Научная статья на тему 'АНТАРКТИДА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКВАДОРА)'

АНТАРКТИДА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКВАДОРА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
АНТАРКТИКА / ЭКВАДОР / ЮЖНАЯ АМЕРИКА / ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаиас Вера Йулан Элио, Никуленков Василий Валентинович

Во втором десятилетии XXI в. Антарктика остается на периферии как системы международных отношений, так и исследований глобальных процессов. Но совершенно очевидно, что значение региона изменилось, и он становится объектом геополитической борьбы не только традиционных антарктических держав, но и внерегиональных игроков, ищущих способы влиять на процессы, связанные с континентом. В исследовании изучается эволюция места и роли Антарктиды во внешней политике стран Латинской Америки (на примере Эквадора).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTARCTINA IN THE FOREIGN POLICY OF THE COUNTRIES OF LATIN AMERICA (ON THE EXAMPLE OF ECUADOR)

In the second decade of the XXI century. Antarctica remains on the periphery of both the system of international relations and research on global processes. But it is quite obvious that the significance of the region has changed, and it is becoming an object of geopolitical struggle not only for the traditional Antarctic powers, but also for extra-regional players looking for ways to influence the processes associated with the continent. The study examines the evolution of the place and role of Antarctica in the foreign policy of Latin American countries (on the example of Ecuador).

Текст научной работы на тему «АНТАРКТИДА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКВАДОРА)»

29

УДК 551

АНТАРКТИДА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКВАДОРА)

© Элио Исаиас Вера Йулан1 © Никуленков Василий Валентинович 2

1 студент направления «Международные отношения»

2 И.о. диреткора Института Севера и Арктики, кандидат исторических наук

Сибирский федеральный университет

Во втором десятилетии XXI в. Антарктика остается на периферии как системы международных отношений, так и исследований глобальных процессов. Но совершенно очевидно, что значение региона изменилось, и он становится объектом геополитической борьбы не только традиционных антарктических держав, но и внерегиональных игроков, ищущих способы влиять на процессы, связанные с континентом. В исследовании изучается эволюция места и роли Антарктиды во внешней политике стран Латинской Америки (на примере Эквадора).

Ключевые слова: Антарктика, Эквадор, Южная Америка, политика, международное право

Присутствие Эквадора на

антарктическом континенте можно отсчитывать с декларации прав Эквадора в Антарктиде, поддержанной подполковником Марко Бустаманте в 1956 году на основе географических концепций «Дефронтации» и официального заявления, сделанного Национальным учредительным собранием в 1967 году. Присутствие Эквадора в Антарктиде было закреплено Договором об Антарктике (подписанным 1 декабря 1959 г. в Вашингтоне и вступившим в силу в 1961г.).

На основе документов министерств иностранных дел, программ политических партий, материалов СМИ, экспертных оценок авторы анализируют деятельность

латиноамериканских государств в Антарктиде, перспективы их сотрудничества с ведущими мировыми державами.

В научный оборот впервые вводятся данные из официальных документов

республики Эквадор относительно внешней политике в Антарктиде.

Открытия, сделанные исследователями на Антарктическом континенте в XIX веке, положили начало эпохе научных исследований и коммерческой эксплуатации морских ресурсов, главным образом тюленей и китов, судами Соединенных Штатов,

Великобритании, Советского Союза, Норвегии, Франции и других стран.

Во второй половине XIX века некоторые страны проявили большой интерес к разведочной и исследовательской деятельности и решили выдвинуть территориальные претензии в отношении Антарктики. С начала ХХ века семь стран-Австралия, Аргентина, Великобритания, Норвегия, Новая Зеландия, Франция и Чили-официально и в одностороннем порядке выдвинули

территориальные претензии в отношении районов Антарктики как в рамках национального законодательства, так и в рамках международных деклараций. Претензии этих семи государств в основном основаны на различных теориях, аргументах и принципах, таких как открытие оккупация, сопредельность, унаследованные права, географическая близость, официальные акты захвата, исполнение административных актов, концепции полярных секторов, дефронтация и т. д.

Австралия претендовала на 2/5 континента в двух секторах, расположенных к югу от 60° южной широты. Первый сектор расположен между 45° и 136° восточной долготы, а второй-между 142° и 160° восточной долготы. Аргентина между 25° и 74° западной долготы, от южного полюса до 60-й параллели. Чили между 53° и 90° западной долготы. Франция между 136 и 142 градусами западной долготы, к югу от 60-й параллели. Новая Зеландия между 160 градусами восточной долготы и 150 градусами западной долготы, к югу от 60-й параллели. Норвегия находится между 20° западной долготой и 45° восточной долготой. Великобритания, между 20° и 50° западной долготы, к югу от 58° южной широты.

Из приведенного выше перечня мы можем со всей ясностью заметить, что претензии Аргентины, Чили и Великобритании пересекаются, и это обстоятельство было одной из первых проблем, стоящих перед странами, заинтересованными в исследованиях, разведке и эксплуатации антарктических ресурсов. Еще одна серьезная проблема, с которой

30

столкнулись страны-заявители, заключалась в том, что другие государства, в частности те, которые осуществляют деятельность в районе, отказались признать эти претензии. Среди этих государств были Соединенные Штаты и Советский Союз, которые с самого начала категорически отвергали любую возможность признания территориальных претензий в Антарктике. Ни одна из этих стран никогда не предъявляла официальных претензий в отношении Антарктики, но обе страны выдвинули оговорки в отношении своих прав на основе открытий и исследований, проведенных их соответствующими учеными и исследователями.

Перекрытие районов Аргентины, Чили и Великобритании вызвало напряженность между этими двумя странами и даже некоторые инциденты и недружественные действия, которые поставили свою ноту опасности на Антарктическом континенте. Во избежание инцидентов, которые могли бы, с одной стороны, помешать проведению расследований и, с другой стороны, подорвать отношения между Аргентиной и Чили, правительства этих стран должны были подписать совместную декларацию о взаимном согласии в деле правовой защиты и защиты их прав. Впоследствии, чтобы избежать военного конфликта в этом районе, правительства Аргентины, Чили и Великобритании подписали совместную трехстороннюю декларацию. Однако вышеупомянутые соглашения не привели к прекращению этой проблемы, и между разведчиками в этих странах продолжались серьезные инциденты.

Эта тревожная ситуация в сочетании с твердой решимостью советских и американских государств не признавать территориальные притязания побудила международное сообщество в последующие годы после второй мировой войны начать переговоры по установлению международного режима в Антарктике. Первоначальные попытки не увенчались успехом из-за обострения напряженности вокруг

суверенитета, но именно это обстоятельство заставило международное сообщество осознать настоятельную необходимость заключения международного соглашения по Антарктике под угрозой возникновения в регионе глобальной конфронтации.

В 1957-1958 годах состоялось важное научное мероприятие, известное как Международный геофизический год, на

котором Антарктида была выбрана в качестве одного из приоритетных регионов. Во время Геофизического Года ученые из двенадцати Государств, заинтересованных в участии проведены Международная компания, беспрецедентный, в результате которого представляла собой значительный вклад в сокровищницу знаний человечества и позволил достичь договоренности о начале переговоров с целью обеспечения того, чтобы Антарктика перерос в зону мира, в который превысили споры, возникающие из суверенитета, и можно было обеспечить свободу морских научных исследований.

В мае 1958 года правительство Соединенных Штатов предложило другим правительствам, участвовавшим в

Международном геофизическом году, заключить договор, цель которого заключалась бы в резервировании исключительного использования континента в качестве международной научно-исследовательской лаборатории и обеспечении его использования только в мирных целях. Американская инициатива была принята, и в результате конференции, созванной для этой цели, 1 декабря 1959 года в Вашингтоне был принят Договор об Антарктике следующими двенадцатью государствами, которые, таким образом, стали его первоначальными участниками: Аргентиной, Австралией, Бельгией, Чили, государствами США, Франция, Япония, Мориега, Новая Зеландия, Соединенное Королевство Великобритании, Южная Африка и Союз Советских Социалистических Республик. Договор вступил в силу 23 июня 1961 года после его ратификации двенадцатью подписавшими его странами.

Договор провозглашает, во-первых, принцип использование Антарктики исключительно в мирных целях и запрещает, в частности, любые меры военного характера, такие, как создание баз и укреплений, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия, запрещение ядерного взрыва в Антарктике и удаление радиоактивных отходов в регионе. Он также провозглашает принципы свободы научных исследований в Антарктике и сотрудничества в этом направлении, которые соответствуют интересам науки и прогресса всего человечества.

В целях содействия более широкому международному сотрудничеству в области

31

научных исследований договор

предусматривает обмен информацией о проектах научных программ и обмен научными наблюдениями и результатами. Так же, обмен научным персоналом между экспедициями и станциями Антарктики. Наконец, в нем говорится о необходимости максимально стимулировать развитие отношений и рабочих кооперативов со специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и другими международными организациями, имеющими научный или технический интерес к Антарктическому континенту. Таким образом, для достижения его целей и обеспечения осуществления его положений в договоре предусмотрена всеобъемлющая система полевых инспекций наблюдателей, которые пользуются полной свободой доступа в любой регион Антарктики в любое время. Для облегчения этой работы каждая договаривающаяся сторона заблаговременно информирует другие стороны Договора о любых экспедициях в Антарктику, организованных или отправленных с ее территории.

Договор не решает вопрос о территориальном суверенитете. Он просто закрепляет статус-кво в Антарктике, предусматривая, что ни одно из его положений не должно толковаться как отказ от прав на территориальный суверенитет или

территориальных претензий, которые стороны Договора могли бы скоропортящимся образом отстаивать. В соответствии с Договором никакие новые претензии в отношении территориального суверенитета не будут предъявляться и прежние претензии не будут расширяться до тех пор, пока он действует.

В целях обмена информацией, проведения консультаций, рассмотрения и вынесения рекомендаций о мерах по пропаганде принципов и целей Договора учреждается специальный механизм консультативных совещаний, в которых могут участвовать только первоначальные подписчики и договаривающиеся стороны, признанные в качестве таковых, после того, как они проявят интерес к антарктический регион путем проведения в нем важных научных исследований, таких, как создание научно-исследовательской станции или отправка научной экспедиции. Эти государства известны как консультативные стороны.

Теперь необходимо отметить, что начиная с XII консультативного совещания,

состоявшегося 13-27 сентября 1983 года, консультативные стороны приглашали стороны, присоединяющиеся к договору, участвовать в работе совещаний в качестве наблюдателей. Поэтому необходимо подробно указать страны, которые до настоящего времени были признаны в качестве консультативных сторон, и страны, которые присоединились к Договору и, поскольку они не были признаны в качестве консультативных сторон, участвуют в совещаниях в качестве наблюдателей.

Консультативные стороны:

Австралия, Аргентина, Бельгия, Чили, Соединенные Штаты, Франция, Япония, Норьега, Новая Зеландия, Соединенное Королевство, Южная Африка, Союз Советских Социалистических Республик (до сих пор первоначальные подписчики), Польша, Бразилия, Федеративная Германия, Уругвай, Китайская Народная Республика, Индия, Демократическая Германия и Италия.

Присоединяющиеся страны:

Чехословакия, Дания, Голландия, Румыния, Болгария, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Испания, Венгрия, Швеция, Финляндия, Куба, Южная Корея, Греция, Северная Корея и Эквадор.

Консультативные совещания

проводятся примерно раз в два года. Эквадор впервые принял участие в XIV совещании, состоявшемся в Рио-де-Жанейро в октябре 1987 года, после сдачи на хранение 15 сентября того же года документа о присоединении. В статье 12 договора указывается, что через 30 лет после вступления Договора в силу, т. е. в 1991 году, любая консультативная сторона может обратиться с просьбой о созыве конференции всех участников Договора для рассмотрения вопроса о его финансировании или принятия любых изменений или поправок к Договору.

Прежде чем обсуждать позицию Эквадора по договору об Антарктике, я считаю необходимым сослаться на позицию других южноамериканских государств, которые, кроме того, Чили и Аргентина, которые уже упоминались в качестве первоначальных подписчиков, впоследствии присоединились к Договору. Этими странами являются Бразилия и Уругвай, которые уже были признаны в качестве Консультативных Сторон, и Перу.

Бразилия, присоединившись к Договору в 1975 году, выразила оговорки в отношении своих территориальных прав в соответствии с Теорией дефронтации. Уругвай,

32

со своей стороны, сохранил свои права по причине дефронтации, а также по причине своего географического положения и влияния Антарктики на климат. Наконец, Перу зарезервировала свои права на территорию на основе принципа дефронтации и влияния Антарктики на ее климат, экологию и морскую биологию, утверждая, кроме того. Геологическая преемственность и

исторические связи.

Несмотря на то, что Перу в своем заявлении не ссылается на свои пределы, важно помнить критерий, высказанный директором Перуанского института антарктических исследований д-ром Луисом Вильчесом Ларой, который, основываясь на теории множественного кондоминиума,

провозглашенной Факилем, заявил, что Перу имеет право на долю в Антарктиде между 84 и 90 мериданами.

Политика андской страны на Антарктическом континенте начинается с объявления эквадорских прав в Антарктике подполковником Марко Бустаманте Йепесом в 1956 году, который на протяжении многих лет отстаивал права Эквадора на антарктический треугольник площадью 323000 квадратных километров на основе географических концепций «Дефронтация» и «Полярные сектора». 9 августа 1956 года полковник Бустаманте сделал заявление в газете «Да Нойте» в Рио-де-Жанейро о правах Эквадора в Антарктике, которое было прокомментировано по всей Америке, незамедлительно направив карту и доклад в Министерство иностранных дел. 27 февраля 1967 года, наконец, Национальное учредительное собрание сделало первую и единственную официальную декларацию прав Эквадора в Антарктике, основанную на изложении мотивов законодателя Дона Висенте Леви Кастильо, который, в свою очередь, основывался на исследовании, проведенном полковником Бустаманте, а также 6 в марте того же года в Официальном регистре № 78 говорилось, что:

«Эквадор имеет право на часть Антарктики, перехваченную

меридианами 84° 30' и 95° 30' долготы к западу от острова Гринвич, поскольку она расположена на Южноамериканском континенте с его материковой территорией и островным владением Галапагосскими островами, и в соответствии с

теорией, признанной другими странами, чтобы отстаивать свои права в Антарктике, в соответствии с географическими концепциями Полярного присоединения,

Дефронтации или Конфронтации».

Подтверждая это право 24 июня 1987 года в Официальном реестре № 714, упоминается следующее:

«Декларация Эквадора о суверенитете над Антарктикой ратифицирована, а присоединение Эквадора к Договору об Антарктике одобрено. Кроме того, предлагается незамедлительно создать Эквадорский институт антарктических

исследований и исследований и провести экспедиции вооруженными силами и научными учреждениями нашей страны, с тем чтобы Эквадор мог считаться Консультативным членом Договора об Антарктике».

В соответствии с правилами, установленными Договором об Антарктике (Подписанным 1 декабря 1959 года в Вашингтоне и вступившим в силу в 1961 году), и благодаря инициативе, управлению и напряженной работе, проделанной эквадорской армией и военно-морским флотом, они начали встречаться один за другим, что является важными вехами в истории Эквадор в Антарктике, как это: Утверждение Национального конгресса для присоединения Эквадора к Договору об Антарктике в июне 1987, впервые приняв участие в XIV совещании, состоявшемся в Рио-де-Жанейро в октябре того же года, а также через несколько месяцев, в декабре 87 первая эквадорская экспедиция в Антарктиду на борту гидрографического и океанографического исследовательского судна ВАЕ "Орион". После первой экспедиции и с учетом необходимости продолжения деятельности на Белом континенте 5 августа 1988 года Министерским постановлением № 1508 был учрежден Исполнительный секретариат Эквадорской Антарктической программы (PROANTEC) в качестве подразделения при Океанографическом институте военно-морского флота (ШОСАЯ), в целях планирования, координации и организации

33

эквадорской деятельности в Антарктике с целью сохранения физического присутствия Эквадора на этом континенте, который действовал в рамках этого учреждения до 2004 года. В рамках структуры Военно-морского флота и благодаря инициативе, руководству, материально - технической поддержке и напряженной работе, проделанной

учреждением, было выполнено 09 экспедиций на Антарктический континент, три из которых с участием BAE "ОРИОН", кроме того, в рамках PROANTEC были достигнуты другие важные вехи, такие как открытие Научной станции Педро Висенте Мальдонадо - PEVIMA (Март 1990), прием в качестве консультативного члена Договора об Антарктике во время проведения XI Консультативного совещания с правом голоса при принятии решений в этом контексте (Июль 1990); прием в качестве полноправного члена Научного комитета по антарктическим исследованиям, SCAR, крупнейшего научного форума антарктических исследований. (1992).

И наконец, в целях обеспечения независимости, повышения политического и управленческого уровня PROANTEC, что позволило бы ему взаимодействовать с различными государственными институтами, академическими кругами и промышленностью, военно-морской флот содействовал созданию Эквадорского Антарктического института (INAE). Закон № 1610, подписанный 23 апреля 2004 года, превратил его в Институт при MIDENA с собственным наследием и средствами в целях поощрения и поддержания геополитической перспективы страны и постоянного участия в научно-исследовательской деятельности, имеющей отношение к Договору об Антарктике.

Политические и правовые основания внешней политики Эквадора в Антарктиде

Присутствие и участие Эквадора во внешней политике в Антарктике было узаконено с момента его присоединения к Договору об Антарктике в 1987 году, которое было дано исполнительным декретом № 3216 от 5 августа того же года, опубликованным в Официальном регистре № 747 от 12 августа того же месяца. В Указе подчеркивается важное значение для страны Антарктического континента в силу его географического соотношения с эквадорской территорией и его влияния на климат и морские ресурсы. Следует

также напомнить об историческом интересе Эквадора к исследованиям на Антарктическом континенте, что нашло отражение в его участии в научных экспедициях, организованных Бразилией, Чили и Новой Зеландией. Кроме того, в Указе говорится о решении содействовать созданию общего статуса Антарктики, учитывающего интересы и права эквадорского государства, и содействовать созданию Эквадорского института антарктических исследований и исследований. Документ о присоединении Эквадора был сдан на хранение государственному секретариату Соединенных Штатов 15 сентября 1987 года.

С другой стороны, чтобы подтвердить свое присутствие и призвание в Антарктике, эквадорский военно-морской флот предпринял первую эквадорскую экспедицию на этот континент, которая отплыла первого декабря 1987 года, что стало важным шагом на пути к выполнению требований Договора, которые должны быть признаны в качестве консультативной стороны, дескать,

продемонстрировать интерес к Антарктиде путем проведения в ней важных научных исследований, таких как создание научной станции или отправка научной экспедиции, а также содействовать достижению основных целей Договора, таких, как использование этого континента исключительно в мирных целях и международное сотрудничество в области научных исследований. В июле 1990 года после выполнения этих требований Эквадор стал признанной страной в качестве консультативной стороны.

Необходимо отметить, что в законодательном одобрении выдано 6 Июня 1987 года упоминается декларация суверенитета Эквадора над Антарктидой, выданное Национальной Учредительной Ассамблеей в 1967 году и опубликована в Журнале Официальный номер 78, от 6 марта этого года, и в котором выражается, как показано ранее, что Республика Эквадор имеет право на часть Антарктиды, перехваченный по меридианам 84° 30 и 96° 30 Западной долготы от Гринвича. В основе этого заявления упоминаются два тезиса или теории: "Допущение полярными секторами" и "Дефронтация или конфронтация" теории, которые, хотя и связаны с их основами, различны. Кроме того, важно отметить, что только вторая теория, объясняющая, что суверенные государства Южного полушария,

34

имеющие берега, обращенные к Антарктике, могут претендовать на антарктические сектора, входящие в число меридианов, ограничивающих оборонительные территории, применима к Экватору. Следует также упомянуть, как это было сделано ранее, об официальном регистре № 714 от 24 июня 1987 года, в котором подтверждается суверенитет Эквадора над Антарктической территорией и содержится предложение о проведении экспедиций эквадорскими военно-морскими силами.

И наконец, в рамках участия Эквадора в антарктической системе необходимо создать национальную антарктическую комиссию и эквадорский институт антарктических исследований и исследований, национальные органы, которые будут выполнять консультативные функции по вопросам антарктической политики страны, от имени Эквадора-Научного комитета по

антарктическому сотрудничеству (СКАР), созданного Договором именно для содействия исследованиям и международному

сотрудничеству. Участие в работе этого Комитета через компетентных национальных партнеров является необходимым условием в качестве Консультативной стороны.

Экспедиции и научно-исследовательская работа

Эквадор в течение многих лет сохранял скрытый интерес к Антарктике, имея несколько участников экспедиций из других стран, в которых участвовали различные эквадорские гидрографические офицеры с 1984 года, такие как: Хосе Ольмедо и Гомер Арельяно, которые вошли в двадцатую чилийскую экспедицию; лейтенанты Байрон Санмигуэль и Фаусто Лопес, которые участвовали в экспедициях, организованных Бразилией; в то время как капитан Эрнан Мореано и лейтенант Фернандо Зурита сделали это в 1986 и 1987 годах в проекте: Кайнозойские исследования в море Росса (Ciros), проводимые Антарктической программой и несколькими новозеландскими университетами. и чей опыт будет использован для первой экспедиции андского государства.

Первого декабря 1987 года ВМС Эквадора с большим интересом предприняли первую эквадорскую экспедицию на этот континент, которая отплыла на борту океанографического судна "Орион" из города

Гуаякиль, на борту которого находились в общей сложности 60 человек из числа офицеров, членов экипажа и исследователей, включая приглашенного офицера ВМС Бразилии и два офицера ВМС Чили, которые присоединились к экспедиции в Вальпараисо. Это стало важным шагом на пути к выполнению требований Договора о признании в качестве консультативной стороны, т. е. демонстрации интереса к Антарктике путем проведения важных научных исследований в Антарктике, в связи с чем создание эквадорского убежища в Антарктике было одним из наиболее важные мероприятия, выполненные этой Первой экспедицией, а также выполнение амбициозного научного плана, который включал наблюдения, касающиеся полярного фронта, к циркумполярному течению Антарктики и циркуляции водных масс в проливе Брансфилд. Подробная информация о проектах и их результатах была должным образом доведена до сведения национального и международного научного сообщества посредством

Предварительного доклада о научных исследованиях № 1-1987-88 и Эквадорского Антарктического акта, Год 1, Vol. 1. Начиная с этой первой экспедиции, эквадорское государство совершило более двух десятков экспедиций на Антарктический континент.

Вторая антарктическая экспедиция отплыла в среду, 3 января 1990 года, в тур, который составил 10 000 морских миль, пройденных за 96 дней. В состав экипажа входили 68 человек, в том числе 22 следователя, 2 журналиста и 2 оператора, представители 12 национальных и 4 иностранных учреждений. В ходе этой поездки был почти полностью охвачен амбициозный план деятельности, включающий 24 научных проекта в области физической, химической и биологической океанографии; Морской и наземной биологии; Геодезии и гидрографии; Загрязнения; Морская и наземная геология; Психология и распространение, в которых сотрудничали ученые из Чили, Аргентины, Бразилии и Перу; в дополнение к осуществлению первого этапа Научной станции "Педро Висенте Мальдонадо", построенной в Пунта-Форт-Уильям и открытой 2 марта 1990 года, что позволит поддерживать логистика незаменима для развития будущих исследовательских проектов.

В четверг, 3 января 1991 года, III экспедиция в составе 19 членов отправилась

35

воздушным и морским путем. В Антарктическом районе они пробыли 27 дней, время, затраченное экспедиционерами на проведение научных работ исключительно на суше, в районе Пунта-Форт-Уильямс. На Научной станции "Педро Висенте Мальдонадо" осуществлялись проекты по дисциплинам геодезии, Геологии, биологии, медицины, Экологии, метеорологии и радиовещания в рамках Плана, подготовленного Эквадорской антарктической программой на пятилетний период 1990-1995 годов. В общей сложности были рассмотрены проекты 17, в которых подчеркивались те, которые продолжали работу, начатую во время двух предыдущих экспедиций, а также те, которые способствовали знанию окружающей местности, основного аспекта сохранения хрупкой экосистемы Антарктики.

IV Эквадорская экспедиция в Антарктиду была проведена 9 января 1992 года, год спустя, в общей сложности 14 экспедиций, прибывших в Пунта-Форт-Уильямс 20 января того же года на борту чилийского судна "Пилот Пардо". В этом секторе оставались 30 дней, выполняя следующие работы: Адекватность модуля обитаемости Научной станции;

Лимнологические исследования в прибрежных лагунах; Определение химических

характеристик залива Чили; Микробиология вод склонов и изучение ботанических видов в Пунта-Форт-Уильямс; Исследования

загрязнения в бухте Гуаякиль; Исследование развития колоний репродуктивных птиц и их поведения; Выделение и идентификация грибов экологического комплекса реута; Определение радионуклидов на

антарктических субстратах; Регистрация метеорологических данных и другие.

Проведение V Эквадорской экспедиции в Антарктику было предусмотрено в пятилетнем плане деятельности на 1990-1995 годы, направленном на продолжение научной работы по проектам, начатым в ходе предыдущих экспедиций, по дисциплинам метеорологии, биологии, Геологии, экологии и медицины; кроме того, были осуществлены еще два проекта, один-техническое обслуживание и адекватность станции и другой вещания; все они направлены на получение более глубоких знаний о прилегающей территории, а также возможность арбитражных природоохранных мер.

06 января 1995 года отправилась Шестая экспедиция, и в течение 40 дней пребывания они выполнили обширный научный план в сухопутных и морских районах Пунта-Форт-Уильямс, а также содержание Научной станции "Педро Висенте Мальдонадо".

В период с декабря 1997 года по март 1998 года была осуществлена VII Эквадорская экспедиция в Антарктику. На этот раз у него были две основные цели: провести научные исследования и значительно расширить структуру Эквадорской станции со строительством второго и третьего модулей. Из этой экспедиции включает в себя исследование воздействия на окружающую среду, что деятельность станции Педро Висенте Мальдонадо может вызвать окружающую экосистему, проект, который становится непрерывным для следующих экспедиций.

VIII Экспедиция в Антарктиду (январь 2001 - февраль 2001). Целью этой миссии является выполнение Плана научных исследований, направленных на продолжение проектов, выполненных в предыдущих семи экспедициях, и проведение технического обслуживания Научной станции "Педро Виесенте Мальдонадо".

После этих экспедиций произошло еще много, чтобы выполнить соглашения и обязательства, вытекающие из принятия в качестве Консультативного члена Договора об Антарктике и Полного члена Научного комитета по антарктическим исследованиям (SCAR), и большую ответственность за сохранение живого и скрытого интереса к получению научной информации, которая будет способствовать антарктические знания.

Антарктика играет решающую роль во всем мире, в первую очередь из-за различных источников неосвоенных ресурсов, а также имеет стратегическое значение благодаря своему положению и близости к межокеанским перевалам (Тихий океан, Атлантический океан и Индийский океан), что делает ее зоной слияния линий связи между Азией, Европой и Западом; с экологической точки зрения это имеет решающее значение для понимания последствий глобального потепления и климатических влияний и взаимосвязей, которые связывают Антарктический континент с остальным миром; Антарктида, наконец, рассматривается как последняя возможность человечества работать вместе вокруг явного общего блага, непосредственно связанного с

36

научными исследованиями в интересах развития и выживания планеты.

Таким образом, можно в целом отметить, что важность присутствия Эквадора на величественном Белом континенте обусловлена ресурсами, территорией, суверенитетом и вкладом в глобальную защиту окружающей среды; тем не менее, как было показано в ходе этой работы, существуют политические, экономические, культурные и оборонные интересы, которые воплощаются в геополитических, геостратегических и геоэкономических видениях, где

географические факторы и стратегическое положение Антарктики влияют на развитие каждого из государств-участников Договор об Антарктике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С геополитической точки зрения, существуют 2 важные факторы, суверенитета и окружающей среды, первая точка находится под условие "Статус-кво" благодаря Договору об Антарктике, что позволило ей оставаться зоной мира, демилитаризованной и без конфликтов, однако тема остается скрытой, много усилий, что страны выполняют для укрепления различных теорий для будущей жалобы, которые основаны на праве, и, как теории секторов полярных открытий, defrontati6n, примыкания, в те часы и эффективной оккупации (территория и население), в том числе в настоящее время на основе CONVEMAR, несколько Государств-участников проводят геофизических исследований с целью расширения своих суверенных правах на Континентальный шельф вокруг площади часть Антарктической

территории, что позволит им исследовать и эксплуатировать минеральные ресурсы там существующих. С экологической точки зрения подчеркивается важность Антарктики в балансировании и регулировании глобального климата, участие в усилиях по предотвращению таких последствий, как глобальное потепление и защита экосистемы Антарктики, также являются важными национальными и международными действиями с геополитическим влиянием.

Значение geoestratégico в Антарктике, как и в случае с Арктикой, поэтому в основном его положение и близость действия interoceánicos (Тихого, Атлантического и Индийского), обладает характеристиками места слияния линий связи между Азией, Европой и Западом, особенно против возможного закрытия Панамского Канала и Суэцкого Канала; - иметь присутствие в этом секторе будет способствовать деятельности управления по навигации и описания материально-технического обеспечения и эксплуатации морских и воздушных судов.

Геоэкономическая ценность

Антарктического континента и прилегающих к нему морей приобретает важные нюансы в будущем и может стать потенциальным поводом для международной конфронтации. Эта ценность основана на существующих возобновляемых и невозобновляемых ресурсах. В настоящее время нет возможности получить от них какую-либо выгоду, поскольку существуют соглашения о защите возобновляемых ресурсов, такие как: Международная конвенция о регулировании китового промысла (Вашингтон 1946), Конвенция о сохранении Антарктических тюленей CCFA (Лондон 1972) и Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктические моряки АНТКОМ (Канберра 1980). Несмотря на всю эту нормативную базу для предотвращения изучения и эксплуатации этих ресурсов, государства воспользовались открытой дверью для этих ресурсов, которая представляет собой научные исследования, и через нее инвестируются в технологии и исследования для создания потенциала и средств, необходимых для изучения существующих ресурсов, их характеристики, определения размеров и в будущем эксплуатировать их.

В этом контексте взглядов и интересов государств можно подумать, что страны, которые исторически претендуют на

37

суверенитет в Антарктике, имеют определенное преимущество или что влияние мировых держав, таких как США, Россия и Китай, является доминирующим, хотя их выгодное положение признается в отношении к размерам их деятельности в Антарктике, научному потенциалу и экономическим ресурсам относятся общие интересы и цели, а также дух Договора об Антарктике (с точки зрения безопасности и науки), которые создают атмосферу сотрудничества, превращая все государства-участники в действующих лиц так называемой "Системы договора об Антарктике". Поэтому все действия, которые предпринимались до настоящего времени исторически, направлены на укрепление осуществления прав и обязанностей Эквадора в рамках Системы Договора об Антарктике. Только благодаря исследованиям и эффективному участию государства переводят свои геополитические интересы в суверенные интересы на этом континенте.

Список источников и литературы:

1. Moreano, H. (1988). Memorias de la Primera Expedición Ecuatoriana a la Antártica, INOCAR, Guayaquil-Ecuador.

2. Sánchez, M (2018). La Armada del Ecuador en la Conquista de la Antártida. De la I a la XXI Expedición, INHIMA. Guayaquil-Ecuador.

3. Libro "Derecho Internacional Ecuatoriano", p 352, de Julio Tobar Donoso y Alfredo Luna Tobar.

ANTARCTINA IN THE FOREIGN POLICY OF THE COUNTRIES OF LATIN AMERICA (ON THE EXAMPLE OF ECUADOR)

Elio Isaias Vera Yulan Nikulenkov Vasily Valentinovich

student of the direction "International Relations" Acting Director of the Institute of the North and the Arctic, Candidate of Historical Sciences

Siberian Federal University

In the second decade of the XXI century. Antarctica remains on the periphery of both the system of international relations and research on global processes. But it is quite obvious that the significance of the region has changed, and it is becoming an object of geopolitical struggle not only for the traditional Antarctic powers, but also for extra-regional players looking for ways to influence the processes associated with the continent. The study examines the evolution of the place and role of Antarctica in the foreign policy of Latin American countries (on the example of Ecuador).

Keywords: Antarctica, Ecuador, South America, politics, international law.

Рукопись поступила: 10 августа 2022 г. Submitted: 10 August 2022

^^ иистшут SNOWORD

О.Б. Нифантьева

ОБ АРКТИКЕ

Сборник СТИХОВ

111 цикла «( i и*|1 для Дсгок»

Красноярск 2022

-Ч—

Специально к Первому молодёжному форуму коренных малочисленных народов Севера, который прошел в Красноярске в СФУ 25 - 28 августа 2022 года, поэт литературного клуба СФУ Ольга Нифаньтьева подготовила стихотворения из цикла «Стихи для детей» про Арктику, природу Севера, культуру и традиции коренных малочисленных народов.

Обложку украсила работа Евгении Бегучей, которая подарила Институту Севера и Арктики свои картины в июне. Сборник подготовлен ограниченным тиражом. Рекомендован для детей дошкольного и школьного возраста в рамках изучения истории, географии и культуры Севера и Арктики. Заказать можно по адресу редакции журнала newman-studsib@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.