Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМАТЕ АТЭС'

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМАТЕ АТЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

152
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ФОРУМ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / INTERGOVERNMENTAL FORUM OF THE ASIA-PACIFIC ECONOMIC COOPERATION / АТЭС / APEC / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION / АТР / APR / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АТЭС / APEC REGIONAL NETWORK OF ANTI-CORRUPTION AUTHORITIES AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ГРУППА ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ / ANTI-CORRUPTION WORKING GROUP / РЕГИОНАЛЬНАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СЕТЬ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ АТЭС / ANTI-CORRUPTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоров Александр Вячеславович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с антикоррупционной составляющей деятельности Межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Приводятся краткие сведения о создании этого форума и анализируются принятые в его формате антикоррупционные решения. Раскрывается характер деятельности специальных органов форума - Группы по борьбе с коррупцией и Региональной антикоррупционной сети для правоохранительных органов АТЭС. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что АТЭС представляет собой уникальный институт современных международных отношений с огромным потенциалом для развития дальнейшего сотрудничества экономик Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - участников форума, и раскрываются тенденции развития антикоррупционного сотрудничества в рамках АТЭС. Проведенный в статье анализ указывает на взаимосвязь принимаемых в формате АТЭС антикоррупционных решений с положениями основных для региона АТР международных антикоррупционных договоров: Межамериканской конвенции против коррупции (1996 г.), Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (1997 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и Конвенции ООН против коррупции (2003 г.). Констатируется, что принятие антикоррупционных мер в формате АТЭС объективно обусловлено интересами развития экономики и связано с созданием условий для нормального развития рыночных отношений и формирования условий для добросовестной конкуренции на рынке, что особенно важно в условиях глобализации. Делается заключение о том, что антикоррупционная составляющая деятельности АТЭС в настоящее время становится одним из главных направлений деятельности этого форума, имеющих перспективу дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION IN THE APEC FORVAT

This article addresses the issues connected with the anti-corruption component of the activity of the Intergovernmental Forum of the Asia-Pacific Economic Cooperation. It provides a short overview of how this forum was established and analyzes the anti-bribery decisions taken within the forum. It describes the nature of the activity pursued by the forum’s special bodies - the Anti-Corruption Working Group and the APEC Regional Network of Anti-Corruption Authorities and Law Enforcement Agencies. Based on this analysis, a conclusion that the APEC is a unique institution for modern international relations, which has a huge potential to develop further cooperation between the member economies in the Asia-Pacific Region (APR) has been made, and also the trends in the development of cooperation against corruption within the APEC have been described. The analysis carried out in this article reveals that the anti-corruption decisions taken in the APEC format are connected with the provisions of the key international anti-corruption treaties applicable in the APR area, such as the Inter-American Convention against Corruption (1996); OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions (1997), United Nations Convention against Transnational Organized Crime (2000), and United Nations Convention against Corruption (2003). It is stated that the anti-corruption steps taken in the APEC format are objectively required for the sake of economic development and are linked with the attempts to foster conditions for the normal development of market relations and fair competition in the market, which is particularly important in the context of globalization. A conclusion that the anti-corruption component in the APEC activity is becoming now one of the core areas in the forum’s activity as it may be developed in future has been made.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМАТЕ АТЭС»

7. Sidorin A.N., Prishhepov V.M., Akulenko V P. Vooruzhennye sily SShA v XXI veke: voenno-teoreticheskii trud [U.S. Military in the 21st Century: Military Theoretical Treatise]. Moscow: Voennaja kniga Publ., 2013. 800 p.

8. SShA napravlyayut 60% svoikh korablei na Dal'nii Vostok [U.S. direct 60% of their ships to the Far East]. RBC, June, 2, 2012. Available: http://top.rbc.ru/politics/02/06/2012/653332.shtml (accessed 23 Njvemder 2014).

9. Timofeev I. N. Dilemma bezopasnosti: risk vooruzhennogo konflikta mezhdu velikimi derzhavami [Security Dilemma: Risk of the Armed Conflict among Great Powers]. Polis, 2009, no. 4, pp. 8-34.

10. Chertanov V. VMS SShA - vozrozhdenie doktriny desantnykh operatsii [U.S. Navy: Revival of the Amphibious Operations Doctrine]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, 2012, no. 5, pp. 67-72.

11. Buzan B., Waever O. Regions and Powers: The Structure of International Security. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 588 p.

12. Kaplan R.D. The South China Sea is the Future of Conflict. Foreign Policy. September-October 2011. Available: http://www.foreignpolicy.com/ arti-cles/2011/08/15/the_south_china_sea_is_the_future_of_conflict (accessed 23 November 2014).

13. Quadrennial Defence Review 2014. US Department of Defence. Available: http://www.defense.gov/pubs/ 2014_Quadrennial_Defense_Review.pdf (accessed 23 November 2014).

14. Weitz R. US Missile Defence: Closing the Gap. World Affairs. July/August 2013. Available: http://www.worldaffairsjournal.org/article/us-missile-defense-closing-gap (accessed 23 November 2014).

Фёдоров Александр Вячеславович, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заместитель председателя Следственного комитета Российской Федерации, г. Москва, Россия. E-mail: 1956af@mail.ru

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМАТЕ АТЭС

В статье рассматриваются вопросы, связанные с антикоррупционной составляющей деятельности Межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Приводятся краткие сведения о создании этого форума и анализируются принятые в его формате антикоррупционные решения. Раскрывается характер деятельности специальных органов форума - Группы по борьбе с коррупцией и Региональной антикоррупционной сети для правоохранительных органов АТЭС. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что АТЭС представляет собой уникальный институт современных международных отношений с огромным потенциалом для развития дальнейшего сотрудни-

чества экономик Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - участниц форума, и раскрываются тенденции развития антикоррупционного сотрудничества в рамках АТЭС. Проведенный в статье анализ указывает на взаимосвязь принимаемых в формате АТЭС антикоррупционных решений с положениями основных для региона АТР международных антикоррупционных договоров: Межамериканская конвенция против коррупции (1996 г.), Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (1997 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и Конвенция ООН против коррупции (2003 г.). Констатируется, что принятие антикоррупционных мер в формате АТЭС объективно обусловлено интересами развития экономики и связано с созданием условий для нормального развития рыночных отношений и формирования условий для добросовестной конкуренции на рынке, что особенно важно в условиях глобализации. Делается заключение о том, что антикоррупционная составляющая деятельности АТЭС в настоящее время становится одним из главных направлений деятельности этого форума, имеющих перспективу дальнейшего развития.

Ключевые слова: Межправительственный форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), антикоррупционная деятельность АТЭС, Группа по борьбе с коррупцией, Региональная антикоррупционная сеть для правоохранительных органов АТЭС.

Aleksandr V. Fedorov, Sci. Cand. (Law), Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Deputy Chairman of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow. E-mail: 1956af@mail.ru

ANTI-CORRUPTION IN THE APEC FORMAT

This article addresses the issues connected with the anti-corruption activity of the Intergovernmental Forum of the Asia-Pacific Economic Cooperation. It provides a short overview of how this forum was established and analyzes the anti-bribery decisions taken within the forum. It describes the nature of the activity pursued by the forum's special bodies - the Anti-Corruption Working Group and the APEC Regional Network of Anti-Corruption Authorities and Law Enforcement Agencies. Based on this analysis, a conclusion that the APEC is a unique institution for modern international relations, which has a huge potential to develop further cooperation between the member economies in the Asia-Pacific Region (APR) has been made; also the trends in the development of cooperation against corruption within the APEC have been described. The analysis reveals that the anti-corruption decisions taken in the APEC format are connected with the provisions of the key international anti-corruption treaties applicable

in the APR area, such as the Inter-American Convention against Corruption (1996); OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions (1997), United Nations Convention against Transnational Organized Crime (2000), and United Nations Convention against Corruption (2003). It is stated that the anti-corruption steps taken in the APEC format are objectively required for the sake of economic development and are linked with the attempts to foster the conditions for normal development of market relations and fair competition in the market, which is particularly important in the context of globalization. A conclusion that the anti-corruption component in the APEC activity is becoming now one of the long-term core areas in the forum's activity has been made.

Key words: Intergovernmental Forum of the Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC), Asia-Pacific Region (APR), anti-corruption activity, AntiCorruption Working Group, APEC Regional Network of Anti-Corruption Authorities and Law Enforcement Agencies.

В современном мире коррупция, несомненно, является одной из наиболее острых социально-экономических проблем, характер которой требует адекватной реакции государств, в том числе проведения эффективной политики противодействия коррупции, включающей реализацию комплексных мер по трем основным направлениям: предупреждение (профилактика) коррупции, борьба с коррупцией и минимизация вредных последствий коррупции [6, с. 101-103]. Соответствующие меры по противодействию коррупции принимаются как на национальном уровне, так и на международном - различными межгосударственными объединениями (организациями). Указанные меры взаимосвязаны и зачастую взаимообусловлены.

Так, существенное значение для совершенствования антикоррупционного законодательства государств и практики борьбы с коррупцией имеет их участие в международных антикоррупционных конвенциях и в различных международных организациях и форумах, осуществляющих антикоррупционную деятельность, в частности - в Межправительственном форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation - APEC), объединяющем в настоящее время уже более двух десятков экономик Азиатско-Тихоокеанского региона

(атр).

В последние годы российскими учеными уделяется значительное внимание исследованиям различных вопросов, связанных с Межправительственным форумом АТЭС и влиянием этого форума на развитие национальных законодательств государств АТР [4; 2]. В то же время, еще практически отсутствуют исследования, посвященные изучению антикоррупционной деятельности АТЭС [8, с. 95-112; 7, с. 184-201].

АТЭС как новый формат организации международного сотрудничества

Форум АТЭС создан в ноябре 1989 г. на встрече в Канберре (Австралия) министров экономики и иностранных дел 12 государств АТР (Австралии, Брунея, Индонезии, Канады, Малайзии, Новой Зеландии, Республики Корея, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин и Японии) как площадка для обсуждения проблем регионального экономического сотрудничества и связанных с его развитием других вопросов с целью обеспечения либерализации торговли и инвестиций. Акцент на экономический характер этого форума обусловил именование в АТЭС государств «экономиками». Такой подход учитывал особенности ситуации в АТР, где ряд ведущих экономик в силу различных исторических и политических причин не признавались как самостоятельные независимые государства. Таким образом, замена термина «государство» на термин «экономика» позволила обеспечить присоединение к форуму АТЭС в 1991 г. Китайской Народной Республики, а также Сянгана (Гонконга), получившего впоследствии статус особого административного района Китая, и Китайского Тайбэя (Тайваня).

В дальнейшем в АТЭС вошли: в 1993 г. - Мексика и Папуа - Новая Гвинея; в 1994 г. - Чили, в 1998 г. - Вьетнам, Российская Федерация [1, с. 11-21] и Перу, после чего было принято решение о моратории на прием новых членов.

Таким образом, на данный момент участниками форума АТЭС являются 21 экономика Азиатско-Тихоокеанского региона с численностью немногим менее половины населения мира и около половины от объема всей мировой торговли.

АТЭС не имеет статуса международной организации в её классическом понимании и представляет собой систему различных взаимосвязанных форумов (совещаний, встреч, заседаний) экономик - участниц АТЭС, руководящими органами которой являются ежегодный неформальный форум (саммит) лидеров экономик - глав соответствующих государств и правительств (APEC Economic Leardes Meeting - AELM) и сопряженные с ним встречи министров иностранных дел и торговли - министерские совещания (APEC Ministerial Meeting - AMM). Саммиты проводятся в разных государствах в порядке очередности. При этом саммит имеет ежегодно сменяемого председателя, которым является руководитель страны, принимающей форум лидеров государств и территорий - участников АТЭС. Для решения организационных вопросов в 1993 г. создан международный секретариат АТЭС, находящийся в Сингапуре и уполномоченный на решение административно-технических вопросов.

Большинство мероприятий АТЭС (а это, как правило, около 150 различных форумов в год) проводится на территории страны-председателя. Финансирование мероприятий осуществляется государствами, на территории которых они проводятся. В число таких мероприятий, помимо саммитов лидеров и министерских совещаний, входят:

- Совещания отраслевых министров (Sectoral Ministerial Meeting -SMM), представляющие собой совещания руководителей различных отраслевых министерств, которые проходят в государствах, согласившихся организовать и профинансировать проведение соответствующего совещания;

- Совещания старших должностных лиц - СДЛ (Senior Officials Meeting - SOM), т.е. совещания представителей министерств иностранных дел и торговли;

- Совещания старших финансовых должностных лиц - СФДЛ (Senior Finance Officials Meeting - SFOM), т.е. совещания представителей финансовых органов, предшествующие отраслевым совещаниям министров финансов;

- Заседания Делового консультативного совета - ДКС (APEC Business Advisory Council - ABAC), являющиеся автономным бизнес-форумом АТЭС, проходящие четыре раза в год для поддержания постоянного диалога между властями и предпринимателями экономик АТЭС, в которых участвуют известные бизнесмены - по три представителя от каждой экономики, назначаемые властями государств.

Проводятся также заседания комитетов, подкомитетов, экспертных групп, различных диалогов и рабочих форумов, целевых и рабочих групп.

Решения на них принимаются консенсусом и не носят обязательного характера для представленных в АТЭС государств и территорий. Отказ от принуждения и примат добровольности является одним из основополагающих принципов функционирования АТЭС. При этом все решения в АТЭС принимаются на основе достижения консенсуса, чему предшествуют предварительные консультации различного формата.

Несмотря на столь «мягкий» формат функционирования, АТЭС оказывает существенное влияние на экономическое развитие АТР.

Основным из документов, на основе которых строится работа АТЭС, является принятая в 1994 г. на втором саммите АТЭС в г. Богоре (Индонезия) «Богорская декларация», обозначившая целью АТЭС формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности к 2010 г. для развитых и к 2020 г. - для развивающихся экономик.

Вступление в 1998 г. Российской Федерации в АТЭС преследовало цель повышения эффективности участия в многостороннем торгово-экономическом, кредитно-финансовом и научно-техническом сотрудничестве стран АТР, использования потенциала АТЭС в интересах развития российской экономики. Участие в АТЭС способствовало не только развитию экономических отношений Российской Федерации с другими экономиками -участницами АТЭС, но и преобразованиям в самой российской экономике.

Помимо чисто экономических вопросов в рамках АТЭС также рассматриваются проблемы, косвенно связанные с экономикой, но оказывающие влияние на экономическое развитие. К числу таких проблем относятся вопросы противодействия коррупции, так как противодействие коррупции имеет существенное значение для формирования нормальных рыночных отношений и соответствующей таким отношениям конкурентной среды,

стимулирующих развитие национальных экономик и, что особенно важно в условиях глобализации, международных экономических связей.

Антикоррупционные решения форумов АТЭС

Акцентируя внимание на экономических вопросах, страны - экономики АТЭС пришли к выводу о необходимости обеспечения должного уровня борьбы с коррупцией.

Впервые это было обозначено в Декларации лидеров экономик форума АТЭС «Партнерство во имя будущего» (21 октября 2003 г., Бангкок), в разделе «Содействие либерализации торговли и инвестиций» которой отмечалось, что коррупция является одним из наиболее серьезных препятствий для социально-экономического развития, и странам АТЭС рекомендовалось направить свои усилия на выработку в 2004 г. на национальном уровне конкретных мер по борьбе с коррупцией.

В дальнейшем на встрече старших должностных лиц АТЭС в июне 2004 г. представителями США была внесена инициатива по борьбе с коррупцией в регионе, а 25-26 сентября 2004 г. США совместно с Чили и Республикой Корея организовали в Сантьяго специальную встречу экспертов, на которой были согласованы рекомендации по борьбе с коррупцией в рамках АТЭС, основанные на положениях, принятых незадолго до этого Конвенцией ООН против коррупции (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г.) и учитывающих Стандарты транспарентности АТЭС. На 16-м министерском совещании АТЭС 17-18 ноября 2004 г. в Сантьяго министры одобрили результаты указанной встречи экспертов по антикоррупции.

В результате проведенной работы были подготовлены и на 12-м саммите АТЭС 21 ноября 2004 г. в Сантьяго одобрены основополагающие антикоррупционные документы АТЭС :

- «Сантьягская декларация в поддержку борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности» (Santiago Commitment to Fight Corruption and Ensure Transparency) и

- «Курс действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности» (APEC Course of Action on Fight Corruption and Ensure Transparency), принятый в развитие этой декларации и для её осуществления, включающий антикоррупционную инициативу АТЭС «От Сантьяго до Пусана».

В Сантьягской декларации в поддержку борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности коррупция определялась как многосоставное

**

явление, имеющее экономическое, политическое и социальное измерения ,

Транспарентность применительно к экономике понимается как открытость торговли и инвестиций, прозрачность бизнеса, отсутствие секретности, доступность информации.

В частности, отмечено со ссылкой на Всемирный Банк, что ежегодная сумма прямых издержек от коррупции для национальных экономик превышает 1 трлн долл. США.

присутствующее как в государственном, так и в частном секторах и оказывающее деструктивное воздействие на все сферы жизни общества, представляющее собой угрозу демократии и экономическому росту, целостности государственных институтов и социальных ценностей. При этом целостная система борьбы с коррупцией, наряду с надлежащим государственным управлением и транспарентным законодательством, признавались ключевыми элементами обеспечения устойчивого экономического развития, роста и процветания.

В декларации зафиксированы следующие антикоррупционные договоренности стран АТЭС:

- проводить работу по внедрению карательных и превентивных антикоррупционных мер в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции, включая политику и практику, необходимые для надлежащего и эффективного управления государственными делами и государственной собственностью ;

- побуждать друг друга отказывать в предоставлении безопасного убежища на своих территориях коррумпированным иностранным чиновникам, тем, кто подкупает их, а также принадлежащим им активам;

- наращивать индивидуальные и совместные усилия по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности, в том числе сотрудничество с другими многосторонними и региональными межправительственными институтами, а также обмен информацией о реализации национальных антикоррупционных мер;

- развивать новые формы подготовки персонала, целевых программ по наращиванию национальных потенциалов и ориентированной на результат технической помощи в антикоррупционной борьбе и обеспечении транспарентности;

- придавать приоритетное значение реализации Стандартов транспа-

**

рентности АТЭС - ключевому элементу в борьбе с коррупцией и продвижению Дохийской повестки дня развития ВТО .

В документах АТЭС приветствовалась приверженность Делового консультативного совета (ДКС) АТЭС и лидеров азиатско-тихоокеанского делового сообщества ведению бизнеса предельно честно и принятию эффективных антикоррупционных мер в своих деловых операциях, где бы они ни

АТЭС не имеет собственных международных договоров по вопросам противодействия коррупции, в связи с чем этим форумом придается особое значение реализации Конвенции ООН против коррупции как специально созданному юридически обязывающему глобальному инструменту противодействия коррупции.

Стандарты транспарентности АТЭС сформулированы в заявлении лидеров АТЭС по реализации стандартов транспарентности, принятом на саммите 26-27 октября 2002 г. в Лос-Кабос (Мексика).

В 2001 г. 142 государства согласились подписать Дохийскую декларацию, в результате принятия которой был запущен «Дохийский переговорный раунд по повестке дня развития» ВТО, имеющей целью решение вопросов ликвидации неравенства в мировой торговле между развитыми и развивающимися странами. Переговоры по этим вопросам продолжаются до настоящего времени.

осуществлялись, а также выражалась уверенность в том, что совместная работа по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности позволит АТЭС изменить ситуацию к лучшему, снизить издержки от коррупции для экономик региона, а также выработать культуру честных деловых отношений и использования плодов процветания.

Для достижения этих целей Курс действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности рекомендовал каждой из экономик, в соответствии с основополагающими принципами национальных законодательств, реализовать следующие группы антикоррупционных мер.

1. Меры по ратификации или подписанию Конвенции ООН против коррупции и реализации ее положений, включающие рекомендации:

- интенсифицировать усилия в борьбе с коррупцией и другими проявлениями, противоречащими этике, укрепить культуру соблюдения транспарентности, обеспечить большую эффективность государственного управления, а также завершить все необходимые действия по ратификации, подписанию и реализации положений Конвенции ООН против коррупции;

- оказывать помощь экономикам АТЭС в наращивании потенциалов для содействия выполнению антикоррупционных положений Конвенции ООН против коррупции;

- укреплять международное сотрудничество по предотвращению и противодействию коррупции, как это зафиксировано в Конвенции ООН против коррупции, включая экстрадицию и взаимную юридическую помощь, восстановление и возвращение похищенных активов.

2. Меры по повышению эффективности мер по предотвращению и противодействию коррупции, а также обеспечению транспарентности посредством рекомендаций и помощи экономикам АТЭС, направленные на:

- установление объективных и прозрачных критериев, обеспечивающих открытость, беспристрастность и эффективность отбора государственных служащих, а также содействующих при этом проявлению высочайшего уровня компетентности и честности;

- принятие всех необходимых мер по повышению уровня транспарентности государственного управления, особенно в том, что касается его организации, функционирования и процесса принятия решений;

- разработку и внедрение должных механизмов или кодекса поведения в предоставлении информации о финансовом состоянии должностных лиц высокого уровня;

- принятие правительствами эффективных мер по обеспечению транспарентности и предотвращению коррупции, включая реализацию Стандартов транспарентности, принятых лидерами экономик АТЭС, в частности, в таких важных областях, как:

• государственные поставки,

• кредитно-денежная, финансовая и финансово-бюджетная политика,

• таможенные транзакции и мобильность деловых людей;

- оказание на взаимной основе максимально широкой правовой помощи в проведении расследований, подготовке обвинительных заключений и осуществлении других юридических процедур применительно к делам, связанным с коррупцией, и прочим нарушениям, предусмотренными Конвенцией ООН против коррупции;

- учреждение в каждой экономике АТЭС должных органов, наделенных сопоставимыми полномочиями по борьбе с коррупцией, включая возможность сотрудничества между судебными и правоохранительными органами и поиск возможностей для установления в регионе действенной сети таких органов.

3. Меры, направленные на отказ в безопасном убежище должностным лицам, обвиняемым в коррупции, содержащие рекомендации:

- развивать сотрудничество между органами финансовой разведки экономик АТЭС, в том числе, где это необходимо, путем создания надлежащих институциональных механизмов;

- поощрять экономики форума к принятию правил, предусматривающих, когда это оправданно, отказ в разрешении на въезд и предоставлении безопасного убежища коррумпированным должностным лицам, взяткодателям и принадлежащим им активам, в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции;

- в случае необходимости осуществлять пересмотренные 40 мер Международного комитета по противодействию отмыванию денег - ФАТФ (Financial Action Task Force), направленных на борьбу с отмыванием денег, а также Специальные рекомендации ФАТФ по предотвращению финансирования терроризма;

- проводить совместную работу в пределах возможностей каждой экономики с использованием механизмов Конвенции ООН против коррупции, ФАТФ или других международных инициатив и, в соответствии с национальным законодательством, в целях проведения расследований и судебных разбирательств в отношении преступлений, связанных с коррупцией, а также отслеживания, «замораживания» и возвращения прибыли, получаемой посредством коррупции.

4. Меры по борьбе с коррупцией в государственном и в частном секторе, включающие рекомендации:

- разрабатывать эффективные меры по противодействию любым формам взяточничества в соответствии с Конвенцией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, другими антикоррупционными конвенциями или инициативами;

- принимать и поддерживать меры по предотвращению коррупции путем оптимизации стандартов отчетности, инспекций и аудита в государственном и частном секторе в соответствии с положениями Конвенции ООН против коррупции.

5. Меры по развитию сотрудничества между государственным и частным сектором, содержащие рекомендацию привлекать в соответствии с национальными законодательствами каждой экономики АТЭС не состоящих на государственной службе лиц или группы лиц, представляющих гражданское общество, неправительственные организации, общественные организации, а также частный сектор, к усилиям по борьбе с коррупцией, обеспечению транспарентности, должного управления, усиления систем подотчетности государственного финансового менеджмента и строгого соблюдения законодательства.

6. Меры по развитию сотрудничества между экономиками - участницами АТЭС в борьбе с коррупцией и обеспечении транспарентности в регионе, содержащие рекомендации:

- проводить совместную работу и активизировать действия по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности в АТЭС, особенно с привлечением средств сотрудничества и информационного обмена в целях реализации стратегии выполнения уже существующих договоренностей по данным инициативам, принятых правительствами экономик, а также по координации взаимодействия с другими соответствующими рабочими органами в рамках АТЭС;

- где это необходимо, координировать действия в рамках других инициатив по антикоррупции и транспарентности, включая инициативы Конвенции ООН против коррупции, Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок, ФАТФ, совместный План действий Азиатского банка развития (АзБР) (Asian Development Bank) и ОЭСР по борьбе с коррупцией в АТР, а также Межамериканскую конвенцию против коррупции;

- налаживать более тесное сотрудничество, где это необходимо, между АТЭС и ОЭСР, включая организацию совместного семинара АТЭС - ОЭСР по антикоррупции, а также изучить аналогичные возможности совместного партнерства, проведения семинаров с ООН, АзБР, Организацией американских государств (ОАГ), Всемирным банком, Всемирным форумом по борьбе с коррупцией и гарантиям беспристрастности, а также с другими соответствующими многосторонними межправительственными организациями;

- разработать и запустить инновационные, скоординированные и адресные учебные программы и механизмы наращивания потенциалов (например, учебную программу АТЭС по борьбе с коррупцией и транспарентности), региональную общественно-пропагандистскую программу или другие инициативы, которые обеспечивают проведение в регионе технических экспертиз и повышение информированности общества;

- поощрять все заинтересованные экономики к подписанию двусторонних и многосторонних соглашений в целях оказания содействия и развития сотрудничества в сферах, охваченных Конвенцией ООН против коррупции.

Курс действий также включал антикоррупционную инициативу АТЭС «От Сантьяго до Пусана», согласно которой предусматривалось:

- в 2005 г. создать специальную группу экспертов по борьбе с коррупцией в целях оказания консультационного содействия старшим должностным лицам АТЭС. Мандат специальной группы должен быть разработан для одобрения старшими должностными лицами к первому их заседанию в 2005 г.;

- совершенствовать Курс действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности с целью его эффективного внедрения и контроля за выполнением всеми экономиками АТЭС;

- поощрять экономики форума вводить в практику, где это оправданно, меры и механизмы, зафиксированные в Конвенции ООН против коррупции;

- внедрить Стандарты транспарентности АТЭС в национальные законодательства к 2005 г.;

- рекомендовать любые дополнительные действия по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности, включая выработку конкретных критериев, гарантирующих принятие соответствующих мер и осуществление согласованных решений каждой экономикой - участницей АТЭС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в 2005 г. в рамках АТЭС организовать Симпозиум по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности в целях обзора достижений экономик форума в деле борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности, обсуждения дальнейшего сотрудничества по осуществлению дополнительных действий, которые следовало бы включить в программу работы АТЭС.

С учетом итогов рассмотрения на этом симпозиуме вопросов противодействия коррупции в Совместном заявлении, принятом на семнадцатом совещании министров иностранных дел и министров торговли АТЭС в Пусане (Республика Корея) 15-16 ноября 2005 г., констатировалось, что коррупция:

- снижает экономическую динамику,

- ослабляет демократические институты и правопорядок,

- подрывает социальный порядок и разрушает общественное доверие,

- создает почву для процветания организованной преступности, терроризма и других угроз безопасности личности.

Рассматривая коррупцию как одно из серьезнейших препятствий на пути АТЭС к открытой и свободной торговле, к быстрому экономическому развитию и процветанию, министры признали, что поставленная АТЭС цель экономического процветания не может быть достигнута, если проблема коррупции, как во внутренних, так и в международных деловых операциях, не будет эффективно решаться, а обвиняемым в коррупции должностным лицам не будет отказано в безопасном убежище.

При этом они призвали экономики - участницы АТЭС принять все необходимые меры для ратификации и эффективного выполнения Конвенции

Симпозиум АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности был проведен в 2005 г. в Республике Корея.

ООН против коррупции с тем, чтобы сделать выполнение её положений своим главным приоритетом.

Вопросы противодействия коррупции нашли отражение и в Декларации лидеров экономик форума АТЭС, принятой 19 ноября 2005 г. в Пусане.

В этой декларации фиксировалось согласие лидеров экономик АТЭС:

- активизировать региональное сотрудничество в отказе в безопасном убежище как должностным лицам и отдельным гражданам, виновным в коррупции и подкупе, так и незаконно приобретенным им средствам;

- наказывать лиц, занимающихся взяточничеством, в том числе в сфере международных деловых операций;

- в целях создания честного и транспарентного сообщества в АТР им-плементировать экономиками - участницами АТЭС положения Конвенции ООН против коррупции в национальные законодательства.

Кроме того, отмечалось, что форум АТЭС намерен и в дальнейшем стремиться к принятию мер по борьбе с коррупцией.

Это нашло отражение уже в следующей декларации лидеров экономик форума АТЭС (19 ноября 2006 г., Ханой), в которой отмечалась проделанная антикоррупционная работа, включающая:

- признание коррупции одним из наиболее серьезных препятствий на пути экономического и социального развития;

- достижение согласия бороться с коррупцией и поощрять упрочение устоев добросовестности в обществе;

- обеспечение соблюдения законодательства в области борьбы с коррупцией, осуществления правоохранительных действий в отношении коррупционеров и их судебного преследовании, а также отказа в предоставлении безопасного убежища;

- утверждение мер по пресечению коррупции, укреплению основ управления и повышению надежности рынков АТЭС в качестве одного из ключевых проектов АТЭС, представленных на рассмотрение в 2006 г.

Обращалось внимание на необходимость эффективной реализации инициатив Группы экспертов по борьбе с коррупцией, а также завершения в 2007 г. составления отчетов о выполнении обязательств в области борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности.

На саммите АТЭС 2007 г. лидерами экономик были одобрены подготовленные Группой экспертов по борьбе с коррупцией следующие документы антикоррупционной направленности:

- типовой Кодекс поведения для бизнеса ;

- типовой Кодекс поведения государственных служащих ;

Иногда переводится как «Кодекс поведения для деловых кругов». На саммите Австралия, Вьетнам и Чили заявили о своем намерении на экспериментальной основе использовать этот кодекс в отношении национальных малых и средних предприятий, что нашло отражение в Совместном заявлении министров иностранных дел и министров торговли АТЭС (Сидней, 5-6 сентября 2007 г.).

В ряде случаев переводится как «Кодекс принципов поведения государственных должностных лиц».

- дополнительные (взаимодополняющие) «Принципы недопущения коррупции для частного и государственного секторов»;

- Заявление АТЭС «Активизация международного правового сотрудничества в целях борьбы с коррупцией».

В Декларации лидеров экономик форума АТЭС «К укреплению нашего сообщества к строительству устойчивого будущего» (9 сентября 2007 г., Сидней) акцентировано внимание на принятие этих документов в контексте подтверждения приверженности борьбы с коррупцией и продвижения основ добросовестного управления в целях обеспечения экономического процветания и создания предсказуемой предпринимательской среды.

Форум АТЭС 2008 г. расширил антикоррупционный инструментарий АТЭС. Так, на нем были одобрены:

- Лимская декларация о борьбе с коррупцией;

- Руководство АТЭС по частно-государственному партнерству в противодействии коррупции.

Кроме того, как отмечено в Совместном заявлении министров иностранных дел и министров торговли экономик - участниц АТЭС (19-20 ноября 2008 г., Лима), было достигнуто согласие о дальнейшем укреплении международного сотрудничества в противодействии коррупции и отмыванию денег в соответствии со стандартами Международной группы финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ).

Констатируя в заявлении, что международное правовое сотрудничество является важным для предотвращения, расследования, судебного преследования и наказания за серьезные коррупционные и финансовые преступления, а также для изъятия и возвращения доходов от коррупции, министры призвали экономики к совместной работе по продвижению более жестких стандартов отчетности и устранению проблем в управлении, порождаемых в результате злоупотребления чиновниками своим служебным положением.

Была дана оценка и антикоррупционным мерам, принимаемым на национальных уровнях. Так, министры высоко оценили усилия экономик АТЭС по разработке всеобъемлющих антикоррупционных стратегий, включая усилия по восстановлению доверия в обществе, обеспечению добросовестности в государственном и рыночном управлении, а также выразили свою приверженность ликвидации противозаконных транснациональных структур и недопущению нелегального использования финансовых систем отдельными коррупционными элементами и организованными преступными группами, указав на необходимость сотрудничества между органами финансовой разведки и правоохранительными учреждениями для пресечения коррупционных платежей и нелегальных финансовых потоков (эти позиции нашли отражение и в Декларации лидеров экономик АТЭС «Новые обязательства по развитию АТЭС» (23 ноября 2008 г., Лима).

В 2009 г. на форуме АТЭС были одобрены:

- Сингапурская декларация по борьбе с коррупцией, укреплению государственного управления и усилению цельности институтов;

- Руководящие рекомендации АТЭС по укреплению государственного управления и борьбе с коррупцией.

Кроме того, в Декларации лидеров экономик форума АТЭС «К устойчивому развитию и укреплению региональных связей» (15 ноября 2009 г., Сингапур) содержался призыв к экономикам - участницам АТЭС ратифицировать не только Конвенцию ООН против коррупции, но и Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

В последующих решениях, например, в Совместном заявлении совещания министров иностранных дел и министров торговли экономик - участниц АТЭС в Иокогаме (10-11 ноября 2010 г.), эти конвенции уже упоминались вместе как договорная основа для искоренения коррумпированных и нелегальных сетей в АТР. При этом на форуме 2010 г. лидеры экономик АТЭС заявили о приверженности противодействия коррупции и обеспечению прозрачности (транспарентности), включая совместные действия по борьбе с незаконной торговлей и ликвидацией транснациональных преступных сетей в АТР.

На саммите АТЭС в 2011 г. в Гонолулу обсуждались такие вопросы из блока противодействия коррупции, как незаконная торговля, репатриация активов, полученных в результате коррупции, раскрытие информации о доходах и имуществе госслужащих, реализация положений Конвенции ООН против коррупции, отчеты экономик по принимаемым им мерам по борьбе с коррупцией и самостоятельная оценка данных усилий.

В Декларацию лидеров экономик АТЭС 2012 г. на саммите, проходившем во Владивостоке, было включено специальное приложение «Борьба с коррупцией и обеспечение транспарентности» («Fighting Corruption and Ensuring Transparency»), в котором вновь отмечена угроза коррупции для экономик региона. В нем, в частности, лидеры экономик констатировали взаимосвязь между борьбой с коррупцией и прогрессом в экономическом и социальном развитии, указав, что коррупция сдерживает инвестиции, в том числе - иностранные, препятствует развитию конкуренции, повышает стоимость инфраструктурных проектов и коммунальных услуг. Они выступили за обеспечение транспарентности государственных секторов экономик, за снижение административных барьеров, за контроль принятия национальных законов против коррупции, подтвердив приверженность обязательствам, отраженным в Сантьягской декларации в поддержку борьбы с коррупцией, и наметили Курс действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности.

К ключевым антикоррупционным положениям принятых во Владивостоке документов относятся: реализация взятых на себя экономиками АТЭС международных обязательств по борьбе с коррупцией, в первую очередь вытекающих из Конвенции ООН против коррупции; укрепление антикоррупционных структур и содействие региональному антикоррупционному взаимодействию; поддержка государственно-частных партнерств и привлечение частного сектора к борьбе с коррупцией; повышение прозрач-

ности, добросовестности и качества управления в госсекторе; строгий контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства; решительная борьба с отмыванием денег и незаконной торговлей как элементами коррупционных преступлений; строгие меры по изъятию средств, полученных преступным путем в результате коррупционных преступлений.

В 2013 г. саммит АТЭС прошел в Индонезии на острове Бали. Местами проведения последующих саммитов АТЭС определены: в 2014 г. - Китай (г. Пекин, ноябрь 2014 г.), 2015 г. - Филиппины, 2016 г. - Перу.

В основе разноплановых и системных усилий по противодействию коррупции, последовательно предпринимаемых экономиками АТЭС, лежат базовые положения основных для стран АТР антикоррупционных международных конвенций, к каковым относятся: Межамериканская конвенция против коррупции (1996 г.), Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (1997 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и Конвенция ООН против коррупции (2003 г.) [5, с. 7-104, 524-567].

В силу различных причин не все экономики АТЭС являются участницами этих конвенций. Так, например, в силу невозможности присоединения к этим международным договорам Гонконга и Тайваня, названные территории вовлечены в совместную антикоррупционную деятельность экономик региона через антикоррупционные органы АТЭС.

Следует также учитывать, что ряд стран (экономик) - участниц АТЭС являются членами «Большой двадцатки», в рамках которой приняты Руководящие принципы «Большой двадцатки» по исполнению мер по противодействию взяточничеству в отношении иностранных должностных лиц и Руководящих принципов «Большой двадцатки» по борьбе с вымогательством. Членство этих стран в «Большой двадцатке» оказывает влияние на характер принимаемых в рамках АТЭС антикоррупционных решений.

Антикоррупционные органы АТЭС

В соответствии с решениями саммита в Сантьяго, и в частности антикоррупционной инициативой АТЭС «От Сантьяго до Пусана», создан профильный антикоррупционный орган АТЭС - специальная (ad hoc) группа экспертов по борьбе с коррупцией (Anti-Corruption and Transparency Experts Task Force, ACT). Первое заседание группы экспертов по борьбе с коррупцией (далее по тексту - ГБК) состоялось в сентябре 2005 г. в Республике Корея.

Основные задачи этой группы по борьбе с коррупцией связаны с координацией выполнения Сантьягской декларации в поддержку борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности, Курса действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности и Стандартов транспарентности АТЭС.

Решениями форума АТЭС 2005 г. в Пусане был введен механизм обзора выполнения экономиками АТЭС антикоррупционных требований. При

этом министры призвали все экономики-участницы представлять в ГБК ежегодные отчеты о ходе выполнения ими обязательств в рамках АТЭС по борьбе с коррупцией.

На форуме 2010 г. в Иокогаме лидеры экономик АТЭС поручили ГБК совершенствовать антикоррупционный мониторинг и регулярно информировать (представлять отчеты) об усилиях, принятых экономиками по выполнению взятых на себя обязательств по повышению транспарентности и искоренению коррупции.

С учетом важности этих задач в 2011 г. статус ГБК был повышен до рабочей группы АТЭС. В настоящее время ГБК также отвечает за развитие сотрудничества по таким вопросам, как экстрадиция, правовая помощь и содействие в преследовании за коррупцию, конфискация и репатриация активов, полученных в результате коррупции, взаимодействие с экспертами по борьбе с коррупцией и сотрудниками правоохранительных органов экономик АТЭС.

В пределах своей компетенции ГБК участвует в подготовке форумов АТЭС, работая над соответствующими антикоррупционными документами и инициативами. Так, к задачам ГБК относится выработка рекомендаций для старших должностных лиц и лидеров АТЭС в сфере борьбы с коррупцией, подготовка проектов итоговых документов, поддержка информационного сайта АТЭС антикоррупционной направленности, проведение различных семинаров и конференций по антикоррупционной тематике в целях обмена опытом противодействия коррупции.

Так, в год председательства России в АТЭС в Москве 2-3 февраля 2012 г. прошло 14-е заседание ГБК, на котором были обсуждены вопросы, связанные с состоявшимся повышением статуса ГБК со специальной до рабочей группы АТЭС; принятием форм отчетности о борьбе с коррупцией и повышении транспарентности; разработкой принципов АТЭС по раскрытию финансовых и имущественных данных госслужащих; развитием сотрудничества с другими органами АТЭС по вопросам борьбы с коррупцией. С 20 мая по 5 июня 2012 г. в Казани проведен комплекс мероприятий в рамках форума АТЭС, включая семинар на тему «Борьба с подкупом должностных лиц иностранных государств в странах и территориях АТЭС», организованный совместно ГБК и ОЭСР.

Реализуя достигнутые на саммите АТЭС-2012 договоренности, ГБК в июне 2013 г. в г. Сантьяго (Чили) проведен очередной экспертный семинар форума по теме «Разработка эффективных стратегий уголовного преследования по уголовным делам о коррупции и отмывании преступных доходов в целях привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и возврата похищенных активов», в котором приняли участие помимо представителей экономик АТЭС специалисты из Базельского института управления (Швейцария) и Консалтингового бюро интернет-расследований (Великобритания). С их участием на семинаре была рассмотрены вопросы, связанные с использованием современной интернет-валюты (криптовалюты)

«Биткойн» («Вксот»), позволяющей быстро и анонимно совершать платежи [3, с. 179-253].

В ходе индонезийского председательства в форуме АТЭС (2013 г.) в рамках ГБК была разработана инициатива об учреждении Региональной антикоррупционной сети для правоохранительных органов Межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (РАКС АТЭС), призванной содействовать активному взаимодействию между экономиками АТЭС по наиболее значимым вопросам борьбы с коррупцией. Решение о создании РАКС АТЭС закреплено в итоговой декларации лидеров АТЭС. Первое заседание РАКС АТЭС прошло в Пекине в августе 2014 г.

РАКС АТЭС рассматривается как площадка для двустороннего и многостороннего сотрудничества, основанного преимущественно на диалоговом формате взаимодействия с акцентом на обмен передовым опытом, наращивание антикоррупционного потенциала путем проведения различного рода экспертных мероприятий и реализации обучающих программ, а также сотрудничества по конкретным уголовным делам.

При этом принципиальным условием создания и функционирования РАКС АТЭС является отсутствие каких-либо обязывающих механизмов. Экономики АТЭС исходят из необходимости соблюдения консультативного формата работы РАКС АТЭС, основываясь на принципах строгого соблюдения положений национальных законодательств, конфиденциальности обсуждаемых вопросов и открытого характера дискуссии.

Непосредственной задачей РАКС АТЭС также является поиск точек соприкосновения и упрощенного прямого взаимодействия между ведомствами представленных в ней стран на рабочем уровне.

В этой связи важным элементом эффективного функционирования РАКС АТЭС является институт контактных лиц из числа сотрудников национальных правоохранительных ведомств .

Фактически в настоящее время идет процесс становления РАКС АТЭС как функционального антикоррупционного органа.

В настоящей статье рассмотрена лишь одна - антикоррупционная оставляющая деятельности АТЭС, но и на этом примере видно, что АТЭС представляет собой уникальный институт современных международных отношений с огромным потенциалом для развития дальнейшего сотрудничества экономик АТР - участниц форума. При этом антикоррупционная составляющая деятельности АТЭС, на наш взгляд, становится одним из главных направлений деятельности этого форума, так как противодействие коррупции является важнейшим условием обеспечения экономического роста и благополучия в странах - участницах форума, повышения их инвестиционной привлекательности.

На данный момент координатором российского участия в РАКС АТЭС является Следственный комитет Российской Федерации. Представитель Следственного комитета Российской Федерации определен в качестве национального контактного лица в РАКС АТЭС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов, А. Л. Россия и объединения стран АТР / А. Л. Абрамов, В. И. Курилов, И. И. Меламед, Е. А. Терентьева // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2012. - № 2(26). - С. 11-21.

2. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: вчера, сегодня, завтра : монография / В. И. Курилов [и др.]. - Владивосток : Издательство Дальневосточного федерального университета, 2010. - 568 с.

3. Ларина, В. Кибервойны XXI века: О чем умолчал Эдвард Сноуден / В. Ларина, В. Овчинский. - М. : Книжный мир, 2014. - 352 с.

4. Перспективы сотрудничества России со странами АТР : монография / В. И. Курилов [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2010. - 208 с.

5. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. документов / сост. В. С. Овчинский. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 640 с.

6. Михайлов, В. И. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции // Правовые инновации в сфере противодействия коррупции : материалы Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 30-31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л. В. Андриченко, А. М. Цирин. - М. : Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ; Юридическая фирма «Контракт», 2012. - С. 101-103.

7. Федоров, А. В. Антикоррупционная составляющая деятельности АТЭС // Глобализация и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (правовое и экономическое исследование) : монография / под ред. Т. Я. Хабриевой. - М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ; ИНФРА-М, 2014. - С. 184-201.

8. Федоров, А. В. АТЭС : вопросы противодействия коррупции // Учен. зап. Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Рос. тамож. акад. - 2013. - № 3(47). - С. 95-112.

REFERENCES

1. Abramov A.L., Kurilov V.I., Melamed I.I., Terent'eva E.A. Rossiya i ob"edineniya stran ATR [Russia and the Association of Asia Pacific countries]. Aziatsko-Tikhookeanskii region: ekonomika, politika, pravo = Pacific RIM: economics, politics, law, 2012, no. 2(26), pp. 11-21.

2. Kurilov V.I., Melamed I.I., Terent'eva E.A., Abramov A.L., Lukin A.L. Aziatsko-Tikhookeanskoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo: vchera, segodnya, zavtra [Asia-Pacific economic cooperation: yesterday, today, tomorrow]. Vladivostok: Far Eastern Federal. Univ. Publ., 2010. 568 p.

3. Larina V., Ovchinskii V. Kibervoiny XXI veka : O chem umolchal Edvard Snouden [Century Cyberwar XXI century. What were concealed by Edward Snowden]. Moscow: Knizhnyi mir Publ., 2014. 352 p.

4. Kurilov V.I., Melamed I.I., Dyaghilev A.A., Abramov A.L., Andreev Y.A. Perspektivy sotrudnichestva Rossii so stranami ATR [Prospects of Russia's cooperation with Asia Pacific countries]. 2nd ed., revised and enlarged extra. Vladivostok: Far Eastern Fed. Univ. Publ., 2010. 208 p.

5. Mezhdunarodno-pravovye osnovy bor'by s korruptsiei i otmyvaniem prestupnykh dokhodov : sb. dokumentov [The international legal framework for combating corruption and money laundering: Sat. documents]. Comp. V.S. Ovchinskii. Moscow: INFRA-M Publ., 2004. 640 p.

6. Mikhailov V.I. Normativno-pravovoe obespechenie gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti protivodeistviya korruptsii [Normativelegal support of the state policy of the Russian Federation in the field of combating corruption]. Pravovye innovatsii v sfere protivodeistviya korruptsii : materialy Pervogo Evraziiskogo antikorruptsionnogo foruma i VII Mezhdunarodnoi shkoly-praktikuma molodykh uchenykh-yuristov (Moskva, 30-31 maya 2012 g.) [Legal innovations in the field of combating corruption: proceedings of the First Eurasian anti-corruption forum and VII International school-workshop of young scientists-lawyers (Moscow, 30-31 may 2012)]. Moscow: Legal firm "Contract" Publ., 2012, pp. 101-103.

7. Fedorov A.V. Antikorruptsionnaya sostavlyayushchaya deyatel'nosti ATES [Anti-Corruption component of the activities of the APEC]. Globalizatsiya i integratsionnye protsessy v Aziatsko-Tikhookeanskom regione (pravovoe i ekonomicheskoe issledovanie) [Globalization and integration processes in the Asia-Pacific region (legal and economic research): monograph]. Ed. T. Ya. Khabrieva. Moscow: INFRA-M Publ., 2014, pp. 184-201.

8. Fedorov A.V. [APEC: countering corruptiony. Uchen. zap. Sankt-Peterburgskogo imeni V. B. Bobkova filiala Ros. tamozh. akad. [Sci. notes of the St. Petersburg name V.B. have been Bobkova branch of the Russian customs Acad.], 2013, no. 3(47), pp. 95-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.