Научная статья на тему 'АНТИЧНЫЕ ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК'

АНТИЧНЫЕ ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
228
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНОСТЬ / ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ТЕОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК / ИБН СИНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ниёзи Ёрмахмад Бобо

Автор в своей статье исследует античные идейные предпосылки теории классификации наук. Особое внимание им уделено греческой культуре, в которой сформировалась идея науки и теории, как системы в логическом порядке знаний, на примере идей различных философов того времени. Подчеркивается, что в культуре Древней Греции сформировалась главная основа научного мировоззрения. Он заключает, что особенно возникли первые правильные понимания действительности в форме философских понятий и категорий со стороны древнегреческих философов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTICAL IDEAL PREREQUISITES OF THE THEORY OF CLASSIFICATION OF SCIENCES

The author in his article explores the ancient ideological prerequisites of the theory of classification of the sciences. Particular attention is given to Greek culture, in which the idea of science and theory was formed as a system in the logical order of knowledge, on the example of the ideas of various philosophers of that time. It is emphasized that the culture of Ancient Greece formed the main basis of the scientific worldview. Especially the first correct understanding of reality in the form of philosophical concepts and categories arose from the side of ancient Greek philosophers.

Текст научной работы на тему «АНТИЧНЫЕ ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК»

ТАЪРИХ-ИСТОРШ-ШЗТОК У

4-♦

УДК-001

АНТИЧНЫЕ ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК

НИЯЗИ Ё. Б., Институт изучения проблемы стран Азии и Европы

Первая совершенная система классификации наук в истории философии, разделившая теоретически и обоснованно знания, и оказалась как источник большинства дальнейших классификаций, в том числе истоком классификации перипатетиков исламского востока, осуществилась в античной философии Древней Греции.

Идея науки и теории хотя и существовала в других культурах в мифологической системе и религиях, но в греческой культуре она сформировалась как система в логическом порядке знаний. Совершенная идея логической структуры знаний и их соответствия с действительностью физического порядка мира также возникла в этой философии и между наукой и философией в смысле не существует какой-либо разницы [15].

Одна из основ всех сегодняшних гуманитарных наук и ее элементов сформировалась внутри философии, которая означает любовь к мудрости. Поэтому классификация возникла также внутри философии.

Как нам известно, из истории греческой философии, особенность античной философии берет свое начало из научных наблюдений природы и равноправных обоюдных диалогов [8].

Последовательные наблюдения человека создали повседневные опыты, и эти опыты по тематике основали различные науки.Эти опыты возникли на основе наблюдений окружающей среды, которые были собраны с именем мудрости. Греческие философы обретение знаний начали непосредственно с природы. В первом учении «любители мудрости» сформировалась как основа общенаучного мышления о природе, не потерявшего по сегодняшний день своего смысла. В досократовской эпохе античной философии, особенно в милетской школе общим образом создали категории естествоведческой науки, основывавших исследовательские подходы, одновременно сформировались научно-исследовательские программы природы, развивавшиеся и усовершенствовавшиеся в течение последующих веков [12].

Самым важным было возникновение понятия или идеи природы. Природа в том виде, в котором она существует, впервые была изображена греческими философами. Эти изображения находятся вне мифолого-религиозных и эстетико-этических контекстов [5].

В мифолого-религиозном мире действуют многочисленные и невзаимосвязанные друг с другом вещи, Боги, демоны беспорядочно и своеоб-

разно. Это антропоморфный (человекоподобный) мир, имеющий разнообразные причины и следствия, в котором понимание причины и следствия зависит от круга воли каждой вещи, т.е. желания - воли - поведения и т.д.

Первая философская теория сложилась в таком состоянии, в котором последовательные изменения окружающей среды принудили человека признать единую основу для всех разнообразий. Следовательно, все эти виды и явления в принципе являются одинаковыми и имеют единое начало, называемое архой (первоначалом) или материей, из чего возникают все вещи. Естественно, чтобы все изменения, имеющиеся в мире, должны быть чем-то неизменяющимся и устойчивым, поскольку из ничего не возникает что-либо. Все, что проходит в мире, является изменениями качеств и состояний той или иной материи или взаимосвязь и раздельность элементов (вещей), т.е. вечная взаимосвязь и раздельность компонентов материи и атомов. А материя или первоэлементы - атомы не могут исчезать или возникать. Они существуют неизменными и навечно (Школа Гераклита и атомистов) [2].

Все эти состояния изменений материи не происходят несвязанно и беспорядочно, а происходят в рамках определенного правила, особенно зависят от причины и следствия и каждое изменение имеет бесконечные причины и следствия, называемые античным детерминизмом.

Мы можем путем наблюдения, фактов, экспериментов и обсуждений, связанных с событиями и явлениями, происходящими через свой потенциал, познать первоначало вещей на основе причинно-следственной связи и одновременно, без какой-либо неприродной силы, божественного развития и скрытого сокровища священных книг обрести знание [5]. Это путь, через который мы можем познать мир или природу, являющейся основой всех существ и что является причинной связью закономерности каждой вещи и явления.

Осознание понимания первоначал вещей, восприятия материи как начала всех вещей и определения их особенностей и из каких вещей они возникают, постепенно создают определенную цельную категорию, показывающую структуру мира природы.

В культуре Древней Греции рассматривается вопрос начала появления природы. Фалес начало мира считает воду и появление мира аналогично океану и каждая вещь или явление подобны волне, состоянию, моменту и модификацией одного из состояний материи. Основной тезис философии Фалеса заключается во внимательном наблюдении испытанных фактов и повседневно приобретенных явлений и фактов, приемлемых для всех [2].

Затем на основе поиска истины этих фактов для нас определяются единство и разноликость мира природы. Этот тезис стал поводом возникновения понятия субстанции, что превратилось в основу метафизики Европу. Первое начало мы можем видеть и ощущать, как элемент природы -

материя, из которой состоят все вещи. Понятие материи является одной из категорий физики.

В учении Анаксимена обсуждается идея утолщения и утончения первой материи, т.е. определяется понятие плотности и количества материи. В его учении берет свое начало формирование одной из категориальных основ-методология естествоведческой науки. Особенно количество и качество материй происходят через ощущение и понимание самого человека определяется их различие и единство [12].

Природа - это, прежде всего, является наукой о движении материи в пространстве. Гераклит заложил основу теоретического понятия движения. Движение является одним из неотъемлемых атрибутов материи, вносящим вклад в возникновении и восстановлении вещей. Для определения теории общих изменений и противоположности мира в качестве примера, он приводит огонь из природы материи. Хотя в понимании Гераклита под огнем подразумевается свет и тепло, но мы можем сказать, что он заложил основу теории понятия энергии, что позже на взгляд Эйнштейна вещи или материя - это является концентрацией большой энергии в малом размере [5].

Эмпедокл является первым человеком, объяснившим, что мир состоит из четырех элементов, соединяющихся и разделяющихся друг с другом. На основе притяжения (любви) они соединяются друг с другом и на основе силы отталкивания (вражды) они разделяются друг от друга. Этими четырьмя силами являются: земля, вода, огонь и воздух. В концепции Эмпедокла появляется основной принцип научного мышления. Все вещи, различные явления и простые элементы возникают и исчезают путем соединения и разделения друг от друга. События и явления содержат в себе суть. Мир в своей сути, своем начале является очень простым. Всякие сложности начинаются с простого. Из простого можно сконструировать сложное. Изменения и движение является только внешностью вещей, суть же является неизменной, т.е. в каждой вещи существуют некоторые простые вещи и некоторые вечные вещи. Разница вещей и их конкретные особенности выявляются путем их пропорции, в которой элементы смешаны. Понятие элемента является основой современной химии. Ньютон считал задачу науки в том, что на основе наблюдения в вещах прослеживаются заблуждающиеся движения, поэтому необходимо изучить основу этой сложности, которых создают простые вещи и обычные силы, как следствие, являются легкими из этих простейших и универсальных сил сознательно сконструировать сложную вещь и наблюдать за движениями [5].

Анаксагор считает идею количества бесконечных элементов материй, простыми вещами. Он с Демокритом в науке считает необходимым понятие «частиц», как теоретического понимания природы.Идея делимости вместе с идеей бесконечной делимости одновременно приводит к системности материи. Хотя вещи являются делимости, но ни одна вещь не может исчезнуть, в то время, как существует бесконечная делимость. Как

не существуют мелких вещей, так и не существуют крупных вещей. Всякие частицы материи одновременно являются многочисленными и редкими, поэтому понятие величины является относительным. Эти идеи Анаксагора внесли вклад не только в математические науки, но и в развитие математической дифференциации (анализа) и сконструировали абстрактные видения [7].

Другой школой, внесшей вклад в понимание природы и появления естествоведческих наук, является атомистическая школа Древней Греции. Философы этой эпохи проявили попытку познать первоначало мира, считали мир как материю в элементах, частицах и силах, к числу которых относились Левкипп, Демокрит, Лукреций Кар. Основным источником для выявления идеи древних атомистов является стихотворение Лукреция «о природе вещей», сохранившееся по сей день.

Атомисты в истории науки тщательным образом выдвинули научную всемирную программу античного мира, составляющую основу перспективы научных исследований природы. Современные естествоведческие науки подтверждает это видение на основе испытанных фактов, что все вещи состоят из атомов.

В учении атомистов существуют два очень важных теоретических методов, единство и неразрывная связь природы, а также существование материи и причинности. Атомисты придерживаются такого мнения, что механизм изменения в каком-либо состоянии не произойдет связь причинности, природа сохраняет свое состояние.

Для философии науки важнейшей и необходимойшей идеей является такая идея, что мир состоит из атомов и пустоты. Цвет, звук, вкус, запах и т.д. являются отражением наших чувственных органов и формируются на основе повседневных опытов. Они «существуют» только в «чувстве» людей, другими словами они являются субъективными. Атом и пустота не ощущаются через органы чувства, они находятся только в мышлении. Атомы нельзя видеть, однако они являются действительным бытием. Из этого следует, что действительное бытие является невидимым, видимое бытие не является видимым, т.е. то, что мы видим, чувствуем, являются «вещами», которые не существуют. Таким образом, начинается история научной рационализации. Атомисты, последователи эллинийской школы (Парменид, Ксенофан и Зенон) противопоставляют и различают мир чувств от мира созданий, так как мир чувств не является действительным и самостоятельным (в зависимости от объекта), но мир созданий, являясь действительным бытием, мир существует «сам по себе» [6].

В школе эллинистов и пифагористов формируется новый научный теоретический метод. Если взглянуть на школы до них, то можно обнаружить, что высочайший метод объяснения мира в абстрактном виде резюмировался в понятии материи. Здесь постепенно происходит переход от телесного начала к бестелесному началу или идеальному началу и методу форм. Такое разделение постепенно выдвинуло понятия понимания телес-

ного бытия и учения об общем бытии, т.е. раздельности физики от математики и метафизики как зрелых (бестелесных) наук [5].

Идея Ксенофана о действительном бытии как единое существование или существование Бога нашла свое продолжение в учении Парменида, единство бытия и Бога в абстрактно-логическом виде получило развитие, которое можно найти только через разум без препятствования опыта. Парменид показал понимание действительности по отношению к Демокриту более абстрактным, в котором формируется идея научно-философского рационализма. Истинные знания достигаются только через разум, независимо от чувства. Бытие является тем, о чем мы думаем. Элли-нийская школа опровергает традицию наблюдательно-спекулятивной философии или метафизики, достигаемые почти всем смыслом чувственного понимания и нахождением действительного познания через опыт.Они большей частью считали мышление самостоятельной познавательной или априорной способностью или познанием «от чистого разума». Учение Парменида о первом начале открыло единственное недвижимое и бесчисленное начало к дороге единственного начала Добра Платона и неоплатонизма и средневековой христианской теологии [12].

Важную роль ва истории науки играет суждение Зенона об апориях. То есть этими суждениями Зенон хочет показать проблемы противоречивости и противоположности бытия, хотя если мы попытаемся теоретически размышлять о бытии физических, многочисленных, двигательных, пространственно-пременных тел без противоречия. Аристотель называет Зенона основателем диалектики. Диалекетика представляет собой метод для достижения истины и обоснованного знания. Кроме того, Зенон одним из первых предложил метод суждения и обоснования дургим способом, результат которого подробным образом назвал аналоговой аргументацией (аналогия мнений), т.е. достижение первого введения для противоречия.

Апория Зенона создала теоретическую рефлекцию в понятиях места, времени, точки, момента, движения, части, разделения, бесконечности, соединенности и отделения. Суждения Зенона обеспечили серьезный толчок развитию логики и математики [5].

Кроме того, суждения эллинистов открыли дорогу к метафизике, теологии и противопоставлению между телесным и бестелесным миром, физике и математике. Пифагористы продолжили абстрактное видение эллининстов, осуществили синтез между материальным и идеальным началом, изобразили новую программу конструктивной математики наблюдаемого мира и космического тела в бестелесных числах. Пифагор заложил основу союза между философией и религией, на основе его учения душу следовало держать в чистоте, подготовить ее к вечности, совершенству через божественное упоминание, следует мыслить о числах и воспринять понимание мировой гармонии, выражаемой в форме чисел. Особенно цифры по его мнению могут создать порядок, когда они

ограничиваются и одновремнно они определяют телесную неопределенность основы мира (материю, апейрон).Суть вещей - не в материи, а в их формах. Если под понятием числа будем подразумевать их суть и схему, структуру и идею, то все вещи состоят из чисел [7].

Пифагорцы сыграли важную роль в истории науки и философии. В. Гейзенберг подтверждает, что сегодняшние науки, начиная от Демокрита и до Пифагора и Платона, в сегодняшней физике, элементарные частицы не имеют никакой разницы от материальных атомов Демокрита, являющихся только симметричной группой математического объекта. Все вещи состоят из элементарных частиц, и элементарные частицы являются их компонентами (в полном смысле слова имеют математическую сущность) [6].

Вся история последующих естественных наук, особенно начиная с XVII века и в последующем, осуществили научную пифагорскую программу. Галилей, как основатель сегодняшней науки, говорит, что философия написана в величайшей книге (в смысле вселенной), всегда открывающая нам свои двери, ее можно постичь лишь тогда, когда можно постичь ее язык и правильно интерпретировать ее признаки - что написано в ней. Это на наш взгляд, написано на языке математики [13].

Другими школами, обсудившими большей частью вопросы гуманитарных наук, являются сократовские диалоги. Диалог представляет собой основную форму литературной классики Греции.Сократ не любит читать, первоначалом своей работы он считал беседу и чтение вслух [7].

Что касается времени академии Платона, то тип студенчества и освоения знания изменяются, вместо беседы в собраниях, начинается чтение лекций и мысли излагались в виде монолога и систематически, в которых сохранялись форма диалога и критика противоположного мнения. Аристотель выбрал этот способ как первоначало своей работы и написал свои исследовательские монографические трактаты. Форма писания предоставила большие возможности для развития, углубления и обоснования мыслей. Чтение лекций способствовало систематизации знаний и их обучению

[3].

В своем Лицее впервые Аристотель создал основы обучения как единую систему отдельных наук. Лекция, в большей степени обрела характер чтения и в главном месте оказалась «дисциплина». Одновременно с возникновением письменных копий и системы обучения сформировались школы в философии и науке. Одновременно сформировалась новая модель иерархии науки: особенно обрели свое место предшествующее и последующее науки, основании и обосновании.

Первая попытка систематизации отдельных наук, особенно образец введения в систему геометрию, происходит при свидетельстве Прокла. Евклид, являющийся одним из основателей геометрии, воспитывался в школе Платона.На основе постижения бытия, знаний и научной концепции платонического учения ему удалось создать геометрическую

науку.Архит Тарентский позже на основе учения Евклида, например, систематизировал механическую науку и заложил ее основу [11].

В Академии Платона (IV в. д.н.э.) и в школе Стоиков (III д.н.э.) все научные знания в общем разделялись на три части- физику, этику и логику

[7].

В упорядочивании научных знаний большой вклад внесли логика и научная теория Аристотеля. Аристотель одним из первых создал философию, как научную энциклопедическую энциклопедию. Его сочинение имеет сходство с произведениями его предков. Аристотель как ученый и систематизатор от своих предков, начиная от Фалеса и заканчивая Платоном, отличается тем, что для него не являлась важной красота стиля и изложения, он больше уделял внимание всестороннему изучению фактов, их классификации и сбору, а также глубокому исследованию понятия, необоснованному суждению, использованию логики и аргументации, которые по сегодняшний день является объектом внимания в исследованиях физиков, химиков и биологов.Кроме того, отличие научности Аристотеля от научности современного времени заключается в том, что Аристотель не опирается на опыт и в меньшей мере применяет математику, как инструмент познания природы.Его физика имеет качественный,философский и описательно-классифицирующий характер [3].

Природа в определении Аристотеля представляет собой комплекс самостоятельных, целенаправленных существ и целесообразных процессов, имеющих жизненную суть. Вся природа имеет живой дух и душу, что представляет собой отличительный признак физики Аристотеля, античных атомистов, пифагористов и классической физики Галилея и Ньютона. Основой определения природного бытия является внутреннее самодвижение и самоопределение (но не под внешним механическим влиянием).Жизнь как активная форма существования тела, прежде всего, имеет онтологическую действительность. Однако для полного понимания возникающих явлений необходимо понять четыре причинности Аристотеля, а именно: материальную, форменную, идейную и двигательную [1].

Позже Аристотель ставит на обсуждение глубокий анализ понятия места и времени, конкретным образом он ставит проблемы спокойствия и движения против критики апорий Зенона [1].

В физике Аристотеля относительно времени делается всесторонний и глубокий анализ, что представлено как величина или число движения. Любое состояние времени, как «теперь» является постоянным, в связи «прошлое» и «будущее», существует как его предел, который не имеет ни «начало» и не «завершение». Понятие времени устраняет значение «начало» и «завершение».

В трудах Аристотеля, по словам исследователей, существуют несколько типов классификации наук. Прежде всего, он отделяет философию от всех других наук, одновременно считает ее как науку, близкую к науке

об искусстве, доступной на основе свода обретения жизненного опыта. Знание, в широком смысле этого слова является искусством созидательно-сти, т.е. обладание человеческим созидательным талантом, т.е. знанием, с помощью которого человек может выполнить определенную работу, наподобие шитья одежды, приготовления пищи, построения дома, лечения больного, принятия судебного решения и т.д.Это является широким техни-ческо-экспериментальным ареалом и полезным знанием [7].

На взгляд Аристотеля, это является уровнем начального знания и имеет жизненную необходимость. Не все искусства и технические науки являются наукой. Аристотель оценивает знание не из-за ее полезного положения, а рассматривает его совершенство, что в какой степени является наукой. Искусство представляет собой низкую ступень познания, рассматривающая только отдельные части и моменты, не зная при этом о целого сущности вещей и осознании причин. Частичные знания доступны только от частей того или иного целого. Грамотный и опытный врач не знает, как и почему эти средства имеют эффект.Например: имеет ли этот аппарат эффект на другого, в том же состоянии человека и т.д. Эти знания являются чисто экспериментальными, поверхностными и случайно могут существовать в определенных моментах. Но не убедительны из-за того, что они не обладают учебным уровнем, логической необходимостью и аргументированным знанием.

В другом случае, Аристотель разделяет философию на две части: теоретическую и практическую. Подобное деление превратилось в фундамент всей последующей истории науки и философии.

Практическая философия, согласно пониманию Аристотеля, как техническое знание не считалась все еще наукой. Практическое знание является серединным состоянием между талантом и искусством, частной наукой. Его невозможно считать наукой, так как его целью является не только знание истины и бытия, но и является выразителем частичных знаний. Истинное знание исходит от знания истины и понимания бытия. Предметом его изучения является поведение, свобода и сознательное поведение человека, его целью является благо и благодеяние, а не истина. В этой связи практическая физика является близкой к искусству и мобилизована на достижение некоторых практических целей результатов.

Теоретическая философия в определении Аристотеля представляет собой познание существования или истину бытия, а также науку о высочайших и самых совершенных знаниях. Так как она является наукой, объясняющей причину причин и начало всех изменяющихся и устойчивых существ, аргументированных и правильных знаний, знанием о вечности и извечности [7].

Одним словом, Аристотель в этой классификации наук сумел укрепить науки, существовавшие до него, в определенной научной системе и создать учебные истоки, одновременно создать науку логики,как «познавательный инструмент», которая впоследствии на всех этапах

формирования философско-научных школ как Запада, так и Востока, по сегодняшний день имеет большое влияние.

Первое влияние этой классификации пришлось на культуру Древнего Рима или эллинистический период. В этот период, хотя не возникла новая система классификации наук, но по мере возможности существовали полезные практические мнения и советы, правильный порядок размещения и в практическом использовании энциклопедии, компендиумы и сборники. Энциклопедия в греческой и римской философии представляет собой не справочник, а является собранными знаниями или энциклопедией, т.е. собранием информации, предлагающим общие сведения. Другие все отбельные науки имеют между собой связь, составляют единый живой организм, в котором каждая часть существует во взаимосвязи с целым и каждое целое находится во взаимосвязи с частью. Все науки находятся в согласованности и гармонии [12].

Самой известной из этих энциклопедий Древнего Рима является «Естественная история» Великого Плиния, в которой в 37 книгах приводятся сведения об астрономии, физике, географии, ботанике, зоологии и т.д., с добавлением более двух тысячей античных авторов.

Научно-философские науки в Древнем Риме большей частью имели нравственно-практический аспект. Практический аспект знаний приводит к тому, что не остается никакой разницы между искусством и талантом, повиновением и соблюдением определенного правила или порядка, учения и наукой. Важное положение в обучении и воспитании в Древнем Риме в большей степени имеет школа риторики, а положение точных наук, таких как математика, физика и астрономия, является ограниченным. Большей частью,высоким является авторитет и значение риториков, государственных работников и адвокатов [5].

Цицерон больше описывает Феориея: обучение математике используется в рамках денежных отношений и измерении земель. Римский философ Сенека считает этику (практическую философию) выше всех теоретических знаний. Арифметика обучает счету денег и какое количество необходимо для человека.Через знание изучения науки люди становятся учеными, но не станут совершенными.

Несмотря на это, в Риме впервые устанавливается государственно-регламентированная система школьного образования.Практическая тенденция наук в Древнем Риме ввела теорию греков в организованные дисциплины в латинских школах. Для учителя необходимой являлась доктрина (учение), а для студента - «дисциплина». Окончательная система дисциплинарного знания формируется от перехода потребности, изучения и обучения. В целом, дисциплина в своем полном смысле является общей парадигмой и высокой ценностью римской культуры.Преимущество римлян, главным образом, заключается в военном таланте, организованности и соблюдении категоричного порядка. Цицерон является первым, кто назвал науку дисциплиной [5].

Понимание знания,как дисциплину,главным образом,имеет внешний аспект и объясняет практические виды деятельности человека. Освоение окончательного дисциплинированного знания имеет связь с ценностями римской культуры - правом. Право придает человеческим отношениям категоричность, окончательную форму и систему, делает их безличными и как алгебраические расчеты вводит в схему. Особенно в римской культуре, например, аристотельский род (действительность бытия, общность живого) превратился в класс (право, форму, условие, единство внешности).

Одним словом, в культуре Древнего Рима классификация науки преимущественно охватывает аспект практических видов деятельности людей и нормой классификации наук, главным образом, являются научно-практические виды деятельности человека.

Формирование философских понятий и категорий особенно исследовались и рассматривались со стороны представителей школы Миллета наподобие природы, материи, первоначала и другие философские темы.

В школе Элея, пифагористов и атомистов была заложена основа формирования абстрактного мышления и на основе этих обсуждений возникла школа Сократа, Платона и Аристотеля.

Платон и Аристотель первыми создали школу и составили учебные материалы, написали свои индивидуальные книги и пособия (монографии). Именно в его академии была рассмотрена программа дедуктивного метода (обобщение от целого к части).

Таким образом, одновременно сформировалась новая модель иерархии науки: особенно предшествующеи и последующеи, обоснование и обосновываемое обрели место, позже его влияние перешло на восточный исламский перипатетизм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арасту. Симоъи табий. тарчумаи Мудаммад Х,асани Лутфй.Табрез-Тедрон,:Тарди нав, 2006.С 57-62,84-133.

2. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды.-М. 1984. - С. 211.

3. Афлотун. Зиёфат. Тарчумаи Мудаммадибродим Аминии Фард. - Техрон, 2006. С.160., Афлотун. Чадор рисола. Тарчумаи Мудаммад Синоъй. - Техрон, 1390.- С. 317.,

4. Афлотун. Панч рисола. Тарчумаи Мудаммад Синоъй. - Техрон, 1389.- С. 266.

5. Богомолов А.С. Античная философия.-М.: Изд-во 1985.-368 с.

6. Девятова C.B., Кезин A.B., Кузнецова Н.И., Кузнецов В.И., Маркова Л.А., Никитин Е.П., Никитина А.Т., Розов М. А., Юдин Б.Г. Философия и методология науки. Ч. 1. M.: SvR- Аргус, 1994. - 304 с.

7. Копилстон Фридрих Чарлз (Copleston, FrederickCharles) Таърихи фалсафа.( 1907). Тарчумаи Ч,алолиддин Мучтабавй. - Техрон, Ширкати интишороти илмй ва фардангй. 2009. С.-88.

8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.-М.: Политиздат, 1991-525с.

9. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: Учеб. Пособие для аспирантов и соискателей.-М.:ИНФРА-М, 2010.-333с.

10. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.-464 с.,

11. Платон. Сочинения в трех томах.Том 1. М., «Мысль»,1968. 623с.,Платон. Сочинения в трех томах.Том 2. М., «Мысль»,1970. 611с.,Платон. Сочинения в трех томах.Том 1. М., «Мысль»,1968. 623с.,Платон. Сочинения в трех томах.Том З.Ч.1. М., «Мысль»,1971. 687с.,Платон. Сочинения в трех томах.Том 3.Ч.2 М., «Мысль»,1972. - 678с.,

12. Рассел Б. Таърихи фалсафаи Еарб.Ч,. 1.Тарчумаи Начафи Дарёбандй, нашри «Парвоз», Тедрон.1981.С91-94. Копилстон Фридрих Чарлз (Сор^йп, FrederickCharles) Таърихи фалсафа.( 1907). Тарчумаи Чалолиддин Мучтабавй.-Тегеран, ширкати интишороти илмй ва фардангй. 2009. С 60.Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Изд-во, 1985.

13. Сортун Ч,. Шаш боли илм. Тарчимаи Ахмад Ором.Тедрон- Нию-Ёрк 1957.-442с.

14. Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб, 1902.

15. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник /Е.В. Ушаков.-М.: Издательство «Экзамен», 2005.-528 с.

16. Франк Филипп.Философия науки. Связ между наукой и философией: Пер. с англ. Г.А. Курсанова. Москва, 2007.-512с.

ПЕШЗАМИНА^ОИ БОСТОНИИ ГОЯВИИ НАЗАРИЯИ ТАСНИФИ ИЛМ

Муаллиф дар маколаи худ пешзаминадои бостонии гоявии назарияи таснифоти илмиро ба риштаи тадкик овардааст. Таваччуди махсус ба фарданги юнонй, ки дар он гояи илм ва назария дамчун система дар тартиби мантикии дониш, дар мисоли фикру мулодизадои файласуфони мухталифи он вакт ташаккул ёфтааст, зодир карда шудааст.Таъкид гардидаст, ки дар фарданги Юнони кадим заминаи илмии чадонбинии илмй ташаккул ёфтааст. Хулоса карда мешавад, ки аввалин фадмиши дурусти дакикат дар шакли консепсиядо ва категориядои файласуфй аз чониби файласуфони кадимии юнонй ба вучуд омадаанд.

Калидвожах,о: давраи бостон, пешзаминадои гоявй, назарияи таснифи илмуо, Ибн Сино.

АНТИЧНЫЕ ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК

Автор в своей статье исследует античные идейные предпосылки теории классификации наук. Особое внимание им уделено греческой культуре, в которой сформировалась идея науки и теории, как системы в логическом порядке знаний, на примере идей различных философов того времени. Подчеркивается, что в культуре Древней Греции сформировалась главная основа научного мировоззрения. Он заключает, что особенно возникли первые правильные понимания действительности в форме философских понятий и категорий со стороны древнегреческих философов.

Ключевые слова: античность, идейные предпосылки, теории классификации наук, Ибн Сина.

ANTICAL IDEAL PREREQUISITES OF THE THEORY OF CLASSIFICATION OF SCIENCES

The author in his article explores the ancient ideological prerequisites of the theory of classification of the sciences. Particular attention is given to Greek culture, in which the idea of science and theory was formed as a system in the logical order of knowledge, on the example of the ideas of various philosophers of that time. It is emphasized that the culture of Ancient Greece formed the main basis of the scientific worldview. Especially the first correct understanding of reality in the form of philosophical concepts and categories arose from the side of ancient Greek philosophers.

Key wоrds: ancient period,idea prerequisites,classification of sciences,Ibn Sina.

Маълумот дар бораи муаллиф: Ниёзй Ёрмадмад Бобо-директори Института омузиши масъаладои Осиё ва Аврупо.СуроFа:Ч,умxурии Точикистон, ш.Душанбе, хиёбони Рудакй, ЗЗ.Телефон: (+992)919-16-90-42. E-mail:niyozi74@mail.ru.

Information about the author: Niazi Yormahmad Bobo-Director of the Institute for Asian and European Studies. Address: Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Ave., 33. Phone: (+992) 919-16-90-42.E-mail: niyozi74 @ mail.ru

УДК-32 (575.3)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ КАРАТЕГИНСКОГО БЕКСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

НАВРУЗОВ Г. Л., Таджикский педагогический институт в Раштском районе

После военного поражения, нанесенного русскими войсками эмиру бухарскому и подписания в 1868 г. договора между Россией и Бухарой, эмират стал зависимым от Российского государства, а эмир стал исполнителем воли его царя. Но учитывая сложные международные дипломатические конфликты, русское правительство воздержалось непосредственно присоединить Бухару к Российской империи. Стремительное продвижение русских войск в Средней Азии весьма встревожило Англию, преследовавшую цель упрочить свое положение в Индии, установить господство в Афганистане и в Средней Азии. Поэтому генерал Кауфман завоевание самостоятельных и полусамостоятельных шахов Восточной Бухары возложил на эмира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнения волю Кауфмана эмир Музаффар организовал так называемый «восточный поход», на местах поступая очень жестоко. Казнил многих местных жителей, наложил на население большую сумму «амонпули» («сбор за пощаду»).Воспользовавшись внутренними раздора-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.