© ФЕДОТЧЕНКО А.А., КНЯЗЮК О.О., ХОЛМОГОРОВ Н.А. - 2014 УДК 614.215.071
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Александр Александрович Федотченко1, Ольга Орестовна Князюк2, Николай Анатольевич Холмогоров2 ('Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра физиотерапии и курортологии, зав. - д.м.н., проф. С.Г. Абрамович; 2Клинический курорт «Ангара», Иркутск, генеральный директор - к.м.н. О.О. Князюк)
Резюме. Разработаны методологические подходы по комплексной оценке производственной деятельности санаторно-курортной организации и способы улучшения управления санаторно-курортным процессом. Ключевые слова: экономические методы управления санаторно-курортной организацией.
ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF SANATORIUM-AND-SPA ORGANIZATION
A.A. Fedorchenko1, O.O. Knyazyuk2, N.A. Kholmogorov2 ('Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education; 2Clinical Resort "Angara", Irkutsk, Russia)
Summary. The methodological approaches in integrated assessment of the production activity of sanatorium-resort organization and the ways of improving the management of sanatorium process have been developed. Key words: economic management methods of sanatorium-and-spa institution.
В условиях формирования рыночных отношений настоятельной необходимостью становится экономический анализ показателей, характеризующих деятельность санаторно-курортной организации (СКО).
Экономические методы управления СКО можно представить как единую систему, которая включает в себя планирование деятельности с учетом материально-технического обеспечения, анализ производственных показателей, разработку рационального и целевого использования имеющихся ресурсов [4,6,9].
Под целью управления, обычно понимается некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь.
Методы управления делятся на экономические, социально-психологические и административные.
Наиболее приемлемым в современных условиях является экономический метод, который осуществляет воздействие с помощью экономических категорий.
Цель экономического анализа состоит в том, чтобы дать ответы на вопросы, связанные с деятельностью СКО. Рационально ли используется материальная база? Необходима ли модернизация оборудования и внедрение новых методик лечения больных? С помощью каких мероприятий можно достичь лучших клинических и финансовых результатов? Стоит ли с экономической точки зрения оказывать ту или иную медицинскую услугу и окупаема ли она?
Курортный маркетинг должен опираться на все совокупности хозяйственных функций курортного предприятия (производственной, снабженческой, сбытовой, кадровой, финансовой и т.п.) для удовлетворения рыночного спроса различных социальных групп населения. Курортный маркетинг в этом случае является основополагающей функцией, которая определяет все аспекты деятельности конкретной здравницы [2,5].
Центральная идея санаторно-курортного маркетинга -это встреча между предложением (возможностями) СКО с потребностями (спросом) клиентов для того, чтобы получить прибыль. Эта идея достигается формированием маркетингового комплекса, классическими элементами которого являются продукт, цена, сбыт, предложение. В сфере санаторно-курортных услуг должен быть внешний, внутренний и интерактивный маркетинг. Внешний маркетинг определяет работу СКО по формированию цен, реализации путевок, продвижению санаторных услуг. Внутренний маркетинг включает в себя весь комплекс взаимоотношений администрации СКО с персоналом (обучение, мотивацию, продвижение по службе и т.д.), конечной целью которого является обеспечение высокого качества обслуживания пациентов. Интерактивный маркетинг определяет умение персонала обслужить клиента. Результат курортного обслуживания - удовлетворенность рекреанта - складывается не только из технологической, но и функциональной составляющей. К первой относится материальная часть санаторного продукта (уровень лечебной
базы, комфортность номеров, организация питания и т.д.), ко второй - непосредственно процесс оказания санаторно-курортных услуг, где ведущую роль играет хорошо подготовленный и мотивированный персонал.
На одном из первых мест в маркетинге стоит такой фактор, как цена [1,4]. Она служит средством установления экономических отношений между СКО и потребителем медицинских услуг, являясь главным условием финансовой устойчивости и эффективной работы СКО. Цена - это всегда компромисс экономических интересов продавца и покупателя. Одной из наиболее важных проблем ценообразования является выбор системы ценообразования. В качестве базы для расчета медицинских услуг обычно принимается их себестоимость. Себестоимость медицинских услуг можно рассчитать по текущим затратам (заработная плата, начисление на неё, расходы на питание, медикаменты, материалы, транспорт, энергию и др.). В себестоимость можно включать и капитальные затраты, то есть амортизационные отчисления на полное восстановление и ремонт основных фондов. Цена может формироваться двухступенчато: сначала услуга выступает на рынок со стоимостью, соответствующей издержкам производства. Затем она корректируется на рынке, где помимо издержек формируется прибыль. Конкретные цены на медицинские услуги руководство СКО формирует в зависимости от спроса и экономического обоснования, предусматривающих погашение всех расходов.
Необоснованное завышение цен на услуги неизбежно ведет к оттоку потребителей, недоиспользованию имеющихся производственных мощностей, а, следовательно, к убыткам предприятия. Здесь важное значение имеет такой показатель, как эластичность спроса. Эластичность - это мера реагирования одной переменной величины на изменения другой. Знание коэффициента эластичности на каждую медицинскую услугу позволяет установить степень их востребованности. В условиях рыночной экономики необходимо любой ценой избегать маркетинговой близорукости, краткосрочного и ограниченного взгляда на маркетинг и его среду [7,8].
Таким образом, основным условием рынка является выгодная сделка, но для того, чтобы товар был нужен, необходимо довести до потребителя информацию о нем. Эта цель достигается с помощью рекламной деятельности. В проспектах следует представлять не только лечебные услуги, но и услуги сервисного характера и оптимальные сроки лечения [9].
Однако качество медицинской помощи определяется не только адекватностью организационных форм, состоянием материально-технической базы, но и наличием квалифицированных специалистов [3,6].
Медицинские кадры являются главной, наиболее ценной и значимой частью ресурсов здравоохранения. Эффективное функционирование подразделений СКО обеспечивается только кадровыми ресурсами.
Отношение медицинского персонала к своей работе зависит от таких важных факторов, как зарплата, условия
труда, обстановка в коллективе, уверенность в завтрашнем дне. Низкий уровень доходов персонала является одной из самых негативных причин, влияющих на морально-психологическое состояние работников и климат в коллективе. Не вызывает сомнения, что политика, при которой медперсонал по доходам находится на низком уровне, направлена против системы качественного оказания медицинской помощи населению [5,7,9].
Экономические реалии сегодняшнего дня не позволяют отказаться от принципа гарантированного уровня оплаты в виде тарифной ставки. Однако, если руководитель хочет улучшить финансовые и производственные показатели своей СКО, он должен создать условия, в которых работник заинтересован в увеличении своих трудовых доходов за счет
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Г.Б., Гехт И.А. О некоторых проблемах включения санаториев в реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2012. - №1. - С.31-34.
2. Бабаскин Д.В. Современное состояние проблемы маркетинговых исследований физиотерапевтических услуг // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. - 2011. - №2.
- С.42-46.
3. Кицул И.С., Пивень Д.В. Стандартизация медицинской помощи в условиях становления процессов саморегулирования // Заместитель главного врача. - 2010. - №7. - С.46-52.
4. Лимонов В.И. Организация и экономика курортного дела. - М.: Мэйлер; 2012. - 204 с.
5. Федотченко А.А., Холмогоров Н.А. Актуальные вопросы и пути совершенствования санаторно-курортной деятельности // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2009.
- Т. 90. №7. - С.143-145.
6. Федотченко А.А., Холмогоров Н.А. Современные требования рынка санаторно-курортных услуг // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2012. - Т. 113. №6. - С.104-105.
7. Холмогоров Н.А., Федотченко А.А. Вопросы совершенствования механизма управления санаторно-курортной организацией // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК.
- 2009. - №1. - С.45-47.
8. Холмогоров Н.А., Федотченко А.А. Механизм стратегического управления санаторно-курортной организацией в современных экономических условиях // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. - 2010. - №1. - С.34-35.
9. Холмогоров Н.А., Федотченко А.А. Современные приоритеты в работе санаторно-курортного учреждения // Сибирский медицинский журнал (Иркутск) - 2011. - Т. 105. №6. - С.184-186.
индивидуальных доплат, которые должны быть максимально увязаны с количеством, сложностью и качеством его труда. В качестве основных параметров в оценочной системе могут быть использованы показатели медицинской результативности от проведенного лечения, социальной удовлетворенности больных медицинскими услугами, соблюдение стандарта ведения больных, соответствие фактических и плановых финансовых затрат на лечебно-диагностические услуги, данные анонимного анкетирования больных и др. Использование этих простых, но информативных показателей, характеризующих основные направления деятельности СКО, позволяет сделать решительный шаг в совершенствовании управления производственным процессом.
Создать эффективно работающий коллектив является важнейшей задачей каждого управленца.
REFERENCES
1. Artemiev G.B., Geht I.A. About some of the issues include health centers in implementation of territorial programs of obligatory medical insurance // Voprosy kurortologii, fizioterapii I lechebnoj fizicheskoj kultury. - 2012. - №1. - P.31-34. (in Russian)
2. Babaskin D.V. Physiotherapeutic care marketing research: current state-of-the art // Voprosy kurortologii, fizioterapii I lechebnoj fizicheskoj kultury. - 2011. - №2. - P.42-46. (in Russian)
3. Kitsul I.S., Piven D.V. Standardization of medical aid in the formation processes of self-regulation // Zamtstitel Glavnogo Vracha. - 2010. - №7. - P.46-52. (in Russian)
4. Lemons V.I. Organization and Economics of health resort business. - Moscow: Mailer, 2012. - 204 p. (in Russian)
5. Fedotchenko A.A., Holmogorov N.A. The actual problems and way of the perfection of sanatorium-resort activity // Sibirskij Medicinsij Zurnal (Irkutsk). - 2009. - Vol. 90. №7. - P.143-145. (in Russian)
6. Fedotchenko A.A., Holmogorov N.A. The up to day market demands for spa services // Sibirskij Medicinsij Zurnal (Irkutsk). - 2012. - Vol. 113. №6. - P.104-105. (in Russian)
7. Kholmogorov N.A., Fedotchenko A.A. On the improvement of management of a sanatorium-and-spa institution // Voprosy kurortologii, fizioterapii I lechebnoj fizicheskoj kultury. - 2009. -№1. - P.45-47. (in Russian)
8. Kholmogorov N.A., Fedotchenko A.A. Mechanism of strategic management of a sanatorium-and-spa facility under current economic conditions // Voprosy kurortologii, fizioterapii I lechebnoj fizicheskoj kultury. - 2010. - №1. - P.34-35. (in Russian)
9. Holmogorov N.A., Fedotchenko A.A. Modern priorities in the work of sanatorium and spa institution // Sibirskij Medicinsij Zurnal (Irkutsk) - 2011. - Vol. 105. №6. - P.184-186. (in Russian)
Информация об авторах:
Федотченко Александр Александрович - д.м.н., профессор, 664005, Иркутск, ул. 2-ая Железнодорожная, 4, кафедра физиотерапии и курортологии, e-mail: [email protected]; Князюк Ольга Орестовна - генеральный
директор клинического курорта «Ангара», к.м.н.
Information About the Authors:
Fedotchenko Alexander A. - PhD, MD, professor, 664005, Irkutsk, 2nd Zeleznodoroznaj str., 4; Knyazyuk Olga O. -general director klinicheskii resort «Angara», PhD, MD, e-mail: [email protected]
© ГАЙДАРОВ Г.М., МАКАРОВ С.В., АЛЕКСЕЕВА Н.Ю., МАЕВСКАЯ И.В. - 2014 УДК 76.75.75
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Гайдар Мамедович Гайдаров, Сергей Викторович Макаров, Наталья Юрьевна Алексеева, Ирина Викторовна Маевская (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)
Резюме. Кадровые ресурсы системы здравоохранения являются определяющим фактором доступности и качества медицинской помощи. В статье приводится детальное описание предложенных авторами походов к интегральной оценке уровня квалификации врачей и средних медицинских работников. Использование интегрального