Научная статья на тему 'АНОНИМНЫЕ АНКЕТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА СО СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

АНОНИМНЫЕ АНКЕТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА СО СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Оценка качества преподавания / опрос студентов / качество образовательных услуг / оценка удовлетворенности студентов / медицинское образование / современные проблемы образования / Assessment of the quality of teaching / survey of students / quality of educational services / student satisfaction assessment / medical education / modern problems of education.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочергина Анастасия Михайловна

Цель: оценка удовлетворенности студентов качеством преподавания дисциплин кардиология и сердечно сосудистая хирургия”. Материал и методы. В исследовании принял участие 231 студент очной формы обучения уровня специалитет (4 и 5 курс). Методом анонимного анкетирования были собраны данные о субъективной оценке качества преподаваемой дисциплины. Анкетирование проводилось в период с сентября по декабрь 2021 года. Варианты ответов в анкете представлены в виде шкалы типа Лайкерт. Опрошенных просили указать степень удовлетворенности из расчета, что: 5 вполне удовлетворен, 4 скорее удовлетворен, чем нет, 3 не могу сказать, удовлетворен или нет, 2 скорее не удовлетворен, 1 совсем не удовлетворен. Метод обработки информации пакет прикладных программ MS Excel, автоматизированный анализ сервиса Google. В исследование включена 231 корректно заполненная анкета. Исследование выполнено на кафедре кардиологии и сердечно сосудистой хирургии, преподаваемая дисциплина кардиология и сердечно сосудистая хирургия. Систематизация и обработка полученных данных выполнены при помощи google forms. Результаты. Полностью удовлетворены качеством проведения лекционных и практических занятий были 90,4% опрошенных, 85,28% полностью удовлетворены техническим обеспечением дисциплины, 81,38% удовлетворены качеством подготовки предложенных учебно методических пособий. Поле для развернутого ответа не заполнили 49,78%. Большинство замечаний, сформулированных респондентами, не имели прямого отношения к образовательному процессу. Выводы. Основными выводами проведенного исследования являются высокая информативность проводимого анкетирования для коммуникации педагогов с обучающимися, готовность студентов к диалогу, а также размытость границ в паре «обучающийся педагог».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кочергина Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANONYMOUS SATISFACTION QUALITY OF TEACHING AS A TOOL OF CONSTRUCTIVE DIALOGUE WITH STUDENTS

Aim: assessing student satisfaction with the quality of teaching the discipline “cardiology” and “cardiovascular surgery”. Material and methods. The study involved 231 full-time students at the specialty level (4th and 5th year). Data on subjective assessment of the quality of the taught discipline were collected using an anonymous survey method. The survey was conducted between September and December 2021. The answer options in the questionnaire are presented in the form of a Likert-type scale. The respondents were asked to indicate the degree of satisfaction based on the following: 5 – quite satisfied, 4 – rather satisfied than not, 3 – I can’t say whether satisfied or not, 2 – rather not satisfied, 1 – not at all satisfied. Method of information processing MS Excel application package, automated analysis of the Google service. The study included 231 correctly completed questionnaires. The study was carried out at the Department of Cardiology and Cardiovascular Surgery, the taught discipline is cardiology and cardiovascular surgery. Systematization and processing of the received data was carried out using google forms. Results. 90.4% of respondents were completely satisfied with the quality of lectures and practical classes, 85.28% were completely satisfied with the technical support of the discipline, 81.38% were satisfied with the quality of preparation of the proposed teaching aids. The field for a detailed answer was not filled in by 49.78%. Most of the comments formulated by respondents were not directly related to the educational process. Conclusion. The main conclusions of the study are the high informativeness of the survey for communication between teachers and students, the readiness of students for dialogue, as well as the blurred boundaries in the “student-teacher” pair.

Текст научной работы на тему «АНОНИМНЫЕ АНКЕТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА СО СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДКЭТВ.КЫ

АНОНИМНЫЕ АНКЕТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА СО СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

АЛ. Кочврпи»1''

'ФГБОУ ВО 'Кемеровский ГМУ Минздрава России, ул. Ворошилова, 22а, г. Кемерово, Кемеровская область, Российская Федерация. 650056:

*ФГБНУ «Ннучно-исследоаяткльсхий институт Ю)мплекслых проблем сердечнососудистых заболеваний», .Сосновый бульвар, д. 6, г. Кемерово, Кемеровская область, Российская Федерация, 650002 |

Автор, одетыми цй аа ларелмску: Кочергина А.М.. ул. Ворошилова, 22а, Кемерово. Российская Федерация. 650056, помту68@та11л1

конструктивного диалога со студентами медицинского университета И Инновационное развитие врача. 2023. И® 2. С. 25Я1 Поступила в редакцию: 14.07.2023; поступила после доработки: 12.062023; тумга к печати: 20.09.2023

ANONYMOUS SATISFACTION QUALITY OF TEACHING AS A TOOL OF CONSTRUCTIVE DIALOGUE WITH STUDENTS

'Kemerovo Slate Medical University, Vbrashilova sir, 22a, Kemerovo, Russian Federation, 650056;

"Research Institute for Complex Issues of Cardiovascular Diseases. Sosnovly boulevard. 6. Kemerovo. Russian Federation. 650002;

Highlights

The article presents the results of a survey of satisfaction i?ial(ty of teaching conducted among students of medical universities.

CoiraapanAig author Kocherjjlnn A.M., VomflMovfl SL, 22b, Kemerovo, Ruarian Federation, 650056, noonefl&@irajLnj

For citation; Kochergha AM. Anonymous questionnaires of satisfaction vrfth 1he quality of tSBchlnfl as an lnstn»nent of constructive dialogue with medical unlveralty student*. tmamSm doctor* ifevetapment 2023; Z 25-31

Received; 14.07.2023; reeetwd In revised from: 12J1&2Q23; accepted: 20.09.2023

факторы, обусловленные взаимодействием ВУЗа с органами власти. Комбинированными считаются факторы, попадающие под влияние и со стороны ВУЗа, и со стороны внешнего мира: уровень заработной платы сотрудников, правовая и нормативная база ВУЗа, степень готовности абитуриентов и студентов к обучению [2].

Получение обратной связи от студентов по различным аспектам деятельности образовательного учреждения позволяет выявить слабые стороны и целенаправленно осуществлять меры по их усовершенствованию. Форма подобной анкеты утверждена ВУЗом, а сбор данных должен осуществляться регулярно и систематизироваться в виде периодических отчетов, описанный процесс являются частью процессов системы менеджмента качества. Согласно требованиям системы менеджмента качества, в отношении полученных замечаний разрабатывается система корректирующих и предупреждающих мероприятий. Регулярное проведение маркетинговых исследований позволяет отследить возможные изменения уровня удовлетворенности студентов и наметить устойчивые тенденции в оценке качества образовательных услуг, а именно, какие характеристики стабильно вызывают

удовлетворяют опрошенных.

Рисунок 1. Факторы качества образовательных услуг в ВУЗах

Figure 1. Factors of quality of educational services in HEIs

Внутренние факторы определяются деятельностью образовательного учреждения и педагогического менеджмента, осуществляемого в нем. Факторы данной группы можно разделить на экономические и социальные. Социальные факторы обусловлены психологической атмосферой, существующей в организации и коллективе. Сюда относятся уровень квалифицированность и ответственность

руководителей и сотрудников, рабочая система мотивации и стимулирования преподавателей и студентов, действующая система социальной поддержки работников, предоставление возможностей для самореализации, творчества и проявления себя, вовлеченность и заинтересованность обучающихся, благоприятные условия работы. Внешними являются

Как правило, для сбора подобных данных применяются анкеты и опросники в печатной форме. Однако, практика показывает, что респонденты склонны давать ложноположительную оценку, так как опасаются раскрытия анонимности по особенностям

Проанализировав вышесказанное, на протяжении нескольких лет мы практикуем на кафедре кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии анонимное анкетирование в формате онлайн опросника (сервис google forms). Помимо обязательных к заполнению полей мы добавили открытый вопрос, где респонденты могли бы оставлять свои пожелания и замечания в свободной форме.

Материал и методы

Для исследования была разработана анкета для субъективной оценки качества преподаваемой дисциплины на платформе Google Forms (приложение 1).

Варианты ответов в анкете представлены в виде шкалы типа Лайкерт. Опрошенных просили указать степень удовлетворенности из расчета, что: 5 - вполне удовлетворен, 4 - скорее удовлетворен, чем нет, 3 - не могу сказать, удовлетворен или нет, 2 - скорее не удовлетворен, 1 - совсем не удовлетворен.

Опрос проводился среди учащихся кафедры кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии, преподаваемая дисциплина - кардиология и сердечнососудистая хирургия. Анкета распространялась в социальных сетях среди студентов 4 и 5 курсов с сентября по декабрь 2021 года. Перед прохождением

Информация об авторе

клинической кардиологш ФГЕНУ «НИИ КПССЗ», Кемерово, Российская Федерация.

AnMtaHa M. Kocher*™, Candidate of Medical Science, Assistant of the Departmant of Cardiology end Cardiovascular Surgery of Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russian Federation; Raaaarcfier of Laboratory of Cardiovascular Pathology, Department of Clinical Cardiology, Scientific Research Institute for Complex l&suas of Cardiovascular Diseases, .Kemerovo,

Список литературы

1. Воробьевд И. Н. Стиль жизни современной Российской молодежи: установки и поведение Ц Ученые записки Крымского фадерал>ног.о университета имени И.И. Вернадского. Социология. Пе

дагогика. Психология- 2020. Т. 4, №72. С. 12-22. 2. Грибина Г. А., Дубровин Н. А, Жидков А- А., и др. Анализ факторов, влияющих на качество образования я ВУЗе II Современные нау>*чые исследования и инно-

и. 202t ТД »117. С. 32.

т. sa, №2. с. «айв».

Э. Смирнова Я Е, Алексеев Д. В., Яковлева М. В. Особенности дистанционного общения студентов и

В Жолдыбаева Г. А., Кабилдина НА, Er др. Влияние дистанционного обучения не качество медицинского образования в медицинском университете Караганды Ц Медицина и аналогия. 202t

iiA журнал Концепт. 20.18. N4t С 84-98. doi: 10J4411/2304-120Х-201В-11 ОВв

.11 Никулина И. В, Соловова Н. В. Формцювание

.аэя-юг. ра5°Ш1НЙ

12. Ковалевская Е. В. Навыки активного слушания в конфликте и конкурентоспособность у студентов, осваивающих 'помогающие' профессии // Синергия Наук. 20.18.1*30. С. 974-981

References

! Vorohyova IN. Lifestyle of contemporary russlan youth: ¡ttttudes and behavior annotaüon. Scientific Note» of VI Vemadsky Crimaan Fadaral Unlverstty Sodology Pedagogy Psychutogy. 2020; .4.172); .12-22 (In RusaJ.

2. Grlblna GA, Dubrovln NA, Zhldkov AA, et ai Anallz faklorov, vBjajushhih na kachestvo obrazovanija v VUZa. Sovremennya nauctmye fsstodovanja I ¡nnovacB. 2021; .1.17 (1); 32 (In Russ.).

3. Kovnjy VF, Hamitova RM K vcprosu o vlljanil soctolhyh eetej na povedenla molodezhL Gumanltamya, aodaFno-¡eKooomlcrieskiB I obahhestvennye nauW. 20196 1: 31-33 (In Russ.). dal: ia23672/SAE^0.19.t24851

.4. Vyalykh NA. Social Behavior of the Russian Youth in Ihe Health Cara Fleld: Conceptuallzatjon Issues In Sodotoglcal Disco urse. V&stnik NSUEM, 2019; 4! 288-277 <ln RussJ. doi: 1034020/2073-8495-2019-4-289-277 5. Bashmakova EL Pros and cons Ol dlstance aducatlon durlng ths Coronavirus. AcaOemlc Coundt 2021; 2i 88-95 (In Russ.), doU 1033820/ntk-02-2102-01 8. Grigor'av GP, Rudakova QA. Aktual'nye pmblamy dlstanclonnogo obuchenlja: palhologlchBsklJ aspecL Probtemy sovrenwmogo pedsgogfc/wstogo obrazoranfia, 2021; 70-1:324-330 (In Russ.).

7. Gruzlnova LA. Problems and prospecls of dlstance leamlng ki inlverslties, Pedagogy and psychotogy: Oioory und prartfce. 2021; .1(21); 16-21 (In RussJ.

8. Zholdybayeva GA, Kabüdlna NA, Ycskarayev DM, et sl. Influence of distance leamlng on the quality of madlcal education at Karaganda medical university. Medicine and ecology. 2021; 2(99): 103-108 (In RussJ.

9. Smimova LE, Alaksaev DV, Jakovleva MV. Osohennosti dlstanclonnogo obshhenfa studemov 1 prepodavatelja v meiflclnskom vuze. MedlclnsKD alskirs: voprosy tsoril 1 praktiki: sbomik statej po materialam 9j Mazhdunarodnoj nauchno-praktlchesko| 1 obrazovatefr>o| Konfararvca, TVei,

bjudzhetnoe obrazevatefnoe uchrezhdenie vyashego professlonalhogo obrazovanlja TVerskaJa

gosudarstvervtaja medfckiëcale afcademlja Mlnlsterstva zdravoohranenija Rosajakoj Federacii, 2021 p. .13.4-1.40 (In

10. Kvon GM VaKs VB, Pozdeave OQ. Isporzovanle stikaly Lajkerta prl Issledovanll motlvacionnyfi fektarov obuchajushhlhsja. Nauchoo-meiBdfches*? ¡eleklronnyl zhuma! /Concept 20.18; .11; 84-9« (In Russ.). dot 10J4411/2304-120X-2016-110ee

11. Nikulina NV, Sdovova NV. Formation of conflict management competence of a university teacher. Higher Education In Russia. 2018; 2 (220); 9S-.1.02 (In Russ.).

12. Kdvalevskaya EV. Active Ilstenlrg skills In the conflict and competitiveness of the students Jo master the «helping» profession. Synergy of Science. 2018; .30; 974981 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.