Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:
Волкова М.А. — Антикоррупционные меры безопасности в системе предупреждения коррупционной преступности в сфере государственных (муниципальных) закупок // Национальная безопасность / nota bene. -2020. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0668.2020.4.33833 URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=33833
Антикоррупционные меры безопасности в системе предупреждения коррупционной преступности в сфере государственных (муниципальных) закупок
Волкова Маргарита Андреевна
младший научный сотрудник Центра противодействия коррупции и правовых экспертиз ФГАОУ ВО
"Сибирский федеральный университет"
660075, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6, каб. 1-20
Статья из рубрики "Правовое обеспечение национальной безопасности"
DOI:
10.7256/2454-0668.2020.4.33833
Дата направления статьи в редакцию:
04-09-2020
Аннотация.
Предметом исследования являются нормы международного и отечественного законодательства о государственных (муниципальных) закупках, о противодействии коррупции, а также научные работы о предупреждении коррупционной преступности и антикоррупционных мерах безопасности. Цель исследования заключается в рассмотрении основ существования и применения антикоррупционных мер безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок. Задачами исследования являются анализ существующих в научной литературе подходов к выделению мер предупреждения коррупционной преступности, рассмотрение теоретических основ криминологической теории мер безопасности, а также характеристика антикоррупционных мер безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок. В работе использовались диалектический, системно-структурный, формальнологический и другие методы научного познания. Научная новизна заключается в рассмотрении ранее не подлежащих исследованию вопросов характеристики антикоррупционных мер безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок. Автором изучены теоретические основы применения мер безопасности в целом и антикоррупционных мер безопасности в частности. В статье рассмотрены цели, содержание, субъекты и классификации антикоррупционных мер безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок, а также приведены примеры таких мер,
закрепленных в современном законодательстве о противодействии коррупции и о государственных (муниципальных) закупках. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что антикоррупционные меры безопасности в системе предупреждения коррупции в рассматриваемой сфере ещё недостаточно изучены. В связи с этим представляется целесообразным развитие криминологической теории мер безопасности и антикоррупционных мер безопасности. Кроме того, систематизация знаний о таких мерах необходима для дальнейшего совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере государственных (муниципальных)закупок.
Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, предупреждение, меры безопасности, антикоррупционные меры безопасности, антикоррупционные правила безопасности, антикоррупционные санкции безопасности, антикоррупционные стандарты, государственные закупки, муниципальные закупки
Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, относит коррупцию к числу основных угроз государственной и общественной безопасности. Как известно, коррупция проникла во все сферы жизни нашего общества, не стали исключением и государственные (муниципальные) закупки.
Конвенцией ООН против коррупции установлено: «Каждое Государство-участник принимает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, необходимые меры для создания надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции» (ч. 1 ст. 9).
В законодательстве Российской Федерации также уже сложился массив нормативного регулирования предупреждения коррупции и коррупционной преступности в сфере государственных (муниципальных) закупок. Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг. называет одной из задач, на решение которой направлены запланированные мероприятия, «совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Основной закон, регулирующий данную сферу деятельности, -Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - установил среди целей его регулирования «предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок». В связи с этим согласимся с мнением, что все законодательное регулирование системы государственных (муниципальных) закупок по своей сути имеет антикоррупционный характер и направлено на минимизацию коррупционных рисков в таких правоотношениях -Ш.
Таким образом, задача нормативного регулирования сферы государственных (муниципальных) закупок - предупреждение коррупционных деяний в данных правоотношениях. Безусловно, среди коррупционных деяний наибольшую общественную опасность представляют коррупционные преступления, а их предупреждение имеет особое значения для обеспечения антикоррупционной безопасности государственных (муниципальных)закупок.
Предупреждение преступности занимает центральное место в системе криминологического знания. Тем не менее на сегодняшний день отсутствует
общепризнанное понятие предупреждения преступности, а ведущими криминологами предлагаются собственные определения Г2; 3; 4; 5; 6; 7 и Др-1.
Кроме того, в научной литературе для обозначения мер воздействия на преступность используются различные термины: уголовная политика Г8], криминологическая политика борьба с преступностью Г2], предупреждение преступности Г9], профилактика преступности [4], противодействие преступности ^^ и др. Вопрос о соотношении и содержании данных терминов в криминологии на сегодняшний день остается открытым. Стоит согласиться с П. А. Кабановым, который подчеркнул, что среди прочего наиболее важно для решения общетеоретических вопросов российской криминологии «пересмотреть основные положения теории предупреждения преступлений в связи с широким использованием в современной российской правотворческой деятельности словосочетания "противодействие преступности". При этом следует заострить внимание не столько на соотношении терминов, используемых в этой теории, сколько на сущности
и особенностях предупредительной деятельности в новых социальных условиях» Г11, с-
Содержательные аспекты предупредительной деятельности, по нашему мнению, наиболее полно отражены в определении, предложенном основоположником криминологической теории мер безопасности Н. В. Щедриным: «Предупреждение преступности - это специфическая разновидность социального управления, целью которого является снижение вероятности преступного поведения, для чего субъект, используя весь комплекс законных мер воздействия (в том числе и принудительных),
стимулирует включение объекта в систему общественно полезных отношений » Г9, с- 8"". Указанное определение и будет взято за основу в данной работе.
В российском законодательстве вопрос разграничения терминов, обозначающих различные меры воздействия на коррупцию и коррупционную преступность, разрешен в
Федеральном законе «О противодействии коррупции» Так, в соответствии с данным законом установлен общий термин, обозначающий весь комплекс мер воздействия на данное негативное социально-правовое явление, - противодействие коррупции. При этом противодействие коррупции подразделяется на три вида деятельности: предупреждение (профилактика) коррупции, борьба с коррупцией и минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений. Согласно закону предупреждение коррупции представляет собой деятельность по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (пп. «а» п. 2 ст. 1). Борьба с коррупцией определяется как деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (пп. «б» п. 2 ст. 1). «Анализ приведенных в Федеральном законе "О противодействии коррупции" положений позволяет сделать вывод, что разграничение предупреждения коррупции и борьбы с коррупцией осуществляется по предметному полю деятельности, а также по субъектам» -Ш1.
В научной литературе приводятся различные классификации мер предупреждения преступности по различным основаниям Г7, с- 197-202"Ъ по целевому назначению: общие и специальные; по объему и направленности применения: общие, специальные и индивидуальные; по масштабу: общегосударственные, региональные, муниципальные, местные; по содержанию: экономического, социального, правового, демографического, организационного, технического характера и др.
«Цели реагирования правоохранительных органов на проявления организованной коррупции в самом общем виде можно классифицировать в двух группах мер:
- предупреждение (общая и частная превенция), и не только пресечение проявлений организованной коррупции, но и применение всего комплекса мер воздействия для сдерживания таких проявлений в дальнейшем;
- привлечение к уголовной ответственности субъектов организованной коррупции», -пишет В. В. Астанин [14' с- 78-791.
Для целей настоящего исследования основополагающее значение имеет классификация мер предупреждения преступности по методу правового воздействия . В соответствии с данной классификацией выделяются: меры предупреждения, не связанные с принуждением, - меры стимулирования ; меры предупреждения, связанные с принуждением, - меры восстановления, меры безопасности и меры наказания . Мерами стимулирования называют непринудительные меры, связанные с поощрением (наградой) субъекта воздействия за его общественно полезные действия. Меры восстановления представляют собой принудительные меры воздействия на субъекта, связанные с обязыванием его устранить причиненный им вред. Мерами наказания являются карательные меры, связанные с лишением субъекта воздействия определенных благ
соразмерно с совершенным им правонарушением [9, с 8-121.
В рамках данной работы наибольший интерес представляют меры безопасности . Так, под мерами безопасности Н. В. Щедрин понимал «меры принудительного ограничения поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия источника опасности» [9, с 11].
Отдельным предметом исследования научной школы профессора Н. В. Щедрина стали антикоррупционные меры безопасности , которые представляют собой «специальные ограничения, применяемые при поступлении лица на государственную, муниципальную и иную службу, цель которых ограничить возможность использования должностного статуса для незаконного извлечения личной выгоды» [15, с- 1341.
Изучению концептуально-теоретических основ мер безопасности и антикоррупционных мер безопасности в различных сферах общественных отношений посвящены работы: Е.
A. Акунченко [16; 17]; Д. С. Васильева [18]; С. И. Гутника [19]; И. А. Дамм [20; 21; 22; 23; 24];
B. В. Кострыкинойо. В. Моргуна [26; 27; 28; 29; 30]; П. В. Тепляшина [31; 32]; Н. В. Хлоновой [33; 34];Н. В. Щедрина [15; 35; 36; 37; 38] и др.
Нужно отметить, что антикоррупционные меры безопасности, как и меры безопасности в целом в сфере государственных (муниципальных) закупок, ещё не становились предметом исследования.
Тем не менее различные аспекты предупреждения коррупции и коррупционной преступности в сфере государственных (муниципальных) закупок изучались следующими авторами: Е. В. Гоц В. В. Дараган М. С.-М. Курбанов Г. С. Набиев Э. А. Прохоров [43; 44], О. В. Синчурин [45; 46], Ю. В. Скосырская А. А. Храмкин и др.
Коррупция в сфере государственных (муниципальных) закупок представляет собой сложное по своему содержанию социально-правовое явление и имеет особенности, отличающие ее от других видов коррупции. Коррупционные деяния в данной сфере
приводят к множеству негативных последствий для общества и государства и имеют высокую общественную опасность. Рассматриваемый вид коррупции, безусловно, наносит значительный вред интересам общества и государства, негативно влияет на экономическое, правовое, политическое и социальное развитие, угрожает национальной безопасности. Так, данное социально-правовое явление можно назвать основной причиной неэффективного расходования бюджетных средств и необеспечения государственных и муниципальных нужд, и, как следствие, оно наносит вред всем сферам жизни общества. Высокая степень общественной опасности данного вида коррупции предопределила введение в законодательство о государственных (муниципальных) закупках большого количества антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений, которые по своей сути являются антикоррупционными мерами безопасности.
Отметим, что антикоррупционные меры безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок содержат все характерные черты мер безопасности.
Целью антикоррупционных мер безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок можно назвать защиту отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд на всех этапах осуществления государственных (муниципальных) закупок от коррупционных посягательств.
Содержание антикоррупционных мер безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок образуют правила и санкции безопасности.
Антикоррупционные правила безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок представляют собой совокупность обязанностей, запретов и ограничений, установленных в нормативных правовых актах в отношении субъектов государственных (муниципальных) закупок с целью предупреждения коррупции при осуществлении данной деятельности.
Антикоррупционные правила безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок преимущественно содержатся в обязанностях, запретах и ограничениях - в антикоррупционных стандартах, установленных в данной сфере. Так, С. К. Илий пишет: «К числу основных мер по профилактике коррупции относится законодательно закрепленная обязанность государственных и муниципальных служащих соблюдать
требования, ограничения и запреты, связанные с прохождением службы» Г49, с- 184"". Автор также справедливо отмечает, что «антикоррупционное законодательство регулирует вопросы предупреждения коррупции не только в органах государственной власти и местного самоуправления, но и в государственных корпорациях, Центральном банке Российской Федерации, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Отдельные нормы антикоррупционного законодательства распространяются и на другие организации (помимо вышеперечисленных), в их числе
коммерческие и общественные организации» ———91]. В связи с этим антикоррупционные стандарты в сфере государственных (муниципальных) закупок могут устанавливаться не только в отношении работников государственных (муниципальных) органов и организаций, но и в отношении участников закупок и третьих лиц, участвующих в таких правоотношениях.
Основу антикоррупционных правил безопасности в сфере государственных
(муниципальных) закупок составляют стандарты, закрепленные в нормативных актах, регулирующих противодействие коррупции и государственную (муниципальную) службу, а также в специальных нормативных актах, регулирующих государственные (муниципальные)закупки.
Среди основных антикоррупционных стандартов, установленных в законодательстве о противодействии коррупции и государственной и муниципальной службе, можно назвать:
- обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции»);
- требование о замещении отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)» на условиях срочного договора (ст. 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
- запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (ст. 7.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»);
- обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»; ст. 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
- обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»; ст. 20.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
- обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции»);
- обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции»);
- ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора (ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»);
- запрет получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц (ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»; ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации») и др.
Примерами антикоррупционных стандартов, установленных в специальном законодательстве о государственных (муниципальных) закупках, можно назвать следующие нормативные положения:
- требование к участникам закупки: отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов (ст. 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
- создание единой информационной системы, содержащей все сведения о закупочной деятельности: от планов закупок до результатов мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок (ст. 4 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
- организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок (ст. 5 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
- ответственность должностных лиц заказчиков за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативными правовыми актами регулирующих данную деятельность (ст. 12 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
- мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок (гл. 4, 5 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и др.
Антикоррупционные санкции безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок представляют собой предусмотренные правовыми нормами принудительные ограничения (пресечения) поведения, нарушающего антикоррупционное правило безопасности, установленное законодательством о государственных (муниципальных) закупках. Наряду с антикоррупционными санкциями безопасности, за несоблюдение субъектами таких правоотношений антикоррупционных правил безопасности применяются санкции наказания (ответственности), восстановления (компенсации) и поощрения.
К антикоррупционным санкциям безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок можно отнести следующие нормативные положения:
- включение в реестр сведений о лице, к увольнения (освобождения от должности) коррупционного правонарушения (ст. 15 коррупции»);
которому было применено взыскание в виде в связи с утратой доверия за совершение Федерального закона «О противодействии
- отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи несоответствием требованиям, предъявляемым к участникам закупок (п. 9 ст. 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
- включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
- признание государственного (муниципального) контракта, заключенного победителем торгов и заказчиком, при наличии между ними конфликта интересов, ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ; п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и др.
Субъектами антикоррупционных мер безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок являются: заказчик, поставщик (подрядчик, исполнитель), участники закупок, их представители, эксперты и экспертные организации, операторы электронных площадок, специализированные организации, контрольные и регулирующие органы, органы и организации, осуществляющие мониторинг и аудит в сфере закупок и другие.
Отметим, что в правоотношениях по реализации государственных (муниципальных) закупок пересекаются интересы:
- государства как государственного (муниципального) заказчика, заинтересованного в эффективном расходовании бюджетных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- общества как субъекта, заинтересованного в эффективном расходовании бюджетных средств и обеспечении нормальной работы органов и организаций для получения в них социальных услуг, право на которые предоставлено (установлено) законом;
- частных лиц как участников закупок, заинтересованных в заключении контракта по наиболее выгодной цене с наименьшими затратами для себя.
В связи с этим при осуществлении правового регулирования особенно остро стоит вопрос обеспечения баланса частных и публичных интересов - интересов всех субъектов таких правоотношений. Такой баланс интересов включает в себя не только равные права сторон, но и соразмерные коррупционным рискам запреты, обязанности и ограничения. Так, одним из основных направлений совершенствования существующих антикоррупционных мер безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок можно назвать введение антикоррупционных стандартов в организациях (антикоррупционного комплаенса организаций), участвующих в закупках.
«Актуальной является разработка механизма и условий введения в организациях антикоррупционных стандартов и об их применении, в частности:
- при установлении деловых отношений с контрагентами;
- в отдельных сферах хозяйственной деятельности, подверженных коррупционным рискам или имеющих стратегическое значение для государства;
- при участии в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд», - отмечает Э. А. Прохоров [44, с- 2021.
Кроме того, совершенствовать необходимо антикоррупционные стандарты, закрепленные в отношении иных субъектов государственных (муниципальных) закупок - экспертов и экспертных организаций, операторов электронных площадок, специализированных организаций и др. Деятельность таких субъектов также связана с достаточным
количеством коррупционных рисков, которые требуют применения антикоррупционных мер безопасности. Например, следует уделить особое внимание установлению обязанности и порядка урегулирования конфликта интересов данными субъектами в целях выявления ситуаций их аффилированности и минимизации возникающих при этом угроз причинения вреда другим участникам правоотношений.
Антикоррупционные меры безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок можно классифицировать по различным основаниям:
- по уровню закрепления мер: федерального уровня, уровня субъекта РФ, муниципального уровня, уровня локального регулирования;
- по источнику закрепления: меры, закрепленные в законах, в подзаконных актах и в локальных нормативных актах;
- по субъектам, на которых распространяются указанные меры: в отношении заказчика; в отношении участников закупок; в отношении органов, осуществляющих мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок; в отношении третьих лиц, участвующих в закупках;
- по срокам применения: срочные и бессрочные;
- по направленности воздействия: меры охраны и меры пресечения;
- по способу воздействия: технические, экономические, организационные и информационные.
Основываясь на последней из приведённых классификаций, приведем примеры антикоррупционных мер безопасности, содержащихся в законодательстве о государственных (муниципальных) закупках. Примером технической антикоррупционной меры безопасности можно назвать организацию электронного документооборота с использованием единой информационной системы (ст. 5 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Преимуществом такой меры являются регистрация и учет всех предоставленных сторонами документов, публикация их в открытом доступе, что значительно облегчает процедуру проведения проверки соблюдения законодательства при осуществлении закупок, а также исключение личного контакта заказчика и участника закупки при обмене документами.
К экономическим антикоррупционным мерам безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок относится определение и обоснование заказчиком начальной (максимальной) цены контракта с помощью установленных в законе методов (ст. 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Данная мера направлена на снижение рисков заключения контракта по завышенной стоимости, что способствует эффективному расходованию бюджетных средств.
Организационной антикоррупционной мерой безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок выступает запрет на проведение переговоров с участником закупки до выявления победителя - определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 46 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Среди информационных антикоррупционных мер безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок можно выделить положения законодательства об открытости и
прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (ст. 7 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В соответствии с законом доступ к информации является безвозмездным, размещение полной и достоверной информации о закупках осуществляется в единой информационной системе.
Н а основании проведенного исследования можно сформулировать следующее определение базового для настоящего исследования термина: антикоррупционные меры безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок - это меры принудительного (некарательного) ограничения поведения субъектов государственных (муниципальных) закупок, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие целью защиту общественных отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд от коррупционных посягательств.
Между тем отметим, что антикоррупционные меры безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок на сегодняшний день недостаточно изучены, а их потенциал для системы предупреждения коррупции в указанной сфере научному сообществу еще предстоит раскрыть. Тем не менее уже сейчас можно говорить о том, что в современном законодательстве такие меры представлены достаточно широко. В связи с этим пре дс та в ля е тс я це ле с ообра з ным ра з в итие кримино л о г ич е с ко й те о рии ме р бе з о па с нос ти и антикоррупционных мер безопасности. Кроме того, систематизация знаний о таких мерах необходима для дальнейшего совершенствования правотворчества и правоприменения в сфере государственных (муниципальных) закупок.
Библиография
1. Беляева О. А. Конфликт интересов в публичных закупках // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. № 1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Долгова, А. И. Криминология : кр. учеб. курс / А.И. Долгова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. 368 с.
3. Клейменов М. П. Криминология : учебник / М. П. Клейменов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма : ИНФРА-М, 2020. 400 с.
4. Криминология : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Г. А. Аванесов, С. М. Иншаков, Д. И. Аминов, Н. Д. Эриашвили ; под ред. Г. А. Аванесова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. 576 с.
5. Криминология: Учебник для вузов / А. Ф. Агапов, Л. В. Баринова, В. Г. Гриб и др.; под ред. В. Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Криминология: Учебник / Под ред. Кудрявцева В. Н.,-5-е изд., перераб. и доп.-Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015.-800 с.
7. Прозументов Л. М., Шеслер А. В. Криминология (Общая часть) : учебное пособие. -Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. 284 с.
8. Уголовная политика / Н. А. Лопашенко - М. : Волтерс Клувер, 2009. 608 с.
9. Щедрин Н. В. Основы общей теории предупреждения преступности : Учеб. пособие / Краснояр. гос. ун-т, 1999. 58 с.
10. Воронин Ю. А., Майоров А. В. Теоретические основы формирования системы
противодействия преступности в России // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 1. С. 7-16.
11 Кабанов П. А. Основные тенденции развития современной российской
криминологии и некоторые перспективные научные направления её дальнейшего развития: взгляд провинциального оптимиста // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 4 (47). С. 33-40.
12. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ч. 1. Ст. 6228.
13. Дамм И. А. Противодействие коррупции: вопросы понятийно-категориального аппарата // Вопросы безопасности. 2018. № 3. С. 22-33.
14. Астанин В. В. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты : монография - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 255 с.
15. Щедрин Н. В. Антикоррупционные меры безопасности // В сборнике: Коррупция и борьба с ней. Москва, 2000. С. 132-139.
16. Акунченко Е. А. Избирательный залог в контексте применения мер безопасности в избирательном процессе РФ // В книге: Эволюция российского права. Тезисы докладов XI Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов. Ответственный за выпуск А. М. Чирнинов. 2013. С. 5-8.
17. Акунченко Е. А. Меры безопасности как средство предупреждения коррупции при финансировании избирательных кампаний // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4. С. 14-19.
18. Васильев Д. С. Понятие постпенитенциарных мер безопасности// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4. С. 221-225.
19. Гутник С. И. Получение согласия на обработку и распространение персональных данных как антикриминальная мера безопасности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1 (29). С. 241-245.
20. Дамм И. А. Антикоррупционные меры безопасности в сфере образования: понятие и классификации // Национальная безопасность / nota bene. 2018. № 3 (56). С. 1122.
21. Дамм И. А. Антикоррупционные меры безопасности в избирательном процессе // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. 2006. № 6. С. 331-336.
22. Дамм И. А. Меры безопасности в системе предупреждения нарушений избирательного законодательства // В сборнике: Политические партии и выборы: проблемы современности. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Оренбургский государственный университет. 2016. С. 393-399.
23. Зырянова (Дамм) И. А., Акунченко Е. А. О предупреждении участия в выборах технических кандидатов при помощи избирательного залога как меры безопасности // Закон и право. 2013. № 12. С. 82-85.
24. Зырянова (Дамм) И. А. Меры безопасности как средство противодействия коррупции в избирательном процессе // В сборнике: Правовая политика и развитие российского законодательства в условиях модернизации. материалы Круглого стола журналов "Государство и право", "Правовая политика и правовая жизнь", "Журнал Сибирского федерального университета". Под редакцией: А.В. Малько, В.М. Шафирова, А.В. Усса. 2012. С. 355-362.
25. Кострыкина В. В. Корпоративный комплаенс как антикоррупционная мера безопасности в частном секторе // В сборнике: Енисейские политико-правовые чтения. Сборник научных статей по материалам XII Всероссийской научно-
практической конференции. Ответственные редакторы Г.Л. Москалев, Е.А. Акунченко. 2019. С. 139-146.
26. Моргун О. В. Меры финансовой безопасности в системе противодействия финансовой преступности // Проблемы права. 2019. № 2 (71). С. 82-91.
27. Моргун О. В. Понятие и основные особенности мер финансовой безопасности // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 2 (31). С. 235-243.
28. Моргун О. В. Меры финансовой безопасности в сфере денежных расчетов // В сборнике: Юридическая наука, образование и практика: история и современность. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2013. С. 76-89.
29. Моргун О. В., Щедрин Н. В. Основания и пределы мер финансовой безопасности // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 9 (34). С. 1165-1173.
30. Моргун О. В. Конституционно-правовые основы мер финансовой безопасности // Вопросы экономики и права. 2013. № 55. С. 19-23.
31. Тепляшин П. В. Антикоррупционные меры безопасности в уголовно-исполнительной сфере: классификационные особенности и проблемы нормативного закрепления // В сборнике: Енисейские политико-правовые чтения. Сборник научных статей по материалам XII Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные редакторы Г. Л. Москалев, Е. А. Акунченко. 2019. С. 175-180.
32. Тепляшин П. В. Концепция мер безопасности в уголовно-исполнительном законодательстве России (в контексте влияния европейской пенологической практики) // В сборнике: Правовая политика и развитие российского законодательства в условиях модернизации. материалы Круглого стола журналов "Государство и право", "Правовая политика и правовая жизнь", "Журнал Сибирского федерального университета". Под редакцией: А.В. Малько, В.М. Шафирова, А.В. Усса. 2012. С. 426-434.
33. Хлонова Н. В., Зырянова (Дамм) И. А. Меры безопасности в системе противодействия коррупции // Право и политика. 2010. № 2. С. 242-249.
34. Хлонова Н. В. Пределы антикоррупционных мер безопасности // В сборнике: Взгляд молодежи на права человека в современном мире: основные проблемы и пути их решения. Материалы III Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Федеральное агентство по образованию, Сибирский федеральный ун-т ; под. ред. Э. А. Павельевой. Красноярск, 2009. С. 524-531.
35. Щедрин Н. В. Антикоррупционные правила безопасности // В сборнике: Предупреждение коррупции в системе уголовной юстиции. Сборник материалов. 2003. С. 52-70.
36. Щедрин Н. В. Антикоррупционные правила безопасности : лекция ; Федеральное агентство по образованию, Красноярский гос. ун-т, Юридический ин-т. Красноярск, 2006. 31 с.
37. Щедрин Н. В. Пределы и основания антитеррористических мер безопасности : лекция ; Юридический ин-т КрасГУ. Красноярск, 2006. 25 с.
38. Щедрин Н. В. Меры безопасности и предупреждения организованной преступности // В книге: Организованная преступность: проблемы борьбы и предупреждения. Сборник материалов семинара Совета Европы «Борьба с организованной преступностью» г. Красноярск. Красноярский государственный университет; ответственный редактор А. Н. Тарбагаев. 2001. С. 40-41.
39. Гоц Е. В. Направления совершенствования системы и мер административного предупреждения коррупции в сфере государственных закупок // Аграрное и
земельное право. 2015. № 1(121). С. 142-145.
40. Дараган В. В. Специальная проверка лиц, привлекаемых к осуществлению
государственных закупок как инструмент предупреждения коррупции // В книге: Трансформация закупочной системы и современное публичное управление. сборник статей международной научно-практической конференции. 2015. С. 17-22.
41. Курбанов М. С.-М. Профилактика преступлений, совершаемых в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных потребностей // Российский следователь. 2014. № 23. С. 34-38.
42. Набиев Г. С. Оптимизация уголовно-правовой профилактики преступлений, совершаемых в сфере поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для муниципальных нужд // В сборнике: Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Материалы XX международной научно-практической конференции: в 2 частях. Сибирский юридический институт МВД России. 2017. С. 144-145.
43. Прохоров Э. А. Система специальных мер предупреждения коррупционных преступлений в сфере государственных закупок // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2017. № 12-2. С. 95-100.
44. Прохоров Э. А. Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере закупок для обеспечения государственных нужд (по материалам национального плана противодействия коррупции) // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 201-203.
45. Синчурин О. В. Предупреждение коррупционных преступлений, совершаемых в сфере государственных закупок // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2016. № 1 (11). С. 85-87.
46. Синчурин О. В. Проблемы противодействия преступности в сфере осуществления закупок товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Modern Science. 2019. № 7-1. С. 114-117.
47. Скосырская Ю. В. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми в сфере государственных закупок : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Скосырская Юлия Вадимовна.; М., 2011. 211 с.
48. Противодействие коррупции в госзакупках: / А. А. Храмкин. - 2-е изд., доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2011. 152 с.
49. Илий С. К. Совершенствование правовой базы предупреждения коррупции в системах государственной и муниципальной службы // В сборнике: Криминологическая ситуация и реагирование на нее. Российская криминологическая ассоциация. 2014. С. 184-190.
50. Илий С. К. Предупреждение коррупции в организациях и учреждениях органами прокуратуры // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2018. № 2 (46). С. 90-95
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Вопросы предупреждения преступлений коррупционной направленности традиционно на
острие внимания научной общественности и приоритетных направлениях деятельности правоприменительных органов. Предпринимаемые меры реагирования на опаснейшее социально-негативное явление, оставляют желать лучшего в части полученных результатов. Автором в качестве предмета исследования определены международные источники, различные положения законодательства России и отечественные доктринальные положения по вопросам предупреждения коррупционной преступности в сфере государственных (муниципальных) закупок. Обращается внимание на «Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683» которая в свою очередь относит коррупцию к числу основных угроз государственной и общественной безопасности, на «Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы где одной из задач запланированных мероприятий названо «совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров...». В работе используется всеобщий метод диалектического познания, а также системно-структурный, формально-логический и другие методы научного познания, что позволило автору методологически верно изложить сущность и содержание проблемы, обозначенной в исследовании. Тема исследования автора -«Антикоррупционные меры безопасности в системе предупреждения коррупционной преступности в сфере государственных (муниципальных) закупок» полностью отражает актуальность и соответствует релевантности журнала «Национальная безопасность / nota bene». Содержание работы последовательно отражает цель и задачи исследования. Автором во введении раскрывается актуальность исследования опираясь на ключевые нормативные документы призванные минимизировать коррупционные правонарушения. Справедливое указание на особое место института предупреждения преступности в системе криминологического знания. При разграничении понятий, имеющих схожее сущностное значение и реализацию, автор обоснованно их дефинировал апеллируя ФЗ «О противодействии коррупции», но все же в научной общественности, как и сам автор указывает существует множество дискуссионных взглядов. Для решения целей исследования избрана классификация по методу правового воздействия мер предупреждения преступности. Обосновывая место мер безопасности в системе предупреждения преступности, автор апеллирует к трудам Н . В. Щедрина, где хорошо прослеживается дедуктивный метод исследования. В свою очередь меры безопасности включают в себя правила и санкции. На взгляд рецензента меры безопасности должны охватывать и меры наказания, а особенно уголовное наказание. Одна из задач уголовного кодекса это предупреждение преступлений и уголовная политика последних лет включала в себя проблемы регулирования отношений в рассматриваемой автором сфере, даже были криминализированы специальные нормы, касающиеся обеспечению безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок. Безусловно, уголовно-правовая сфера может быть отдельным предметом исследования в рамках антикоррупционных мер наказаний, но также на взгляд рецензента излишняя классификация усложняет восприятие существующих ограничений и запретов. Исключительная научная новизна выводов автора. Помимо построения целой системы мер безопасности автор заключает, что антикоррупционные меры безопасности в сфере государственных (муниципальных) закупок - это меры принудительного (некарательного) ограничения поведения субъектов государственных (муниципальных) закупок, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие целью защиту общественных отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд от коррупционных посягательств. Автор использует научный стиль изложения и сумел соблюсти принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала. Библиография автора безусловно является положительным аспектом работы, она достоверна и достаточна. Автор активно
апеллирует к оппонентам, аргументирует, дискутирует, дополняет. Выводы позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования. Цель исследования достигнута. Публикация в данном виде будет интересна для читателей журнала. Рекомендую опубликовать статью в журнале «Национальная безопасность / nota bene».