Ян Шанжун
Институт истории и культуры, Северо-Западный педагогический университет.
Американская пропаганда времен Холодной Войны и кризиса с венгерскими беженцами в 1956 году*
Аннотация. Данная работа отражает исследования содержания американской пропаганды в середине прошлого века. Автор изучает последствия венгерского восстания 1956 года, в ходе которого 200 000 венгров стали беженцами, что привело к самому серьезному кризису беженцев со времен холодной войны. Возникновение проблемы венгерских беженцев имеет множество внутренних и внешних причин и является результатом совокупности внутренних и внешних факторов. Данная конфликтная ситуация напрямую связана с социальными потрясениями, которые были вызваны вводом советских войск на территорию Венгрии для подавления восстания и яростным сопротивлением венгерского народа. Также это обусловлено пропагандой США в Венгрии в начале холодной войны. Нестабильная социальная обстановка во время венгерских событий и пропаганда запада вызвали у некоторых граждан Венгрии сильное беспокойство за будущее, а некоторые участники боялись советского возмездия, и бегство казалось им единственным выходом.
Поэтому в контексте данного исследования основной целью является изучение американской пропаганды времен холодной войны в 1956 г. Объектом исследования выступают события холодной войны и кризис с венгерскими беженцами в данный период. Предмет - американская пропаганда в указанное время.
Ключевые слова: пропаганда времен холодной войны, США, венгерские беженцы 1956 года, американская пропаганда, национальная безопасность, политический курс развития, холодная война, коммунистический режим, Советский Союз.
Yang Shangrong
Institute of History and Culture, Northwestern Pedagogical University.
American propaganda during the Cold War and the Hungarian refugee crisis in 1956
Abstract. This work reflects research on the content of American propaganda in the middle of the last century. The author explores the consequences of the 1956 Hungari-
© Ян Шанжун, 2024.
an uprising, during which 200,000 Hungarians became refugees, which led to the most serious refugee crisis since the Cold War. The emergence of the problem of Hungarian refugees has many internal and external causes and is the result of a combination of internal and external factors. This conflict situation is directly related to the social upheavals that were caused by the entry of Soviet troops into the territory of Hungary to suppress the uprising and the fierce resistance of the Hungarian people. This is also due to the US propaganda in Hungary at the beginning of the Cold War. The unstable social situation during the Hungarian events and the propaganda of the West caused some Hungarian citizens to be very worried about the future, and some participants were afraid of Soviet retaliation, and flight seemed to them the only way out.
Therefore, in the context of this study, the main goal is to study American propaganda during the Cold War in 1956. The object of the study is the events of the Cold War and the crisis with Hungarian refugees during this period. The subject is American propaganda at the specified time.
Key words: Cold War propaganda, USA, Hungarian refugees of 1956, American propaganda, national security, political course of development, cold War, communist regime, Soviet Union.
Введение.
Актуальность данного исследования отражается в необходимости исследования проблем, возникающих в связи с активной американской пропагандой в Европе в середине 20 века. При этом некоторые исследователи [1] отмечали множество негативных тенденций, связанных с данной политикой в обществе.
Начало холодной войны ознаменовалось сменой курса США по отношению к Восточной Европе, обусловленное угрозами национальной безопасности Америки. Поэтому преобладающим направлением контроля СССР над государствами-союзниками в Восточной Европе (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания и Восточная Германия) явилось нарушение баланса сил в Европе [2, с. 34]. В целях смены данной ситуации, в США в 1952 г. была сформулирована «Политика освобождения», чтобы направить и убедить народы Восточной Европы против коммунистических режимов с помощью пропаганды в годы холодной войны. В качестве основных методов реализации «Политики освобождения» можно назвать политическую, психологическую и пропагандистскую войну, то есть достижение своих целей невоенными средствами. Венгрия, находившаяся в центре событий, была главной мишенью американской пропаганды времен холодной войны.
Л.Г. Дадян отмечает смену политики «сдерживания» Трумена в отношении стран коммунистического мира, которая активно критикуется республиканской партией на более активное воздействие в отношении стран-
потенциальных союзников. Именно в данный период зародилась политика «Освобождения Европы» [1, с. 84], которая стала основным направлением политики США в Восточной Европе в середине прошлого века.
В контексте этого нами была определена основная цель исследования - изучение американской пропаганды времен холодной войны в 1956 г. Объектом исследования выступают события холодной войны и кризис с венгерскими беженцами в данный период. Предмет - американская пропаганда в указанное время.
В ходе работы нам представляется важным определить основные направления пропагандистской деятельности США, а также реакцию на них венгерского народа.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд научных задач:
1. Выявить содержание американской пропаганды в отношении венгерского населения в 1956 г.
2. Определить значимость американских СМИ в формировании жизненной позиции венгерского населения.
методы и методология. В качестве основного метода нами использовались теоретический и сравнительный анализ различных точек зрения на события, происходящие в Венгрии в 1956 г. и влияние американской пропаганды на настроение венгерского населения.
Для большей объективности мы проанализировали публикации современных авторов из различных стран. Статьи российских исследователей (Л.Г. Дадян, Е.Г. Сакович, В.П. Румянцев) анализируют американскую пропаганду не только с точки зрения приверженности Америке, но и как инструмент антисоветской политики.
Западные исследования (Csaba Bekes, Janos M. Rainer,Malcolm) посвящены активизации потенциала американских СМИ для привлечения максимального количества венгерской молодежи на сторону Америки и предоставления возможности жизни в США, тем самым, косвенно отдаляясь от политики, близкой Советскому Союзу.
Основная часть.
Содержание американской пропаганды в отношении венгерского населения в 1956 г.
В течение истории развития человечества для эффективного ведения войны использовались не только вооруженные, но и идеологические средства воздействия на население. В каждом случае они имели определенные цели (паника, страх, агитация, побуждение).
Говоря об агитации, проводимой США, важно отметить, что она имела две цели: привлечение США большей части венгерского населения на свою сторону и антисоветские тенденции, которые должны были отвер-
нуть потенциального союзника от СССР [1].
Пропаганда в западном контексте в годы холодной войны оказала большое влияние на венгерское население. В 1955 году посольство США в Австрии в телеграмме, направленной в Госдепартамент США, сообщало о воздействии на мышление венгров через распространение листовок с помощью воздушных шаров. Там написано: «Такая пропаганда позволила венграм поверить, что они не забыты (США) и не брошены на произвол судьбы» [3]. А эскалация конфликта в Венгрии в 1956 году была напрямую связана с продолжающейся пропагандой через радио «Свободная Европа», «Радио Свобода», «Голоса Америки». «Американские радиопередачи вводили венгерский народ в заблуждение, заставляя его верить, что Соединенные Штаты окажут ему надежную помощь в случае конфликта с Советским Союзом» [2].
Перед венгерскими событиями 1956 г. часть венгров бежала на Запад, поддавшись пропаганде американских радиопередач. Прославление западного общества американской радиопропагандой, особенно описание американского общества как «золотого общества» (Gold Society), было очень привлекательным для ее слушателей, особенно для молодых венгров, и стало одним из основных мотивов оттока молодых венгров во время венгерского восстания. «По их мнению, американское общество - это экономическое общество, открытое для всех, где индивидуальные способности, творчество и упорный труд могут привести каждого на вершину радуги».
Также некоторые программы «Голоса Америки» говорили о том, что жизнь венгров в Соединенных Штатах обустроена замечательно. Венгры рассказывали о том, как смогли построить жизнь, открыть бизнес и добиться успеха. Они показывали на примерах преимущества жизни в Америке, возможностях покупок автомобилей, домов и заработка больших денег [4]. Подчеркивалось, что данный образ жизни доступен для простых рабочих, крестьян, которые становились фермерами, а также в данном плане была привлекательна стабильность будущего, возможность не только получения финансовых льгот, но и дополнительных заработков, что позволит семье жить безбедно.
Кроме того, венгерское население привлекалось ассортиментом товаров и продуктов, которых, по сравнению с Советским Союзом, было изобилие и разнообразие, что было немаловажно для обеспечения жизнедеятельности и повышения уровня жизни.
Американская радиопропаганда способствовала принятию венгерской молодежью американских ценностей и желанию построить новую жизнь в новой стране. Слушая передачи о свободной новой жизни, жители Венгрии, в особенности молодежь, мечтали о свободе, возможности
делать, что пожелаешь в рамках закона, карьере и финансовом благополучии [5].
Помимо увлечения американским обществом, некоторые венгры бежали из-за того, что американские радиостанции подстрекали молодежь к борьбе против Советской армии во время венгерского восстания, а позже преувеличивали репрессии советской армии против участников событий, что подталкивало их к побегу. Радио «Свободная Европа» в начале венгерского восстания передавало венграм, что «если вы продержитесь три дня, то придет помощь с Запада. Добровольцы из Канады, Италии и Испании заверили венгров в эфире радио «Свободная Европа», что они готовятся к действиям» [2].
Во время венгерского восстания радио «Свободная Европа» создало для венгерских слушателей специальную программу «Полковник Белл» (Colonel Bell), склоняя тем самым венгров к насильственному сопротивлению. В этой программе Белл говорил: «Мировое общественное мнение полно уважения к венгерскому народу! Ключевым словом в британских СМИ стало «понимание» венгерского народа, а еще спокойными и простыми словами выражали похвалу венгерскому народу. Эти горячие похвалы через океаны придали мужества молодым венгерским борцам за свободу» [2, с. 105].
В качестве главной цели, данной этой программы исследователи называют агитацию венгров за военные действия против Советского Союза и провести обучение сопротивляющихся по организации организованной борьбы и военизированных конфликтов. Это сыграло немалую роль в увеличении масштабов и серьезности всего венгерского восстания. Радиопередачи, говорили о том, что подобные действия приведут венгерское население к счастливой жизни, обеспеченному будущему и даже факт борьбы с противником, который превосходил венгров по численности, не пугал их, а наоборот- поднимал их боевой дух. Например, в передаче от 28 октября 1956 года, полковник Белл обучал молодых венгров делать самодельные бомбы. «Из всех способов изготовления самодельного оружия первым в очереди стоит колба, известная как «коктейль Молотова» (Molotov cocktail). Все, что вам нужно для изготовления этого оружия, -только винная бутылка и литр бензина, который вы наполняете бензином, добавляете в него немного желтого люминофора и закупориваете бутылку. С этим простым оружием мы прятались на улице и ждали, пока мимо проедут советские танки. Затем мы выпрыгивали и бросали их в узкий воздухозаборник, расположенный в двух-трех метрах над двигателем танка [2, с. 288].
Значимость американских СМИ в формировании жизненной позиции венгерского населения в период кризиса 1956 г.
Безусловно, у США не было желания вступать в открытый конфликт с Советским Союзом, и пропаганда холодной войны против Венгрии была частью их политики в отношении стран Восточной Европы, которую они хотели использовать только как возможность ослабить контроль Советского Союза над восточноевропейскими странами. После второго ввода советских войск такие радиостанции как «Голос Америки» и «Свободная Европа» предоставили дезинформацию о советских ответных действиях, главной целью которой было стремление вызвать новые волнения в Венгрии и побудить жителей к бегству. Большинство венгерских беженцев объяснили свой побег из страны именно тем, что услышали подобную информацию и испугались за свою жизнь и будущее своей семьи [4, с. 16]. Американские СМИ широко использовали в своей агитации общечеловеческие приоритеты и ценности, которые не всегда были доступны венгерскому населению, разговоры о материальном благополучии и стабильности были основной идеей подобных радиопередач.
Несомненно, американская пропаганда в Венгрии была успешной, и подавляющее большинство молодых беженцев заинтересованно слушали западные передачи. Подобная политика вызвала у части венгерской молодежи желание жить в США, а в контексте совершения Венгерского восстания, нестабильной внутренней политической и экономической ситуации были созданы условия для их бегства на Запад. В этот период, во время венгерского восстания западные радио, особенно радио «Свободная Европа», непосредственно несло ответственность за эскалацию конфликта в Венгрии. Обучая венгерскую молодежь активным действиям против Советского Союза, руководство Америки углубило конфликт, в ходе которого число жертв увеличилось. Это обусловило бегство венгерской молодежи после подавления восстания Советскими войсками, и это привело к потере человеческих ресурсов Венгрии, наиболее ценных, в свете того, что это были молодые, здоровые, грамотные люди. Гораздо позже правительство Соединенных Штатов это признало [2, с. 105]. Данные потери были констатированы, однако, конечно же невосполнимы, поэтому население Венгрии отмечало о возрастающем негативном влиянии американской пропаганды и принятии взглядов, близких Советскому Союзу. Подобный факт оказал неизгладимое впечатление на мнение венгров более старшего поколения, среди которых были отмечены антиамериканские позиции и желание противостоять молодежи. Этому также способствовало отсутствие реальных действий со стороны Америки [6]. Все сводилось к радио и телепередачам, различным статьям и буклетам, которые массово раздавались среди молодежи, изготовленные теми, кто мечтал о счастливой жизни.
Е.Г. Сакович [7] также отмечает, что в данной пропаганде содержалось
не только американское, но и антисоветское содержание, т.к. целью США было не только привлечение внимания к своей стране, но и настраивание венгерского населения против СССР. Операция «Американское убежище», которая была начата в отношении беженцев из Венгрии в Европу [8], привела к массовому оттоку венгров в США, которые в последствии стали также эффективным инструментом американской пропаганды.
По мнению В.П. Румянцева [9], самое точное определение американской пропаганде в отношении восстания в Будапеште дал специалист по аналитике ЦРУ США Б. Макколи, который охарактеризовал ее как «активное невмешательство», которое сводится к пропаганде американского образа жизни, информированию о том, какая более интересная и перспективная жизнь реализуется в образе жизни, близком США.
Boyle P. [10] подтверждает, что данная пропагандистская политика стала настолько активной и навязчивой, что ее усиление начинало постепенно вызывать отторжение и поиск альтернативного поля влияния. В контексте понимания того, что американское руководство использовало венгерский кризис в своих целях, для получения нового союзника и возможность усилить свои позиции в Европе, Будапешт активизировал самостоятельную активность и сотрудничество с другой мощной державой- Советским Союзом.
Заключение.
В качестве основного вывода по данному исследованию необходимо отметить, что американская пропаганда имела достаточно сильное влияние на европейское общество в период венгерского кризиса 1956 г. Нестабильная социально- политическая обстановка, волнения в обществе, особенно среди молодежи, являлись основой для расширения сферы влияния Вашингтона путем продвижения американской пропаганды.
Однако, важно отметить, что данная политика не имела должного эффекта из-за того, что влияние СССР также было достаточно сильным и конечно же, в контексте единства политического строя, являлось более близким к венгерскому. Кроме того, со стороны США не было оказано реальной помощи ни официальному правительству Венгрии, ни мятежникам, что, безусловно, имело негативный эффект и снижало авторитет пропагандистских методов Америки в Венгрии.
Библиографический список:
1. Дадян Л.Г. Конгресс США и концепция «Освобождения Европы»: 1950-е гг. // Вестник Государственного
университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2020. № 1. С. 83-90.
2. Csaba Bekes, Janos M.Rainer, Malcolm Byrne,eds.,The 1956 Hungarian Revolution:A History in Document..
Central European University Press , 2000. 34 p.
3. http://digital.library.wisc.edu/1711.dl/FRUS.FRUS195557v25,2015-10-25.
4. Media of Communication and Free World as Seen by Hungarian Refugees,Division of Radio Evaluation Depart
ment of State,International Public Opinion Research,Inc.Empire State Building,New York City. 1956. 32 p.
5. CURPH Interview 14-F with a 1956 Hungarian Refugee: 21 Years Old, Female, Chemical laboratory technic-ian",
1957. HU OSA 414-0-2-7, Open Society Archives at Central European University, Budapest, 43 p.
6. Каори Кимура, Стыкалин А.С. Югославский социализм: взгляд из Венгрии (1956 г.) // Славяне и Россия.
2020. № 1. С. 390-409.
7. Сакович Е.Г. Современная российская и англо-американская историография венгерских событий 1956 г.
// Весшк БДУ. Сер. 3. 2021. № 2. С. 33-37.
8. https://www.uscis.gov/about-us/our-history/stories-from-the-archives/operation-safe-haven-the-hungari-
an-refugee-crisis-of-1956. (Дата обращения: 24.03.2024)
9. Румянцев В.П. Венгерский мятеж и Суэцкий кризис 1956 г.: пределы и возможности американской ди-
пломатии // Известия АлтГУ. 2019. № 5 (109). С. 69-76.
10. Boyle P. The Hungarian Revolution and the Suez Crisis // History. 2005. Vol. 90. № 4. Р. 33-38.
Reference
1. Dadyan L.G. US Congress and the concept of "European Liberation": 1950s. // Bulletin of the State University of
Education. Series: History and political sciences. 2020. № 1. P. 83-90.
2. Csaba Bekes, Janos M.Rainer, Malcolm Byrne, eds., The 1956 Hungarian Revolution: A History in Document..
Central European University Press, 2000. 34 p.
3. http://digital.library.wisc.edu/1711.dl/FRUS.FRUS195557v25,2015-10-25.
4. Media of Communication and Free World as Seen by Hungarian Refugees, Division of Radio Evaluation
Department of State, International Public Opinion Research, Inc. Empire State Building, New York City.
1956. 32 p.
5. CURPH Interview 14-F with a 1956 Hungarian Refugee: 21 Years Old, Female, Chemical laboratory technic-ian",
1957. HU OSA 414-0-2-7, Open Society Archives at Central European University, Budapest, 43 p .
6. Kaori Kimura, Stykalin A.S. Yugoslav socialism: a view from Hungary (1956) // Slavs and Russia. 2020. № 1.
P. 390-409.
7. Sakovich E.G. Modern Russian and Anglo-American historiography of the Hungarian events of 1956 // Vesnik
BDU. Ser. 3. 2021. № 2. P. 33-37.
8. https://www.uscis.gov/about-us/our-history/stories-from-the-archives/operation-safe-haven-the-hungari-
an-refugee-crisis-of-1956. (03.24.2024)
9. Rumyantsev V.P. The Hungarian rebellion and the Suez crisis of 1956: the limits and possibilities of American
diplomacy // News of Altai State University. 2019. № 5 (109). P. 69-76.
10. Boyle P. The Hungarian Revolution and the Suez Crisis // History. 2005. Vol. 90. № 4. Р. 33-38.