Раздел IV. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
В.Ф. Бондаренко К.А. Прачик
АНОНИМНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОЙ ЦЕПИ КАК ФАКТОР УПРАВЛЯЕМОСТИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ЗАКРЫТОГО ТИПА
Ключевые слова: процесс социальной коммуникации, агент социальной коммуникации, диалогическая коммуникация, анонимный элемент коммуникативной цепи.
В самом общем смысле коммуникацией традиционно принято называть обмен информацией между субъектами с помощью общей системы символов, языковых знаков в частности. Эта сфера знаний и научных интересов, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому и в силу стремительного развития общества появилось множество научных дефиниций. Наибольший интерес для данной работы представляют определения коммуникации в социологическом контексте. Согласно И. П. Яковлеву, под коммуникацией как наукой следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, ее развитии и структуре, коммуникационных процессах и средствах и др. [5]. Также под ней нужно подразумевать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств [2]. Перечень определений социальной коммуникации заслуживает отдельного внимания, но уже в двух случайно выбранных приведённых выше можно найти предмет интереса данной работы - структуру, средства и процесс социальной коммуникации.
Известно, что основной задачей изучения социально-коммуникативных процессов является не только оптимизация социального взаимодействия, но и поиск эффективных способов воздействия на сознание как отдельного человека, так и групп людей. Для лучшего понимания этих процессов ученые стали пользоваться методом моделирования: воспроизведением характеристик одного объекта с помощью другого. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. В целях формирования более ясного представления о проблеме, затрагиваемой в рамках данной темы, рассмотрим основные существующие подходы к моделированию социальной коммуникации и проанализируем модели на предмет наличия в их структуре заведомо неизвестных элементов.
Линейная модель Гарольда Лассуэлла. Известнейший американский исследователь политики и пропаганды определяет основную проблему коммуникации возможно-
© Бондаренко В.Ф., Прачик К.А., 2013
стью ответить на вопрос: « Who says what to whom in which channel with what effect?» [1]. Его модель, одна из наиболее известных в мире моделей коммуникации, сформулированная в 1948 г., выглядит так: «КТО - сообщает ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?» [1]. Основной функцией средств массовой коммуникации Лассуэлл считал поддержание равновесия в обществе, то есть «равноценное просвещение эксперта, лидера и гражданина», которое в идеале помогает прийти к пониманию и соглашению по проблемам, касающимся мира в целом. В отличие от своих предшественников, Лассуэлл выдвинул тезис о том, что процесс коммуникации состоит из нескольких звеньев, или циклов, одной общей структуры, на каждом из которых возможно искажение информации. Несмотря на то что данная модель показала низкую практическую функциональность, именно идея об искажении информации на этапе звена цепи социальной коммуникации наиболее существенно отражает дисфункцию управления коммуникативными процессами социальной системы закрытого типа.
Модель коммуникации Клода Шеннона-Уоррена Уивера. Данная модель дополнила линейную существенным элементом - помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Модель включает пять элементов: источник информации-передатчик-канал передачи-приемник-конечную цель. Все они расположены в линейной последовательности. В дальнейшем модель пересматривалась, с тем чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с иными видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник-кодирующее устрой-ство-сообщение-канал-декодирующее устройство-приемник. Эти термины с переменным успехом применялись и метафорически в других коммуникативных системах. Помимо них Шеннон ввел еще понятие шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности [4].
Факторная модель коммуникации Г. Малецки является одним из вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Уивера.
В данных линейных моделях, как и в модели Лассуэлла, в коммуникативной цепи элементы, являющиеся неопределёнными, не предусмотрены.
Интеракционистская модель Теодора Ньюкомба. В 1953 г. была предложена более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта. Особенностью данной модели является то, что аудитория рассматривается здесь не как объект воздействия, а как равноправный субъект коммуникации. Поскольку респондент (тот, кто воспринимает) и коммуникатор связаны взаимными ожиданиями и установками, одним интересом к предмету общения, результатом коммуникации оказывается сближение или, наоборот, отдаление их точек зрения. Именно в таком свете рассматривает Т. Ньюкомб эффекты коммуникации [1]. Данная модель социальной коммуникации взята за основу построения отношений между современными телеканалами, рекламодателями и телезрителями в настоящее время. Конкретизация элементов и уточнение связей между ними позволяет сделать вывод о том, что наличие заблаговременно анонимных элементов коммуникативной цепи допустимо для данной модели.
В циркулярной (замкнутой) сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнеров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование - сообщение - декодирование - интерпретация - кодирование - сообщение - декодирование - интерпретация [2].
Раздел IV. Актуальные проблемы управления
Диалогическая модель Тамары Дридзе. В работах исследователей коммуникации все чаще стали появляться термины «диалог», «диалогическая коммуникация», однако ответ на вопрос, как их определить, оставался открытым. Традиционно диалог связывают с вопросно-ответной формой мышления и общения, со способом усвоения информации, с авторским приемом, художественным творчеством. Исследователи-искусствоведы одними из главных критериев художественности и диалогичности называют искренность в самовыражении автора, партнерское отношение к аудитории. Расширительное представление о диалоге дает диалогическая модель социальной коммуникации, разработанная в рамках семиосоциопсихологической парадигмы, где ключевое значение имеет «эффект диалога как смыслового контакта, основанного на способности и стремлении субъектов к адекватному истолкованию коммуникативных намерений партнеров по общению» [6].
Функциональная модель Романа Якобсона. В модели коммуникации или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакт связано с регулятивным аспектом коммуникации.
В процессе формирования научной проблематики, изложенной в данной работе, особый интерес представляют нелинейные модели коммуникации. Создание моделей данного типа связывают с русским ученым М.М. Бахтиным. Две основные идеи Бахтина весьма существенны и для понимания процесса коммуникации: во-первых, необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта; во-вторых, всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте (идея хронотопа: от греч. - «время» и «место»). Идеи Бахтина получили весьма широкое распространение в мировой лингвистике, литературоведении, теории коммуникации и философии в последние двадцать лет. Французский исследователь болгарского происхождения Юлия Кристева (Julia Kristeva, р. в 1935 г., сферы ее деятельности - семиотика и литература, феминизм), развивая идеи Бахтина и Барта, предложила понятие интертекстуальности: всякий текст создается в виде «цитатной мозаики», прямых или косвенных ссылок на ранее воспринятые чужие тексты. Сейчас эту идею Кристевой подхватили в самых разнообразных сферах, например в исследовании языка кинематографа, в психоанализе, в исследовании рекламы (реклама весьма часто эксплуатирует интертекстуальные аллюзии в целях воздействия на потребителя: сильный, но нежный «Панадол» < строгий, но справедливый отец народов; Особенности национального Х < Особенности национальной охоты и т.п.). Получатель сообщения становится его косвенным соавтором [4].
Исследовав особенности структуры и функционирования основных коммуникативных моделей, представленных в современном научном поле, становится очевидным факт отсутствия как теоретической, так и методологической разработанности проблемы заведомо неопределенных элементов коммуникативной цепи. При детальном анализе лишь в некоторых моделях (модель Ньюкомба, нелинейные модели) косвенно возникла необходимость исследования проблемы плановой анонимности некоторых элементов коммуникативной цепи.
Дальнейшее развитие идей, представленных в данной работе, обусловлено потребностью понимания силы и направления влияния элементов коммуникативной цепи, заведомо неопределенных на коммуникации, а также на управляемость социальной си-
стемы закрытого типа. Предполагаемым результатом дальнейших разработок в этом сегменте социальной коммуникации должна стать инновационная модель коммуникации, отвечающая современным условиям социального взаимодействия, а также решающая проблемы управления социальными системами закрытого типа.
Библиографический список
1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации / Т.З. Адамьянц. - М.: Дрофа, 2009.
2. Newcomb Т. An Approach to the Study of Communication Acts // Psychological Review. 1953. - № 60. - P. 393-404.
3. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов / С.В. Бориснёв. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 272 с.
4. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопси-хологии // Общественные науки и современность. - 1996. - № 3. - С. 147.
5. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс / В.Б. Кашкин. - М.: АСТ ; Восток-Запад; Минск: Харвест, 2007. - 256 с.
6. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций / И. П. Яковлев. -СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2006. - 240 с.
С.А. Кесаев
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
Ключевые слова: реализация стратегии, стратегический разрыв, рамки реализации стратегии, эффективность организации.
В последнее время вопросы управления реализацией стратегии вызывают заметный интерес авторов, исследующих проблемы выбора и реализации стратегии в своих трудах. Несмотря на повышенный интерес к этому вопросу множество компаний, которые пытались спасти свой бизнес путем разработки и реализации стратегии, продолжают уходить с рынка, имея за собой колоссальные затраты на разработки и плачевные результаты от неэффективных стратегий, что лишний раз доказывает несовершенство современных навыков и компетентностей в области реализации стратегии. В свою очередь появляется неспособность организаций разработать адекватные системы, которые могли бы стабилизировать конкурентоспособные позиции компаний.
Анализ ситуации с реализацией стратегии показывает, что организации стандартно реализуют свои планы лишь на 50 % их потенциальной стоимости. Главной причиной этого служат ошибочное планирование и реализация. Объяснить основные причины разрыва между планируемой стратегией и текущими результатами в большинстве случаев руководители организаций не могут. В этой связи, нельзя не отметить, что группа компаний смогла уменьшить стратегический разрыв через улучшение реализации и планирования. Компании Barclays, Dow Chemical, Cisco Systems, Roche, 3M разработали долгосрочные проекты и планы, которые твердо основываются на базовой экономике
© Кесаев С.А., 2013