Научная статья на тему 'АНТИГЛОБАЛИЗМ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ДИСКУРСА'

АНТИГЛОБАЛИЗМ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
281
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / АНТИГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INTERNATIONAL LAW / ECONOMIC DEVELOPMENT / INFORMATION EXCHANGE / DEVELOPMENT TRENDS / ANTI-GLOBALIZATION / GLOBALIZATION / NATIONAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дроздова М. А., Кравченко Л. А.

В настоящей статье предпринята попытка изучить влияние антиглобализационных тенденций на правовое, политическое и экономическое развитие России и других государств за последние тридцать лет. Авторами рассматривается международная политика России после распада СССР и до настоящего момента, исследуются международно-правовые тренды развития России, как отдельного государства, так и мирового сообщества в целом. Для этого анализируются международно-правовые акты, внутреннее законодательство РФ, а также статистические данные о степени и структуре включенности в мировые экономические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-GLOBALISM IN THE CONTEXT OF MODERN INTERNATIONAL ECONOMIC AND LEGAL DISCOURSE

This article attempts to study the impact of anti-globalization trends on the legal, political and economic development of Russia and other states over the past thirty years. The authors consider the international policy of Russia after the collapse of the USSR and until now, investigate international legal trends in the development of Russia, both as a separate state and the world community as a whole. To this end, international legal acts, domestic legislation of the Russian Federation, as well as statistical data on the degree and structure of inclusion in world economic processes are analyzed.

Текст научной работы на тему «АНТИГЛОБАЛИЗМ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ДИСКУРСА»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО;

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УДК: 341.96

ББК: 67.99

Дроздова М.А., Кравченко Л.А.

АНТИГЛОБАЛИЗМ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ДИСКУРСА

Drozdova M.A., Kravchenko L.A.

ANTI-GLOBALISM IN THE CONTEXT OF MODERN INTERNATIONAL ECONOMIC AND LEGAL DISCOURSE

Ключевые слова: международное право, экономическое развитие, информационный обмен, тенденции развития, антиглобализация, глобализация, национальное законодательство.

Keywords: international law, economic development, information exchange, development trends, anti-globalization, globalization, national legislation.

Аннотация: в настоящей статье предпринята попытка изучить влияние антиглоба-лизационных тенденций на правовое, политическое и экономическое развитие России и других государств за последние тридцать лет. Авторами рассматривается международная политика России после распада СССР и до настоящего момента, исследуются международно-правовые тренды развития России, как отдельного государства, так и мирового сообщества в целом. Для этого анализируются международно -правовые акты, внутреннее законодательство РФ, а также статистические данные о степени и структуре включенности в мировые экономические процессы.

Abstract: this article attempts to study the impact of anti-globalization trends on the legal, political and economic development of Russia and other states over the past thirty years. The authors consider the international policy of Russia after the collapse of the USSR and until now, investigate international legal trends in the development of Russia, both as a separate state and the world community as a whole. To this end, international legal acts, domestic legislation of the Russian Federation, as well as statistical data on the degree and structure of inclusion in world economic processes are analyzed.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация, как, впрочем, и остальные бывшие республики Союза, а также страны Варшавского Договора после стольких лет частичной международной изоляции и вы-ключенности из мировых, в частности, европейских интеграционных процессов, стремились всеми силами как можно активнее влиться во все усиливающиеся мировые глобализа-ционные процессы. На протяжении двух лет с 1991 по 1993 проходила «война законов», когда Российская Федерация старалась создать собственное правовое регулирование национальной экономики вне рамок принятых ранее законов СССР1. Важнейшим сигналом для ми-

1 Тарасова Е.А. «Война законов» РСФСР - СССР

в 1990-1991 гг. / Е.А. Тарасова // Научный диалог. -

рового сообщества стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 года, в которой часть 4 ст. 15 гласила: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного дого-вора»2. Таким образом закреплялся примат международного права над внутренним и, в случае подписания международного договора или, например, принятии юрисдикции между-

2016. - № 9 (57). - С. 230-246.

2 Конституция Российской «Юридическая литература», 1993.

Федерации, М.

народного суда или трибунала, Российская Федерация, в случае противоречия с ее внутренним законодательством международного акта, должна была ему подчиниться.

Приверженцы теории примата международного права над национальным Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ссель, Ф. Джессн ставили своей целью, как показала практика - весьма утопичной, создание высшего надгосударственного образования1. Эта же идея лежала в основе объединения Европы во второй половине ХХ века с целью пресечения попыток создания тоталитарных государств. В начале 90-х годов прошлого столетия после падения тоталитарных режимов на территории Восточной Европы эта мысль была очень актуальна. К тому же многие страны бывшего восточного блока, включая Россию, мечтали об экономическом росте и информационной открытости, свободе передвижения. С этой целью было принято множество нормативно-правовых актов, способствующих снижению экономических, культурных и технологических барьеров между странами. Так, в ст.1 ФЗ от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» прямо говорилось, что «целями настоящего Федерального закона являются стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику»2. В 1993 году начались переговоры о вступлении России в ВТО. В это же время в 1993-1994 гг. заключаются соглашения о сотрудничестве с ЕС, Россия присоединяется к программе НАТО «Партнерство во имя мира», входит в состав МВФ и в Совет Европы. Западные страны всячески поддерживают стремление России интегрироваться в мировую экономику.

Целью внешней политики Российской Федерации становится облегчение доступа к иностранным товарам и услугам, привлечение иностранных инвестиций, рабочей силы и но-

1 Абдулаев М.И. Примат международного права над внутригосударственным: история и современность // Правоведение. 1992. № 4; Абдулаев М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты) // Правоведение. 1993. № 2.

2 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» ФЗ от 13.10.1995 № 157-ФЗ «Российская газета», № 207, 24.10.1995.

вых технологий в страну. Плюсы от включенности в мировой глобализационный процесс были огромны: снижение цен на товары и услуги, повышение их доступности для населения, внедрение новых технологий, удешевляющих производство, приход иностранных инвесторов, строительство заводов крупных международных корпорации в Российской Федерации. Новая экономическая политика способствовала бурному экономическому развитию страны конца ХХ - начала XIX века. Последовавший за этим рост международного экономического сотрудничества не заставил себя ждать (рисунок 1).

Глобализационные процессы достигли своего пика в 2000-х гг. но затем, как правильно отмечает профессор Г.П. Орлов: «значительная часть ожиданий оказалась неоправданной, став источником обогащения для небольших социальных групп, глобализация породила множество проблем»3. Повышение уровня мобильности граждан, доступность информации, открытость границ повлекли за собой множество и неблагоприятных последствий: от упрощения путей ухода от наказания для международных преступников, усиления международного терроризма до незаконного использования персональных данных и экологических проблем, вызванных потоками туристов и увеличившимся уровнем выбросов газов в атмосферу. События 11 сентября 2001 года в Америке сделали минусы глобализации очевидными.

Однако глобализационные процессы все интенсифицировались, а темпы роста международной экономики все повышались. Так, академик Н.И. Иванова пишет: «В 2000-е гг. темпы роста мировой экономики ускорились по сравнению с предшествовавшим десятилетием как в развитых, так и в развивающихся странах, прежде всего в странах БРИКС. Основной характеристикой глобального технологического развития в начале ХХ1 в. стало постоянное наращивание расходов на научные исследования и разработки»4. В это время Россия заключает ряд международных соглашений о сотрудничестве с разными евро-

3 Орлов Г.П. Антиглобалистические движения современности. Идеология «альтерглобализма». Дисску-сия. 2001. С. 138.

4 Иванова Н.И. Россия в мировой экономике. // Экономика. Налоги. Право. № 2, 2016. С. 6.

пейскими и другими странами. Размер настоящей статьи не позволяет привести весь перечень документов, а также их проанализировать, так что приведем в качестве типичного примера вступившее в силу 10 мая 2001 года, а с 2004 года и далее продлеваемое на 5 лет «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки

и технологий»1. В этот период было начато множество совместных международных инвестиционных проектов, таких как, например, модернизация аэропорта Пулково, освоение Уренгойского газового месторождения. Рост мировой экономики, а также развитие вовлеченности экономики России в международный товарооборот продолжается.

Рисунок 1 - Темпы роста ВВП России в период с 1990 по 2019 гг.

Источник: Росстат

Таблица 1 - Основные показатели участия России во внешнеэкономических связях, млрд долл., 2004-2012 гг.

Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Товарооборот 254,5 334,4 433,3 541,8 672,0 886,6 592,2 767,9 990,9

Экспорт товаров и услуг 151,7 203,4 269,0 333,9 392,0 520,0 341,6 445,5 576,9

Доля в мире 1,6 1,8 2,1 2,2 2,3 2,6 2,1 2,3 2,6

Доля в мире 1,6 1,8 2,1 2,2 2,3 2,6 2,1 2,3 2,6

Импорт товаров и услуг 102,8 131,0 164,3 207,9 280,0 366,6 250,6 322,4 414,1

Доля в мире U 1,2 1,3 1.4 1.6 1,9 1,6 1,7 1,9

Торговый баланс 48,9 72,4 104,6 126,0 112,1 153,4 91,0 123,1 162,8

Источник: UNCTAD, Handbook of statistics, 2013. Данные статистики РФ и СНГ за соответствующие годы.

Приведенные ниже данные показыва- период с 2000 по 2012 г. приходилось на раз-ют, что 62% внешней торговли РФ в витые страны.

1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий «Бюллетень международных договоров», № 11, ноябрь 2001 года.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 1, 2019 Таблица 2 - Географическая структура экспорта России, %, 2000-2012 гг.

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Развивающиеся страны 18,6 20,0 21,3 20,7 19,8 18,7 17,2 16,2 19,2 21,7 19,1 20,4 18,9

Страны с переходной экономикой 14,0 15,3 15,4 15,9 16,9 14,1 14,6 15,0 15,7 16,0 12,7 13,1 11,1

Развитые страны 67,4 64,7 63,3 63,4 63,3 67,1 68,1 56,5 65,1 61,2 55,5 52,5 52,2

Развивающиеся, за исключением Китая 13,5 14,4 14,8 14,5 14,2 13,3 12,0 11,9 14,7 16,2 14,2 13,6 12,5

Источник: UNCTAD, Handbook of statistics, 2013. Данные статистики РФ и СНГ за соответствующие годы.

Но в 2011-2013 гг. экономические показатели РФ начинают падать. А после взаимных международных санкций с ЕС и США после присоединения Крыма в 2014 году ситуация ухудшается сильнее. Процесс введения международных санкций в отношении России запустил антиглобализационные процессы в экономике России, а также произошла переориентация на сотрудничество не с развитыми, а с развивающимися странами1.

Многие авторы высказывают мнение о том, что в конце второго десятилетия этого века в политике и экономике России стала преобладать ориентация на внутреннее развитие. Профессор Орлов отмечает, что в настоящее время «мировой порядок переживает трансформацию, а в международных отношениях нарастает неопределенность»2. Исследователь Н.В. Барановский уже в 2016 году отмечает, что «Россия все больше руководствуется национальными интересами, в то время как аспекты другого уровня отходят на второй план» . В Концепции внешней политики РФ от 30 ноября 2016 г. говорится: «в результате усложнения структуры международных отношений формируется полицентричная международная система; одновременно возникают новые центры влияния, а силовой потенциал смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион.... (Российская Федерация) оказывает государственную поддержку российским организациям в освоении новых и развитии традиционных рынков, противодействует дис-

1 Иванова Н. И. Россия в мировой экономике. // Экономика. Налоги. Право. № 2, 2016. С. 12.

2 Орлов Г.П. Антиглобалистические движения современности. Идеология «альтерглобализма». Дисскусия. 2001. с. 138.

3 Барановский В.Г. Новая внешняя политика Рос-

сии: Влияние на международную систему // Мировая

экономика и международные отношения. 2016. Т. 60

№ 7. с. 6.

криминации отечественных инвесторов и экспортеров; предпринимает усилия по технологическому обновлению и диверсификации национальной экономики, повышению доли наукоемких, инновационных и других приоритетных отраслей в общеэкономической структуре за счет привлечения инвестиций, передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий»4. Полный текст документа говорит о появлении антиглобализационных процессов в национальной экономике, когда приоритет отдается национальному и региональному сотрудничеству.

Итоги второго десятилетия этого века, а также роль, цели и место России на международной арене видятся по-разному. Американский дипломат Р. Хаас утверждает, что все большее число государств стремится к большей автономии5. Этого же мнения о превращении международной системы в «постгегемонистскую» придерживаются многие современные и российские, и иностранные дипломаты, политики и поли-тологи6. А поскольку в мире формируется концепция союза делегации держав, имеющих наибольшее политическое влияние и

Концепция внешней политики РФ от 30 ноября 2016 г. Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». // http: //www.kremlin.ru/acts/bank/41451. [Дата обращения 19.07.2020 г.].

5 Хаас Р. Разваливающийся миропорядок// Россия в глобальной политике. 2014. № 6 // https: //globalaffairs.ru/articles/razvalivayushhijsya-miroporyadok / [Дата обращения 19.07.2020 г.].

6 Холодков В.Г. Перспективы экономического роста в России. 2019 // https://cyberleninka.ru/article/ n/perspektivy-ekonomicheskogo-rosta-v-rossii [Дата обращения 19.07.2020 г.], Шурыгин Ю. Дикий провал и большие возможности // Эксперт. - М. 2017, - № 3.// https://expert.ru/expert/2017/03/dikij-proval-i-bolshie-vozmozhnosti / [Дата обращения 19.07.2020 г.].

оказывающих таким образом сильнейшее влияние на развитие мировой экономики и связанных с нею экономик национальных государств, то этим главным политическим акторам необходима большая степень суверенной независимости, как политической, так и экономической. В связи с этим националистические тенденции начинают проявляться в политике - и, как следствие, в экономике и законодательстве многих стран, в том числе и России. Международные санкции, введенные после присоединения Крыма в 2014 г., подтолкнули Россию к поиску новых международных партнеров вне ЕС и США, а также запустили процесс импорто-замещения в экономике. Во внутреннем законодательстве это выразилось в принятии целого ряда нормативно-правовых импортозамещающих актов в рамках ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ1, направленных на создание условий для развития национальной экономики в условиях частичной международной изоляции и на диверсификацию каналов международного экономического сотрудничества. Материальные и имиджевые потери на фоне украинского кризиса и международных санкций затормозили скорость экономического роста РФ [3], но они создали относительную экономическую независимость страны, что в ситуации глобальной пандемии 2020 г., когда замедление экономик стран-партнеро, сильно ударяет по экономикам связанных с ними государств. Стратегия России на диверсификацию экономических связей и создание условий для развития национальной экономики делает страну более подготовленной к такого рода событиям, хотя современные экономисты отмечают все равно низкий уровень эффективности национальной экономики [12, 13].

Следует отметить, что антиглобализа-ционные тенденции свойственны не только российской политике. Так, проведенный в Великобритании референдум о членстве Европейского союза 23 июня 2016 года по-

1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий «Бюллетень международных договоров», № 11, ноябрь 2001 года.

казал, что большинство граждан считают процессы евроинтеграции нежелательными. В 2020 году Великобритания покинула Евросоюз и, вместе с тем, перестала быть второй по величине после Германии страной-донором - в соответствии с принятым бюджетом на 2017 год Туманный Альбион платил в бюджет 7,43 млр. евро2. На фоне пандемии антиглобализационные процессы нарастают -США приняли «Закон о политике в области прав человека в отношении уйгуров 2020 года», предусматривающий введение санкций в отношении китайских чиновников и таможенных пошлин на товары из Поднебесной3. Также в этом году США и Евросоюз ввели

4

взаимные пошлины на товары .

Принятие поправок в Конституцию 1 июля 2020 года Конституционный суд РФ на основании ч. 5.1 ст. 125 в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации5. Таким образом, фактически устанавливается право Конституционного Суда РФ решать, подлежат ли исполнению принятые на себя международные обязательства страны. Эта норма стала важным сигналом лидирования антиглобализацион-

2 «Десять стран вносят в бюджет ЕС больше, чем получают из него» // https://lv.sputniknews.ru/ ^огЫ^О 190528/11673064/Byudzhet-Evrosoyuza-kto-v-nego-platit-i-kto-poluchaet-iz-nego-dengi.html [Дата обращения 19.07.2020 г.].

3 «Трамп подписал законопроект о санкциях за притеснение уйгуров в Китае» // https://polit.ru/news/ 2020/06/18/иуgur/ [Дата обращения 19.07.2020 г.].

4 Евросоюз вводит пошлины на ряд товаров из США// https://www.dw.com/ru/a-53029206 [Дата обращения 19.07.2020 г.].

5 Конституция РФ. Полный текст со всеми поправками. // https://www.vedomosti.ru/ so ciety/articles/ 2020/03/10/824662-konstitutsiya-polnii-tekst-popravkam i [Дата обращения 19.07.2020 г.].

ных процессов в российской экономике. Само по себе такое изменение не означает, что Россия как-то закрылась от мирового сообщества. Ведь в основных законах многих стран, например, Дании, Исландии, Норвегии и США, примат международного права также не установлен. Отсутствие нормы о приоритете международного законодательства не означает большую или меньшую степень экономической или политической интеграции в мировое сообщество. Значение имеет внутренняя экономическая политика, которая устанавливает степень доступа иностранных инвестиций, ее открытости и вовлеченности в международное сотрудничество. Но такое изменение Основного закона, безусловно, указывает на изменение в шкале политических и экономических ценностей России.

Можно сказать, что в настоящий момент Россия стремится к балансу между своими национальными интересами и открытостью для международного сотрудничества. Она прошла путь от яростного желания примкнуть к либеральным ценностям конца ХХ века с идеей единого рынка, единого экономического пространства до понимания необходимости защиты своих интересов и минусов большой включенности в международную экономику, вызывающую сильную взаимозависимость стран, не всегда идущую им на пользу.

В быстроменяющейся политической и экономической реальности в мировом масштабе действуют две разнонаправленные силы - глобализм и антиглобализм. Последний вызван как нестабильной политической обстановкой в мире последних лет, так и пандемией СОУТО-19. Угроза распространения инфекции даже в большей степени, чем политические амбиции отдельных государств, способствовала развитию националистических трендов в экономиках отдельных стран. Она повлекла развитие сфер внутреннего туризма, высокотехнологичного медицинского сектора, расширение внутренних продовольственных поставок. В настоящее время требуются новые пути и подходы для повышения как экономической эффективности страны, так и понимания правильного направле-

ния изменения его законодательства как международного, так и внутреннего.

За последние тридцать лет своего развития Россия прошла долгий путь от стремительного включения в глобализационные процессы до проведения гораздо более сдержанной и диверсифицированной политики экономического сотрудничества. Как часто бывает в таких случаях, после многих десятилетий изоляционизма СССР молодое независимое демократическое государство Россия старалось как можно активнее открыть свои границы и начать тесный информационный обмен и всестороннее экономическое взаимодействие с бывшими идеологическими противниками - США и Западной Европой. Затем, достигнув пика к 2010 году, отношения между новыми единомышленниками стали постепенно охлаждаться. Россия осознала необходимость более жесткого отстаивания своих национальных интересов. Усиление роли развивающихся стран также повлияло на расстановку сил и экономических интересов государств. После введения экономических санкций в 2014 году Россия сменила курс на усиление сотрудничества с развивающимися странами и, в частности, с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Этот вектор развития стал альтернативой современным мировым глобализационным тенденциям. К тому же и в политике развитых стран стали также прослеживаться антиглобализационные тренды, а пандемия 2020 года лишь способствовала их усилению. Представляется, что в настоящее время Россия достигла баланса между своими национальными интересами и степенью сотрудничества и открытости с крупнейшими международными державами. Скорее всего, в будущем антиглобализацион-ные тенденции, а также роль стремительно развивающихся «восходящих стран» будут усиливаться. Изучение антиглобализационных тенденций в российской и мировой экономиках, а также исследование изоляционистких настроений в современном международном праве открывает широкие перспективы для построения моделей экономического и политического развития как России, так и отдельных регионов, и мировой экономики в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдулаев, М.И. Примат международного права над внутригосударственным: история и современность // Правоведение. - 1992. - № 4.

2. Абдулаев, М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты) // Правоведение. - 1993. - № 2.

3. Барановский, В.Г. Новая внешняя политика России: Влияние на международную систему// Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т.60. № 7. - с. 5-15.

4. Безруков, О.А. Спасти и сохранить // Россия в глобальной политике. - 2017. - № 2.

5. Десять стран вносят в бюджет ЕС больше, чем получают из него // https://lv.sputniknews.ru/world/20190528/11673064/Byudzhet-Evrosoyuza-kto-v-nego-platit-i-kto-poluchaet-iz-nego-dengi.html [Дата обращения 19.07.2020 г.].

6. Евросоюз вводит пошлины на ряд товаров из США // https://www.dw.com/ru/a-53029206 [Дата обращения 19.07.2020 г.].

7. Иванова, Н.И. Россия в мировой экономике. // Экономика. Налоги. Право. - 2016. -№ 2.- С. 6-13.

8. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

9. Конституция РФ. Полный текст со всеми поправками. // https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/03/10/824662-konstitutsiya-polnii-tekst-popravkami [Дата обращения 19.07.2020 г.].

10. Концепция внешней политики РФ от 30 ноября 2016 г. Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». // http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451. [Дата обращения 19.07.2020 г.].

11. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности ФЗ от 13.10.1995 № 157-ФЗ Российская газета. - 24.10.1995. - № 207.

12. ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 05.04.2013 № 44-ФЗ. // https://fssp.gov.ru/ 2315090/ [Дата обращения 19.07.2020 г.].

13. Орлов, Г.П. Антиглобалистические движения современности. Идеология «альтер глобализма». Дисскусия. - 2001. - С. 135-138.

14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий // Бюллетень международных договоров», - 2001, ноябрь. - № 11.

15. Тарасова, Е.А. «Война законов» РСФСР - СССР в 1990-1991 гг. / Е.А. Тарасова // Научный диалог. - 2016. - № 9 (57). - С. 230-246.

16. Трамп подписал законопроект о санкциях за притеснение уйгуров в Китае // Й^:/^ lit.ru/news/2020/06/18/uygur/ [Дата обращения 19.07.2020 г.].

17. Хаас, Р. Разваливающийся миропорядок// Россия в глобальной политике. - 2014. - № 6 // https://globalaffairs.ru/articles/razvalivayushhijsya-miroporyadok/ [Дата обращения 19.07.2020 г.].

18. Холодков, В. Г. Перспективы экономического роста в Ро^ии. 2019 // ://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ekonomicheskogo-rosta-v-rossii [Дата обращения

19.07.2020 г.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Шурыгин, Ю. Дикий провал и большие возможности // Эксперт. - М 2017, - № 3 // https://expert.ru/expert/2017/03/dikij-proval-i-bolshie-vozmozhnosti/ [Дата обращения 19.07.2020 г.].

Получено: 21.07.2020г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.