Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3 (20). С. 106-111. © Н.В. Антипьева, 2009
УДК 349.3
АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Н.В. АНТИПЬЕВА
Исследуются некоторые аспекты индексации и пересмотра размеров установленных законодательством социальных выплат. Основное внимание уделено вопросам пересмотра пенсий, установленных для граждан, проходивших военную службу, и членов их семей.
Ключевые слова: инфляция, индексация, пересмотр пенсий, военнослужащие.
In clause some aspects of indexation and revision of the sizes of the social payments established by the legislation are investigated. The basic attention is devoted to questions of revision of the pensions established for citizens, passed military service, and members of their families.
Ключевые слова: inflation, indexation, revision of pensions, military men.
Важнейшей гарантией надлежащей реализации социальных прав граждан является установление в соответствующих законодательных актах эффективных антиинфляционных механизмов, позволяющих обеспечить своевременное повышение уровня социальных выплат и стоимости социальных услуг. Инфляция представляет собой «повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы» [1]. Наиболее распространенной формой защиты денежных доходов граждан от инфляции является индексация.
Действующее законодательство о социальной защите населения закрепляет два основных механизма индексации социальных выплат. Первый механизм представлен нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [2], где закреплено, что пособия, устанавливаемые в твердых суммах, индексируются в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции (ч. 1 ст. 4.2). В аналогичном порядке -исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, -индексируются размеры выплат гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на
Чернобыльской АЭС (ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [3]). Исключение предусмотрено в отношении тех выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
Второй механизм предполагает индексацию социальных выплат с учетом уровня инфляции. Так, размер ежемесячной страховой выплаты по страхованию профессиональных рисков индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и её периодичность определяются Правительством РФ (п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [4]). Правила индексации трудовых пенсий содержатся в ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» [5]. Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год. Размер страховой части трудовой пенсии индексируется, исходя из уровня роста цен.
Следует отметить некоторую нелогичность такого подхода в силу очевидной взаимозависимости роста цен и инфляции.
До 1 января 2005 г. основным законодательным актом, регулирующим порядок осуществления индексации, был Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» [6]. Данный правовой акт определял индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. В качестве цели индексации рассматривалось поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан.
Предполагалось, что индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т. д.). В настоящее время указанный закон признан утратившим силу.
На сегодняшний день в системе социальной защиты населения нет единых принципов, на основе которых могла бы осуществляться антиинфляционная защита социальных предоставлений. Существенные особенности в этом смысле присущи и социальному обеспечению военнослужащих, в систему которого можно включить ряд выплат.
Материальное обеспечение в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности (потерей кормильца членами семей военнослужащих) имеет сложную структуру. Во-первых, в период временной нетрудоспособности военнослужащим полностью выплачивается денежное довольствие, что можно рассматривать как эквивалент пособия по временной нетрудоспособности. Во-вторых, в рамках обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих предусмотрена выплата обеспечения в связи с получением тяжелого или легкого увечья, установлением инвалидности, смертью кормильца-военно-служащего. В-третьих, при увольнении со службы вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, гражданам предоставляются специальные пособия. Членам их семей в случае
смерти военнослужащих вследствие этих причин также назначаются соответствующие пособия. В-четвертых, государственное пенсионное обеспечение предусматривает назначение и выплату пенсий по инвалидности и за выслугу лет, по случаю потери кормильца. В-пятых, существуют правовые акты, устанавливающие меры государственного социального обеспечения для отдельных категорий военнослужащих в случае повреждения их здоровья.
Дополнительное материальное обеспечение в связи с необходимостью компенсации отдельных расходов охватывает разнородные предоставления. Это государственная помощь в связи с рождением и воспитанием детей; включаемые в состав денежного довольствия или устанавливаемые обособленно выплаты, обусловленные реформированием законодательства о льготах либо необходимостью гарантировать реализацию некоторых прав лиц, проходящих военную службу (компенсация на проезд к месту отпуска).
Государственное социальное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, предполагает выплату пособий в целях материального обеспечения граждан, увольняемых со службы по льготным основаниям.
Значительная часть названных социальных выплат имеет единовременный характер. Наиболее значимыми периодическими выплатами являются пенсии.
Индексация пенсий лиц, проходивших службу по призыву и членов их семей, осуществляется по правилам индексации базовой части трудовой пенсии в силу положений ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [7].
В Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей» [8] установлены основания пересмотра пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий. В системе пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу по контракту, институт
пересмотра пенсий фактически выполняет функции индексации, поскольку индексация пенсий Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих как таковая не предусмотрена [9].
При этом сравнение категорий «индексация пенсий» и «пересмотр пенсий» затруднено отсутствием легальных определений этих понятий. Приведенные нормы ранее действовавшего Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» подтверждают вывод об одинаковом юридическом значении индексации размеров пенсий и их пересмотра. Отмена указанного закона актуализировала проблему соотношения этих категорий.
Статьей 49 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих до 1 января 2008 г. предусматривалось несколько оснований пересмотра пенсий, надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий: 1) повышение стоимости жизни и оплаты труда (пересмотр должен был производиться в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения); 2) увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц; 3) повышение установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Реальное влияние на размер пенсий для всех граждан, получающих пенсию по этому закону, оказывал лишь рост денежного довольствия военнослужащих.
Повышение стоимости жизни и оплаты труда в последние годы вряд ли можно было рассматривать как юридический факт, влияющий на развитие пенсионных правоотношений. Во-первых, как было отмечено, специальный правовой акт, регулировавший отношения в сфере индексации денежных доходов, отменен. Во-вторых, понятие «стоимость жизни» слишком абстрактно и никак не регламентировано в законодательстве. Определять стоимость жизни через категорию «прожиточный минимум» не представлялось возможным в силу того, что прожиточный минимум по Российской Федерации в целом не устанавливался больше двух с половиной лет (начиная с 2005 г.) [10], хотя впоследствии эта величина всё же была определена за прошедшее время [11]. В-третьих, повышение уров-
ня оплаты труда в нормативно-правовых актах обычно не фиксируется. Исключение составляет минимальный размер оплаты труда, определяемый федеральным законом, но в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих он не упоминался.
Согласно действующей редакции ст. 49 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих существует два основания пересмотра размеров пенсий. Они подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий при увеличении расчетного размера пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии [12]. При этом пенсии подлежат пересмотру при возникновении любого из названных оснований, в том числе одновременно.
Обоснованность пересмотра пенсий в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих вызывает некоторые сомнения, несмотря на то, что такой механизм повышения уровня пенсионного обеспечения государственных служащих является общим. Его применение предусмотрено и в отношении лиц, проходивших гражданскую службу, на основании ст. 25 Закона о государственном пенсионном обеспечении, хотя в соответствии с данной нормой централизованное повышение денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих является основанием индексации, а не пересмотра пенсий.
Отношения по установлению и выплате денежного довольствия военнослужащим регулируются Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» [13] и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Эти нормативные акты не содержат легального определения понятия «денежное довольствие», закрепляя лишь его структуру. В состав денежного довольствия для исчисления пенсии входит только одна из предусмотренных законодательством дополнительных выплат - процентная надбавка за выслугу лет.
Основания повышения денежного довольствия военнослужащих в законодательстве не закреплены, а термины «увеличение», «повышение», «индексация» легального толкования в нормативных правовых актах о статусе военнослужащих не имеют и нередко используются как синонимы [14]. Несмотря на это, можно предположить, что рост оплаты воинского труда обуславливается необходимостью 1) преодолеть последствия инфляции; 2) привлечь для прохождения военной службы по контракту квалифицированных специалистов; 3) обеспечить соответствие вознаграждения за воинский труд требованиям, предъявляемым к его качеству. Обстоятельства, послужившие основанием увеличения денежного довольствия военнослужащих, не указываются в соответствующих правовых актах [15], поэтому остается неясным, является ли инфляция единственной причиной роста оплаты воинского труда.
Пенсияпредставляет собой выплату, призванную компенсировать доход, утраченный её получателем в результате прекращения трудовой деятельности. Это отражено в легальных определениях понятий «трудовая пенсия» и «пенсия по государственному пенсионному обеспечению». Пересмотр размеров пенсий, установленных бывшим военнослужащим, после увеличения денежного довольствия лиц, фактически проходящих военную службу, в определенной мере означает отождествление их правового положения. Рост денежного довольствия, которое пенсионер мог бы получать, оставаясь на военной службе, порождает рост установленной ему пенсии. Однако пенсия должна замещать доход, имевшийся у гражданина в момент увольнения с военной службы. В силу этого увеличение денежных доходов военнослужащих, продолжающих исполнять свои обязанности, совершенствующих свою квалификацию, осваивающих новые виды техники, не может связываться с обеспечением пенсионеров.
С другой стороны, повышение пенсий после увеличения денежного довольствия в результате инфляции позволяет оградить доходы пенсионеров от последствий роста цен. Уровень гарантий защиты пенсий бывших военнослужащих от инфляции сопоставим с гарантированностью роста трудовых пенсий,
хотя механизм закрепления таких гарантий достаточно сложен. Поскольку пенсии пересматриваются после увеличения денежного довольствия военнослужащих-контрактни-
ков, необходимо обратиться к Закону о статусе военнослужащих, где установлено, что размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (п. 2 ст. 12). Как сказано в п. 11 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе в РФ» [16], размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
Как указывалось ранее, размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции. Характеризуя рост базовой части трудовой пенсии, предусмотренной п. 1 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях, следует подчеркнуть, что за семь лет в результате индексации и увеличения путем внесения изменений в Закон о трудовых пенсиях размер данной выплаты менялся 13 раз и вырос с 450 руб. до 1794 руб. в месяц (почти в 4 раза). Согласно п. 7 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях страховая часть трудовой пенсии увеличивается с учетом коэффициента индексации и коэффициента дополнительного увеличения. Таких коэффициентов за указанный период было установлено 13; их суммарный размер составил 2,9.
Денежное довольствие военнослужащих в названный период также повышалось неоднократно. Правовое регулирование в этой сфере осуществляется различными актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ. Существует два способа повышения денежного довольствия военнослужащих: установление специальным нормативным актом размеров окладов по воинскому званию и по воинской должности и утверждение коэффициента индексации этих выплат. Иногда они могут использоваться одновременно.
Федеральным законом от 7 мая 2002 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» [17] было предусмотрено поэтапное повышение денежного довольствия военнослужащих. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 28 июня 2002 г. «О денежном довольствии военнослужащих» [18] оклад по первичной воинской должности с 1 июля 2002 г. составил 1000 руб.; по первичному воинскому званию с 1 января 2003 г. - 360 руб. Согласно Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, с 1 октября 2006 г. оклад по первичной воинской должности был установлен в размере 1276 руб. 50 коп., а оклад по первичному воинскому званию - 459 руб. 54 коп. Таким образом, названные выплаты увеличились примерно на 27,7 %. В 2007 г. денежное довольствие военнослужащих индексировалось дважды. С 1 января 2007 г. в 1,1 раза были повышены оклады по воинским должностям и воинским званиям [19]. С 1 декабря
2007 г. в 1,15 раза были повышены оклады по воинским должностям, а оклады по воинским званиям были установлены заново [20]. Затем было принято решение об увеличении денежного довольствия военнослужащих с 1 февраля 2008 г. в 1,09 раза и с 1 октября
2008 г. в 1,09 раза [21]. Таким образом, в настоящее время оклад по первичной воинской должности равен 1921 руб., а оклад по первичному воинскому званию - 1416 руб. Это означает, что рост трудовых пенсий в целом был более стабильным.
Обобщая сказанное, пересмотр пенсий лиц, проходивших военную службу по кон-
тракту и членов их семей, можно определить как предусмотренную взамен индексации форму увеличения размера пенсий в целях защиты их от инфляции в связи с повышением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и (или) расчетного размера пенсии.
1. Курс экономической теории: учебник. - Киров: АСА, 2000. - С. 511. Автор главы -М.В. Сафрончук.
2. СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1929; № 48. -
Ст. 4566; 1996. - № 26. - Ст. 3028; № 49. -
Ст. 5489; 1997. - № 1. - Ст. 3; 1998. - № 30. -Ст. 3613; № 31. - Ст. 3812; 1999. - № 29. -
Ст. 3692; 2000. - № 29. - Ст. 3002; 2001. -
№ 23. - Ст. 2284, 2285; № 53 (ч. I). - Ст. 5017; 2004. - № 35. - Ст. 3607; Российская газета. -2002. - 30 июля; 2004. - 31 дек.; 2005. -27 дек.; 2006. - 12 дек.; 2007. - 27 окт.; 2008.
- 4 марта, 18 июля, 25 июля.
3. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991.
- № 21. - Ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -1992. - № 32. - Ст. 1861; СЗ РФ. - 1995. -№ 48. - Ст. 4561; 1996. - № 51. - Ст. 5680;
1999. - № 16. - Ст. 1937; № 28. - Ст. 3460;
2000. - № 33. - Ст. 3348; 2001. - № 7. -Ст. 610; № 33 (ч. I). - Ст. 3413; № 53. -Ст. 5052; 2002. - № 50. - Ст. 4929; 2003. -№ 43. - Ст. 4108; 2004. - № 18. - Ст. 1689; 2004. - № 35. - Ст. 3607; 2006. - № 6. -Ст. 637; № 30. - Ст. 3288; № 50. - Ст. 5285; 2007. - № 46. - Ст. 5554; 2008. - № 9. -№ 817; № 29 (ч. I). - Ст. 3410.
4. СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3803; 1999. -№ 29. - Ст. 3702; 2001. - № 44. - Ст. 4152;
2002. - № 1. - Ст. 2; № 48. - Ст. 4737; 2003. -№ 17. - Ст. 1554; 2003. - № 28. - Ст. 2887; № 43. - Ст. 4108; 2004. - № 35. - Ст. 3607; № 49. - Ст. 4851; 2005. - № 1 (ч. I). - Ст. 28;
2006. - № 52 (ч. I). - Ст. 5500, 5593; 2007. -№ 1 (ч. I). - Ст. 22; № 30. - Ст. 3797, 3806.
5. СЗ РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4920; 2002.
- № 30. - Ст. 3033; 2003. - № 1. - Ст. 13; 2004. - № 35. - Ст. 3607; 2005. - № 8. -Ст. 605; Российская газета. - 2006. - 8 июня;
2007. - 7 нояб., 5 дек.; 2008. - 6 мая. Далее также - Закон о трудовых пенсиях.
6. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991.
- № 45. - Ст. 1488; Российская газета. - 1994.
- 14, 19 янв.
7. СЗ РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831; 2002. -№ 30. - Ст. 3033; СЗ РФ. - 2003. - № 27 (ч. I).
- Ст. 2700; № 46 (ч. I). - Ст. 4437; 2004. -№ 19 (ч. I). - Ст. 1835; № 35. - Ст. 3607; 2006.
- № 48. - Ст. 4946; № 52 (ч. III). - Ст. 5505;
2007. - № 16. - Ст. 1823; 2008. - № 30 (ч. I). -Ст. 3612. Далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении.
8. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 9. -Ст. 328; СЗ РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 46; 1997.
- № 51. - Ст. 5719; 1998. - № 30. - Ст. 3613; 1999. - № 23. - Ст. 2813; 2001. - № 17. -Ст. 1646; 2002. - № 2. - Ст. 129; № 10. -Ст. 965; № 22. - Ст. 2029; № 24. - Ст. 2254;
2003. - № 2. - Ст. 154; № 27 (ч. I). - Ст. 2700;
2004. - № 27. - Ст. 2711; № 35. - Ст. 3607;
2006. - № 6. - Ст. 637; № 52 (ч. I). - Ст. 5505;
2007. - № 1. (ч. I). - Ст. 35; № 49. - Ст. 6072; № 50. - Ст. 6232; 2008. - № 7. - Ст. 543; № 19. - Ст. 2098; № 30 (ч. I). - Ст. 3612. Далее - Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих.
9. Несмотря на это, В.М. Корякин и О.В. Шика-лова говорят об индексации пенсий военно-служащих-контрактников, выделяя две разновидности такой индексации. В силу названных причин с этой позицией согласиться нельзя. См. об этом: Корякин В.М., Шикало-ва О.В. Некоторые вопросы правового регулирования индексации военных пенсий // Право в Вооруженных Силах. - 2007. - № 1. -С. 9.
10. См.: Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за IV квартал 2004 г.» // Российская газета. - 2005. -10 марта.
11. См.: Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2007 г. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ (поквартально) за период с 2005 г. по II квартал
2007 г.» // Российская газета. - 2007. - 11 дек.
12. Согласно ст. 46 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих расчетный размер пенсии устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях).
13. СЗ РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2331; 2000. -№ 1. - Ст. 12; № 26. - Ст. 2729; № 33. -Ст. 3348; 2001. - № 31. - Ст. 3173; 2002. -№ 19. - Ст. 1794; № 21. - Ст. 1919; 2003. -№ 46 (ч. I). - Ст. 4437; 2004. - № 18. -
Ст. 1687; 2004. - № 35. - Ст. 3607; 2005. -№ 17. - Ст. 1483; 2006. - № 1. - Ст. 1. 2; № 6.
- Ст. 637; № 19. - Ст. 2062. 2067; № 29. -Ст. 3122; № 31. - Ст. 3452; № 43. - Ст. 4415; № 50. - Ст. 5281; 2007. - № 1. - Ст. 41; № 2. -Ст. 360; № 10. - Ст. 1151; № 13. - Ст. 1463; № 26. - Ст. 3087; № 31. - Ст. 4011; № 49. -Ст. 6072; № 50. - Ст. 6237; 2008. - № 24. -Ст. 2799; № 29. - Ст. 3411; № 30. - Ст. 3616; № 44. - Ст. 4983; № 45. - Ст. 5149. Далее -Закон о статусе военнослужащих.
14. См., например, п. 26, 72, 93 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
15. См., например: Постановление Правительства РФ от 31 января 2008 г. «О повышении в
2008 г. денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - 2008. - 5 февр.
16. СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215; 2006. -№ 6. - Ст. 636; 2007. - № 10. - Ст. 1151; № 16. - Ст. 1828; 2008. - № 13. - Ст. 1186.
17. СЗ РФ. - 2002. - № 19. - Ст. 1794; 2004. -№ 35. - Ст. 3607; 2008. - № 24. - Ст. 2799.
18. Российская газета. - 2002. - 6 июля; 2003. -26 марта, 17 окт.; 2004. - 24 дек.; 2005. - 3, 23 марта. Данный документ утратил силу с принятием приказа Министра обороны РФ от 4 сентября 2006 г. «О правовых актах Министерства обороны РФ» // Российская газета. -2006. - 26 сент.
19. См.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - 2007.
- 12 янв.
20. См.: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2007 г. «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ» // Российская газета. - 2007. -8 дек.
21. См.: Постановление Правительства РФ от 31 января 2008 г. «О повышении в 2008 году денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета.
- 2008. - 5 февр.