Научная статья на тему 'Античное понимание феномена харизмы'

Античное понимание феномена харизмы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1068
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИЗМА / ГЕРОИКО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МИСТИКА / БЛАГО / МИЛОСТЬ БОГОВ / ХАРИТА / ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ / CHARISMA / HEROIC AND MYTHOLOGICAL APPROACH / MYSTICISM / BLESSING / GRACE OF GOD / GRACE / ATTRACTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гениндоржиева Димид Батоболотовна

Данная статья посвящена анализу трудов античных философов, изучению их позиции и понимания феномена харизмы как дара умения вести за собой и особой милости богов. Также рассматривается понятие «харизма», которое в древнегреческой мифологии обозначало способность привлекать внимание окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCIENT INTERPRETATION OF THE PHENOMENON OF CHARISMA

This article is devoted to the analysis of the ancient philosophers ’ works, the study of their position and interpretation of the phenomenon of charisma as a talent of the leadership and the special grace of God. The concept «charisma» is also considered that in the Greek mythology means the ability to attract the attention of others.

Текст научной работы на тему «Античное понимание феномена харизмы»

6(2) /2014

Литература

1. Платон. Диалоги / пер. С.Я. Штейнман-Топфштейн. - М.: Мысль, 1986.

2. Гаспаров И.Г. Аналитическая философия сегодня: между философией языка и метафизикой // Аналитическая философия: проблемы и перспективы развития в России / Всерос. науч. конф. с междунар. участием. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012.

3. Никоненко С.В. Аналитическая философия. Основные концепции. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

4. Psillos Stathis. Philosophy of science A - Z / пер. Э.А. Тайсиной. - Edinburgh: Univ. Press, 2007.

5. Тайсина Э.А. Теория познания. Интродукция и рондо каприччиозо. - СПб.: Аллетейя, 2013.

6. XXII World Congress of Philosophy, Seoul, South Korea, July 2008 // [Электронный ресурс] - URL: http: tajsina. dialog21.ru

7. XXIII World Congress of Philosophy, Athens, Greece, August 2013 // [Электронный ресурс] - URL: http: tajsina. dialog21.ru

8. Davidson D.A coherence theory of truth and knowledge // Davidson D. Subjective, intersubjective, objective. Philosophical Essays. - Vol.3. - Oxford: University Press, 2001; 1986.

Тайсина Эмилия Анваровна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Казанского государственного энергетического университета, г. Казань, e-mail: [email protected] Taysina Emiliya Anvarovna, doctor of philosophical sciences, professor, head of department of philosophy, Kazan State Energy University, Kazan, e-mail: Emily_Taj sin@inbox. ru

УДК 1(091) © Д.Б. Гениндоржиева

АНТИЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ФЕНОМЕНА ХАРИЗМЫ

Данная статья посвящена анализу трудов античных философов, изучению их позиции и понимания феномена харизмы как дара умения вести за собой и особой милости богов. Также рассматривается понятие «харизма», которое в древнегреческой мифологии обозначало способность привлекать внимание окружающих.

Ключевые слова: харизма, героико-мифологический подход, мистика, благо, милость богов, Харита, притягательность.

D.B. Genindorzhieva ANCIENT INTERPRETATION OF THE PHENOMENON OF CHARISMA

This article is devoted to the analysis of the ancient philosophers' works, the study of their position and interpretation of the phenomenon of charisma as a talent of the leadership and the special grace of God. The concept «charisma» is also considered that in the Greek mythology means the ability to attract the attention of others.

Keywords: charisma, heroic and mythological approach, mysticism, blessing, grace of God, Grace, attraction.

В число первых опытов философского осмысления феномена «харизмы» входит изучение данного понятия мыслителями и философами Древней Греции (от греч. charisma - «божественная милость», «дар свыше», «благодать»), которые трактовали его как нечто «данное богом». Со временем данный термин утратил свой первоначальный смысл, и в дальнейшем харизма стала приписываться прорицателям, мудрецам-исцелителям, толкователям законов, военным предводителям и другим лидерам, имеющим влияние на окружающих их людей.

Основоположником традиции размышлять о власти тех, кто способен вести за собой, можно, прежде всего, назвать Сократа (469-399 до н.э.), хотя он не оставил определенных письменных трудов. Главными источниками сведений о нем и его изречениях являются «Диалоги» Платона (427-347 до н.э.), «Воспоминания о Сократе», «Сократические сочинения», «Апология Сократа и другие сочинения» Ксенофонта (431-355

до н.э.) и комедия Аристофана (446-386 до н.э.) «Облака», в которых описывается первая социально-философская мысль о феномене лидерства и харизмы Сократа.

В работе «Сократические сочинения» Ксено-фонт Афинский затронул тему «Уменье общаться с людьми и повелевать ими», в которой рассматривал типы руководителей, качества, которыми должен обладать лидер, а также феномен обладания харизмой. Харизматика описывал как человека, наделенного некой душевной царственностью, и определил как «любимого богами», одаренного ими милостью или благостью. Например, описывая харизму, он писал: «...я уже не скажу, что этому можно научиться, взглянувши или раз подслушавши; нет, чтобы иметь эту силу, нужно и образование, и природные дарования, и самое главное, милость богов. Да, это благо, как мне кажется, совершенно не зависит от воли человека, но от воли богов, - это искусство властвовать над людьми по их добро-

вольному признанию, несомненно, оно даруется тому, кто поистине посвящен в таинства добродетели...» [4, с. 283]. Иначе говоря, харизма -это совокупность способностей (заложенных природой), знаний, умений и навыков, полученных во время обучения и содействия со стороны потусторонних сил (в виде успеха и удачи), дарованная определенному избранному человеку, заслужившему его своими благородными «добродетельными» поступками.

Среди первых исследователей, изучавших проблемы лидерства, был и Платон, предложивший в своем труде «Государство» три типа лидеров:

1) «философ» - это официальный общественный и государственный политический деятель, управляющий государством, основывающийся на разуме и справедливости;

б) «военачальник» - это деятель, оберегающий, защищающий и поддерживающий государство, в котором общество подчиняется его воле;

в) «деловой человек» (бизнесмен) - это официальное лицо, обеспечивающее общество материальными благами.

Он сравнивал руководство с искусством пастуха, рассматривая при этом мифический век правления Хроноса, который назвал совершенной формой общежития - «наисовершеннейшее благое государство», потому что, по Платону, в те времена сами боги, как «божественные пастухи», руководили отдельными определенными областями, а в обществе было достаточно всего необходимого для жизнедеятельности, отсутствовали войны, разбои и раздоры. Данным государством должны были руководить люди, обладающие, по Платону, четырьмя главными добродетелями - качествами личности лидера: мудростью, мужеством, рассудительностью и справедливостью [7, с. 176].

В «Политике» Платон, говоря о мудрости лидера, утверждал, что «.определяющей границей тут будет не количество правителей - много или мало, не насилие или добрая воля, а также не бедность или богатство, но некое знание» [7, с. 758]. При этом подлинной мудростью, по утверждениям Платона, обладают люди, способные принимать правильные решения и наделенные ею от природы, поэтому людей, обладающих истинной мудростью, как правило, немного. Данное качество личности Платон идеализировал, приписывая ему такие свойства, как совершенство, созерцательность, незаурядность и, главное, нравственность. Он выделял мудрость как некое знание, которым обладают «избранные» - малочисленная группа людей, благодаря

чему они имеют большое влияние на окружающих людей и могут воздействовать на социальные процессы.

Правителями государства, согласно рассуждениям Платона, должны быть философы, так как только они могут управлять государством и деятельностью общественных структур, развивая устоявшиеся общественные институты, и разрабатывать надежные властные механизмы в периоды потрясений, смут и кризисов. Он писал: «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино -государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор <...> государствам не избавиться от зол.» [7, с. 227].

Второй добродетелью, которой обладают совсем немногие, по Платону, является мужество. При этом он отмечает, что в отличие от мудрости мужество воспитывается в человеке; благодаря природным задаткам и полученному воспитанию данная добродетель прочнеет и не исчезает, так как она сохраняется и проявляется во всех ситуациях, в которые попадает человек. Следовательно, данное качество личности характеризует эмоционально-волевую сферу человека и может быть определена как энергетический потенциал лидера, который возможно и необходимо развивать.

Рассудительность Платон определил как власть над определенными удовольствиями и вожделениями. При этом он приводил, к примеру, выражение «преодолеть самого себя», раскрывая и объясняя его следующим образом: «.этим выражением желают сказать, что в самом человеке, в его душе есть некая лучшая часть и некая худшая, и, когда то, что по своей природе лучше, обуздывает худшее, тогда говорят, что оно «преодолевает само себя»: значит, это похвала; когда же из-за дурного воспитания и окружения верх берет худшее (ведь его так много, а лучшего гораздо меньше), тогда, в порицание и с упреком, называют это «уступкой самому себе», а человека, испытывающего такое состояние, - невоздержанным» [7, с. 180]. Так, рассудительностью является способность человека контролировать свои эмоции, действия и поступки в любых жизненных ситуациях.

Как правило, Платон подчеркнул то, что данная добродетель встречается также у небольшого количества людей, у людей, как он пишет, «.лучших по природе и по воспитанию» [7,

6(2) /2014

с. 181], но при всем при этом он отмечает, что рассудительность проявляется как согласованная деятельность (согласованность) между всеми слоями населения.

Четвертой добродетелью совершенного государства является «справедливость». Под справедливостью понимаются установленные в государстве естественные отношения владычества и подвластности ее начал. То есть в обществе, обладающем данной добродетелью, поддержка последователей демонстрируется лидером во всех ситуациях, в частности, в стремление к целям, соответствующим потребностям граждан. Объясняя данную добродетель, Платон указывал на то, что каждый отдельный человек в государстве должен заниматься своими делами, не вмешиваясь в дела другого человека, владеть своим имуществом, не захватывая себе чужого, - такое распределение и является справедливостью.

При этом стоит отметить то, что и в настоящее время исследователи таких многомерных понятий, как лидерство, авторитет, харизма и власть, говорят о том, что лидеры в большинстве своем должны обладать такими качествами, как ум, уверенность в себе, сила духа и стойкость перед трудностями, настойчивость в их преодолении, эмоциональный самоконтроль, способность создания команды единомышленников, поддержка своих последователей. Данные качества личности, по нашему мнению, тождественны перечисленным Платоновским «добродетелям». Исходя из вышесказанного, подчеркнем, что индивид (личность, группа людей, явление, институт, предмет), наделенный харизмой, является обладателем таких качеств, как мудрость - ум, мужество - сила духа, рассудительность - эмоциональный самоконтроль и справедливость - поддержка последователей, то есть наличие таких качеств в одном субъекте определяет обладателя харизмы.

Необходимо заметить и то, что в своей работе «Политика» Аристотель (348-322 до н.э.) рассмотрел практические, прикладные проблемы общественной жизни современного ему древнегреческого общества (полиса), в первую очередь - вопросы оптимальной организации и функционирования государственного правления. Он разрабатывает типологию форм правления, выделяя три правильные и три неправильные его формы, анализирует типы личностей. Формы государственного правления исследовал также выдающийся древнегреческий историк Полибий (201-120 до н.э.) в своем труде «Всеобщая история». Он опирался на идеи Платона и Аристотеля, на что он прямо и ссылался, хотя его терминология была несколько иной.

В целом, для античной социально-философской мысли был характерен поиск ответов на вопросы: каким должно быть совершенное государство, каким должен быть совершенный гражданин, как преодолеть пороки и в чем заключаются рецепты улучшения общественной жизни, - что детерминировало описание и первоначальный анализ определенных компонентов сферы общественной системы, в первую очередь - форм государственного правления и типов личности, типов общественных и государственных лидеров.

В античной мифологии понятие «харизма» означает также божественную милость и подарок определенным избранным наиболее достойным людям. И этими людьми, прежде всего, были «герои». Так, античные мыслители, в большинстве своем, отождествляют харизму с героическим предназначением. Согласно греческой мифологии, герой - это посредник между двумя мирами: божественным и земным, у которого (героя) есть определенное предназначение на Земле, он реализует божественную волю. При этом «героическая личность», как правило, должна соответствовать некоторым определенным требованиям, которые позволили бы идентифицировать «истинного посланника богов».

«Герой» - так называли греки мужчин, обладающих сверхчеловеческой силой, проявивших храбрость и величие духа, то есть качества, свидетельствующие о том, что им покровительствовали боги. Позже в греческой истории они считались полубогами или бессмертными. Ар-хетипический герой Геракл служил образцом для Александра Великого и Марка Антония. Оба стремились стать героями в том смысле, который вкладывали в это понятие греки.

Античная философия трактует харизму в метафизической перспективе. Природа харизматического дара заложена в самом герое (он стремится к самореализации и достигает своих целей, обладает ораторским мастерством), однако он должен найти в своем существовании связь с миром божественным.

Невозможно оставить без внимания также и то, что слово «харизма» обозначало способность привлекать к себе внимание окружающих и производить незабываемое впечатление на них. Такая трактовка данного термина исходила из того, что «Харитами» (древнегреч. Харие^ от Харц, «изящество, прелесть») назывались древнегреческие благодетельные богини красоты и грации (как и римские грации), веселья и радости жизни, олицетворяющие изящество и привлекательность, представляющие собой доброту, радость и вечную юность. Хариты являли собой

даровательниц воодушевления и вдохновения как музы, которые сопутствовали успехам в искусстве, поэтому они принадлежали к свите Афродиты и Аполлона. Веселье и радость, которые они распространяли, относились к области духовной жизни. Поэты хотели, чтобы хариты и музы сопровождали Афродиту и Аполлона всегда и везде, так как наслаждения музыкой, танцами, поэзией, красноречием приобретали, благодаря им, особую прелесть и красоту. Их функцией являлось распространение любви и доставление радости людям.

Например, в «Одиссее» Гомер называет ха-ритами служанок богини любви и красоты Афродиты, дарующих девушкам красоту тела и души [1, с. 518, 545]. А в «Илиаде» является целое семейство харит, «старших» и «младших», из которых самой прекраснейшей была младшая Пазифея [1, с. 255]. По другим мифам, младшей была Аглая - супруга Гефеста. Во всех мифах подчеркивается, что хариты обладают совершенной красотой и даруют ее тем, кто заслуживает этого, при этом даже поэзия обязана хари-там красотой и обаянием. Также нельзя не заметить, что они помогали в серьезных науках самой Афине, которые тоже должны обладать своеобразной красотой и прелестью, а также Гермес прибегает к помощи харит в своем искусстве красноречия. Все эти представления являются живейшим свидетельством того, что ха-риты олицетворяют собой привлекательность, шарм и обаяние.

По мифам точно нельзя определить родословную харит, так как данная информация различается. Например, в работе Гесиода под названием «Теогония» харитами являются дочери бога Зевса и океаниды Эвриномы, а у других авторов родителями харит являются Гелиос и гесперида Эгла, Дионис и Афродита или же Дионис и нимфа Коронида. Но еще задолго до приобретения такой родословной эти божества почитались и в Спарте, и в Афинах, и в Орхоме-не, и в других местах древнейшего обитания греков. В частности, культ их засвидетельствован на острове Парос еще во времена Миноса. Первоначально они почитались в виде метеоритов.

Известными именами харит на сегодняшний день являются следующие: Клета («желанная»), Фаенна («сияющая»), Пейто («убеждение»), Ауксо («приумножающая»), Карпо («плодоносящая»), Талло («цветение»), Гегемона («руководительница») Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»), а также некоторые другие, которые были затронуты нами выше. Каждая харита представляла собой

какое-то благодетельное качество, притягивающее или привлекающее к себе особое внимание и положительное отношение. Хариты одаривали богов качествами, благодаря которым им сопутствовал успех, и они притягивали к себе особое внимание.

Таким образом, понятие «харизмы» зародилось еще в античное время и отождествлялось с совершенными внешними и внутренними качествами (например, божественная красота, искусное красноречие, небывалая мудрость) человека. Такими качествами были наделены боги, полубоги и герои, причем главные особенности, относящиеся к харизматической личности, немного отличались, но вместе с тем они были едиными, и харизматическая личность отождествлялась с героическим предназначением.

Античное понимание феномена харизмы сформировалось в процессе становления и развития героико-мифологического мировоззрения (подхода). Исходя из данного подхода, человек, наделенный таким даром, как харизма, оказывает неизгладимое впечатление на окружающих людей, привлекает к своей личности внимание благодаря определенным качествам, которые присутствуют далеко не в каждом человеке, они присущи отдельным «избранным» людям или определенному «избранному» кругу лиц. Соответственно харизмой является совокупность исключительных врожденных качеств личности, проявляющихся в определенной ситуации, благодаря которым она имеет влияние и возможность воздействовать на окружающих людей.

Литература

1. Гомер. Илиада. Одиссея. - М.: АСТ, 2003. - 859 с.

2. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. - М.: Прогресс, 1992. - 624 с.

3. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. - М.: Эксмо, 2008. - 864 с.

4. Ксенофонт. Апология Сократа и другие сочинения. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2009. - 576 с.

5. Ксенофонт. Сократические сочинения. - М.: Мир книги, Литература, 2007. - 368 с.

6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М.: ВИКА-пресс, Арктос, 1992. - 448 с.

7. Платон. Государство. Законы. Политик. - М.: Мысль, 1998. - 798 с.

8. Платон. Диалоги. - М., 2009.

9. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. - М., 1990.

10. Плутарх. Застольные беседы. - М., 2007.

11. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты. Диалоги. Изречения: сборник. - М.: АСТ, 2004. - 954 с.

Гениндоржиева Димид Батоболотовна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Genindorzhieva Dimid Batobolotovna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.