Научная статья на тему 'АНТИЕГИПЕТСКИЕ МОТИВЫ В ИУДЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ I В. Н. Э'

АНТИЕГИПЕТСКИЕ МОТИВЫ В ИУДЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ I В. Н. Э Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИУДЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИУДЕЯ / ЕГИПЕТ / ИОСИФФЛАВИЙ / ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хрусталёв Вячеслав Константинович, Филатов Алексей Андреевич

В статье рассматриваются проблемы, связанные с многовековойвраждой между евреями и египтянами и ее отражением в иудейскойапологетической литературе I в. н. э. Авторы также прослеживаютраспространение антиеврейских стереотипов в Римском мире и рольв этом процессе египтян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-EGYPTIAN MOTIVES IN THE JEWISH LITERATUREOF THE FIRST CENTURY A.D

The phenomenon known as «anti-Semitism» is one of the most discussed questions in the modern world. This term is usually associatedwith the tragic events happened in the 20th century, in period of Nazirepressions and the Holocaust. However, the emergence of bias againstthe Jews is to be dated back to Antiquity. Some anti-Semitic ideas occuralready in the works of the ancient Greek and Roman authors. The presentarticle examines the problems associated with the centuries-old hostilitybetween the Jews and the Egyptians and its reflection in the Jewish apologetic literature of the first century A.D. The authors also trace the spreadof anti-Jewish stereotypes in the Roman world and the role of the Egyptians in this process. Both Greek and Latin literature contain a considerablenumber of passages against the Jews and their religion. In the first centuryA.D. the existing anti-Semitic myths were used in systematic anti-Jewishpropaganda. A large number of such myths that influenced the Greek andRoman authors had appeared in ancient Egypt and were connected withthe early period of Jewish history, namely with the Age of Moses. The riseof anti-Semitic sentiment caused response from some Jewish intellectualswho aimed to protect the honour and reputation of their nation in the eyesof the Greeks and Romans. That is why in the Jewish literature of the firstcentury A.D. anti-Egyptian passages became very common.

Текст научной работы на тему «АНТИЕГИПЕТСКИЕ МОТИВЫ В ИУДЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ I В. Н. Э»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

УДК 94(569.4).016+94(32).07 В. К. Хрусталёв, А. А. Филатов

I АНТИЕГИПЕТСКИЕ МОТИВЫ | В ИУДЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ I в. н. э.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с многовековой враждой между евреями и египтянами и ее отражением в иудейской апологетической литературе I в. н. э. Авторы также прослеживают распространение антиеврейских стереотипов в Римском мире и роль в этом процессе египтян.

Ключевые слова: иудейская литература, Иудея, Египет, Иосиф Флавий, Филон Александрийский.

На сегодняшний день пристальное внимание привлекает тема антисемитизма. Активно обсуждаются вопросы, связанные с еврейскими погромами, гонениями, жизнью в диаспоре. Рассматривая эти проблемы, исследователи обыкновенно уделяют внимание событиям XX в. — Холокосту, преследованиям со стороны нацистского режима в Германии и т. д. Однако корни этого явления уходят глубоко в древность, и их можно обнаружить еще в эпоху античности.

В нашем распоряжении имеется ряд произведений античных авторов, позволяющих представить характер отношений евреев с греко-римским миром в период эллинизма и ранней Римской империи. Среди них особого внимания заслуживают сочинения Диодора Сицилийского и Цицерона. Мы располагаем также несколькими памятниками иудейской литературы, которые носят ярко выраженный апологетический характер. Как представляется, авторы этих произведений ставили перед собой цель примирить стороны в условиях конфликта. При этом апологеты делают исключение для одного народа, с которым, по их словам, иудеи не должны идти ни на какой компромисс, — египтян. С чем может быть свя-

зана подобная нетерпимость? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать имеющиеся источники.

Еврейская община появляется в Александрии уже при первых царях из династии Птолемеев, через несколько десятилетий после ее основания в 332 г. до н. э.1 Об этом, помимо нарративных источников, свидетельствует появление в городе в этот период отдельного иудейского некрополя2. Первые иудеи, поселившиеся в Александрии, по всей видимости, оказались там не по своей воле: они были захвачены в плен в Палестине во время похода Птолемея I Лага в 312-311 гг. до н. э. и включены в состав александрийского гарнизона на правах военных колонистов (kotoikoi). При Птолемее I и его потомках началось и добровольное переселение евреев в Египет, вызванное, в первую очередь, экономическими причинами (Ios. Ant. Iud. XII. 9; Contra Apion. I. 186-189)3. В Александрию стекались представители всех сословий — и простолюдины, и знать. Например, иудейский первосвященник Ония IV, лишенный сана политическими оппонентами, около 162-160 гг. до н. э. со своими сторонниками бежал из Иерусалима ко двору Птолемея VI Филометора, был тепло принят и имел там определенное влияние (Ios. Contra Apion. II. 49; Ant. Iud. XII. 387; XIII. 62-73)4. Птолемеи проводили в общем мирную политику по отношению к египетским иудеям, и в источниках нет следов регулярных и систематических гонений. Немногочисленными исключениями были конфликт диаспоры с Птолемеем IV Филопатором (III Макк. II. 28-30; III. 21-23), а также репрессии против евреев Птолемея VIII Фиско-

1 Иосиф Флавий (Ios. Contra Apion. II. 36-37, 42; Bel. Iud. II. 487) утверждает, что право селиться в Александрии было дано иудеям самим Александром Великим, однако большинство исследователей ставят под сомнение историческую достоверность его рассказа (см., например: Smallwood E. M. The Jews under Roman Rule: From Pompey to Diocletian. Leiden, 1976. P. 221, n. 7; Gambetti S. The Alexandrian Riots of 38 E.C. and the Persecution of the Jews: A Historical Reconstruction. Leiden; Boston, 2009. P. 23).

2 См.: Horbury W., Noy D. Jewish Inscriptions of Graeco-Roman Egypt. Cambridge, 1992. P. XIII-XVI.

3 См. подробнее: Fuchs L. Die Juden Aegyptens in ptolemäischer und römischer Zeit. Wien, 1924; S. 5-7; Smallwood E. M. Op. cit. P. 221; Barclay J. M. G. Jews in the Mediterranean Diaspora: From Alexander to Trajan (323 BCE-117 CE). Edinburgh, 1998. P. 20-29; Gambetti S. Op. cit. P. 23-29.

4 См.: Smallwood E. M. Op. cit. P. 221-222; Barclay J. M. G. Op. cit. P. 36-37.

на, причиной которых, однако, была исключительно личная месть: александрийские евреи поддержали его соперников в борьбе за египетский трон, вдову Птолемея VI Филометора и ее малолетнего сына (Ios. Contra Ap. II. 50-55)5. Но в целом отношения евреев с царским двором Александрии можно охарактеризовать если не как дружественные, то, по крайней мере, как нейтральные. Сложнее складывались их отношения с населением города. Как утверждает А. Б. Ковельман, тема жестокости александрийской толпы была общей для произведений греческой литературы эллинистического периода6.

Толпа могла взбунтоваться против неугодного правителя, его родственников, военачальников, реже против евреев. По мнению А. Б. Ковельмана, ненависть к евреям в эллинистический период не стала доминирующим чувством7. Некое подобие того, что принято называть «антисемитизмом», начинает проявляться только на закате эпохи Птолемеев. В одном из документов, опубликованном в "Corpus Papirorum Iudaicarum" и датируемом первой половиной I в. до н. э., можно найти упоминание людей, «презирающих иудеев» (ßöeAuooopai'Iouôatouç) (CPJ. I. 141).

Рост антиеврейских настроений в Египте проследить крайне трудно. Не менее сложно выявить факторы, способствовавшие нарастанию напряжения. Как отмечает Д. Дэниэл, евреям было свойственно чувство собственной исключительности, корни которого необходимо искать в предписаниях иу-даизма8. Сюда можно отнести фанатичную приверженность обычаям предков, стремление сохранить собственную национальную идентичность путем запрета смешанных браков, особые религиозные предписания (такие как празднование субботы и запрет на поедание свинины) и, что имеет в данном случае наибольшую важность, отрицание существования богов языческого пантеона9. Следствием этого было, по меньшей

5 См.: Smallwood E. M. Op. cit. P. 224, n. 18; Feldman L. H. Jew and Gentile in the Ancient World: Attitudes and Interactions from Alexander to Justinian. Princeton, 1993. P. 86-92; Barclay J. M. G. Op. cit. P. 37-38.

6 Ковельман А. Б. Эллинизм и еврейская культура. М.; Иерусалим, 2007. С. 5-8.

7 Ковельман А. Б. Указ. соч. С. 5-8.

8 Daniel J. L. Anti-Semitism in the Hellenistic-Roman Period // JBL. 1979. Vol. 98. P. 47-65.

9 Поляков Л. История антисемитизма. Эпоха веры / Пер. с фр.

мере, подозрительное отношение к живущим в Александрии еврейским общинам. Более того, с точки зрения Д. Дэниела, монотеизму евреев была присуща некая основательность, а также «необычность», привлекавшая в их ряды нееврейское население, что также могло способствовать нарастанию напряжения10. Это мнение поддерживает Б. А. Тураев, который утверждает, что еврейская автономия существовала в условиях снисходительного отношения к ней со стороны властей, пока евреи не начинали требовать большего11.

До начала эпохи эллинизма греческий мир немного знал о евреях. Произведения писателей того времени дают крайне мало информации об этом народе, что может говорить о невысоком уровне их интереса к нему. Геродот (V в. до н. э.) вообще не упоминает иудеев в своей «Истории», хотя дает сжатое описание палестинских сирийцев, подвергающих себя обрезанию (Herod. II. 104). Гекатей Абдерский (IV в. до н. э.) посвятил евреям целую книгу, содержание которой кратко пересказывают Диодор Сицилийский и Иосиф Флавий. Насколько можно судить по этим свидетельствам, Гекатей одним из первых в греческой литературе дал подробное и довольно беспристрастное описание законов и обычаев иудеев, проявляя к ним уважение (Diod. Bibl. hist. XL. 3; Ios. Contra Apion. I. 183-212; II. 4). М. Штерн считает, что Гекатей сочувственно относился к евреям12. Феофраст (IV — начало III вв. до н. э.) упоминает популярную у евреев клятву «Корбан» (apud Ios. Contra Apion. I. 166167). Полибий (II в. до н.э.), подробно описывая события Пятой Сирийской войны (202-195 гг. до н. э.) между Селевкидами и Птолемеями на территории Палестины, не уделяет евреям особого внимания, судя по всему, вследствие незначительности их роли в этом противостоянии (Polyb. XXXVI. 39-40)13. Агатархид Книдский (II в. до н. э.), чей текст воспроизводит Иосиф Флавий, позволяет себе посмеяться над еврейским «простодушием» и суевериями, а также над обычаем празднования субботы,

В. Лобанова, М. Огняновой. М.; Иерусалим, 1997. С. 17-20.

10 Daniel J. L. Op. cit. P. 54-55.

11 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. 2 / Под ред. В. В. Струве, И. Л. Снегирева. Л., 1935. С. 254-256.

12 Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме / Сост., вступ. ст. и прим. М. Штерна; под ред. Н. В. Брагинской. Т. I: От Геродота до Плутарха. М.; Иерусалим, 1997. С. 20-24.

13 Также см.: Ios. Contra Apion. II. 84-85.

однако его пассаж не имеет цели оскорбить иудеев, и никакого выражения того, что принято называть антисемитизмом, мы здесь не видим (Contra Apion. I. 206-212).

Тем не менее, с течением времени в целом нейтральное отношение к иудеям греческих авторов, характерное для IV-II вв. до н. э., постепенно меняется на более негативное. Как было отмечено выше, рост антисемитских настроений можно проследить уже в I в. до н. э. по материалам, включенным в "Corpus Papirorum Iudaicarum". В эту же сторону изменяется настрой писателей-эллинов по отношению к иудеям. Одним из первых таких авторов является историк Посидоний (конец II — середина I в. до н. э.), высказывания которого о евреях дошли в пересказе Иосифа Флавия. Посидоний упрекал иудеев в непочтительности по отношению к богам. Также, по словам Иосифа, он «выдумывает небылицы» о Храме Соломона (Contra Apion. II. 79), но понять, что конкретно «выдумывал» Посидоний, из рассказа еврейского писателя не представляется возможным.

Вместе с ним Иосиф упрекает другого греческого писателя — ритора Аполлония Молона (I в. до н. э.) — в высмеивании иудейской религии и распространении ложных слухов о жизни Моисея. По словам Флавия, Аполлоний называл иудейского законодателя «колдуном и обманщиком». В этом случае свидетельства Иосифа несколько более информативны, чем в предыдущем. По его словам, Молон обвинял евреев в безрассудстве, безбожии и человеконенавистничестве (Contra Apion. II. 148), а также в нежелании идти на тесный контакт с другими этноконфессиональными группами (Contra Apion. II. 258). Особенно оскорбляет Иосифа пассаж Молона о том, что евреи — «самые бездарные из варваров» — являются единственным народом, не сделавшим никаких полезных для общества открытий и изобретений (Contra Apion. II. 148).

Похожие мысли относительно иудеев высказывает Дио-дор, повторяя пассаж Молона о запрете в их среде смешанных браков, а также способствуя распространению антиеврейской легенды о том, что их предками были больные проказой люди, изгнанные из Египта ради его «очищения» (Bibl. hist. XL. 3). Л. Фельдман характеризует зарождающееся представление греческих авторов о мизантропии евреев как следствие закрытости еврейского общества14.

14 Feldman L. H. Op. cit. P. 39-42.

Вместе с этим отрицательное отношение к евреям нельзя назвать общей тенденцией, поскольку такие известные писатели, как Страбон, Николай Дамасский, Тимаген отзывались о евреях в более положительном ключе (см.: Ios. Contra Apion. II. 84).

Выражаясь словами С. Я. Лурье, на рубеже новой эры начинается антиеврейская литературная кампания, которую открыли греческие писатели из Александрии — Лисимах и Херемон15. О них не известно ничего, кроме того, что сообщает Иосиф Флавий. Из его изложения можно понять, что основой для написания оскорбительных опусов этих авторов послужил материал, взятый из трудов Диодора, Посидония и Mолона, которых они, по сути, пересказывают, не привнося ничего нового. Херемон и Лисимах активно распространяют уже упоминавшийся миф о происхождении евреев от изгнанных из Египта прокаженных (Contra Apion. I. 288-312). Лисимах также повторяет рассказ Аполлония о «шарлатанстве» Mоисея (Contra Apion. II. 145).

Таким образом, можно заметить, как «антисемитские» взгляды постепенно проникают в круги греческих интеллектуалов и приобретают в них широкое распространение, а в процессе эллинизации Римского государства передаются римлянам. К примеру, речь «В защиту Флакка», принадлежащая M. Туллию Цицерону (106-43 гг. до н. э.), другу Посидония и ученику Аполлония Mолона16, пропитана нескрываемым отвращением к еврейскому народу. Обвиняя иудеев в нанесении ущерба государственной казне Республики, оратор называет их врагами римлян17. Похожие мотивы можно найти у Луция Аннея Сенеки (ок. 4-65 г. н. э.), осуждающего распространение иудаизма — религии «преступного народа» ("gens sceleratissima"; Sen. apud Aug. Civ. dei. VI. 11). Теперь же необходимо проанализировать причины и найти источник распространения этих взглядов.

15 Лурье С. Я. Антисемитизм в древнем мире. Берлин; Пг.; M., 1923. С. 91-92.

16 Лурье С. Я. Указ. соч. С. 91-95.

17 Cic. Flacc. 68: credo religionem et Iudaeorum et hostium. Некоторые авторы, однако, ставят «антисемитизм» Цицерона под сомнение (см., например: Ben Zeev M. The Myth of Cicero's Anti-Judaism // Religio licita? Rom und die Juden / Hrsg. G. K. Hasselhoff, M. Strothmann. B.; Boston, 2016. S. 105-134).

Миф о происхождении евреев от изгнанных из Египта прокаженных появляется еще как минимум в середине III в. до н. э. в труде египетского жреца Манефона «История Египта», текст которого также пересказывает Иосиф Флавий. В приводимых последним выдержках из «Истории» можно найти и подробный рассказ египтянина об изгнании больных в Палестину, и упоминание Моисея (Contra Apion. I. 227-250; 264-265), уже встречавшиеся у упоминаемых выше авторов. Как представляется, Манефона можно назвать одним из зачинателей распространения «антисемитизма» в Средиземноморье, а Египет — местом, откуда это распространение началось.

Необходимо отметить, что египетская литература по этому вопросу представлена намного скуднее греческой. Следующим после Манефона египетским автором, затрагивавшим проблему отношений с еврейской диаспорой, стал знаменитый грамматик Апион (кон. I в. до н. э. — сер. I в. н. э). У. Ла-кер называет его главным проводником антисемитских идей в Египте18. Уникальность Апиона состоит в том, что именно он собрал воедино все «антисемитские» мифы и свидетельства своих предшественников и грамотно их систематизировал, красочно пересказав и дополнив новыми «фактами» об иудеях — например, о принесении евреями человеческих жертв (Ios. Contra Apion. II. 89-95). Не исключено, что именно Апион и подобные ему общественные деятели Египта сыграли решающую роль в событиях александрийского погрома 38 г. н. э. В своих попытках представить евреев врагами греков и египтян Апион красочно описывает известные ему конфликты между этими народами, произошедшие в эпоху Птолемеев (Ios. Contra Apion. II. 33-47, 56-59). Однако он ничего не сообщает о погроме 38 г. н. э., современником и, возможно, свидетелем которого был сам. Следовательно, можно предположить, что обличительный опус Апиона был написан до этого события (скорее всего, незадолго до него).

Необходимо отметить, что евреи платили египтянам той же монетой. Из сохранившихся произведений иудейской литературы особую ценность представляет очень популярный на рубеже новой эры «Миф об Иосифе и Асенет», являюший-ся как бы продолжением известной истории ветхозаветного

18 Laquer W. The Changing Face of Anti-Semitism: From Ancient Times to the Present Day. Oxford, 2006. P. 35-41.

героя, превратившегося из раба в доверенное лицо фараона. Эта сказка позволяет представить, каким было отношение к египтянам в среде еврейских низов. В первую очередь заслуживает внимания то, как неизвестный автор «Мифа» «подготавливает» еврейского читателя к тому, что легендарный Иосиф должен жениться на египтянке Асенет, дочери гелио-польского жреца: внешне она совсем не похожа на египтянку, вылитая еврейка (I. 4); Асенет вовсе не отрицает существование Единого Бога (VI. 3) и по ходу повествования решает стать «рабыней иудея» (VI. 8). В свою очередь, в доме ее родителей Иосиф ужинает в одиночку, поскольку для него есть вместе с египтянами — мерзость (VII. 1). На желающих возлечь с ним египетских девушек он даже не смотрит из чувства презрения (VII. 3-4). Ближе к концу истории новообращенная Асенет молит посланника небес спасти ее от «древнего лютого льва» — отца богов Египта, который предстает в образе мирового зла (возможно, некий древний аналог дьявола) (XII. 9-11). Таким образом, нетрудно представить, какой была реакция еврейской диаспоры на рост «антисемитских» настроений.

Кульминацией нарастания напряжения и взаимной ненависти стал погром 38 г. н. э. Он дал толчок к написанию ряда произведений иудейской литературы апологетического характера, в которых, надо сказать, апологетическая направленность соседствует с ярко выраженными антиегипетскими мотивами. В первую очередь заслуживают внимания труды Филона Александрийского (20-е гг. I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.), еврейского писателя, философа и богослова, типичного представителя прослойки эллинизированных евреев. Подобные ему мыслители появляются в результате частичной трансформации иудаизма под воздействием эллинизации. По мнению Л. Полякова, именно они делают попытки соединить религиозную традицию евреев с греческой философией19. Особую ценность в качестве исторического источника, отражающего характер отношений еврейской диаспоры в Египте с тамошним населением, представляет его произведение «Против Флакка» (Лп Flaccum"), в котором автор подробно рассказывает о событиях 38 г. н. э. в Александрии, а также знаменитое автобиографическое сочинение «Посольство к Гаю» ("Legatio ad Gaium"), рассказывающее об отправленной в 40 г. н. э. ко

19 Поляков Л. Указ. соч. С. 21-22.

14

двору Калигулы еврейской делегации, в составе которой был он сам20.

«Против Флакка» пронизано отвращением автора ко всему египетскому народу. Именно египтян он обвиняет в разжигании мятежа, поскольку, по его мнению, никто не умеет это делать лучше них (In Flacc. 17). «Племени египтян» свойственна заложенная природой зависть (ßaoKavia) ко всем, в особенности к соотечественникам автора; при этом Филон ставит знак равенства между «египтянином» (Alyunaoc;) и «александрийцем» (ÄAe^avöpivoc;) (In Flacc. 29). Свою «природную склонность к безобразному» «ленивая и праздная» александрийская толпа обнаруживает при подготовке погрома, так как научиться чему-нибудь хорошему в принципе неспособна (In Flacc. 33). В «Посольстве» демонстрируется, как александрийцы (т.е. египтяне) наконец показывают всему миру свою истинную сущность: городская чернь в бешенстве нападает на беззащитных евреев. Далее идет довольно красочное описание разных эпизодов погрома, поражающего своей жестокостью — изоляция еврейского населения, изнурение его голодом, избиение камнями, дубинами, сожжение на костре целыми семьями, издевательства над живыми и т. д. (Legat. 120-131). В стремлении подольститься к Калигуле египтяне оскверняют еврейские синагоги, водружая внутри них статуи в честь императора (Legat. 134-135). Пассажи Филона передают читателю откровенную неприязнь еврейского философа по отношению к египтянам, «порочному племени, в чьих душах соединились яд и нрав крокодилов и змей и страны»21. Для автора они — враждебный народ, которому свойственны практически все дурные качества, какие в принципе существуют, и с ними нельзя иметь ничего общего. Филон не пытается призвать евреев прийти к компромиссу с «детьми Нила», найти выход из создавшегося положения взаимной ненависти. Вместо этого он проводит четкую разграничительную линию между «своими» и «чужими», откровенно выражая свои взгляды на то, какими должны оставаться отношения между двумя

20 Лившиц Г. М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. К проблеме социально-экономического строя римских провинций. Мн., 1957. С. 16-17.

21 Philo. Legat. 166: Toutov |oav o'i nAeiouc; Aiyunxioi, novqpä onep^axa, KpoKoSeiAfflv Kai äoniSfflv xwv Eyxffiipifflv äva^e^ay^evoi tov iov o^ou Kai Öu^ov ¿v xaic; ^uxai?.

народами: «.. .и город [Александрия] имеет два рода жителей, нас [евреев] и их [египтян], и весь Египет.»22.

В этом фрагменте философ отделяет диаспору не только от египтян, но и от всего нееврейского населения in toto. При этом враждебный категоризм Филона проявляется только по отношению к собственно египетскому населению, в адрес эллинов и римлян подобные заявления не звучат. В отличие от нападок на египтян, обвинения эллинизированного населения в разжигании и пособничестве погрому носят одиночный характер и направлены по отношению к нескольким лицам, среди которых римский наместник А. Авилий Флакк, а также некие Дионисий, Исидор и Лампон, чье этническое происхождение установить сложно по причине недостатка сведений23. Для трудов Филона совсем не характерен антиэллинизм и тем более — сепаратизм. Невозможно обойти вниманием его любовь к Александрии, которую он всячески восхваляет и ставит едва ли не в один ряд со священным Иерусалимом (Legat. 338). Также трудно не заметить его лояльность Юлиям-Клавдиям и власти Рима (Philo. In Flacc. 58-59; 97-107; Legat. 276-310). Вместе с этим, наряду с враждебными выпадами Филон не раз заявляет об «искреннем миролюбии» еврейского народа и его ревности в соблюдении законов и сохранении порядка (Philo. In Flacc. 94; Legat. 114-116; 161). Произведения александрийского богослова стали непосредственной реакцией на погром 38 г. н. э. и носят явно апологетический характер.

Другим крайне важным источником по истории иудейских общин I в. н. э. являются труды историка Иосифа Флавия (37- ок. 100 гг. н. э.). Иосиф (Йосеф бен Матитьяху) был выходцем из знати, а также представителем еврейского духовенства. Приняв участие в Иудейской войне на стороне восставших (66-73 гг. н. э.), он попал в плен к римскому полководцу Веспа-сиану. Последний, став императором, освободил пленника и поселил его в Риме, где тот и начал свою писательскую дея-тельность24. Самым известным трудом Флавия является «Иудейская война» ("Bellum Iudaeorum"), но в контексте этого ис-

22 Philo In Flacc. 43: . ..ка! ^ noAix; oiKqxopac; fr^ei битой; ^cc; те ка! toutou;, ка! пссоа АТуипто;...

23 Об этом подробнее см.: Bell H. I. Jews and Christians in Egypt. Oxford, 1924. P. 23.

24 Лившиц Г. М. Указ. соч. С. 6-7.

следования б0льшую ценность представляют два других его произведения: «Иудейские древности» ("Antiquitates Iudaicae") и трактат «О древности еврейского народа. Против Апиона» ("Contra Apionem"), написанные несколько позже.

Неизвестно, был ли Иосиф знаком с трудами Филона. Тем не менее, его можно назвать в каком-то смысле литературным преемником александрийского философа, так как в его трудах повторяются многие мотивы, характерные для последнего, в том числе антиегипетские.

Трактат «Против Апиона» был написан также с апологетической целью: опровергнуть заявления ряда греческих интеллектуалов о «ложной древности» еврейского народа, подчеркнуть его культурную особенность и самобытность, добиться уважения к нему со стороны других народов, населявших pax Romana. Тем не менее, несмотря на свои мирные и заслуживающие уважения устремления, Иосиф Флавий, подобно своему предшественнику, не гнушается включать в свое повествование значительное количество оскорбительных пассажей, направленных против все тех же египтян.

В первую очередь, в процессе доказательства «реальной древности» Израиля автор, как и Филон, заявляет об изначальной враждебности по отношению к иудеям «всех без исключения египтян» (Contra Apion. I. 70). Как Иосиф утверждает далее, именно египтяне «положили начало клевете» против евреев из зависти, поскольку последние некогда правили в их стране (Contra Apion. I. 223). Египтянам ненавистен еврейский монотеизм. Более того, они не хотят перенять «благочестивое понятие о божестве», а увидев успешное распространение иудаизма по территории государства, проникаются еще большей злобой (Contra Apion. I. 225-226). Таким образом, в труде Иосифа нашел отражение фактор религиозной нетерпимости — один из решающих в контексте вражды между двумя народами.

Защищая законы и обычаи своего народа, Иосиф откровенно высмеивает египетские. Основной пункт его обвинений в их адрес, как и у Филона, — политеизм, характеризуемый еврейскими авторами как безбожие. Особое отторжение обоих писателей вызывает зоолатрия жителей долины Нила. Здесь Флавий окончательно отходит от изначально провозглашаемого им самим принципа беспристрастности и выражает свои

истинные взгляды по отношению к этому народу, утверждая, что поклоняющихся диким животным евреи не могут считать людьми (Contra Apion. II. 66)25.

«Против Апиона» — очень эмоциональный труд. Небезразличный к традициям своего народа, Иосиф не переносит, когда кто-то пытается их высмеять, и его стремление оправдать евреев перед лицом всего греко-римского мира зачастую граничит с откровенной враждебностью по отношению к оппонентам. Логически опровергая один довод Апиона за другим, он постепенно переходит к прямым оскорблениям в адрес последнего, сравнивая его с ослом и собакой (Contra Apion. II. 85), а также не стыдится своего «посмертного издевательства» по отношению к грамматику, красочно описывая подробности его ужасной смерти и утверждая, что подобным образом тот понес «заслуженное наказание» (Contra Apion. II. 143-144).

Подобно Филону, Иосиф создает свой собственный образ еврейского народа, на котором постоянно акцентирует внимание читателя. Основные черты типичного еврея по Флавию — отвага (Contra Apion. I. 62), благочестие (Contra Api-on. I. 225), преданность по отношению к тем, кто делает добро (Contra Apion. II. 33-47), соблюдает отеческие законы и постановления (Contra Apion. II. 271). Автор заявляет, что именно еврейские обычаи положили начало справедливости во всем мире, во всем противопоставляя их обычаям египтян (Contra Apion. II. 291-293). Добродетель и трудолюбие евреев, их выносливость и отвага, согласно Флавию, стали причиной страха египтян перед этим народом и начала его истребления во времена Mоисея (Ant. Iud. II. 201-209). Пресловутое миролюбие еврея может быть нарушено лишь тогда, когда кто-то намеренно оскорбляет священные для него отеческие законы — в этом случае еврей берет в руки оружие (Contra Apion. II. 272); в данном отрывке прослеживается явный намек на восстание в Иудее в 66 г. н. э.

Особенно бросается в глаза еще одно явное сходство «Против Апиона» с сочинениями «Против Флакка» и «Посольство к Гаю» — выражение дружелюбия по отношению к эллинам и демонстрация лояльности власти Рима. Автор от-

25 Ios. Contra Apion. II. 66: .. .an certe propterea non uos omnes dicimus Aegyptios et neque communiter homines, quoniam bestias aduersantes naturae nostrae colitis multa diligentia nutrientes.

крыто заявляет, что еврейский народ не питает ни малейшей ненависти по отношению к греческому (Contra Apion. II. 123). В стиле некоторых пассажей Филона Иосиф переходит на откровенную лесть, называя афинян «самыми мужественными», лакедемонян — «самыми благочестивыми» (Contra Apion. II. 130), а также постоянно в своей аргументации апеллирует к эллинским философам — Пифагору, Аристотелю, Гомеру и т.д. (Contra Apion. II. 168-169), для убедительности восклицая: «Клянусь Зевсом!» (v| Aía) (Contra Apion. I. 255).

Такой же учтивостью пропитано все, что касается римлян. Автор указывает, что его народ всегда воздавал почести императору и римскому народу (Contra Apion. II. 75-77), напоминает о том, как евреи поддерживали Юлия Цезаря во время Александрийской войны (Contra Apion. II. 49-50). Иосиф пытается подчеркнуть верность иудеев римской власти, их дружелюбие и отсутствие в их среде даже намека на сепаратизм.

Как представляется, основным мотивом иудейской апологетической литературы I в. н. э. стало стремление «оправдать» евреев в глазах эллинов и римлян, уничтожить сложившийся стереотип о «бунтарской» природе этого народа многочисленными заявлениями о его «миролюбии» и примерами лояльности. Это можно расценить как желание еврейской верхушки отстоять собственные привилегии, а также права своего народа, избежать его окончательной правовой изоляции на территории империи, что стало особо актуально после погрома 38 г. н. э., а в дальнейшем (и в еще большей степени) — по завершении Иудейской войны (66-73 гг. н. э.).

Тем не менее, несмотря на сложные обстоятельства, при которых были написаны эти труды, провозглашаемый авторами «еврейский пацифизм» граничит с нескрываемым отвращением и откровенной враждой по отношению к египтянам, которым здесь отведено особое место, — народа, с которым ни одно еврейское сословие не желает идти на компромисс и мирное урегулирование конфликта. Враждебность и категоризм в оценках стали, судя по всему, реакцией на александрийский погром, отголоски которого были отчетливо слышны даже в конце I в. н. э.

В вопросе, связанном с погромом в Александрии, заслуживает внимания один момент: Филон, как уже было сказано, отождествляет понятия «египтяне» и «александрийцы» и, со-

ответственно, называет их виновниками произошедшего. Иосиф в свою очередь также винит во всем египтян, но в «Против Апиона» «египтяне» и «александрийцы» не тождественны друг другу: автор утверждает, что пока в городе преобладало греко-македонское население, оно поддерживало мир; увеличившийся же с течением времени египетский элемент якобы начал разжигать конфликт с еврейской диаспорой. «Сдержанность македонян» и «благоразумие греков» противопоставляются «дурным привычкам египтян» (Contra Apion. II. 71-72). Флавий как бы подчеркивает, что никакой вины греческого населения в произошедшем нет, за всем этим стоят египтяне.

В данном контексте нельзя обойти вниманием приводимый Иосифом фрагмент из «Истории Египта» Апиона, где тот описывает, как Антиох IV Эпифан, войдя в Храм Соломона в Иерусалиме, обнаружил там спящего человека, которого евреи якобы откармливали для дальнейшего принесения в жертву. Апион подчеркивает эллинское происхождение пленника, который рассказывает царю о страшном еврейском обычае ловить именно греческих путников для принесения в жертву. А евреи, в свою очередь, «вкушая внутренности» жертвы, приносят клятву, что «всегда будут ненавидеть эллинов» (Contra Apion. II. 95). Автор написанного на греческом языке труда акцентирует внимание своих читателей — в первую очередь греков — на том, что евреи являются злейшими врагами именно этого народа, что старательно пытается опровергнуть Иосиф Флавий (Contra Apion. II. 96-111).

Таким образом, можно сказать, что обе враждующие стороны — евреи и египтяне — в процессе борьбы друг с другом за особые права и привилегии пытаются привлечь на свою сторону грекоязычную аудиторию и грекоязычных интеллектуалов, так как труды последних, как уже было сказано, продолжали оказывать огромное влияние на мнение всего населения Империи, и в особенности — римских властей.

Источники

Иосиф и Асенет / Пер. с древнегреч. Н. В. Брагинской, М. С. Касьян, В. В. Пислякова, А. И. Шмаиной-Великано-вой // Arbor mundi: Международный журнал по теории и истории мировой культуры. 2010. Вып. 17. С. 92-131. Ciceronis M. Tulli orationes / Rec. A. C. Clark. T. IV. Oxonii, 1909.

Corpus Papirorum Iudaicarum / Ed. V. Cherikover. Vol. I. Cambridge (Mass.), 1957.

Diodorus of Sicily. Fragments of Books XXXIII-XL / Ed. and trans. F. R. Walton. Vol. XII. Cambridge (Mass.), 1967.

Herodoti Historiae. Libri I-IV / Rec. N. G. Wilson. T. I. Oxford, 2015.

Joseph und Aseneth / Hrsg. Ch. Burchard mit Unterstützung von C. Burfeind, U. B. Fink. Leiden, 2003.

Josephus Flavius. Jewish Antiquities. Books XII-XIV. Cambridge (Mass.), 1943.

Josephus Flavius. Contra Apionem / Ed. L. H. Feldman, J. R. Levi-son. Leiden; N. Y.; Köln, 1996.

Philo Alexandrinus. Every Good Man is Free. On the Contemplative Life. On the Eternity of the World. Against Flaccus. Apology for the Jews. On Providence / Ed. and trans. F. H. Colson. Cambridge (Mass.), 1941.

Philo Alexandrinus. On the Embassy to Gaius. General Indexes / Ed. and trans. F. H. Colson. Cambridge (Mass.), 1962.

Литература

Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме / Сост., вступ. ст. и прим. М. Штерна; пер. с англ. под ред. Н. В. Брагинской. Т. I: От Геродота до Плутарха. М.; Иерусалим, 1997.

Ковельман А. Б. Эллинизм и еврейская культура. М.; Иерусалим, 2007.

Лившиц Г. М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. К проблеме социально-экономического строя римских провинций. Мн., 1957.

Лурье С. Я. Антисемитизм в древнем мире. Берлин; Пг.; М., 1923.

Поляков Л. История антисемитизма. Эпоха веры / Пер. с фр. В. Лобанова, М. Огняновой. М.: Иерусалим, 1997.

Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 2 / Под ред. В. В. Струве, И. Л. Снегирева. Л., 1935.

Barclay J. M. G. Jews in the Mediterranean Diaspora: From Alexander to Trajan (323 BCE-117 CE). Edinburgh, 1998.

Bell H. I. Jews and Christians in Egypt. Oxford, 1924.

Ben Zeev M. The Myth of Cicero's Anti-Judaism // Religio licita? Rom und die Juden / Hrsg. G. K. Hasselhoff, M. Strothmann. B.; Boston, 2016. S. 105-134.

Daniel J. L. Anti-Semitism in the Hellenistic-Roman Period // JBL.

1979. Vol. 98. P. 47-65. Feldman L. H. Jew and Gentile in the Ancient World: Attitudes and

Interactions from Alexander to Justinian. Princeton, 1993. Fuchs L. Die Juden Aegyptens in ptolemäischer und römischer

Zeit. Wien, 1924. Gambetti S. The Alexandrian Riots of 38 E. C. and the Persecution of the Jews: A Historical Reconstruction. Leiden; Boston, 2009. Horbury W., Noy D. Jewish Inscriptions of Graeco-Roman Egypt.

Cambridge, 1992. Laquer W. The Changing Face of Anti-Semitism: From Ancient

Times to the Present Day. Oxford, 2006. Smallwood E. M. The Jews under Roman Rule: From Pompey to Diocletian. Leiden, 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хрусталёв Вячеслав Константинович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия); эл. почта: vyacheslav2511@gmail.com.

Филатов Алексей Андреевич, магистрант факультета истории и социальных наук (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия); эл. почта: alexfil1997@mail.ru.

Anti-Egyptian Motives in the Jewish Literature of the First Century A.D.

The phenomenon known as «anti-Semitism» is one of the most discussed questions in the modern world. This term is usually associated with the tragic events happened in the 20th century, in period of Nazi repressions and the Holocaust. However, the emergence of bias against the Jews is to be dated back to Antiquity. Some anti-Semitic ideas occur already in the works of the ancient Greek and Roman authors. The present article examines the problems associated with the centuries-old hostility between the Jews and the Egyptians and its reflection in the Jewish apologetic literature of the first century A.D. The authors also trace the spread of anti-Jewish stereotypes in the Roman world and the role of the Egyptians in this process. Both Greek and Latin literature contain a considerable number of passages against the Jews and their religion. In the first century A.D. the existing anti-Semitic myths were used in systematic anti-Jewish propaganda. A large number of such myths that influenced the Greek and Roman authors had appeared in ancient Egypt and were connected with the early period of Jewish history, namely with the Age of Moses. The rise of anti-Semitic sentiment caused response from some Jewish intellectuals who aimed to protect the honour and reputation of their nation in the eyes

of the Greeks and Romans. That is why in the Jewish literature of the first century A.D. anti-Egyptian passages became very common.

Key words: Jewish literature, Judaea, Egypt, Josephus Flavius, Philo of Alexandria.

Vyacheslav Khrustalyov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of World History (The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia); e-mail: vyacheslav2511@gmail.com.

Alexey Filatov, Master's Degree Student of the Department of World History (The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia); e-maul: alexfil1997@mail.ru.

References

Grecheskie i rimskie avtory' o evreyax i iudaizme / Sost., vstup. st. i prim. M. Shterna; per. s angl. pod red. N. V. Braginskoj. T. I: Ot Gerodota do Plutarxa. M.; Ierusalim, 1997.

Kovel'man A. B. E'llinizm i evrejskaya kul'tura. M.; Ierusalim, 2007.

Livshic G. M. Klassovaya bor'ba v Iudee i vosstaniya protiv Rima. K probleme social'no-e'konomicheskogo stroya rimskix provincij. Mn., 1957.

Lur'e S. Ya. Antisemitizm v drevnem mire. Berlin; Pg.; M., 1923.

Polyakov L. Istoriya antisemitizma. Epokha very / Per. s fr. V. Lobano-va, M. Ognyanovoj. M.; Ierusalim, 1997.

Turaev B. A. Istoriya drevnego Vostoka. T. 2 / Pod red. V. V. Struve, I. L. Snegiryova. L., 1935.

Barclay J. M. G. Jews in the Mediterranean Diaspora: From Alexander to Trajan (323 BCE-117 CE). Edinburgh, 1998.

Bell H. I. Jews and Christians in Egypt. Oxford, 1924.

Ben Zeev M. The Myth of Cicero's Anti-Judaism // Religio licita? Rom und die Juden / Hrsg. G. K. Hasselhoff, M. Strothmann. B.; Boston, 2016. S. 105-134.

Daniel J. L. Anti-Semitism in the Hellenistic-Roman Period // JBL. 1979. Vol. 98. P. 47-65.

Feldman L. H. Jew and Gentile in the Ancient World: Attitudes and Interactions from Alexander to Justinian. Princeton, 1993.

Fuchs L. Die Juden Aegyptens in ptolemäischer und römischer Zeit. Wien, 1924.

Gambetti S. The Alexandrian Riots of 38 E.C. and the Persecution of the Jews: A Historical Reconstruction. Leiden; Boston, 2009.

Horbury W, Noy D. Jewish Inscriptions of Graeco-Roman Egypt. Cambridge, 1992.

Laquer W. The Changing Face of Anti-Semitism: From Ancient Times to the Present Day. Oxford, 2006.

Smallwood E. M. The Jews under Roman Rule: From Pompey to Diocletian. Leiden, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.