Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА'

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич, Игнатова Татьяна Владимировна, Понеделков Александр Васильевич, Шетов Артур Арсенович

В статье определены основные характеристики антикоррупционной политики: последовательность, эффективность, социальная ориентация в целях безопасности труда, бизнеса и государства. На базе использования системного подхода, методов экспертной рефлексии, социологического опроса, анализа и синтеза получены научные результаты и выработаны рекомендации, касающиеся совершенствования профилактической работы, выбора целевых групп населения при проведении антикоррупционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич, Игнатова Татьяна Владимировна, Понеделков Александр Васильевич, Шетов Артур Арсенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTICORRUPTION POLICY AS A FACTOR OF MANAGEMENT OF SECURITY OF LABOR, BUSINESS AND STATE

In the article the main characteristics of anticorruption policy are determined: consistency, efficiency, social orientation with aim of provision of security if labor, business and state. On the basis of systemic approach and methods of expert reflection, sociological reviews, analysis and synthesis the authors got research results and elaborated the recommendations concerning the enhancement of preventive work, the choice of target groups of population during implementation of anticorruption policy.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА»

РУБРИКА НОМЕРА: ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 32 DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-1-13-17

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА

Воронцов доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Сергей лаборатории проблем повышения эффективности государственного

Алексеевич и муниципального управления, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: raven_serg@mail.ru

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru

доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой политологии и этнополитики, зав. лабораторией проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: ponedelkov@uriu.ranepa.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного регулирования экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119606, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 84]. E-mail: shetov_artur@mail.ru

Аннотация

В статье определены основные характеристики антикоррупционной политики: последовательность, эффективность, социальная ориентация в целях безопасности труда, бизнеса и государства. На базе использования системного подхода, методов экспертной рефлексии, социологического опроса, анализа и синтеза получены научные результаты и выработаны рекомендации, касающиеся совершенствования профилактической работы, выбора целевых групп населения при проведении антикоррупционной политики.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, национальная безопасность, безопасность труда, безопасность бизнеса, последовательность, эффективность, государство, профилактика.

В современной России проблема противодействия коррупции находится в центре внимания государства и общества, что объясняет регулярное обращение к данному вопросу со стороны компетентных представителей науки, руководителей органов власти и сотрудников правоохранительных структур. Последовательная антикоррупционная политика - это основа эффективной системы государственного и муниципального управления и национальной безопасности в целом. Важность эффективной работы по организации противодействия коррупции сложно переоценить.

Поэтому президентская академия, как системообразующий вуз, в своем сегменте ведет регулярную масштабную работу по содействию этой деятельности. Южно-Российский институт управления проводит обучение по основам противодействия коррупции представителей органов власти и местного самоуправления, ведет информационно-просветительскую работу со студентами, преподаватели вуза выступают экспертами на заседаниях комиссии по конфликту интересов и соблюдению

Игнатова

Татьяна

Владимировна

Понеделков

Александр

Васильевич

Шетов

Артур

Арсенович

принципов служебного поведения, входят в состав Комиссии по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области. Научные дискуссии становятся значимым этапом в осмыслении подходов к противодействию коррупции и позволяют сформулировать эффективные пути реализации антикоррупционной политики [1-3].

9 декабря 2020 г. в Международный день борьбы с коррупцией состоялся Всероссийский Круглый стол с международным участием «Актуальные проблемы противодействия коррупции в современной России». Круглый стол проведен в режиме онлайн, объединившем две дискуссионные площадки в городах Москве на базе Дома общественных организаций и в Ростове-на-Дону, на базе коворкинга «Рубин».

Организаторами дискуссии выступили Институт права и национальной безопасности РАНХиГС, Южно-Российский институт управления - филиал РАНХиГС, Общероссийское движение «Сильная Россия», Юридический факультет Южного Федерального университета, Академия права и национальной безопасности Южного университета (ИУБиП], Управление противодействия коррупции при Губернаторе Ростовской области.

В данной статье на основе экспертной рефлексии и анализа точек зрения, высказанных на целом ряде конференций и круглых столов, подобных указанному, проводимых на антикоррупционную тематику, авторы определяют ключевые проблемы обеспечения национальной безопасности в процессе реализации антикоррупционной политики по следующим направлениям:

- последовательность проведения антикоррупционной политики, равенство всех коррупционеров, включая государственных чиновников высокого ранга, перед законом;

- эффективность проведения антикоррупционной политики, которая может быть измерена через индексы предпринимательской активности и сокращения административных барьеров;

- социальная ориентация антикоррупционной политики, реализация которой позволит защитить человека труда, его семью в сфере здравоохранения, образования, безопасности и охраны труда, в целом ежедневной практики жизнедеятельности.

Последовательность антикоррупционной политики. Непоследовательность антикоррупционной политики, по мнению А. Михайлова, проявляется в том, что очень часто завышается роль пойманных на коррупции представителей власти, а некоторые до сих пор при должности и формируют политику государства. «Ранее арест конкретного лица за нарушение, преступление рассматривался не только как мера пресечения, но и как мера профилактики», сегодня же арест чиновника уже не воспринимается обществом как какое-то значимое событие. Граждане полагают, что наказание для служащих если будет, то самым минимальным и сразу после срока бывший чиновник получит новую должность. А. Михайлов указывает еще на одну актуальную проблему, которая может спровоцировать протестные настроения в обществе: инициативу депутатов Государственной Думы по «закрытию» информации и недопустимости средств массовой информации и общественности «проникать в жизнь депутатов и государственных служащих». При этом А. Михайлов отмечает, что данная инициатива «прикрывается законом о конфиденциальности деятельности сотрудников правоохранительных органов, военных и других структур» [4], тогда как публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является ключевым принципом Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020] «О противодействии коррупции».

Результаты проведенного учеными ЮРИУ РАНХиГС в 2020 году социологического исследования в форме опроса экспертов из 13 субъектов РФ: в областях - Ростовской, Волгоградской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Смоленской, краях - Краснодарском, Алтайском, Приморском, республиках - Татарстан, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми показывают, что хотя в последние годы в антикоррупционную практику внедрены стандарты, позволяющие своевременно выявлять и предупреждать коррупционные риски, эксперты, характеризуя причины коррупции, на первую ранговую позицию поставили ответ «недостаточно строгий контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами». Эксперты обратили внимание на то, что наряду с принципом обеспечения «неотвратимости наказания» в противодействии коррупции в обществе сформирован запрос на обеспечение адекватности наказания, которое во многих случаях, не соответствует тяжести деяния. В качестве значимой причины коррупции эксперты указали на низкий уровень правовой культуры у населения, что говорит о необходимости активизации антикоррупционного и правового просвещения, внедрения прогрессивных форм данной деятельности [5].

Эффективность антикоррупционной политики для бизнес-среды. Изучение динамики влияния коррупции на предпринимательские свободы и активность приводит экспертов к мнению о совершенствовании институциональной компоненты бизнес-среды.

О. Дереза высказывает конкретные предложения о необходимости внесения изменений в Федеральный закон № 44 ФЗ (О закупках] в части критериев определения победителей в конкурсах и аукционах; об изменении определения стоимости товаров и услуг на момент заключения договора, а не по ценам прошедших периодов, умноженным на коэффициенты, неподкрепленные рыночными реалиями; об изменении норм контрольно-надзорных органов, в части исключения из них положений, которые прямо не влияют на жизнь и здоровья граждан и являются зачастую устаревшими и избыточными [6].

Эксперты отмечают и опасность сращивания по линии корыстных интересов частных служб и государственных силовых структур. Службы безопасности разных бизнес-структур - это тот коммуникатор между бизнесом и МВД, который носит развращающий и разлагающий характер. Некоторые такие структуры, наводненные бывшими сотрудниками, порой заказывают (за взятки] возбуждение уголовных дел и так же их закрывают [4].

Белоусов Б.Т. предлагает «среди подразделений компании, взаимодействие с которыми способно принести максимальный эффект в деле борьбы с коррупционными проявлениями, следует выделить те, которые непосредственно связаны с выполнением контрольных функций. Не останавливаясь на дискуссионной теме различий между подразделениями комплаенс-контроля, внутреннего аудита и внутреннего контроля, отметим, что все они располагают существенными возможностями для выявления как непосредственных признаков действий коррупционного характера, так и факторов, способствующих совершению таких действий. В связи с этим представляется крайне важным организовать рабочее взаимодействие между подразделениями корпоративной безопасности, с одной стороны, и подразделениями комплаенс-контроля, внутреннего аудита и внутреннего контроля, с другой, в вопросах борьбы с коррупцией [6, с. 41].

Социальная ориентация антикоррупционной политики. И. Андронников отмечает, что коррупция стоит в одном ряду с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, и не случайно при ее характеристике часто употребляют термин «угроза». Она наносит серьезный ущерб не только развитию государства и общества в целом, но и отдельного гражданина. Коррупция - одна из наиболее острых тем, существующих в российском обществе. Люди теряют веру в законность и справедливость, в обществе начинает формироваться мнение, что все можно решить через коррупционные схемы, обычному человеку ничего не добиться честным трудом, что, в конечном счете, ведет к росту протестных настроений [6]. Поэтому ключевое значение приобретает профилактика коррупции, к которой следует активно привлекать молодежь.

Применимо к России с богатой коррупционной историей, эксперты также отмечают, что карательные меры, применяемые государством, в первую очередь, к субъектам криминальной коррупции, если и приносили, то только временный результат, а потом ее вирус продолжал поражать чиновников и хозяйственников, которые придумывали новые хитроумные ходы для обмана и ограбления государства [7].

Основной упор сегодня должен быть сделан не на расширении репрессивных мер по отношению к выявленным коррупционерам, а на работе по противодействию коррупции в молодежной среде, на комплексном воспитании у представителей зарождающейся политико-административной элиты и управленцев устойчивого негативного отношения к коррупции на уровне подсознания, используя для этого весь комплекс средств убеждения и взаимодействия, в том числе и религиозных, устанавливающих моральные запреты и ограничения.

Поэтому в высших учебных заведениях молодежь должна принимать участие в работе по профилактике и предупреждению коррупционных нарушений. Реализовывать свои права представители студенчества могут через имеющиеся институты, такие как студенческий совет, аппарат общественных уполномоченных представителей по правам студентов в конкретных вузах. Только совместные усилия общества и государства в идеологическом и морально-нравственном воспитании у представителей российской молодежи нетерпимости к природе коррупционной составляющей могут привести к устранению данной угрозы.

Проведение антикоррупционной политики включает проведение предупредительно-профилактической работы, прежде всего, со следующими группами населения:

- во-первых, в сфере государственной и муниципальной службы, где в настоящее время фиксируется основное число правонарушений коррупционного характера, так как служащие в силу своего должностного статуса наиболее уязвимы со стороны искушений коррупционного характера;

- во-вторых, в среде студентов высших учебных заведений, которые в ближайшее время вольются в ряды государственных и муниципальных служащих, соответственно, у молодых

специалистов должно быть воспитано отторжение к использованию коррупционных механизмов и схем в будущей практической деятельности, что, в конечном счете, будет способствовать минимизации уровня коррупции в стране; следует также учитывать, что обсуждение в студенческой среде с привлечением квалифицированных экспертов проблем противодействия коррупции, вызывает живой интерес молодежи к данной дискуссии и в конечном счете усиливает профилактический эффект антикоррупционной работы;

- в-третьих, среди населения, отдельные представители которого при взаимодействии с органами власти могут выступать как в качестве лиц, у которых вымогают взятки чиновники, так и в качестве лиц, провоцирующих чиновников на получение взятки за решение вопросов коррупционными методами.

Рост числа уголовных дел по коррупционным преступлениям связан с совершенствованием методов и получением опыта сотрудниками правоохранительных ведомств. В 2020 году было открыто на 4% больше уголовных производств по коррупционным преступлениям, чем в 2019-м, -в общей сложности их количество составило 15 861. При этом коррупционеры возместили государству и потерпевшим почти 80% причинённого ущерба от своих действий [6, с. 174].

Вместе с тем, есть статистика, подтверждающая недостаточную эффективность реализуемого комплекса мер по антикоррупционному просвещению населения. Так, по данным прокуратуры Ростовской области в 2019 году свыше полутора тысяч чиновников понесли дисциплинарную и административную ответственность, в суды были направлены 270 дел и осуждены 243 коррупционера. Однако, при наличии в Ростовской области 15 тысяч государственных и муниципальных служащих, только в 4-х случаях госслужащие сообщили о том, что их склоняют к совершению преступления1. Поэтому необходимо вносить коррективы в проведение антикоррупционной политики в 2021 году. При использовании различных информационно-коммуникационных моделей в коррупционных целях применяются самые современные технологии, которые не всегда удается сразу расшифровать даже специалистам. Те, кто по своей должности призван служить разоблачению коррупционеров, соответственно, в совершенстве владеть этими технологиями.

Приоритетом для проведения профилактической работы становится ориентация на молодежной аудитории, чтобы в процессе обучения целенаправленно формировать устойчивые установки на соблюдение законодательных ограничений, а также моральных запретов.

Литература

1. Артюхин О.А., Крицкая А.А., Цомартов Д.С. Элитологические факторы антикоррупционной политики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 12 (115]. С. 141 - 143.

2. Воронцов С.А. Противодействие коррупции: принуждение или убеждение? // Философия права. 2019. № 1 (88]. С. 23 - 28.

3. Игнатова Т.В., Бабанов А.Б., Шетов А.А. Функциональный спектр GR-менеджмента как фактор ре-

ализации антикоррупционной политики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 1 (92]. С. 18 - 21.

4. Михайлов А. Борьба с коррупцией без работы над ошибками / Актуальные проблемы противодей-

ствия коррупции в современной России. Материалы круглого стола, 9 декабря 2020 г. Ростов-на-Дону: ЮРИУ РАНХиГС, 2021. С. 22 - 28.

5. Противодействие коррупции на государственном и муниципальном уровне в современной России. Информационно-аналитические материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ростов-на-Дону: ЮРИУ РАНХиГС, 2021. 240 с.

6. Актуальные проблемы противодействия коррупции в современной России. Материалы круглого

стола, 9 декабря 2020 г. Ростов-на-Дону: ЮРИУ РАНХиГС, 2021. 585 с.

7. Григорян Д.К., Крицкая А.А., Киселев И.В. Пути повышения эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации: элитарный подход // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 2 (93]. С. 140 - 145.

1 Коррупционерами оказались более 1,5 тысяч чиновников Ростовской области. Доступ: https://www.donnews.ru/Korruptsionerami-okazalis-bolee-15-tysyach-chinovnikov-Rostovskoy-oblasti_102137

Vorontsov Sergey Alexeevich, Doctor of Legal Science, Professor, Professor of Cathedra of Process Law; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: raven_serg@mail.ru

Ignatova Tatiana Vladimirovna, Doctor of Economic Science, Professor, Head of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru

Ponedelkov Alexandr Vasilievich, Doctor of Political Science, Professor, Head of Cathedra of Politology and Ethnopolitics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Shetov Arthur Arsenovich, Candidate of Economic Science, Docent of Cathedra of Government regulation of Economy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (84, Pr. Ver-nadskogo, Moscow, 119606, Russian Federation). E-mail: shetov_artur@mail.ru

ANTICORRUPTION POLICY AS A FACTOR OF MANAGEMENT OF SECURITY OF LABOR, BUSINESS AND STATE

Abstract

In the article the main characteristics of anticorruption policy are determined: consistency, efficiency, social orientation with aim of provision of security if labor, business and state. On the basis of systemic approach and methods of expert reflection, sociological reviews, analysis and synthesis the authors got research results and elaborated the recommendations concerning the enhancement of preventive work, the choice of target groups of population during implementation of anticorruption policy.

Keywords: corruption, anticorruption policy, national security, labor security, business security, consistency, efficiency, state, prevention.

References

1. Artyuhin O.A., Krickaya A.A., Comartov D.S. Elitologicheskie faktory antikorrupcionnoj politiki // Nau-ka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2019. № 12 (115). P. 141 - 143.

2. Voroncov S.A. Protivodejstvie korrupcii: prinuzhdenie ili ubezhdenie? // Filosofiya prava. 2019. № 1 (88). P. 23 - 28.

3. Ignatova T.V., Babanov A.B., SHetov A.A. Funkcional'nyj spektr GR-menedzhmenta kak faktor realizacii antikorrupcionnoj politiki // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2018. № 1 (92). P. 18 - 21.

4. Mihajlov A. Bor'ba s korrupciej bez raboty nad oshibkami / Aktual'nye problemy protivodejstviya korrupcii v sovremennoj Rossii. Materialy kruglogo stola, 9 dekabrya 2020 g. Rostov-na-Donu: YURIU RANHiGS, 2021. P. 22 - 28.

5. Protivodejstvie korrupcii na gosudarstvennom i municipal'nom urovne v sovremennoj Rossii. Infor-macionno-analiticheskie materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem. Rostov-na-Donu: YURIU RANHiGS, 2021. 240 p.

6. Aktual'nye problemy protivodejstviya korrupcii v sovremennoj Rossii. Materialy kruglogo stola, 9 dekabrya 2020 g. Rostov-na-Donu: YURIU RANHiGS, 2021. 585 p.

7. Grigoryan D.K., Krickaya A.A., Kiselev I.V. Puti povysheniya effektivnosti protivodejstviya korrupcii v organah gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii: elitarnyj podhod // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2018. № 2 (93). P. 140 - 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.