Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3 (102). С. 253-263. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. Vol. no. 3 (102). P. 253-263.
12.00.14. Административное право; административный процесс
Научная статья
УДК 342.95
DOI: 10.55001/2312-3184.2022.11.96.022
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Абакумова Екатерина Борисовна
Новосибирский военного ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Российская Федерация, Новосибирск, civilization1981@mail.ru
Институт философии и права СО РАН, Российская Федерация, Новосибирск, civiliza-tion1981@mail.ru
Введение: в статье поднимается ряд дискуссионных вопросов правового регулирования инвестиционной деятельности военнослужащих на рынке ценных бумаг на современном этапе развития российской правовой системы. В настоящее время, несмотря на наличие соответствующей нормативной базы, как в научной среде, так и среди должностных лиц органов военного управления, нет четкого понимания объема и характера антикоррупционных ограничений по поводу приобретения и владения ценными бумагами, налагаемых в связи с несением военной службы.
Материалы и методы: нормативной основой исследования выступили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и другие нормативные правовые акты. Методологический базис исследования составили методы индукции и дедукции, системного анализа, толкования правовых норм, сравнительно-правовой метод.
Результаты исследования: в работе осуществлен комплексный теоретико-правовой анализ современного законодательства Российской Федерации в сфере запретов и ограничений военной службы, касающихся инвестирования на рынке ценных бумаг, на основе которого дана авторская трактовка соответствующих нормативных положений и показана необходимость уточнения некоторых законодательно установленных антикоррупционных предписаний.
© Абакумова Е. Б., 2022
Выводы и заключения: автор приходит к выводу, что законодательство Российской Федерации не устанавливает категоричного запрета на инвестирование в ценные бумаги военнослужащими. Однако законодатель налагает некоторые ограничения на данный вид деятельности, связанные с несением государственной службы. Поскольку в правоприменительной практике зачастую наблюдается расширительное толкование установленных ограничений, результаты проведенного исследования имеют не только теоретическое, но и практическое значение, и могут быть использованы с целью правового просвещения военнослужащих, а также должностных лиц кадровых служб, ответственных за соблюдение антикоррупционных мер в военных организациях.
Ключевые слова: антикоррупционные запреты и ограничения государственной службы, инвестиционная деятельность военнослужащего, ценные бумаги, конфликт интересов, иностранные финансовые инструменты.
Для цитирования: Абакумова, Е.Б. Антикоррупционное регулирование инвестиционной деятельности военнослужащих на рынке ценных бумаг / Е.Б. Абакумова // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. -№ 3 (102). С. 253-263. DOI: 10.55001/2312-3184.2022.11.96.022
12.00.14. Administrative law; administrative process
Original article
ANTI-CORRUPTION REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES OF MILITARY PERSONNEL IN THE STOCK MARKET
Ekaterina B. Abakumova
Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army I.K. Ya-kovlev of the National Guard Troops of the Russian Federation, Russian Federation, Novosibirsk, civilization1981@mail. ru
Institute of Philosophy and Law SB RAS, Russian Federation, Novosibirsk, civiliza-tion1981@mail.ru
Introduction: the article raises a number of controversial issues of legal regulation of investment activity of military personnel in the securities market at the present stage of development of the Russian legal system. Currently, despite the existence of an appropriate regulatory framework, both in the scientific community and among officials of the military administration, there is no clear understanding of the scope and nature of anti-corruption restrictions on the acquisition and possession of securities imposed in connection with military service.
Materials and Methods: the normative basis of the study was the Constitution of the Russian Federation, the Civil Code of the Russian Federation, Federal Laws "On the status of military personnel", "On Military Duty and Military Service", "On the State Civil Service of the Russian Federation", "On Combating Corruption", "On the prohibition of certain categories of persons to open and have accounts (deposits), store cash and valuables in foreign banks located outside the territory of the Russian Federation, own and (or) use foreign financial instruments" and other regulatory legal acts. The methodological basis of the study was the
methods of induction and deduction, system analysis, interpretation of legal norms, comparative legal method.
The results of the study: the work carried out a comprehensive theoretical and legal analysis of the modern legislation of the Russian Federation in the field of prohibitions and restrictions of military service related to investment in the securities market, on the basis of which the author's interpretation of the relevant regulations was given and the need to clarify some legislatively established anti-corruption regulations was shown.
Findings and Conclusions: the author comes to the conclusion that the legislation of the Russian Federation does not establish a categorical ban on investing in securities by military personnel. However, the legislator imposes some restrictions on this type of activity related to public service. Since there is often an expansive interpretation of the established restrictions in law enforcement practice, the results of the study have not only theoretical, but practical significance, and can be used for the purpose of legal education of military personnel, as well as officials of personnel services responsible for compliance with anti-corruption measures in military organizations.
Key words: anti-corruption bans and restrictions of public service, investment activity of a serviceman, securities, conflict of interest, foreign financial instruments.
For citation: Abakumova E. B. Antikorrupcionnoe regulirovanie investicionnoj deja-tel'nosti voennosluzhashhih na rynke cennyh bumag [Anti-corruption regulation of investment activities of military personnel in the stock market]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo in-stituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022, no. 3 (102), pp.253-263 (in Russ.).
DOI: 10.55001/2312-3184.2022.11.96.022
В последние годы государственная политика по вопросам военной службы демонстрирует стабильный тренд на улучшение качества жизни военнослужащих, усовершенствование системы льгот и компенсаций, повышение размеров денежного довольствия. На расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ 21 декабря 2021 года Президент России Владимир Путин объявил: «Одним из безусловных приоритетов является повышение уровня социальных гарантий военнослужащих. Защитники Родины выполняют особые задачи, зачастую очень сложные, ответственные, связанные с риском, и мы будем добиваться, чтобы за свою службу они получали достойное вознаграждение»1. По данным, которые озвучил Президент РФ, средний ежемесячный уровень денежного довольствия военнослужащего в воинском звании «лейтенант» в 202l году составлял 81,2 тысячи рублей, что уже существенно превышает уровень средней заработной платы в ведущих отраслях экономики. В 2022 году Правительство РФ продолжило повышение окладов и индексацию денежного довольствия военнослу-жащих2.
1 Расширенное заседание коллегии Минобороны // Сайт «Президент России» [Электронный ресурс] - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67402 (дата обращения 11.05.2022).
2 Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 г. №719 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.04.2022.
На фоне роста доходов для военнослужащих все более актуальным становится вопрос сохранения и приумножения накопленных сбережений. Одним из механизмов, который позволяет решить данную задачу, выступает инвестирование в различные финансовые инструменты, в том числе в ценные бумаги. Инвестиционная деятельность военнослужащих в силу присутствия государственно--служебных отношений в их профессиональной жизни является предметом специального правового регулирования.
Все государственные служащие, в том числе и военнослужащие, помимо специальных прав и социальных гарантий, имеют установленные государством обязанности, ограничения и запреты. В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с ограничениями, установленными законодательством РФ. Среди прочего законодательством РФ лимитированы инвестиционные возможности военнослужащих на фондовом рынке.
В ст. 27.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» дана отсылка к положениям, установленным Федеральным законом от 25.12.2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при этом указывается, что в отношении военнослужащих федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может быть предусмотрен специальный право-
и и 1 у с»
вой режим в этой сфере. Кроме того, в рассматриваемой статье закрепляется исключение из установленного правила - если запреты и ограничения препятствуют исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-разыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации, они могут не применяться в отношении данного военнослужащего. Введение таких исключений в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом соответствующим нормативным правовым актом.
Если обратиться к Федеральному закону от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», то п. 4 ч. 1 ст. 17 данного документа государственным служащим в случаях, определенных федеральным законом, запрещается приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Как известно, доход от ценных бумаг может быть двух основных типов: начисляемый (ди-
и и \ и / с»
виденды от акций, купоны от облигаций) и спекулятивный (разница между ценой покупки и ценой продажи ценной бумаги). Поскольку в обозначенной норме не содержится уточнения по поводу типа дохода, следует полагать, что имеются в виду оба типа дохода.
т~ч и и _
В российском законодательстве на сегодняшний день не установлены случаи, когда в отношении всех государственных служащих действует запрет на приобретение ценных бумаг определенного вида. При этом в научной литературе зачастую высказывается мнение о целесообразности подобного рода запретов, в том числе запрета на прямое владение ценными бумагами государственными служащими [2]. Аргументация данной позиции лежит в плоскости антикоррупционной борьбы и предотвращения конфликта интересов.
На наш взгляд, такой подход не имеет под собой конституционно-правовых оснований и ведет к необоснованному нарушению гражданских прав государственных
служащих. Мы согласны с А.В. Кудашкиным, что выбор деятельности человека определяется им в качестве наиболее подходящего способа к обеспечению его существования и к удовлетворению его потребностей [5]. Поэтому, как верно подмечает указанный автор, ограничение свободы выбора человека может быть оправдано только наличием более важного интереса в публичной сфере, который стоит выше частного интереса. Но невозможно отрицать, что абсолютное большинство государственных служащих не имеют каких-либо рычагов воздействия на фондовый рынок или на поведение отдельных эмитентов, а наиболее массовый вариант владения ничтожно малой долей акций или облигаций в общем объеме размещенных ценных бумаг крупного хозяйственного общества не несет в себе никакой коррупционной угрозы. Поэтому совершенно очевидно, что ограничения на владение государственным служащим ценными бумагами должны накладываться только избирательно - в тех случаях, когда эта коррупционная угроза действительно может возникнуть.
Другой теоретико-правовой проблемой в исследуемой теме является вопрос соотнесения деятельности по приобретению и владению ценными бумагами с запретами, установленными в ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Так, норма абз. 2 ч. 7 ст. 10 указанного нормативного акта закрепляет общее правило в отношении государственных служащих об отсутствии у них права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями.
Запрет на занятие предпринимательской деятельностью означает, что совершение военнослужащим действий, содержащих признаки предпринимательства, будет считаться правонарушением. Напомним, что согласно абз. 3 ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. На первый взгляд, деятельность военнослужащего по приобретению ценных бумаг на бирже на свой риск, а также систематическое получение по ним дохода в виде дивидендов, подходит под указанное в Гражданском кодексе РФ определение предпринимательской деятельности. В литературе можно встретить обоснование запрета на владение ценными бумагами военнослужащими именно по причине отнесения данной деятельности к предпринимательству [4]. Однако большинство авторов все же проводят четкое разграничение инвестиционной и предпринимательской деятельности [7], что полагаем верным.
Ценные бумаги приобретаются на бирже при посредничестве профессиональных участников торгов (брокеров), определенных в ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах». То есть военнослужащий как физическое лицо может лишь давать поручения на покупку или продажу той или иной ценной бумаги на основании договора на брокерское обслуживание. Сами же операции по покупке/продаже лота ценных бумаг на бирже совершает брокер [1]. При этом брокер выступает налоговым агентом - он обязан исчислить и удержать налог с полученного инвестором на фондовом рынке дохода (ст. 226.1 Налогового кодекса РФ). Следовательно, инвестиционная деятельность, связанная с покупкой и продажей ценных бумаг, равно как и с получением дивидендов по ним, не содержит в себе такого неотъемлемого признака предпринимательской деятельности, как самостоятельность. Именно по этой причине данная деятельность не подлежит специальной государственной регистрации физического лица в качестве ин-
дивидуального предпринимателя в отличие от деятельности предпринимательской, которая, согласно абз. 3 ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, требует от лица, ее осуществляющего, регистрацию в этом качестве.
Вместе с тем закон ограничивает право военнослужащего не только на занятие предпринимательской, но и любой иной, помимо прохождения военной службы, оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой (абз. 1 ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). В этой связи следует разобраться, можно ли относить инвестиционную деятельность к оплачиваемой.
В законодательстве РФ не раскрывается значение термина «оплачиваемая деятельность». Но, исходя из лексического анализа слова «оплачиваемая», согласимся с Е.А. Сви-ниных, что под оплачиваемой деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую на возмездной основе путем реализации человеком своих физических и умственных способностей. И, как пишет указанный автор, «к оплачиваемой деятельности следует, в частности, отнести деятельность по трудовому договору, выполнение работ и оказание услуг по гражданско-правовым договорам, занятие адвокатской и нотариальной деятельностью, совместительство на государственной и муниципальной службе, разрешение споров в качестве третейского судьи» [10].
Что касается инвестиционной деятельности, то соответствующая легальная дефиниция представлена в ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 г. №39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Согласно указанной норме, инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; а инвестиции, в свою очередь, -это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Таким образом, инвестиции - это вложение капитала, которое за счет его оборачиваемости может принести доход. Следовательно, инвестиции военнослужащего в ценные бумаги - это способ распорядиться своими уже заработанными деньгами, а не вид оплачиваемой кем-либо деятельности. Это означает, что запрет, налагаемый абз. 1 ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», не имеет отношения к приобретению и владению военнослужащим ценными бумагами.
Возвращаясь к положениям абз. 2 ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», запрещающим военнослужащим участвовать в управлении коммерческими организациями, предлагаем исследовать применение указанной нормы относительно приобретения военнослужащим на фондовом рынке акций, поскольку другие финансовые инструменты (облигации, фьючерсы, опционы и т.д.) не предполагают никакого участия в управлении коммерческой организацией.
Исходя из ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», высшим органом управления коммерческой организации, такой как акционерное общество, является общее собрание акционеров. Владельцы любого числа акций могут участвовать в общем собрании акционеров числом голосов, которое пропорционально их доле в имуществе общества. Однако это является их правом, а не обязанностью (ст. 31, 32 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Другими словами, акционер может не совершать никаких активных действий в отношении компании, чьими акциями он владеет, полагаясь на волеизъяв-
ление других субъектов экономической деятельности. Сказанное означает, что военнослужащий, воздерживающийся от голосований на общем собрании акционеров за принятие тех или иных решений, фактически не принимает участия в управлении коммерческой организацией, хотя потенциально и имеет такую возможность.
Таким образом, закон в принципе не запрещает военнослужащим инвестировать в ценные бумаги, получать по этим бумагам купоны и дивиденды, извлекать выгоду от разницы в цене покупки и цене продажи на фондовом рынке. Но, приобретая ценные бумаги, инвестор-военнослужащий не должен участвовать в управлении хозяйственным обществом, поскольку в виду ограничений, возникающих в связи с несением государственной службы, ему разрешается получать лишь пассивный доход на акции, аналогично тому, который бывает при начислении процентов по депозитному счету в банке.
Однако даже пассивное владение ценными бумагами иногда может нести в себе риски использования государственными служащим своего служебного положения в личных целях. Коррупционные отношения могут возникнуть при наличии ситуации «конфликта интересов», т.е. ситуации, при которой, по определению законодателя, «личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)» (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»). Например, конфликт интересов может возникнуть, если военнослужащий - член комиссии по осуществлению государственных закупок, является владельцем ценных бумаг некой компании, которая стала участником конкурса на заключение контракта по поставке товаров для нужд воинской части. В этом случае, в соответствии с ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», военнослужащий обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать ценные бумаги данной компании в доверительное управление.
Отметим, что ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует аналогичные правоотношения, однако здесь норма сформулирована несколько иначе - обязанность передать в доверительное управление принадлежащие государственному служащему ценные бумаги устанавливается при условии, если владение ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов. То есть в указанном нормативном акте определено условие, когда у государственных служащих возникает обязанность передать свои ценные бумаги в доверительное управление (наличие конфликта интересов или реальная угроза его возникновения в перспективе). В то время как закон о противодействии коррупции устанавливает лишь цель (предотвращение конфликта интересов) и безусловную превентивную обязанность государственного служащего передавать ценные бумаги в доверительное управление.
На описанную коллизию в правовом регулировании уже неоднократно обращалось внимание в литературе [6, 8, 9]. При этом одни авторы полагают, что приоритетными являются положения более нового и специального закона о противодействии коррупции, и передача ценных бумаг в доверительное управление должна осуществляться государственными служащими независимо от вероятности возникновения конфликта интересов [2], другие приходят к выводу, что «не обусловленное ничем требование об обязательности передачи ценных бумаг в доверительное управление выглядит достаточно абсурдным» [10]. Точка зрения последних, на наш взгляд, представляется
более убедительной, поскольку в ряде случаев достаточно сложно представить создание коррупционной схемы (например, в случае, когда военнослужащий владеет ничтожно малым пакетом акций крупного акционерного общества или небольшим количеством облигаций с невысокой номинальной стоимостью). Более того, ценные бумаги не всегда порождают право управления коммерческой организацией, хотя именно этот фактор чаще всего подразумевается в качестве коррупциогенного. Как верно замечает Е.А. Дорожинская, «приходится догадываться о том, что запрет распространяется на эмиссионные ценные бумаги, поскольку в отношении неэмиссионных природа конфликта интересов не совсем очевидна» [3].
Таким образом, мы полагаем, что применительно к военнослужащему обязанность передать в доверительное управление ценные бумаги возникает только тогда, когда владение данными ценными бумагами потенциально может выступать препятствием к добросовестному осуществлению им обязанностей военной службы или каким-то иным способом может нанести вред интересам государства.
Примечательно, что Методические рекомендации по применению типовых ситуаций конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденные Минобороны России 12.03.2015 г., трактуют ситуацию конфликта интересов, связанную с владением военнослужащими ценными бумагами, несколько иначе. Согласно данному документу, конфликт интересов заключается в том, что государственный служащий и (или) его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Несмотря на то, что в отношении родственников государственных служащих законом не установлено ограничений на владение российскими ценными бумагами (об иностранных речь пойдет ниже), авторы Методических рекомендаций предположили, что наличие в собственности у родственников ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, тоже влечет конфликт интересов. Поэтому предложенный порядок урегулирования конфликта интересов предполагает, что военнослужащий должен рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении. На наш взгляд, здесь имеет место произвольное расширительное толкование закона.
Помимо ограничений в ситуации конфликта интересов, законодательство налагает запреты, связанные со статусом определенных групп государственных служащих. Федеральным законом от 07.05.2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» определен соответствующий круг лиц. Перечень конкретных должностей военной службы, на которые распространяются устанавливаемые данным законом запреты, утверждается внутренними нормативными актами каждого ведомства отдельно1. В таких перечнях должностей к военнослужащим, которым нельзя владеть ценными бумагами иностранных
1 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 02.06.2015 г. №309 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. №120 "О некоторых вопросах противодействия коррупции"» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 06.07.2015; Приказ МВД России от 03.06.2015 г. №658 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и отдельных
компаний и открывать счета у зарубежных брокеров, отнесены представители руководящего состава и все военнослужащие с допуском к сведениям особой важности. Положения законодательства о данном запрете также распространяются на ближайших родственников этих военнослужащих: жену (мужа), несовершеннолетних детей.
Важно отметить, что определение страны выпуска ценной бумаги военнослужащий обязан осуществлять самостоятельно путем проверки международного идентификационного кода ценной бумаги - ISIN (International Securities Identification Number) на сайте Национального расчетного депозитария. При этом следует обратить внимание, что некоторые российские компании могут иметь иностранную регистрацию - в этом случае они считаются иностранным финансовым инструментом 1. Кроме того, запрет распространяется на владение еврооблигациями российских компаний, которые выпускаются в валюте через дочерние структуры, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях. Также надо иметь в виду, что непрямое владение иностранными бумагами приравнивается к прямому. Следовательно, под запретом паи российских ПИФов и БПИФов, инвестирующих в иностранные активы; акции иностранных биржевых фондов (ETF), независимо от состава их активов; доверительное управление с инвестициями в иностранные финансовые инструменты и т.д.
Если должность военнослужащего подпадает под действие Федерального закона № 79-ФЗ от 07.05.2013 г., он обязан декларировать сведения о доходах, имуществе и инвестициях. Ежегодную справку необходимо предоставить до конца апреля следующего за отчетным года. В справку включаются доходы военнослужащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Заполнить данную справку можно с помощью СПО «Справки БК», доступной для скачивания на портале «Госслужба» с инструкцией по ее заполнению. К инвестициям относятся разделы справки 1.5, 5.1, 5.2 и 6.2. В них следует указать виды ценных бумаг, их количество, информацию об эмитентах, а также сведения по индивидуальному инвестиционному счету (ИИС). Заметим, что в настоящее время владельцы ИИС получают от государства льготу по налогообложению. Право на получение инвестиционного налогового вычета у владельца ИИС возникает
должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, замещение которых влечет за собой запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30.06.2015; Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 24.07.2017 г. №231 «Об утверждении Перечня должностей военнослужащих, лиц, имеющих специальные звания полиции, федеральных государственных гражданских служащих войск национальной гвардии Российской Федерации и отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, возложенных на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, замещение которых влечет за собой запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и(или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 15.08.2017.
1 Например, известная российская компания «Яндекс» зарегистрирована в Нидерландах, КШ-код ее акций: №0009805522.
в размере до 52 тысяч рублей - в зависимости от суммы денежных средств, внесенных им в налоговом периоде на ИИС (п. 3 ст. 210, ст. 214.1, ст. 214.9, пп. 2 п. 1 ст. 219.1 Налогового кодекса РФ). Военнослужащий может оформить налоговый вычет как по месту службы через финансово-экономическое подразделение, так и самостоятельно, предоставив в ФНС России справку 2-НДФЛ.
Несоблюдение военнослужащим, его супругой или супругом, несовершеннолетними детьми ограничений и запретов, установленных действующим законодательством, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 51), Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237 «Вопросы прохождения военной службы» (ст. 34), влечет применение к нему санкции в виде досрочного увольнения с военной службы, в том числе в связи с утратой доверия со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении. Возможность применения такого строгого дисциплинарного взыскания, как досрочное увольнение с военной службы, требует досконального изучения военнослужащими правовых аспектов инвестирования в ценные бумаги, четкого понимания своих прав и обязанностей в этой сфере деятельности.
Подытоживая изложенное, можно сделать вывод, что современное российское законодательство в части правового регулирования инвестиционного поведения военнослужащих на рынке ценных бумаг характеризуется наличием бланкетных норм, что в ряде случаев может приводить к неоднозначному толкованию антикоррупционных предписаний и необоснованному сужению гражданских прав военнослужащих. Разброс мнений, представленный в литературе по данной проблеме, свидетельствует о необходимости доработки соответствующих правовых положений и более детальной регламентации правил, в том числе административно-правового характера, устанавливающих запреты и ограничения при приобретении и владении ценными бумагами военнослужащими.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Вильданова, М.М. Об инвестиционной деятельности физических лиц на российском рынке ценных бумаг // Право и практика. - 2019. - №3. - С. 157-164.
2. Грачева, М.В., Новоселова, Н.В. Запрет на приобретение ценных бумаг государственными гражданскими служащими: административно-правовой механизм реализации // Вестник ВГУ. Серия: Право. - 2020. - №2 (41). - С. 118-128.
3. Дорожинская, Е.А. Корпоративно-правовой аспект конфликта интересов при реализации статусов государственных и муниципальных служащих // Развитие территорий. -2021. - №2 (24). - С. 111-117.
4. Душкин, И.В. Право военнослужащих на владение ценными бумагами и участие в управлении организациями // Право в Вооруженных Силах. - 2011. - №6. - С. 93-95.
5. Кудашкин, А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. Монография. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 574 а
6. Кудашкин, А.В., Козлов, Т.Л. Порядок регулирования конфликта интересов нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. - 2010. - № 10. - С. 45-50
7. Куницкая, Е.В. Различия инвестиционной и предпринимательской деятельности через категорию интереса и риска // Юридическая наука. - 2021. - №1. - С. 27-31.
8. Курилова, Е.В. Владение государственными и муниципальными служащими ценными бумагами // Современное уголовно-процессуальное право - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. - 2020. - Т: 1. - №1 (2). - С. 346-352.
9. Рамазанов, К.Н. Об интерпретации нововведений в системе запретов, связанных с государственной гражданской службой // Вестник ПАГС. - 2015. - №4 (49). - С. 16-23.
10. Свининых, Е.А. Ограничение гражданской правоспособности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, как участников имущественных отношений // Право в Вооруженных силах. - 2012. - № 10. - С. 74- 84.
REFERENCES
1. Vildanova M. M. On the investment activity of individuals in the Russian securities market // Pravo i praktika. 2019. No.3. pp. 157-164.
2. Gracheva M. V., Novoselova N. V. Prohibition on the acquisition of securities by state civil servants: administrative and legal mechanism of implementation // Vestnik VSU. Series: Law. 2020. No.2 (41). pp. 118-128.
3. Dorozhinskaya E. A. Corporate-legal aspect of conflict of interests in the implementation of statuses of state and municipal employees // Development of territories. 2021. No.2 (24). pp. 111117.
4. Dushkin I. V. The right of military personnel to own securities and participate in the management of organizations // Law in the Armed Forces. 2011. No. 6. pp. 93-95.
5. Kudashkin A.V. Military service in the Russian Federation: theory and practice of legal regulation. Monograph. - St. Petersburg: Legal Center Press, 2003. - 574 p.
6. Kudashkin A.V., Kozlov T. L. The procedure for regulating conflicts of interest needs to be improved // Russian justice. 2010. No. 10. pp. 45-50
7. Kunitskaya E. V. Differences of investment and entrepreneurial activity through the category of interest and risk // Legal science. 2021. No. 1. pp. 27-31.
8. Kurilova E. V. Ownership of state and municipal employees of securities // Modern criminal procedure law - lessons of history and problems of further reform. 2020. T: 1. No.1 (2). pp. 346352.
9. Ramazanov K. N. On the interpretation of innovations in the system of prohibitions related to the state civil service // Bulletin of the PAGS. 2015. No. 4 (49). pp. 16-23.
10. Svininykh E. A. Restriction of civil legal capacity of servicemen undergoing military service under contract as participants in property relations // Law in the Armed Forces. 2012. No. 10. pp. 74-84.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Абакумова Екатерина Борисовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права. Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2. Старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований. Институт философии и права СО РАН. 630090, Новосибирск, Николаева, 8. INFORMATION ON AUTHORS
Abakumova Ekaterina Borisovna, Candidate of Law, docent of civil law. Novosibirsk military Order of Zhukov Institute of the national guard of the Russian Federation named after General of the army I. K. Yakovlev, 630114, Novosibirsk, st. Key-Kamyshenskoe plateau, 6/2. Senior research fellow of the Department of social and legal research of the Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the RAS. 630090, Новосибирск, Николаева, 8.
Статья поступила в редакцию 01.02.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 13.09.2022.
The article was submitted 01.02.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 13.09.2022.