Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира
УДК 371.3
В. В. Волкова, Д. Г. Коровяковский
Анскулинг как современная форма обучения: история, зарубежный опыт и возможности применения в России
Аннотация
В статье представлены результаты исследования сущности и содержания анскулинга как формы домашнего обучения, опыта его организации в ряде стран, а также возможностей его применения в рамках существующей образовательной системы России. Показано, что для развития анскулин-га в России необходимы углубленное изучение зарубежной концепции естественного обучения, опыта его организации и создание сообщества специалистов и родителей, позитивно настроенных по отношению к концепции домашнего обучения. Это потребует изменения общественного мнения и разрушения стереотипов о школе как обязательном и безальтернативном элементе социализации, формирования психологической готовности родителей к тому, чтобы взять на себя ответственность за образование собственных детей, разработки программ домашнего обучения детей разного возраста и пр.
I
Ключевые слова: форма обучения, хоумскулинг, анскулинг, естественное обучение, домашнее обучение, семейное образование, самообразование.
V. V. Volkova, D. G. Korovyakovsky
Unschaoling as a modern form of education: history, foreign experience and prospects of its introducing into Russian education
Abstract
The article presents the results of a study of the essence and content of unschooling as a form of ho-meschooling, foreign experience of unschooling and the prospects of its introducing into the existing education system of Russia. It is shown that the development of unschooling as a form of homeschooling in Russia demands an in-depth study of the foreign concept of natural learning and the practice of its real-world implementation, as well as the creation of a community of specialists and parents who are positive about the concept of homeschooling. This will require a change in public opinion and the destruction of stereotypes about school as a mandatory and sole element of socialization, formation of psychological readiness of parents to take responsibility for the education of their own children, development of home-schooling programs for children of different ages, etc.
Keywords: form of education; homeschooling, unschooling, natural education, homeschooling, family education, self-education.
Во второй половине XX века зарубежные и отечественные исследователи характеризовали процессы, протекающие в системе образования, как кризисные, утверждая, что используемые образовательные методики, содержание традиционного массового образования и его результаты перестали удовлетворять запросы и потребности современного человека [5-8; 10; 12]. В связи с этим возникла необходимость развития открытой и гибкой образовательной среды, отличающейся постоянной дифференциацией и индивидуализацией учебно-воспитательного процесса. Это явление преимущественно воплощается в модернизации процессов общего образования и отражается, в частности, в возрождении и модификации формы семейного (домашнего) образования [2].
В настоящее время в профессиональной педагогической среде и в среде родителей часто возникает смешение употребления понятий, характеризующих обучение вне общеобразовательных учреждений, что отчасти связано с отсутствием международной классификации форм обучения (существует только международная стандартная классификация образования [9]). B англоязычных странах используется термин «домашнее обучение», в Российской Федерации — «семейное образование» [1].
Homeschooling или home education — англоязычный эквивалент понятия «семейное образование» [30]. В широком смысле термин homeschooling обозначает организацию учебного процесса детей школьного возраста на дому, чаще всего посредством активного участия родителей, хотя не исключено и привлечение преподавателей (репетиторов). Это один из способов законодательно допустимого отказа от традиционной формы школьного образования, при котором ответственность за соответствие образования государственным стандартам несет не педагогический коллектив школы, а сами родители ребенка [4, с. 5]. Для России явление хо-умскулинга считается относительно новым, по сравнению, например, с США, где подобная форма организации и получения образования с 1988 года не считается новшеством. Согласно данным переписи американских хоумскулеров, которая проводилась Министерством образования США в 2007 году, на тот момент в стране было 1,5 млн детей, обучающихся на дому [11, с. 6].
Следует обратить внимание на необходимость разграничения понятий homeschooling и unschooling [11, с. 6; 25]. Содержание хоумскулинга предполагает множество методик и стилей обучения, и один из подходов или стилей называется анскулин-гом. Его главное отличие от хоумскулинга заключается в том, что ребенок не учится по школьной
или какой-то другой программе, а сам выступает инициатором получения знаний. Для анскулинга характерны следующие признаки: итоговые формы контроля проводятся по желанию обучающегося или его родителей, либо не проводятся совсем; образование осуществляется в самих жизненных ситуациях, без организации специальных занятий, и основывается на принципе «здесь и сейчас»; в обучении используется окружающая среда; ресурсы подбираются индивидуально или не подбираются специально, а используется то, что есть под рукой.
В статье анскулинг рассматривается как одна из форм домашнего обучения, представляющего собой радикальный разворот школьной системы, существующей в России. Анализ применения ан-скулинга в зарубежных странах, исторические предпосылки его возникновения, нормативно-правовое регулирование позволят сделать вывод о допустимости использования такой формы обучения в реалиях отечественной системы образования, о его преимуществах и недостатках.
Идея анскулинга («открытый класс», техно -логия обучения посредством вовлечения в естественные жизненные ситуации) неоднократно обсуждалась в работах известных философов, мыслителей, общественных деятелей. Так, в концептуальной форме идея анскулинга была отражена в известном педагогическом трактате, «романе воспитания» Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» [22]. Философ последовательно развивал идею о том, что ребенок как природное существо, рождающееся на свет открытым для внешней среды, от рождения наделен мощным познавательным импульсом.
Родоначальником концепции анскулинга в современной педагогике официально считается американский педагог и философ образования Дж. Холт (разработки представлены в 1969 г.), который был убежден, что обучение в школьных классных помещениях неэффективно и может быть заменено на более целесообразное обучение, вынесенное за пределы школьных стен [34].
Концепцию Дж. Холта с идеями Ж.-Ж. Руссо объединяет то, что в их трудах отражена возрастная периодизация развития ребенка. Если у Ж.-Ж. Руссо она охватывает практически весь жизненный цикл человека, то временные рамки, предложенные Дж. Холтом, ограничены [26]. Технология Дж. Холта заключается в том, чтобы заменить монотонные школьные занятия на путешествия, прогулки, непосредственное социальное взаимодействие и пр.
Такой подход подвергся критической оценке сторонников «классической» концепции организа-
ции школьного обучения, которые полагали, что мотивация к обучению у детей при этом будет снижена.
Невзирая на критику, многие педагоги положительно восприняли идеи Дж. Холта и развивали их. В педагогической сфере стали возникать дискуссии о том, как правильно определять анску-линг, что обусловило возникновение различных вариантов толкования этого термина [19]. Было предложено, например, понимать анскулинг как непринудительный процесс обучения через весь жизненный опыт без формализованных, легальных принуждений в классах или школе, происходящий в естественной среде для развития детей [55].
Свои позиции приверженцы концепции анску-линга аргументировали тем, что дети, обучаясь в школе, подвержены риску возникновения стресса, который сопряжен с принуждением к соблюдению дисциплины, публичными опросами, наличием промежуточных и итоговых форм контроля и пр. Значительное число успешных людей, включая президентов США, ученых, актеров, писателей, изобретателей и педагогов, обучались на дому, либо не закончили школу, считая, что образование — сфера любопытства и желания, а не успеваемости. Идея о том, что дети всегда хотят учиться, поскольку по своей природе они являются исследователями, а исследование окружающей действительности — это врожденная способность любого человека, признается ключевым тезисом концепции анскулинга и разделяется всеми его представителями.
В ходе развития концепции анскулинга изменялась терминология, характеризующая существенные ее модификации. Так, американский педагог Сандра Додд ввела в научную сферу и обосновала концептуальные позиции «радикального анскулинга» (Radical Unschooling) [21]. Сущность ее концепции, которую также разделяли не все, заключалась в том, что школы предоставляют детям готовую малую группу, состав которой не всегда соответствует интересам, симпатиям и потребностям в общении со сверстниками. Педагоги делают акцент на работе с «умными детьми», что приводит других детей к неверию в свои силы и пр. Поэтому детские группы должны создаваться по инициативе самих детей, так как им необходимы отношения на основе симпатии друг к другу и эмоциональной привязанности, наличие совместных познавательных интересов и склонностей. Такой малой группой может стать семья, община, домохозяйство.
Домашнее обучение на законных основаниях существует во многих странах. При этом степень свободы у семьи, обучающей детей дома, в различных государствах может быть разной. Наиболее свободно чувствуют себя семьи в странах англо-
саксонской правовой семьи — в США, Канаде, Великобритании, Австралии, а из стран романо-гер-манской правовой семьи — во Франции и Италии. Анскулинг законодательно запрещен в Германии, Швеции, Испании и России.
Рассмотрим страны, в которых анскулинг разрешен законодательно и активно развивается.
Наиболее популярен анскулинг в Соединенных Штатах Америки, здесь на домашней форме обучения находится около 3% школьников или более полутора миллионов человек. США раньше всех остальных стран пришли к практике семейного образования. Домашнее образование появилось в США как девиантная педагогическая практика в конце 1970-х годов и стало приемлемой альтернативой традиционному обучению за очень короткий промежуток времени. В 2017 году Национальный центр статистики образования сообщил, что в Соединенных Штатах примерно 1,8 млн детей обучались на дому, и это число продолжает увеличиваться [39].
Анскулинг законодательно закреплен во всех 50 штатах США. При этом каждый штат имеет право создавать свои собственные правила и требования, которые к нему применяются. Особенно популярен анскулинг в Техасе, в штате имеется свой официальный сайт [47], посвященный вопросам такой формы обучения. Миссия сообщества заключается в том, чтобы просвещать и поддерживать семьи, которые ищут альтернативный подход к образованию детей. В 1994 году Верховный суд штата Техас единогласно поддержал решения нижестоящих судов о том, что домашнее обучение считается частным. Частные школы освобождаются от обязательных требований, предъявляемых к обучающимся в государственных школах. Обучающиеся на дому освобождаются от обязательного посещения школы в соответствии с разделом 25.086 (a) (1) Техасского кодекса об образовании [46].
Обучение на дому также закреплено законодательно в Законе о домашнем обучении штата Колорадо [48]. Оно является законной альтернативой посещению классов, при этом любое регулирование образовательных программ на дому должно быть достаточно гибким, чтобы учитывать различные обстоятельства. В Колорадо существуют группы поддержки детей, не посещающих школу, и их родителей.
Законы Калифорнии в отношении домашнего обучения — довольно мягкие. Однако, по сравнению с упомянутыми штатами, здесь обучать детей на дому могут только лица с педагогическим образованием. Если у родителей его нет, они должны либо самостоятельно нанимать учителей, либо объединяться в небольшие частные школы. Наиболее
благоприятным для отказа от обучения является подача PSA (Private School Affidavit) [24]. В Калифорнии почти любой может открыть частную школу, заполнив аффидавит (письменное показание или заявление) для штата. Калифорния — один их 14 штатов, которые просят родителей лишь зарегистрироваться, чтобы открыть домашнюю школу, а в других штатах, включая Техас, родителям вообще не надо подавать никаких документов.
Находящиеся на домашнем обучении дети показывают в среднем лучшие результаты, чем школьники. Отмечается, что уровень образования родителей не сильно влияет на успеваемость детей. США раньше европейских стран пришли к практике анскулинга. Если выделять причины, побудившие родителей в этой стране выбирать такой подход к образованию своих детей, то к ним можно отнести: 1) боязнь отдавать ребенка в школу из-за нестабильной социальной ситуации, угрозы насилия и криминогенной обстановки; 2) местоположение образовательного учреждения (не все американцы живут в городах); 3) тотальную компьютеризацию.
Важно отметить, что, в отличие от многих других стран, в США на государственном уровне (как на федеральном, так и на уровне отдельных штатов) не только проводятся независимые исследования, оценивающие результаты получения образования в семейной форме, но и ведется статистический учет академических достижений обучающихся по этой форме.
Провинции Канады обладают определенной самостоятельностью в вопросах образования и медицинского обслуживания. В Канаде насчитывается около 100 000 детей, обучающихся на дому или около 1% населения детей школьного возраста. Из них около 10% (10 000 учащихся) обучаются по форме анскулинга [54].
Оформить домашнее обучение в этой стране можно следующим образом: необходимо написать заявление о своих намерениях в местное отделение Министерства образования, и дальнейшая судьба ребенка оказывается полностью в руках родителей. Поэтому здесь возможны и анскулинг, и радикальный анскулинг, и все прочие, наиболее свободные формы образования в семье, не подразумевающие какого-либо взаимодействия со школой и аттестации.
В Канаде действует Ассоциация анскулинга, миссия которой заключается в том, чтобы добиться признания подобного образования. Эта организация обеспечивает инклюзивной информацией и ресурсами обучающихся и их родителей [Там же].
Анскулинг особенно популярен в такой провинции Канады, как Британская Колумбия. Каж-
дый житель провинции имеет право обучать своих детей на дому. Существует только одна небольшая формальность, которую должна выполнить семья, планирующая обучать ребенка на дому, — зарегистрировать его в частной школе до 30 сентября каждого года в соответствии с Законом о домашнем образовании в Британской Колумбии [13]. Это включает в себя заполнение формы и предоставление копии свидетельства о рождении ребенка [14].
Популярен также анскулинг в провинции Альберта. Обучение здесь должно соответствовать Программе исследований Альберты [43], но может осуществляться различными способами и в течение периода времени, который подходит для ученика. Большая часть результатов при таком обучении достигается к 18 годам. Анскулеры могут выбрать для использования любой ресурс, в том числе видеоигры, учебные программы и учебники, а также пригласить учителей, чтобы ученик, если у него есть желание, мог освоить предмет. Обучение в форме анскулинга здесь регулируется Законом о домашнем образовании Альберты [27] и контролируется школьными советами и органами власти.
В провинции Манитоба родители также могут выбрать обучение своих детей на дому. Однако дети, обучающиеся по форме анскулинга, находятся в неблагоприятном положении, поскольку по закону они обязаны получать образование, равное образованию в государственной школе, но не обеспечиваются необходимыми материалами, книгами и оборудованием. В то время как в Британской Колумбии финансируется приобретение школьных принадлежностей, а кроме того, дети имеют полный доступ к школе, могут проходить курсы, которые они выбирают, использовать любое школьное оборудование, принимать участие в спортивных и других школьных мероприятиях [53].
Канадские семьи, как и все семьи в мире, сталкиваются со многими проблемами при принятии решений об образовании своих детей. Одни семьи предпочитают использовать государственную школьную систему, а другие выбирают альтернативные варианты, включая частную школу, домашнее обучение, дистанционное обучение или их комбинацию. Некоторые видят необходимость разделения школы и государства. Кто-то хотел бы снизить вмешательство правительства в их выбор формы образования, но сохранить при этом государственные школы. Таким образом, в Канаде, как и в США, анскулинг законодательно разрешен во всех провинциях и развивается как форма домашнего обучения.
За последние шесть лет число детей, находящихся на домашнем обучении в Великобритании, возросло на 65% [3]. Как ключевые причины пере-
хода на семейное образование выделяют неудовлетворенность школой, отсутствие общего языка с преподавателями, особые потребности детей, религиозные убеждения и желание следовать укладу собственной семьи.
В Англии обучение было частным делом каждой семьи, пока в 1870 году оно не стало обязательным. Государство поставило цель организовать сеть начальных учебных заведений, доступных различным слоям общества. По мере углубления и развития научной сферы домашнее обучение уже не охватывало весь спектр знаний, и роль школ с широким набором специалистов и необходимого оборудования существенно возросла. К середине XX века домашнее образование практически исчезло.
Однако в связи с невозможностью образовательной системы в полной мере удовлетворять требования к индивидуальному развитию каждого ребенка и со снижением школьной дисциплины, с 1970-х годов в Великобритании возрождается модель домашнего образования [28].
Сегодня в стране существует интернет-сообщество анскулеров The UK Unschooling Network Blog [50], которое стало своего рода сетевым способом получения образования. Среди принципов такого образования выделяют следующие [51]:
1) принцип уважения, подразумевающий принятие точки зрения ребенка;
2) принцип свободно выбираемого, поддерживаемого обучения, согласно этому принципу сообщество анскулеров стремится создать безопасную и развивающую среду, в которой может свободно проходит обучение ребенка;
3) принцип разнообразия учебных настроек и типов информации, согласно которому ценность анскулинга состоит в реальном, контекстуали-зированном обучении, а не в абстрагированных школьных знаниях;
4) принцип отсутствия принуждения, предполагающий, что всё обучение инициируется учеником, поскольку любое усвоение знаний сначала требует активности в сознании ученика;
5) принцип партнерства, согласно этому принципу в сообществе стремятся найти решения, которые подходят всем;
6) принцип баланса поддержки и свободы — соблюдение желаний и прав ребенка предполагает внимательное отношение к его потребностям и желаниям, а также наличие готовности отвечать на вопросы и предоставлять информацию. Домашнее обучение в Англии и Уэльсе установлено Законом об образовании 1944 года [49], который был консолидирован в 1996 году. Раздел 7 этого закона гласит: «Эффективное очное
обучение, соответствующее возрасту ребенка, способностям, а также любым специальным потребностям в образовании, которые ребенок может иметь, подразумевает регулярное посещение школы или обучение иным способом». Согласно формулировке «или иным способом» дети могут законно обучаться на дому.
Власти не требуют, чтобы им сообщали об обучении ребенка дома, если только ученик не был ранее зачислен в государственную школу. В то же время родитель должен сообщить школьному инспектору, что он забирает из школы своего ребенка для продолжения обучения на дому. Никаких других требований для домашнего обучения не существует.
В Австралии домашнее обучение является законным во всех штатах и на всех территориях [35].
Исследования образовательного комитета в области домашнего обучения в Новом Южном Уэльсе, проведенное в 2014 году, показало, что 15% семей использовали анскулинг как форму домашнего обучения, а 31 % — естественные методы обучения [31].
Австралийский образовательный комитет в области домашнего обучения особенно заинтересован в анскулинге и в его потенциальных результатах. Сотрудники комитета высказываются об этой форме обучения следующим образом: «Это стиль домашнего образования, который является естественным подходом к обучению, посредством которого поощряются интересы ребенка, и родители дают ребенку свободу учиться тому, чему они хотят. Этот стиль домашнего обучения часто ассоциируется с радикальным» [36].
Члены Ассоциации домашнего обучения убеждены, что положительные результаты обучения достижимы посредством анскулинга, даже если учащиеся не были зарегистрированы в государственной школе [45]. Ассоциация определяет анскулинг как ряд образовательных философий и практик, согласно которым детям должно быть позволено учиться путем приобретения естественного жизненного опыты. Он включает в себя игровой процесс, домашние обязанности и социальное взаимодействие с людьми разных возрастных групп [45; 29].
В Австралии, в отличие от США, где зародился термин unschooling, такой подход к обучению предпочитают называть естественным обучением (natural learning) [40]. Естественное обучение в первую очередь направлено не на профессиональное обучение или социализацию. Оно мотивировано желанием человека понять окружающий мир. При этом им движет удовольствие, а не обязательство.
Пока в Австралии идеи анскулинга находятся в зачаточном состоянии. Население не слишком
хорошо информировано о данной альтернативной форме домашнего обучения. Родителям не хватает знаний о такой форме обучения и её преимуществах. Это означает, что ресурсов для домашних педагогов пока недостаточно, а большая часть литературы по поддержке хоумскулеров и анскуле-ров поступает из США или Великобритании.
Во Франции главные аргументы в пользу семейного образования носят политический и психологический характер: уважение к свободе и личности ребенка, предоставление ребенку возможностей для саморазвития, содействие социализации, более свободной и самостоятельной. Семьи, которые решают обучать детей дома, можно разделить на три группы: 1) семьи, которые обращаются к таким общественным центрам, как Национальный центр удаленного обучения [15] или к частным курсам; 2) семьи, использующие разнообразные педагогические средства — школьные учебники, интернет-ресурсы и т. д.; 3) семьи — приверженцы анскулинга, которые убеждены, что процесс обучения должен быть свободным и самоуправляемым.
Несмотря на то что во Франции родители не обязаны пользоваться методиками, принятыми Министерством образования, а имеют право выбрать систему обучения на свое усмотрение, закон [33] тем не менее требует, чтобы каждый ребенок, обучающийся дома, приобрел те знания и навыки, которые получают школьники в рамках среднего базового образования.
Домашнее обучение во Франции пока мало-изучено, хотя оно разрешено с 1882 года. Семье необходимо объявить о своем решении начать домашнее обучение за две недели до нового учебного года. Нужно подать одну декларацию мэру города, в котором семья проживает, а другую — инспектору региональной академии. Государство рассматривает возможность домашнего обучения для школьников в возрасте восьми, десяти и двенадцати лет, и академиям может потребоваться подробное описание того, как семья планирует достичь академических целей.
Каждые два года семья, выбравшая анскулинг, подвергается социальному контролю. Такой контроль осуществляет представитель мэрии, заместитель мэра либо социальный работник. Целью этого контроля является выяснение причин, по которым родители не обучают своего ребенка (детей) в школе [41]. Во Франции анскулинг законодательно представлен циркуляром Министерства образования — Инструкцией по обучению в семье (Le Portail de l'instruction en famille) [37]. Четыре национальные ассоциации [16; 38; 42; 52] представляют родителей детей, которые не посещают школу.
Во Франции домашнее обучение законодательно разрешено, как и его форма — анскулинг, здесь около 32 000 детей не ходят в школу, но только 3000 из них обучаются родителями. В стране существуют проблемы, связанные с наличием контроля со стороны школьных инспекторов, поэтому французским семьям приходится бороться за сохранение свободы в образовании.
В Италии домашнее обучение — легально. В статьях 30 и 33 конституции Итальянской Республики [17] сказано, что родители имеют право и обязанность обучать своих детей. Однако семейное обучение в этой стране только начинает набирать популярность — пока его практикуют только около 2000 семей. Большинство итальянцев до сих пор уверены: не ходить в школу нельзя и лучше школы детей никто не научит. Еще одна причина низкого процента хоумскулеров в Италии — это небольшое количество родителей, работающих удаленно.
Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, необходимо предоставить в школу по месту жительства заявление. В нем должно быть указано, что у родителей есть технические (дипломы и степени) и экономические (источники дохода) возможности для того, чтобы заниматься образованием собственного ребенка. К заявлению также прилагается программа обучения, которая составляется либо самостоятельно, либо с привлечением школьных специалистов.
В 2017 году в Италии был принят новый закон, по которому все хоумскулеры ежегодно должны сдавать экзамены. В том же году итальянский парламент утвердил декрет № 62 [20]. Статья 23 (школьная реформа называется «Хорошая школа») этого декрета гласит, что выполнение обязанности по обучению родителями детей должно осуществляться посредством сдачи ежегодных школьных экзаменов. Ранее экзамен проводился только в случае, если ребенок хотел вернуться в школу.
Некоторые семьи выступают против этого декрета и сотрудничают с группой юристов, чтобы с их помощью отказаться от сдачи ежегодного экзамена. Они считают, что контроль со стороны властей должен основываться на позитивном и прямом диалоге между государством и семьями, на уважении к различным учебным программам и личным методам обучения.
В Германии уже девять лет обучение в школах является обязательным. Ребенок обязан посещать школьное учреждение до совершеннолетия и домашнее обучение не допускается. Исключение составляют только тяжелобольные дети (страдающие хроническими заболеваниями, в том числе психическими, или задержкой в развитии, например, аутизмом), а
также дети, которые не могут непрерывно посещать школу в связи с постоянной сменой местожительства, например, дети дипломатов или актеров.
Принятие решения о запрете домашнего обучения в какой-то степени обусловлено экономическим фактором. В сфере образования вращаются большие финансовые средства (учебники, зарплата учителям, социальные пособия, средства на ремонт и др.). Когда родители забирают ребенка из системы общего образования, они не выплачивают налог на образование.
Родители, которые не отправляют своих детей в школу, подвергаются риску штрафов и даже тюремного заключения [32]. Поэтому семьи, выступающие за домашнее обучение, уезжают либо в близлежащую Австрию, либо в другие страны.
В Швеции домашнее обучение почти полностью запрещено на основании Закона об образовании, который вступил в силу 1 июля 2011 года [23]. Семьям, которые успешно обучали детей дома (до 2011 г.), неожиданно было отказано в разрешении. Кроме того, власти ввели штраф в размере до 20 000 евро в год за ребенка, не посещающего школу. Новый закон фактически делает обучение детей дома нелегальным. Поэтому в настоящее время только 75 семей обучают детей дома. Эти семьи представляют шведскую ассоциацию домашнего обучения Рохус (Rohus) [44]. Обучение на дому допустимо только с разрешения муниципальных властей (коммун) , как и в Германии, в «исключительных обстоятельствах». (Запрет на домашнее обучение в Швеции вполне справедливо назвать проявлением нового тоталитаризма. Примечательно, что семьям, бегущим из Швеции в связи с преследованием за домашнее обучение, уже начали предоставлять статус беженцев.)
В Испании домашнее обучение не признается в качестве официальной формы обучения (исключение составляет обучение тяжелобольных детей). В этой стране домашнее обучение не регулируется законодательством. Родители могут лишь выбирать между частными и государственными школами, либо создавать образовательные учреждения, согласно параграфу 27.6 конституции Испании [18]. Чтобы обойти закон, некоторые родители из Испании записывают своих детей в школы в других странах, где домашнее обучение практикуется.
В Греции, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона об образовании (Закон 1566/1985 о структуре и функциях начального и среднего образования) [56], посещение начальной и средней школы является обязательным. Домашнее обучение разрешено только для детей с особыми потребностями. Закон гласит, что в исключительных случаях
обучение может происходить дома, но при непосредственном наблюдении школы и использовании школьных (статья 32, раздел 4) материалов. Тем не менее интерес к обучению на дому в греческих семьях возрастает и есть надежда, что законодательство о домашнем обучении будет введено в ближайшем будущем.
В России понятия «анскулинг», пришедшего из рассмотренной ранее американской концепции, не существует, здесь законодательство выделяют понятия «семейное образование» и «самообразование».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] закрепляет в качестве основополагающего начала государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения.
Выбор такой формы обучения, как семейное образование, является привилегией родителей, однако обязательно должно учитываться мнение несовершеннолетнего обучающегося. Федеральный закон закрепляет положение о том, что среднее общее образование может быть получено в форме семейного образования и самообразования. Таким образом, виды получения образования разделены на две группы: получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и получение образования вне этих организаций. В настоящее время на территории Российской Федерации семейное образование реализуется в соответствии с такими нормативными актами, как Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, приказ Мин-обрнауки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о семейном образовании, локальные акты образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.
В России все формы образования должны соответствовать требованиям федерального государственного стандарта основного общего образова-
ния, в том числе, если ребенок учится вне школы. Как было показано ранее, «анскулинг» подразумевает обучение в процессе усвоения жизненного опыта и характеризуется отсутствием учебных программ. Следовательно, контроль по ФГОС не может являться признаком анскулинга. По сравнению с рассмотренными в обзоре странами, в которых анскулинг успешно практикуется и законодательно регулируется, в России применение такого понятия в образовательной практике принято считать радикальным разворотом в существующей системе образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает общее образование как обязательное для всех граждан России. В связи с этим требуются регулярная отчетность о прохождении ребенком, который обучается дома, учебного материала, а также проверка соответствия его знаний и навыков требованиям стандарта.
В целом к анскулингу как форме альтернативного образования в России критики относятся очень настороженно. Они выделяют ряд недостатков такой формы обучения: сложности, возникающие на нормативном уровне, которые связаны с нежеланием администрации школы идти навстречу и соглашаться с подобным выбором родителей; непонимание и осуждение со стороны родственников и друзей; отсутствие гарантий, что ребенок получит знания в объеме общеобразовательной программы; перестройка семейного уклада (родители анскулеров должны внутренне освободиться от стереотипов и быть готовыми в любой момент оказать помощь ребенку); отсутствие жесткой мотивации требует от ребенка гораздо больших усилий, чем при обучении в школе; анскулеры, лишенные общения с одноклассниками, не приобретают необходимый в дальнейшей жизни социальный опыт и навыки командной работы, им часто затруднительно общаться с окружающими людьми и др.
Среди психологических факторов анскулинга критики выделяют навязывание родителями нетрадиционных взглядов, присутствие гиперопеки родителей, отсутствие дисциплины и др.
В результате представленного обзора можно сделать некоторые выводы:
1. Анскулинг — это форма домашнего обучения, согласно которой образование ребенка происходит не по заранее продуманной программе обучения (не существует связи со школьными преподавателями и программой). Иногда ан-скулинг также называют естественным обучением, так как оно основано в первую очередь на интересах ребенка. В зарубежных странах обучение детей через приобретение естествен-
ного жизненного опыта очень популярно, сторонники анскулинга выделяют множество преимуществ такой концепции обучения.
2. Среди основных причин «отрицания школы», в частности в европейских государствах, можно выделить высокое качество получаемого дома образования, снижение нагрузок на семью в целом и ребенка в частности, а также ограничение негативного психологического воздействия школьной среды.
3. Свобода выбора — это основной принцип ан-скулинга. Опытные практики семейного образования считают его весьма специфичной формой обучения. Самые радикальные сторонники концепции анскулинга отвергают какую-либо программу при обучении и исключают итоговую аттестацию.
4. В законодательном аспекте страны, практикующие анскулинг и хоумскулинг, можно систематизировать следующим образом:
• группа стран, в которых homeschooling традиционно регулируется и подвергается периодической проверке со стороны управления образованием, включающая Бельгию, Германию, Данию, Францию, Италию, Люксембург, Норвегию, Португалию, большинство кантонов Швейцарии и Великобританию;
• Австрия — страна, в которой этот вариант обучения не признавался исторически, но сегодня правовой системой утвержден как форма воспитания несовершеннолетних;
• группа стран, среди которых Швеция, Нидерланды, Греция, где обязательное образование дети получают в соответствующих организациях; закон не предусматривает образования вне школьной системы, но допускаются единичные случаи обучения на дому с учетом индивидуальных особенностей;
• Германия — домашнее обучение запрещено (в том числе и анскулинг как его форма), за нарушения взимаются штрафы и родителям может грозить тюремное заключение.
5. Анскулинг запрещен в России, так как согласно п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ, обязанность родителей — обеспечить получение детьми общего образования всех уровней. Анскулинг следует отличать от формулировки «обучение на дому», что предполагает обучение вне школьных стен по медицинским показаниям.
6. Для создания условий развития анскулинга как формы домашнего обучения в России необходимо создание сообщества специалистов, настроенных позитивно к концепции домашнего
обучения, надлежит также разработать программы домашнего обучения для детей разного возраста и углубленно изучить зарубежную концепцию естественного обучения.
7. Психологическая неготовность современных родителей взять на себя ответственность за образование собственных детей и убежденность
в том, что школа — необходимый элемент социализации, до сих пор являются самыми значимыми барьерами на пути развития движения анскулинга в России. В результате рассматриваемая концепция пока остается за пределами очерченного круга обсуждаемых вопросов в отечественном образовании.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 3 августа 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.
2. Вайнер, М. Э. Анализ российского опыта по проблеме семейного образования и воспитания / М. Э. Вайнер // Вестник РМАТ. — 2014. — № 1. — С. 98-105.
3. В Великобритании растет число учеников-хоум-скулеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://semeynoe.com/magazine/news/gb/ (дата обращения: 01.09.2019).
4. Геда, Н. Домашнее обучение: кому он нужен, этот хоумскулинг? [Электронный ресурс] / Н. Геда. — Режим доступа: http://school4you.ru/homeschooling/ (дата обращения: 01.09.2019).
5. Кадисон, И. В. Исторические предпосылки развития семейного образования в России / И. В. Кадисон, Ю. Б. Кадисон // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». — 2018. — № 11. — С. 43-44. — (Гуманитарные науки).
6. Кочергина, П. Homeschooling (домашнее обучение) в России: элитарное образование или чудачество родителей? / П. Кочергина // На путях к новой школе. — 2016. — № 2. — С. 42-46.
7. Кощиенко, И. В. Основные направления домашнего обучения за рубежом: генезис и типология / И. В. Кощиенко, Л. И. Покровская // Знание. Понимание. Умение. — 2016. — № 4. — С. 213-219.
8. Махнин, В. Л. Интенсификация образования: теоретическое обобщение и практика реализации рефлексивных технологий в военном образовании / В. Л. Махнин. — М.: ВАГШ, 2016. — 243 с.
9. Международная стандартная классификация образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ isced-2011-ru.pdf
10. Прудников, Л. А. Потенциальные возможности управления профессиональной подготовкой операторов на основе оценки психофизиологического состояния / Л. А. Прудников, Р. С. Климов // Современное образование. — 2016. — № 2. — С. 52-64.
11. Фридкис, К. Хоумскулер в университете [Электронный ресурс] / К. Фридкис. — Режим доступа: http:// freeedu.ru/modx/xoumskuler-v-universitete (дата обращения: 01.09.2019).
12. Шпудейко, С. А. Методологические основы организации немонотонных процессов обучения сложным видам деятельности на основе теории трансформационного обучения / С. А. Шпудейко, А. В. Богомолов // Информационные технологии. — 2006. — № 3. — С. 74-79.
13. British Columbia Educational Code For Homeschooling. Date Views 01.09.2019. https: // a2zhomeschool-ing.com/regional/canada_homeschooling/british_ columbia_home_school_laws/
14. British Columbia — The Best Place to Unschool? Date Views 01.09.2019. http://worldschooladventures. com/2011/05/24/british-columbia-the-best-place-to-unschool/
15. Centre national d'enseignement a distance. Date Views 01.09.2019. http://www.cned.fr/
16. Choisir d'Instruire Son Enfant. Date Views 01.09.2019. http: //www.cise.fr/
17. Costituzione Italiana — Senato. Date Views 01.09.2019. https://www.senato.it/documenti/repository/istituzi-one/costituzione.pdf
18. Constitución Española — La Moncloa. Date Views 01.09.2019. http://www.lamoncloa.gob.es/documents/ constitucion_es1.pdf
19. Definitions of Unschooling. Date Views 01.09.2019. http://sandradodd.com/unschool/definition
20. Decreto Legislativo 62 del 13 aprile 2017. Date Views 01.09.2019. http://www.usrvenetodocumentazione. it/wp-content/uploads/2017/05/02_palumbo_d. lvo_62_2017_valutazione_esami.pdf
21. Dodd, S. Is there a difference between a Radical Un-schooler and just an Unschooler? Question asked on Unschooling Discussion list in 2003 and some responses / S. Dodd. Date Views 01.09.2019. http://sandradodd. com/unschool/radical
22. Émile ou l'éducation. Date Views 01.09.2019. https:// ebooks-bnr.com/ebooks/pdf5/rousseau_emile_ou_ education_livres1et2-a5.pdf
23. Equal access to free education — Sweden.se. Date Views 01.09.2019. https://sweden.se/wp-content/ uploads/2015/06/Education-in-Sweden-high-resolution.pdf
24. Filing the Private School Affidavit. Date Views 01.09.2019. https://www.cde.ca.gov/sp/ps/affidavit.asp
25. Gail, S. Withrow. Unschooling or Homeschooling: What's the Difference? Date Views 01.09.2019.
26. Gooldchild, S. Radical thinking / S. Gooldchild / Mental health today. Dringhton: Pavilion, 2015. Pp. 8-19.
27. HOME EDUCATION REGULATION — Alberta Queen's Printer. Date Views 01.09.2019. http://www. qp.alberta.ca/documents/Regs/2006_145.pdf
28. Home education. Date Views 01.09.2019. http://pulse-uk.org.uk/self-development/domashnee-obrazovanie/
29. Home Education Association. Date Views 01.09.2019. http://www.hea.edu.au/
30. Home schooling / Education / The Guardian: Date Views 01.09.2019. https://www.theguardian.com/ education/homeschooling
31. Home Schooling in New South Wales. Date Views 01.09.2019. https://www.parliament.nsw. gov.au/ committees/DBAssets/InquiryReport/ ReportAcrobat/5656/141203%20Final%20Report.pdf
32. Homeschooling: Gründe, Rechtslage, alternative Schulen. Date Views 01.09.2019. https://www.welt. de/wirtschaft/karriere/bildung/article147971707/ Warum-Eltern-ihre-Kinder-nicht-in-die-Schule-schicken.html
33. Instruction à domicile en France: ce que dit la loi — Droit-Finances Date Views 01.09.2019. https:// droit-finances.commentcamarche.com/faq/34414-instruction-a-domicile-en-france-ce-que-dit-la-loi
34. John Holt Biographical Information Date Views 01.09.2019. https://www.johnholtgws.com/who-was-john-holt/
35. Legal Status home education Australia. Date Views 01.09.2019. https://hslda.org/content/hs/ international/Australia/default.asp
36. Legislative Council Select Committee on Home Schooling. Date Views 01.09.2019. https://www. parliament.nsw.gov.au/committees/listofcommittees/ Pages/committee-details.aspx?pk=236
37. Le Portail de l'instruction en famille. Date Views 01.09.2019. http://leportaildelief.com/
38. Libres d'Apprendre et d'Instruire Autrement. Date Views 01.09.2019. https://laia-asso.fr/
39. National Center for Education Statistics — URL: https://nces.ed.gov/
40. Natural learning. Date Views 01.09.2019. http://www. hea.edu.au/media/622/nat_learn37.pdf
41. Non-school: наше правовое положение во Франции. Date Views 01.09.2019. http://theomaluanneief. canalblog.com/archives/2010/04/01/17399747.html
42. Parents Instructeurs de France. Date Views 01.09.2019. https://parentsinstructeursdefrance. wordpress.com/
43. Programs of Study — Alberta Education. Date Views 01.09.2019. https://education.alberta.ca/programs-of-study/
44. Riksorganisationen för Hemundervisning i Sverige — ROHUS. Date Views 01.09.2019. http://rohus.nu/
45. Submission 9, Dr Rebecca English, Lecturer, School of Curriculum, Faculty of Education, Queensland University of Technology, p 4.
46. Texas Education Code Date Views 01.09.2019. https:// codes.findlaw.com/tx/education-code/
47. Texas Unschoolers—URL: http://www.texasunschoolers. com/
48. The Colorado Home School Statute. Date Views 01.09.2019. http://rockymountaineducationconnec tion.com/homeschool-laws-and-faqs/the-colorado-homeschooling-law/
49. The Education Act of 1944 — UK Parliament. Date Views 01.09.2019. https://www.parliament.uk/about/ living-heritage/transformingsociety/livinglearning/ school/overview/educationact1944/
50. The UK Unschooling Network Blog. Date Views 01.09.2019. http://theukunblog.blogspot.com/
51. UK Network Principles of Unschooling. Date Views 01.09.2019. http://theukunblog.blogspot. com/2017/02/uk-network-principles-of-unschooling_10.html
52. UNIE | Union Nationale pour l'Instruction et l'Epanouissement. Date Views 01.09.2019. http://association-unie.fr/
53. Unschooling — URL: http://www.ebrandon.ca/ messagethread.aspx?message_id=318399&cat_id=368
54. Unschooling Canada Association. Date Views 01.09.2019. http://unschoolingcanada.ca
55. Youth and Unschooling: Date Views 01.09.2019. https://freechild.org/youth-and-unschooling/
56. vo^oç 1566/30-9-1985 — naiSay^YiKO ivotitouto. Date Views 01.09.2019. http://www.pi-schools.gr/ preschool_education/nomothesia/1566_85.pdf
References
1. On education in the Russian Federation: Federal law of 29 December, 2012 N 273-FZ (with amendments of 03.08.2018). Sobranie zakonodatelstva RF, 2012, n. 53 (ch. 1), p. 7598.
2. Vainer M. E. Analysis of international and Russian experience on the issue of family education and training. Vestnik RIAT, 2014. № 1, p. 98-105. (In Russian).
3. V Velikobritanii rastet chislo uchenikov-khoumskulerov [Great Britain faces an inscrease in homeschooled students]. Available at: https://semeynoe.com/magazine/ news/gb/ (accessed 01.09.2019)
4. Gheda N. Domashnee obucheniye: komu on nuzhen, etot khoumskuling? [Homeschooling: who needs it?]. Available at: http://school4you.ru/homeschooling/ (accessed 01.09.2019).
5. Kadison I. V., Kadison Yu. B. Historical background of the development of family education in Russia. Vestnik obrazovatelnogo konsortsiuma «Srednerusskiy universi-teta», 2018, n. 11, pp. 43-44. (In Russian).
6. Kochergina P. Homeschooling (domashnee obuchenie) v Rossii: elitarnoe obrazovanie ili chudachestvo rodite-ley? [Homeschooling in Russia: elite education or par-
ents' caprice?]. Na putyakh k novoy shkole [On the way to new school], 2016, n. 2, pp. 42-46.
7. Koshchienko I. V., Pokrovskaya L. I. Osnovniye naprav-leniya domashnego obucheniya za rubezhom: genezis i tipologiya [Major forms of homeschooling abroad: genesis and typology]. Znanie. Ponimanie. Umenie.[Know-ledge. Understanding. Skill.], 2016, n. 4, pp. 213-219.
8. Makhnin V. L. Intensifikatsiya obrazovaniya: teoretich-eskoe obobshchenie i praktika realizatsii refleksivnykh tekhnologiy v voennom obrazovanii [Education intensification: theoretical generalization and practical implementation of reflexive technologies in military education]. Moscow, VAGSH Publ., 2016. 243 p.
9. International standard classification of education. Available at: http://uis.unesco.org/sites/default/files/ documents/isced-2011-ru.pdf. (In Russian).
10. Prudnikov L. A., Klimov R. S. Potential ability to manage professional operator training based on the assessment of their psychophysiological state. Modern Education, 2016, n. 2, pp. 52-64. DOI: 10.7256/24098736.2016.2.17889 (In Russian).
11. Fridkis K. A homeschooler goes to college. Available at: https://www.salon.com/2011/10/12/a_home_schooler_ goes_to_college/ [Rus. tr: Houmskuler v universitete, tr. from English by K. Platonova. Available at: http:// freeedu.ru/modx/xoumskuler-v-universitete (accessed 01.09.2019)] (In Russian).
12. Shpudejko S. A., Bogomolov A. V. Methodological fundamentalses of architecture of nonmonotone processes of tutoring to complicated aspects of activity on the basis of the theory transforming of tutoring. Informatsion-nye tekhnologii [Information technologies], 200б, n. 3, pp. 74-79. (In Russian).
13. British Columbia Educational Code For Homeschooling. Date Views 01.09.2019. https: // a2zhomeschooling. com/regional/canada_homeschooling/british_ columbia_home_school_laws/
14. British Columbia — The Best Place to Unschool? Date Views 01.09.2019. http://worldschooladventures. com/2011/05/24/british-columbia-the-best-place-to-unschool/
15. Centre national d'enseignement à distance. Date Views 01.09.2019. http://www.cned.fr/
16. Choisir d'Instruire Son Enfant. Date Views 01.09.2019. http: //www.cise.fr/
17. Costituzione Italiana — Senato. Date Views 01.09.2019. https://www.senato.it/documenti/repository/istituzi-one/costituzione.pdf
18. Constitución Española — La Moncloa. Date Views 01.09.2019. http://www.lamoncloa.gob.es/documents/ constitucion_es1.pdf
19. Definitions of Unschooling. Date Views 01.09.2019. http://sandradodd.com/unschool/definition
20. Decreto Legislativo б2 del 13 aprile 2017. Date Views 01.09.2019. http://www.usrvenetodocumentazione. it/wp-content/uploads/2017/05/02_palumbo_d. lvo_62_2017_valutazione_esami.pdf
21. Dodd, S. Is there a difference between a Radical Un-schooler and just an Unschooler? Question asked on Un-schooling Discussion list in 2003 and some responses / S. Dodd. Date Views 01.09.2019. http://sandradodd. com/unschool/radical
22. Émile ou l'éducation. Date Views 01.09.2019. https:// ebooks-bnr.com/ebooks/pdf5/rousseau_emile_ou_ education_livres1et2-a5.p df
23. Equal access to free education — Sweden.se. Date Views 01.09.2019. https://sweden.se/wp-content/ uploads/2015/06/Education-in-Sweden-high-resolution.pdf
24. Filing the Private School Affidavit. Date Views 01.09.2019. https://www.cde.ca.gov/sp/ps/affidavit.asp
25. Gail, S. Withrow. Unschooling or Homeschooling: What's the Difference? Date Views 01.09.2019.
26. Gooldchild, S. Radical thinking / S. Gooldchild / Mental health today. Dringhton: Pavilion, 2015. Pp. 8-19.
27. HOME EDUCATION REGULATION — Alberta Queen's Printer. Date Views 01.09.2019. http://www. qp.alberta.ca/documents/Regs/2006_145.pdf
28. Home education. Date Views 01.09.2019. http://pulse-uk.org.uk/self-development/domashnee-obrazovanie/
29. Home Education Association. Date Views 01.09.2019. http://www.hea.edu.au/
30. Home schooling / Education / The Guardian: Date Views 01.09.2019. https://www.theguardian.com/ education/homeschooling
31. Home Schooling in New South Wales. Date Views 01.09.2019. https://www.parliament.nsw. gov.au/ committees/DBAssets/InquiryReport/ ReportAcrobat/5656/141203%20Final%20Report.pdf
32. Homeschooling: Gründe, Rechtslage, alternative Schulen. Date Views 01.09.2019. https://www.welt. de/wirtschaft/karriere/bildung/article147971707/ Warum-Eltern-ihre-Kinder-nicht-in-die-Schule-schicken.html
33. Instruction à domicile en France: ce que dit la loi — Droit-Finances Date Views 01.09.2019. https://droit-finances.commentcamarche.com/faq/34414-instruction-a-domicile-en-france-ce-que-dit-la-loi
34. John Holt Biographical Information Date Views 01.09.2019. https://www.johnholtgws.com/who-was-john-holt/
35. Legal Status home education Australia. Date Views 01.09.2019. https://hslda.org/content/hs/ international/Australia/default.asp
36. Legislative Council Select Committee on Home Schooling. Date Views 01.09.2019. https://www. parliament.nsw.gov.au/committees/listofcommittees/ Pages/committee-details.aspx?pk=236
37. Le Portail de l'instruction en famille. Date Views 01.09.2019. http://leportaildelief.com/
38. Libres d'Apprendre et d'Instruire Autrement. Date Views 01.09.2019. https://laia-asso.fr/
39. National Center for Education Statistics — URL: https://nces.ed.gov/
40. Natural learning. Date Views 01.09.2019. http://www. hea.edu.au/media/622/nat_learn37.pdf
41. Non-school: наше правовое положение во Франции. Date Views 01.09.2019. http://theomaluanneief. canalblog.com/archives/2010/04/01/17399747.html
42. Parents Instructeurs de France. Date Views 01.09.2019. https://parentsinstructeursdefrance.wordpress.com/
43. Programs of Study — Alberta Education. Date Views 01.09.2019. https://education.alberta.ca/programs-of-study/
44. Riksorganisationen för Hemundervisning i Sverige — ROHUS. Date Views 01.09.2019. http://rohus.nu/
45. Submission 9, Dr Rebecca English, Lecturer, School of Curriculum, Faculty of Education, Queensland University of Technology, p 4.
46. Texas Education Code Date Views 01.09.2019. https:// codes.findlaw.com/tx/education-code/
47. Texas Unschoolers—URL: http://www.texasunschoolers. com/
48. The Colorado Home School Statute. Date Views 01.09.2019. http://rockymountaineducationconnec tion.com/homeschool-laws-and-faqs/the-colorado-homeschooling-law/
49. The Education Act of 1944 — UK Parliament. Date Views 01.09.2019. https://www.parliament.uk/about/ living-heritage/transformingsociety/livinglearning/ school/overview/educationact1944/
50. The UK Unschooling Network Blog. Date Views 01.09.2019. http://theukunblog.blogspot.com/
51. UK Network Principles of Unschooling. Date Views 01.09.2019. http://theukunblog.blogspot.com/2017/02/ uk-network-principles-of-unschooling_10.html
52. UNIE I Union Nationale pour l'Instruction et l'Epanouissement. Date Views 01.09.2019. http://association-unie.fr/
53. Unschooling — URL: http://www.ebrandon.ca/ messagethread.aspx?message_id=318399&cat_id=368
54. Unschooling Canada Association. Date Views 01.09.2019. http://unschoolingcanada.ca
55. Youth and Unschooling: Date Views 01.09.2019. https://freechild.org/youth-and-unschooling/
56. vo^oç 1566/30-9-1985 — naiSayrayiKO ivorixouxo. Date Views 01.09.2019. http://www.pi-schools.gr/ preschool_education/nomothesia/1566_85.pdf