Научная статья на тему 'Антикризисная программа для сырьевого города'

Антикризисная программа для сырьевого города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА / ANTI-RECESSIONARY PROGRAM / СЫРЬЕВОЙ ГОРОД / RAW CITY / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / NATURAL RESOURCES / ДОХОДНАЯ БАЗА / PROFITABLE BASE / БЮДЖЕТ / BUDGET / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / THE SHARE MARKET / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ANTI-RECESSIONARY MEASURES / ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / ЭКСПОРТ / EXPORT / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быковский В.А.

Основу экономики России в последние годы составляла продажа необработанных природных ресурсов, на этом строилась основная доходная база бюджета страны. Мировые цены на сырье сформировали образ благополучия. Но падение цен на нефть и обрушение российского фондового рынка перечеркнули практически все показатели, служившие, казалось бы, надежной опорой российской экономики. На примере Уральского Федерального округа автор рассмотрел антикризисные меры на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Парадоксальный вывод из анализа сырьевым регионам выгодна инфляция и падение курса рубля, что сейчас произошло и будет происходить в дальнейшем. Странам, в которых экспорт превышает импорт, что свойственно и для России, выгодно, если стоимость внутренней валюты в кризисный период сильно падает, и чем сильнее, тем лучше. Нефтяники и государство теряют от снижения мировой цены на нефть в этом случае значительно меньше, а основная нагрузка перекладывается на население всей страны. Вопрос только в одном: в терпении населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS MANAGEMENT PROGRAM FOR A RAW MATERIALS TOWN

The trade of raw natural resources has been the base of the Russian economy in recent years; it has been the main profitable part of the budget. The world raw materials prices have formed an image of well-being. But the oil prices fall and the fall of the Russian stock market reconfigured practically all the indices which seemed to have been the reliable basis of the Russian economy. Using the Ural Federal Region as an example the author considered the crisis management measures for three levels: federal, regional and local. The analysis has a paradox conclusion inflation and fall in ruble exchange, which have just happened and will continue to happen in the future is beneficial for the raw materials regions. It is beneficial for the countries where export is larger than import, like in Russia, if the home currency rate in the crisis falls greatly, the greater, the better. Oilmen and the state lose much less in this case because of the oil price fall, but the people carry the main burden. There is only one questionhow patient the population will be.

Текст научной работы на тему «Антикризисная программа для сырьевого города»

БЫКОВСКИЙ В.А.

АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СЫРЬЕВОГО ГОРОДА

Основу экономики России в последние годы составляла продажа необработанных природных ресурсов, на этом строилась основная доходная база бюджета страны. Мировые цены на сырье сформировали образ благополучия. Но падение цен на нефть и обрушение российского фондового рынка перечеркнули практически все показатели, служившие, казалось бы, надежной опорой российской экономики. На примере Уральского Федерального округа автор рассмотрел антикризисные меры на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Парадоксальный вывод из анализа - сырьевым регионам выгодна инфляция и падение курса рубля, что сейчас произошло и будет происходить в дальнейшем. Странам, в которых экспорт превышает импорт, что свойственно и для России, выгодно, если стоимость внутренней валюты в кризисный период сильно падает, и чем сильнее, тем лучше. Нефтяники и государство теряют от снижения мировой цены на нефть в этом случае значительно меньше, а основная нагрузка перекладывается на население всей страны. Вопрос только в одном: в терпении населения.

БУКО¥8К1 У.Л.

CRISIS MANAGEMENT PROGRAM FOR A RAW MATERIALS TOWN

The trade of raw natural resources has been the base of the Russian economy in recent years; it has been the main profitable part of the budget. The world raw materials prices have formed an image of well-being. But the oil prices fall and the fall of the Russian stock market reconfigured practically all the indices which seemed to have been the reliable basis of the Russian economy. Using the Ural Federal Region as an example the author considered the crisis management measures for three levels: federal, regional and local. The analysis has a paradox conclusion - inflation and fall in ruble exchange, which have just happened and will continue to happen in the future is beneficial for the raw materials regions. It is beneficial for the countries where export is larger than import, like in Russia, if the home currency rate in the crisis falls greatly, the greater, the better. Oilmen and the state lose much less in this case because of the oil price fall, but the people carry the main burden. There is only one question- how patient the population will be.

Ключевые слова: антикризисная программа, сырьевой город, природные ресурсы, доходная база, бюджет, фондовый рынок, антикризисные меры, инфляция, экспорт, население.

Keywords: The anti-recessionary program, raw city, natural resources, profitable base, the budget, the share market, anti-recessionary measures, inflation, export, the population

Кризис на Севере.

Основу экономики России в последние годы составляла продажа необработанных природных ресурсов, на этом строилась основная доходная база бюджета страны. Мировые цены на сырье сформировали образ благополучия. Но падение на нефть и обрушение российского фондового рынка перечеркнули практически все показатели, служившие, казалось бы, надежной опорой российской экономики.

Мировой финансово-экономический кризис в 2009 году постепенно перетекает в нашей стране в социально-экономический. Снижаются объемы производства, увеличивается количество безработных. Уменьшается реальная заработная плата, при этом растет стоимость товаров и услуг, поэтому увеличивается количество людей, не удовлетворенных жизнью.

России предстоит пережить кризис - с ростом безработицы, подъемом цен на товары и услуги, инфляцией, банкротством банков и компаний, обвалом рынка недвижимости. Кризис в значительной степени изменит социально-экономическую ситуацию, особенно в монопрофильных нефтедобывающих городах Севера, как это уже было в 1998 году. На примере крупного нефтегазодобывающего предприятия «Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз» процессы, происходящие в те годы, можно разграничить на три отдельных этапа.

Первый этап - период 1996-1997 гг. - который сопровождал достаточно стабильная цена нефти на международном рынке, постепенный рост заработной платы и некоторое снижение объемов суточной добычи нефти.

Второй этап характеризовался влиянием двух факторов: внешний фактор - двукратное снижение цены на нефть на мировом рынке, внутренний фактор - реагирование руководства компании «Сибнефть» и ОАО «Ноябрьскнефтегаз» на это колебание цены путем резкого снижения затрат, в том числе инвестиций в развитие производства, эксплуатационных расходов и понижения уровня оплаты труда работающих в нефтедобыче. Это, естественно, привело к резкому сокращению объемов среднесуточной добычи нефти на предприятии.

Третий этап - его можно обозначить как этап подъема добычи нефти, заработной платы, и этот процесс наблюдался до 2003 года, затем снова начался этап падения добычи, который, видимо, будет еще продолжаться не из-за того, что люди плохо работают, просто ресурсная база данного нефтедобывающего предприятия в последние годы значительно сократилась.

Изучение и использование опыта, накопленного в 1998 году, послужат нахождению более быстрого и менее болезненного варианта выхода из текущего социально-экономического кризиса.

Нефтегазовые города существуют за счет того, что рядом с ними расположены нефтяные и газовые месторождения, находящиеся в эксплуатации. Звучит на первый взгляд оптимистический прогноз, что «Газпромнефть» будет добывать 100 миллионов тонн нефти, но это по всей России, а горожане могут работать только на месторождениях, расположенных на расстоянии от города сто, максимум двести километров. Динамика снижения объемов добычи нефти на месторождениях, обслуживаемых жителями города, за по-

следние годы вызывает тревогу. В 2009 году добыча нефти ожидается немногим более 10 миллионов тонн. А всего пять лет назад добыча была 17 миллионов тонн. Как ни парадоксально, это не так уж плохо, нужно добывать нефти в меру, в разумных количествах, потому что жизнь города зависит от продолжительности рентабельного периода добычи нефти на ближайших месторождениях. Кормить людей, живущих на Севере, кроме как добычей нефти и газа, государство просто не в состоянии.

Нефтяные и газовые компании, особенно с присутствием государственной доли, взяли большие кредиты в иностранных банках. «Газпромнефть» - предприятие, которое ведет основную деятельность по добыче нефти в районе города Муравленко, в данной ситуации не является исключением, тоже имеет значительные кредиты. А за них нужно рассчитываться с поставками нефти и газа за рубеж.

Весьма показательна динамика изменения индекса удовлетворенности жителей МО г. Муравленко материальным положением своих семей по данным мониторинга, проводимого в 1997 - 2009 г.г по методике, применяемой в ЯНАО.

о^' С?*' О^' о^' *«9' *«9' о^' *«9' о^' о^' С?*' о^'

время замеров

Рис. 1. Индекс удовлетворенности жителей МО г. Муравленко материальным положением своих семей.

Самый низкий уровень индекса удовлетворенности материальным положением был во время дефолта 1998 года. Затем он постепенно поднимался до периода монетизации. Последние 3-4 года индекс снова стабильно рос вплоть до осени 2008 года, когда настроение у населения города Муравленко резко изменилось в худшую сторону. Этому послужил кризис, переходя от мирового к каждой стране, каждому региону, каждому городу, каждому человеку.

В конце декабря 2008 - начале января 2009 года был проведен последний социологический замер, который по глубине восприятия вышел на уровень монетизации и, возможно, в ближайшее время опустится до точки дефолта 1998 года. Следует отметить, что за последние полгода реального понижения уровня жизни и сокращения рабочих мест еще не было. Сыграли такие факторы, как информационное давление центральных СМИ и значительное падение курса доллара за последнее время.

Академик РАН, директор института экономики УрО РАН А.И. Татар-кин отмечает, что более других пострадали те страны мирового сообщества, руководители которых по незнанию или по наивной вере в возможность самостоятельно обуздать разрушительное воздействие мирового спекулятивного капитала не принимали своевременно действенных защитных мер по поддержанию устойчивости национальной экономики и защите национальных интересов. Ощущая симптомы приближающегося кризиса, они тем не менее убаюкивали общественное мнение заверениями, что этот кризис пройдет «мимо нас».

Далее он продолжает, что Россия остается приоритетной мишенью атаки. Наша страна привлекательна не только огромной территорией, богатой ресурсами, но и своим романтическим непрофессионализмом в защите национальных интересов, презрительным отношением к мнению своего населения и возможностям модернизировать и развивать реальный сектор экономики, опираясь на собственные знания и инвестиционные возможности. Глубина экономического кризиса в России - это плата и за нежелание учиться «жить в рыночных условиях».

Руководство страны вначале не хотело верить в надвигающийся кризис, но затем обозначило антикризисные меры на федеральном уровне:

❖ регулярный анализ текущей социально-экономической ситуации в стране;

❖ участие президента и председателя совета министров в заседаниях с повесткой дня по ограничению сокращения рабочих мест и своевременности выплаты заработной платы;

❖ оказание финансовой помощи банковским структурам и производствам стратегического направления;

❖ проведение мониторинга ситуации на крупных предприятиях и на рынке труда;

❖ работа штабов по разработке антикризисных мер и контроль за их выполнением;

❖ повышение уровня пособий по безработице;

❖ ограничения въезда в страну по трудовой миграции.

Конечно, это неполный перечень антикризисных мер на федеральном уровне, он постоянно дополняется. Тревогу вызывает ситуация даже в самых богатых сырьевых регионах России.

Бюджеты Тюменской области и ХМАО-Югра в начале 2009 года были откорректированы, их доходная часть и, естественно, расходная, снизилась в два раза, в ЯНАО - на треть.

Уральский федеральный округ - один из самых сильных в России в экономическом плане. Здесь производится 17 процентов всего валового национального продукта, хотя здесь проживает лишь 10 процентов населения страны. Федеральный округ дает треть налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Полпред Президента в УрФО Николай Винниченко отметил, что органы законодательной власти не могут оставаться в стороне от реализации антикризисных мер субъектов Российской Федерации, что необходимо в приоритетном порядке принимать нормативные правовые акты в целях законодательного обеспечения реализации антикризисных программ.

Полномочный представитель Президента в УрФО в начале 2009 года сказал, что, если оценивать нынешнее положение, оно не столь сложное, как это может показаться. Ситуация в целом контролируется, хотя, конечно, есть негативные тенденции, которые вызывают беспокойство. Мы договорились с крупным бизнесом, что будем общаться и сверять позиции по многим вопросам.

Антикризисные меры на уровне субъекта Федерации:

Рассмотрим набор антикризисных мер на примере Ямало-Ненецкого автономного округа, где намечены и реализуются следующие направления:

❖ во-первых, это консолидация общества. Так, в своем ежегодном Послании губернатор Юрий Неелов, определяя ориентиры и ставя задачи, высказал следующее: «Ямальцам не нужны паникеры, распускающие слухи и вносящие неуверенность в будущее»;

❖ проведение переговоров руководства администрации автономного округа с руководством нефтегазовых компаний по недопущению массовых сокращений;

❖ подготовка, организация и контроль за реализацией антикризисных мероприятий;

❖ рекомендации по использованию накопленной прибыли компаниями за последние годы в качестве антикризисных резервов по примеру государственных;

❖ ограничения в проведении торгов на закупку дорогостоящего оборудования и выполнения объемных работ;

❖ корректировка бюджета по отдельным направлениям расходов;

❖ организация и финансирование общественных работ;

❖ поиск дополнительных источников пополнения доходной части окружного и местных бюджетов;

❖ подтверждение выполнения социальных обязательств органов власти перед населением автономного округа.

Правительство ХМАО-Югра также наметило ряд первоочередных антикризисных мер, некоторые из которых перечислим:

❖ замораживание уровня оплаты труда чиновникам Правительства автономного округа;

❖ для оптимизации бюджетных расходов сотрудники администрации губернатора и Правительства округа «отказались» от премий по итогам работы за 2008 год;

❖ сокращение в срок до 30 апреля 355 штатных единиц в департаментах, комитетах и управлениях окружного Правительства;

❖ перерасчет смет на содержание всех исполнительных органов государственной власти в сторону уменьшения.

Приведем в качестве обобщения опыта основные направления по снижению безработицы в антикризисной программе, подготовленной красноярским краевым Правительством. Это переобучение безработных по наиболее актуальным профессиям, помощь в переезде на другое место работы, привлечение работников в предприятиях ЖКХ и поддержка малого предпринимательства. В программе ярославского губернатора - общественные работы, временные рабочие места, трудоустройство выпускников и поиск рабочих мест в других субъектах Федерации. Следует отметить, что руководство сырьевых автономных округов уже имеет опыт работы в условиях кризиса, а это неоценимый опыт.

Антикризисные меры на местном уровне.

На муниципальном уровне проводятся антикризисные мероприятия, приведем их типовой набор:

❖ оптимизация структуры затрат в основном и сервисном производствах, уменьшение доли вахтовиков;

❖ некоторое выравнивание заработной платы между высоко и малооплачиваемыми категориями работающих;

❖ уменьшение негативных материалов в средствах массовой информации, увеличение количества сюжетов о человеке труда;

❖ работа с молодежью по снижению экстремистских проявлений;

❖ мониторинг общественно-политической ситуации;

❖ проведение встреч депутатов, представителей администрации и общественно-политических объединений в трудовых коллективах;

❖ ограничение командировок, участие в выездных конференциях, совещаниях;

❖ усиление работы по культурно-досуговой деятельности с населением;

❖ переобучение и трудоустройство безработных;

❖ мониторинг предприятий численностью более 100 человек по высвобождению работников;

❖ организация общественных работ;

❖ сокращение расходов бюджета;

❖ снятие проблем по должникам ипотечных займов.

Ответственность за возникновение и глубину социально-

экономического кризиса в нашей стране лежит на Федеральной власти, по мнению автора, приблизительно на 60%, на региональной власти - на 30% и на местной власти - на 10%.

Кризисы приходят и уходят, единственный вопрос, насколько текущий кризис задержится и с какими потерями муниципальные образования Севера выйдут из него. При этом должно произойти обновление системы управления государством и будет накоплен опыт более эффективной работы при меньших финансовых возможностях.

Разные группы людей кризис затронет по-разному, но в том, что затронет всех, сомнений нет. Нефтяники и газовики уже не смогут жить так, как в последние годы. Рост заработной платы, значительно опережающий рост производительности труда, будет невозможен.

Конечно, экономический кризис процесс неприятный, но нужно выработать меры, которые впоследствии перерастут в новую экономическую политику, проводимую в государстве.

Настоящий кризис есть порождение завышенных ожиданий. Были неоправданно раздуты аппетиты корпорации и государства относительно постоянно растущего спроса. Гонка за капитализацией стала преобладать над ростом производительности труда и повышением эффективности деятельности компаний. Вся эта пирамида должна была рано или поздно рухнуть, что, собственно, и произошло.

Кризис обнажил имеющиеся структурные и организационные проблемы. В стране это чрезмерная сырьевая ориентация экспорта и экономики в целом, слабый финансовый рынок, отсутствие конкурентной среды, позволю себе добавить, как в экономической, так и политической сферах.

Кризис лишь заставляет нас активнее продвигаться по заявленным приоритетам, не меняя, разумеется, самой стратегии, суть которой - качественное обновление страны в течение ближайших лет. Можно привести сильную фразу из выступления Владимира Путина на экономическом форуме в Давосе в начале 2009 года: «Считаю, что экономика XXI века - это экономика людей, а не заводов. История дает России уникальный шанс. Развитие событий настоятельно требует от нас переустроить собственную экономику и модернизировать социальную сферу. И этот шанс упускать мы не намерены».

Нельзя сказать, что кризис застал страну неподготовленной. Были накоплены золотовалютные резервы. Кризис прогнозировался, например, еще в марте 2008 года ученые из Финансовой Академии при Правительстве подготовили доклад о грядущем кризисе, где они отмечали, что в финансовом секторе произойдет резкий рост просроченных долгов доступа реального сектора к кредитам банков. Ученые предположили, что капитализация рынка акций снизится не менее чем на 20%, стоимости облигаций - не менее 15%, ставка рефинансирования сбербанка составит не менее 20%, инфляция превысит 20%, рост оттока капиталов за рубеж - не менее 30%, падение курса национальной валюты - более 15%, снижение золотовалютных резервов центрального банка - не менее 20%. Реальность оказалась более суровой и жесткой, падение оказалось глубже в несколько раз.

Сценарий начала кризиса в нашей стране, как и предполагалось, развернулся по ожидаемой схеме: финансовая инфекция, мыльный пузырь, спе-

кулятивная атака, экономический кризис. Кризис, который ждали, стал тем не менее большой неожиданностью, особенно по глубине.

Прогнозы по динамике цен на нефть в перспективе неутешительны, строятся пессимистичные расчеты: придется экономить на всем. Бюджетные деньги будут направляться только на первоочередные нужды - пенсии, заработную плату, стипендии и социальные выплаты. На развитие объемы финансирования будут выделяться в несколько раз меньше.

Звучит парадоксально для этой ситуации, но сырьевым регионам выгодна инфляция и падение курса рубля, что сейчас произошло и будет происходить в дальнейшем. Странам, в которых экспорт превышает импорт, что свойственно и для России, выгодно, если стоимость внутренней валюты в кризисный период сильно падает, и чем сильнее, тем лучше. Нефтяники и государство теряют от снижения мировой цены на нефть в этом случае значительно меньше, а основная нагрузка перекладывается на население всей страны. Вопрос только в одном: в терпении населения.

_Литература_

1. Быковский В.А. Проблемы инвестиций в российскую экономику и нефтегазовую отрасль Севера Западной Сибири //(статья) Нефть, газ и бизнес -2002. - № 6, С.2-7.

2. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина на открытии Всемирного экономического форума в Давосе 28.01.2009//http://www.government.ru/content/governmentactivity/mainnews/a геЫуе/2009/01/28/5825465.Ыш

3. Реальные дела продолжатся. Предложение Владимира Путина высказанные им на съезде: / Красный Север. - 2008, 22 ноября. - №230. - С. 5.

4. Татаркин А.И. Причины и последствия мирового финансового кризиса для России / А.И. Татаркин // Наука. Общество. Человек. - 2008. - №4 (26). - 8, 13.

5. Фатеев А. Югра дотационная / А. Фатеев // Тюменские известия. - 2009, 28 января. - №13 (4755). - с. 4.

6. Цветков В.А., Прудиус Е.В. Иллюзии благополучия парадоксальной экономики // ЭКО, №8 (398), 2007, С. 21-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.