Научная статья на тему 'Антикоррупционная правовая политика: понятие и структура'

Антикоррупционная правовая политика: понятие и структура Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10828
2770
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ / LEGAL POLICY / METHODOLOGY / SCIENTIFIC THEORY / ACTIVITY / LEGAL SCIENCE / LEGAL EVOLUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбаков Олег Юрьевич

В статье исследуются дискуссионные подходы к теоретической разработке понятия, сущности и структуры антикоррупционной правовой политики. Целью работы является комплексный теоретико-правовой анализ российской правовой политики в тесной связи с родственными ей феноменами «правовое развитие», «юридическая наука», «правовая культура» и др. Автором обосновывается методологический потенциал антикоррупционной правовой политики как научной теории. Предложена авторская интерпретация «антикоррупционной правовой политики» с точки зрения теоретико-идеологического, диалектического и структурно-функционального подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption legal policy: concept and structure

Controversial approaches to the theoretical development of the concept, essence and structure of anti-corruption legal policy are examined in the paper. The goal of the paper is to present a comprehensive legal theory analysis of Russia's legal policy in close connection with related phenomena such as legal evolution, legal science, legal culture, etc. The author gives a justification for the methodological potential of anti-corruption legal policy as a scientific theory. The author's interpretation of "anti-corruption legal policy" from the standpoint of theoretical-cum-ideological, dialectical, and structural-cum-functional approaches is put forward.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная правовая политика: понятие и структура»

Антикоррупционная правовая политика: понятие и структура

Рыбаков О. Ю.*

Аннотация. В статье исследуются дискуссионные подходы к теоретической разработке понятия, сущности и структуры антикоррупционной правовой политики. Целью работы является комплексный теоретико-правовой анализ российской правовой политики в тесной связи с родственными ей феноменами «правовое развитие», «юридическая наука», «правовая культура» и др. Автором обосновывается методологический потенциал антикоррупционной правовой политики как научной теории. Предложена авторская интерпретация «антикоррупционной правовой политики» с точки зрения теоретико-идеологического, диалектического и структурно-функционального подходов.

Ключевые слова: правовая политика, методология, научная теория, деятельность, юридическая наука, правовое развитие.

Вводная часть: В современных условиях коррупция признана «одной из самых серьезных мировых проблем, затрагивающих все государства. Она дестабилизирует национальные экономики, нарушает права человека, подрывает принципы справедливости, провоцирует социальную напряженность в обществе»1.

Изучение проблем правовой политики РФ в сфере противодействия коррупции (антикоррупционной правовой политики) предполагает теоретическое обоснование ее структуры, места и роли в соотношении с российской правовой политикой в целом.

В российской научной юридической литературе тема правовой политики заняла прочное место, что определяется как потребностями практики в использовании системных способов решения правовых проблем, так и теоретическими задачами. К последним относится необходимость обновления теоретического инструментария в постсоветском научном правовом пространстве

Наряду с традиционным изучением права и государства, применением устоявшихся терминов «государственный механизм», «механизм правового регулирования», ученые стали вновь использовать впервые введенное в научный обо-

1 Из послания президента РФ Владимира Путина участникам 6 сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН по борьбе с коррупцией (г. Санкт-Петербург, 02 ноября 2015 г.) // Официальный сайт Российской газеты. URL http://www.rg.ru/2015/11/02/putin-site.html

рот в дореволюционный период истории России понятие «политика права», отождествляя его по содержанию с «правовой политикой». Существует несколько способов понимания правовой политики в зависимости от ее воплощения в теории и практике [10; 11]. В данном случае мы будем использовать понятие правовой политики как деятельности, т.е. основанной на ценностях, идеалах естественного права и достижениях современной науки и реализуемая в целях охраны прав и свобод личности, деятельность, которой присущ публичный, динамичный, прогнозируемый характер. Эта деятельность, которая реализуется в сфере права с использованием юридических методов, средств органами государственной власти федерального и регионального уровней, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, отдельными гражданами, обладающими специальным статусом, направленная на сохранение и достижение правовых ценностей.

Многообразие и эволюция форм коррупционных проявлений, представляющих одну из главных транснациональных угроз для современных государств, обусловили необходимость формирования сбалансированного механизма противодействия коррупции, прежде всего, на международном уровне, на национальном уровне отдельных государств, на региональном уровне. Изучение антикоррупционной правовой политики как вида правовой политики представляется актуальным и

* Рыбаков Олег Юрьевич, доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории, истории государства и права и философии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: ryb.oleg13@yandex.ru

необходимым в современных социально-экономических, правовых и политических реалиях.

Целесообразно различать антикоррупционную правовую политику в сфере правотворчества, правоприменения, а также другие ее важные направления: надзорно-контрольное, доктриналь-ное, правообучающее (просветительское), как практически реализуемые скоординированные политико-правовые действия, характеризующиеся единством ориентиров, целей и задач по созданию современной российской модели правовой политики в сфере противодействия коррупции.

В научной литературе проблема антикоррупционной политики в целом получила свою разработку, представлены определения антикоррупционной политики в целом. В.В. Астанин правильно отмечает, что под антикоррупционной правовой политикой понимает совокупность законодательных, экономических, политических, информационных, организационных мер, направленных на государственное регулирование в области противодействия коррупции [2]. В данном определении сделан обоснованный акцент на круг вопросов государственного регулирования, выражающихся в осуществлении совокупности антикоррупционых мер.

«Антикоррупционная политика есть последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества, направленная на разработку и постоянное осуществление разносторонних мер профилактического, предупредительного, ограничивающего и ликвидирующего характера, с целью устранения и минимизации проявлений причин и условий, порождающих коррупцию. В своей основе антикоррупционная политика, прежде всего правовая политика, направленная на формирование и реализацию норм антикоррупционного законодательства в сфере борьбы с преступлениями и правонарушениями, решающая задачу системного противодействия коррупции» [12, с 12]. В данной дефиниции антикоррупционная политика понимается как деятельность, имеющая четыре направления, среди которых есть направление «ликвидирующего характера», и хотя далее указана цель этой политики, все же не ясен объект, в отношении кого реализуется данное направление. В другом определении антикоррупционная политика представлена как «научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества по противодействию коррупции» [9, с 106], что по существу кратко повторяет предыдущую дефиницию.

С.Н. Шишкарёвым предложена и обоснована «концептуально-правовая модель государственной антикоррупционной политики, содержание, цель и задачи которой должны определяться деятельностью

органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан, основанной на интерпретации сущности и социально-правовой природы коррупции, направленной на снижение уровня посредством реализации интересов личности, общества и государства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина» [13, с 8-9]. Как следует из приведенного выше определения, речь идет о государственной антикоррупционной политике, вместе с тем, автор определяет ее содержание, цель, задачи не только исходя из деятельности органов государственной власти, но и институтов общественного самоуправления и граждан.

Заметно, что антикоррупционная политика в целом, имеет несколько вариантов понимания различными авторами. При этом чаще всего делается обоснованный акцент на первоочередной роли государства, значении институтов гражданского общества, в некоторых случаях определяются ее задачи. Для темы данной публикации важен акцент не только на антикоррупционной политике, но, прежде всего, на антикоррупционной правовой политике, имеющей соответствующую структуру: субъекты, объект, цель, средства, формы, направления, приоритеты и т.д.

Понятия «правовая политика в сфере преодоления коррупции» и «правовая политика» соотносятся как часть и целое, и, в силу этого, имеют как общие черты, свойства, так и особенные, отличительные. Соотношение части и целого выражается в наличии определенных аксиологических параметров, ценностей, присущих правовой политике в целом.

Соответственно правовая политика в целом не может быть индифферентной к аксиологическим позициям антикоррупционной правовой политики, что и происходит на практике. Подтверждением этому является требование к процедурам нормотворчества и правореализации, характеру деятельности должностных лиц, которые должны иметь антикоррупционные характеристики, направленность, выраженность. Речь, прежде всего, идет о нравственности, принципах, подходах и целях нормотворчества, о проведении взаимосвязанной, взаимообусловленной антикоррупционной правовой политики в области создания и применения права, его доктринальных основаниях. Аксиологическое измерение антикоррупционной правовой политики становится крайне актуальным, значимым в современных условиях государственных и правовых трансформаций.

Осмысление цели есть важнейшее условие аксиологического, теоретического и практического значения правовой политики в сфере преодоления коррупции. Вне достижения цели не существует никакой, в том числе антикоррупционной право-

вой политики, либо эта политика как деятельность является мнимой. Определение цели, наличие воли, обозначение мотивов в правовой политике особенно значимы. Персонификация политической воли есть атрибут любого активного политического действия. Поэтому политическая воля высших должностных лиц государства особенно значима при осуществлении антикоррупционной деятельности. Эта воля выражается как в собственно нормативных правовых актов путем реализации законодательной инициативы, принятия концептуальных стратегических и плановых документов, а также нормативных правовых актов, направленных на их реализацию.

Антикоррупционная правовая политика не статична, а сам процесс «преодоления коррупции» (как понятие используемое законодателем) не представляется одновариантным и простым. Это деятельность, осуществляемая от имени государства, где создается и реализуется эффективное антикоррупционное законодательство, система антикоррупционного просвещения, образования, воспитания и правовой антикоррупционной культуры, где формируется среда отторжения коррупции как негативного социально и персонального непринимаемого и опасного явления.

В целях создания скоординированной системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» был образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, к основным задачам которого были отнесены «подготовка предложений по выработке и реализации государственной политики в области противодействия коррупции; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции», а также осуществление контроля за ходом реализации обозначенных мероприятий2.

Федеральный закон «О противодействии коррупции»3 закрепил основополагающие принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, что

2 Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 (с изменениями и дополнениями) «О мерах по противодействию коррупции» // Доступ из справочной правовой системы Консультант-Плюс.

3 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» // Российская газета, 30.12.2008, № 266.

подтверждает комплексный подход к решению задачи противодействию коррупции. Именно данный нормативный правовой акт имел систематизирующее значение в отношении принятых в соответствии с ним стратегических программных документов.

Среди программных документов определивших концептуальные задачи и направления реализации государственной политики в области противодействия коррупции следует назвать Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы4, Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы5, Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы6 и др.

Принятая в 2010 году «Национальная стратегия противодействия коррупции» определена законодателем как постоянно совершенствуемая система мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающая федеративное устройство Российской Федерации, охватывающая федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленная на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами7. Целью национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

В утвержденном Указом Президента РФ «Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы»8, обозначено решение следующих

4 Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержден Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568 (ред. от 14.01.2011). Документ утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 13.03.2012 № 297 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru, 13.03.2012.

5 Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержден Указом Президента РФ от 13.03.2012 г. № 297 (ред. от 19.03.2013 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. ru, 13.03.2012

6 Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержден Указом Президента РФ от 11.04.2014 г. № 226 (ред. от 15.07.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014.

7 Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» (ред. от 13.03.2012) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

8 Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015

основных задач: совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»; активизация антикоррупционного просвещения граждан; реализация требований статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Таким образом, цель антикоррупционной правовой политики состоит в стратегии создания и обеспечения политико-правовых условий антикоррупционного характера правотворчества, правоприменения, функционирование системы антикоррупционного правового просвещения, пропаганды, воспитания, образования, основанных в совокупности на внедрении в обществе среды нравственного отторжения коррупции, формирования в гражданском и правовом сознании и правовой культуре иммунитета к коррупции, нормативном закреплении и реализации стандартов антикоррупционного поведения должностных лиц, граждан, созданием и воспроизводством правовых и организационных условий минимизации коррупции как явления и деятельности, устранение причин, порождающих коррупцию. При этом мы можем отдавать отчет в том, что речь идет о формировании идеальной (искомой) модели политически значимого правового развития, которая определяется субъектами антикоррупционной правовой политики в процессе совершенствования антикоррупционной деятельности.

Формулирование цели антикоррупционной политики предполагает определение средств этой политики. В научной литературе отмечается, что средствами противодействия коррупции можно считать нормативные правовые предписания, приемы, способы противодействия отношениям коррупционного характера, юридические технологии, связанные с правовым инструментарием, юридической техникой, толкованием права и формами праворе-

годы» (с изменениями и дополнениями) // Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

ализационной практики [5]. К основным правовым средствам противодействия коррупции учеными отнесены приемы, способы предотвращения, устранения правонарушений в сфере коррупции, получившие регламентацию в нормативных правовых предписаниях [5, с. 13]. Важно акцентирование на предписаниях, способах, юридических технологиях, действующих в сфере права, создания норм права, их влияния на общественные отношения.

Отмечается в юридической литературе также, что юридические средства представляют нормы права, права, обязанности, правоотношения, юридические факты, правоприменительные акты, договоры, меры поощрения, льготы, меры наказания, запреты и другие институты, играющие роль регуляторов общественных отношений. Юридические средства классифицируются, кроме того, по отраслям права (на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и др.); по субъектам, их использующим (на средства граждан, должностных лиц, организаций, государства и т. п.); по характеру их применения (однократного, многократного); по времени действия (постоянные, временные), классифицируются на обычные и исключительные [14, с. 149].

Средства антикоррупционной правовой политики - совокупность методов, методик, способов, учреждений, институтов, которые в той или иной степени используются ее субъектами способствуют достижению ее целей. С помощью средств идеальная (искомая) модель антикоррупционной правовой политики получает реализацию, а мотивированное поведение ее субъектов переводит формально определенные цели, задачи в область антикоррупционных действий и позитивно значимых результатов. Правовые и политические средства могут быть многообразны, что во многом зависит от содержания коррупционной деятельности, но в любом случае они должны быть легальными и легитимными по форме. Определив цель, средства антикоррупционной правовой политики, следует установить круг субъектов ее формирования и реализации.

Многосубъектность свойственна как правовой политике в целом, так и антикоррупционной правовой политике, но в последнем случае она выражена предельно многопланово. Более того увеличение количества субъектов антикоррупционной правовой политики можно считать не только ее спецификой, но и приоритетным направлением. Основываясь на ст. 11 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным субъектам антикоррупционной правовой политики следует отнести органы государственной вла-

сти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ (представительные и исполнительные органы государственной власти).

Особая роль в осуществлении антикоррупционной правовой политики принадлежит Прокуратуре РФ, Следственному Комитету РФ, ФСБ, МВД, Совету Безопасности РФ, Счетной Палате РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, Центральной избирательной комиссии РФ.

Наряду с органами государственной власти, к числу субъектов можно отнести общественные объединения, учредительные документы которых предполагают осуществление деятельности, связанной с преодолением коррупции в самых разнообразных формах. Субъектами антикоррупционной правовой политики выступают политические партии, средства массовой информации в вопросах становления и развития гражданского сознания, актуализации антикоррупционного общественного сознания, наиболее сложных точек ее локализации, иные институты формирующегося в России гражданского общества, инициативно участвующие и влияющие на формирование и реализацию правовой политики. Субъектами являются и отдельные граждане, обладающие специальным статусом (например, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, члены Совета Федерации Федерального Собрания).

Кроме того, субъектами являются органы местного самоуправления, действующие на определенных территориальных образованиях в соответствии со своими задачами. Немаловажна роль средств массовой информации, Интернет-ресурсов и правозащитных организаций, что подтверждается результатами социологических исследований, проведенных среди экспертов из числа практикующих юристов, государственных гражданских служащих, а также представителей общественных организаций, бизнес-структур [3].

Субъектный состав антикоррупционной правовой политики не является исчерпывающим. В антикоррупционную деятельность в современных условиях вовлекается все большее число субъектов политической, государственной, экономической, правовой, информационной жизни. Актуальной предстает мотивация к осуществлению антикоррупционной деятельности этих субъектов, а также возможности и способности, эффективность воздействия на коррупции в обществе как социально опасного явления.

Важным средством формирования антикоррупционной правовой политики предстает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых

актов, проводимая с целью выявления в них кор-рупциогенных факторов и их последующего устранения, которая, как известно, проводится в двух формах: а) государственная, обязательная и б) общественная, независимая. Особая роль в организации и проведении антикоррупционной экспертизы принадлежит Министерству юстиции РФ, которое в соответствии со ст. 3 Федерального Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводит антикоррупционную экспертизу9.

В научной литературе субъекты антикоррупционного анализа проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность классифицируются на: 1) органы публичной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, Министерство юстиции РФ, Прокуратура РФ, органы местного самоуправления; 2) юридические и физические лица, аккредитованные Минюстом России на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов [4, с. 52-72]. По мнению министра юстиции РФ А.В. Коновалова, «предусмотренная Федеральным законом «О противодействии коррупции» независимая антикоррупционная экспертиза позволяет оказывать влияние на нормотворческую практику государства, на ранней стадии выявлять имеющиеся в проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы. В Государственный реестр независимых экспертов включено более 2 тысяч независимых экспертов,

9 Приказ Минюста России от 04.10.2013 г. № 187 «Об утверждении порядка организации работы по проведению анти-

коррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России»; Приказ Минюста России от 27.07.2012 № 145 «Об утверждении форм свидетельств об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»; Приказ Минюста России от 26.04.2012 № 66 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»; Приказ Минюста России от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» / Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

из них - 1790 физические и 323 юридические лица. Результаты мониторинга этой работы свидетельствуют о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации учитывают кор-рупциогенные факторы, содержащиеся в заключениях, более чем в 80 процентах случаев»10.

Итак, субъекты антикоррупционной правовой политики это государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, юридические и физические лица, обладающие специальным статусом, совокупностью прав, обязанностей и ответственности в вопросах ведения антикоррупционной деятельности.

Субъекты антикоррупционной правовой политики, обладая целью, совокупностью средств, направляют свою активность на определенную сферу общественных отношений. Объект антикоррупционной правовой политики - это сфера отношений, явлений, процессов, задач, где концентрируются усилия ее субъектов.

Объект антикоррупционной правовой политики - это совокупность правовых и политических отношений, юридически значимых политических решений и действий, способствующих реализации ее цели; это отношения по созданию и воспроизводству механизмов осуществления актикоррупцион-ной деятельности на основе сложившейся системы законодательства, возможностей формирования политических и правовых условий и гарантий реализации антикоррупционных правовых норм. Так, например, объектом можно считать соблюдение установленного законодательством порядка проведения антикоррупционной экспертизы и возможные ее дальнейшие регламентирования, корректировки, уточнения, обновление или изменение форм поведения, способов доведения ее результатов до сведения общественности, СМИ и т.д. Речь идет именно о соблюдении, гарантиях, недопутимости нарушения установленных процедур, в то время как сама антикоррупционная экспертиза как институт есть средство антикоррупционной правовой политики.

Объекты антикоррупционной правовой политики структурируются соответственно ее видам:

1) правотворческая антикоррупционная правовая политика - это вопросы законодательной инициативы, политические способы и приемы, направленные на формирование условий создания эффективного антикоррупционного законодательства (субъекты, прежде всего: ГД Федерального Собрания; все органы, реализующие правотворчество, при особой роли Минюста РФ);

10 http://www.rg.ru/2015/10/29/konovalov.html

2) правореализационная антикоррупционная политика - это вопросы создания политических и организационных условий исполнения действующего антикоррупционного законодательства, объективного проведения правового мониторинга; важнейшим условием и формой данного вида антикоррупционной правовой политики является надзорно-контрольная правовая политика в целом (субъекты, прежде всего: Прокуратура РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Счетная палата РФ, Федеральные надзорно-контрольные органы РФ); правовая политика в области следствия (субъект: Следственный Комитет РФ); правовая политика в области правоприменения (субъекты: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды РФ);

3) правовая антикоррупционная доктрина -это создание и систематизация идей, предложений, результатов научных исследований, проведения аналитической работы учеными и юристами-практиками (субъекты: НИИ, вузы, иные структуры, специально занимающиеся проблемами изучения и преодоления коррупции, отдельные ученые, юристы- практики);

4) правовое антикоррупционное образование, просвещение, воспитание, пропаганда - это взаимообусловленные элементы формирования антикоррупционной правовой мировоззренческой, аксиологически понятной среды; это наличие в образовательных программах всех уровней образования компонентов обучения неприятия коррупции, формирование негативного отношения к явлению опасному для общества и индивида (субъекты: министерства, федеральные ведомства, агентства, службы Правительства РФ, средние, высшие учебные заведения, СМИ). Исследованию данных направлений уделено значительное внимание в научной литературе [4;6;7;8]. Утвержденная Программа антикоррупционного просвещения определяет перечень и срок реализации мероприятий, исполнителей и их полномочия, результаты реализации мероприятий, форму отчетности11. В качестве исполнителей выступают федеральные органы исполнительной власти в установленной сфере деятельности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов - необходимое условие антикоррупционной деятельности.

«Наиболее важной составляющей антикоррупционной деятельности, как и антикоррупционной рекламы, является определение основных целей и за-

11 Программа по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы, утверждена распоряжением Правительства РФ от 14 мая 2014 года № 816-р // Собрание законодательства РФ. 2014. № 21. Ст. 2721.

дач этой деятельности. В качестве целей антикоррупционной рекламы, в зависимости от размещаемой в ней информации, выступают антикоррупционное информирование и формирование антикоррупционного поведения. Антикоррупционное информирование происходит в двух формах: а) информирование населения о мерах противодействия коррупции в органах публичной власти; б) информирование населения о способах защиты своих прав и законных интересов от коррупционеров в правоохранительных и судебных органах (месте их расположения, механизмах обращения в них и др.)» [5, с. 41].

Современные программы противодействия коррупции стремятся переориентироваться на практический подход. Размещенные на сайте Министерства Юстиции РФ Методические рекомендации «Реализация профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений», одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 25 сентября 2012 г. содержат четыре важные задачи, стоящие перед соответствующими службами федеральных органов государственной власти: правовое просвещение, обучение и консультирование федеральных государственных служащих (далее - служащий) по вопросам противодействия коррупции, соблюдения ими запретов, ограничений, требований к служебному поведению; подготовка методических материалов, подборка нормативных правовых актов, создание и ведение в сети Интернет страницы подразделения; выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе; оценка коррупционных рисков и мониторинг антикоррупционных мероприятий, осуществляемых в федеральном государственном органе12. Указанные Методические рекомендации предусматривают не только трансляцию теоретического материала о коррупционном поведении и его противоправном характере, но и систему тренингов, ориентированную на формирование целостных поведенческих моделей обучающихся (вводный тренинг, регулярный тренинг, специализированный углубленный тренинг).

Таким образом, рассмотрение структуры антикоррупционной правовой политики (цель, средства, объекты, субъекты, виды) как теоретической модели позволяет сформулировать ее определение.

12 Методические рекомендации «Реализация профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений» // URL: http://minjust. ru/ru/node/5896 (Дата обращения 01.10.2015).

Антикоррупционная правовая политика - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц, обладающих специальным статусом по созданию, обеспечению политико-правовых условий преодоления и минимизации коррупции.

Однако современная практика противодействия коррупции, многомерные и разноуровневые усилия, направленные на ее минимизацию, не избавляют на сегодняшний день от данной проблемы. Это вынуждает искать новые пути решения проблемы коррупции, осуществлять поиск способов ее преодоления. Коррупция как исторически укоренившееся явление социальной и правовой действительности есть не только правонарушение, событие, которое может в любом случае иметь юридическую оценку. Коррупция, наряду с другими незаконными способами обогащения, предопределяет имущественную дифференциацию, расслоение общества на основе критерия противоправного обогащения. Она способствует не только имущественно-материальному расслоению, но и дифференцирует правовое сознание людей, их эмоционально-психологическое отношение к общественным и государственным событиям, способствует выстраиванию латентной системы ценностных ориентаций в правовой и государственной сферах. Восприятие индивидом возможности решения собственного жизненного вопроса, конфликтной ситуации, поддержки ведения бизнеса, назначения на должность и т.д. сквозь призму коррупции формирует и соответствующую моти-вационно-волевую, поведенческую сферу. Коррупция негативно влияет на мировоззрение людей, их нравственные оценки общественно известных событий, образ жизни людей, их сообществ, организаций. По существу, коррупция приводит к конфликтно-опасной дифференциации общества по уровню нелегальных и нелегитимных доходов, восприятию «двойных стандартов» как возможных предполагаемых условий осуществления законных интересов физических и юридических лиц. Соответственно преодоление противоправного, незаконного расслоения может способствовать и противодействию коррупции, устранять ее крупные общественно значимые последствия. Таким направлением правовой антикоррупционной политики в единстве с масштабными социальными мерами, представляется установление прочных правовых основ социального согласия, обеспечивающих реализацию антикоррупционной правовой политики в современной России.

Литература

1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов: научно-практическое пособие / И.С. Власов, Т.О. Кошаева, В.Н. Найденко и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.И. Спектор. М., 2012. С.52-72.

2. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России : криминологические аспекты : автореф. дис.. .д-ра юрид наук. Москва. 2009.

3. Астанин В.В., Стороженко И.В., Санатин В.П. Взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции (результаты конкретно-социологического исследования) // Мониторинг правоприменения. 2012. № 4. С.12-24.

4. Атагимова Э.И. Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1. С. 64-68.

5. Власенко Н.А. Правовые средства противодействия коррупции: понятие и социальная роль / В кн. Правовые средства противодействия коррупции: научно-практическое пособие / Н.А. Власенко, С.А. Грачева, Е.Е. Рафалюк и др.; отв. ред. Н.А. Власенко. М., 2012. 344 с.

6. Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 3. С. 178-188.

7. Кабанов П.А. Антикоррупционная реклама в республике Татарстан как информационное средство противодействия коррупции: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4. С.38-45.

8. Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции // Юридические исследования (Электронный журнал). № 2. С. 12-27. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_14150.html.

9. Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. Саратов, Изд-во: Саратовская государственная академия права, 2010. 276 c.

10. Рыбаков О.Ю. Правовая политика и позитивное право // Право и жизнь. 2014. № 196 (10). С. 45-53.

11. Рыбаков О.Ю. Стратегии правовой политики России // Юридическое образование и наука. 2015. № 1. С. 30-33.

12. Хамазова О.И. Правовые средства противодействия коррупции: проблемы теории и практики : автореф. дис.канд юрид наук. Саратов, 2008.

13. Шишкарёв С.Н. Правовой порядок в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовой исследование: автореф. дис.д-ра юрид наук. М., 2010.

14. Шундиков К.В. Юридические средства реализации правовой политики // Правоведение. 1997. № 4.

Anti-corruption legal policy: concept and structure

Oleg Rybakov, Doctor of Science in Law, Doctor of Science in Philosophy, Professor, Head of the Department of Theory and History of State & Law and Philosophy of the Federal State-Funded Institution for Higher Education "The Russian State University of Justice (The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation)", Russian Federation, Moscow.

Abstract. Controversial approaches to the theoretical development of the concept, essence and structure of anti-corruption legal policy are examined in the paper. The goal of the paper is to present a comprehensive legal theory analysis of Russia's legal policy in close connection with related phenomena such as legal evolution, legal science, legal culture, etc. The author gives a justification for the methodological potential of anti-corruption legal policy as a scientific theory. The author's interpretation of "anti-corruption legal policy" from the standpoint of theoretical-cum-ideological, dialectical, and structural-cum-functional approaches is put forward.

Keywords: legal policy, methodology, scientific theory, activity, legal science, legal evolution.

References

1. Antikorruptsionnaia ekspertiza proektov normativnykh pravovykh aktov: nauchno-prakticheskoe posobie, I.S. Vlasov, T.O. Koshaeva, V.N. Naidenko i dr., otv. red. Iu.A. Tikhomirov, E.I. Spektor, Moskva, 2012, pp. 52-72.

2. Astanin V.V. Antikorruptsionnaia politika Rossii : kriminologicheskie aspekty : avtoref. dis...d-ra iurid nauk, Moskva, 2009.

3. Astanin V.V., Storozhenko I.V., Sanatin V.P. Vzaimodeistvie organov gosudarstvennoi vlasti s institutami grazhdanskogo obshchestva v sfere protivodeistviia korruptsii (rezul'taty konkretno-sotsiologicheskogo issledovaniia), Monitoring pravoprimeneniia, 2012, No. 4, pp. 12-24.

4. Atagimova E.I., Makarenko G.I. Pravovoe prosveshchenie: problemy i puti resheniia, Monitoring pravoprimeneniia, 2015, No. 1, pp. 64-68.

5. Vlasenko N.A. Pravovye sredstva protivodeistviia korruptsii: poniatie i sotsial'naia rol', v kn. Pravovye sredstva protivodeistviia korruptsii: nauchno-prakticheskoe posobie, N.A. Vlasenko, S.A. Gracheva, E.E. Rafaliuk i dr., otv. red. N.A. Vlasenko, Moskva, 2012, 344 pp.

6. Bikeev 1.1., Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe obrazovanie v Rossii: sostoianie i perspektivy, Biznes. Obrazovanie. Pravo, Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2010, No. 3, pp. 178-188.

7. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaia reklama v respublike Tatarstan kak informatsionnoe sredstvo protivodeistviia korruptsii: problemy i perspektivy, Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 2013, No. 4, pp. 38-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kabanov P.A. Poniatie i soderzhanie antikorruptsionnogo prosveshcheniia kak sredstva profilaktiki korruptsii, Iuridicheskie issledovaniia (Elektronnyi zhurnal), No. 2, pp. 12-27, URL: http://e-notabene.ru/lr/article_14150.html.

9. Pravovaia politika: slovar' i proekt kontseptsii, pod red. A.V. Mal'ko, Saratov, Izd-vo: Saratovskaia gosudarstvennaia akademiia prava, 2010, 276 pp.

10. Rybakov O.Iu. Pravovaia politika i pozitivnoe pravo, Pravo i zhizn, 2014, No. 196 (10), pp. 45-53.

11. Rybakov O.Iu. Strategii pravovoi politiki Rossii, IUridicheskoe obrazovanie i nauka, 2015, No. 1, pp. 30-33.

12. Khamazova O.I. Pravovye sredstva protivodeistviia korruptsii: problemy teorii i praktiki : avtoref. dis...kand iurid nauk, Saratov, 2008.

13. Shishkarev S.N. Pravovoi poriadok v sfere protivodeistviia korruptsii: teoretiko-pravovoi issledovanie: avtoref. dis...d-ra iurid. nauk, Moskva, 2010.

14. Shundikov K.V. Iuridicheskie sredstva realizatsii pravovoi politiki, Pravovedenie, 1997, No. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.