Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ДАНИИ'

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ДАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5321
908
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ДАНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННОГО ХАРАКТЕРА / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ / ЭФФЕКТИВНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION POLICY / DENMARK / CRIME OF A CORRUPTION NATURE / BRIBERY / RECOMMENDATIONS FOR IMPROVEMENT / EFFECTIVE EXPERIENCE IN THE FIGHT / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лионов А.Ю.

В статье рассматриваются основные способы борьбы Дании с коррупцией во всех формах ее проявления, так как Дания на протяжении уже многих лет является лидером в рейтинге «Transparency International the global coalition against corruption», который оценивает индекс восприятия коррупции. Именно успешный и эффективный опыт данного государства может лечь в основу совершенствования антикоррупционной системы Российской Федерации, которая нуждается в обновлении и совершенствовании. Датский опыт борьбы с коррупцией на международной арене оценивается очень высоко, о чем свидетельствует большое желание зарубежных стран пригласить специалистов из Дании, чтобы они рассказали о своем опыте, а также предложили свои рекомендации по совершенствованию антикоррупционной политики на территории их государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DENMARK ANTI-CORRUPTION POLICY

The article discusses the main ways in which Denmark can fight corruption in all its forms, since Denmark has for many years been the leader in the Transparency International the global coalition against corruption ranking, which measures the corruption perception index. It is the successful and effective experience of this state that can underlie the improvement of the anti-corruption system of the Russian Federation, which needs to be updated and improved. The Danish experience in the fight against corruption in the international arena is rated very highly, as evidenced by the great desire of foreign countries to invite experts from Denmark to tell about their experience, as well as offer their recommendations for improving anti-corruption policies in their state.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ДАНИИ»

Антикоррупционная политика Дании Denmark anti-corruption policy

Лионов А.Ю.

Студент 4 курса, ф-т государственной и муниципальной службы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

РФ, г.Санкт-Петербург e-mail: lionovalex98@mail. ru

Lionov A.

4rdyear student, faculty of state and municipal administration, Russian presidential Academy of national economy and public administration,

Russia, Saint-Petersburg e-mail: lionovalex98@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются основные способы борьбы Дании с коррупцией во всех формах ее проявления, так как Дания на протяжении уже многих лет является лидером в рейтинге «Transparency International the global coalition against corruption», который оценивает индекс восприятия коррупции. Именно успешный и эффективный опыт данного государства может лечь в основу совершенствования антикоррупционной системы Российской Федерации, которая нуждается в обновлении и совершенствовании. Датский опыт борьбы с коррупцией на международной арене оценивается очень высоко, о чем свидетельствует большое желание зарубежных стран пригласить специалистов из Дании, чтобы они рассказали о своем опыте, а также предложили свои рекомендации по совершенствованию антикоррупционной политики на территории их государства.

Annotation.

The article discusses the main ways in which Denmark can fight corruption in all its forms, since Denmark has for many years been the leader in the Transparency International the global coalition against corruption ranking, which measures the corruption perception index. It is the successful and effective experience of this state that can underlie the improvement of the anti-corruption system of the Russian Federation, which needs to be updated and improved. The Danish experience in the fight against corruption in the international arena is rated very highly, as evidenced by the great desire of foreign countries to invite experts from Denmark to tell about their experience, as well as offer their recommendations for improving anti-corruption policies in their state.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, Дания, преступление коррупционного характера, взяточничество, рекомендации по совершенствованию, эффективный опыт борьбы, правоохранительные органы.

Key words: corruption, anti-corruption policy, Denmark, crime of a corruption nature, bribery, recommendations for improvement, effective experience in the fight, law enforcement agencies.

Коррупция, как масштабное явление, имеет свои исторические корни, а также длительный путь, на протяжении которого данное явление совершенствовалось, эволюционировало. Несмотря на огромное внимание к данному явлению со стороны большого количества выдающихся ученных прошлого и современности, до сих пор не существует концепции восприятия коррупции. Данный факт делает изучение такого явления, как коррупция, весьма актуальным и значимым, так как оно угрожает не только безопасности отдельного государства, оно угрожает безопасности всего общества в целом.

В современном мире коррупционные явления пронизывают все сферы жизни. На сегодняшний день нет государства, которое бы не столкнулось с данным явлением.

По мнению многих ученых существует ряд критериев, которые в большей степени влияют на уровень коррупции в стране. Так к данным показателям относят:

1. Размер территории. В крупном государстве бороться с проявлениями коррупционных преступлений гораздо сложнее, чем в небольших;

2. Разделение обязанностей и функций среди чиновников и правоохранительными органами;

3. Уровень «свободы слова» в стране. Так, например, в Китайской Народной Республике СМИ запрещено вести расследование в отношении высокопоставленных чиновников, а также публиковать информацию без разрешения Коммунистической Партии Китая.

Российская Федерация - страна, в которой развитие коррупции достигло своего предела. Этот факт подтверждают официальные данные сайта «Transparency International the global coalition against corruption» за 2019 год. Основным показателем уровня антикоррупционной политики государства является индекс восприятия коррупции. Согласно данным вышеупомянутого сайт, Российская Федерация занимает лишь 137 место и имея в своем активе 28 баллов из 100 возможных. 1 место в данном рейтинге разделили Дания и Новая Зеландия, имеющие по 87 баллов. Необходимо определить, чем датская антикоррупционная политика отличается от отечественной.

Прежде, чем говорить об методах и технологиях борьбы с коррупцией в Дании, необходимо показать изменение индекса восприятия коррупции в период с 2012 года по 2019. Данные будут представлены в Таблице 1, а для удобства и сравнения в таблице также будут представлены данные Новой Зеландии и Российской Федерации.

_Таблица 1. Индекс восприятия коррупции в Новой Зеландии, Дании и Российской Федерации

Новая Зеландия Дания Российская Федерация

Индекс Место в Индекс Место в Индекс Место в

Год восприятия рейтинге восприятия рейтинге восприятия рейтинге

коррупции коррупции коррупции

2012 90 1 90 1 28 133

2013 91 1 91 1 28 127

2014 91 2 92 1 27 136

2015 91 1 91 1 29 119

2016 90 1 90 1 29 131

2017 89 1 88 2 29 135

2018 87 2 88 1 28 138

2019 87 1 87 1 28 137

Согласно данным, представленным в Таблице 1, можно сделать вывод, что индекс восприятия коррупции изменяется не только в странах, где показатель весьма низкий, но и в странах, которые являются эталонами борьбы с коррупцией. Стоит отметить, что в этих странах за данный период разница между самым высоким и самым низким показателями является весьма низкой, что свидетельствует о стабильности ситуации в странах.

Основой для антикоррупционной политики Дании служат превентивные меры, с помощью которых в государстве создается особый подвид культуры, который направлен на абсолютную нетерпимость к коррупции во всех ее проявлениях. Сами датчане неописуемо рады тому факту, что их страна на протяжении уже многих лет является одним из лидеров по борьбе с коррупцией. Люди стараются максимально помогать своему государству в данной борьбе.

Одной из особенностей Дании в антикоррупционной политике является тот факт, что данная политика направлена на максимальное и эффективное уничтожение коррупционных преступлений как в государственном секторе, так и в частном.

Так, все компании, которые входят в особую ассоциацию «Датское агентство международного развития», в обязательном порядке при заключении договоров и контрактов должны включить антикоррупционные пункты. Это связано с тем фактом, что все организации, являющиеся членами данной ассоциации, подписывают антикоррупционную декларацию. Согласно данной декларации, если какая-либо организация, являющаяся членом ассоциации «Датское агентство международного развития», будет уличена в

коррупционном преступлении, то все действующие контракты данной организации будут автоматически аннулированы. Этот факт также не позволит коррупционной организации заключать новые договоры и контракты, что в дальнейшем приведет к ее полной ликвидации.

Данный способ регулирования коррупции в частном секторе не является единственным. Торговый совет Дании создал особую антикоррупционную стратегию, которая направлена на предоставление помощи датским компаниям, которые работают на зарубежных рынках. Основная суть такой помощи состоит в том, что Торговый совет Дании оказывает различного рода консультации, которые касаются коррупционных преступлений. Подобные услуги помогают датским компаниям продолжать свою работу на международных рынках, что в последствии положительно сказывается на репутацию Дании в целом.

Также стоит отметить, что подобная система борьбы с коррупцией существует и внутри организации. Так, при подписании трудового договора, каждый работодатель в обязательном порядке включает пункт о неприязни коррупции. Если кандидат на вакантную должность отказывается подписывать данный пункт, то работодатель имеет основание для отказа в его трудоустройстве. При нарушении данного пункта, работодатель имеет право уволить коррумпированного сотрудника, при этом выставив ему специальную отметку в личном деле и указав наличие данного факта в характеристике бывшего сотрудника. На территории Дании также действуют различного рода этнические кодексы. Данный кодекс существует и у чиновников.

Если рассматривать органы государственной власти, то стоит отметить, что они все базируются на принципах гласности и открытости. Именно поэтому очень сложно что-то украсть или предложить взятку, когда вся система максимально прозрачна. Кроме этого, государственная служба является одной из самых почетных профессий в Дании. Чиновники имеют высокий оклад, а также высокий уровень социальной защиты. Государственные служащие, как и все другие граждане страны, обеспечиваются бесплатными медициной и образованием, а также им предоставляются социальные гарантии.

Также необходимо отметить работу правоохранительных органов, которые максимально быстро и эффективно проводят свои расследования. В Дании, в отличие от многих других стран не существует отдельного правоохранительного органа, который бы специализировался только на преступлениях коррупционного характера. Согласно датскому законодательству о полиции, каждый человек имеет право от своего имени, либо анонимно обратиться в правоохранительные органы с прошением о проведении проверки в любой частной или государственной организации.

Согласно Уголовному Кодексу Дании, за совершение коррупционного преступления, а именно материального или нематериального обогащения при выполнении своих прямых должностных обязательств, применяется наказание в виде штрафа, размеры которого зависят от уровня и тяжести преступления, а также лишение свободы сроком до 6 лет. Кроме этого, государственные служащие лишаются права заниматься государственной службой до конца своей жизни.

На сегодняшний день на территории Дании существует свыше 20 государственных нормативно -правовых актов, которые регламентируют сферу коррупции. Но самым эффективным оказался закон, который был принят в 2002 году. Согласно данному нормативно-правовому акту, все члены датского правительства в обязательном порядке должны публиковать информацию о доходах и имуществе. Именно вышеупомянутый закон стал причиной продажи большого количества акций и ценных бумаг, которые находились в имуществе членов Парламента, что позволило снизить риски их использования своего должностного положения с целью личного обогащения.

Стоит отметить, что именно этот датский опыт уже на протяжении определенного времени реализуется на территории Российской Федерации. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N

559 (ред. от 19.09.2017) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" каждый государственный служащий, а также члены его семьи, в обязательном порядке ежегодно предоставляют сведения о своим доходах и о своем имуществе.

Также члены датского Парламента, согласно Конституционному регламенту, имеют право на получение информации, которая касается позиции определенного министра по тому или иному вопросу. Который касается деятельности министерства, сотрудником которого он является. Кроме этого, на основании данного нормативно -правового акта сотрудники датских министерств в обязательном порядке отвечают на вопросы своих коллег в устной или письменной форме. По официальным данным Интернет - сайта Фолькетинга (датский Парламент), самой распространенной темой вопросов является коррупция.

Члены датского Парламента очень много времени и ресурсов выделяют на совершенствование антикоррупционной системы. Стоит отметить, что в вопросе отслеживания коррупционеров сильно помогают средства массовой информации. Так, именно датские СМИ первыми обратили внимание, что в 2016 году датский премьер-министр Ларс Лекке Расмуссен провел свой отпуск в загородном доме одного из видных датских бизнесменов. По некоторым данным стоимость данного отдыха оценивается свыше 1,5 тысяч долларов, что, согласно антикоррупционным законом Дании, является коррупционным преступлением. Еще одним примером данного явления является случай бывшего министра экономики Дании Б. Бендсена. Чиновник хотел приобрести автомобиль марки Volkswagen для личного пользования. Но до этого в СМИ появилась информация о том, что данный дилер на протяжении некоторого времени на безвозмездной основе предоставляет свои автомобили для его частных поездок. Правоохранительные органы возбудили проверку в отношении высокопоставленного чиновника, в ходе которой не было найдено данных, подтверждающих коррупционные преступления со стороны министра экономики Дании.

Подводя итог, стоит отметить, что в датской антикоррупционной политике, в отличие от отечественной, огромное внимание уделено именно частному сектору. Кроме этого, стоит отметить, что на территории Дании высокий уровень населения к государственным и правоохранительным органам. К огромному сожалению, Российская Федерация не может «похвастаться» данным фактом.

Список используемой литературы:

1. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 19.09.2017) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".

2. Гуськов А.Я. Зарубежный опыт участия институтов гражданского общества в противодействия коррупции, на примере США, КНР и Финляндии // Состояние противодействия коррупции и направления совершенствования борьбы с ней : материалы конф. (Москва, 27-28 янв. 2015 г.). М., 2015. С. 311-317.

3. Индекс восприятия коррупции 2019 // Официальный сайт «Transparency International the global coalition against corruption». 2019. URL: https://www.transparency.org/cpi2019?/news/featnre/cpi-2019.

4. Исупов А.М., Саркасян Л.Д. К вопросу об особенностях антикоррупционной политики / А.М. Исупов, Л.Д. Саркасян // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. - 2015. - №2(6). - С. 1-7.

5. Трепак В.М. Международный опыт внедрения системы мер антикоррупционной направленности // Юридический журнал Национальной академии внутренних дел. 2015. № 2. С. 233-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.