Научная статья на тему 'Античные традиции о колонизации Сардинии'

Античные традиции о колонизации Сардинии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Античные традиции о колонизации Сардинии»

В Ю3. В конце своего наместничества Цицерон пишет: «В я приезжал в июньские ноны. Там много встревожило РР< большая война в Сирии, большой разбой в Киликии» |01. >'е'дОВагельно, на основе переписки можно говорить, что вол-в Киликии продолжались но меньшей мере с 55 по п гг- до н. э. Вряд ли они прекратились и после отъезда Ци-пона, 110 они Уже пе интересовали его.

Даже из отрывочных сведений Цицерона очевидно, что вос-а11Ия имели место в Испании, Галлии, Иллирии, Македонии, 1* Сирии, Киликии (7 провинций из 13). Письма, в кото-ых они упоминаются, датируются 59, 55, 54, 51—49, 47, 45— 43 гг. ДО н- э- ('Щремя переписки. Можно предположить, что нИ были до и после, но не нашли отражения в произведениях Цицерона). Уже по этому можно судить, как часто поднпма-и&ь Восстания в провинциях. Ни о социальном составе, ни о программе восставших ничего оказать нельзя. Несомненно, что эти движения носили антиримский характер и временами приобретали характер организованной военной борьбы против римлян. Восставшие строили укрепления и оказывали упорное сопротивление римской армии. Все эти движения были небольшими и сравнительно легко подавлялись римлянами, но они свидетельствовали о том, что провинциалы пытались с оружием в руках бороться против римского господства.

Интересно, что почти каждое упоминание о восстании у Цицерона связано с рабами. Рабы бегут от своих господ и находят убежище у восставших, убивают рабовладельцев и поднимают восстание.

В рабовладельческом Риме любое выступление против господствовавшей аристократической верхушки в той или иной степени было связано с движениями рабов. Переписка Цицерона как раз и дает возможность установить эту связь.

Т. П. К Л и

АНТИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ О КОЛОНИЗАЦИИ САРДИНИИ

Нрардиния в силу своего географического положения и ес-Тбственных богатств с древнейших времен привлекала к себе Jeanne различных народов. Здесь скрещивались интересы

Г '°3 Cic., ad AttVI, 1, 13. ',. 104 С i е., ad Att., VI, 4, 1.

финикийцев, греков и этрусков. Проследить эти вза«\1(>0 шення, значит восстановить одну из страниц древнейшей*11'0, тории острова, что, в овою очередь, црольет свет и на мок^ народную обстановку в этом районе Западного Средизе^р| морья. ' "о-

Сардиния не оставила собственных письменных Св, тельств. Дошедшие до нас данные греческих и римских авт!!' ров о колонизации острова отрьивочщы, носят в основном д гевдарный характер, что чрезвычайно затрудняет их анад^' Разумеется, фрагментарность сведений одоримской Сардин^!' с которой сталкивается современный исследователь, ооъясня' ется не отсутствием интереса к ней у древних авторов, а тем' что большая часть этих сведений утеряла. По крайней ме[)„' во времена Полибия недостатка в свидетельствах о Сарди| нии не было. Рассказывая о восстании карфагенских наем, ников, вспыхнувшем в Сардинии после первой пунической войны, Полмбий сделал интересную оговорку: «Так потеря^ была для карфагенян Сардиния, остров замечательный по величине, М'ноголюдству населения и по своему плодородию. Повторять об этом острове всем известное мы находим излишним, так как писали о нем многие, притом обстоятельно» Однако уже ко времени Павсания положение изменилось: «Я ввел описание Сардинии в мой рассказ о Фокиде потому, что эллины в гораздо меньшей степени, чем о чем-либо другом, слыхали и знают об этом острове»2.

Согласно свидетельствам античных авторов, Сардиния заселялась иноземными народами, главным образом греками, во главе с мифологическими героями. Делать на основании этой традиции твердые выводы не представляется возможным, тем не менее игнорировать ее нельзя, так как в ней могли отразиться какие-то исторически реальные отношения. К настоящему времени значительный материал накопила археология, что позволяет до некоторой степени проверить свидетельства ¿античных авторов.

Данные античной традиции о заселении острова, которые сохранились, настолько фрагментарны, что невозможно восстановить связную историю колонизации Сардинии. Фра1 ме11' тарность источников вынуждает нас нарушить хронологич^' ский принцип при рассмотрении известий античных авторов Наиболее полно и систематически сведения о колопизаии

1 Ро ! у Ь., I, 79.

2 Р а и е., X, 17, 13.

Иейдцнии изложены у Павсания, который использовал более Г евние> не Д0шедшие до нас источники. Поэтому мы будем ДР бирать данные традиции в его последовательности, при-Р8еКаЯ параллельные места из других античных авторов. I W ^оГласно Павсанию, «первыми переехали на этот остров

кораблях ливийцы»3. Вождем их был Сард, по имени кото-"ого остров получил свое название. «Однако изгнать совсем ''естных жителей ливийскому войску не удалось, и эти ири-• елЬцы скорее под гнетом необходимости, чем по доброй воле 0 стороны местных жителей, были приняты и поселились ^песь»4- Ту же версию о приходе в Сардинию ливийцев во Ijiаве с Сардом передают Силен5 и Солин6.

Спустя некоторое время после прихода ливийцев на остров прибыли поселенцы из Эллады во главе с Аристеем, сыном дполлона и нимфы Кирены7. Сведения о приходе в Сардинию ¡юселенцев во главе с Аристеем сохранились еще у Псевдо-Дристотеля, Диодора, Солина. Диодор рассказывает о том, что Аристен, насаждая растения, остров «из дикого сделал способным для жительства»8. В трактате Псевдо-Аристотеля «De mirabilibus auscultationibus» процветание Сардинии ставится в зависимость от прихода сюда Аристея, который выступает в качестве учителя агрикультуры9. Солин приписывает Аристею основание Каралеса 10. Это заставляет предположить, что сведения Солина и Павсания восходят к какому-то одному источнику с той разницей, что Павсаний стремился критически воспринимать данные, которыми пользовался: «Мне кажется, что и числом и силами они (поселенцы во главе с Аристеем—Г. К.) были слишком слабы, чтоб приступить к основанию » постройке городов". Источники Павсания приписывали походу Аристея участие в нем Дедала изобретателя и строителя. Таким образом, если последова-

3 Р a u s.. X, 17, 2.

4 Ibid.

^ 5 S i I., XII, 35. Silenus Calactinus — воевал под командованием Ганнибала, описал его походы и сочинил «Сикилику» (Cornel. N е p. Hannib., . '3; С i с. De divin. I, 01). Этот Силен, по-видимому, не идентичен Си-''енУ, автору сочинения о словах, так как последний цитировал Никандра ^Олофонского (Athen.. XI, р. 483 А), бывшего современником Аттала.

s Sol., IV, 1.

7 Paus, X, 17, 4.

8 D i о d„ IV, 82, 4.

, Ps. Ar i st. De mir. ausc, 100

? Sol, IV, 1.

'Paus., X, 17, 5.

12 I b i d.

тельно идти за ними, пришлось бы признать, что греки прцн ли на остров агрикультуру, градостроительство и т. д.

После Аристея на остров прибыли иберы; начальником отряда был Норакс. Иберы построили Нору, которая сох*"* килась в памяти живущих в Сардинии как первый построр пый здесь город13.

Четвертый отряд поселенцев, прибывших в Сардинию, Со тоял из феспийцев и войска из Аттики во главе с Иолаеми Феспийцы выстроили и заселили город Ольвию, афиняне & отдельно построили и заселили город Огрилу 15. Павсаний счц тает, что в его названии афиняне сохранили название одног0 из своих родных демов. Не исключено, замечает он, что ка-кой-нибудь Огрнл принимал участие в походе феспийцев и афинян16. «И до моего еще времени, — пишет Павсаний,^. есть в Сардинии место, которое называется Иолайей, и мест, ные жители воздают поклонение Иолаю» 17. Диодор точно так же считает, что сохранившимся до его времени названием это место обязано Иолаю, который привел в Сардинию феспийцев. Иолай покорил там местных жителей», «наипрекраснейшую часть острова, и особенно ровную местность (которая сохраняет Иолаево имя доселе) разделил жребием»18. В результате деятельности Иолая остров сделался настолько плодоносным и славным, что стал объектом соперничества. Настойчивые попытки овладеть им предпринимали карфагеняне 19. Псевдо-Аристотель сообщает, что Иолаем были построены башни на острове20. Не исключено, что таким образом его источники объясняли возникновение в Сардинии нура-гов21.

В числе тех, кто участвовал в заселении острова, у Пав-

13 Р а u s., X, 17, 5.

'« Paus., I, 29, 5; »VII, 2, 2; X, (17, 5.

15 Paus., X, 17, 5.

16 I bid.

17 Ibid.

18 D i о d„ IV, 29, 5—6.

19 I b i d.

20 P s.-A r i s t. De mir. ausc., 100.

21 Нураги — сооружения в виде башен полуконической формы, сложен' ные из огромных камней. К настоящему времени известно до 6,5 тыс. »У рагов. В древности их было несравненно больше. Многие нураги разруб" ны и не оставили следа. В течение веков нураги использовались в качеств каменоломен сардскими крестьянами. Древние камни и по сей день n.»i6" луют в крестьянских домах деревень Кампидапо и Ористано (А. Maring га. Voyage en Sardalgne. II, р. 46; G. Perrot et С Ii. С Ii i р i е г. '' stoire de Part dans l'antiquite, t. IV, Р., 1887, р. 30; E. P a i s. La sar

ия фигурируют и троянцы, бежавшие после взятия Илио-^"и спасшиеся с Энеем. Часть их была занесена ветрами в !,апдинию, и они смешались с поселившимися здесь ранее инами. Силы тех и других были равны, поэтому ни одна из поН не решалась перейти реку Форс, которая протекала »{ДУ занятыми-ими областями, и в сражение им вступить

пришлось22.

Много лет спустя на остров вновь перешли ливийцы и боЛьшим чем некогда флотом начали войну против эллинге населения. Ливийцам удалось истребить почти всех эл-сиН0В) из которых лишь очень немногие уцелели23. Троянцы ^е бежали в горы, укрепились там, заняв неприступные вы-С0ГЫ- «Еще и в время они назывались илионцами»24,— ,|йШет Павсаний.

Наконец, в качестве населения Сардинии фигурируют кор-сь1. Значительная часть жителей этого острова (Корсики — Т. К.), теснимая междоусобиями, переселилась в Сардинию, п овладев частью горной области, поселилась тут. Жители Сардинии называли их по их происхождению именем кор-сов25. Корсы отличались воинственностью и свободолюбием. «Когда карфагеняне достигли великого могущества на море, они покорили своей власти и всех жителей Сардинии, кроме илионцев и корсов: их неприступные горы помогли им не быть обращенными в рабство»26.

Таким образом, данные античной традиции о заселении острова и греческой колонизации острова представлены в основном мифами, которые носят ярко выраженный этиологический характер. Они возникли с целью объяснить названия ос-

degna prima del dominio romano. Atti delP Accademia dei Lincei. 1881, P-283; E. S. Bouchier. Sardinia in ancient times. Oxford, 1917, р. 3; Le Lan no u. Pâtres et Paysans de la Sardaigne. P, 1940, p. 13.). Вокруг башни-нурага группировалось поселение. Нураги строились на острове "а протяжении более чем тысячелетня. Эти сооружения являются свидетельством некогда существовавшей здесь высокой культуры. Современные ^следователи считают возможным выделить в истории Сардинии специаль-

0 так называемый нурагический период — с середины II тысячелетия до ■ э- до завоевания острова Карфагеном, а может быть и Римом. (M. P а I-jHino. La Sardegna nuragica. R., I960; M.Guido. Sardinia, L,

G. Lilliu. La Sardegna nel II millennio A. C. — «Rivista storica lla|iana». 1965, II).

' Paus, X, 17, 6. f Paus, X, 17, 7.

* ¡bid-, X, 17, 8.

1 Заказ 1953 97

трова, его отдельных частей, городов, местных божеств и ных племен.

Не вызывает ни малейшего сомнения папэллинский

ХаРа

тер сведений. Ярко проступает тенденция заселить равнищ' обработанные районы Сардинии греками и приписать посд ним цивилизующую роль. Происходящей от греков цивидц^

Ч

ции противопоставляется низкий культурный уровень тузеа' ного населения и ливийских иммигрантов. Павсаний подЧе'' кивает, что ни ливийцы, ни местное население не умели стрп' ить городов и жили «рассеявшись повсюду, в хижинах ц Пе" щерах»27. В источниках Павсання особенно заметен этот д,0 тив противопоставления равнинной зоны Сардинии, населен" ной греками, внутренним и северным районам, где нашли уд« жище побежденные народы, которые пребывали в состоянии культурной отсталости.

Кроме того, античная традиция по своей форме подозри. тельно стройна, что, по-видимому, можно объяснить только как следствие ее сравнительно поздней обработки28 греками, Нельзя не отметить следующего обстоятельства: оставаясь внешне греческой, традиция во многом связана с Афрц-кой. Поселенцы во главе с Сардом прибыли из Африки; Ари-стей —сын нимфы Кирены, которая жила в Африке и посоветовала ему обосноваться в Сардинии.

Удивительно отсутствие в традиции какого-либо упоминания о появлении в Сардинии финикийцев. Правда, основание К.аралеса и Сульчи Павсаний приписывает Карфагену, но в данном случае речь идет о времени более позднем. Между тем археологические данные свидетельствуют о пребывании финикийцев на острове по крайней мере с IX в. до н. э.29. Легендарная традиция донесла до нас упоминания о ливийцах и иберах, феспийцах и афинянах, троянцах и корсах; присутствие же финикийцев явно игнорируется. Единственным исключением является сообщение Диодора Сицилийского. Он определенно говорит об активности финикиян в Западном Средиземноморье: они искали серебро и, разбогатев благодаря рудникам Иберии, «высылали многочисленные колоний,

27 Pa us., X, 17, 5.

28 J. B 6 r a r d. La colonisation grecque de l'Italie méridionale et 11 o Sicile dans l'antiquité. P., 1957, p. 417. ,¡

29 G. Pat ron i. Nora, colonia fenicia- in Sardegna.— «Morning antichi», vol. XIV, 1905, pp. LIO—258; G. Pe see. Sardegna púnica liari, 1961; M. Guido. Op. cit; S. Mosca ti. La penetrazione fenicia púnica in Sardegna. — «Atti dell'Accad. naz. dei Lincei», 1966, serie \ vol.. XII, 3, p. 215—250.

&

щ и__в Сицилию и на соседние С нею острова, другие — в

ОД' Ю, Сардинию и Иберию»30. Небезынтересно подчеркнуть, '¿¿^ эТи сведения входят уже не в легендарный, а в историче-цикл. Колонизация Сардинии фигурирует рядом с коло-сКзаЦией Ливии и Иберии. После этого не случайной пред-н'авЛяется связь легендарной традиции с ливийцами и ибе-*яМй- отразились ли таким образом в традиции воспоми-Р аИЯ о финикийцах, прибывавших в Сардинию как из Африки так и из Иберии?

ь 'обратимся к той части традиции, которая связывает заселение Сардинии с Африкой. С целью объяснить название оСтрова Павсаний и его источники приводят в Сардинию ливийцев во главе с Сардом. В связи с этим обращает на себя внимание расхождение в версиях относительно того, откуда прибыл Аристей. Согласно источникам Павсания — из Эллады, Диодора — из Ливии31. Однако и Диодор и Павсаний совпадают в том, что Аристей — сын нимфы Кирены. Диодор дополняет сведения легендой: Аполлон, влюбленный в прекрасную девицу Кирену, перевез ее в Ливию32. По Геродоту, Кирена была основана греками, выходцами с острова Феры33. Геродот сообщает при этом, что на Фере, ранее называвшейся Каллистой, жили потомки Мемблиарея-финикийца. В этом имени можно увидеть название финикийского божества Мель-карта, а в легенде такую черту исторической действительности, как выселение финикийцев с острова34. Фукидид прямо сообщает, что до греков на островах Киклад жили финикийцы35. Как бы то ни было, Аристей — сын нимфы Кирены, а основание Кирены традиция связывает с греками, которые соперничали с финикийцами. Легенда об основании Кирены возникла из явно этиологических соображений и является поздней мифологической комбинацией. Однако если учесть, что Кирена была основана в 631 г. до н. э., то вполне понятным представляется соперничество греков с финикийцами, отголоски которого донесли до нас античные авторы. Проникновение греков в Северную Африку должно было встретить недовольство со стороны водворившихся там финикиян.

Диодор, Павсаний, Аполлодор связывают Аристея с Бео-

30 О | о с!., V, 35, 3.

31 I Ь I с!., IV, 82, 4.

92 Ibid.

33 Herod., IV, 150, 155.

34 В. Г. Боруховнч. Ахейцы в традиции об основании Кирены — ^ Горьковского университета, серия историческая, вып. 67, 1965, стр. 58.

35 Т h и 7*

тией: он был женат на дочери Кадма Автоное и причиной е.. переселения в Сардинию послужил гнев на Беотию и г}С° Элладу из-за несчастной судьбы его сына Актеона30. Г1о да 0 кым мифологии, Кадм, основатель Фив, был сыном финику" ского царя37, Кадму приписывалось введение в Греции фици" кийского алфавита38.

С Беотией связана и традиция о приходе в Сардинию афи нян и феспийцев. Павсаний подчеркивает, что этим поход0м руководили «цари, бывшие другого племени, чем тот нар0д который следовал за ними»39. Предводительствовал афипяна! ми и феспийцами «фивянин Полай, племянник Геракла» 40. Эти. ологическая направленность мифа очевидна. Он вызван ц жизни, чтобы объяснить культ Полая, который существовал в Сардинии. Полай выводится из Беотии, о связях которой с Финикией до нас дошли упоминания, пусть в мифологиче-ской форме. Любопытно, что Павсаний, описывая храм феспийцев в честь Геракла, приписывает его Гераклу из идеиских Дактилей, храмы которого, по изысканиям нашего авюра, «были и у эритрейцев в Ионии и у тирийцев»41. В этой связи следует вспомнить Полибия.

Полибий сообщает, что Ганнибал, члены карфагенского совета старейшин, при нем находившиеся, и все карфагеняне, участвовавшие в его походе, заключали договор с Ксенофаном, послом македонского царя Филиппа, «перед лицом божества карфагенян Геракла и Полая», «перед лицом всех божеств, какие властвуют над Карфагеном»42. Этот карфагенский Полай восходит к финикийскому Полаю, которого исследователи отождествляют с Эшмуном, находившимся в тесной генеалогической связи с Мелькартом43. В сардском божестве проглядывают следы финикийского Полая44.

36 Р а и s, X, 17, 4; Diod., IV, 82, 4; Apoilod., III, 4.

37 Herod, H, 49; V, 58; Paus, IX, 5, 1; 12, 2.

См. А. Ф. Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. M, 1957, стр. 187: Д ж. Том сон. Исследования по истории древнегреческого общества. М, 1958, стр. 377 и сл. О древности связей Беотия с Востоком свидетельствуют найденные при раскопках Кадмейского двор' ца цилиндрические печати на аккадском языке (К. М. Колобова К вопросу, о возникновении Афинского государства. — ВДИ, 1968. M1« 4' стр. 46).

38 Herod, II, 49: V, 58; Paus, IX, 5, I; 12, 2.

39 Р a u s, VII, 2, 2; См. также Diod, IV, 29.

40 Ibid.

41 Paus, IX, 27, 8.

42 Poly b, VII, 9, 2.

43 В a u d i s s i п. Adonis und Esmun, 1911, S. 282.

44 RE, IX, 2, coll. 1846.

Легендарная традиция о колонизации Сардинии обращает «»й себя внимание тем, что в ней довольно часто присутствует 8язь с Гераклом, которая возникает опять-таки либо в связи е реотией, либо в связи с Ливией. Для Фив было типичным объеДинение культа Геракла и Иолая45.

Нас, пожалуй, больше интересуют свидетельства о ливий-скоМ Геракле. Сард, возглавивший ливийцев, тех самых, что первыми пришли на остров, был сыном Макерида, «которого иегиптяне и ливийцы называли Гераклом»46. У Солина он сын реракла, у Силена — сын ливийского Геракла47. Э. Пайс предполагает, что сведения Павсания являются переложением Сал-люстия48, Саллюстий же пользовался пуническими книгами49. Таким образом, можно думать, что в образе ливийского Геракла переплелись восточные и греческие элементы. Сказание 0 Геракле и его войске, перешедшем в Африку после смерти героя в Испании, вероятно, идет от мифа о Мелькарте Тир-ском50. Если это так, то можно допустить, что в легендарной традиции отразились связи с Сардинией финикийцев, водворившихся в Северной Африке, как считает большинство исследователей, в конце II — начале I тысячелетия до и. э.51. Подобное предположение позволяет объяснить, каким образом ливийцы, жители пустыни, могли прибыть в Сардинию на кораблях.

Рассмотрим теперь сведения о заселении Сардинии, связанные с Иберией. Переданная Павсанием традиция о том, что основанный иберами город Нора является самым древним на острове, особенно интересна, так как может быть сопоставлена в известной степени с таким эпиграфическим документом, как Финикийская надпись из Норы52, обнаруженная там в 1773 г. Стела, содержащая надпись, оббита, и потому прочтение надписи затруднительно. Исследователи памятника предлагали

45 J. Bérard. Op. cit., p. 414.

41 Pau s., X, 17, 2.

47 Sol, IV, 1: S il., XII, 359.

48 E. P a i s. Op. cit., p. 354.

44 Sali, Bell. Jug, 17.

50 Б. A. Тураев. Финикийская литература. — В сб.: Литература Волока, вып. 2, Пг, 1920, стр. 165.

«L 51 Б. А. Тураев. История древнего Востока, т. II, 1936; И. Ш. У^Ифман. Возникновение Карфагенской державы. М,—Л, 1963, В о s с h-G i m p e r a. Etnologia de la Peninsula Ibérica. Mexico, 1944, P- 169; J. Bérard. L'expansion et la colonisation grecques jusqu'aux KUerres médiques. P, 1960.

62 CIS, I, 144. В настоящее время памятник хранится в музее Кальяри.

различные толкования текста53, однако все они гипотетична, Если нет единства взглядов по вопросу толкования текста над.' писи, то большинство исследователей на основании палеогра. фического анализа согласны датировать ее концом X — период половиной IX в. до н. э.54. Это — самая древняя находка, свя-занная с пребыванием финикийцев в Сардинии. Таким обра, зом, сообщение Павсания о том, что Нора — первый построен, ный на острове город, и датировка надписи из Норы могут быть согласованы. Однако надпись свидетельствует о присут. ствии в Норе финикийцев, а Павсаний приписывает основание города иберам. В этом отношении интересно сообщение Солина. Повторяя версию Павсания о Нораксе, он вносит существенное дополнение, а именно: Норакс пришел в Сар. динию из Тартесса55. У Павсания Норакс — сын Гермеса56, у Солина он — сын Меркурия57, и в этой части дошедшая до нас традиция носит легендарный этиологический характер. Однако обращение источников Павсания и Солина к Иберии и Тартесу с целью объяснить происхождение древнего города Сардинии не может не насторожить исследователя. Ментц считает, что «ф^ред» Павсания есть не кто иные, как фипи-кияне-гадитане, сближая этот греческий термин с финикийско-еврейским 5Ьпт— в обычном толковании «люди с той стороны»58. И. Ш. Шифман отвергает подобную точку зрения на том основании, что наименование «фг)рее» — слишком хорошо известно как обозначение коренного населения Иберийского полуострова, а данное Ментцем толкование слова ¡Ьп'т далеко не общепринято в настоящее время59. Допустив возможность чтения в первой строке надписи из Норы слова (по В. Ф. Олбрайту) 60, И. Ш. Шифман очень осторожно высказывает предположение о том, что в тексте надписи и со-

53 Различные толкования текста см.: И. Ш. Шифман. Возникновение Карфагенской державы, стр. 51.

и W.-F. Albright. New Light on the early History of Phoenician colonization. — «Bulletin of the American schools of Oriental Research». L.XXIII, 1941, pp. 14—22; A. D u p о n t-S о m m e r. Nouvelle lecture d'une inscription phenicienne archaique de Nora en Sardaigne. CIS, I, ' ^ «Comptes rendus de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres», '94». G. Pesce. Op. cit., p. 43; S. Moscati. Op. cit., p. 277.

55 Sol., IV, 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56 P a u s., X, 17, 5.

"Sol., IV. 1.

68 И. LU. Шифман. Возникновение Карфагенской державы, стр-

59 Т а м же, стр. 52.

60 Т а м ж е, стр. 53.

Ш5Ше11ИИ Павсания могли найти отражение какие-то реальные ■Горчческие отношения Поры с Тартессом вплоть'до господ-Тартесса, пусть непродолжительного, в этом городе Сар-СцЦИИ- По сам И. Ш. Шифман не признает интерпретацию Надписи, предложенную В. Ф. Олбрайтом, в целом удовлетворительной. Не разделяют ее и другие исследователи61. Кро-

того, археология не засвидетельствовала в Норе каких-либо признаков присутствия иберов, между тем она дает солидный материал в пользу присутствия в Сардинии финикийцев. Архаические находки, относящиеся к IX — VII вв. до и. э., 0бНаружены в Сульчи, Норе, Фарросе, Каралесе, Битии, Мон-1е-Сираи, Бозе и других центрах.

Светильники с одним носиком из Сульчи, найденные в древнем слое тофета, археологи датируют IX в. до н. э.Р2. Здесь же обнаружено большое количество стел, статуэток, 'амулетов и более 300 целых урн, многие из которых содержали жженые кости63. В этом слое оказались две вазы с геометрическим орнаментом от VIII—VII вв64.

Большие некрополи в Сульчи дали обильный материал, среди которого встречается красная полированная керамика, подобная самой ранней керамике из Карфагена65. В качестве примера новых открытий следует привести стелу из Сульчи, недавно опубликованную Дж. Пеш66. Она изображает стоящего человека в длинной одежде, вооруженного копьем. Иконография позволила исследователю определить стелу как ремесленное изделие времени финикийских колоний, предшествовавших господству Карфагена или, по крайней мере, появлению на острове ремесел и искусства собственно пунических67. К толкованию памятника обратилась А. М. Бизи. Она настаивает на чисто финикийском типе стелы и ее далекой Древности6S.

" A. D и р о il t-S о m m е г. Op. cit. G. Ре see. Op. cit. S. M о s с a t i. Op. cit.

' G. Pesce. Op. cit, p. 44.

¡¡ M. Guido. Op. cit, p. 195.

и Ib i d.

oui,. • Pesce. Due opere di arte fenicia in Sardegiia.—«Oriens anti-4Uüs». И, 1963, pp. 247-253.

пц.. Pesce. Due opere di arte finida in Sardegna.—«Oriens anti-Д11- 1963, p. 253.

iie||e M. В i si. La religione púnica nelle rappresentazionr figúrate ISfik stele votive.—«Studi e materiaii di storia deile religioni», XXXVI,

p. 144

Материалы последних раскопок могил Фарроса датцру ся VIII—VII вв. до н. э.69. Здесь обнаружены остатки cqq т жений явно архаичных, среди которых храмик и больц^ тофет70. Скарабеи и ювелирные изделия одного востоц'н стиля, достаточно древнего, так же как и керамика, отц0с01.0 ся приблизительно к тому же времени71. Вероятность под* нон датировки увеличивается благодар я обнаруженным д , гилах нурагическим материалам72.

В результате раскопок в Норе найдены святилище, посвя щенное, как считает Патрони, культу Тиннит, погребен«,, богатый инвентарь73. Эти находки датируются VII в. до н и позже74. Интересны данные последних археологически» изысканий: остатки глинобитного пола одного из домов Норы должны быть отнесены приблизительно к VII в. до н. э., так как в одном слое с ним найдены фрагменты протокоринфской и родосской керамики75. Если археологический материал из Норы сравнительно поздний, это в значительной степени объясняется тем, что раскопки, которые производились, связаны с римским периодом ее истории, тогда как древний город еще под землей. Таким образом, надпись из Норы выступает как самый древний письменный источник, связанный с пребыванием финикийцев в Сардинии. Архаичность стелы с надписью, следовательно, согласуется с античной традицией, переданной Павсанием. Совокупность же археологических, эпиграфических и литературных источников заставляет признать Нору одним из древнейших, если не самым древним городом острова, и отнести ее основание к IX в. до н. э. Упоминая о связях Сардинии с Испанией, Павсаний мог донести до нас сведения, которые носят исторический характер. В связи с этим правдоподобным кажется и дополнение Солина о Тартессе. Если учесть архаическую финикийскую надпись и археологическую характеристику Норы, то кажется возможным предположить, что в традиции в искаженном виде отразились воспоминания о существовании здесь финикийской колонии. Следует объяснить в таком случае, почему фигурирует Тартесс.

69 S. M osea ti. Op. cit., p. 126.

70 I b i d., p. 128—1129; G. Pesce —F. Barree a. Mostra Je'13 civilta púnica in Sardegna. Cagliari, 1960, p. 15.

71 S. Mo se a ti. Op. cit., p. 229.

72 I b i d.

73 G. Patroni. Nora colonia fenicia in Sardegna. — Monumenti a" tiehi, vol*XlV, 1905, pp. lilO—268.

74 Ibid., p. 120.

75 G. Pesce. Nora, guida agli scavi. Bologna, 1957, p. 13.

Щпдиим из контрагентов Тира в его западиосредиземномор-И л торговле в конце II тысячелетия до н. э. была область, рвавшаяся в Библии словом tarsis, а в греческой литера-

f,aDe_TaQteaaog 7б. Большинство современных иеследовате-

ВУк склонны локализовать Тартес в устье Гвадалквивира77. Ж,ртесс был крупным экспортером- металлов. Не случайно, по сеЙ видимости, Диодор в уже цитированном выше отрывке s оЦВетание и богатство финикийцев ставит в зависимость ¡Jt рудников Иберии.

Плавания финикиян на Запад в Тартесс диктовали необходимость в постоянных морских станциях на их пути. Географическое положение Сардинии в Средиземноморье таково,

как раз с Запада со стороны Испании она имеет удобные бухты. Таким образом, вполне логично допустить, что здесь могли возникнуть стоянки финикийских кораблей78. На анти-финикийском фоне свидетельств Павсания и Солина, может быть, закономерно всплывают иберы, а в связи с ними и Тартесс: греки, исконные конкуренты финикиян в Западном Средиземноморье, поддерживали дружественные отношения с Тар-тессом7Э. Кроме того, античные авторы, смутно представляя себе местные племена Иберии, видимо, пользовались легендарной традицией о процветающем Тартессе. Не исключено, что сам факт игнорирования античной традицией финикийцев в Сардинии говорит как раз о том, что они там прочно обосновались, а это требовалось опровергнуть.

Вероятность такого предположения увеличится, если проанализировать традицию о греческой колонизации, представленную сведениями исторического характера. Обратимся к их рассмотрению.

^ После подчинения Ионии Киру, рассказывает Геродот, ноняне собрались в Панионий, «им дал полезнейший совет, как мне передают, житель Приены Биант; если бы они ему последовали, то были бы счастливее всех эллинов. Он предлагал собраться всем ионянам и вместе отплыть в Сардинию, основать там общеионийское государство и, таким образом изба-нившись от рабства, жить благополучно, занимая наибольший остров и владычествуя над остальными островами...»80.

78 И. Ш, Шифман. Возникновение Карфагенской державы, стр. 17.

77 G. Pesce. Op. cit., p. 13; S. Moscati. Op. cit, p. 231.

r 78 E. Pais. Op. cit., p. 302; S. Moscati. Op. cit., pp. 232—233;

Schmiedt. Antichi porti d'ltalia. — «L'universo», XLV, 1965, p. 2(26.

79 И. Ш. Ш и ф и a H. Возникновение Карфагенской державы. Его Финикийские мореходы. М.—Л., 1965.

80 Herod., I, 170.

Геродот сообщает, что во время ионийского восстания р 1иэй из Милета, бывший заложником при дворе Дария, 0гС> щает царю завоевать Сардинию, если тот отпустит его свободу81. Немного позже, когда борьба с персами стала к^ заться безнадежной, зять Гестнэя Аристагор, собрав совеща" ние своих единомышленников, предложил им на случай, есд," они будут изгнаны из Милета, вывести колонию в СардццИ11 чтобы иметь безопасное убежище82. Несмотря на то, что ци один из проектов не был реализован83, эти свидетельства пред. ставляют несомненный интерес. Они находятся в полном со-ответствии с изменениями обстановки в Западном Средизем-поморье к VI в. до н. э.

Это время характеризовалось активизацией греков в Западном Средиземноморье в связи с движением фокейскои колонизации, опорным пунктом которой была Массалия, возникшая недалеко от устья Родана приблизительно в 600 г. до н. э.84. Около 560 г. до н. э. фокейцы основали на восточном берегу Корсики Алалию85. Естественным продолжением этого процесса могло стать возникновение на севере Сардинии Оль-вии, города по имени типично ионийского86.

Вопрос о существовании греческого поселения к настоящему времени с определенностью не может быть решен. Вместе с тем античная традиция о греческой колонизации слишком очевидна, чтобы ее можно было игнорировать. Однако она, как мы видели, носит почти исключительно легендарный характер и делать категорические выводы о существовании греческого поселения в Сардинии, исходя только из этой традиции, было бы делом рискованным. Археология же не дает материала, позволяющего твердо говорить о присутствии греков на острове. Э. Пайс, Э. Бушье, Г. Глотц, М. Паллоттино, Дж. Бордман допускают возможность существования здесь греческого посе-

81 I b i cf., V, 106.

82 I b i cl, V, 124.

83 1 b i d„ V, 126; VI, 2.

84 P s.-S с y m n, 208—213; Just, XLIII, 3, См.: Histoire du со merce de Marseille, t. I, P, 4949, p. 3; J. Bérard. La colonisation gfe' que de l'Italie méridionale et de la Sicile clans l'antiquité, p.

И. Ш. Ш и ф m a h. Возникновение Карфагенской державы, стр. Ю. Б. Цирк и н. Первые атлантические плавания в Атлантическом океане. — ВДИ, 1966, № 4, стр. 1119; Н. А. Машкин указывает в качестве дать1 основания Массалии 560 г. (Карфагенская держава до пунических войн-"' ВДИ, 1948, № 4, стр. 39).

85 Herod, I, 165; D i о d, V, 13.

86 M. P а 11 о 11 i n о. La Sardegna nuragica, p. 15.

1в«ия87> ^ерар пе разделяет такого мнения88. Греческие иа-;|С' кц в Ольвии датируются не ранее V в. до н. э.89. Около v°,piiero Фарроса была обнаружена целая серия расписных Р Из 81 вазы больше половины относятся к геометрическо-"v малоазинскому стилю и датируются не позже VI в. до 90 Однако по ряду признаков их предположительно отно-|!'т'к изделиям местного производства, выполненным но мало-зийским образцам91.

8 Отсутствие следов греческого поселения в Сардинии вряд j, может дать достаточно основании для безоговорочного использования аргумента ex silentio, поскольку наши представляя могут быть изменены последующими археологическими работами. Как бы то ни было, вышеприведенные свидетельства Геродота о проектах колонизации Сардинии находятся в соответствии с обстановкой, которая сложилась в Западном Средиземноморье к VI в. до н. э. Может быть, стоит отметить, ,[то в то время как Биапт из Приены советовал основать в Сардинии общеиопийское государство, Гестиэй обещал покорить петров. Думается, это не простая случайность. Биант выступал до битвы при Алалии, а Гестиэй—спустя тридцать пять лет после этой битвы, когда в Сардинии укрепились карфагеняне. Таким образом, можно предполагать, что греки были осведомлены о положении на острове. Во всяком случае, не остается сомнения в том, что греки, даже если им и не удалось основать поселения в Сардинии, стремились укрепиться на острове и проявляли к нему большой интерес. Это естественно, должно было вызвать противодействие со стороны финикийских колоний в Сардинии. Последние вряд ли могли противиться грекам самостоятельно и, вероятно, были заинтересованы в поддержке Карфагена92.

Не исключено, таким образом, что дошедшая до нас традиция о колонизации Сардинии была обработана и приобре-ла законченный вид в период ожесточенной конкурентной п°Рьбы между греками и карфагенянами. Она, вне всякого

97 Е. Pais. Op. cit., p. 306; E. S. В о u с h i e r. Sardinia in ancient 3 Oxford, 1917, p. 36; M. Pallottino. Op. cit., p. 15; G. Giotz. iQcîoire grecque, t. I, 1925, p. 200. J. В о a r d m a n. The greeks overseas, p. 220.

<-. 88 J. Bérard. La colonisation grecque de l'Italie méridionale et de la я dans ''antiquité, p. 272.

® R. В usque t. Histoire du commerce de Marseille. P., 1949, p. 90.

* Ibid. ь Ibi(i-

S2 Ш. Андре Жюльен. История Северной Африки. M, 1961, стр. 88.

сомнения, тенденциозна и отражает заинтересованность

КОВ В УКПРППРНИИ ГППИХ ППЧИ1ШЙ R Чяттятшпм Г.ПРЛи,..

укреплении своих позиций в Западном Среднзем, " з пику Карфагену, а может быть и еще раньше фц| кийцам. Отсюда антифиникийская направленность традицЛ игнорирование финикийского элемента в Сардинии и стреМл^ ние доказать законность притязаний на нее греков.

М. Е. КАРПАЧЕВА

КАРКАССОН от античности; к средневековью

Р1зучение торода эпохи феодализма начинается с поста-новки вопроса о его происхождении. Решение этой проблемы в любом урбанистическом исследовании четко выделяет методологические принципы исторической работы в целом. Исход, ный принцип материалистического подхода к данной теме — марксистское понимание средневекового города как центра самостоятельного товарного ремесла и товарного обращения. Экономическая новизна и специфика города феодальной формации подчеркнуты К. Марксом и Ф. Энгельсом: «средневековье не получило городов в готовом виде из прошлой истории»1. Отрицание качественной определенности города в разные исторические эпохи, представление о стабильных «типах»,; якобы общих для всех формаций, привели ряд буржуазных историков к антинаучному выводу о непрерывности городского развития. Эта антинаучная методология континуитета рассматривает генезис средневекового города как постепенный переход старых форм в новые через количественные увеличения исходного начала и следует с различными вариациями основному принципу Допша: «никаких перерывов».

Таким образом, марксистской постановке вопроса о пр"^ нессе градообразования в средние века противопоставляет^ попытка спроецировать с какого-то единого образца тра,,с формацию античного города в средневековый.

Противоположность этих позиций особенно ярко прояв-1 ется, когда историки-урбанисты обращаются к городам ^ 1

' К. М а р к с и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Соч.. т стр. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.