Научная статья на тему 'ANNUS MIRABILIS: 1922 ГОД В ИСТОРИИ МОДЕРНИЗМА'

ANNUS MIRABILIS: 1922 ГОД В ИСТОРИИ МОДЕРНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная конференция / модернизм / Т.С. Элиот / 1922 год / ИМЛИ РАН / РГГУ / conference / Modernism / T.S. Eliot / 1922 / A.M. Gorky Institute of the World Literature of the Russian Academy of Sciences / Russian State University for the Humanities

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ольга Юрьевна Анцыферова, Андрей Алексеевич Аствацатуров, Александра Юрьевна Зиновьева, Ирина Васильевна Морозова, Ольга Юрьевна Панова

8 декабря 2022 года состоялась международная научная конференция, посвященная культурной реконструкции 1922 года как важной вехи в истории американского и европейского модернизма. Ее организаторами выступили кафедра сравнительной истории литератур РГГУ и Отдел литератур Европы и Америки Новейшего времени ИМЛИ РАН. Американистике принадлежало заметное место в докладах, представлявших свежий взгляд на культурные явления 1922 года. Пленарное заседание было посвящено творчеству Т.С. Элиота, «Бесплодная земля» которого была опубликована в 1922 г. С докладами в этой части конференции выступили: О.И. Половинкина (РГГУ, ИМЛИ РАН), говорившая о значении эстетики мюзик-холла для организации поэмы «Бесплодная земля»; И.О. Шайтанов (РГГУ, РАНХиГС), который провел параллель между «Бесплодной землей» и повестью Е. Замятина «Алатырь». В.М. Толмачёв (МГУ им. М.В. Ломоносова) в своем докладе дал новое толкование «Любовной песне Дж. Альфреда Пруфрока». А.А. Аствацатуров (СПбГУ) представил модернизм Т.С. Элиота в сопоставлении с творческими установками и деятельностью Г. Миллера. Доклад А.Ю. Зиновьевой (МГУ им. М.В. Ломоносова) был посвящен личности графини Мари Луизы Элизабет Лариш фон Мённих (Брукс; Мейерс; урожд. Мендель; позже фон Валлерзее, 1858–1940), героине поэмы Т.С. Элиота «Бесплодная земля», и ее участию в немецких и австрийских кинематографических проектах рубежа 1910–1920-х гг. О.Ю. Панова (ИМЛИ РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова) реконструировала 1922 год в истории Гарлемского Ренессанса. О.Ю. Анцыферова (СПбГУ) в своем докладе показала, как работает методология исторической симультанности на материале американского исследования 1922: Literature, Culture, Politics под ред. Ж.-М.Рабате (2015). И.В Морозова (РГГУ) представила 1922 год как важный период в истории американской фараономании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANNUS MIRABILIS: 1922 IN THE HISTORY OF MODERNISM

On December 8, 2022, an international academic conference dedicated to the year 1922 as an important milestone in the history of American and European Modernism was held at the Russian State University of Humanities (Moscow). The conference aimed at the cultural reconstruction of 1922 and was organized by the Department of Comparative-Historical Literary Studies, Russian State University for the Humanities, and A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences. American literary history occupied a prominent place in the program of the conference. The plenary session was devoted to T.S. Eliot, whose poem The Waste Land was published in 1922. Olga Polovinkina (Russian State University for the Humanities, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences) spoke about the importance of the aesthetics of the music hall for the strcture The Waste Land. Igor Shaitanov (Russian State University of Humanities, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration) drew a parallel between The Waste Land and Evegny Zamyatin's Alatyr’. Vassily Tolmatchoff (Lomonosov Moscow State University) suggested a new interpretation of the “Love Song of J. Alfred Prufrock”. A.A. Astvatsaturov (St. Petersburg State University) considered T.S. Eliot’s modernist work in comparison with the creative attitudes and self-fashioning of Henry Miller. Alexandra Zinovieva (Lomonosov Moscow State University) spoke about Countess Marie Louise Elisabeth Larisсh von Moennich, the heroine of T.S. Eliot’s The Waste Land, and her participation in German and Austrian cinematographic projects of the late 1910s — early 1920s. Olga Panova (A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Lomonosov Moscow State University) reconstructed the year 1922 in the history of the Harlem Renaissance. Irina Morozova (Russian State University of Humanities) presented the year 1922 as an important period in the history of American pharaohmania. Olga Antsyferova (St. Petersburg State University) analysed the book 1922: Literature, Culture, Politics (ed. by Jean-Michel Rabaté; Cambridge University Press, 2015) showing how the methodology of historical simultaneity works on the material of culture studies.

Текст научной работы на тему «ANNUS MIRABILIS: 1922 ГОД В ИСТОРИИ МОДЕРНИЗМА»

Литература двух Америк. 2023. № 14.

Обзорная статья https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-451-464 https://elibrary.ru/URFELP УДК 821.111(73).0

Literature of the Americas, no. 14 (2023)

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

ANNUS MIRABILIS: 1922 ГОД В ИСТОРИИ МОДЕРНИЗМА

Аннотация: 8 декабря 2022 года состоялась международная научная конференция, посвященная культурной реконструкции 1922 года как важной вехи в истории американского и европейского модернизма. Ее организаторами выступили кафедра сравнительной истории литератур РГГУ и Отдел литератур Европы и Америки Новейшего времени ИМЛИ РАН. Американистике принадлежало заметное место в докладах, представлявших свежий взгляд на культурные явления 1922 года. Пленарное заседание было посвящено творчеству Т.С. Элиота, «Бесплодная земля» которого была опубликована в 1922 г С докладами в этой части конференции выступили: О.И. Половинкина (РГГУ, ИМЛИ РАН), говорившая о значении эстетики мюзик-холла для организации поэмы «Бесплодная земля»; И.О. Шайтанов (РГГУ, РАНХиГС), который провел параллель между «Бесплодной землей» и повестью Е. Замятина «Алатырь». В.М. Толмачёв (МГУ им. М.В. Ломоносова) в своем докладе дал новое толкование «Любовной песне Дж. Альфреда Пруфрока». А.А. Аствацатуров (СПбГУ) представил модернизм Т.С. Элиота в сопоставлении с творческими установками и деятельностью Г. Миллера. Доклад А.Ю. Зиновьевой (МГУ им. М.В. Ломоносова) был посвящен личности графини Мари Луизы Элизабет Лариш фон Мённих (Брукс; Мейерс; урожд. Мендель; позже фон Валлерзее, 1858-1940), героине поэмы Т.С. Элиота «Бесплодная земля», и ее участию в немецких и австрийских кинематографических проектах рубежа 1910-1920-х гг. О.Ю. Панова (ИМЛИ РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова) реконструировала 1922 год в истории Гарлемского Ренессанса. О.Ю. Анцыферова (СПбГУ) в своем докладе показала, как работает методология исторической симультанности на материале американского исследования 1922: Literature, Culture, Politics под ред. Ж.-М.Рабате (2015). И.В Морозова (РГГУ) представила 1922 год как важный период в истории американской фараономании.

Ключевые слова научная конференция, модернизм, Т.С. Элиот, 1922 год, ИМЛИ РАН, РГГУ.

Информация об авторах:

Ольга Юрьевна Анцыферова, доктор филологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7-9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1219-0134. E-mail: o.antsyferova@spbu.ru.

Андрей Алексеевич Аствацатуров, кандидат филологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7-9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0682-513X. E-mail: astvatsa@yandex.ru. Александра Юрьевна Зиновьева, кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия. ORCID ID: 0009-0008-3837-1700. E-mail: sasha_zinovieva@gmail.com. Ирина Васильевна Морозова, доктор филологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, ГСП-3, 125047 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid. org/0000-0003-1709-0279. E-mail: irinamoro@gmail.com. Ольга Юрьевна Панова, доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия; ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2520-120X. E-mail: olgapanova65@gmail.com. Ольга Ивановна Половинкина, доктор филологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125047, г. Москва, Россия; старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4135-8861. E-mail: olgapmail@mail.ru. Василий Михайлович Толмачёв, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной литературы; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, ГСП-1, I корпус гуманитарных факультетов, 119991 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1412-1084. E-mail: tolmatchoff@hotmail. com. Ольга Михайловна Ушакова, доктор филологических наук, профессор, Тюменский государственный университет, ул. Володарского, д. 6, 625003 г. Тюмень, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0656-3774. E-mail: olmiva@ rambler.ru Игорь Олегович Шайтанов, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник, директор Учебно-научного центра современных компаративных исследований, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125047 г. Москва; профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории историко-литературных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, пр. Вернадского д. 82, кор. 2, , 119571 г. Москва, Россия. E-mail: shigor@russianbooker.org Для цитирования: Анциферова О.Ю., Аствацатуров А.А., Зиновьева А.Ю., Морозова И.В., Панова О.Ю., Половинкина О.И., Толмачёв В.М., Ушакова О.М., Шайтанов И.О. Annus Mirabilis: 1922 год в истории модернизма // Литература двух Америк. 2023. № 14. С. 451-464. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-451-464.

Литература двух Америк. 2023. № 14.

Literature of the Americas, no. 14 (2023)

Review Article

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-451-464

https://elibrary.ru/URFELP

UDC 821.111(73).0

ANNUS MIRABILIS: 1922 IN THE HISTORY OF MODERNISM

Abstract: On December 8, 2022, an international academic conference dedicated to the year 1922 as an important milestone in the history of American and European Modernism was held at the Russian State University of Humanities (Moscow). The conference aimed at the cultural reconstruction of 1922 and was organized by the Department of Comparative-Historical Literary Studies, Russian State University for the Humanities, and A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences. American literary history occupied a prominent place in the program of the conference. The plenary session was devoted to T.S. Eliot, whose poem The Waste Land was published in 1922. Olga Polovinkina (Russian State University for the Humanities, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences) spoke about the importance of the aesthetics of the music hall for the strcture The Waste Land. Igor Shaitanov (Russian State University of Humanities, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration) drew a parallel between The Waste Land and Evegny Zamyatin's Alatyf. Vassily Tolmatchoff (Lomonosov Moscow State University) suggested a new interpretation of the "Love Song of J. Alfred Prufrock". A.A. Ast-vatsaturov (St. Petersburg State University) considered T.S. Eliot's modernist work in comparison with the creative attitudes and self-fashioning of Henry Miller. Alexandra Zinovieva (Lomonosov Moscow State University) spoke about Countess Marie Louise Elisabeth Larisch von Moennich, the heroine of T.S. Eliot's The Waste Land, and her participation in German and Austrian cinematographic projects of the late 1910s — early 1920s. Olga Panova (A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Lomonosov Moscow State University) reconstructed the year 1922 in the history of the Harlem Renaissance. Irina Morozova (Russian State University of Humanities) presented the year 1922 as an important period in the history of American pharaohmania. Olga Antsyferova (St. Petersburg State University) analysed the book 1922: Literature, Culture, Politics (ed. by Jean-Michel Rabate; Cambridge University Press, 2015) showing how the methodology of historical simultaneity works on the material of culture studies.

Keywords: conference, Modernism, T.S. Eliot, 1922, A.M. Gorky Institute of the World Literature of the Russian Academy of Sciences, Russian State University for the Humanities.

Information about the authors:

Olga Yu. Antsyferova, Doctor Hab. in Philology, Professor, St. Petersburg State University, Universitetskaya Embankment 7-9, 199034 St. Petersburg, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1219-0134. E-mail: o.antsyferova@spbu.ru.

Andrey A. Astvatsaturov, PhD, Professor; Saint Petersburg State University, Universitetskaya Emb., 7-9, 199034 Saint Petersburg, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0682-513X. E-mail: astvatsa@yandex.ru.

Irina V. Morozova, Doctor Hab. in Philology, Professor, Russian State University for the Humanities, Miusskaia sq. 6, GSP3, 125047 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1709-0279. E-mail: irinamoro@gmail.com.

Olga Yu. Panova, Doctor Hab. in Philology, Professor, Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory 1, building 51, 119991 Moscow, Russia; Leading Research Fellow, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya 25 a, 121069 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2520-120X. E-mail: olgapanova65@gmail.com.

Olga I. Polovinkina, Doctor Hab. in Philology, Professor, Russian State University for the Humanities, Miusskaia sq. 6, 125047 Moscow, Russia; Senior Researcher, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya 25 a, 121069 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid. org/0000-0003-4135-8861. E-mail: olgapmail@mail.ru.

Igor O. Shaitanov, Doctor Hab. in Philology, Professor, Chief Researcher, Director of Educational and Research Center for contemporary comparative studies, Russian State University for the Humanities, Miusskaia sq. 6, 125047 Moscow; Leading Research Fellow, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, prospekt Vernadskogo 82 / 2, 119671 Moscow, Russia. E-mail: shigor@russianbooker.org.

Vassily M. Tolmatchoff, Doctor Hab. in Philology, Full and Chair Professor, Department of History of Foreign Literature, Lomonosov Moscow State University, 1st Humanities building, Leninskiie Gory, 119991 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1412-1084. E-mail: tolmatchoff@hotmail.com.

Olga M. Ushakova, Doctor Hab. in Philology, Professor, Tyumen State University, Volodarsky str. 6, 625003 Tyumen, Russia. ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-0656-3774. E-mail: olmiva@ rambler.ru.

Alexandra Yu. Zinovieva, PhD in Philology, Associate Professor, Lomonosov Moscow State University, 1st Humanities building, Leninskiie Gory, 119991 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0009-0008-3837-1700. E-mail: sasha_zinovieva@gmail.com.

For citation: Antsyferova, Olga; Astvatsaturov, Andrey; Morozova, Irina; Panova, Olga; Polovinkina, Olga; Shaitanov, Igor; Tolmatchoff, Vassily; Ushakova, Olga; Zinovieva, Alexandra. "Annus Mirabilis: 1922 in the History of Modernism." Literature of the Americas, no. 14 (2023): 451-464. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-451-461.

8 декабря 2022 года состоялась международная научная конференция «Annus Mirabilis: 1922 in the History of Modernism», посвященная культурной реконструкции 1922 г. как важной вехи в истории американского и европейского модернизма. Ее организаторами выступили кафедра сравнительной истории литератур РГГУ и Отдел литератур Европы и Америки Новейшего времени ИМЛИ РАН.

Американистике принадлежало заметное место в докладах, представлявших свежий взгляд на культурные явления 1922 г. Главным героем утреннего пленарного заседания стал Т.С. Элиот — автор «Бесплодной земли» (1922), создатель и главный редактор журнала Criterion (осн. 1922).

Конференцию открыла Ольга Ивановна Половинкина (РГГУ, ИМЛИ РАН) с докладом «"Монтаж аттракционов" в "Бесплодной земле" Т.С. Элиота» о значении эстетики мюзик-холла для организации поэмы «Бесплодная земля». Развлекательное искусство, казалось бы, плохо сочетается с глубоким религиозным и философским посылом, который традиционно усматривают в поэме, однако эта тема привлекает все больше внимания исследователей. Под термином «мюзик-холл» подразумеваются английский мюзик-холл, американские шоу менестрелей, водевиль, ревю, музыкальная комедия времен юности Элиота, парижский театр варьете, с которым он познакомился в начале 1910-х. Для обозначения явления в целом английский мюзик-холл был выбран, в первую очередь, потому, что именно он занимал воображение Элиота в тот период, когда создавалась «Бесплодная земля», о чем свидетельствуют мюзик-холльные пристрастия Т.С. Элиота 1910-х — начала 1920-х и его эссе о мюзик-холле в журналах Dial и Tyro. Значение мюзик-холла для «Бесплодной земли» не сводится к заимствованию ритма и прочих музыкальных техник: песни, вмонтированные в текст поэмы, важны не сами по себе, а как часть представления. В качестве яркого свидетельства присутствия мюзик-холла в «Бесплодной земле» был рассмотрен фрагмент, который открывал первый вариант поэмы и прочитывается под знаком мюзик-холла, начиная с мотива веселой ночки и заканчивая цитатами из мюзик-холльных песен. Присутствие мюзик-холла в окончательном варианте «Бесплодной земли» было показано в связи с персонажами из социальных низов и образом Тиресия. Таким образом был подготовлен итоговый вывод доклада: общий принцип, на котором строится художественное целое в поэме, воспроизводит структуру мюзик-холльного представления и представляет собой «монтаж аттракционов» (С. Эйзенштейн).

Игорь Олегович Шайтанов (РГГУ, РАНХиГС) построил свой доклад «Мифологический мотив бесплодия в "Алатыре" Е.И. Замятина и "Бесплодной земле" Т.С. Элиота» на доказательстве типологического родства двух произведений, использующих один мифологический мотив — бесплодия, вероятно, имеющий хотя бы отчасти общие истоки у обоих авторов: миф, возрожденный и актуальный в условиях великой войны, для Замятина едва начавшейся и грозящей гибелью, для Элиота — уже завершившейся крахом прежнего мира с его ценностями и иллюзиями. При этом И.О. Шайтанов особо отметил, что если поэма Т.С. Элиота с момента ее появления была признана во всем мире в качестве одного из ранних и важных опытов совре-

менного мифологизма, то написанная на семь лет раньше повесть Е.И. Замятина остается фактически не прочитанной — даже на фоне его собственного творчества. По мнению докладчика, в творчестве Замятина именно эта повесть более всего предваряет и комментирует его роман-утопию «Мы». В традиции современного мифологизма «Алатырь» демонстрирует, что произойдет, если «искра мировой утопии ударит в пространство русского мифа». Впрочем, только мифом русской духовности, к которой относится бел-горюч Алатырь-камень, смысловое пространство у Замятина не ограничивается. В докладе было выдвинуто предположение, что Замятину была известна не раз опубликованная гипотеза А.Н. Веселовского, увидевшего в Алатыре русского духовного стиха воплощение легенды о Граале, а потому, вероятно, не только мифологема бесплодия роднит повесть Замятина с поэмой Элиота, но и другие их общие мифологические истоки.

В докладе Василия Михайловича Толмачёва (МГУ им. М.В. Ломоносова) «Произведения искусства в ранней поэзии Т.С. Элиота» было намечено различное понимание того, чем может быть искусство в «Инвенциях Мартовского Зайца» (посмертно опубликованной тетради ранней поэзии)1, а также в элиотовском творчестве вплоть до «Бесплодной земли». Докладчик описал кругозор Элиота в том виде, в каком он сложился в 1909-1911 гг. (когда Элиот посещал Бостон, Париж, Лондон, Мюнхен, северная Италия) и остановился на биографических моментах, в особенности на контактах Элиота с И.С. Гарднер в Бостоне, и с Ж. Верденалем и его знакомыми в Париже. В докладе были предприняты систематизация и анализ различных экфрасисов, обыгранных поэтом цитат, где содержатся отсылки к тем или иным искусствам. В центр доклада было вынесено стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока», которое интерпретировалось как особое произведение искусства — своего рода театральная площадка и «балаган», где самое серьезное и даже невыразимое (заявленное в эпиграфе из Данте) представлено трагикомически, посредством масок. По мнению В.М. Толмачёва, в реализации обеих этих стратегий Элиот опирался в значительный степени на опыт Оскара Уайльда (чего никогда не признавал), Эзры Паунда (его перевод поэмы "Pervigilium Veneris"). В.М. Толмачёв также остановился на ряде литературных архетипов, восходящих к Гомеру и Гете,

1 См. об этом: Ушакова О.М. Денди, хулиган и мистик: школа поэтической игры в «Инвенциях мартовского зайца» Т.С. Элиота // Литература двух Америк. 2016. № 1. С. 50-79.

на музыкальных пристрастиях Элиота (звуки фортепьяно — эту музыку докладчик идентифицировал как ноктюрн Ф. Шопена в исполнении Рубинштейна), а также на образах пластических искусств. Важнейшее место в стихотворении, как показал В.М. Толмачёв, занимает скульптура Микеланджело «Давид»: докладчику с опорой на биографические сведения впервые в элиотоведении удалось доказать, что Элиот имел в виду мраморную копию «Давида», подаренную королеве Виктории и выставленную в Музее Южного Кенсингтона. В докладе было показано, что ассоциация невыразимого с прекрасным мужским телом дополнена у Элиота скрытым отождествлением лирического героя с Иоанном Крестителем (Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», Лувр).

Доклад Александры Юрьевны Зиновьевой (МГУ им. М.В. Ломоносова) был посвящен личности графини Мари Луизы Элизабет Лариш фон Мённих (Брукс; Мейерс; урожд. Мендель; позже фон Валлерзее, 1858-1940), героине поэмы Т.С. Элиота «Бесплодная земля», и ее участию в немецких и австрийских кинематографических проектах рубежа 1910-1920-х гг. Как отметила Александра Юрьевна, начиная с первой части, «Погребения мертвого», «Бесплодная земля» более чем наглядно обнаруживает германскую, габсбургско-виттельсбаховскую тему и следы внимательного знакомства автора поэмы с мемуарами графини Лариш 1913 г. «Мое прошлое» (My Past), опубликованными сначала на английском языке (в соавторстве с британской писательницей Мод Мэри Честер Фолкс, 1871-1949). К 1922 г. эта тема уже утратила флер благородства и прочно связывалась с коммерческими продуктами, рассчитанными на самого широкого потребителя, желающего в популярной форме приобщиться к августейшим секретам, ранее доступным лишь избранным. С 1919 г. графиня Лариш, племянница и когда-то приближенная австрийской императрицы, сыгравшая весьма неблаговидную роль в гибели в 1889 г. наследника престола кронпринца Рудольфа, начала активно сотрудничать с двумя многообещающими кинематографистами — Рольфом Рандольфом (настоящее имя — Цанбауэр, Рудольф, 1878-1941) и Рольфом Раффе (настоящее имя — Штайхеле, Антон Густав, 1895-1978), результатом чего стали фильмы Раффе «Людвиг II Баварский. Молчание озера Штарнберг» (Ludwig II, König von Bayern / Das Schweigen am Starnbergersee, 1920) и «Императрица Елизавета Австрийская» (Kaiserin Elisabeth von Österreich, 1921); в последнем 61-летняя Лариш не просто выступила консультантом и отчасти сценаристом, но и сыграла саму себя, только

на двадцать с лишним лет моложе (от фильма остался 30-секундный отрывок с Лариш у гроба царственной тети-покровительницы — снятый в той же комнате в женевском отеле «Бо Риваж», где в 1898 г. действительно лежала на смертном одре императрица).

Графиня Лариш в роли самой себя у ложа убитой тети-императрицы в женевской гостинице «Бо Риваж». Съемки фильма Р. Раффе «Императрица Елизавета Австрийская» (1921).

Переход августейшей трагедии в вызывающе плебейский мир «самого массового» из искусств в «Бесплодной земле» лишает германские мотивы ностальгически-легендарного ореола, демонстрируя, что в старых ужасах есть привкус вульгарности и дурной сенсационности, работает на профанированное изображение конца старой Европы, что вполне отвечает творческому методу Элиота, а также и Дж. Джойса, успешно заместившего в «Улиссе» поэта символистского склада наблюдательным сочинителем рекламных объявлений.

В докладе Андрея Александровича Аствацатурова (СПбГУ) «Генри Миллер и Т. С. Элиот: две стратегии в англоязычном модернизме» был проведен сопоставительный анализ двух парадигматических фигур англоязычного модернизма, отмечены некоторые сходства в их происхождении и в их биографиях, а также существенные различия в образовании. Эти различия проявились в разных стратегиях поведения обоих писателей внутри литературного процесса:

Элиот видел себя именно профессиональным поэтом, в то время как Генри Миллер, отвергая ценность «профессиональной литературы», отстаивал свой статус литературного дилетанта, художника жизни. Несмотря на некоторую общность проблематики и поэтики их ключевых произведений, оба автора различаются в представлении о взаимоотношении художника и его текста. Т. С. Элиот как представитель «высокого модернизма», сторонник идеи «имперсональной поэзии», придерживался «классицистической позиции», видя в завершенном произведении конечную цель творческого процесса. В свою очередь Генри Миллера мало заботил конечный результат, завершенный текст. Ему был интересен сам творческий процесс, целью которого, по его мнению, являлось не создание текста, а развитие личности художника. Именно эти представления, реализованные в художественной форме, привели к тому, что за Элиотом и Миллером закрепились разные литературные репутации: Элиот еще при жизни обрел статус «классика», а Миллер — статус культового, но при этом маргинального художника.

Доклад Ольги Михайловны Ушаковой (ТюмГУ) «1922: Г.И. Гурджиев и английские литераторы» был посвящен теме восприятия личности Георгия Ивановича Гурджиева (George Ivanovich Gurdjieff) и учения «Успенского-Гурджиева» в британской интеллектуальной и литературной среде начала 1920-х. О.М. Ушакова восстановила хронологию процесса рецепции личности и учения Гурджиева в Британии, начиная с первых упоминаний о нем —

в книге «В деникинской России и на Кавказе» (1921) Карла Эрика Бехофера Робертса, писателя, переводчика, путешественника, и заканчивая 9 января 1923 г. — датой смерти известной писательницы Кэтрин Мэнсфилд в «Институте Гармонического Развития Человека» в замке Шато Приорэ в Авоне, близ Фонтенбло (Франция). Именно на период между этими двумя временными точками приходится пик популярности Гурджиева в Британии. Английский культ Гурджиева и создание ореола вокруг его имени и идей совпадают со временем личного пребывания самого Гурджиева в Лондоне (он приехал туда в феврале 1922 г.

Георгий Гурджиев

и встретился с учениками П.Д. Успенского). В докладе уделялось особое внимание тем литераторам, апологетам и последователям Гурджиева, которые способствовали росту его популярности в 1922 г. (К.Э. Бехофер-Робертс, Р. Ландау, А.Р. Оредж и др.); было отмечено пролонгированное влияния учения Успенского-Гурджиева на последующую английскую литературу (О. Хаксли, Дж.Б. Пристли и др.). В заключение О.М. Ушакова обратилась к проблеме восприятия идей Успенского-Гурджиева Т. С. Элиотом. Она отметила интерес поэта к мистическим практикам русского тандема в 1921-1922 гг. (в том числе поставив вопрос о возможных аллюзиях к русским мистикам в поэме «Бесплодная земля»), который постепенно сменился скепсисом в более поздние периоды его жизни и творчества.

В двух других докладах 1922-й предстал как год, отмеченный характерными чертами «эры джаза». Ольга Юрьевна Панова (ИМЛИ РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова) в докладе «1922 год в истории Гарлемского Ренессанса» предложила историко-культурную реконструкцию, начав с общественно политического контекста (1922-й как год билля Дайера против линчеваний, год окончания расовой войны и разгрома гарвеизма, а также поездки Клода Маккея в СССР на IV Конгресс Коминтерна). Далее последовали спортивные события и подвиг темнокожего летчика Хьюберта Фантлероя Джулиана, совершившего межконтинентальный перелет и ставшего кумиром Гарлема. Главными достижениями афроамериканского искусства этого года стали две выставки живописи и скульптуры в Нью-Йоркской и Бостонской публичных библиотеках. Год 1922-й был также отмечен мощной экспансией афроамериканской музыки. Журнал The Crisis в 1922-м помещает ряд статей о чернокожих классических музыкантах, о популярности рэгтайма и спиричуэлс, успешных гастролях Colored Syncopators Orchestra. Но главными музыкальными событиями года стали, бесспорно, обозначившая конец эры рэгтайма и минстрел смерть Берта Уильямса (1874-1922) — великого артиста, звезды мюзиклов, ревю, водевилей, минстрел-шоу, и мюзикл Shuffle Along, открывший эру джаза. Был дан обзор театральных событий — работа афроамериканских трупп Gilpin Players, Ethiopian Art Players, театра Говардского университета и гарлемского театра «Лафайетт», первые постановки серьезных социальных драм, сыгранных чернокожими артистами.

Большое место в докладе заняла гарлемская пресса, в первую очередь, журнал The Crisis и его литературная рубрика, редактором

которой была Джесси Фосет, крупный романист и критик. Среди литературных достижений были отмечены социально-критический роман белого автора Т.С. Стриблинга «Право рождения» (Birthright), главным героем которого стал молодой цветной интеллектуал, выпускник Гарварда, не сумевший найти себе места на Юге, а также роман уроженца Мартиники Рене Морана «Батуала» (получивший Гонкуровскую премию), который был переведен на английский и широко разрекламирован в гарлемской периодике. Но, бесспорно, двумя важнейшими событиями афроамериканской литературы этого года в контексте начинающегося Гарлемского ренессанса стали выпущенные издательством Harcourt, Brace & Co. «Книга американской негритянской поэзии» (The Book of American Negro Poetry), составленная поэтом и романистом Джеймсом Уэлдоном Джонсоном, и поэтический сборник «Гарлемские тени» (Harlem Shadows) Клода Маккея.

В докладе Ирины Васильевны Морозовой (РГГУ) «1922: гробница Тутанхамона и фараономания в США» рассматривались различные формы увлечения Древним Египтом в Соединенных Штатах и, прежде всего, фигурой Тутанхамона, открытие гробницы которого произошло в 1922-м. Этому увлечению обязаны своим появлением небоскреб концерна Крайслер, так называемые «египетские театры» по всей стране (например, египетский театр в Голливуде), ювелирные изделия Тиффани и др. Хитом того времени становится шуточная песенка «Старый король Тут» Гарри фон Тильцера. Мода и фэшн-ин-дустрия также не замедлила откликнуться на открытие сокровищ фараона. Девушки-флэпперы с увлечением делали себе прически «боб», носили головные повязки, украшения, платья в египетском стиле, возникла мода на подводку глаз. Тутанхамон вдохновил и создателей фильмов ужасов: в 1932-м выходит в свет первый образец такого рода картин — The Mummy, ставший источником вдохновения для многочисленных сиквелов — продолжений приключений мумии.

По мнению докладчика, причиной такой одержимости, во-первых, служила послевоенная атмосфера: как отмечала в 1923 г. The New York Times, «когда объекты извлекали на свет, наблюдатели заметили, что манера, с которой их переносили на носилках, напоминала об останках, которые доставали из траншей...».

Во-вторых, новости с раскопок давали возможность погрузиться в мир экзотики, ориентализма, древности и мистики. Особую роль сыграла и атмосфера «эры джаза», время беззаботности, гламура и роскоши. Это именно тот ореол, которым был окутан Тутанхамон — двадцатилетний юноша, проживший жизнь среди развлечений и золота, похороненный среди несметных богатств и утонченных произведений искусства; все это идеально соответствовало духу начинавшейся эпохи 1920-х.

Ольга Юрьевна Анцыферова (СПбГУ) в своем докладе «Как работает методология исторической симультанности» обратилась к книге 1922: Literature, Culture, Politics под редакцией Ж.-М. Рабате (Cambridge University Press, 2015). Этот сборник был рассмотрен как кейс ставшей популярной в последние десятилетия методологии, восходящей к монографии Х.У. Гумбрехта «В 1926: на острие времени» (1997). Сама по себе дата, ставшая поводом для конференции, не раз привлекала внимание исследователей и литераторов, которые отдавали ей дань по крайней мере в двух жанрах. Это, во-первых, научные монографии. Майкл Норт, автор книги Reading 1922: A Return to the Scene of the Modern (New York: Oxford University Press, 1999) первым добавил к эстетическим событиям (Т.С. Элиот, Дж. Джойс, Ф. Скотт Фицджеральд) политическую повестку. Марк Манганаро в монографии Culture, 1922: The Emergence of a Concept (Princeton University Press, 2002) прослеживает развитие концепта «культура» в Англии и Америке первой половины ХХ в. Во-вторых, это литературный монтаж Кевина Джексона — Constellation of Genius, 1922: Modernism, Year One (New York: Farrar, Strauss and Giroux, 2012), построенный как событийная лента, выдержанная в строго хронологическом порядке.

Кроме этих трех книг о 1922-м, упомянутых в сборнике под редакцией Ж.-М. Рабате в качестве предшествующих опытов, О.Ю. Анцыферова обратилась к монографии Х.У. Гумбрехта, которая Рабате не упоминается, но несомненно повлияла на формирование самой идеи: обращение к рандомно выбранным культурно-политическим явлениям 1922 г. и попытка представить синхронический (симультанный) культурный срез. Думается, вдохновляющий эффект методологии Гумбрехта, при всей ее противоречивости, сказался не только в появлении целого ряда книг в жанре литературного монтажа (К. Джексон и Флориан Иллиес, автор монографии 1913: The Year Before the Storm, 2013), но и повлиял на концепции научных монографий, ядром которых стали некие «пороговые» годы: их неизбежным

качеством явилась более или менее произвольная привязка избранных текстов к дате, создание симультанного пространства и отказ от диахронической контекстуализации. Доклад О.Ю. Анцыферовой, прозвучавший на заключительном заседании конференции, слушался как итоговый, резюмировавший pro и contra метода «исторической симультанности», воплощением которого стал захватывающий и познавательный разговор в РГГУ о разных гранях «года чудес» мирового — и англо-американского модернизма.

© 2023

О.Ю. Анцыферова А.А. Аствацатуров

A.Ю. Зиновьева И.В. Морозова О.Ю. Панова О.И. Половинкина

B.М. Толмачёв О.М. Ушакова И.О. Шайтанов

Дата поступления в редакцию: 11.05.2023 Дата одобрения рецензентами: 21.05.2023 Дата публикации: 25.06.2023

© 2023 Olga Yu.Antsyferova Andrey A. Astvatsaturov Irina V. Morozova Olga Yu. Panova Olga I. Polovinkina Igor O. Shaitanov Vassily M. Tolmatchoff Olga M. Ushakova AlexandraYu. Zinovieva Received: 11 May 2023 Approved after reviewing: 21 May 2023 Date of publication: 25 Jun. 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.