Научная статья на тему 'Ансамбль виллы демидовыхв Сан-Донато'

Ансамбль виллы демидовыхв Сан-Донато Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
534
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ВИЛЛ / РУССКАЯ ФЛОРЕНЦИЯ / ДЕМИДОВЫ / ВИЛЛА САН-ДОНАТО ИН ПОЛЬВЕРОЗА / ВИЛЛА МАТИЛЬДА / РУССКАЯ ЛЕТНЯЯ РЕЗИДЕНЦИЯ / НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА / АRCHITECTURE OF VILLAS / RUSSIAN FLORENCE / DEMIDOV FAMILY / VILLA SAN DONATO AT POLVEROSA / VILLA MATILDA / RUSSIAN COUNTRY HOUSE / NEOCLASSICAL ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чамина Надежда Юрьевна

Статья представляет собой исследование недавно частично восстановленной виллы Сан-Донато (1827-1834) во Флоренции, построенной русским промышленником Николаем Демидовым. Особое место уделено анализу процесса становления архитектурного ансамбля виллы русских промышленников в итальянском городе. В исследовании использован комплексный подход с применением формально-стилистического, иконографического и социокультурного методов. ©Чамина Н. Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX OF DEMIDOFF’S VILLA SAN DONATO

The study is dedicated to complex analysis of Villa San Donato in Florence built by Russian industrialist Nikolay Demidoff (1827-1834) and recently reconstructed. The major attention is concentrated on process of formation of an architectural complex of a country house complex of the Russian industrialists in Italian city. In research are used stylistic, iconographic and sociocultural methodology. ©Чамина Н. Ю., 2016

Текст научной работы на тему «Ансамбль виллы демидовыхв Сан-Донато»

УДК 728.03 ЧАМИНА Н. Ю.

Ансамбль виллы Демидовых в Сан-Донато

Статья представляет собой исследование недавно частично восстановленной виллы Сан-Донато (1827-1834) во Флоренции, построенной русским промышленником Николаем Демидовым. Особое место уделено анализу процесса становления архитектурного ансамбля виллы русских промышленников в итальянском городе. В исследовании использован комплексный подход с применением формально-стилистического, иконографического и социокультурного методов.

Ключевые слова: архитектура вилл, Русская Флоренция, Демидовы, Вилла Сан-До-нато ин Польвероза, вилла Матильда, русская летняя резиденция, неоклассическая архитектура.

CHAMINA N. Y.

THE COMPLEX OFDEMIDOFF'S VILLA SANDONATO

The study is dedicated to complex analysis of Villa San Donato in Florence built by Russian industrialist Nikolay Demidoff (1827-1834) and recently reconstructed. The major attention is concentrated on process of formation of an architectural complex of a country house complex of the Russian industrialists in Italian city. In research are used stylistic, iconographic and sociocultural methodology.

Keywords: architecture of villas, Russian Florence, Demidov family, villa San Donato at Polverosa, villa Matilda, Russian country house, neoclassical architecture.

Чамина

Надежда

Юрьевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории художественной культуры МПГУ (Московского педагогического государственного университета)

e-mail: nchamina@gmail.com

Демидовы были наиболее значительным русским родом, оставившим глубокий след в жизни и архитектуре Флоренции [2, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 17], особенно так называемая сан-донатская линия [20, 21, 26, 29, 31]. Это — одно из звеньев многогранного политического, творческого и общественного диалога между итальянской и русской культурой [15, 16, 18, 25].

В наши дни к анализу памятников, связанных с именем Демидовых в художественном контексте, обращаются довольно редко. Речь идет не только о шедеврах родовых коллекций [3, 4, 18, 20], но и о самих комплексах резиденций меценатов, чаще воспринимаемых как оболочка для хранения их богатейших собраний или исторические декорации, место пребывания членов семьи в том или ином году. Во многом эту проблему еще предстоит решить, хотя сегодня остается все меньше живых материальных свидетельств тех лет.

На наш взгляд, усадебный аспект итальянского периода жизни рода Демидовых рассматривается недостаточно многопланово, вопреки активному интересу к этой проблематике начиная с 1990-х гг., в особенности со стороны итальянских ученых [19, 20, 26, 30, 33, 34]. В данном случае новизна исследования представляется в обращении именно к флорентийской вилле Демидовых в Сан-Донато в свете

последних данных [22, 25, 29]. В 2016 г. завершилась обширная перестройка этого квартала города, вернувшая главному зданию виллы прежние черты (к сожалению, в рамках иной, не мемориальной функции), что заставляет задуматься об историческом облике и особенностях этой постройки.

Несмотря на предпринимательский характер деятельности династии, флорентийские виллы Демидовых не являлись хозяйственными усадьбами, это были, скорее, затратные резиденции. Экономических доходов в Италии Демидовы не имели, все их предприятия были сосредоточены в России. Поэтому нельзя сказать, что они органически смогли вписаться в жизнь Флоренции, хотя много средств жертвовали на искусство и благотворительность. В этом, вероятно, кроется причина быстрого запустения этих мест после ухода владельцев с исторической арены.

Демидовы воспринимали Европу, скорее, как место отдыха и развлечений. Естественно, особое место в увлечениях Демидовых занимало собирательство произведений искусства, выходящее за пределы обывательского интереса к оформлению интерьеров. Так, Николай Никитич и его сыновья Павел и Анатолий в первой половине XIX в. вошли в круг крупнейших коллекционеров своего времени.

Первым из рода Демидовых в Тоскане, примерно с 1822 г., осел Николай Никитич Демидов

(СПб., 3.11.1773 — Флоренция, 24.05.1828), основатель тосканской линии рода. Он прибыл в Пизу, а затем, сменив несколько мест обитания, остановился во Флоренции [29, 89-144]. Николай замышлял Сан-Донато как зимнюю резиденцию, а на летнее время предполагал выбираться в Баньи-ди-Лукка на побережье Тосканы. Там, частично на свои средства, он открыл больницу с источниками для бедных (1827).

Поселившись во Флоренции, Николай намеревался создать здесь некую столицу своей деловой империи, построить достойную резиденцию; он называл его seconda reggia, букв. «второй дворец» (Иллюстрация 2), так как первым был дворец Великого герцога Тосканского. Однако место для постройки выбрал довольно странное, сырое и низменное, — в Сан-Донато ин Польвероза. У монахов Санта-Кроче был приобретен большой участок земли, отнюдь не популярной среди флорентийцев. Местные владельцы сторонились этих мест. Проект доверили молодому, подающему надежды архитектору из Сиены Джованни Баттиста Сильвестри (1796-1873), который только что отличился в работе над псевдоготическим фасадом флорентийского Собора. Для работы на вилле большее значение имели его недавние римские впечатления. Под руководством Сильвестри 29 января 1827 г. закладывается первый камень резиденции Сан-Донато. Архитектор оставил нам ценное свидетельство — альбом записей, где запечатлел все строения виллы и парковые павильоны. Гравюры Дж. Б. Сильвестри датированы 1834 г. К этому году ансамбль виллы можно считать сложившимся. Приводятся различные сведения и выдержки [29, 69-87], включая некролог Николая Демидова, доказывающие, что в октябре 1827 г. постройка виллы в Сан-Донато уже началась и к моменту кончины владельца в мае 1828 г. комплекс уже «почти закончили».

Помимо главного дворца, одним из первых упоминается так называемый Сельский павильон для танцев и отдыха, задуманный как сквозная колоннада на лугу. Вытянутый в плане зал, замыкающийся с торцов двумя экседрами, с 16 дорическими колоннами сероватого тосканского песчаника (pietra serena), предназначался для «отдыха на природе и танцев, а также бесед в приятном обществе в жаркие послеполуденные часы» [23]. Сейчас сложно судить об удаче подобного замысла, принимая во внимание сырой климат зоны Польвероза и облик грандиозной постройки в греко-римском вкусе, представленный на гравюре Дж. Б. Сильвестри (Иллюстрация 3).

Само здание виллы среди зелени пейзажного парка представляло собой своеобразный синтез пространственных и декоративных решений раннеренессансного дворца и палладианской виллы в ее интерпретации архитекторами XVIII в. (Иллюстрация 4). Очевидна его ориентация на формообразование палаццо Питти: П-образное

Иллюстрация 2. Л. дель Моро. Фасад виллы Сан-Донато. Рисунок. Ок. 1846 г Палаццо Питти. Источник: http://www.ca.archiworld.it/ri viste/riviste/rivista_arch/anno_2001 /dicembre/num1 E.pdf (дата обращения: 26.06.2016)

Иллюстрация 1. Вид виллы Демидовых в Сан-Донато ин Польвероза. Флоренция. Гравюра. 1822 г Источник: https://it.wikipedia. org /wiki/Villa_San_Donato#/media/File:Villa_San_Donato_ (1822_ print). jpg (дата обращения: 25.06.2016)

в плане здание, с вынесением крыльев двухъярусных рустованных боковых корпусов по сторонам вымощенного двора. Одновременно чувствуется ордерная ритмика палладианских построек в духе Александровского дворца Дж. Кваренги 1792-1796 гг. (предполагалось замкнуть двор спереди дополнительной колоннадой, связующей боковые корпуса), с куполом над бальным залом, расположенным по центральной оси здания.

В Италии Николай Никитич собрал крупную коллекцию живописи, которая должна была разместиться в здании новой виллы. Он с удовольствием заказывал портреты членов своей семьи известным мастерам. Демидовым, несомненно, нравились исторические сопоставления с Лоренцо Великолепным (Медичи), известным покровителем искусств эпохи Возрождения.

После смерти 24 мая 1828 г. Николай завещал сыновьям, Павлу (30 лет) и Анатолию (15 лет), почти законченную виллу в Сан-Донато. К этому времени относится еще одна постройка на территории виллы, запечатленная в записных книжках Дж. Б. Сильвестри. Речь идет о проекте Одеона (1829), большого концертного зала, представляющего собой цилиндрический объем с куполом, на манер Пантеона, осуществленного флорентийским инженером Федерико Боччини. Внутри располагались залы для игр, развлечений и банкетов.

Если сравнить предварительные зарисовки Дж. Б. Сильвестри и итоговый проект, можно заметить, как более строгое решение возобладало над предварительной идеей, близкой по формам к вилле Ротонда А. Палладио. На плане круглый купольный зал вписывался в куб, с трех сторон к которому примыкали портики, а с четвертой — апсида

Иллюстрация 3. Дж. Б. Сильвестри. Павильон для отдыха и танцев виллы Сан-Донато. 1834 г. Уффицы. Кабинет графики. Источник: http://www.ca.archiworld.it/ e/riviste/rivista_arch/anno_2001/dicembre/ пит1 E.pdf (дата обращения: 26.06.2016)

Иллюстрация 4. Фасад виллы Сан-Дона-то. Фотография конца XIX в. из собрания Фонда охраны культурно-исторических ценностей Флоренции. Источник: http:// www.postinifiorentini.it/tag/villa-san-donato/ (дата обращения: 25.06.2016)

со сценой для музыкантов [29, 51]. Для «храма искусства» это было идеальным решением. В реализованном здании ядро зала под куполом структурно выделено вместе с античной темой колонного портика. В дальнейшем в павильоне располагалась домовая капелла Демидовых. Он сохранился до наших дней в сильно перестроенном виде.

В 1832 г. здание виллы уже упоминается в путеводителе по Флоренции и по пространственной организации сравнивается с виллой в Поджо Империале. Этот ансамбль был перестроен в неоклассических формах (1807-1820) Паскуале Поч-чанти и Джузеппе Каччали из резиденции Медичи в Поджо Барон-челли для Фердинанда III, герцога Тосканского. Отметим в нем тот же протяженный двухъярусный фасад с центральным арочным портиком, те же мощные выступающие корпуса по краям двора с триумфальными колоннадами. Архитектор явно подбирал местные иконографические ориентиры (неоклассические идеи и наследие Медичи). Это было немаловажно для заказа Демидовых, рода с великокняжескими притязаниями. Любопытно также сравнить судьбы двух вилл — обе резиденции совмещали частные и общественные функции. На вилле в Сан-Донато Анатолий Демидов, без ущерба для возведенных конструкций, организовал шелкопрядильную фабрику, а на вилле в Поджо Империале с 1865 г. разместился женский образовательный колледж (ныне — лицей, включающий научный музей).

Похоже, Павел Демидов остался недоволен работой Дж. Б. Сильвестри, который впоследствии больше не брался за крупные заказы. Основные достижения его касаются хозяйственных и промышленных зданий.

К тому времени подрос Анатолий и вместе с братом задумал построить на территории виллы мавзолей в честь отца, а внутри установить

скульптурную группу, заказанную Лоренцо Бартолини в 1830 г. Среди ваятелей был организован конкурс. От него сохранились несколько проектов, в том числе Джузеппе Мар-телли и Никола Матаса. Мартелли оставил 28 рисунков (ныне в собрании Кабинета графики галереи Уффици). На них представлены различные варианты изящных неоклассических павильонов, а затем итоговая форма небольшого храма-капеллы, однако богато украшенного внутри рельефами и инкрустацией из цветных мраморов наподобие зала славы Валгалла Лео фон Кленце в Регенсбурге (начат в 1830 г.). Проект Н. Матаса остался на бумаге. Он предлагает довольно строгое и сжатое, в отличие от романтического размаха Л. фон Кленце, решение. Это — октогональная в плане постройка с куполом с примыкающей к портику лестницей-пандусом, строгий классический архитрав с три-глифно-метопным фризом (Иллюстрация 5).

К сожалению, с течением времени реализация амбициозного проекта постройки мавзолея была приостановлена, и Анатолий Демидов в 1869 г. подарил скульптурную группу Л. Бартолини (завершена Паскуале Романелли) городу. В наши дни группа украшает Демидовскую площадь Флоренции. Ранее ее облекала скромная деревянная беседка, а с 1911 г. памятник получил стеклянное завершение работы Мастерской Пиньоне (Иллюстрация 6).

После проекта мавзолея Никола Матас подружился с Анатолием Николаевичем и стал его личным архи-

Иллюстрация 5. Капелла Сан-Донато (Одеон). Современное состояние. Источник: https://it.wikipedia.org/wiki/Cappella_Demidoff_di_San_Donato (дата обращения: 25.06.2016)

Иллюстрация 6. Памятник Николаю Демидову. Скульптор Л. Бартолини (завершен П. Романелли). 1830-1870 гг. Источник: https:// commons.wikimedia.org/wiki/File: Lorenzo_ Bartolini-Monument_to_Nicola_Demidoff-Florence.jpg (дата обращения: 25.06.2016)

Иллюстрация 7. Ж. Б. Ф. де Фурнье. Интерьер бального зала виллы Сан-Донато. 1841 г. Акварель. Флоренция. Палаццо Питти. Источник: https://it.wikipedia.org/wiki/Villa_ San_Donato#/media/File:Jean-Baptiste-Fortune_De_Fournier_Veduta_del_salone_della_ villa_Demidoff_a_San_Donato_ (1841) _1 .jpg (дата обращения: 25.06.2016)

Иллюстрация 8. Оранжереи виллы Сан-Донато. Фотография конца XIX в. из собрания Фонда охраны культурно-исторических ценностей Флоренции. Источник: http://www.ca.archiworld.it /riviste/riviste /rivista_arch/anno_2001/dicembre/num1 E. pdf (дата обращения: 25.06.2016)

тектором [32]. С 1836 г. ему поручено переоборудовать весь комплекс виллы Сан-Донато в шелкопрядильное хозяйство. На вилле расположилась фабрика, а в парке высадили около 40 тысяч тутовых деревьев. Отделку виллы заканчивали, когда в ее залах уже трудились 150 прях [25]. Именно тогда в куполе центрального зала появился сюжет мифа о Психее работы Доменико Морелли. О внутреннем убранстве виллы дают представления некоторые работы художника Жана-Баптиста Фортуна де Фурнье (1841) (Иллюстрация 7).

Шелкопрядильное предприятие закрылось в 1844 г. и зданию вернулись усадебные функции. После свадьбы Анатолия и дочери Жерома Бонапарта Матильды в 1840 г. Н. Матас декорировал интерьеры и окружение дома с королевским размахом. Парк украсили фонтаны, павильончики, конюшни и беседки. Дж. Мартелли занимался обустройством обширных оранжерей для редких растений, используя новейшие каркасно-стеклянные конструкции. Был на вилле и театр, оборудованный по последнему слову техники, а также зоопарк, ипподром и канал, где устраивались соревнования по гребле.

В этот период вилла Сан-Донато приобрела название Виллы Матильда [29, 74] и стала своеобразной преамбулой для дальнейших строительных компаний Анатолия Демидова. Преклонение перед родом Медичи сменили ориентиры на наполеоновские проекты в стремлении породниться с венценосными особами и занять их территории. Так, в 1843 г. он приобрел у графа Доменико Казелли виллу в Куарто и полностью перестроил ее при участии незаменимого Н. Матаса и инженера Ипполито Бордони. Развод с женой не умерил пыл князя, и он купил у наследников Бонапарта виллу Сан-Мартино на острове Эльба.

В 1870 г. Анатолий Николаевич умер в Париже. Его племянник, Павел Павлович, распродает собрание наполеоновского музея на Эльбе и в 1872 г. избирает новой резиденцией Пратолино, сосредотачиваясь на ее реконструкции. Павел Демидов решает продать Сан-Донато, несмотря на то, что успел основательно обустроить имение к 1871 г., готовясь к свадьбе с Еленой Трубецкой. В источниках начала XX в. [26] говорится о том, что фамильная часовня Сан-Донато была приспособлена под библиотеку,

а на вилле провели газ и установили телеграф, велись даже споры с трамвайными компаниями, так как пути пересекали территории владений. Павел по традиции стал обладателем княжеского титула Сан-Донато (04.01.1872), а в 1884 г. он торжественно открыл упомянутый памятник Николаю Демидову в саду на набережной Лунгарно Серистори. Так была поставлена точка в истории развития проектов, связанных с виллой Сан-Донато, местом, подарившим имя и титул целой ветви рода Демидовых.

Заключение

Демидовы искренне пытались влиться в жизнь Тосканы и поучаствовать в том числе в формировании иконографии великокняжеской виллы, претендуя на всесторонние связи с местными историческими резиденциями. В первые годы строительства, заказывая Дж. Б. Сильвестри проект виллы Сан-Донато (1826), Николай Демидов обратил внимание на неопытного юношу с надеждой узреть его будущие архитектурные шедевры, поскольку тот получил высокую оценку за проект реконструкции неоготического фасада Санта-Мария-дель-Фьоре. Как меценат, он был уверен, что сделал выгодное вложение в едином ключе международных стилистических тенденций, где тон задавали Франция и Германия. Однако блестящего результата не последовало. После отставки Дж. Б. Сильвестри, чье творчество не снискало аплодисментов, Демидовы с 1837 г. отмечают Николу Матаса — молодого, подающего надежды мастера, автора перестройки фасада Санта-Кроче (Флоренция). Н. Матас становится «личным княжеским зодчим» Анатолия Демидова. Плодом их союза становится ряд построек, к сожалению, документированных довольно скудно (за исключением проекта виллы Сан-Мартино на острове Эльба): это завершение виллы Сан-Донато, вилла в Кварто, Наполеоновский музей. Безусловно, Н. Матас обладал ярко выраженной индивидуальностью и особой практической хваткой. Тем более, он должен был исполнять заказы эклектического характера, в духе предпочтений Анатолия Демидова.

Темой отдельного разговора может стать приобщение Демидовых к просторам виллы Медичи в Пратолино, где в 1880 г. было спланировано возрождение ренессансной

виллы, в рамках амбициозной декларации связи рода с флорентийским землями. По образцу архитектурных конкурсов государственной важности (ср. новый фасад Санта-Мария-дель-Фьоре) они задумывают организовать международный смотр и даже вызывают во Флоренцию ученика Е. Виолле-ле-Дюка, архитектора Анатоля де Бодо, приверженца рационализма, для составления плана. Но и здесь в дело вмешиваются невнятные разногласия. В результате Павел Демидов выбирает проект Эмилио де Фабриса, самого титулованного на тот момент флорентийского зодчего, победившего в конкурсе проектов реконструкции фасада Собора города. Э. де Фабрис просит за свой проект в Пратолино крупную сумму, и Демидовым приходится довольствоваться инженерными решениями мастеров средней руки.

Сегодня реконструированный объем центрального здания виллы Сан-Донато высится среди зданий современного квартала Новоли. Теперь здесь будут жилые площади и офисный центр. Комплекс, созданный амбициями русских меценатов и усилиями не самых великих мастеров, превратился в оболочку для новых функций, но продолжает жить в истории Флоренции, оставаясь частью ее рельефа и топонимики.

Список использованной литературы

1 Абдуллин Р. А. Демидовская премия // Вопросы истории. 1978. № 8. С. 215-218.

2 Альманах Международного Демидовского фонда. М. : Изд. центр «Классика», 2001. Вып. 1. 224 с.

3 Бочаров И., Глушкова Ю. Карл Брюллов: итальянские находки. М. : Знание, 1984. 224 с.

4 Глушкова Ю., Бочаров И. Вилла на старой болонской дороге // Литературная Россия. 1977. № 49. C. 17.

5 Головщиков К. Д., Краснова Е. Такие разные Демидовы — материалы для генеалогии и истории рода // Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1999. Вып. 10. С. 49-53.

6 Демидов П. А. Родословная рода Демидовых и их благотворительная деятельность. Житомир, 1910. 64 с.

7 История русских родов [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianfamily.ru/ d/ demsan.html (дата обращения: 14.04.2016).

8 Кара-Мурза А. А. Знаменитые русские о Флоренции. М. : Изд-во Независимая газета, 2001. 352 с.

9 Кафенгауз В. В. История хозяйства Демидовых в XVIII-XIX вв. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1949. 523 с.

10 Назаревский С. В. Благотворительная деятельность рода Демидовых // Правительственный вестник. СПб. : Тип. М-ва внутр. дел, 1893. № 84-85.

11 Лазарева О. П. Портреты Демидовых работы Ф. И. Шубина // Научно-исследовательская работа в художественных музеях. М., 1975. Ч. 2. C. 189-202.

12 Огарков В. В. Демидовы — основатели горного дела в России. [Репринт издания. СПб., 1891]. М. : Ленанд, 2015. 96 с.

13 Свиньин П. П. Воспоминания о тайном советнике Николае Никитиче Демидове. СПб. : Тип. Крайя, 1829. 33 с.

14 Спасский Г. Жизнеописание Акинфия Никитича Демидова. СПб. : Тип. вдовы Плюшар с сыном, 1833. 103 с.

15 Талалай М. Генеалогия Демидовых, князей Сан-Донато (по зарубежным источникам) // Альманах Международного Демидовского фонда/ сост. Н. Г. Демидова. М., 2003. Вып. 3. C. 115-119.

16 Талалай М. Итальянские Демидовы Сан-Дона-то. Запись выступления в эфире «Радио Свобода» от 18.04.2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.

svobodanews.ru/content/transcript/388853.html (дата обращения: 14.04.2016).

17 Фишер Г. И. Каталоги музея и библиотеки П. Г. Демидова : в 3 т. [Репринт изд.: G. Fisher. La bibliotheque et Museum de Paul de Demidoff: En 3 vol., 1806-1807]. СПб. : Альфарет, 2010. Т. 1. 356 c.

18 Anatole Demidoff Prince of San Donato (1812-1870). London : Trustees of the Wallace Collection, 1994. 120 p.

19 Bisogni F. I giardini e i parchi dei Demidoff // Il giardino Romantico, atti del convegno. Firenze: Alinea, 1986. P. 25-28.

20 Borroni Salvadori F. Demidoff collezionisti a Firenze // Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Classe di Lettere e Filosofía, 1981. S. III. Vol. XI. P. 937-1003.

21 Chelazzi G. Il Principato fiorentino dei Demidoff. Firenze: G. Pagnini, 1998. 101 p.

22 Conti A. I dintorni di Firenze. Firenze: Usher, 1983. 264 p.

23 Cresti C., Zangheri L. Architetti e ingegneri nella Firenze dell'Ottocento.Firenze: Uniedit, 1978. 218 p.

24 Dandolo T. Panorama di Firenze. La esposizione Nazionale del 1861 e la Villa Demidoff a San Donato. Milano, D. Schiepatti, 1863. 179 p.

25 Da Prato C. Firenze ai Demidoff. Pratolino e San Donato. Relazione storica e descrittiva. Firenze: Tipografia di Pia Casa di l'altronato, 1887. 445 p.

26 Foresti M. Il principato fiorentino dei Demidoff // La lettura. 1925. № XX. P. 693-697.

27 Ginori Lisci L. I palazzi di Firenze nella storia e nell'arte. Firenze: Cassa di Risparmio di Firenze, 1972. 886 p.

28 Guide de la ville de Florence: avec la description de la galerie et du Palais Pitti, ornée de vues et statues. Florence: Chez Gaspard Ricci Libraire, 1825. 480 p.

29 I Demidoff a Firenze e in Toscana: atti del convegno/ a cura di Lucia Tonini. Firenze: Leo S. Olschki, 1996. 352 p.

30 Il Giardino d'Europa. Pratolino come modello nella cultura europea: catalogo della mostra/ a cura di A. Vezzosi. Milano: Mazzotta, 1986. 232 p.

31 L'archivio della principessa Demidova. Lettere e documenti. Firenze: Leo S. Olschki, 2000. 442 p.

32 Maffioli M. Nicola Matas «architetto del principe» intorno ad alcuni progetti per Anatolio Demidoff // Antichità viva. XXIV (1985), 4. P. 34-39.

33 Meloni Trkulja S. I Demidoff e la chiesa russa di Firenze // I Demidoff a Firenze e in Toscana. Firenze: Leo S. Olschki. P. 251-260.

34 Zangheri L. Pratolino, il giardino delle meraviglie. 2 voll. Firenze: Gonnelli, 1979.

35 Zangheri L. Ville della Provincia di Firenze. La Città. Milano: Rusconi, 1989. Vol. 5. 511 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.