Научная статья на тему 'Античные традиции в политической теории Данте'

Античные традиции в политической теории Данте Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
477
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Античные традиции в политической теории Данте»

* ' " АНТИЧНАЯ ИСТОРИЯ И КШТУРА

Б.Б.Беляев

АНТИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ 3 ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДАНТЕ

Данте Ллигьерк (1265-1321), величайший поэт Италии, сгал вамболве полный воплощением эпохи в истории не только Италик, ив'я человечества в целом - эпохи перехода от средних веков к новому времени. По словам Ф,Энгельса, "конец феодального сред-!р|айКовья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Зю - итальянец Данте, последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени"^» ! Время, в которое жил, боролся а творил Данте, было временем величайшего национального унижения Италии, но то же время, та-мот парадоксы истории, было непосредственным кануном Возрожде-а«й (так называемая эпоха "Проторенессанса").Известно, что Ден-хё шее огромный вклад в этот грандиозный переворот. Если для яар Данте прежде всего поэт, создатель "Комедии" (линь после ег» смерти Боккаччо добавил к название эпитет "божественная"), «о для современников поэта, изгнавших его из Флоренции, отнюдь не за художественные произведения, но за политическую деятельность, Данте был прежде всего политиком-практиком. Не только "Кривдия", но и сугубо философские произведения поэта, средне-/'»♦кетые но форме трактаты - "Пир", "Монархия",- "О народном красноречии" - насквозь тенденциозны и не могут быть поняты без анализа его политических взглядов. Поэтому проблема античны* произведений в политической теории Данте сохраняет своп

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 382.

актуальность-тем более, что ошибочная концепций, согласно «ото-рой Данте являлся идеологом объединения Италии, до сах пор не преодолена. Наиболее подробное и полное обоснование аюй концепции можно найти в книге Л.М.Баткина2. Авторы многих новейших работ о Данте также придерживаются этого взгляда, например,

о

M.Л.Абрамеон.

В действительности, Данте некогда не был идеологом национального объединения Италии. Нельзя считать простой случайностью, что зга теория возникала в эпоху Рисорджименто, то е.сть, пять веков спустя после его смерти, с целью, может быть, неосознанной, "завербовать" посмертно на свою сторону великого провозвестника нового времени, чья гениальность как поэта, но отнюдь не как мыслителя и политика, уже давно признана всем человечеством. Сам Данте никогда не считал объединение Италии не s ко окончательной целью, но и вообще целью своей деятельности. Свой \идеал он зидел в римском государстве эпохи Октавианз Августа (30 г. до н. э. - 14 г. н. э.). В период принципата Ав- * густа, согласно христианскому вероучению, родился Иисус Хрис- ' тос, и, следовательно, его учение и деятельность обусловлена и ¿вязана с тем государством, подданным которого он являлся» Одного этого было достаточно для поэта, чтобы возвысить и идеализировать "век Августа"*

Изгнанник Данте был свидетелем или активным участником нескончаемых войн, которые веля us территории Италш saoespesase армии, войн и кровавы?: раздоров между отдельным® итальянскими коммунами, а также гражданских распрей внутри коммун, Boï почему лозунг Pax Panana, выдвигавшийся Августом как символ прекращения гражданских распрей и смут, благоденствия римского народа и подчиненных ему народов всего остального мира (orbie tex-rarum ), нашел а душе Данте столь живой ожклик спустя много веков после краха Западной Римской империи.

Данте считал, что под властью Юлия Цезаря, а затем Августа Римское государство максимально приблизилось к идеалу государственного устройства. Этот идеал Данге считал достижшшм и в будущем» причем в близком, обозримом будущем. Он писая: "Bed cfmlssa Bubtili inveetigatione, dioendi» est breviter quod finie

I Баткия Л.M. Данге и его время. Поэт я политика. Mvy 1965.

3 Абрамсон Л.М, От Данте к Алвбер». U., 1979, о. 70-71,

î;Otïus ei partie est rewovere v ¡.vente« in Нас vita de statu seriae et perducere ad statuai félicitâtjs" (^pistulae,

39)*. Для этой цели и оыл пописан трактат "Монархи«"; &той асе цели Данте отдал много лет сьоек жизни.

Но каков же был на самом деле политический идеал государственного yoïpofecïsa италии в представлений самого .¡.анте?

' Чтобы правильно поселить эту проблему, необходимо «окнизь, чтс и при шии цезаре и при Августе римская республика формаль-'т продолжала существовать-'. Официально Август kixw «юул при-ацййса (reJ publi оас rcstitae) восстановленной респуолики. при адом подразумевалось "восстановленной" после гражданств; воАг g мятежей, кульминацией, но отнюдь не окончанием которых было убийство загозорщиками-реепубликанцами диктатора Гая ¡уяия Цезаря вкартовские йды № г. до н.э. В свете вышесказанного становится понятным, почему Данте поместил убийц Цезаря - ьрута и Кассия - в самую пасть 1юци&ера, ркдом с йудой, а_ императора Генриха ¿Г1 Люксембургского, коронованного в 15 Л г. в Риме коровой "Свяченной Римской империи", поместил в Райскую Розу за его поход в Италии, проходивший под лозунгами всеобщего примирения под его, Генриха, монаршей властью.

•Вместе с тем, если и можно назвать данте сторонником монархии {причем только и исключительно монархии мировой), то все же никак нельзя назвать его решительным противником республиканской идеи, штая дантовские панегирики вселенской монархии, мы должны помнить, что "содержание, которое великий флорентиец вкладывал в понятие "монархия" и "империя", не идентичны 1к>яархическим представлениям нового времени и не исключает республиканских институтов... "Государство", "республика", "империя" являются у Данте понятием взаимозаменяемым. Когда он повторял изречение Туллия (то есть Цицерона. - В.Б.), "за-жохы всегда должны быть «олкуемы ко благу республики", он

«ал в виду монархию"..

* "Но оставив тонкие изыскания, следует коротко сказать, ч*о цель цетего s части - это вывести живущих в этой жизни п «вими» бедствия и обеспечить их благох олучие к счастье".

■ ® В своем политическом завещании Август старательно подчер-ятт, что таажш оа имея нисколько не боям®, чем его коме-

M SSFÏÏHîJ q«atis

■agtetraÇa conlegae faernnt. - Mon. Ane., VT, 24J.

'/• Голенииев-Кутузов И.H. Творчество Данте и мировая культуре • М., 1971, С* 71. с

В "Монархии" Данте писал: "...Хотя и говорится, что. челЪввг-ческий род может управляться единым верховный владыкой, не следу«^ это поникать так, будто ничтожнейший суждения любого 'муниципия могут проистекать os него (монарха. - В.Б.) одного непосредственно... Ведь народы королевства и'города имеют свои особенности, которые надлежит регулировать разными законами"',

Обращает на себя внимание, во-первых, латинский, почерпнутый из римского государственного права гермин "муниципий"."которым в римскую эпоху обозначались провинциальные городе Ига-., лии, обладавшие различным правовым статусом (по закону Юяия в" Гв. до н.э. все города Италик получили полные римские гражданские права). В рассматриваемой проблеме существенно то обстоятельство, что внутри рамок дантовской утопии есть место дик самоуправляющихся городов, которые равноправны с королевства»?!. Заботясь об "общек благе", всемирный монарх", по Данте, не подавляет исторически сложившихся форм общежития в разных концах Земли. Иерархическая, насквозь средневековая по фо$ме социальная утопия Данте может быть проиллюстрирована следующей схемой:

МОНАРХ

I

Римские народ Народы., королевства и города Граждане

Иначе говоря, Данте не требует государственного единства для итальянцев и вполне мирятся с существованием самостоятельных королевств и городов во всем мире, причем Италия - не исключение . Усмотреть в "Монархам" идею национального единства Италия невожможно, но идея примата римского народа вад всеми другими народами Земли является, напротив« одним из зраеуголь-вых камней мировоззрения Данте» По словам П.М.Биц». дац "моаарг зш Данте - античная империя, сущность которой состою г господстве одаей националеност* к одной культуры над веемж осталь-

7 Данте Алигьери. Малые произведения. M., 1968, с. 318«,

р

ниш". Исследователи, считающие Данте идеологом национального единотва-Италии» не учитывают soro факта, что даш Даяте, собственно говоря, не существовало итальянского народа: он всегда пользовался термином "римский народ", считая, что "не существует никакого различия между античным миром и его эпохой (исключая различие религий). 3- этом отношении он разделяет антиисторизм классического средневековья"9. О том же писал итальянский дантолог Корренти: "cío che trasse iîi erro re Dante fu Xa grande ombra dril'.Impero Bomano el' altra allucinazione del suc' tempi ehe il Popolo Homano vivesse ancora e duraseero tuit' ora i suoi diritti

Данте тем легче было не усмотреть качественного различия между античностью и посяеантичным периодом, что еще при жизни Дайте в Риме сохранялись и действовали некоторые учреждение, босходившие к римской древности. Римский сенат, власть которого распространялась, правда, только на город Рим, действовал eat з Ж в., считаться с ним приходилось и папам и императорам» Арнольд Брешианский в ХЗ в. предлагал реформы в духе возврата в римскому государственному устройству, а Кола ди Риеяцы в 134? г. сумел, правда, на короткое время прийти к власти в Риме под лрзунгами восстановления прав римского народа« Он вынуди феодалов присягнуть республике и провозгласил Рим столицей шра. Но римская республика Кола ди Риенцо оказалась эфемерным образованием. Идея возрождения античного Рима была не менее утопичной, чем идея переустройства мира по дантевскому образцу. Но разница между этими двумя утопистами в пользу Дан-га, которого следует считать более прозорливым политическим шсяятвлвм, чем Кола ди Риенцо. Данте не защищал Римскую рес-

я

° Бицилли O.k. Салимбене. Очерки итальянской жизни Ж века. Одеосв, 2916, с. 365. " -

9 Вайнитейн О.Л. Западноевропейская средневековая историограф», Ц.-Л., .1964, с. 225.

"Что привело Данте в заблуждение, так это. колоссальная tap. Римской империи, а также еще одна галлюцинация его време-ни: мысль, что римский народ якобы еще сущестзуег и вое его 'smm но сей день сохраняю о вою силу ¿перевод мой», - s.S.). См.: Bolle tino délia Societa Dante все. Italiana, SSII (1915),

f. 4?. ЦЯТ. по кн.: Vinello HU Il Trattato délia monarchia i jante Alighieri. Genova, Stabil. Gráfico Edit., 1921, p. 12.* '

публику как таковую, ибо она не выдержала испытания историей. Данте, как и многие другие мыслители Древнего Рима5 считал^ что алчность сгубила и Римское государство, и многие современные ему государства. Только всемирный монарх, по Данте, будет свободен от алчности, ибо ему нечего желать, он и так имеет все': "Его юрисдикция ограничена лишь океаном" ("Монархия", I. Al). Поэт осуждает излишества, роскошь, лень, изнеженность и разврат, первопричиною которых служит, по Данте, алчность.

Нельзя не увидеть, как это, а также другие моста и высказывания Данте перекликаются с официальными лозунгами идеализируемого иы Августа. Гак же, как это делал Аьгуут, Данте призывает к возврату старых патриархальных нравов - идеи, нашедшие такое яркое выражение в произведениях Вергилия, идеолога официального Рима эпохи Августа (мы находим их и в "Буколиках" и в "Геор-гиках"). За осуждение пороков римского общества Данте более всего ценит другого певца века Августа, а именно Горация, для. которого у Данте находится только один эпитет - "сатирик", всего творчества Горация, конечно, не исчерпывающий.

L' altro ё ürazio, sátiro, che viene (Inferno, IV, 88).

"Другой, идущий сюда, сатирик Гораций".

В "Пире", доказывая гибельность богатства для души того, кто им обладает, Данте дважды ссылается на Лукана, автора "Фар-салии", героем которой был Катон Утический (Марк Порций Катон > Младший, сражавшийся против Цезаря под знаменами республики, покончивший самоубийством в Утиек в 46 г. до н.э., убедившись в невозможности продолжать борьбу).'Лукан был любимым поэтом Данте, а Катона поэт сделал стражем Чистилища. Исторический Катон мало интересовал его: Данте изображает Катона старцем с большой седой бородой, хотя ему в момент самоубийства было все-, го 46 лет. Вслед за Луканом, Цицероном и Сенекой Данте видел в Катоне пример непреклонной верности овоему долгу, и за это великий флорентиец "простил" ему и то, что он был язычником, и то, что он боролся против Цезаря, и то, что он покончил жизнь самоубийством. Данте эти противоречия не смущали, ибо справедливость для него была превыше формальной логики. В "Пире" Данте идет еще дальше, утверждая: "й какой смертный муж более1, чем Катон, достоин обозначать собою бога? Конечно, ни один" (Пир, П, ЩШ)П,

ИДанте Алигьери. Малые произведения, с. 265.

8

юлия цезари, а также Луция Юния Брута, изгнавшего из Рима, согласно преданию, последнего римского царя Тжжвиния Гордого, Цгорый запятнал себя гнусным преступлением,Данте помещает в _ КМ (мы помнем,что Децинг ыний дльбин ьрут,уоийца цезаря тоиит-ея-'з пасти Аюцю.:ера) .Убийство идеального монарха Данте считает ¡с ягчайшим грехом, изгнание же дурного царя славным подвиги, -достойным подражания. Данте верил в то, что выродившиеся догомки древних римлян - его современники - смогут "излечить-;1|»", ибо не только наглядные примеры доблести, порока, божественного воздаяния каждому по заслугам его, но и философские и моральные поучения, практические политические советы и, наконец, личный пример уже дал им он, Данте Алигьери не ради сво-выгоды, а лишь, из любви к свободе, разуму и справедливости. ;%!ра:веДлив0С1Ь же толковалась Данте в традициях римского пра-С понощыо "языческой" античной литературы и ьозрожденно-■фа в эпоху становления национальных государств Европы римского -права Данте ломал всю средневековую иерархию и устанавливал« пусть только в своей фантазии, власть разума над землей. Этот Лозунг воодушевлял спустя пять столетий и деятелей французской "буржуазной революции . Катон, Брут Старший, Лукан, Цицерон -таков описок римских республиканцев, которых Данте глубоко '-Чтил, и его можно было бы продолжить. Остановимся более поД-робнсГна образе Вергилия у Данте. Почему именно Вергилий стал Для Данте учителем, защитником, пастырем в мрачном мире Ада и Чистилища? Мы знаем, что Вергилий был самым читаемым и одновременно самым чтимым поэтом Рима эпохи Августа, что, будучи почти официальным идеологом принципата, он не вмещался в эти узкие рамки. Как и Данте, считавший себя правоверным христианином, он был весьма далек от того, чтобы всю свою человеческую сущность жертвовать сухой догме. Вергилий зыразил всю свою эпоху, как Данте'- свою. И хотя Вергилий не был сторонником царской власти, а Данте мечтал о всемирной монархии, основная идея "Энеиды" - 11 прославление римской державы, оставшейся для Данте идеалои"^•- не могла не найти отклика в душе поэте» Сыграла, конечно, свою роль и знаменитая 1У эклога Вёрги-

12 Голекищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура, с. 54.

53 Елина Н.Г. Данте. М., 1965, с. 93.

9

лия, которую христианские идеологи истолковывали какиророчест-во о "приизатвии спасителя".

^ Данте видел з "Энеиде® не только апологи» всемирного господ ства римской державы, он находил в аай источник моральной стойкости, поучительные образцы добродетели, примеры, достойные ; V подражания. Вот почему Данте всецело становится на сторону Знав,-покинувшего Дидону, давшую ему столько "радостей" и "наслаждений", чтобы вступить "на пу$ь честной, похвальной и плодотворной жизни" ("Пир", 1У, ШТул. Содержащаяся здесь мысль о Н8-совместамости "радостей и наслаждений" с "честной, похвальной и плодотворной жизнью" восходит к стоической морали, увлекавшей последних республиканцев Рима. В то же время здесь наша отражение и средневековая христианская идеология, как указывает Гаспаря: "Вергилий, которого Данте представлял себе, уже не является подлинным Вергилием , он получил средневековую дантов-скую физиономию'5^. Но славя борцов за свои убеждения, жерт-вущех собой во имя любви к родине, к своему народу, деятелей, а не созерцателей, Данте просто был вынужден обращаться в героям древнеримской литературы, ибо в житиях святых таких героев нельзя было найти» Мы поэтому не можем целиком согласиться с , Гаспаря: верно, что даптевский Вергюшй - не подлинный Вергилий « но неверно безоговорочно постулировать для этого Вергилия "средневековую физиономию". Мораль Данте была ближе к античной, чем христианской, и это хорошо показал Голенищев-Кутузов, анализируя одно из многих мест "Комедии", где упоминается *%№• да": "Вместе с тем Дайте безжалостен к слабым, ко веем, кто не выдерживает напряжения, необходимого для великих свершенкГ: А те, что утомлекья не снесли, Когда Эней на подвиг ополчился, Себя бесславной жизнш обрекли. '

("Чистилище", Ш, 136-138» Пер.М. Лозинской).

Суровая требовательность поэта более соответствует моральному кодексу античности, чем христианского средневековья1'.

15 Гаспам А. История итальянской литературы. К., 1895, X, с. 377»

Голени^ев-Кут^зов й.Н. Творчество Данте и мировая куяь-

т. I, с

16

1 «дсиящол—0,323011

-ура. П., 1972, е, 5$.

Ш, А шжеследуивее поучение Вергилия своему спутнику стало хре-юматийн^м : ■

... Seggendo in pluma in fama, non si vien, ne sotto coltre senaalaqual chi sua vita consuma cotai vestigio in terra di se lascia Quai fumo in aere od in acqua la schiuma.

(Inferno, XXIV». 47-51)

...лежа под периной, Да сидя в мягком, славы не найти. Кто без нее готов быть взят кончиной, Такой же в мире оставляет след, Как в ветре дым и сена над пучиной.

(Пер. М.Лозинского). |ще Г.Фойгт указывал, что в этом еаставленнм четко выражена щф&т> антюфиотианскаа античная идея: "В одном -пункте (мы уже *í И".-.к что не только в одном. - В,Б.) сквозь церковные воззре-щ Данте резко пробивается античная идея... это мысжв о но-о»;i-гной славе. Церковь обещала верующему, исполняющему все ее рййповеди, награду в будущей жизни. Желание искать наград» за ййгмнук деятельность в славе среди современников в потомков í'JwOT.viBaHo из жизни древних и далеко уж не христианских яр* в-•Ш9^» Данте в 21 в. сумел нанести немало ударов всецело гос-« •йцртвовавшей тогда, господствовавшей и над ним самим, церков-

даЭрмв; И в этом ему неоценимую помощь оказали античные У§Й»Я я образы, и не в последнюю очередь традиционные республиканские вдеалы.

0г0д8ой из субъективных причин краха средневековой феодальной Вястемы в целом выло то, что два столпа этой ся£темы - паистю «-операторская власть - ослабявя себя во взаимной борьбе, чтс шмвджяровало рост национального самосознания народов Евроин, :|еяяеиие рациональных государств (Италия была печальная штат-ЩёЮём)* Данте со всей жаром включился в ату борьбу, но было Ше ояябкой утверждать,, что оя встал на сторону императоров '^вгяд-ван. Создав абстрактный идеал всемирного монарха, Данте M считал свой идеал абстрактным. По словам П.М.Еициллн, "сред-

Фойгт Г. Возрождение классической древности или первый век гуманизма. Пер. ИЛ.Рассадаа. M., 1888, т. I, с. 15-16.

II

аевековье не мыслит абстрактной идеи без ее конкретного воплощения"'0. 4 Данте увидел воплощение своей мечты в Генриха ÏR люксембургском. Поэт упорствовал в свое;, увлечении, и после смерти Генриха ¿И он продолжал бороться за то, чтобы иришел новый идеальный правитель: "dec", который прогонит злую врлчицу— "Алчность" ("Ад",

Монархическая утопия Данте - об этой нельзя забывать - зиждется на принципе добровольного объединения свободных людей. В "Монархии" мы читаем: "к on enim civ?- propter cónsules, nee gens propter regem, sed е converjo conculer, propter cives, rex propter genten" (lie Konarchta, I, ill). "Зедь не граждане существуют ради консулов, и ле народ радй царя, а наоборот, консулы ради граждан и царь ради народа? 9. Симптоматично, что у дантевс^ого монарха нет "подданных"; идеальный царь властвует над .гражданам», через избранных ¡ми консулов. ,

Данте гордился тем, что он - не чета большинству своих современников. забывших о том, чьими потомками они являются. Отойдя от гибеллинов и не примкнув к гвельфам, он с презрением писал о тех и о других:

В обоих станах, увидав твой труд, Тебя взалкают, только попусюму, И клювы их травы не защипнут. Пусть фьезольские твари, как солому, Пожрут себя, не трогая росток, Коль в чх навозе место есть такому, Который семя чистое сберег Тех римлян, что когда-то основались В гнездилище неправды и тревог.

("Ад"» ХУ. 70-78. Пер. MЛозинского). Поэт считал себя потомком древних римлян не только по духу, но и по крови, ибо он был коренным флорентийцем, а "непосредственное происхождение Флоренции от Рима - один из основных монвов флорентийской исторической традиции. Когда Фьезоле был разруаен, из римлян и флорентийцев был составлен новм! гор(од,

13 Бицщлли П.М. Эяамеиагы средневековой культуры. Одесса, 1919,, с. 89;

Данте kmгьери. Маше произведении, с. 316.

12

наподобие города Рима. Был здесь сооружен и Капитолий, и водопровод« и термы, как в Риме, и город прозывался малым Римом, это. было первое имя Флоренции-... в этом происхождении был источник благородства флорентийцев"':и, Гуманист Леонардо Бруни, б§ш?«1 Данте, писал: "Данте утверждал, что он - римского семени* а не фьезоланского, из смешения каковых и возникло флорентийское гражданство'"-'".

^¿"Чужаки", "пришлые", по мнению Данте, портили флорентийскую sga|b, lo есть кровь "papolo Ношшо ». И всю ХУ1 песнь "Рая" дай»б' посвящает осуждению "вонючих мужиков", "жадных на взятки с^р^вцев" и скорбит об угасании древних знатных флорентийских радовi Вывод его следующий:

Sempre la confusion della persone Principio fu ciel ma], della cittade ' (Par., XVI, 67-68). Всегда смешение людей Было началом бедствий Города.

(Пер. мой. - В.Б.) ч Это арезрение к "плебсу", к "вонючим мужикам", вполне уместнее в устах Данте - преемника древнеримских традиций, как-то не Вяжется с обликом поэта, якобы стремившегося к объединению ата-»янцев. Менее всего можно приписывать Данте тенденцию к объе-'Щвщм» "хороших" с "дурными"; критерии различия добра и зла в .¿ря*«ч8СкоЙ жизни он брал у своего века, и при попытке их практической реализации потерпел неудачу. Но Данте-поэт краха ве потерпел. "Данте в гораздо большей степени выражал всеобщую сущность человечества, чем партия гибеллинов, к которой он при-мыкал. Поэтому он вынужден был стать "сам себе партией". Одна-Жрййоказательно, что при этом он все же "сам себе партия" и, SfisiâM&ttоставляя себя целому, он не уходил от общественной борьбы и его бесконечный идеал наполнен конкретно-историческим

4 ^ Бицилли П.И, Салимбене. Очерки итальянской жизни ХШ ве-tt, с. Ï6Î7

V Гревс И.В. Из "studi aanteschi ". Первая главе тракта-м Данте "De иопагоЫа ". (Опыт исторического толкования). -| ми.: Из далекого и близкого.прошлого, Сборник этюдов в честь 5р-летия научной жизни Н.И.Кареева. Пг.-Ы., 1923, с. 128.

op . -

содержанием""-. Вспомним, что Данте неизменно называл себя не итальянцем, а флорентийцем. На его гробнице в Равенне можно прочесть эпитафию,-сочиненную им сайим:

Kic olaudcfr Dantes patriis extorris ab oris. Quem gecuit parvi ïlorentia mater amorte Здесь покоится Дант, из милого изгнанный края. Так поступила с певцом Флоренция, родина злая2\ ' Но все же Данте послужил делу объединения ¿талии, и Энгельс не случайно особо подчеркивал, характеризуя Данте, его национальную принадлежность. Его вклад в создание итальянского языка сопоставим с тем, что сделал для русского А .С .-Пушкин, (il padre della lingua ). Й Данте, и Пушкин многое использовали Я творчески переосмыслили из наследия античности и - прежде веере из наследия Древнего Рима (как известно, и Данте, g Пушкин владели' латинским языком и не владели греческим). Но если не только, для Пушкина, но ужа для Петрарки античность была иным, в основных и существенных чертах отличавшимся от современности миром, so для Данте античрость не то чтобы не отличалась от современности, но просто не воспринималась как качественно иная эпоха. С полным правом мы можем сказать, что Данте не только последний поэт средневековья, не только первый поэт нового'(то есть буржуазного) времени, но и последний в мировой литературу гений, который был в античном мире не гостем, не пришлым чужаком, а равным среди равных - Гомера, Вергилия, Овидия - так 4 это было в 1У песне "Ада", так это было и есть в действи»ея|ё ности. Но разве Данте только первый поэг буржуазной эры, варю которой он собою ознаменовал? Раземеется, нет! Данте вместе* ó античностью принадлежат новому миру, он принадлежи? всем»

Гачев Г,Д. Развитие образного сознания в ли?ара4уре. - 3 вн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческе» освещении. Образ. Метод, Характер. М., 1962, с. 222.

Gasparo Hartinetti Cardoni. Dante Alighieri in Baf-verma. Memorie storiche con documenti. йатезша, 1864, р. 74.

Данте Алигьери. Малые произведения, с. 405.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.