Научная статья на тему 'Антиалкогольное законодательство в США и отмена Восемнадцатой поправки'

Антиалкогольное законодательство в США и отмена Восемнадцатой поправки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2078
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСЕМНАДЦАТАЯ ПОПРАВКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОГИБИЦИОНИСТСКИЙ АКТ / ЗАКОН ДЖОНСА / КОМИССИЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОВ / THE EIGHTEENTH AMENDMENT / NATIONAL PROHIBITION ACT / JONES ACT / NATIONAL COMMISSION OF LAW OBSERVANCE AND ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Цель статьи заключается в изучении вопросов, связанных с применением прогибиционистского законодательства в США, нашедшего выражение в Восемнадцатой поправке к Конституции и последующих законодательных актах. В центре внимания статьи деятельность Комиссии по соблюдению и применению законов, назначенной президентом Г. Гувером. Несмотря на то, что Комиссия высказалась за необходимость сохранения Восемнадцатой поправки, Двадцать первая поправка к Конституции отменяла Сухой закон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to study questions associated with prohibitionist legal system in the USA manifested in the Eighteenth Amendment to the Constitution and subsequent legislation documents. The main idea of the article is the activity of the National Commission on law observance and enforcement, set by President H. Hoover. Despite the fact that the Commission spoke in favor of preservation of the Eighteenth Amendment, the Twenty-first Amendment to the Constitution abolished Prohibition

Текст научной работы на тему «Антиалкогольное законодательство в США и отмена Восемнадцатой поправки»

УДК 94(7)

ББК 63.3(3)

АНТИАЛКОГОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В США И ОТМЕНА ВОСЕМНАДЦАТОЙ ПОПРАВКИ

Д С.И. Лавров

Аннотация. Цель статьи заключается в изучении вопросов, связанных с применением прогибиционистского законодательства в США, нашедшего выражение в Восемнадцатой поправке к Конституции и последующих законодательных актах. В центре внимания статьи -деятельность Комиссии по соблюдению и применению законов, назначенной президентом Г. Гувером. Несмотря на то, что Комиссия высказалась за необходимость сохранения Восемнадцатой поправки, Двадцать первая поправка к Конституции отменяла Сухой закон.

Ключевые слова: Восемнадцатая поправка, Национальный прогиби-ционистский акт, закон Джонса, Комиссия по соблюдению и применению законов.

Summary. The purpose of the article is to study questions associated with prohibitionist legal system in the USA manifested in the Eighteenth Amendment to the Constitution and subsequent legislation documents. The main idea of the article is the activity of the National Commission on law observance and enforcement, set by President H. Hoover. Despite the fact that the Commission spoke in favor of preservation of the Eighteenth Amendment, the Twenty-first Amendment to the Constitution abolished Prohibition.

301

Keywords: the Eighteenth Amendment, National Prohibition Act, Jones Act, National commission of law observance and enforcement.

Активное социально-политическое движение в США, направленное на запрет потребления и продажи алкоголя, разворачивавшееся в стране на протяжении второй половины XIX — начала ХХ столетия, нашло выражение в принятии Восемнадцатой поправки к Конституции США. Одобренная тридцатью шестью штатами, она была ратифицирована 16 января 1919 г. и с 17 января 1920 г. вступила

в силу. В соответствии с этим документом вводился запрет на продажу и транспортировку алкогольных напитков через год после принятия поправки.

Действие Восемнадцатой поправки распространялось на производство, продажу, перевозку, ввоз или вывоз алкогольных напитков в целях потребления. Поправка не запрещала производство, продажу,

302

транспортировку, импорт или экспорт спиртосодержащих жидкостей, которые не являлись алкоголем, или являлись спиртосодержащими жидкостями, используемыми для других целей. Поправка прямо не определяла, какие спиртосодержащие жидкости считать используемыми для потребления в качестве алкоголя, а какие нет. Это должен был определять Конгресс либо штаты [1].

18 ноября 1918 г., еще до ратификации Восемнадцатой поправки, Конгресс США принял временный Военный прогибиционистский акт, запрещавший продажу алкогольных напитков с содержанием алкоголя крепостью более 2,75%. Этот закон вводился с целью сохранения запасов зерна для военных нужд.

28 октября 1919 г. Конгресс принял Национальный прогибиционист-ский акт (National Prohibition Act), или закон Вольстеда (Volstead Act), запрещавший продажу спиртных напитков на территории США. После вступления в силу в январе 1920 г. Восемнадцатой поправки к Конституции США для контроля осуществления этого закона государством было назначено 2,5 тыс. специальных агентов.

Закон Вольстеда преследовал три цели: запрет опьяняющих напитков; регулирование производства, использования и продажи жидкостей с высоким содержанием спирта, не используемых в качестве алкогольных напитков; обеспечение достаточного запаса алкоголя и расширения его использования в научных исследованиях, а также для изготовлении топлива, красок и т.д. [1].

Поскольку Восемнадцатая поправка не содержала точного опреде-

ления того, какой напиток считается алкогольным, во втором разделе второй главы Национального прогиби-ционистского акта четко оговаривалось, что под алкогольными напитками следует понимать коньяк, виски, ром, джин, пиво, эль, портер и вино, а также любые алкогольные напитки, содержащие половину или более процентов алкоголя от напитков, признанных алкогольными и подпадающими под запрет.

Так как Восемнадцатая поправка прямо не запрещала покупку или хранение алкоголя в целях потребления, закон Вольстеда должен был конкретизировать запрет и ввести наказание за нарушение поправки. Статья 33 закона определяла, что с 1 февраля 1920 г. хранение спиртных напитков является незаконным, и человек, в доме которого будет обнаружен алкоголь, будет обязан доказать, что он использовал его исключительно для личного потребления и для гостей, а также доказать законность его приобретения.

Поскольку закон Вольстеда часто нарушался, для пресечения действий бутлеггеров 2 марта 1929 г. был принят закон Джонса (Jones Act). В соответствии с этим законом Конгресс назначил большие штрафы и тюремное заключение в качестве меры наказания за нелегальные операции с алкогольными напитками. На профессиональном сленге этот закон именовался как «Пять и десять», поскольку предусматривал до 5 лет тюремного заключения и до 10 тыс. долл. штрафов [2].

Принятие закона Джонса было с энтузиазмом встречено сторонниками Сухого закона. В частности, генеральный суперинтендант Антиса-

Преподаватель XX

1 / 2014

лунной лиги Фрэнсис Скотт Мак-Брайд заявил: «Это величайшая возможность для реализации Сухого закона, какой у него еще не было». Представители 31 антиалкогольных организаций явились в Белый дом для вручения президенту Г. Гуверу поздравительного адреса, исполненного на пергаментном фолианте с тиснением, подписанного представителями всех прогибиционистских обществ [3].

Журнал "Time", публикуя 11 марта 1929 г. статью под названием «Сухая Надежда», сообщал: «На прошлой неделе Герберт Гувер был в Белом доме Сухой надеждой всех американских прогибиционистов. Они уверяли друг друга, что он был тем самым человеком, который наконец-то схватил и удержал скользкую и, возможно, слепую свинью, именуемую Проги-биционизмом. Они вспомнили Гар-динга, у которого на рабочем столе в Белом доме всегда была полная фляжка виски (конечно, в медицинских целях), и Кулиджа, который был сухой как Вермонтская пороховая бочка, но с трудом воспламенялся огнем истиного прогибициониста». И наконец-то, по мнению сторонников Сухого закона, теперь Америка имела президента, который на протяжении уже нескольких лет проявлял себя убежденным сторонником Сухого закона [4].

В апреле 1929 г. в Сенате 65 голосами против 18 было принято решение об изменении положений закона Вольстеда в сторону усиления наказаний за нарушение Восемнадцатой поправки: сенаторы предлагали увеличить штраф до 10 тыс. долл., а срок тюремного заключения — до 5 лет. Причем речь шла о возможном

одновременном применении обоих видов санкций [5].

Помимо того, что применение Сухого закона на практике сталкивалось с очень серьезными трудностями, политика прогибиционизма имела весьма неоднозначные экономические и социальные последствия и являлась предметом серьезных общественно-политических дискуссий. Это вынудило президента Гувера назначить в мае 1929 г. Комиссию по соблюдению и применению законов, состоящую из 11 человек во главе с Г. Викершемом для всестороннего изучения проблем, вызванных действием Сухого закона. Комиссия, проработав около двух лет, предоставила подробнейший многостраничный отчет, в котором делался вывод, что Сухой закон грубо нарушается [1]. Эксперт комиссии Форе-стер, утверждал, что количество нелегальных баров и пивных в США стало втрое больше, чем тогда, когда они были легальными, и что контингент потребителей спиртного увеличился именно после принятия Сухого закона. «Много женщин, которые до запрета алкоголя не пили ничего, кроме легких вин, употребляют сейчас крепкие напитки. Молодые люди обоих полов пьют сейчас больше, чем раньше», — отмечалось дальше в отчете комиссии.

В отчете также отмечалось увеличение производства самогона, который в Америке называли «ликером месячного сияния». Особое место занимал контрабандный алкоголь, который доставлялся в США всеми видами транспорта — сухопутным, морским и воздушным. Контрабандисты имели свои радиостанции, своих тайных агентов и своих людей в полиции. В некоторых шта-

303

ВЕК

304

тах нелегально работали крупные предприятия, которые массово выпускали спиртную продукцию. Еще более красноречивые данные представлял на рассмотрение специальной комиссии Сената в том же 1929 г. главный полицейский комиссар по контролю над соблюдением Сухого закона Дж. Андрес. Правительство, по словам Андреса, изымало лишь 5% импортного алкоголя, другие 95% контрабандными путями проходили через все преграды и потреблялись в США. В самих США действовало свыше 1 млн 620 тыс. самогонных аппаратов. По меньшей мере, 500 тыс. людей занимались перегонкой спирта, 2 млн — его нелегальным распространением.

Основные выводы и рекомендации Комиссии сводились к следующему. Прежде всего, Комиссия, делая вывод, что Восемнадцатая поправка фактически не применялась, выступала против ее отмены (п. 1) и против восстановления в любой форме салунов (п. 2). Кроме этого, комиссия выступала против легализации торговли алкоголем как на уровне федерального правительства, так и на уровне правительств штатов (п. 3). Также члены комиссии выступали против внесения изменений в Национальный прогибиционистский акт с целью легализации производства и продажи легких вин или пива (п. 4). В отчете делался вывод, что взаимодействие штатов являлось важнейшим элементом в деле эффективной реализации Восемнадцатой поправки и Национального прогибицио-нистского акта на территории США; что поддержка общественного мнения в штатах являлась необходимым условием для такого взаимодействия

(п. 5). Также в отчете отмечалось, что до создания в 1927 г. Бюро Прогиби-ционистского акта, реализация мероприятий в рамках Восемнадцатой поправки осуществлялась ненадлежащим образом, и создание этой организации существенно улучшило ситуацию (п. 6), которая, однако, далека от идеала (п. 7, 8). В связи с этим Комиссия считала необходимым увеличить ассигнования из федерального бюджета для реализации Восемнадцатой поправки в целях повышения эффективности работы Бюро Прогибиционистского акта (п. 9). Члены Комиссии разошлись во мнении относительно законности Восемнадцатой поправки, но пришли к общему заключению, что следует не изменять поправку, а усовершенствовать контроль-надзорные органы в соответствии с п. 9 отчета (п. 10). В то же время, все члены Комиссии согласились, что если поправка будет пересмотрена, то в части первой она должна звучать следующим образом: «Конгресс наделен властью регулировать или вводить запрет на производство, торговлю и перевозку алкогольных напитков на территории Соединенных Штатов и в случае их экспорта, а также на всех территориях, подлежащих юрисдикции закона об употреблении алкоголя» (п. 11). Что касается рекомендаций, то они содержались в п. 12 отчета: урегулирование правил использования спиртосодержащих препаратов в медицинских целях; определение допустимого спиртового содержания в сидре и фруктовых соках; увеличение штата сотрудников Бюро Прогиби-ционистского акта; выработка норм, предусматривающих допуск сотрудников бюро на объекты производства

Преподаватель

1 / 2014

с целью контроля за соблюдением закона; принятие закона, запрещающего самостоятельную денатурацию растений; в то же время, Комиссия выступала против законодательного расширения прав на обыск и изъятие продукции, но настаивала на необходимости совершенствования процедуры взимания штрафов за нарушение закона [1].

Несмотря на предложение Комиссии сохранить Восемнадцатую поправку, Сухой закон продолжал оставаться предметом острых политических дискуссий. Республиканская партия до последнего отстаивала запретительную систему, обеспечивая дополнительные голоса на выборах, однако в условиях практически повсеместного несоблюдения идея запрета теряла свою популярность, тем самым дискредитируя власть. Оппозиционные демократы начали требовать прекращения антиалкогольной кампании. В то же время на выборах 1932 г. платформы обеих партий содержали предложения вернуться к регулированию продажи спиртных напитков в штатах.

Демократы во главе с Ф.-Д. Рузвельтом, победившие на выборах 1932 г., не забыли своих обязательств перед избирателями. Через 13 лет после принятия Сухого закона федеральная власть должна была признать поражение в борьбе с носителями современной морали. Предложенная в феврале 1933 г. Двадцать первая поправка к федеральной конституции была представлена на утверждение штатов 20 февраля того же года и ратифицирована последним из них уже 5 декабря - в рекордно короткий срок. В лаконичной форме (поправка оказалась самой короткой среди всех

27 поправок к Конституции) она констатировала факт поражения Сухого закона: «Восемнадцатая статья поправок к Конституции Соединенных Штатов сим отменяется» [6, с. 58]. Поправка была введена в действие законом о налоге на продажу алкогольных напитков (Beer-Wine Revenue Act или акт Каллена-Харрисона), принятым 22 марта 1933 г. В соответствии с этим законом давалось новое определение алкогольным напиткам — содержание в них алкоголя должно было превышать 3,2 % — и вся ответственность за их продажу возлагалась на штаты. Правда, на уровне отдельных штатов ограничения сохранялись. После повсеместного снятия запрета на алкоголь «непьющими» остались Оклахома и Канзас (до 1948 г.), а также Миссисипи (до 1966 г.). После образования общества «Анонимные алкоголики» в 1933 г. борьба с алкоголизмом стала проводиться на индивидуальной основе.

Тринадцать лет практики «здорового образа жизни» показали, что Сухой закон был не просто антиалкогольной мерой, его значение оказалось более широким — он морально сплачивал защитников традиционных ценностей, в первую очередь, евангелические течения протестантизма, «исконных» англосаксов и замужних женщин в их культурном противостоянии с ниспровергателями американских устоев. Для поборников традиционной культуры Сухой закон был своеобразным рычагом, с помощью которого можно было приостановить и выкорчевать преступность (алкоголь объявлялся ее главной причиной), сексуальную распущенность, прочие пороки современности. Антиалкогольный закон и

305

ВЕК

старания его защитников формально принесли определенные результаты. Потребление алкоголя в США за десять лет, согласно официальной статистике, сократилось на 50 %. Но действительность была более противоречива. «Зеленый змий» оказался намного искусней и изощренней его душителей, обрушив на Америку, наряду с резким ростом «скрытого» алкоголизма, стремительное увеличение преступности, связанной с незаконным производством и оборотом спиртного, двойными стандартами в образе жизни тех, кто формально поклонялся ценностям американизма, но не хотел отказываться и от алкогольных удовольствий [7, с. 186].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. National commission of law observance and enforcement report on the enforcement laws of the United States dated january 7, 1931

[Electronic resource]. - URL: http://druglib rary.org/schaffer/Library/studies/wick/ wick1b.html (дата обращения 22.11.2013).

2. The New York Times. 3.03.1929 [Electronic resource]. - URL: http://select.nytimes.com/ gst/abstract.html?res=F4091FFB385A127A 93C1A91788D85F4D8285F9& (дата обращения 22.11.2013).

3. Time. 18.03.1929 [Electronic resource]. -URL: http://content.time.com/time/magazine /article/0,9171,737534-2,00.html (дата обращения 26.11. 2013).

4. Time. 11.03.1929 [Electronic resource]. -URL: http://content.time.com/time/magazine /article/0,9171,846254,00.html (дата обращения 26.11.2013).

5. Time. 04.03.1929 [Electronic resource]. -URL: http://content.time.com/time/magazine /article/0,9171,737523,00.html (дата обращения 26.11.2013).

6. История США. Хрестоматия: пособие для вузов [Текст] / сост. Э.И. Иванян. - М., 2005.

7. Согрин, В.В. Демократия в США. От колониальной эры до XXI века [Текст] / В.В Согрин. - М., 2011. ■

306

Преподаватель ^

1 / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.