Научная статья на тему 'Антикризисная политика государства'

Антикризисная политика государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3904
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС / ДЕРИВАТИВЫ / АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДИСБАЛАНСЫ / ИННОВАЦИИ. / GLOBALIZATION / CRISIS / DERIVATIVES / COUNTERCYCLICAL POLICY / IMBALANCE / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходоров С. Е.

В статье рассмотрены меры государственного регулирования в условиях неустойчивой экономики, в частности об антициклических мероприятиях финансового кризиса 2008 г., отмечаются основные дисбалансы и способы восстановления экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ANTICRISIS POLICY

The article deals with measures of state regulation in an unstable economy, in particular it focuses on counter-cyclical activities during the 2008 financial crisis. Major imbalances and ways to economic recovery are considered.

Текст научной работы на тему «Антикризисная политика государства»

УДК 338.2 с.Е. Ходоров

АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрены меры государственного регулирования в условиях неустойчивой экономики, в частности об антициклических мероприятиях финансового кризиса 2008 г., отмечаются основные дисбалансы и способы восстановления экономики.

Ключевые слова: глобализация, кризис, деривативы, антициклическая политика, дисбалансы, инновации.

Э.Е. Нобогоу

STATE ANTICRISIS POLICY

The article deals with measures of state regulation in an unstable economy, in particular it focuses on counter-cyclical activities during the 2008 financial crisis. Major imbalances and ways to economic recovery are considered.

The key words: globalization, crisis, derivatives, countercyclical policy, imbalance, innovations.

Г осударство осуществляет стабилизационную политику, которая предусматривает применение мер против роста безработицы, спада производства в период кризиса. Антициклические мероприятия идут в противоположном направлении к текущей экономической конъюнктуре. В «плохие времена» накачивается падающий платежеспособный спрос, в период ажиотажного подъема рост спроса сдерживается. В последнее время активизировались сторонники стимулирования совокупного предложения как основного средства противодействия спадам. Но сама по себе необходимость проведения государством макроэкономической антициклической политики не оспаривается.

Переход от крупных национально ориентированных олигополистических корпораций к более сложному миру транснациональных корпораций привел к ощутимой потере государственного контроля, увеличению неопределенности и непредсказуемости экономических отношений, быстрым институциональным изменениям.

Глобализация вызвала быстрый рост мировой экономики и торговли. При этом страны Западной Европы и США, снижая объем выпуска продукции металлургической, химической, машиностроительной, судостроительной и даже текстильной и обувной промышленности и перенося в Азию производство игрушек, телевизоров и персональных компьютеров, расширяли у себя финансовый, банковский, страховой, инвестиционный и арбитражный секторы экономики. Лондон и Нью-Йорк укрепили свою роль как биржевых центров для всего мира. В западных странах приоритет был отдан развитию сервиса, информационных технологий, фармацевтической промышленности и нанотехнологиям. В июле 1997 г, когда в Британии пришло к власти новое правительство лейбористов, тогдашний министр финансов (а ныне премьер) Гордон Браун заявил, что его целью станет ликвидация циклов бумов и спадов. Он пообещал избирателям, что экономические кризисы станут историей. Сегодня ясно, что этот впечатляющий план Брауна провалился.

Кризис 2007 г.был вызван тем, что финансовая инфраструктура развитых стран (прежде всего США), увлеченная строительством спекулятивных пирамид и «надуванием пузырей» (bubbles) (те. искусственным раздуванием экономического подъема на основе спе-

кулятивных операций и роста цен), превысила реальное развитие своей экономики. Последствия тем не менее оказались теми же, что и в странах быстрого роста: утрата доверия на мировых финансовых рынках, паника на фондовых биржах, бегство капитала, натиск вкладчиков на банки и крах крупнейших из них. Отправной точкой катастрофы в этот раз стала самая развитая экономика мира. Кризис заставил правительства США и других постиндустриальных стран использовать многие нетрадиционные меры спасения экономики, включая национализацию и выкуп обанкротившихся ценных бумаг

В США перед угрозой глубокой рецессии, т.е. спада производства, правительственные органы обратились и к поощрительной денежно-кредитной политике, и к стимулирующим бюджетным мерам. Начиная с сентября 2007 г. Федеральная резервная система неоднократно снижала ставку рефинансирования, доведя ее к концу 2008 г. до 2%. Пытаясь стабилизировать рынок ипотечных кредитов, снижали резервную норму для крупных компаний-риэлторов. Одновременно правительство приняло решение о субсидировании частного спроса: из 168-миллиардного пакета экономических субсидий 100 млрд дол. было решено направить на повышение доходов среднего класса, чтобы увеличить его потребительский спрос, остальные - на помощь малому и среднему бизнесу

Тем не менее кризис оказался необычным, он перерос в мировой финансовый кризис невиданного масштаба. Перечислим лишь наиболее значительные эпизоды его развертывания и тех «спасательных операций», которые начали спешно предпринимать правительства развитых стран.

Исходным толчком для его развития стала следующая ситуация на рынках недвижимости в США. Экономический подъем, наступивший после кризиса 2001 -2003 гг., толкнул ипотечные банки на рискованное расширение ипотечных кредитов для ненадежных, «проблемных» заемщиков. Цель такого шага - расширение рынков для бурно растущих строительных компаний. Так, если в 2001 г. доля второразрядных займов (subprime loans) составляла 9% всех займов, а доля обычных - 57%, то к 2005 г. ситуация в корне изменилась: доля первых повысилась до 20%, а вторых - снизилась до 35%. И на основе этих ипотечных закладных

выросли триллионные пирамиды вторичных активов (деривативов), которые приобретали банки других стран, вложившие в эти, казалось бы, высоконадежные и прибыльные ценные бумаги весьма солидные средства. В итоге начавшийся ипотечный кризис в США породил цепочку неплатежей и банкротств, распространившихся не только на всю страну, но и за ее пределы. Кризис ликвидности (т.е. острой нехватки платежных средств для выплаты долгов и обслуживания нормального функционирования экономики) охватывал все новые и новые банки и страны. К сентябрю этого года в США потерпели банкротство три из пяти ведущих инвестиционных банков, в их числе крупнейший «Lehman Brothers». На краю банкротства оказались две крупнейшие ипотечные компании - «Fannie Mae» и «Freddie Мас», - на долю которых приходится половина всех ипотечных долгов в стране. Правительство США вынуждено было взять их под свой контроль, а фактически национализировать. Вся верхушка обанкротившихся компаний должна была уйти в отставку. Цена этой операции, по подсчетам экспертов, составила от 25 до 100 млрд дол. (Не говоря о том, что ипотечный кризис уже стоил инвесторам и потребителям сотни миллиардов долларов). Далее последовала совсем необычная операция. После долгих дебатов Конгресс США принял закон о выделении 700 млрд дол. для выкупа казначейством ипотечных ценных бумаг и иных проблемных, потерявших свою стоимость активов у крупнейших банков и других финансовых институтов, включая банки-нерезиденты, имеющие значительный объем операций в США. Сумма колоссальная: ведь 700 млрд дол. - это 5% ВВП США, сумма, в 1,5 раза превышающая оборонный бюджет страны. Она означает также увеличение государственного долга до 82% ВВП.

Рынок деривативов стал оказывать влияние практически на все стороны экономической жизни общества - начиная с эффективности отдельного взятого бизнеса и заканчивая стабильностью экономических систем в целом. Размер этого рынка огромен и не идет ни в какое сравнение с величиной экономических систем, обслуживать потребности которых в качестве одного из инструментов он был призван. Этот рынок начинает развиваться по своим правилам, все больше отчуждаясь от реальной экономики и базовых финансовых активов. Согласно отчету Банка международных расчетов, номинальная стоимость всех деривативных контрактов в мире на конец 2006 п составила 342 трлн дол. при ВВП американской экономики в 12,5 трлн дол., а мировой - 50 трлн дол.

Но, как отмечают многие аналитики, рынок деривативов значительно больше, чем проводимые расчеты Банка международных расчетов. Алан Гринспен (бывший глава ФРС США) назвал экстраординарное развитие и экспансию финансовых деривативов наиболее значимым событием в финансах за последнее время. Именно эффективное использование возможностей срочного рынка позволило экономике США в последнее время оставаться на плаву и успешно преодолевать негативные моменты в экономике. А. Гринспен охарактеризовал кредитные деривативы как наиболее важные инструменты. Ежегодный рост кредитных деривативов составил 123%. Этот рынок еще несколько лет назад практически был равен нулю, а в настоящее вре-

мя перевалил за 18 трлн дол. США. Возникновение данного сегмента рынка коренится в секьюритизации ипотечных кредитов начала 90-х гг. XX в., однако реальный его рост вызван реакцией финансовых институтов на преодоление разрушительных тенденций азиатского кризиса XX в. На данный момент введено в обращение почти 200 разновидностей кредитных деривативов, многие из которых носят весьма эзотерический, понятный лишь ограниченной группе лиц характер. По мнению А. Гринспена, развитие кредитных деривативов способствовало стабильности банковской системы, позволив банкам - особенно самым крупным - измерять свои кредитные риски и управлять ими более эффективно.

По мнению многих финансистов, сложность и запутанность правил отчетности внебиржевых операций по деривативам крайне настораживает и пугает, так как создает обильные предпосылки не только для добросовестного заблуждения относительно эффективности сделок, но и для преднамеренного мошенничества и фальсификаций, причем в очень больших размерах. Например, компания Enron использовала деривативы и торговлю с ними для демонстрации впечатляющей доходности - до тех пор, пока связанная с производными дебиторская задолженность не была превращена на балансе в реальные деньги.

В сентябре финансовый кризис обрушился на Европу и на Японию. Серьезные финансовые проблемы возникли и в России. Залихорадило все фондовые рынки. Правительство Англии вынуждено было после банкротства национализировать один из крупнейших банков страны - «Bradford & Bingley». Страны Бенилюкса объединили свои финансы для спасения другого крупнейшего бельгийского банка - «Fortis». Те же проблемы возникли и в Германии, где с кризисом ликвидности столкнулся один из крупнейших кредиторов страны -«Hypo Real Estate», для спасения которого правительство Германии совместно с консорциумом крупных банков выделило значительную сумму денег. Чтобы ослабить проблемы ликвидности, группа центральных банков (а она состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ), банков Англии, Канады, Японии, Швейцарии и Федеральной резервной системы США) приняла решение о выделении более 640 млрд дол. Следующий серьезный их шаг - единовременное снижение ставок рефинансирования на 0,5%: в США - с 2 до 1,5%; в зоне евро - с 4,25 до 3,75%; в Англии - с 5 до 4,5%.

Новым шагом по спасению финансовой системы европейских стран следует считать экстренное совещание стран ЕС, на котором принято решение о координации действий всех правительств стран зоны евро (а также Англии) и их центральных банков под руководством Европейского центрального банка. Правительства ведущих европейских государств заявили о выделении довольно крупных сумм (1,3 трлн евро) для спасения наиболее важных финансовых институтов, от работы которых зависит функционирование экономики каждой из этих стран. Причем предполагается, что каждая из стран-участниц будет использовать выделяемые средства по собственному усмотрению, в зависимости от тяжести ситуации. В то же время все согласились, что государство пойдет не по линии национализации проблемных банков, а будет скупать их обесценива-

ющиеся акции. И в США, и в Европе начались проблемы в реальном секторе экономики.

Таким образом, государственное вмешательство в экономику, осуществляемое постоянно, хотя в разные периоды и с разной степенью интенсивности, характерно абсолютно для всех стран с экономикой рыночного типа.

Осенью 2008 г, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В 2010 г Правительство РФ намерено значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризис-ного восстановления.

Правительство намерено осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов.

1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением. Особое внимание будет уделено сохранению трудового потенциала. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.

2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в расширении наиболее острых проблем, вызванных кризисом.

3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов - ключевые задачи Правительства. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны

государства (инвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

4. Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модерниза-ционная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.

5. Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.

6. Экономика должна опираться на мощную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую и страховую системы, фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание уделяется скорости принятия и реализации решений.

7. Правительство и Центральный банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижению инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

В условиях кризиса ключевую роль играет бюджетная политика государства. Федеральный бюджет на 2010 г. имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более чем на четверть (по сравнению с 2009 г.) планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных

мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы. Роль государства в борьбе с кризисом, по мнению премьер-министра России В. Путина, состоит в отказе от политики протекционизма и чрезмерного вмешательства в экономику. Вместо расширения государства в экономике необходимо заниматься совершенствованием рыночных механизмов, например в СССР роль государства была доведена до абсолюта, что привело к неконкурентоспособности экономики.

Во всем мире возникла необходимость применения не только рыночных, но и нерыночных механизмов управления экономическими процессами в условиях кризиса. Наиболее злободневной является потребность формирования концепции стратегии выхода из сложившейся ситуации, позволяющей прогнозировать факторы конкурентных преимуществ, с которыми российские предприятия выйдут на обновившийся мировой рынок. Экономическое восстановление после кризиса - это одна из обязанностей, принадлежащих государству.

По мнению Р Гринберга, «кризис может стать очистительным для нашей страны. Прежде всего, в смысле очищения от радикально-либералистических алгоритмов в практике народно-хозяйственного регулирования, перехода к активной промышленной и сильной социальной политике, к долгосрочному индикативному макропланированию» [1]. В рамках данного подхода подчеркивается особая роль решения вопросов модернизации производства, развития инфраструктуры, инвестиций в обрабатывающие отрасли и, в особенности, наукоемкий сектор. Именно эти ключевые моменты призваны переломить устоявшуюся взаимосвязь «рост спроса - рост цен» и сформировать другую «рост спроса - наращивание выпуска товарной продукции».

В целях реализации антикризисной программы является полезным переосмысление приемов моделирования стратегического развития на отраслевых рынках и алгоритмизации выбора факторов конкурентоспособности. Поддержание наукоемкого сектора предполагает повышение инновационности как процессов производства, так и институциональных связей между субъектами. При этом смещается акцент в определении конкурентоспособности как способности компании превращать факторы производства в детерминанты конкурентных преимуществ с помощью инновационной деятельности. В системе экономических институтов на основе развития «новой экономики» изменяется фокус пристального интереса в оценке факторов конкурентоспособности от крупных корпораций к мелким компаниям. В данной системе координат потенциал эффективности фирмы может быть реализован полностью только в системном взаимодействии таких ключевых факторов, как организация системы управления, технологии, организация производственного процесса, формирование интеллектуального капитала и инновационного развития. Исследования эффективности развития крупных корпораций демонстрируют выводы о специфичности стратегических направлений их развития, заключающихся в реализации задач государственного значения, высокой конкурентоспособности в узких направлениях деятельности, формировании функций полезности на основе эффектов масштаба, в потребно-

сти инвестиционных вливаний. В теории стратегического развития проводится мониторинг и выявляются факторы, позволяющие быть конкурентоспособными таким крупным компаниям.

Достижения отраслевого лидерства - посредством технологических инноваций - были в центре внимания концепции «подрывных» технологий К. Кристенсена [2]. В рамках привычной терминологии мы воспринимаем понятие «технология» как совокупность процессов производственной обработки продукции. В теории К. Кристенсена это понятие используется в широком смысле -как набор атрибутов конечной продукции отрасли, оцениваемый потребителем, а иногда и как организационные изменения (инновации), порождающие новую ценность для потребителей. Второе понятие из названия теории - «подрывной» - несет смысловую нагрузку связанную с разрушением старых стереотипов и развитием новых рынков. Главная идея заключается в том, что в ходе конкурентной борьбы компании, далеко отстающие от лидеров, «развивают» свой товар в новый товар на новый рынок.

Современный кризис является глобальным не только по территориальному охвату всех стран и народов (по экономической горизонтали), но и по его проникновению и развитию на всех уровнях социоэкономики (мега-, макро-, мезо-, микро-, мини-, нано-), т.е. по экономической вертикали.

Общей причиной любых кризисов выступает разба-лансировка экономики, формирование существенных дисбалансов спроса и предложения, реальной и денежной экономик, производящих и потребляющих отраслей, развитых и развивающихся стран. Аналитики современного кризиса выявили множество таких дисбалансов, и все рецепты кризисного и антикризисного управления сводятся в конечном счете к устранению этих дисбалансов. Основное препятствие для реализации этих стратегий балансировки экономики состоит в стремлении государства, отраслей и корпораций осуществлять свое противостояние кризису и свой выход из него за счет других субъектов (контрагентов), что еще более усиливает дисбалансы экономики. Проблема дисбалансов в плановой экономике решалась путем оптимизации планов ее развития и совершенствования институтов контроля их реализаций (таблица). В современной экономике это осуществляется путем встроенных стабилизаторов (прогрессивных налогов, денежно-кредитных механизмов), способствующих саморегулированию рыночной системы. В смешанной экономике кейнсианского типа эти саморегуляторы дополняются внешними регуляторами, которые использует государство в своей дискреционной политике. Особенность современного кризиса состоит в том, что он произошел в результате крайнего ослабления как внутренней, так и внешней регуляции экономики, т.е. они перестали выполнять свои функции.

Если заглянуть в недалекое будущее, то следующий кризис скорее всего будет сильно отличаться от кризиса 2008 г. Он станет последствием государственных интервенций, которые мы наблюдаем в последнее время в рамках борьбы с нынешним кризисом. Увеличение роли государства в финансовой системе или в строительном бизнесе, или на рынке недвижимости - это далеко не идеальный вариант Он

Основные дисбалансы и способы восстановления экономики*

Основные дисбалансы мировой экономики начала XXI в. Предполагаемые способы восстановления равновесия экономики

Избыток мирового производства и предложения над мировым спросом вследствие беспрецедентных за последние пять лет темпов мирового экономического роста Ограничение темпов мирового роста и предложения. Стимулирование государствами и межгосударственными организациями мирового спроса

Перемещение центров мирового роста и сбережения в развивающиеся страны и превращение развитых стран преимущественно в центры потребления Структурное программирование и регулирование глобального воспроизводства

Гипертрофия финансовых рынков, денег и производных ценных бумаг (деривативов) относительно рынков реальных благ Разработка и контроль за соблюдением нормативов создания и движения производных финансовых потоков

Гипертрофия кредитной сферы и долговых обязательств всех экономических агентов Ограничение доли заемных средств в капитале и доли финансовых активов

Глобализация финансовых рынков и экономической системы в целом при отсутствии универсальной системы их регулирования Создание универсальной системы финансово-экономического регулирования, исключающей возможность возникновения глобального системного кризиса

Нарастание рисков, порождаемых глобальной финансовой системой, работающей в режиме реального времени и мгновенно перемещающей громадные потоки капитала и информации между странами, что многократно повышает неустойчивость национальных финансовых систем Разработка системы ограничителей и замедлителей финансовых операций и движения потоков капитала (резервирование валютных операций; налог на доходы от продажи активов нерезедентами; налог Тобина (на операции с иностранными валютами))

Кризис антикризисного национального и интернационального управления экономикой Проведение скоординированной макроэкономической политики

•Источник: Прокин В.В. Антикризисное управление в условиях инновационно-ориентированной экономики: мат. Всерос. науч.-практич. конф. ( Пермь, 27 - 28 сентября 2009 г). Пермь, 2009. С.307.

создает многочисленные проблемы в будущем. Мы увидим инфляционное давление через год или два. Мы столкнемся с неэффективными инвестициями -они всегда происходят, когда госсектор получает большие финансовые ресурсы. Поэтому можно предположить, что следующий кризис будет похож на кризисы 70-х гг. XX в., которые были вызваны чрезмерно мягкой политикой, наводнившей экономику деньгами, и чрезмерным участием государства в экономике. Это, на наш взгляд, означает возвращение стагфляции, так как сегодня создается очень много денег, особенно в виде государственного долга. А государство усиливает свою роль до тех уровней, которые мы не видели с 70-х гг. XX в. Так что, возможно, кризисы повторятся. Но лучше пройти через эти кризисы, чем прийти к Великой депрессии.

Таким образом, глобальный экономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стра-

не, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Поэтому важную роль в преодолении кризисных явлений в экономике будет играть тесное сотрудничество с другими странами мира. Из глобального экономического кризиса невозможно выбраться в одиночку. Такое сотрудничество будет обеспечено как на основе двустороннего сотрудничества с отдельными странами, так и в рамках международных организаций (АТЭС, ШОС и др.). Россия будет проводить активную политику по продвижению своих антикризисных инициатив, направленных на формирование новой архитектуры мировой экономики и финансов.

1. Гоинберг Р Общий ход реформы // Российский экономический журнал. 2008. № 9 - 10.

2. Кристенсен K.M. Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.