиров и грузов.
3. Планирование и подготовка к возможным кризисам. Разработка планов действий на случай чрезвычайных ситуаций.
4. Инвестиции в инновационные технологии.
5. Повышение прозрачности. Регулярный мониторинг и отчетность о текущем состоя-
нии отрасли и потенциальных рисках, чтобы своевременно принимать меры по снижению их воздействия.
Антикризисные решения являются ключевым элементом антикризисной стратегии, которая направлена на минимизацию негативных последствий кризисных ситуаций и обеспечение устойчивости организации. Гибкая стратегия позволяет компаниям адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, сокращать расходы, совершенствовать маршруты и использовать новые технологии для повышения эффективности работы. Это помогает сохранить конкурентоспособность и минимизировать убытки, что особенно важно в кризисные времена.
В антикризисной стратегии управление рисками играет ключевую роль, так как оно позволяет компании предвидеть возможные угрозы и минимизировать их последствия. Формирование такой стратегии требует определения стратегического видения и миссии авиапредприятия, установление целей предприятия, определение путей их достижения. Антикризисные меры могут применяться в разных стратегических подходах, наиболее предпочтительные из которых изображены на схеме [4, с. 80-83].
Антикризисные стратегии
Стратегия «обороны и укрепления»
Стратегия «сбора урожая»
Стратегия «выживания»
Рис. Наиболее предпочтительные антикризисные стратегии.
Выбор антикризисной стратегии может оказать значительное влияние на авиапредприятие. В зависимости от выбранной стратегии могут быть достигнуты различные результаты. В условиях беспрецедентных санкций против российской авиации, Группа
«Аэрофлот» внедряет ряд мер по корректировке маршрутной сети, снижению политико-экономических рисков, включая реализацию мероприятий антикризисного управления, сокращение расходов и повышение эффективности использования ресурсов [5]. В таблице
рассмотрены решения для минимизации при- неопределенности, на примере компаний ведённых рисков в условиях существующей Группы Аэрофлот [5].
Таблица. «Управление рисками через антикризисные стратегии»
Риск Возможная стратегия антикризисного управления (примеры на основе перечисленных выше стратегий) Решение для минимизации риска
Приостановка процессов деятельности из-за прекращения работы ИТ-сервисов по причине отключения иностранного ПО. Стратегия «обороны и укрепления». Проведение проектов по замещению импортного ПО на отечественные аналоги (ERP система SAP, AMOS, SITA Crew Tablet, Sabre IX и другие системы).
Снижение спроса на пассажирские перевозки из-за сокращения количества международных рейсов по причине закрытия воздушного пространства для российских самолётов. Стратегия «сбора урожая». Открытие масштабной программы полётов по новым направлениям.
Угроза невозможности эксплуатации воздушных судов. Стратегия «обороны и укрепления». Развитие компетенций для поддержания летной годности иностранной и отечественной техники с целью обеспечения независимости от импортных поставок.
Эффективное управление авиатранспортными рисками становится важнейшим фактором успеха для компаний авиационной отрасли. Использование современных методов анализа и прогнозирования при разработке антикризисных решений позволяет организациям не только сохранять устойчивость в период кризиса, но и находить новые возможности для роста и развития. Важным аспектом при этом является использование существующих подходов и расчетного инструментария риск-менеджмента, а также их совершенствование на основе проводимых исследований [6].
Библиографический список
1. Родионов, М.А. Риск-менеджмент. - Москва: ИД Академии Жуковского, 2022.
2. Управление бизнес-процессами / Н.Д. Корягин, Л.Г. Большедворская, Н.В. Васильева [и др.]. - Москва: ИД Академии Жуковского, 2023. - 388 с. - EDN IQIPWL.
3. Парамонов, П.О. Особенности антикризисного управления авиационной компании в условиях санкционных ограничений / П.О. Парамонов, Н.Я. Головецкий // Вестник евразийской науки. - 2024. - Т. 16, № 2. - EDN PSUПX.
4. Родионов, М.А. Антикризисное управление авиапредприятиями. - Москва: ИД Академии Жуковского, 2018. - 100 с. - EDN YWPVDF.
5. Паспорт Программы инновационного развития Группы Аэрофлот 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/media/aflfiles/media/strategy/2023/pasport_pir_2023.pdf?ysclid=m2a3vlbt8f65 3892884 (Дата обращения: 18.10.2024).
6. Родионов М.А. Информационные аспекты антикризисного авиатранспортного риск-менеджмента // Управление финансовыми рисками. - 2020. - № 2 (62). - С. 120-128.
В целом, авиационная индустрия требует комплексного подхода к управлению рисками, включающего анализ финансовых показателей, обеспечение безопасности, планирование на случай непредвиденных обстоятельств и инвестиции в технологические инновации. Все эти элементы должны быть интегрированы в единую стратегию, направленную на повышение конкурентоспособности и минимизацию потерь в условиях нестабильной экономической ситуации.
ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF MODERN AIR TRANSPORT RISKS E.S. Martynova, Student
Supervisor: M.A. Rodionov, Doctor of Military Sciences, Candidate of Technical Sciences, Professor Moscow State Technical University of Civil Aviation (Russia, Moscow)
Abstract. The relevance of the study is due to the need for effective risk management in the aviation industry, which is facing increasing complexity and instability of market conditions. In the face of increasing competition and external factors such as sanctions, airlines are forced to develop a flexible strategy to adapt to changes and minimize the impact of risks on their operations. The study is devoted to the analysis of the features of aviation risks associated with the production specifics of the industry, as well as the identification of methods for managing these risks. Particular attention is paid to the development of anti-crisis solutions that can ensure the stability of organizations in times of crisis and external uncertainty.
Keywords: air transport risks, anti-crisis solution, risk management, anti-crisis strategies.