Научная статья на тему 'АНТИКРИЗИСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА'

АНТИКРИЗИСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Устойчивая политика регионов / региональная политика / индикаторы оценки регионов / антикризисная политика / индикаторы оценки / Sustainable regional policy / regional policy / indicators of regional values / anti-crisis policy / assessment indicators

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ануш Генриховна Айрапетова, Кирилл Владимирович Корелин, Константин Александрович Чукаров

Системы оценки региональной политики являются хорошо изученным и простым инструментом, например, методы оценки экологических и социальных сфер позволяют сформировать комплексное воздействие не только на сами направления региональной политики, но и косвенно воздействовать на экономику регионов. Хотя оценка устойчивой региональной политики представляется в качестве рационального инструмента, позволяющего сделать процесс разработки политики более обоснованным, такая оценка слабо воздействует на основные противоречия между экономическими и экологическими целями, которые обостряются в период кризисов, поскольку приоритеты переходят на обеспечение благосостояния региона, а не на соблюдение экологических норм. В данном случае важное значение имеет формирование оценки политики региона с точки зрения заявленных целей, а также то, как в конечном итоге взвешиваются различные виды воздействия. С этой точки зрения, выбор индикаторов оценки устойчивого развития региона имеет большое значение для всей региональной политики, особенно в период кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ануш Генриховна Айрапетова, Кирилл Владимирович Корелин, Константин Александрович Чукаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS REGIONAL POLICY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL ENTERPRISES

Regional policy assessment systems are a relatively studied and simple tool, for example, environmental and social assessment methods make it possible to form a comprehensive impact not only on the directions of regional policy themselves, but also indirectly affect the economies of the regions. While an assessment of sustainable regional policies appears to be a rational tool to make policy-making more informed, such an assessment has little impact on the underlying contradictions between economic and environmental objectives that escalate in times of crisis, as policy-making moves towards regional well-being rather than environmental conservation. In this case, the formation of a regional policy assessment in terms of overt goals, as well as how various types of impacts are ultimately weighted, is important. From this point of view, the choice of indicators for assessing the sustainable development of the region is of great importance for all regional policies, especially during a crisis.

Текст научной работы на тему «АНТИКРИЗИСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА»

Айрапетова А.Г., Корелин К.В., Чукаров К.А.

АНТИКРИЗИСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

Аннотация. Системы оценки региональной политики являются хорошо изученным и простым инструментом, например, методы оценки экологических и социальных сфер позволяют сформировать комплексное воздействие не только на сами направления региональной политики, но и косвенно воздействовать на экономику регионов. Хотя оценка устойчивой региональной политики представляется в качестве рационального инструмента, позволяющего сделать процесс разработки политики более обоснованным, такая оценка слабо воздействует на основные противоречия между экономическими и экологическими целями, которые обостряются в период кризисов, поскольку приоритеты переходят на обеспечение благосостояния региона, а не на соблюдение экологических норм. В данном случае важное значение имеет формирование оценки политики региона с точки зрения заявленных целей, а также то, как в конечном итоге взвешиваются различные виды воздействия. С этой точки зрения, выбор индикаторов оценки устойчивого развития региона имеет большое значение для всей региональной политики, особенно в период кризиса.

Ключевые слова. Устойчивая политика регионов, региональная политика, индикаторы оценки регионов, антикризисная политика, индикаторы оценки.

Airapetova A.G., Korelin K.V., Chukarov K.A.

ANTI-CRISIS REGIONAL POLICY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL ENTERPRISES

Abstract. Regional policy assessment systems are a relatively studied and simple tool, for example, environmental and social assessment methods make it possible to form a comprehensive impact not only on the directions of regional policy themselves, but also indirectly affect the economies of the regions. While an assessment of sustainable regional policies appears to be a rational tool to make policy-making more informed, such an assessment has little impact on the underlying contradictions between economic and environmental objectives that escalate in times of crisis, as policy-making moves towards regional well-being rather than environmental conservation. In this case, the formation of a regional policy assessment in terms of overt goals, as well as how various types of impacts are ultimately weighted, is important. From this point of view, the choice of indicators for assessing the sustainable development of the region is of great importance for all regional policies, especially during a crisis.

Keywords. Sustainable regional policy, regional policy, indicators of regional values, anti-crisis policy, assessment indicators.

ГРНТИ 06.61.33 EDN KDBMDW

© Айрапетова А.Г., Корелин К.В., Чукаров К.А., 2023

Ануш Генриховна Айрапетова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Кирилл Владимирович Корелин - кандидат экономических наук, ассистент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Константин Александрович Чукаров - соискатель кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Контактные данные для связи с авторами (корелин К.В.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 3032 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). E-mail: keiup2074@mail.ru. Статья поступила в редакцию 25.10.2023.

Введение

Устойчивое развитие экономических, технических, социальных и экологических сфер является приоритетным направлением в любом государстве. Общегосударственный уровень позволяет определить единое направление работы для дальнейшего применения в регионах. Дополнительно на региональном уровне формируются собственные формы поддержки и развития отраслей с учетом специфических условий региональной политики, которые базируются на оценке среды региона - информационной, промышленной, экологической и т.д., что позволяет в рамках устойчивого развития сделать мероприятия адресными, индивидуальными и более эффективными. Антикризисные меры являются частью региональной политики устойчивого развития, кризисные проявления требуют срочных действий по совместному использованию науки, технологий, инноваций и цифровизации для преодоления разрыва между отдельными направлениями региональной политики и обеспечения не только глобального прогресса, но и повышения благополучия региона.

Многое в выбираемой политике устойчивого развития регионов зависит от анализа результатов оценки предприятий региона, комплексные формы оценки отраслей и сфер жизни региона могут способствовать устойчивому развитию по ряду причин: любая оценка направлена на то, чтобы выявить наиболее напряженные очаги региональных проблем, сделать процесс разработки региональной политики более обоснованным, проводить работу с ответственными лицами по возможным последствиям применяемых инструментов и разработке альтернативных вариантов региональной политики на ранних этапах, включая экологические и социальные последствия. Информационная поддержка вовлеченных в формирование устойчивой региональной политики субъектов является важным моментом, позволяющим своевременно корректировать совместные действия, перераспределять бюджетные средства и объективно оценивать последствия реализуемых мероприятий поддержки регионального развития.

Комплексные формы оценки региональной политики позволяют сформировать более целостную картину действия антикризисных мер, чем оценки по одному направлению региональной политики. Такой подход лучше соответствует целям регионов для обеспечения устойчивого развития, поскольку обеспечивает рассмотрение технологических, экологических и социальных целей наряду с экономическими. Вместе с тем, подобный комплексный подход может привести к неравномерному распределению бюджета по направлениям, если в процессе оценки будет сделан основной упор на экономический результат, а не на качественное развитие и решение кризисных проблем. В этих условиях представляется целесообразным сформировать пошаговый подход к определению индикаторов устойчивого развития предприятий регионов, в том числе в период глобального кризиса.

Материалы и методы

Любая оценка региональной политики опирается на базовый набор индикаторов, который используется для формирования картины регионального развития, что позволяет формализовать процесс принятия решений и разработки комплекса мероприятий, которые будут реализованы не одновременно, а именно как план или программа. Этапы варьируются в зависимости от приоритетности отраслей и выявленных проблем региона, по большей части, мероприятия базируются на одновременном выполнении и включают: идентификацию проблемы, которая решается данным мероприятием, определение целей предложенного мероприятия, разработку альтернатив и выбор стратегических вариантов решения проблемы, анализ потенциальных воздействий каждой альтернативы с учетом бюджета и последующих корректировок, анализ воздействия и положительных/отрицательных последствий, разработка плана мониторинга и контроля региональной политики в процессе реализации.

Оценка, в свою очередь, использует широкий спектр индикативных инструментов оценки, таких как: показатели оценки экономической среды (уровень доходов населения, ВВП, рентабельность отраслей), промышленности (индексы развития отдельных промышленных направлений и т.д.), технологический уровень развития (технологический суверенитет, уровень импортозамещения), социальное развитие (здравоохранение, образование, средний возраст и т.д.). Индикативная оценка воздействия использует тот же основной подход к анализу региональной политики устойчивого развития, что и стратегический анализ регионов, но имеет немного отличающуюся методику с точки зрения целей и соответствующих воздействий.

Индикаторы позволяют определить особенность каждого региона для выбора воздействия на выявленные проблемы и проявления кризисных ситуаций - равномерное устойчивое развитие экономической, социальной, и других сфер региональной политики или воздействие на выбранные отрасли, решение определенных проблем и формирование базовой экономической программы, направленной на отдельные цели [1]. Большинство вариантов индикативной оценки предлагает некоторую возможность рассмотреть экологические и социальные цели вместе с другими целями. Анализ и оценка существует, чтобы привлечь внимание лиц, принимающих решения, и противостоять основанному на интересах определению политики, объединить взаимные проблемы и углубить уровень сотрудничества между различными субъектами, которые вовлечены в оценку политики [2].

Как отмечают в исследованиях отечественные и зарубежные авторы, существование значительных диспропорций в экономической, социальной, экологической и других сферах развития регионов требует серьезного осмысления [3]. Для достижения целей устойчивого развития регионов и адаптации к изменению внешней среды, политической и экономической сред, также важно учитывать экологическую, информационную, цифровую составляющую социально-экономического развития [4]. В этих исследованиях оценивалось развитие стран на основе нескольких компонентов (социальный, цифровой, экономический и экологический компонент) с учетом значительно возросшей роли технологий в обеспечении социального взаимодействия с появлением пандемии. Это, в свою очередь, отражается на экономических и экологических компонентах, поскольку происходит трансформация в приоритетах распределения денежных средств. Результаты и обсуждение

Для оценки стабильности сбалансированного развития региональной экономики в целях предотвращения возникновения диспропорций и поиска путей их устранения необходимо эффективное применение организационных законов и существующих базовых подходов к оценке региональной политики. Как показывает практика, существует множество нерешенных вопросов, связанных с регионами, которые базируются на общепринятых исследованиях с целью определить состав индексов для описания уровня социально-экономического развития региона.

После кризисных проявлений пандемии в региональной политике произошла смена приоритетов в оценке уровня социально-экономического развития: от эффектов, связанных с социальными и экономическими потерями экологических катастроф к потере трудоспособного населения в результате пандемии, росту проблем воспроизводства благ и ухудшения социально-экономического развития, что впоследствии привело к падению доходов населения. Подобные последствия приводят к необходимости принятия мер на всех уровнях региональной экономики, в том числе. В современной научной литературе уровень социально-экономического развития предприятий регионов рассматривается с разных точек зрения (см. рис.). Рассмотрим их.

Первая перспектива относится к социальному развитию. Она подразумевает формирование и создание соответствующей идеологической системы экономики, основанной на целенаправленном управлении развитием региона. В этом случае социализация экономики происходит в идеологической системе национального развития [5]. Это формирует систему потребностей и интересов всех ее участников, поскольку их удовлетворение приводит к постоянному изменению общих региональных экономических индексов (включая экономические, социальные и экологические индексы) [6]. Предполагается использовать индексы, определяющие социальное развитие, не в отрыве от экономического роста или спада, а с учетом этого влияния. Относительно новым является включение в систему показателей оценки региональной политики индексов социально-экологического формата, учитывающих влияние трудовой деятельности на экологическую обстановку.

Вторая перспектива - цифровое развитие. Предполагается, что изменения в структуре экономических систем воплощаются в создании и совершенствовании институтов, стимулирующих формирование ценностей, связанных с технологиями [7]. Эти институты охватывают систему поведения экономических субъектов, ответственных за технологическое развитие, бизнес-систему информационных технологий, систему содействия накоплению человеческих ресурсов в этой области и систему управления услугами [8]. С точки зрения институциональной структуры для реализации модели устойчивого роста существует несколько институтов, которые обеспечивают перераспределение ресурсов для создания

максимальной прибыли и достижения экономических выгод. Перераспределение ресурсов для создания максимальной ценности и достижения экономических результатов обеспечивается несколькими институтами. Среди них инновационные и технологические институты играют решающую роль.

Третья перспектива - экономическое развитие. Она влечет за собой перераспределение совокупного дохода для формирования и удовлетворения социальных и духовных потребностей местного сообщества. Требования являются необходимыми условиями для постпроизводственной экономики и являются результатами промышленного развития [9]. Четвертая перспектива - экологическая безопасность. Экологическая безопасность выделяется в отдельную область, поскольку она требует особого внимания к условиям управления и позволяет производству и другой экономической деятельности оказывать воздействие на окружающую среду [10].

Социальное развитие

• система потребностей всех участников региона

• национальные ценности

• смешанные индексы

Цифровое развитие

• технологическое развитие

• кадровый потенциал

• технологический суверенитет

Экономическое развитие

• оптимальное и справедливое распределение доходов

• повышение уровня благосостояния региона

Экологическая безопасность

• защита окружающей среды

• меры для борьбы с изменением климата

Специфика региона

• изначальные условия обеспечения региона

• потенциал региона

Рис. Перспективы развития регионов (дополнено авторами)

Пятая перспектива предлагается для учета особенностей региона, она учитывает специфику развития и ресурсного обеспечения. По нашему мнению, неравнозначность воздействия одних и тех же мер на четыре перспективы связаны с неравнозначным обеспечением ресурсами и возможностями региона, что при введении пятой перспективы позволит сформировать более целенаправленную региональную политику, более эффективную и результативную.

Заключение

Предложения по формированию системы из пяти перспектив оценки региональной политики имеют рекомендательный характер, здесь следует отметить, что конкретные программы и мероприятия по устойчивому развитию региона могут меняться со временем. Поэтому рекомендуется соединить формирование разработки и оценки системы индикаторов оценки устойчивой региональной политики с мероприятиями мониторинга и корректировки базовых показателей развития регионов для возможности комплексной оценки перспектив их развития.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Планирование в России: истоки и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 90.

2. Glinskiy V., Serga L., Novikov A., Litvintseva G., Bulkina A. Investigation of correlation between the regions sustainability and territorial differentiation // Procedia Manufacturing. 2017. № 8. Р. 323-329.

3. Глазунова В.В. Региональная политика инвестирования инфраструктуры и стимулирования экономического роста // Bulletin of the South-Russian state technical University (NPI). Series Socio-economic Sciences. 2022. Vol. 15 (2). P. 125-139.

4. Рева А.Р. Энергоэффективная политика Индии как ключевая возможность достижения целей COP21 // Инновации и инвестиции. 2019. № 11.

5. Солодков Н.Н., Малышев А.А., Коробкова Н.А. Балансовый подход в управлении устойчивым развитием регионов России // International agricultural journal. 2021. № 6. С. 545-563.

6. ВасконселосБ.С. Анализ формирования предпринимательской экосистемы умного города. М., 2022.

7. Adeleye B.N., Adedoyin F., Nathaniel S. The criticality of ICT-trade nexus on economic and inclusive growth // Information Technology for Development. 2021. № 27 (2). Р. 293-313.

8. Oginni B.O. et al. Work Ethics Practices and Employee Retention Towards Economic Recovery in the Brewery Industries of Lagos Metropolis, Nigeria // RUDN Journal of Public Administration. 2023. № 10 (2). Р. 248-268.

9. Reyes G.E., Useche A.J. Competitiveness, economic growth and human development in Latin American and Caribbean countries 2006-2015: a performance and correlation analysis // Competitiveness Review: An International Business Journal. 2019. № 29 (2). Р. 139-159.

10. Wang Y., Yin W., Zeng J. Global convergence of ADMM in nonconvex nonsmooth optimization // Journal of Scientific Computing. 2019. № 78. Р. 29-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.