Научная статья на тему 'Антикафе как новое пространство для культурно-досуговой деятельности и творческой реализации личности'

Антикафе как новое пространство для культурно-досуговой деятельности и творческой реализации личности Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
1998
187
Поделиться
Ключевые слова
АНТИКАФЕ / ТАЙМ-КАФЕ / ДОСУГ / ИГРОВОЕ КАФЕ / КУЛЬТУРНО--ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОВОРКИНГ / GAME СAFE

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Логинова Н. А.

В данной статье рассматривается феномен антикафе как пространства для организации культурно-досуговой деятельности. Основное содержание текста составляет описание феномена антикафе как общественного пространства, которое позволяет планировать досуг личности и удовлетворять ее потребности в самореализации, саморазвитии и самоорганизации. Также в статье приведены формы мероприятий, которые предлагаются организаторами этого общественного пространства.

ANTICAFE AS A NEW SPACE FOR CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES AND IMPLEMENTATION OF CREATIVE PERSONALITY

Article is devoted to a problem of updating of traditions of Slavic paganism in the Runet space. Importance of the appeal to spiritual heritage of our ancestors in the Runet space is consecrated, and also some negative aspects of this address are specified.

Текст научной работы на тему «Антикафе как новое пространство для культурно-досуговой деятельности и творческой реализации личности»

УДК 009 ВАК 24.00.01

Н. А. Логинова

Екатеринбург, Россия

АНТИКАФЕ КАК НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антикафе, тайм-кафе, досуг, игровое кафе, культурно--досуговая деятельность, коворкинг.

АННОТАЦИЯ: В данной статье рассматривается феномен антикафе как пространства для организации культурно-досуговой деятельности. Основное содержание текста составляет описание феномена антикафе как общественного пространства, которое позволяет планировать досуг личности и удовлетворять ее потребности в самореализации, саморазвитии и самоорганизации. Также в статье приведены формы мероприятий, которые предлагаются организаторами этого общественного пространства.

N. A. Loginova

Yekaterinburg, Russia

ANTICAFE AS A NEW SPACE FOR CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES AND IMPLEMENTATION OF CREATIVE PERSONALITY

KEY WORDS: antkafe, time^afe, leisure, game сafe, cultural and leisure activities, co-working. ABSTRACT: Article is devoted to a problem of updating of traditions of Slavic paganism in the Runet space. Importance of the appeal to spiritual heritage of our ancestors in the Runet space is consecrated, and also some negative aspects of this address are specified

На протяжении всей своей жизни человек находится, развивается и живет в обществе, которое формирует ценности, стереотипы, и нормы поведения. Но также в жизни человека важную роль играет организация его досуга, свободного времени, которое освобождено от других видов деятельности.

Для заполнения свободного времени были созданы различные культурно-развлекательные центры, библиотеки, кафе и рестораны, театры, кинотеатры, стадионы и др. учреждения культуры. Все они, как правило, выполняют определенную функцию или предназначение и удовлетворяют конкретные потребности человека (стадионы - для занятий спортом, кафе, рестораны - для удовлетворения потребности в пище, библиотеки - для чтения и т.д.). Новым

7

универсальным пространством для реализации потребностей личности в досуге, наряду с перечисленными учреждениями, стало Антикафе или тайм-кафе, место, где человек может планировать свой досуг в различных направлениях, находясь в одном пространстве.

Исследование понятия «досуг» занимались многие отечественные исследователи. Так, например, Э.М. Кор-жева считает определение досуга синонимом определения «свободное время», которое человек противопоставляет рабочему времени, и активность в котором направлена на отдых.

Ю.А. Стрельцов определяет досуг частью времени вне работы, которое находится в определенных границах (сутки, неделя, год) и остается у человека (группы, общества) не считая обяза-

тельных дел, требующих временных затрат [5. С. 5].

И.Ю. Исаева дает следующее определение досугу: «Это единство досу-гового времени и досуговой деятельности, которые взаимоопределяют друг друга и способствуют саморазвитию личности, ее самоорганизации и самореализации»^ С. 10-11].

В.А. Ядов говорит о том, что досуг обладает специфическими чертами -саморазвитие личности и деятельность: «В научном смысле досуг - часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или «самоценная» деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии»[7. С. 159].

Таким образом, под понятием досуг, мы будем понимать часть свободного времени человека, которое освобождено от работы, направлено на удовлетворении потребности личности в развлечении, отдыхе, а также которое способствует саморазвитию, самоорганизации и самореализации личности.

Исходя из этого определения, под культурно-досуговой деятельностью можно понимать деятельность, которая направлена на освоение человеком мира культуры. Находясь в процессе этой деятельности, человек удовлетворяет свои культурные потребности, такие как: потребность в творчестве, общении, познании, спорте, туризме и других занятиях.

Новым пространством для реализации культурно-досуговой деятельности является феномен антикафе или тайм-кафе. Это общественное пространство, в котором посетители обладают большой степенью свободы, чем в традиционных кафе или ресторанах. Целью посещения таких мест является не утоление голода как такового, а приятное времяпровождение, развлечение и посещение тематических мероприятий, общение с друзьями, знакомства, утоле-

8

ние душевных потребностей, поэтому к традиционному названию и добавилась приставка «анти-» [2].

Создателем данной формы организации общественного пространства стал Сергей Митин, который переработал идею Дениз Серрета, открывшего кафе в американском городе Солт-Лейк-Сити, основанное на принципе «free donations», т.е. «плати, сколько хочешь». В России данная идея не сработала, поэтому была предложена оплата за проведенное в кафе время. Первое антикафе в России в 2010 году назвали «Дом на дереве» [4].

Как правило, территорией выбирается небольшое помещение, которое имеет несколько комнат, с домашней уютной обстановкой. Особенностью этого пространства является то, что находясь в подобном месте, посетитель платит не за пищу и напитки, а за время пребывания (минута =1-2 рубля), что делает его доступным для посещения. Находясь на территории кафе, гости свободно перемещаются, сами делают себе напитки и угощаются различными сладостями. При желании, можно принести еду с собой или же заказать с доставкой в кафе, если пребывание затянулось. Так как подобные места посещают люди различных возрастных категорий, курение и алкоголь в антикафе запрещены.

Кроме того, в подобных заведениях организаторы расписывают программу различных мероприятий на неделю, которые свободно может посетить любой желающий [6].

Пространство антикафе выполняет следующие функции: рабочую (ко-воркинг - центр - позволяет работать людям, которые используют общее пространство, например фрилансерам, удаленным сотрудникам таких профессий, как дизайнеры, переводчики, программисты и др.); развивающую (на территории антикафе могут проводиться различные тренинги, мастер-классы, лектории,); развлекательную (организуют-

ся игровые вечера, предоставляются настольные игры в свободном доступе в любое время, проводятся просмотры фильмов и др.); творческую (проводятся различные вечера, мастер-классы для творческой самореализации).

Одним из таких пространственных пространств в Екатеринбурге является антикафе «Коммуникатор». Организаторы данного пространства, предоставляют гостям «пишущие и рисовальные принадлежности, настольные и спортивные игры, самые лучшие чаи от «Гринфилда», а так же элитные чаи в чайниках, кофе эспрессо, американо, капучино, пряники, вафли и печенье, интернет и проектор» [1].

«Коммуникатор» прекрасно выполняет обозначенные выше функции. Организаторами составлено расписание различных мероприятий

Развитие: занятия по Сахаджа йоге, занятия «Английский для начинающих», клуб ГеоСтратегия (достижение целей, мотивация), лекция «Происхождение искусства: пещерная графика», клуб практической психологии и НЛП, тренировка "Умное тело", «М+Ж»

- клуб взаимоотношений, занятие «Искусство работы с аудиторией» и др.

Развлечение: игры на импровизацию, игра «Мафия» ,Cash Flow - играем в денежный поток, пение под гитару, просмотры фильмов и др.

Творчество: уроки рисования, поэтические вечера, присутственная арт-терапия, занятия танцами (уличные танцы, бачата, хастл, танцевально-двигательная импровизация, ирландские танцы, сальса, танго и др.).

Работа: на территории всегда можно найти тихое место, где есть возможность спокойно поработать с документами, ноутбуком и др. гаджетами, сеть Wi-Fi - в свободном доступе.

Таким образом, антикафе «Коммуникатор» является удобным пространством для организации культурно-досуговой деятельности личности, ее творческой, интеллектуальной самореализации, всестороннего развития, в котором она может удовлетворить потребности в развлечении, отдыхе, коммуникации и познании, а также приятно провести время, как в одиночестве, так и в группе людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антикафе «Коммуникатор» г. Екатринбург// группа в социальной сети ВКонтак-те. URL: https://vk.com/commclub (Дата обращения: 23.12.14).

2. Антикафе // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0 %B0%D1%84%D0%B5 (Дата обращения: 20.12.14).

3. Исаева Ю.А. Досуговая педагогика. М.: Флинта, 2010.

4. История первого в России антикафе. Секретами делится его создатель Иван Ми-тин // Сайт Novabiz. URL: http://novabiz.ru/articles/istoriya-pervogo-v-rossii-antikafe-sekretami-delitsya-ego-sozdatel-ivan-mitin.html (Дата обращения: 23.12.14).

5. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2002.

6. Что такое антикафе?// Сайт Антикафе Music Time в Москве. URL: http://music-time.ru/Stati-pro-kafeshki/chto-takoe-antikafe.html (Дата обращения: 23.12.14).

7. Ядов В.А. Социологические методы исследования клубной работы: метод. пособие. М., 1986.

9