Научная статья на тему 'Антикоррупционные полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации'

Антикоррупционные полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1615
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ANTI-CORRUPTION POWERS / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / EXECUTIVE BODIES / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаптева Мария Николаевна, Иваненко Игорь Николаевич

В статье рассмотрены полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия коррупции. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проявляют колоссальную активность как в формировании правовых основ противодействия коррупции, так и в профилактических мероприятиях. Полномочия указанных органов проанализированы на примере нормативных правовых актов Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаптева Мария Николаевна, Иваненко Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption powers of executive bodies state power of the subjects of the Russian Federation

The author examines the powers of the executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation in the field of combating corruption. The executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation show tremendous activity both in forming the legal basis for combating corruption and in preventive measures. Powers specified of the bodies are analyzed on the example of normative legal acts of the Krasnodar region.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционные полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Лаптева Мария Николаевна Иваненко Игорь Николаевич

Антикоррупционные полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

В статье рассмотрены полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия коррупции. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проявляют колоссальную активность как в формировании правовых основ противодействия коррупции, так и в профилактических мероприятиях. Полномочия указанных органов проанализированы на примере нормативных правовых актов Краснодарского края.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционные полномочия, органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации.

Anti-corruption powers of executive bodies state power of the subjects of the Russian Federation

The author examines the powers of the executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation in the field of combating corruption. The executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation show tremendous activity both in forming the legal basis for combating corruption and in preventive measures. Powers specified of the bodies are analyzed on the example of normative legal acts of the Krasnodar region.

Key words: corruption, anti-corruption powers, executive bodies, subjects of the Russian Federation.

Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проявляют активность как в формировании правовых основ антикоррупционных проявлений, так и в профилактических мероприятиях. Это обусловлено тем, что региональные исполнительные органы обладают в этой сфере большими полномочиями.

В своем научном труде П.Ю. Гуцев пишет о том, что «высшие должностные лица и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в большей мере подвергаются коррупционным рискам и зачастую сами являются источниками коррупции. Это объясняется следующими факторами. Во-первых, указанные органы сформированы менее демократичным способом по сравнению с представительными органами. Во-вторых, в рамках исполнительной власти сконцентрирована существенная публичная власть, которая обладает высоким уровнем коррупционной привлекательности» [1, с. 92]. С данной позицией трудно не согласиться, ведь исполнительные органы субъектов Рос-

сийской Федерации являются фактическими распорядителями бюджета, а также владеют, пользуются и распоряжаются объектами государственной собственности субъекта Федерации.

В то же время, на наш взгляд, исполнительная власть субъектов Федерации обладает высоким антикоррупционным потенциалом, она наиболее организована, интегрирована, имеет значительную способность к управлению.

Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены рядом антикоррупционных полномочий и реализуют множество функций в данной области: вносят в установленном порядке проекты законов в сфере противодействия коррупции и осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своих полномочий в данной сфере; организовывают подготовку справочных материалов антикоррупционных программ,

67

разрабатывают и принимают участие в их реализации; обеспечивают взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам устранения коррупции; проводят антикоррупционные мониторинги и др.

Перечисленные полномочия регулярно расширяются и уточняются, так как государство стремится найти наиболее эффективные антикоррупционные методы и способы. Но при этом наблюдаемые в настоящее время непрерывные законодательные новшества не позволяют в полной мере реализовать представленные полномочия на практике и выявить проблемы в их реализации в связи с часто меняющимся законодательством.

Рассмотрим практику реализации антикоррупционных полномочий органов исполнительной власти на примере Краснодарского края.

После принятия Национального плана по противодействию коррупции главой администрации (губернатором) Краснодарского края издано распоряжение от 30 сентября 2008 г. № 789-р «О мерах по противодействию коррупции в Краснодарском крае» [2]. Данным распоряжением впервые утвержден План противодействия коррупции в Краснодарском крае.

Мероприятия в названном плане разделены на следующие направления:

создание механизма экспертизы принимаемых в крае актов на коррупциогенность;

противодействие коррупции в исполнительных органах государственной власти и отдельных сферах государственного правления Краснодарского края;

установление обратной связи с получателями государственных услуг, обеспечение права граждан на доступ к информации о деятельности краевых органов исполнительной власти, повышение уровня правового просвещения населения;

проведение мониторинга и анализа восприятия уровня коррупции в крае;

мероприятия по противодействию коррупции, рекомендуемые муниципальным органам власти;

меры по повышению эффективности антикоррупционной работы органов и должностных лиц местного самоуправления;

совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ, насе-

лением и институтами гражданского общества в вопросах противодействия коррупции.

Анализируя данный акт, можно утверждать, что он включает широкий спектр мероприятий, направленных как на борьбу с коррупцией со стороны органов власти, так и на привлечение граждан к противодействию коррупционным проявлениям.

Одним из полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как уже было отмечено выше, является их участие в проведении мониторинга восприятия коррупции общественностью. В частности, в Краснодарском крае принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 г. № 656 «О мониторинге восприятия уровня коррупции в Краснодарском крае» [3]. Согласно данному акту «мониторинг проводится в целях оценки результативности и эффективности мер и проектов по противодействию коррупции, формированию предложений по мероприятиям, направленным на понижение уровня коррупции в Краснодарском крае».

Проводимые социологические исследования оценивают следующие показатели восприятия уровня коррупции в Краснодарском крае: характеристика «бытовой» коррупции; характеристика практики деловой коррупции; доверие к исполнительным органам государственной власти Краснодарского края со стороны граждан и бизнеса; оценка гражданами и бизнесом коррумпированности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.

Результаты проведенного социологического исследования для осуществления мониторинга восприятия уровня коррупции в Краснодарском крае в 2016 г. свидетельствуют о следующем:

каждый пятый из опрошенных полагает, что уровень коррупции в Краснодарском крае за последнее время в целом снизился;

наиболее коррумпированными сферами государственного управления, по мнению жителей Краснодарского края, являются имущественные, земельные отношения и приватизация государственного имущества, архитектура и градостроительство, топливно-энергетический комплекс и ЖКХ, а также здравоохранение;

большая часть населения региона не делает различий между уровнем взяточничества

68

в Краснодарском крае и иных субъектах Российской Федерации, 40,1% из числа опрошенных заявили,что масштабы коррупции в крае такие же, как и в других регионах России;

до 3/4 опрошенных считают, что органы власти реализуют меры по борьбе с коррупцией;

по уровню бытовой коррупции лидерами являются ГИБДД, сфера здравоохранения и образования;

уровень доверия к администрации Краснодарского края составляет около 73% [4].

14 февраля 2013 г. глава администрации (губернатор) Краснодарского края подписал постановление «О мониторинге коррупционных рисков в Краснодарском крае» [5], согласно которому, помимо мониторинга общественного мнения, органы исполнительной власти Краснодарского края проводят мониторинг сфер государственного управления, которые наиболее подвержены риску коррупции, а также перечня должностей гражданской службы Краснодарского края в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края и краевых государственных должностей, замещение которых подвержено коррупционным рисками. По результатам мониторинга составляется реестр наиболее подверженных коррупционности сфер деятельности исполнительных органов краевой государственной власти.

В целях повышения эффективности системы противодействия коррупции в нашем крае наряду с названными выше актами реализуется подпрограмма «Противодействие коррупции в Краснодарском крае» краевой государственной программы «Обеспечение безопасности населения».

Выполнение закрепленных в подпрограмме мероприятий направлено:

на создание эффективной, скоординированной системы обеспечения противодействия коррупции в Краснодарском крае;

обеспечение снижения уровня коррупции в деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и формирование нетерпимого отношения общественности к коррупционным правонарушениям;

осуществление контроля в сфере распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, эффективного расходования бюджетных средств и минимизации ущерба от актов коррупции.

В 2017 г. на реализацию мероприятий данной подпрограммы было направлено 700 тыс. руб.

В Краснодарском крае обеспечено создание условий для своевременного, соответствующего административным регламентам получения государственных и муниципальных услуг, определен уполномоченный орган, который координирует мероприятия по разработке административных регламентов, а также оценивает проекты административных регламентов на соответствие федеральному законодательству.

Органами исполнительной власти Краснодарского края утверждено 99% административных регламентов предоставления государственных услуг Краснодарского края от их общего количества.

Кроме того, в крае обеспечена нормативная регламентация предоставления муниципальных услуг. В рамках методической помощи департамент внутренней политики администрации Краснодарского края, департамент информатизации и связи Краснодарского края совместно с краевой прокуратурой в 2016 г. разработали 63 типовых административных регламента предоставления муниципальных услуг.

Еще одно немаловажное полномочие - проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов, принимаемых исполнительными органами госвласти, и их проектов. В крае данная экспертиза проводится с 2009 г.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и их проектов утвержден постановлением главы администрации (губернатора ) Краснодарского края от 7 мая 2009 г. № 350 [6].

Так, в 2016 г. тогда еще контрольным управлением администрации Краснодарского края была проведена антикоррупционная экспертиза актов (проектов) главы администрации (губернатора) Краснодарского края, по 1238 подготовлены положительные заключения; по 137 -отрицательные.

В соответствии с установленными порядками краевыми органами исполнительной власти в 2016 г. проведена антикоррупционная экспертиза 1304 ведомственных актов (проектов), в том числе по 1273 подготовлены

69

положительные заключения; по 31 - отрицательные.

Типичными выявленными коррупциоген-ными факторами являлись широта дискреционных полномочий; принятие акта сверх компетенции; отсутствие или неполнота регулирующих административных процедур; нормативные коллизии; наличие необоснованно завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации им принадлежащего ему права.

В то же время одной из ключевых проблем в данной области является отсутствие активности со стороны уполномоченных субъектов в антикоррупционной оценке принимаемых органами власти правовых актов. Несмотря на то, что органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в крае созданы необходимые условия для проведения эффективной независимой антикоррупционной экспертизы, аккредитованные в установленном законодательством порядке независимые эксперты не проявляют активности, что на практике приводит к минимизации положительных эффектов от осуществления антикоррупционной экспертизы актов (проектов).

Одним из ключевых актов в краевом антикоррупционном законодательстве является постановление главы администрации (губернатора) края от 22 февраля 2017 г. № 117 «Об управлении контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края» [7], которым в целях контроля за исполнением поручений главы администрации (губернатора) края, за деятельностью структурных подразделений краевой администрации и краевых органов исполнительной власти, за исполнением последними федеральных и краевых правовых актов, а также организационного, методиче-

ского, аналитического и информационного обеспечения реализуемых полномочий администрации Краснодарского края в области противодействия коррупции, координации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края и в органах местного самоуправления в Краснодарском крае образовано управление контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края.

На указанное подразделение возложены функции органа субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных правонарушений в крае.

В последние годы законодательство в сфере противодействия коррупции развивалось довольно стремительно, это подтверждает введение новых запретов и обязанностей для лиц, замещающих государственные должности, и государственных служащих, изменение формы справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Однако, на наш взгляд, не все сферы общественных отношений в достаточной степени охвачены антикоррупционным законодательством как со стороны федеральных органов власти, так и в регионах, например область финансовых отношений.

В заключение хотелось бы отметить, что все антикоррупционные акты (федеральные, региональные и местные) образуют постоянно обновляемую, динамичную и совершенствующуюся согласно требованиям времени, с учетом территориального устройства государства систему мер по противодействию коррупции. В данной сфере с каждым годом принимаются, совершенствуются и реализуются все новые и новые антикоррупционные программы.

70

1. Гуцев П.Ю. Конституционные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции. М., 2012.

2. Кубанские новости. 2008. № 196.

3. Кубанские новости. 2009. № 129.

4. Доклад о состоянии законодательства Краснодарского края в 2016 г. URL: http://lan. kubzsk.ru/lawMaking/monitor/monit/index.php (дата обращения: 22.10.2017).

5. Кубанские новости. 2013. № 32.

6. Кубанские новости. 2009. № 79.

7. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2017).

1. Gutsev P.Yu. Constitutional powers of state authorities of the subjects of the Russian Federation in the system of counteracting corruption. Moscow, 2012.

2. The Kuban news. 2008. № 196.

4. The Kuban news. 2009. № 129.

4. Report on the state of the legislation of the Krasnodar Territory in 2016. URL: http://lan. kubzsk.ru/lawMaking/monitor/monit/index.php (date of access: 22.10.2017).

5. The Kuban news. 2013. № 32.

6. The Kuban news. 2009. № 79.

7. The official Internet portal of legal information. URL: www.pravo.gov.ru. (date of access: 01.03.2017).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Лаптева Мария Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; тел.: +79604854260;

Иваненко Игорь Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; e-mail: mail@kubsau.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

M.N. Lapteva, Candidate of Law, Assistant Professor of the Chair of Administrative and Financing Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; tel.: +79604854260;

I.N. Ivanenko, Candidate of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair ofAdministrative and Financing Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: mail@ kubsau.ru

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.