Научная статья на тему 'Антиинфляционная политика в России и меры, направленные на снижение волатильности инфляции'

Антиинфляционная политика в России и меры, направленные на снижение волатильности инфляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
промышленность / экономический рост / макроэкономика / волатильность / инфляция / безработица / industry / economic growth / macroeconomics / volatility / inflation / unemployment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вадим Николаевич Засько, Олеся Игоревна Донцова

Целью статьи является анализ инфляционных процессов в России и факторов, влияющих на их динамику; определение перспектив и тенденций снижения инфляции; исследование комплекса мер, направленных на регулирование инфляционных процессов в Российской Федерации. Авторы пишут о том, что РФ необходимо уделить внимание антиинфляционной политике; при этом учитывать не только монетарные, но и немонетарные рычаги и следовать современным тенденциям [1, 2]. Этого можно достичь с помощью слаженной работы органов государственной власти и их сотрудничества с кредитными организациями, соблюдения принципа простоты и публичности, повышения финансовой грамотности населения и принятия во внимание всех доступных возможностей информационного общества. Реализуя данные меры, государство способно более эффективно влиять на проведение антиинфляционной политики. Материалы научного исследования могут быть полезны специалистам в экономической сфере, ученым, аспирантам, магистрантам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-inflationary Policy in Russia and Steps for Reducing the Volatility of Inflation

Inflation as a process of monetary depreciation is a debatable issue for many theorists. It is formed under the influence of various reasons: monetary emission, increased government spending, global crises, budget deficit, monopoly of big companies on price determination, trade union monopoly, and others. There are many types of inflation, which are classified depending on a specific feature (the rate of price growth, the nature of the flow, causes, etc.). The paper concludes the need to focus more attention on anti-inflationary policy, while considering not just monetary levers but also non-monetary levers, follow modern trends and look for better mechanisms. The results caused actions of a well-coordinated mechanism of public authorities and their cooperation with credit organizations, the principle of simplicity and publicity, improving financial literacy of the population and considering all available opportunities in the information society. By implementing these steps, the state can more effectively influence to bring about anti-inflationary policy. The materials of scientific research can be useful to specialists in the economic field, scientists, postgraduates, undergraduates.

Текст научной работы на тему «Антиинфляционная политика в России и меры, направленные на снижение волатильности инфляции»

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА / FINANCIAL ANALYTICS

(CC)

DOI: 10.26794/2220-6469-2023-17-4-79-86 УДК 338(045) JEL F10

Антиинфляционная политика в России и меры, направленные на снижение волатильности инфляции

Целью статьи является анализ инфляционных процессов в России и факторов, влияющих на их динамику; определение перспектив и тенденций снижения инфляции; исследование комплекса мер, направленных на регулирование инфляционных процессов в Российской Федерации. Авторы пишут о том, что РФ необходимо уделить внимание антиинфляционной политике; при этом учитывать не только монетарные, но и немонетарные рычаги и следовать современным тенденциям [1, 2]. Этого можно достичь с помощью слаженной работы органов государственной власти и их сотрудничества с кредитными организациями, соблюдения принципа простоты и публичности, повышения финансовой грамотности населения и принятия во внимание всех доступных возможностей информационного общества. Реализуя данные меры, государство способно более эффективно влиять на проведение антиинфляционной политики. Материалы научного исследования могут быть полезны специалистам в экономической сфере, ученым, аспирантам, магистрантам.

Ключевые слова: промышленность; экономический рост; макроэкономика; волатильность; инфляция; безработица

Для цитирования: Засько В. Н., Донцова О. И. Антиинфляционная политика в России и меры, направленные на снижение волатильности инфляции. 2023;17(4):79-86. DOI: 10.26794/2220-6469-2023-17-4-79-86

Anti-inflationary Policy in Russia and Steps for Reducing the Volatility of Inflation

Inflation as a process of monetary depreciation is a debatable issue for many theorists. It is formed under the influence of various reasons: monetary emission, increased government spending, global crises, budget deficit, monopoly of big companies on price determination, trade union monopoly, and others. There are many types of inflation, which are classified depending on a specific feature (the rate of price growth, the nature of the flow, causes, etc.). The paper concludes the need to focus more attention on anti-inflationary policy, while considering not just monetary levers but also non-monetary levers, follow modern trends and look for better mechanisms. The results caused actions of a well-coordinated mechanism of public authorities and their cooperation with credit organizations, the principle of simplicity and publicity, improving financial literacy of the population and considering all available opportunities in the information society. By implementing these steps, the state can more effectively influence to bring about anti-inflationary policy. The materials of scientific research can be useful to specialists in the economic field, scientists, postgraduates, undergraduates.

Keywords: industry; economic growth; macroeconomics; volatility; inflation; unemployment

For citation: Zas'ko V.N., Dontsova O. I. Anti-inflationary policy in Russia and steps for reducing inflation volatility. The World of the New Economy. 2023;17(4):79-86. DOI: 10.26794/2220-6469-2023-17-4-79-86

© Засько В. Н., Донцова О. И., 2023

В. Н. Засько, О. И. Донцова

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

V. N. Zas'ko, O. I. Dontsova

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

введение

Инфляция, несомненно, считается негативным явлением, а ее последствия могут носить как экономический, так и социальный характер. Она становится причиной разрушения функционирования хозяйственных связей, дезорганизует экономические процессы. Капиталы переходят из сферы производства в сферу обращения, активизируется спекуляция, возникает коррупция и теневая экономика. Более того, появляются существенные проблемы в функционировании кредитно-денежной системы. Это происходит потому, что люди предпочитают вкладывать свои накопления в недвижимость и товары из-за обесценивания национальной валюты. Появляется вероятность, что выплаченная заемщиком через определенное количество лет сумма будет иметь меньшую ценность, чем выданный кредит. Также ухудшаются товарно-денежные отношения, актуализируются бартерные сделки и прямой обмен продуктами. Как следствие, деньги начинают утрачивать функцию накопления. Более того, международные экономические отношения также испытывают на себе отрицательные последствия инфляции. Снижается конкурентоспособность и вывоз национальных товаров, уменьшается приток иностранного капитала и увеличивается импорт товаров из-за рубежа.

Рассматривая социальные последствия инфляции, следует выделить следующие. Во-первых, значительно падает уровень жизни, так как доходы остаются прежними, а вследствие подорожания товаров и услуг люди не могут позволить себе приобрести такое же количество благ. Помимо этого, обесцениваются уже существующие денежные сбережения населения, растет уровень безработицы. У населения снижается мотивация к эффективной рабочей деятельности, растет разрыв между богатыми и бедными, усиливается социальное напряжение в обществе.

В единичных случаях инфляция может сказаться на экономике не только в негативном, но и в положительном ключе, — главным фактором здесь является то, на чьей стороне находится субъект экономических отношений, и с какой скоростью происходят изменения. К примеру, для части населении, имеющей в распоряжении материальные активы, оцениваемые в валюте (собственность, складские товары), некоторые инфляционные процессы обернутся позитивно, так как они повысят цену их активов, которые могут быть реализованы

по более высокому курсу. В то же время покупатели этих активов воспринимают инфляцию крайне негативно, так как они вынуждены заплатить больше за товар прежнего качества.

Оптимальный уровень инфляции зачастую приветствуется для того, чтобы в некоторой степени стимулировать свои расходы, а не сбережения, так как, если покупательная способность денег постепенно снижается, следует тратить их в ближайшее время, а не откладывать на долгий срок. Данная деятельность является стимулом экономической активности в государстве. Такой сбалансированный подход поможет поддержать уровень инфляции в приемлемом диапазоне.

Что касается высоких темпов инфляции, они, безусловно, сказываются крайне негативно на экономике страны. Экономические субъекты должны принимать во внимание последствия инфляции, чтобы рационально планировать покупку или продажу активов. Естественно, это создает неопределенность, так как высока вероятность определить будущий уровень инфляции ошибочно [3].

Все ресурсы, требующиеся соответствующим органам для исследования и оценки экономического поведения, на которое влияет ожидаемое повышение уровня цен, характеризуются значимыми издержками. Когда в экономику приходят новые деньги, которыми распоряжаются организации или домохозяйства, и процесс корректировки ценового уровня продолжается, цены на товары растут неравномерно. Соответственно, экономическое равновесие нарушается, что является причиной циклов спада в экономике.

Таким образом, инфляция может стать причиной серьезных экономических издержек с точки зрения эффективного функционирования механизма обмена, так как возможно появление неверных стимулов к накоплению сбережений, инвестированию, изменению объемов производства. Государство обязано следить за текущим уровнем инфляции и делать все возможное, чтобы попытки снизить ее темпы не обернулись экономическим спадом. Ни одно государство не застраховано от инфляции,— она может быть спровоцирована не зависящими от страны факторами.

тенденции и перспективы снижения инфляции в россии

Разработка прогнозирования инфляции — одна из главных задач Министерства экономического развития РФ. Страна, несомненно, имеет нужные

Таблица / Table

Прогнозы темпов инфляции по моделям Eco-1 и Web-1 / Inflation rate forecasts based on Eco-1 and Web-1 models

Прогнозный период Фактический темп инфляции Прогноз темпов инфляции

по модели Eco-1 по модели Web-1

Ноябрь 2017 0,22 0,1567 0,2269

Декабрь 2017 0,42 0,3174 0,4265

Январь 2018 0,31 0,0065 0,3141

Средняя ошибка апроксимации прогноза, % - 50,4 2,0

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

ресурсы для того, чтобы достичь соответствующих показателей, ежегодно увеличивать объем инвестиций в экономику, повышать уровень заработной платы, преумножать имеющиеся накопления, но это возможно только при низком уровне инфляционных темпов. Более того, у РФ уже есть положительный опыт снижения инфляции в 2016 г.

Для совершенствования системы прогнозирования необходимо:

1. Четкое и структурированное взаимодействие органов государственной власти и Банка России.

2. Принятие во внимание принципа демократичности и простоты в регулировании, обеспечение доступности и прозрачности методов для населения (например, осуществление открытых опросов в экономическом секторе с целью анализа фактической ситуации в экономике и выявления скрытых угроз).

3. Гарантия доступных кредитов для организаций. Здесь следует обратить внимание на упрощение схем одобрения кредитов и запуск кредитных линий с низкими процентными ставками. У большинства предприятий отсутствуют нужные объемы финансирования, а спрос на производимую ими продукцию высок.

4. Своевременное планирование и прогноз не только инфляционных, но и дефляционных процессов. Важно учитывать зарубежный опыт и, в случае необходимости, сотрудничать с экспертным сообществом.

5. Повышение уровня финансовой грамотности населения. Граждане, безусловно, несут ответственность за личное планирование и инвестирование, от их финансовых решений могут зависеть экономические процессы. К примеру, при низкой

инфляции население способно увеличить свои доходы при помощи накопления денежных средств. При снижении ставок по ипотечному кредитованию возможно инвестировать накопления в недвижимость. Также в последнее время большинство людей предпочитают краткосрочные займы, но часть из них не справляется со своевременным погашением обязательств ввиду недостаточной финансовой грамотности, что создает трудности для государства. Те, кто открывает банковские вклады, выступая в роли инвестора для регулятора, имеют представление о финансовой грамотности и поддерживают государство.

Современным способом прогнозирования инфляции становятся не только традиционные, но и нейросетевые методы [4]. Так, с помощью программы RStudio была создана нейронная сеть Web-1, эффективность которой доказана в сравнении с другой эконометрической моделью — Есо-1 (см. таблицу). Данную модель следует изучать подробнее и уделять ей должное внимание.

Таким образом, чтобы прогнозы становились точнее, следует использовать разнообразные теоретические походы к моделированию ценовой динамики и принимать своевременные решения. Также важно учитывать политический курс, от которого зависит уровень национальной конкурентоспособности, и обеспечивать совокупное влияние вышеперечисленных факторов, чтобы сдерживать инфляцию и общий уровень цен. Однако нужно понимать, что инфляция является не до конца изученным явлением, она сложно контролируема и зависит от всех диспропорций в социальной и экономической сфере, поэтому для ее успешного прогнозирования и регулирования необходимо сосредоточиться на всех необходимых аспектах.

Основываясь на недавнем опросе Банка России, можно сделать вывод, что аналитики существенно ухудшили свои прогнозы о темпах инфляции в текущем году вследствие сложной политической обстановки и влияния санкций на реальный сектор. Российская экономика переживает тяжелые времена и сокращается на рекордную со времен СССР величину в объеме — более 9% ВВП. В 2023 г. ожидается понижение медианного прогноза до 7,6%, а в 2024 г.— до 5%Ч

Совокупное применение вышеперечисленных мер способно сдержать инфляцию. Однако, учитывая текущую политическую обстановку и уменьшение темпов роста экономики, следует понимать, что оценки преодоления социально-экономических последствий инфляции в настоящее время весьма пессимистичные, поэтому важно сосредоточиться на корректировке параметров макроэкономического прогноза.

меры, направленные на снижение волдтильности инфляции

Инфляция характеризуется достаточно высокой волатильностью, то есть изменчивостью, которая негативно воздействует на макроэкономические показатели по двум основным причинам. Во-первых, она приводит к нерациональным решениям экономических агентов, так как обладает высокой неопределенностью. Во-вторых, волатильность влияет на нарушение ценообразования, которое отрицательно воздействует на распределение ресурсов. С 2000 г. в экономике была зафиксирована тенденция к понижению волатильности, 20082009 и 2015 гг. характеризуются периодами ее повышения, а в 2016-2017 гг. колебания сократились [5]. Важно отметить, что волатильность инфляции в большей степени связана с различием и колебанием цен на продовольственные товары, однако следует рассмотреть все сегменты, где необходимо применять меры по ее снижению.

сокращение волатильности цен на продовольственные товары

Волатильность цен на продукты питания происходит вследствие влияния немонетарных факторов. Здесь важно принимать меры, способствующие укреплению устойчивости предложения, улучшению качества продукции, чтобы снизить

1 Макроэкономический опрос Банка России. URL: https://cbr.ru/ statistics/ddkp/mo_br/ (дата обращения: 20.05.2023).

возможные потери и увеличить сроки хранения, влияя таким образом на сферу производства и логистики. Несмотря на то что сегодня существуют и развиваются различные программы государственной поддержки агропромышленной сферы2, следует сделать акцент на строительстве различных хранилищ для улучшения объема поставок и привлечения местных производителей из сферы сельского хозяйства и оптово-распределительных центров, которые могут способствовать развитию логистики и переработки сырья. Данные объекты позволят минимизировать отрицательные влияния сезонного характера и сохранить поставки и в урожайные, и в неурожайные периоды. Также следует выделять средства на поддержку проектов объектами инфраструктуры и актуализировать возможность применения налоговых льгот.

меры по сокращению волатильности цен на непродовольственные товары

Одним из факторов, влияющих на волатильность цен на непродовольственные товары, выступает динамика курса отечественной валюты. Волатильность рубля объясняется зависимостью от экспорта, большую часть которого составляют энергетические товары. Должный метод, положительно воздействующий на курс рубля, — использование производных финансовых инструментов (ПФИ), но ими важно эффективно управлять. ЦБ РФ работает над сокращением издержек обеспечения ПФИ (учитывая уровень конкуренции), повышением их предложения. В данный момент особенно актуально предоставлять данные услуги с помощью современных мобильных технологий, чтобы облегчить связь потребителей и организаций. Всевозможные способы улучшения системы доступа к ПФИ должны повлиять на их востребованность в обществе [6].

меры по сокращению волатильности цен на услуги

ЖКХ, несомненно, играет важную роль, если говорить об уровне потребительских цен,— по нему можно судить о волатильности инфляции в сфере услуг. Далее следует рассматривать рынок туризма, так как в этом случае акцент делается на динамике

2 Доклад Центрального банка. О немонетарных факторах инфляции и мерах по снижению ее волатильности. URL: https:// cbr.ru/Content/Document/File/25502/nfi.pdf (дата обращения: 09.06.2023).

курса рубля. Говоря о волатильности цен на услуги, нужно рассматривать меры по улучшению функционирования механизма естественных монополий, в особенности в части того, что касается прозрачности и публичности их деятельности. Также необходимо предусмотреть меры по взысканию просроченных сумм долга организаций перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг, чтобы повлиять на прибыльность предприятий [7, 8].

меры по сокращению влияния несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция — достаточно важный немонетарный фактор, от которого также зависит повышение общего уровня цен. Уже с 2015 г. субъекты РФ занимаются воплощением в жизнь ключевых пунктов положения Стандарта о конкуренции. В настоящее время Банк России заинтересован в сотрудничестве с Правительством и Федеральной антимонопольной службой для улучшения мониторинга влияния несовершенной конкуренции на инфляцию и другие макроэкономические процессы.

В широком смысле всю антиинфляционную политику государства можно охарактеризовать как особый комплекс мер. Важно отметить, что первоначальным шагом в условиях кризиса является определение природы инфляции и ее истоков.

Существуют модели антиинфляционной политики, различающиеся в виду разных методов регулирования, применяемых инструментов, ожидаемых результатов и других факторов. ЦБ РФ отталкивается от совокупности обстоятельств, выбирая тот или иной метод. Наиболее распространенными считаются следующие виды антиинфляционной политики:

1. Дефляционная политика, подразумевающая процесс ограничения спроса массы денег для повышения доходов бюджета и сокращения покупательной способности.

Во-первых, государство не допускает поступление новых денег в экономику, увеличивая процентную ставку с учетом резкого падения курса рубля. Однако данный метод замедляет экономический рост. Во-вторых, ЦБ имеет право менять норму обязательных резервов: при ее увеличении уменьшается ссудный потенциал банковской системы, что отрицательно воздействует на совокупный объем денежной массы. В-третьих, Банк России проводит операции на открытом рынке, чтобы влиять на денежную массу: продажа ценных бумаг уменьшает объем средств в экономике, а их покупка, наоборот,

увеличивает резервы коммерческих банков, т.е. увеличивает кредит и предложение денег. Таким образом, борьба с инфляцией напрямую связана с политикой «дорогих» денег, которая направлена на сокращение их предложения. Несмотря на то что данные меры способствуют снижению инфляции, могут сократиться и совокупные расходы, — в этом случае падает реальный доход и растет уровень безработицы. Опасность «дорогих» денег заключается в возможности возникновения стагфляции, когда падают доходы и растет безработица.

Важно уделить внимание совершенствованию налоговой системы — модернизации процесса взимания налогов; контролю налоговых платежей, включенных в производственные затраты и влияющих на рост цен; улучшению техники налогообложения.

2. Политика доходов, направленная против инфляции издержек, когда государство следит за оплатой труда граждан и контролирует возрастание цен, регулируя цены на товары, которые социально значимы для общества, с помощью субсидий, государственных закупок, займов, эмбарго. Также государство контролирует соотношение темпов роста цен и заработных плат с помощью соглашений с предпринимателями, иногда используется «замораживание» заработных плат.

3. Политика стабилизации курса отечественной валюты в целях сохранения доверия населения. В РФ данный метод борьбы с инфляцией очень распространен, так как страна достаточно сильно зависит от экспорта. Благодаря закреплению курса на определенном уровне возможность его падения снижается. Правительство оказывает влияние на инвесторов, важных игроков рынка.

4. Денежные реформы — достаточно жесткие меры, применяемые вместе с другими методами антиинфляционной политики. Они подразумевают под собой ввод новой валюты и вывод старой, пострадавшей от обесценения, из обращения и могут проявляться в виде девальвации и ревальвации.

5. Политика индексации, направленная на улучшение благосостояния граждан и осуществляемая с помощью индексации пенсий, пособий, заработных плат, носящая адаптивный и приспособленческий характер.

Наиболее эффективными мерами по борьбе с инфляцией в России являются следующие: укрепление отечественной валюты, создание плавного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сни-

жение цен на нефтепродукты для промышленных производств, контроль за осуществлением честной конкуренции на рынке товаров и услуг для роста объема предложения и снижения цен, увеличение пошлин на импортные товары для повышения спроса на отечественные. Чтобы конкретнее описать применяемые в РФ антиинфляционные механизмы, следует проанализировать их в соответствии с периодами инфляции.

В Российской Федерации для преодоления инфляции в 90-е гг. XX в. использовались следующие методы: ограничения на рост денежной массы, продажа государственных ценных бумаг, завышение курса отечественной валюты. Однако в те времена данные меры использовались для решения других проблем. К примеру, из-за массовых невыплат зарплат сократилась налоговая база в государстве. Также увеличился уровень безработицы, — в 1998 г. он был больше 13%. В то время Банк России проводил политику, направленную на усовершенствование работы банковской системы.

В 2004 г. в РФ была создана антимонопольная служба, которая играла важную роль в борьбе с инфляцией, если ее порождал монополизм. Более того, вследствие продажи нефти и газа Правительство стремилось предотвратить рост массы денег. Также в 2004 г. был сформирован Стабилизационный фонд, который позже стал называться Фондом национального благосостояния, способный оказать поддержку в случае неожиданного падения отечественной валюты. Кроме того, в стране осуществлялись программы по стимулированию предложения, которые включали в себя развитие сельского хозяйства и промышленности.

В 2008 г., после изменения ситуации в экономике вследствие мирового финансового кризиса, была осуществлена постепенная девальвация рубля. Антиинфляционная политика, проводимая вплоть до 2009 г., помогла снизить темпы инфляции после тяжелого периода 90-х гг., так как правительство приняло во внимание ошибки, совершенные в прошлом. В последующие годы применяются те же методы — Банк России продолжает наблюдать за уровнем инфляционных ожиданий, опрашивая население.

На современном этапе в комплекс антиинфляционных мер Правительства РФ включается: проведение валютных операций Банком России на финансовых рынках; регулирование уровня процентных ставок рефинансирования; осуществление на межбанковском уровне валютных ин-

тервенций для того, чтобы удержать курс рубля, не допуская превышения темпов роста инфляции девальвацией.

Рассматривая влияние инфляционного тарге-тирования в РФ в период пандемии, нужно отметить, что впервые такой режим был введен Банком России в 2015 г., когда таргетом была установлена величина инфляции в размере 4%. Как итог, уже в 2017 г. ее темпы снизились до 2,52% (что явилось рекордом), а в 2018 г. она достигла величины таргета. В 2019 г. Банк России проводил жесткую монетарную политику. Следует уделить внимание мерам, проводимым государством в период пандемии: так, в 2019-2020 гг. наблюдается снижение ключевой ставки ЦБ РФ в целях поддержания экономики в период кризиса [9, 10]. В 2020 г. Банк России в первый раз заявил о стимулирующей денежно-кредитной политике, ключевая ставка была понижена до 4,25%. Таким образом в течение 2020 г. инфляция не вышла за пределы таргета3.

Однако данных мер недостаточно для того, чтобы побороть рост инфляции в 2023 г. Следует внедрить дополнительные механизмы — использовать значения реальной процентной ставки для определения промежуточных целей антиинфляционных мер. Государству же необходимо оказывать помощь коммерческим банкам в сфере кредитования реального сектора национальной экономики и проводить более точное прогнозирование [11]. В нынешней ситуации, когда инвестиционный климат значительно ухудшился и упал платежеспособный спрос населения, ЦБ решил понизить ставку до 7,5% в целях замедления темпов инфляции и укрепления отечественной валюты.

выводы

Несмотря на то что главный эмиссионный орган страны активно использует достаточное количество механизмов влияния на масштабы денежного обращения и стоимость денег, доказывая свою способность противостоять инфляции, нельзя говорить об отсутствии деструктивности в экономике. Банк России не может в одиночку контролировать инфляцию, кредитно-денежная политика напрямую связана с иными видами экономической политики и экономическим состоянием го-

3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/87362/ on_2019(2020-2021).pdf

сударства, поэтому важно уделять внимание дополнительным антиинфляционным мерам, таким как: обобщение существующих механизмов, использование значения реальной ставки процента, предоставление финансовой помощи коммерческим банкам с целью облегчения кредитования реального экономического сектора и др. Несмотря на то что каждое государство самостоятельно принимает решение о целесообразности проведения той или иной антиинфляционной политики, не существует таких совершенных методов регулирования темпов инфляции, которые бы полностью избавили экономику от всех негативных последствий.

Ответственным лицам необходимо совершенствовать уже существующие механизмы регулирования инфляции: контролировать слаженную работу государственных органов, основываясь на принципе

демократичности; своевременно прогнозировать инфляционные и дефляционные процессы; повышать финансовую грамотность населения; использовать нейронные методы; улучшать механизмы логистики; регулировать применение ПФИ; модернизировать взаимодействие с ФАС и другими органами власти. Для того чтобы стабилизировать в стране ситуацию с инфляцией, следует четко определять антиинфляционную политику, основываясь на причинах возникновения и факторах данного явления. Универсального способа справиться с инфляцией не существует. При разработке совокупности антиинфляционных механизмов правительство должно уделять внимание специфике инфляции в государстве, его экономическому развитию на данном и предыдущих этапах, так как политика, подходящая одной стране, может оказаться неэффективной для другой.

список источников

1. Зиннатов А. А. Монетарные и немонетарные факторы инфляции в Российской Федерации. Современные научные исследования и разработки. 2019;(1):456-458.

2. Зубайдуллина Д. В., Файзуллина Д. Д. Особенности современного регулирования инфляции в России. Colloquium-journal. 2019;(26-9):158-159.

3. Вострикова А. С., Ашурова Г. Б., Минина Ю. В. Тенденции развития инфляции в Российской Федерации. Вестник современных исследований. 2020;(7-4):10-14.

4. Балацкий Е. В., Юревич М. А. Использование нейронных сетей для прогнозирования инфляции: новые возможности. Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2018;17(5):823-838. DOI: 10.15826/ vestnik.2018.17.5.037

5. Кыйгасова А. Н. Инфляция в России: монетарные и немонетарные факторы. Научно-практические исследования. 2020;(3-3):33-35.

6. Лионов А. Ю. Особенности инфляции в Российской Федерации. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020;(5-1):184-187.

7. Кодзасова О. М. Инфляция: сущность, первопричины и виды. Вестник научной мысли. 2021;(3):23-29. DOI: 10.34983/DTIPB.2021.11.56.001

8. Примышев И. Н. Основные этапы российской инфляции: их характеристика и особенности. Вестник университета (Государственный университет управления). 2020;(11):133-140. DOI: 10.26425/1816-42772020-11-133-140

9. Григорьева Е. В. Таргетирование инфляции в России: проблемы и противоречия. Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2016;(4):70-76.

10. Карнафель А. А. Инфляция в России: специфика, инфляция в период пандемии коронавируса, прогнозы. Материалы Ивановских чтений. 2020;(3):94-105.

11. Качанова Л. С., Ветвинская А. И. Повышение эффективности системы минимизации инфляционных рисков при обеспечении финансовой безопасности Российской Федерации. Инновационная наука. 2021;(11-1):49-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Zinnatov A. A. Monetary and non-monetary factors of inflation in the Russian Federation. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki. 2019;(1):456-458. (In Russ.).

2. Zubaydullina D. V., Fayzullina D. D. Features of modern inflation regulation in Russia. Colloquium-journal. 2019;(26-9):158-159. (In Russ.).

3. Vostrikova A. S., Ashurova G. B., Minina Yu. V. Trends in the development of inflation in the Russian Federation. Vestnik sovremennykh issledovanii. 2020;(7-4):10-14. (In Russ.).

4. Balatskiy E. V., Yurevich M. A. Application of neural networks for forecasting inflation: New opportunities. Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie = Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management. 2018;17(5):823-838. (In Russ.). DOI: 10.15826/vestnik.2018.17.5.037

5. Kyigasova A. N. Inflation in Russia: Monetary and non-monetary factors. Nauchno-prakticheskie issledovaniya. 2020;(3-3):33-35. (In Russ.).

6. Lionov A. Yu. Features of inflation in the Russian Federation. Skif. Voprosy studencheskoi nauki = Sciff. Issues of Students' Science. 2020;(5-1):184-187. (In Russ.).

7. Kodzasova O. M. Inflation: Essence, first causes and kinds. Vestnik nauchnoi mysli = Bulletin of Scientific Thought. 2021;(3):23-29. (In Russ.). DOI: 10.34983/DTIPB.2021.11.56.001

8. Primyshev I. N. Main stages of Russian inflation: Their characteristics and features. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2020;(11):133-140. (In Russ.). DOI: 10.26425/1816-4277-202011-133-140

9. Grigor'eva E. V. Inflation targeting in Russia: Problems and contradictions. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova. Vstuplenie. Put' v nauku = The REUBulletin. Introduction. The Road to Science. 2016;(4):70-76. (In Russ.).

10. Karnafel A. A. Inflation in Russia: specifics, inflation during the coronavirus pandemic, forecasts. Materialy Ivanovskikh chtenii. 2020;(3):94-105. (In Russ.).

11. Kachanova L. S., Vetvinskaya A. I. Increasing the efficiency of the system for minimizing inflation risks while ensuring the financial security of the Russian Federation. Innovatsionnaya nauka = Innovation Science. 2021;(11-1):49-51. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Вадим Николаевич Засько — доктор экономических наук, профессор, декан факультета

налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия

Vadim N. Zas'ko — Dr. Sci (Econ.), Prof., Dean of the Faculty of Taxes, Audit and Business

Analysis, Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0003-0901-9720

Vadim_zasko@mail.ru

ЛйЩ^еЛ Олеся Игоревна Донцова — кандидат экономических наук, доцент, доцент департамен-^^^ЛЦТ та экономической теории; ведущий научный сотрудник Института финансово-промыш-^^^ВЛН ленной политики факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет, Москва,

Olesya I. Dontsova — Cand. Sci (Econ.), Assoc. Prof., Assoc. Prof. of the Economic Theory

Department; Leading Researcher at the Institute of Financial and Industrial Policy, Faculty of

Economics and Business, Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-7924-2111

Автор для корреспонденции / Corresponding author:

OIDontsova@fa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 13.07.2023; после рецензирования 20.08.2023; принята к публикации 20.09.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was received on 13.07.2023; revised on 20.08.2023 and accepted for publication on 20.09.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.