111-112
СБОРНИК ТЕЗИСОВ
лучение дополнительной информации в ходе стандартного эхокардиографического обследования о сократимости миокарда.
Наиболее часто исследуемый и хорошо воспроизводимый показатель Speckle-tracking анализа анализа — глобальный продольный стрейн левого желудочка (GLS).
Нормы для показателей GLS дают по данным литературы большой разброс В исследовании проведенном на 200 олимпийских атлетах S. Caselli et al. показали значение GLS у атлетов в сравнении с группой контроля (-18,1±2,2% против -19,4+2,3%, P<0,001), при этом различий связанных с видом спорта выявлено не было. В исследовании 2020 года Belma Yaman et al. средние значения GLS левого желудочка были значительно выше у спортсменов, в сравнении с лицами ведущими малоподвижный образ жизни (-19,21+2,61% против -18,37+2,75%, P=0,044).
Цель. Изучить особенности продольной деформации левого желудочка у спортсменов, тренирующих выносливость в сравнении со спортсменами, тренирующими скоростно-си-ловые качества.
Материал и методы. ЭхоКГ проводилась на приборе (Philips Epiq Elit) с оценкой глобального стрейна (GLS) c использованием технологии Auto Strain LV непосредственно в процессе обследования. В нашей клинике были обследованы 29 спортсменов мужчин средний возраст 23,8±5,1 год. регулярно (не менее 5 раз в неделю) занимающихся спортом.
Результаты. Спортсменов разделили на 2 группы: В группе спортсменов, тренирующих скоростно-силовые качества (борьба, самбо, дзюдо), 15 спортсмена. В группе спортсменов тренирующих преимущественно выносливость (триатлон, биатлон, лыжное двоеборье) 14 человек.
Таблица 1. Параметры левого желудочка в разных группах спортсменов.
Вид спорта Борьба Выносливость Р
Возраст 23,7±4,5 24,8±6,6 р=0,7
Рост(см) 177,1 ±8,4 1781±81 р=0,07
Вес (кг) 80,7±22,6 73,8±81 Р=0,3
КДР ЛЖ (мм) 51,7±3,8 54,5±3,97 р=0,01
ММЛЖ (г) 163±34,9 200±377 р=0,00
ИММЛЖ (г/м2 ) 83±14,1 104±16 , 2 р=0,00
ФВ (%) 66,1±73 61,8±5,8 р=0,03
GLS -19,72±2,61 -19,86±2,58 р=0,9
Масса миокарда левого желудочка (ММЛЖ) (таблица 1) и индекс массы миокарда левого желудочка (ИММЛЖ), были ожидаемо достоверно выше в группе тренирующей выносливость при этом их корреляции с ОЬВ выявлено не было. Размеры полости левого желудочка (КДР ЛЖ) также были достоверно больше, в группе, тренирующей выносливость, ни в одной из групп корреляции размеров полостей сердца с ОЬВ также не выявлено. Фракция выброса (ФВ) была достоверно выше у спортсменов, тренирующих силу.
При этом, ОЬВ в группах достоверно не различались и соответствовали литературным значениям. Известно, что в популяции показатель ОЬВ коррелирует с возрастом, у спортсменов данной корреляции выявлено не было.
Таким образом, на ОЬВ не влияет размер и сократимость левого желудочка.
Заключение: Адаптация левого желудочка к нагрузкам изучена уже давно. Однако, учитывая все возрастающие требования к спортсменам и увеличивающиеся нагрузки во всех видах спорта, вынуждают искать новые технологии, для диагностики доклинической стадии неблагоприятных кар-диальных событий. Оценка деформации миокарда у спортсменов имеет свою специфику и требует дальнейшего изучения и более широкого применения при обследовании спортсменов.
111 НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СУТОЧНОГО МОНИТОРИРОВАНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ЮНЫХ АТЛЕТОВ РАЗЛИЧНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Ивянский С. А.1, Балыкова Л. А.1, Широкова А. А.1, Самарин А. В.2, Беспалов Р. А.1
'ФГБОУ ВО "Мордовский госуниверситет им. Н. П. Огарёва", Саранск; Государственное автономное учреждение Здравоохранения Республики Мордовия "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер", Саранск, Россия
Цель. Оценка некоторых показателей СМАД у детей и подростков, привлеченных к регулярным интенсивным физическим нагрузкам с различным стажем и спортивной принадлежностью.
Материал и методы. В исследование включено 80 юных атлетов 10-16 лет (14,6±2,4 лет) среди которых 59 юношей, находящихся в преддверии этапа высшего спортивного мастерства и регулярно тренирующихся не менее 9 часов в неделю. Исследование проведено в межсоревновательный период, в течение базового цикла подготовки. В соответствие с целью исследования сформировано 3 группы спортсменов с учетом спортивной специализации. Первую группу составили 39 представителей игровых видов спорта (хоккей) со средним стажем занятий 7,7±1,74. В группу II включены 20 представителей сложно-координационных видов спорта, занимающихся в среднем 5,6±1,19 лет. Группа III объединяла 20 детей, занимающихся циклические (лыжные гонки/биатлон) видами спорта со стажем занятий 8,4± 1,83 года. Контрольную группу составили 100 практически здоровых нетренированных подростков аналогичного пола и возраста.
Результаты. Установлено, что средние уровни АД, а также значения максимального САД, индекса гипертензии, вариабельности САД, среднего САД ночью, суточного индекса САД были выше в I группе атлетов (p<0,05). При этом систолическая АГ выявлена значимо чаще у хоккеистов по сравнению с представителями других видов спорта (23% против 14%, соответственно), а повышение ДАД определялось только у 8% атлетов группы I. В группах I и II было выявлено в 2-3 раза больше лиц, недостаточно снижающих САД и ДАД в ночные часы ("non-dippers"), соответственно, по сравнению с атлетами группы III, где таковых регистрировалось только 10 и 14%, соответственно. Тогда как "over-dippers" по САД и ДАД встречались только в III группе (p<0,05).
Заключение. Распространённость повышенного АД у спортсменов в возрасте до 18 лет по данным СМАД составила 19,7%. При этом показатель сильно разнился в зависимости от спортивной специализации: 23% — игровые виды, 14,3% — сложно-координационные, 15% — выносливость. Уровень АД в течение суток зависит о спортивной принадлежности. При этом в игровых видах спорта уровень доля лиц, недостаточно снижающих АД в ночные часы ("non-dippers") может достигать 32,5%.
112 АНОМАЛИЯ КОРОНАРНЫХ СОСУДОВ У ЮНОЙ СПОРТСМЕНКИ. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ?
Киселева И. И., Макаров Л. М., Комолятова В. Н., Беспорточный Д. А., Акопян А. Г., Дмитриева А. В.
Центр синкопальных состояний и сердечных аритмий, ФГБУ ФНКЦ детей и подростков ФМБА России, Москва, Россия
У детей и подростков врожденные аномалии коронарных артерий (АКА) диагностируются редко, но среди причин внезапной смерти молодых спортсменов занимают второе место (Paolo Angelini,1997). Внезапная смерть нередко может стать первым проявлением существующей АКА. Главный вопрос, возникающий при выявлении любой коронарной аномалии
СБОРНИК ТЕЗИСОВ
113-114
у атлетов: насколько опасны они для жизни и возможны ли занятия спортом?
Цель. Представить клинический случай юной спортсменки c АКА.
Клинический случай: Девочка 15 лет, с 8 лет занимается плаванием, кандидат в мастера спорта, наблюдается по поводу двустворчатого аортального клапана. При прохождении очередного медосмотра на эхокардиографии заподозрена врожденная АКА— аномальное отхождение огибающей артерии от правой коронарной артерии (RAC-sign-признак). Диагноз подтвержден при проведении МСКТ коронарных сосудов с контрастированием и коронарографии: выявлен правый тип коронарного кровоснабжения миокарда. Огибающая ветвь отходит от устья правой коронарной артерии. Стенотического поражения коронарных артерий не выявлено. ЭКГ, ХМ ЭКГ — без патологии. На пробе с дозированной физнагрузкой (велоэргометрия) признаков ишемии миокарда не выявлено. Для решения вопроса о допуске к занятиям спортом девочка направлена в Центр синкопальных состояний и сердечных аритмий ФМБА России. Проведена перфузионная сцинтиграфия миокарда в покое и на фоне физнагрузки, по результатам которой нельзя было исключить ишемию передне-перегородочной стенки в среднем отделе. Принято решение о проведении консилиума с участием Paolo Angelini (США) и Cristina Basso (Италия), по итогам которого вынесено заключение: анатомия данной АКА не типична для переднеперегородочной ишемии и, по мировому опыту, не приводит к внезапной смерти у спортсменов, поэтому результат МСКТ со стресс-тестом возможно является ложно-положительным. Рекомендовано провести повторную томографию с физнагрузкой. Стресс-индуцированные нарушения перфузии миокарда при повторном обследовании не выявлены. Занятия спортом пациентке разрешены.
Заключение. Для решения вопроса о допуске к занятиям спортом спортсмены с выявленными аномалиями коронарных артерий нуждаются в углубленном обследовании с оценкой влияния анатомии порока на коронарный кровоток и клинических проявлений при физнагрузке.
Рис. 1. Схематическое изображение отхождения огибающей ветви левой коронарной артерии от правой коронарной артерии. R — правый синус Вальсальвы, L — левый синус Вальсальвы, N — некоронарный синус. RCA — правая коронарная артерия, LAD — передняя нисходящая ветвь левой коронарной артерии, LCX — огибающая ветвь левой коронарной артерии, PA — легочная артерия.
113 ХОЛТЕРОВСКОЕ МОНИТОРИРОВАНИЕ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Леонова Н. М., Бадтиева В. А., Орджоникидзе З. Г., Павлов В. А., Иванова Ю. М.
Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, Москва, Россия
Холтеровское мониторирование, как известно, является дополнительным методом обследования спортсменов и назначается по показаниям для исключения кардиоваскуляр-ной патологии.
Цель. Анализ отклонений, не являющихся нормой, регистрируемых при холтеровском мониторировании у юных спортсменов.
Материал и методы. Проведен анализ 250 холтеровских исследований спортсменов 7-16 лет, проходящих углубленное медицинское обследование. Средний возраст юных спортсменов — 11,9 лет. Девочки — 24%, мальчики — 76%. Виды спорта различные. Показания к холтеровскому мониториро-ванию определялись рекомендациями по применению этой методики в клинической практике. Это жалобы юных спортсменов на сердцебиение, исходная выраженная синусовая брадикардия или тахикардия, желудочковая (ЖЭ) или надже-лудочковая (НЖЭ) экстрасистолия, нарушение реполяриза-ции (изменения ST-T), удлиненный коррегированный интервал QT на электрокардиограмме (ЭКГ) покоя и нагрузочного теста. Перечислены наиболее частые причины, по которым назначалось это обследование.
Результаты. В 23,2% (п=58) холтеровских исследованиях регистрировались отклонения, не являющиеся нормой. Это паузы ритма более 2 секунд, частая наджелудочковая или желудочковая экстрасистолия, пробежки наджелудочковой (НЖТ) или желудочковой (ЖТ) тахикардии, интервал QT на минимальной ЧСС более 480-500 мс, атриовентрикулярная блокада (АВБ) 2 степени типа Мобитц II. Эти отклонения имеют клиническое значение, а также играют определяющую роль для допуска к занятиям спортом. Данные по отклонениям и их связь с причинами направления на обследование представлены в таблице.
Анализ отклонений, не являющихся нормой, зарегистрированных при холтеровском мониторировании.
Отклонения % (n=250) Причины направления на холтеровское мониторирование
АВБ 2 степени типа Мобитц II 4,8 — выраженная брадикардия - ЖЭ
ЖЭ >2000 9,2 — ЖЭ
НЖЭ >10000 0,8 — НЖЭ
НЖТ 1,6 — НЖЭ, — выраженная брадикардия
ЖТ 1,2 — ЖЭ
Паузы ритма более 2 сек, обусловленные брадикардией 2,8 — выраженная брадикардия
ОТ на минимальной ЧСС >480-500 мс 2,8 — выраженная брадикардия — удлиненный коррегированный интервал ОТ — нарушение реполяризации (изменения БТ-Т)
Средний возраст спортсменов в этой группе был выше, чем во всей анализируемой группе, 12,9 и 11,9 лет, соответственно, что говорит о возможном накоплении отклонений с возрастом и спортивным стажем. Эти отклонения, как известно, могут указывать на состояние перетренированности, электролитные нарушения, органическую патологию или генетические аспекты их происхождения.
Заключение. 23,2% юных спортсменов имели отклонения, при холтеровском мониторировании, не являющиеся нормой. Им необходимы дополнительные обследования для исключения кардиоваскулярной патологии, а также, динамическое наблюдение, коррекция нагрузок или отстранение от тренировок.
114 КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Михайлова А. В., Смоленский А. В.
ФГБОУ ВО Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва, Россия