Научная статья на тему 'Антикоррупционные меры в законодательстве о полиции'

Антикоррупционные меры в законодательстве о полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
583
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CORRUPTION / POLICE / ANTI-CORRUPTION MEASURES AND ADMINISTRATIVE LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вовк В. А.

Коррупция в органах государственной власти становится все более распространенным явлением. Не случайно она отнесена к основным источникам угроз национальной безопасности Российской Федерации, противодействие которым необходимо считать одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед государством и обществом на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE LEGISLATION OF THE POLICE

Corruption in government is becoming more common. It is no accident it is allocated to the major sources of threats to national security of the Russian Federation, countering that need to be considered one of the most pressing challenges facing the state and society at the present stage.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционные меры в законодательстве о полиции»

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ПОЛИЦИИ

В.А. ВОВК,

соискатель кафедры административного права Московского университета МВД России, начальник кабинета специальных дисциплин кафедры огневой подготовки УНК СП в Московском университете МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: veron_boss@mail.ru Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент С.М. Зырянов

Аннотация. Коррупция в органах государственной власти становится все более распространенным явлением. Не случайно она отнесена к основным источникам угроз национальной безопасности Российской Федерации1, противодействие которым необходимо считать одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед государством и обществом на современном этапе.

Ключевые слова: коррупция, полиция, антикоррупционные меры, административное законодательство.

ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE LEGISLATION OF THE POLICE

V.A. VOVK,

the competitor of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, the Chief of an office of special disciplines of chair of fire preparation of UNK of the joint venture

at the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. Corruption in government is becoming more common. It is no accident it is allocated to the major sources of threats to national security of the Russian Federation, countering that need to be considered one of the most pressing challenges facing the state and society at the present stage.

Keywords: corruption, police, anti-corruption measures and administrative legislation.

Меры по противодействию коррупции первоначально были адресованы государственным гражданским служащим2. Можно выделить несколько основных институтов противодействия коррупции: институт требований к служебному поведению, институт предотвращения конфликта интересов на государственной службе, институт антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и др.

Положение о службе в органах внутренних дел и Закон РФ «О милиции» подобных институтов не содержали. И даже Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел имеет иную направленность.

В то же время, по некоторым экспертным оценкам система органов внутренних дел является одной из самых коррумпированных государственных структур в России3.

О коррупции в правоохранительных органах говорилось в послании Президента РФ 2009 г., в котором отмечалось, что за первое полугодие этого года за коррупционные преступления было осуждено более 700 работников правоохранительных органов. По мнению Президента РФ, эти цифры свидетельствуют о масштабах коррупции, поразивших наше общество4.

Выступая на коллегии МВД 18 февраля 2010 г., Президент РФ особо отметил необходимость принятия мер по противодействию коррупции в органах внутренних дел: «Должна быть создана надежная система антикоррупционной защищенности Министерства внутренних дел»5.

И в начале 2012 г., характеризуя состояние экономики России, В.В. Путин указал, что на сегодняшний день: «Главная проблема — недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Издержки для бизнеса могут ко-

1 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

2 Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196; ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 14 февраля 2010 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

3 Малый бизнес и коррупционные отношения: перспективы преодоления коррупции. Отчет по результатам исследования. М., 2008.

4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // РГ. 2009. № 214.

5 URL://http ://www.mvd.ru//anounce/7474/.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

лебаться — ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени «расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае — не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться. Но такой «договорившийся» бизнес, в свою очередь, будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий»6.

Как справедливо замечает И.Н. Кошлев, коррупция в правоохранительных органах вообще, и органах внутренних дел в частности, представляет повышенную общественную опасность, поскольку именно эти органы призваны осуществлять противодействие коррупции на всех уровнях публичного управления. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффективно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства. В этой связи проблемы противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности в органах внутренних дел приобретают особое значение7.

Поэтому появление в ФЗ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» новелл антикоррупционного содержания было вполне закономерным и актуальным. Кроме того, ст. 30.1 ФЗ «О полиции», введенная в него ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ8, предусматривает, что за несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел. Тем самым устанавливается взаимосвязь причин и условий коррупции в гражданской службе и в государственной службе полиции, а также единство мер противодействия коррупции в разных видах государственной службы.

Федеральный закон «О полиции» в качестве мер противодействия коррупции устанавливает обязанность сотрудников полиции:

♦ представлять в порядке, установленном законодательством РФ, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

♦ сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

♦ уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений9.

Часть 2 ст. 29 ФЗ «О полиции» распространяет на сотрудника полиции ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ «О противодействии коррупции», а также ст. 17, 18 и 20 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»10, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В ст. 14 ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, сформулированы иначе, однако, по своему

6 Путин В. Нам нужна новая экономика // Ведомости. 2012. URL://http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_na-shih_ekonomicheskih_zadachah#ixzz 1 т18Р270А.

7 Кошлев И.Н. Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 3.

8 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6730.

9 Точно такие же требования установлены ст. 12 ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ. Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) сотрудника влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 16 настоящего ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Под личной заинтересованностью сотрудника органов внутренних дел, которая влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей, понимается возможность получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера, для себя или для третьих лиц.

содержанию они в точности повторяют запреты, ограничения и обязанности, связанные со службой в полиции и с государственной службой вообще. На это указывает ч. 1 ст. 14 названного Закона, в которой содержится прямое указание на ст. 29 ФЗ «О полиции», которая, в свою очередь, отсылает к ФЗ «О противодействии коррупции» и к ст. 17, 18 и 20 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Единственное отличие заключается в том, что для сотрудников органов внутренних дел не предусмотрены исключения, связанные с осуществлением оперативно-разыскной деятельности, установленные для сотрудников полиции.

Но главная, по нашему мнению, новелла, касающаяся антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел, заложена в ч. 2 ст. 14 и в статьях гл. 10 ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанные нормы регулируют вопросы урегулирования конфликта интересов и разрешения служебных споров в органах внутренних дел и устанавливают, что рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом РФ.

Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает

дефиниции понятия «конфликт интересов на службе в органах внутренних дел» и «личная заинтересованность сотрудника органов внутренних дел», содержательно практически не отличающиеся от аналогичных дефиниций, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Кроме того, законодательство обязывает сотрудников органов внутренних дел принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно.

Прямой руководитель (начальник) или непосредственный руководитель (начальник), которым стало известно о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию.

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов могут включать в себя изменение служебного положения сотрудника органов внутренних дел, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от выполнения служебных обязанностей в установленном порядке и (или) принуждение его к отказу от выгоды, а в отношении сотрудника, осуществляющего в соответствии со своими служебными обязанностями процессуальные полномочия, также его отвод или самоотвод в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

- -J* . -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

По смыслу Федерального закона, основными субъектами противодействия коррупции в органах внутренних дел становятся:

а) сами сотрудники;

б) их руководители (начальники);

в) кадровые аппараты органов внутренних дел;

г) комиссии.

В то же время, авторы научных исследований проблем борьбы с коррупцией в органах внутренних дел предлагают принципиально иные меры. Так, И.Н. Кош-лев полагает необходимым реализовывать административно-правовой механизм противодействия коррупции в органах внутренних дел через систему информационного, кадрового, технического, финансового обеспечения, а также через систему обеспечения их собственной безопасности. А сам этот механизм должен включать мероприятия по подбору и расстановке кадров, поручительство, обеспечение оптимального режима секретности служебной деятельности, новые процедуры отбора кадров, прогнозирование правонарушений полицейских, ротацию кадров, причем, на низовом уровне должностей11.

Н.В. Строчилова считает необходимым осуществление комплекса общесоциальных и специально-

криминологических мер. Последние, по мнению ученой, включают контроль за служебной и внеслужебной деятельностью сотрудников, контроль за осуществлением работы по рассмотрению жалоб и обращений граждан на неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел, поступающих через телефоны доверия, телевизионные горячие линии, проверку кандидатов на службу, которая должна проводиться на более высоком профессиональном уровне. Также она говорит о необходимости совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки личного состава, повышения его квалификации, и о проведении пропаганды, в том числе, посредством освещения в средствах массовой информации результатов борьбы с коррупцией в органах внутренних дел12.

Отдельные предложения ученых уже реализованы в действующем законодательстве. По нашему мнению, сейчас главная задача состоит в том, чтобы обеспечить реальное действие законодательных новелл, не допустить их формализации.

11 Кошлев И.Н. Указ. соч. С. 9—11.

12 Строчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 12, 13.

ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Д.В. ЗОЛОТУХИН,

адъюнкт ФПНПиНК Московского университета МВД России;

Ю.В. ТИХОНОВА, инспектор УФМС России по г. Москве Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: adm.law@yandex.ru Научный руководитель: кандидат юридических наук, профессор, начальник кафедры административного права Московского университета МВД России С.Н. Бочаров

Аннотация. Раскрываются взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами государственной власти при проведении миграционной политики.

Ключевые слова: Федеральная миграционная служба, миграционный контроль, миграционная политика, органы государственной власти.

ISSUES OF DETERMINING THE PLACE OF THE MIGRATION SERVICE IN THE MECHANISM OF GOVERNMENT

D.V. ZOLOTUKHIN,

graduated in a military academy FPNPINK of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia;

YU.V. TIKHONOVA, the inspector of UFMS of Russia across Moscow

Annotation. In this article the interaction of the Federal Migration Service with public authorities during the migration policy. Keywords: the Federal Migration Service, immigration control, immigration policy, the state authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.