Научная статья на тему 'Антигистаминные препараты'

Антигистаминные препараты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
980
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИГИСТАМИНЫ / МАРКЕТИНГ / СТРУКТУРА ПРОДАЖ / ANTIHISTAMINE DRUG / MARKET STRUCTURE / SALES VOLUME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паутова Екатерина

Согласно данным аналитической компании IMS Health, объем продаж антигистаминных препаратов1 в 2009 г. превысил 5,56 млрд. руб. (175 млн. долл.) это порядка 1,5% от объема фармацевтического рынка России. В течение 2008-2009 гг. рынок антигистаминных лекарственных средств вырос на 20% в рублевом эквиваленте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паутова Екатерина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the data provided by IMS Health, the sales volume of antihistamine drugs cam above 5.56 billion rubles (175 million US dollars) in 2009, which is around 1.5% of the total Russian pharmaceutical market. In 20082009 the antihistamine drug market grew 20% in ruble terms.

Текст научной работы на тему «Антигистаминные препараты»

Екатерина ПАУТОВА, IMS Health

Антигистаминные препараты

ОБЗОР РЫНКА 2007-2009 ГГ.

Ключевые слова: антигистамины, маркетинг, структура продаж

Согласно данным аналитической компании IMS Health, объем продаж анти-гистаминных препаратов1 в 2009 г. превысил 5,56 млрд. руб. (175 млн. долл.) — это порядка 1,5% от объема фармацевтического рынка России. В течение 2008—2009 гг. рынок антигистаминных лекарственных средств вырос на 20% в рублевом эквиваленте.

В натуральном выражении за 2009 г. было реализовано 62 млн. упаковок антигистаминных препаратов, что было на 8,8% меньше, чем в предыдущем 2008 г. Таким образом, при относительной стагнации продаж в период 2007—2008 гг. и заметном сокращении объемов реализации в 2009 г. в натуральном выражении объемы рынка в стоимостном выражении выросли на 23% (2008 г. к 2007 г.) и на 20% — (2009 г. к 2008 г.). То есть, в течение анализируемого трехлетия динамика продаж антигистамин-ных препаратов в стоимостном выражении была достаточно высокой, что в период 2008—2009 гг. скорее было обусловлено фактором роста цены за упаковку препарата. Средневзвешенная стоимость упаковки препарата в 2009 г.

относительно 2008 г. выросла на 31% и составила 89,6 руб. (рис. 1). Основным каналом реализации являются аптеки (93% продаж). Порядка 6,3% закупаются лечебно-профилактическими учреждениями. На ОНЛС приходится менее 0,5% (рис. 2). Одним из важных факторов, влияющих на увеличение объемов реализации ан-тигистаминных препаратов, является все большее распространение различных аллергических реакций у населе-

1 Анализ группы АТС_2 И06 [Антигистаминные препараты системного действия]; АТС_D04A [Препараты для лечения зуда кожи (включая антигистамин-ные препараты и анестетики)] только МНН Дифенгид-рамин, Диметинден.

Key words: antihistamine drug, market structure, sales volume

According to the data provided by IMS Health, the sales volume of antihistamine drugs cam above 5.56 billion rubles (175 million US dollars) in 2009, which is around 1.5% of the total Russian pharmaceutical market. In 2008— 2009 the antihistamine drug market grew 20% in ruble terms.

Ekaterina Pautova, IMS Health. ANTIHISTAMINE DRUG MARKET IN 20072009.

ния. В среднем, каждый второй россиянин в течение года покупает 1 упаковку антигистаминного препарата. Кроме того, динамику развития рынка, в т.ч. и антигистаминных препаратов, определяет и появление новых препаратов. Существует несколько классификаций антигистаминных препаратов, хотя ни одна из них не является общепринятой. Согласно одной из наиболее популярных классификаций, антигистаминные препараты по времени создания подразделяют на препараты первого и второго поколения. Препараты первого поколения принято также называть седативными (по доминирующему побочному эффекту, самые популярные МНН хло-ропирамин (ТН Супрастин), клемас-тин (Тавегил) и др.) в отличие от не-седативных препаратов второй генерации (или второго поколения, самые популярные МНН лоратадин (Клари-тин), МНН азеластин (Аллергодил) и др.). В настоящее время принято выделять и третье поколение: к нему относятся принципиально новые средства (МНН цетиризин (Зиртек), фек-софенадин (Телфаст) — активные метаболиты, обнаруживающие, помимо наивысшей антигистаминной активности, отсутствие седативного эффекта и характерных для препаратов второго поколения побочных действий.

PEMEÜULJM 2010 май

АНТИГИСТАМИННЫЕ ПРЕПАРАТЫ. ОБЗОР РЫНКА 2007-2009 ГГ.

ТАБЛИЦА 1

Топ-10 торговых наименований по объему продаж в 2007—2009 гг.

Рейтинг Торговое наименование Доля в общем объеме продаж, %

2007 2008 2009 2007 2008 2009

1 1 1 Супрастин 17,01 15,39 16,15

3 2 2 Эриус 9,11 9,94 9,75

2 3 3 Кларитин 11,10 9,81 8,80

4 4 4 Зиртек 8,88 8,97 8,72

6 5 5 Фенистил 5,71 6,64 6,99

5 6 6 Тавегил 6,51 5,95 6,04

12 8 7 Диазолин 2,76 3,96 5,60

8 7 8 Цетрин 3,38 4,27 4,86

14 9 9 Ксизал 2,23 3,61 3,21

17 16 10 Зодак 1,51 1,90 2,90

Прочие 31,80 29,55 26,98

Анализ структуры рассматриваемого сегмента по МНН показал, что на препараты третьей генерации показывают существенные темпы роста объемов реализации — МНН цетиризин занимает 17,5% объемов реализации в денежном выражении и является лидером рейтинга МНН по объему продаж (рис. 3). МНН хлоропирамин (15,9%), лоратадин (14,3%), дезлоратадин (9,6%) и диметин-ден (7,0%) дополняют «пятерку» лидеров. В 2009 г. на долю Топ-5 пришлось свыше 64% объемов реализации, и это несколько выше, чем в предыдущие два года. В период 2007—2009 гг. продажи лора-тадинов значительно снизились, тогда как цетиризины заметно увеличили утствие на рынке.

Из числа 17 лекарственных форм, представленных в дан-

Птаблица^И Топ-10 корпораций по объему продаж в 2007—2009 гг.

Рейтинг Корпорация Доля в общем объеме продаж, %

2007 2008 2009 2007 2008 2009

1 2 1 Servier/Egis 20,82 18,79 18,58

2 1 2 Merck Sharp & Dohme 20,21 19,75 18,54

3 3 3 Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 16,34 16,30 16,24

13 7 4 «ЮСБ ФАРМА С.А.» 1,20 3,61 7,50

6 5 5 Dr. Reddy's Laboratories Ltd. 3,38 4,27 4,86

5 6 6 Sanofi-aventis 3,76 4,00 4,82

4 4 7 Solvay Pharma 8,88 8,97 4,44

7 8 8 Nycomed 2,85 2,78 2,32

10 10 9 «Олайнфарм Олайнский ХФЗ» АО 1,89 1,72 1,92

16 13 10 «Валента» («Отечественные лекарства») 0,84 1,25 1,90

Прочие 19,82 18,56 18,87

Источник: IMS Health

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

15

РИСУНОК 2

I Структура рынка антигистаминных препаратов по каналам дистрибьюции

1 — Больничный, 6,31%

2 — ОНЛС, 0,48%

3 — Розничный, 93,22%

Источник: IMS Health

1

2010 мпрт РШШ1ШМ

ном сегменте, наиболее популярной являются таблетки. Продажи таблетированных антигистаминных препаратов в 2009 г составили порядка 68% рынка в денежном выражении (60% в упаковках). В списке самых продаваемых лекарственных форм находятся капли (10,3%), раствор для инъекций (7,5%), гель и драже (по 5,3% каждая). В течение последних 3 лет список ведущих торговых наименований на рынке антигистаминных препаратов оставался относительно стабильным. Наиболее заметные структурные изменения произошли в 2008 г., когда в составе десяти ведущих препаратов появились два новых участника — Диазо-

РИСУНОК 3

I Структура рынка антигистаминных препаратов по МНН

О1-—-L

2007

I I— прочие I I — Диметинден I I — Дезлоратадин I I — Лоратадин

I I — Хлоропирамин ■ — Цетиризин

2008

2009

Источник: IMS Health

16

АНТИГИСТАМИННЫЕ ПРЕПАРАТЫ. ОБЗОР РЫНКА 2007-2009 ГГ.

РШШииМ 2010 апрель

лин и Ксизал. В 2009 г. на десятую строчку рейтинга поднялся Зодак, потеснив прежнего участника — препарат Кестин. Высокая динамика продаж отмечена для препаратов нижней части списка, что обусловило рост их рыночных долей. На протяжении последних 3 лет Супрастин — препарат первого поколения — является безусловным лидером продаж с долей рынка 16,2% (табл. 1).

В целом, в период 2007—2009 гг. десять ведущих антигистаминных препаратов аккумулируют порядка 3/4 рынка.

В целом, на рынке представлена 121 компания-производитель, из их числа российских компаний — 43. По данным на 2009 г. на долю российских лекарств в данном сегменте приходится лишь 7,3% продаж в денежном выражении (29% в упаковках). На протяжении 2007—2009 г. рейтинг ведущих корпораций также претерпевал незначительные изменения (табл. 2). В 2009 г. на десятую строчку рейтинга поднялась «Валента» («Отечественные лекарства»). Особо стоит от-

метить компанию «ЮСБ Фарма С.А.», вошедшую в 2008 г. в «десятку» с долей рынка 1,2%. Активно наращивая объемы реализации в 2009 г., «ЮСБ Фарма С.А.» поднялась на 4-ю позицию в рейтинге. Компания Servier/Egis, уступив два года назад лидерскую позицию Merck Sharp & Dohme, в 2009 г. продемонстрировала опережающие темпы роста и возглавила список ведущих компаний. Solvay Pharma отличилась двукратным падением доли рынка в 2009 г. и опустилась на четыре строчки вниз. Первые десять корпораций аккумулируют свыше 80%.

Ценовая сегментация рынка антигис-таминных препаратов представлена на рисунке 4. Необходимо отметить, что основным фактором, повлекшим изменения структуры ценовых сегментов, в период кризиса 2008—2009 гг., являлась высокая инфляция. Большое количество генерических препаратов переместились из «низкого» в «средний низкий» ценовой сегмент — Кларидол, Клемастин, Кларготил и некоторые другие, средняя стоимость которых на протяжении предыдущих периодов не

превышала 60 руб. за упаковку. «Средний» ценовой сегмент — от 90 до 150 руб. (36,8% продаж) — также пополнился многочисленными торговыми наименованиями: Тавегил, Супрастин, Кларотадин и др. «Средний высокий» ценовой сегмент, напротив, значительно потерял в доле рынка, причем как по причине падения объемов потребления данной группы препаратов (например, Телфаст — 24,5% в упаковках), так и вследствие перехода Эриуса в «высокий» ценовой диапазон (средняя стоимость в 2009 г. составила 330 руб.). По итогам 2009 г. рынок антигиста-минных лекарственных средств превысил 7 млрд. руб. в конечных ценах, при этом показатель потребления на душу населения составил 39,2 руб. В кризисный период 2008—2009 гг. рост объемов продаж антигистамин-ных лекарственных средств, как и рост фармацевтического рынка России в целом, определяла инфляция. Увеличение стоимости препаратов обусловило структурные сдвиги в ценовых сегментах.

Ф

■54

С-йпредес-дютйпн Kawprccj: ЦйДОГйВДДОйАД -д.ир#п-др*ГУ Ч^ИИ "ЧПи-тт*и г-ИГ™>1Й /Урурген фмроовд

бс'арннЛ.л - л-т^-ггр ЩССК гМ АН Благой РЛМН ацдо*« -А'-'П ШМ^ШЛН -Пфйый '■'ГНхчы в I ininr™ iftira» Шрйпьг^коаэ И А - Г^пмщрпвъ

ссщ^мпгс рн_иа "ТреачЛ'Т AJKF

Г^СфММО

QTOtTCK'-ribit секрртари'

."/.иу .Чй lKili:Hj И fi

GcpriHflJ-lBnÜ.Ü (ItaH П А.

üpfНМЫМ 1-ВГ Кг+Н1Т1ПС£Л

Aep«:

125412 МОСЛЫ Tjn.MiwIlJH tn д3 фГУ ■ МИИ пгдичг^м "

ДЭТЦОСЙ l^h^ll FX JCA'^J- •-ПХЛ/ ' Дгг-J или? -"P НфртЛВ -ш rr [t,M-TH п ргш

ilih i:imv-«i h'l.iH-Lrm" -¿lETOW dpüHOr£IVn2CI0t-T.n: |4K| 1-01 ibjioc: 11-01

EHiUil.JWCüTligrtka lu

Hteniri: www u'i n-rni и

ЛССНЩЩН! IL If im bUpilllU.MMllM Г|Ч'ьИМ ф| У ■ KV'LinilpJMlii МНИ 11L1 111111 P111! К ;М1€Е1||1 лИГЧ'Н INI ий-

H.i- in, ill I ■111 p tep.DWBomcj niL. Iiil ЧпГ'; рч nil им. Л.JI. Ыку kiia Р.ЧМ.11

.'kl..ip..l',lLlll '. 11'-. 11F. -.' HI'. 111L-1111 :-l MllLLL.I

Кощпт оЛществшмш üiii-jjP Llp.iiniiiiuiiui VIixkimj IlL'upiicvHiivh'HH Кинг jif-i't' <.<, li'Ti1 кn+i к^|1,щ(цтгии 2(1 111» Mockdd. 1-3 ИЮЛЯ 2U1U г.

YuKuchiut Ш.ПП11

l-.l llu.ni nitlii.il H M-.ILKIK-1 и Im 11 j 11 r-*i I hjTH|»-'fH-^l|-ii.ltllpi*HT'.M!r. IKI MitKtol, IKi UJKCV: ■ !■■— hi jii A|k1^i. . I V-l Гг. |7i ii|Kihv h"|. i^i:"! v. Iiinii V I 1-Цч-|чц\ шЧ'кий Kimm |ч1-. г i'h:ii к .р мм1- мм мм I4 11"-■ i|': iiii:li|" м h'i "м L":I ■■. ¡.'i i-l..i: ..ij' |i|ii ни гч ^llllli- AAHUHÜimil üilivn^ ■ApHflDOfDH I'.Ml-iii

■4>1 V Ф VfivwiK'KilÜ I Hill ................ K-Usiiii .......................................MÜH. ЩушыН uwip «Tiu-HIIM-

i.4in Mii. rnii ччргрмм' SM. -\.H. тД РЛМН. ДетирИнСш ирКШДОжмт ЧискЬЫ "Кмчмк! öü-IIU.ll &М1ЫХ СКЧ Н.Й ripwwn Г.щ гщ* Mihi ЛЫ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целый |-!"||1[ЧЧ\:| JHLI^TIill ■.■"■|jJ IIIhKITO ПКШиЛПСЮГ NU iXI'OV ip.*"1lbCr'M.l||;| ц.-KM il г-'"- I ■'■ пик-ЩШ1Ш II MlktTVlKnL' MK.IfVJIIIk1 ПфВДНН J3 НУЩрНПШ 1ИиНШ>пЛ. OnrilKHItt ОИЫГ-1 рйБЙПВйй " HH-Г■ ■ 11;■ 11 .iLTLBtfl кщшткчш' b злпюпкЦ ПГЕНН! ii npi4^tTTjK,iHiud;p:K,iikvL4>T]:iMLTifL,siCu'.iL'uiiiil>< JCILUHJ lhMp.41 I. 4liPL.U;.lfl|ML' IT' H-'PllhJI IN -. lüi ipjll l_ 'INN pi -JkI |Ы КГТСКГП КирЛМЦ-.ПИИН. ООС^Т.и-ll№ lipi. ■ 1111 '-.ИИ-■/■ -1111H -. 11 ■ ■ 11 p I ■ l'-i ■ h I JII ß! IM Г TUihl К ПЗИМН'Щ ЛИПОЙ L'lin L4JU. Olipf.ldr

• iL ■Ilk' (1ПК1МН1М L'l l'ill L'l INI ptlMIMTIII >JKK.'II Klfi.HVi.l'.i 1ПКНЛП r.T^THÜU ID Li. ■ I- l-J ■■ IL- ■ 11111 I ЛШ. I i. «J l*iKII IWMII ptus Kj'lv IVKJM I Mjf Mb

■ .VjCri ;l ii«Ul' ■■■гг-^!-' JPmmH ни

■ blfCOK.inillNl! lh | l'KII CCfLHia

■ . Illlh-IÜ1!£1H II Hltl tfUHiPHIBH Upll ПяЛ. иМ 1Ы . l-iI unl il Wi Ip j. ij

I 1\ичц| и ^мч . iTWID i>':pii" .1

■ КрйншчЕсгая cipflrou HiaMTimumTb

■ b.i k ли -in;IГ1 ■ J h :k|i- '.ip ii

■ Ар iLpilM-lklLU ШКртН Mil

■ llllJn'KMMi - MMid K;fl.l.,KI. Ц1111Н

■ EIlOIIII 3.IKIIJ1 L-Jip |Hи НЧМЯ

■ Mlh.'I k'4;n.iL L"jp ■ 11 ■ 1.11 ■ 11 - .4

■ f.'iinmnM n if f ПГТГЩР1»

■ I . 1цХмСпны4 чСКИ 14 миtj ;i. »I ........... vh- i «ip in..........

■ I. l||ipT"l-JH W.IMIIIIIIJ

■ HIML-.I. nutcp i.'ii ■ ,-k I'll cHcieuj ii|>i (ндтичсош ^ЬЬПЕШЛШ

■ .............L'l ICpJIIhH i\.-]\il - iin-MiLi. i.i". i i\ lm\< амшимИ ;. il lM

rj^L-brJII^VnilVTT Jh'hll. JA\1VJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.