Научная статья на тему 'АНКЕТА-ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ'

АНКЕТА-ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3288
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТА ЗАКРЫТОГО ТИПА / THE QUESTIONNAIRE OF THE CLOSED TYPE / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RESEARCH / ЛИЦА ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА / PERSONS OF TEENAGE AND YOUTHFUL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриев В.Ю., Худик В.А.

Приводится анкета закрытого типа с широким спектром вопросов, относящихся к изучению подростков, их семейного окружения, успешности обучения и отношениями к ценностям и будущему. Анкета была составлена авторами в 1988 году и апробирована на большой выборке советских школьников. Некоторые вопросы адаптированы с учетом реалий сегодняшнего времени, что позволяет проводить сравнительные социально-психологические исследования подрастающего поколения в различных регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONNAIRE OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF TEENAGERS

The questionnaire of the closed type with a wide range of questions, the teenagers belonging to studying, their family environment, success of training and the relations to values and the future is provided. The questionnaire was made by authors in 1988 and approved on big selection of the Soviet school students. Some questions are adapted taking into account realities of today’s time that allows to conduct comparative social and psychological researches of younger generation in various regions of the country.

Текст научной работы на тему «АНКЕТА-ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ»

ИЗ АРХИВА ОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ

УДК 159.9.072

В. Ю. Дмитриев1, В. А. Худик

АНКЕТА-ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ2

У каждого человека наступает период в жизни, когда наиболее важным для него становится ответ на вопросы, обращенные к самому себе. На что я способен? Кто я есть и кем смогу стать? Что может мешать, и что поможет мне в осуществлении стремлений и планов?

1 Памяти Владимира Юрьевича Дмитриева (1953—2009) посвящается. В. Ю. Дмитриев после окончания факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1978) работал психологом в Черниговской областной психоневрологической больнице, а с 1988 г. возглавил патопсихологическую лабораторию в той же больнице. Активно занимался разработкой психологических методик, направленных на исследование личности, ее ценностных ориентаций, оставаясь при этом последователем Московской психологической школы.

2 Дмитриев В. Ю. Анкета-опросник

социально-психологического исследования подростков / В. Ю. Дмитриев, В. А. Худик. Отдел здравоохранения, отдел народного образования Черниговского облисполкома. Чернигов: Областной институт усовершенствования учителей, 1986. 20 с.

И не всегда здесь все ясно и определенно.

Ответы на предлагаемую анкету помогут специалистам-психологам составить более полное представление о реальных возможностях и имеющихся трудностях в решении вопросов, встающих перед тобой сегодня, дать совет преподавателям и наставникам в деле оказания помощи по выбору твоей будущей профессии.

Результат нашей общей работы, конечно же, в первую очередь определяется заинтересованностью и искренностью высказываемых тобой мнений.

Возможные варианты ответов на вопросы анкеты указаны.

В анкете-опроснике обведи кружком шифр ответа3, который тебе наиболее подходит, близок к личной оценке.

3 Предложенный вариант шифров использовался для статистической обработки данных методами математической статистики с помощью единой системы электронных вычислительных машин (ЕС ЭВМ), программа которой была разработана математиком-программистом Черниговского вычислительного центра К. Д. Маршаком.

1. Твой возраст:

до 15 лет 0101

15 лет 0102

16 лет 0103

17 лет 0104

18 лет 0105

старше 18 лет 0106

2. Пол:

мужской 0201

женский 0202

3. Родители:

отец и мать 0301

отец, не родная мать 0302

мать, не родной отец 0303

только мать 0304

только отец 0305

нет родителе 0306

4—5. Образование родителей:

отец мать

начальное 0401 0501

неполное среднее 0402 0502

среднее общее 0403 0503

среднее специальное 0404 0504

незаконченное высшее 0405 0505

высшее 0406 0506

6. Количество детей в семье:

один ребенок 0601

двое 0602

трое 0603

более трех детей 0604

7. Где проживаешь в настоящее время?

в собственном доме 0701

в государственной квартире 0702

в кооперативной квартире 0703

у родственников 0704

у знакомых 0705

снимаю комнату 0706

в общежитии 0706

8. Материальная обеспеченность семьи:

высокая, не испытываю ни в чем недостатка 0801

есть все, но родителям приходится иногда отказать себе кое в чем ради меня 0802

некоторые вещи, которые бы хотелось мне иметь, купить пока не можем 0803

удовлетворен тем, что имею, считая, что разумное сочетание нужд всех членов семьи — самое главное 0804

ограниченные материальные возможности семьи вынуждают экономить на самом малом 0805

не хватает денег на приобретение самого необходимого и нередко это дает повод к недовольству собой 0806

зарабатываю на свои нужды самостоятельно, потому что материально родители помочь не в силах 0807

9. Кто занимается воспитанием в семье?

отец и мать вместе одинаково заботятся обо мне 0901

воспитывает мать, отцу некогда из-за его постоянной занятости делами 0902

одна мать уделяет мне внимание, отец же чаще пропадает в компании друзей, нередко приходит пьяный 0903

воспитывает мать, отца не помню 0904

воспитанием занимается отец, у матери много других забот 0905

в основном воспитывают бабушка и дедушка, родителям не до этого 0906

никто не занимается воспитанием, я сам по себе, все остальные — сами по себе 0907

моим родным не до меня, сами еще никакие разберутся в своих проблемах и разногласиях 0908

10. Как относятся родители к тебе?

с нежностью, вниманием, уважением при разумной требовательности и стремлении помочь мне в моих проблемах 1001

мягкость и забота сочетаются с недостаточным вниманием к повседневным нуждам, отсутствием реальной помощи 1002

излишняя опека, навязчивость при отсутствии доверия и поддержки моего стремления к самостоятельности 1003

предоставление полной свободы действий без достаточного знания моих проблем и переживаний 1004

безразличие, неуважение, холодность в отношениях, нежелание и неумение помочь, поддержать в трудную минуту 1005

невнимание к моим успехам и достижениям при постоянном одергивании, повышенной требовательности, назиданиях 1006

запреты, жесткий контроль с попытками противопоставить моим желаниям свои, навязать мне свое мнение через силу 1007

перекладывание своих обязанностей на плечи школы, ввиду неспособности что-то мне противопоставить, убедить 1008

11. Твое отношение к родителям:

люблю их, уважаю, часто обращаюсь за советом и помощью 1101

доволен родителями, но не во всем согласен с ними 1102

безразличен к родителям и их советам и замечаниям 1103

боюсь родителей, стараюсь не конфликтовать с ними 1104

стыжусь своих родителей, но не показываю вида 1105

не доволен родителями, часто противоречу им 1106

осуждаю родителей за невнимание и грубость ко мне 1107

презираю родителей, лучше бы иметь других 1108

12. Как чувствуешь себя в домашнем окружении?

только дома в веселой и непринужденной обстановке чувствую себя спокойно и уверенно 1201

нравится ощущение «хозяина» в доме, где по мощь родителям в домашних делах делает тебя по-настоящему взрослым 1202

люблю свою семью, где для меня много интересного и поучительного, где чувствую уважение, любовь 1203

дома я более свободен в своих поступках, только здесь и раскрывается мое настоящее «лицо» и возможности 1204

люблю свой дом за то, что хоть здесь мне никто не докучает и можно отдохнуть 1205

семейная обстановка тяготит меня однообразием, слишком спокойной, серой повседневностью 1206

как-то неуютно дома из-за натянутости, внутренней напряженности семейной атмосферы, тревожности родителей 1207

мой дом — чужое для меня место, где не найдешь ни помощи, ни сочувствия и постоянно надо подстраиваться под других 1208

не нравится дома по причине постоянных ссор и конфликтов, которые раздражают и выводят меня из равновесия 1209

всегда хотелось уйти из дома, сбежать и не возвращаться 1210

13. Как реагируешь на семейные конфликты, если они случаются?

не замечаю, остаюсь безразличным 1301

внутренне глубоко переживаю, но стараюсь, чтобы этого не заметили 1302

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пытаюсь примирить родителей, помочь разрешить конфликт 1303

всегда становлюсь на сторону матери, понимая, что она — женщина, даже если она и не вполне права 1304

как правило, вступаюсь за отца — ему нередко достается больше всех 1305

в споре выбираю позицию того, кто, по моему мнению, более прав в конкретном случае возникших разногласий 1306

больше думаю о том, как все это может отразиться на мне, и как выгоднее поступить в данный момент 1307

при очередной ссоре стараюсь быстрее удалиться — до того все это надоело и изменить ничего нельзя 1308

14. Где чаще всего возникают собственные проблемы, затруднения?

в отношениях с родителями 1401

во взаимоотношениях с ближайшими родственниками 1402

в общении с друзьями, сверстниками своего окружения 1403

в сфере интимных отношений 1404

в отношениях со взрослыми, посторонними людьми 1405

в процессе учебы, с учителями 1406

в вопросах проведения досуга 1407

в отношениях с правовыми, административными органами 1408

в самоутверждении в коллективе сверстников 1409

в поиске ответов на собственные переживания, мысли 1410

15. Что затрудняет разрешение возникающих проблем в настоящее время?

состояние моего здоровья 1501

особенности моего характера 1502

недостаток знаний для понимания причин происходящего 1503

перевес чувств над спокойным осмыслением возможностей 1504

неуверенность в выборе решений, действий 1505

трудности понимания желаний и намерений других людей 1506

непонимание меня другими 1507

завышенные требования и ожидания окружающих ко мне 1508

непоследовательность в отношениях ко мне другими 1509

ограничение свободы действий 1510

не испытываю затруднений в решении возникающих проблем 1511

16. Как оцениваешь свое физическое развитие?

отличное, постоянно занимаюсь спортом 1601

хорошо развит, но специально этому внимания не уделял 1602

удовлетворен, но хотел бы стать более развитым физически 1603

в детстве был слаб и хил, а сейчас — не хуже других 1604

физически развит слабо, приходится работать над собой 1605

плохое физическое развитие доставляет мне неприятности 1606

физические недостатки мешают мне быть равным другим 1607

постоянно терплю насмешки из-за физического несо-

вершенства и невозможности как-то справиться с этим 1608

17. Как часто болеешь?

болен хроническим заболеванием с самого детства 1701

раньше часто болел и сейчас болею чаще других 1702

болею не часто, но подолгу, поэтому стараюсь всячески оберегать себя от возможных болезней 1703

раньше был болезненным ребенком, сейчас относительно здоров, но стараюсь избегать нагрузок и волнений 1704

как и многие, иногда болею простудными заболеваниями, но серьезные болезни обходят меня стороной 1705

практически ничем не болею с самого детства,

родители считают, что в них уродился таким крепким 1706

не знаком с болезнями, потому что с детства привык к

закаливанию, режиму, здоровому образу жизни 1707

18. Бывали ли случаи, которые отразились на самочувствии?

тяжелая болезнь с высокой (39—41 град) температурой 1801

травмы головы с потерей сознания 1802

ушибы головы с общим недомоганием 1803

переломы рук, ног 1804

испуг в ситуациях, угрожавших жизни, здоровью 1805

тяжелые переживания из-за смерти, болезни близких 1806

длительное чувство тревоги после конфликта, ссоры 1807

неожиданные для самого себя поступки, мысли, желания 1808

беспричинная агрессия в отношении других людей 1809

желание сделать что-нибудь «ужасное» с собой 1810

ничего похожего со мной не случалось 1811

19. Не замечал ли в последнее время изменений своего обычного состояния?

длительная бессонница 1901

беспокойный сон с кошмарными сновидениями 1902

отсутствие аппетита в течение нескольких дней 1903

головные боли, с общей слабостью, сердцебиением 1904

резкие колебания настроения от хорошего к плохому 1905

падение работоспособности с забывчивостью, рассеянностью 1906

чувство безразличия ко всему окружающему 1907

раздражительность, нежелание видеть друзей, товарищей 1908

трудности сдерживания чувств, внутреннего напряжения 1909

потеря способности понимать, где находишься, что случилось 1910

ничего необычного в своем состоянии не замечал 1911

20. Каким помнишь себя в детстве, начальных классах школы?

страдал от чувства собственной неполноценности 2001

всегда был робким, застенчивым, обособленным 2002

не хватало самостоятельности, зависел от родных, друзей 2003

был капризным и непослушным, всегда настаивал на своем 2004

с трудом переносил ситуации напряженного характера 2005

был подвижным, неугомонным, но часто из-за этого попадало 2006

болезненно реагировал на резкие изменения обстановки 2007

отличался спокойным характером, дисциплинированностью 2008

был очень впечатлительным, ранимым, но общительным 2009

всегда был «главным», «заводилой», мне подражали 2010

отличался серьезностью, деловитостью, имел авторитет 2011

21. Каковы успехи в учебе?

учился плохо с самого начала, а сейчас и того хуже 2101

сначала учился хорошо, а в последнее время — хуже 2102

в первых классах отставал, а сейчас — в передовых 2103

все время учился средне, главное — без двоек 2104

учусь хорошо только по отдельным предметам 2105

учился с самого начала хорошо, сейчас на том же уровне 2106

учусь только на «4» и «5» 2107

с первого класса и по сей день — только на «отлично» 2108

22. Нравится ли тебе учиться?

не нравится, очень трудно усваивается материал 2201

трудно учиться из-за плохой памяти и утомляемости 2202

не интересно, часто пропускаю уроки, нет систематичности 2203

пока помогали родители — нравилось, а сейчас — нет 2204

учиться — нет, а пообщаться с друзьями в школе — да 2205

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отбивают охоту однообразие и сухость в преподавании 2206

может и нравилось бы, если не конфликты с преподавателями 2207

нравятся отдельные предметы, где могу проявить себя 2208

учусь, так как знаю, что знания — основа будущих успехов 2209

нравится узнавать новое, приложить творческие способности 2210

не знаю нравится или нет, учусь потому, что так надо всем 2211

23. Как относишься к своим преподавателям?

ко всем без исключения, с уважением, пониманием, доверием 2301

слушаю всех, но особой симпатии не испытываю 2302

есть преподаватели, которые нравятся, остальные — безразличны 2303

ни один не нравится, но они не знают об этом 2304

нередко иду наперекор преподавателю, когда думаю иначе 2305

часто конфликтую из-за предвзятости преподавателей 2306

выслушиваю замечания и быстро забываю о них 2307

нет взаимопонимания, только ссоры и наказания 2308

давно уже на меня «махнули рукой», и я на них «не в обиде» 2309

хотелось бы наладить взаимоотношения, но не знаю как 2310

24. Как складываются взаимоотношения, общение с товарищами?

есть только один человек, с которым охотно общаюсь 2401

общаюсь только с ребятами, с которыми учусь 2402

общаюсь в основном с теми, кто рядом живет 2403

общаюсь с товарищами по секции, кружку 2404

нравится общение с ребятами нашей «вечерней» компании 2405

нет постоянного круга друзей, часто попадаю в случайные компании, не находя пока постоянных привязанностей 2406

тянусь в своих знакомствах к более взрослым, опытным 2407

уверенней чувствую себя в обществе младших ребят 2408

люблю пообщаться с незнакомым человеком 2409

не люблю компаний, больше бываю дома, занят своими делами 2410

сторонюсь общения, да и не умею быть интересным с другими 2411

25. Как чувствуешь себя в кругу друзей, сверстников?

душа компании, не представляю себя без своего окружения 2501

один из главных организаторов всех дел в своем кругу 2502

независимый, но уважаемый и поддерживаемый многими 2503

не чувствую особой симпатии со стороны ребят, но — с ними 2504

не хватает уверенности и смелости, но многим нравлюсь 2505

чувствую интерес к себе только при новых знакомствах 2506

не могу проявить себя и чувствую безразличие коллектива 2507

переживаю свое незаметное положение в группе товарищей 2508

одинок, не могу найти контактов с ребятами своего круга 2509

терплю насмешки и даже оскорбления, но выхода не вижу 2510

не могу найти друзей, одни только ссоры и конфликты 2511

26. Что связывает тебя с приятелями?

общие интересы и увлечения с давних пор 2601

возможность узнать много интересного и нужного 2602

сходство характеров, отдельных личностных качеств 2603

совпадение мнений в отношении общих проблем, взаимопомощь 2604

понимание и поддержка моих чувств, желаний, помыслов 2605

лёгкость в общении, установлении контактов 2606

хоть здесь я могу поступать свободно, «без оглядки» 2607

только с ними я чувствую себя «частью целого» 2608

просто весело с ними, можно отдохнуть от надоевших «надо» 2609

страх остаться в одиночестве, быть никому не нужным 2610

ничего не связывает с ними, как и со всеми остальными 2611

27. Какие занятия тебе более интересны1?

люблю занятия, благодаря которым можно что-то приобрести для умственного развития, проявить выдумку, смекалку 2701

больше привлекает все то, что связано с совершенствованием своих физических качеств, ловкости, силы, выносливости 2702

нравятся занятия, где можно руководить, организовывать, повести за собой других, научить их чему-то 2703

нравится собирательство, коллекционирование, где нужна тщательность, настойчивость и есть чувство «наличной ценности» 2704

люблю оригинальные увлечения, которые дают возможность проявить свои способности, вкусы, найти подражателей, аудиторию 2705

люблю азартные, рискованные занятия, где можно испытать острые ощущения и приятное чувство победы, выигрыша, в том числе компьютерных играх 2706

нравятся занятия, не требующие серьезных усилий ума и тела, но дающие ощущение свободы, отдыха, разнообразия 2707

нравится общение в сети интернет 2708

не могу сказать определенно 2709

28. Чем определен выбор твоих увлечений?

совпадением с моими нравственными идеалами 2801

желанием приобрести необходимые знания, умения, навыки 2802

положительным примером уважаемых мною людей 2803

советом родителей, их поддержкой моих желаний 2804

заинтересовался этим благодаря своим друзьям, товарищам 2805

стремлением доказать, проявить свои способности 2806

желанием не показаться «белой вороной» среди остальных 2807

1 В вопросах 27, 30, 32, 36 внесены изменения по вариантам ответов, учитывающим современные особенности XXI века {прим. ред.).

благодаря счастливому случаю, помогшему найти «себя» 2808

просто из-за желания разнообразить свою жизнь 2809

от нечего делать 2810

никогда не задумывался над этим 2811

29. Чему отдаешь предпочтение в проведении досуга?

посещение театра, музеев, выставок, публичных лекций, концертов классической, народной музыки 2901

чтение книг, посещение библиотеки, занятия филателией, нумизматикой, коллекционированием художественных репродукций 2902

изобразительное искусство, фотография, рукоделие 2903

техника, изобретательство, моделирование, конструирование 2904

спорт, туризм, занятия физической культурой, активный отдых 2905

самодеятельность, занятия музыкой, танцами, пением 2906

коллекционирование современных музыкальных записей, популярных дисков, фотографий певцов, ансамблей 2907

посещение кафе, баров, дискотек 2908

приусадебное хозяйство, охота, рыбалка, промыслы 2909

пошив одежды, ремонт жилья, автолюбительство 2910

люблю просто пообщаться с товарищами на утице, во дворе 2911

30. Чем занят большую часть времени дня?

основное время уделяю учебе 3001

много времени отнимает общественная работа 3002

помощь родителям по дому, по хозяйству 3003

воспитанием младших братьев и сестер 3004

помощь родственникам, знакомым 3005

личные занятия и увлечения 3006

просмотр телепередач, слушание радиопрограмм 3007

просмотр страниц интернета, общение в сети интернет 3008

чтение книг, журналов, газет, написание писем 3009

встречи с друзьями, визиты к знакомым, товарищам ЗОЮ

много свободного времени, которое некуда девать ЗОИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Как относишься к общественной работе?

считаю, что в ней только и проявляется настоящая активная позиция человека, сам работаю с интересом, много лет 3101

испытываю необходимость в приложении своих сил в нужном деле воспитания и помощи своим сверстникам, делаю что могу 3102

выполняю все порученные мне дела по общественной линии, стараясь не подвести товарищей, своих руководителей 3103

участвую во всех общественных мероприятиях коллектива, но чаще в роли сочувствующего, «примкнувшего» 3104

поддерживаю только те общественные мероприятия, которые носят неформальный, «незапланированный» характер 3105

если попросят, соглашаюсь поучаствовать в организуемом мероприятии, но сам не стремлюсь к «лишним нагрузкам» 3106

стараюсь быть подальше от общественной работы, она мне кажется неинтересной, формальной, ничего не дающей 3107

не до общественной работы, — на более важные дела не хватает времени, зачем его травить впустую 3108

хотел бы как-то проявить себя в общественной работе коллектива, есть интересные мысли, но никто не предлагает 3109

если бы мне доверили руководство общественной работой своего коллектива, я бы сумел сделать все интересней и лучше, чем это делается до сих пор 3110

32. В каком виде профессиональной деятельности мог бы добиться успехов?

связанной с изучением языков, истории, литературы 3201

требующей знаний математики, физики, химии 3202

в производственной сфере, транспорте, строительстве 3203

спортивная деятельность 3204

педагогическая, воспитательная работа 3205

работа медицинского профиля, здравоохранение 3206

музыка, кинематограф 3207

изобразительное искусство, сфера культуры 3208

организаторская деятельность 3209

военная сфера 3210

информационно-коммуникативные технологии 3211

сфера обслуживания 3212

сельское хозяйство, развитие фермерского хозяйства 3213

банковское дело и финансы 3214

пока не знаю, на что способен 3215

33. Каким качествам отдаешь предпочтение, характеризуя себя?

целеустремленность, самостоятельность, решительность 3301

бодрость, веселость, невозмутимость, оптимизм 3302

чуткость, искренность, отзывчивость, добродушие 3303

ответственность, добросовестность, трудолюбие 3304

самокритичность, правдивость, дисциплинированность 3305

Коллективизм, тактичность, вежливость, общительность 3306

нравственность, образованность, культурность 3307

не нахожу в себе таких качеств 3308

34. К чему, в первую очередь, не равнодушен у других?

неуважение к старшим 3401

грубость по отношению к сверстникам, младшим 3402

недисциплинированность, халатность в отношении к делу 3403

отсутствие интереса к событиям, достижениям страны 3404

курение 3405

употребление наркотиков 3406

употребление спиртных напитков 3407

употребление жаргонных и нецензурных выражений 3408

воровство, нечестность 3409

издевательство, насилие над другими 3410

меня не касается то, что у других, главное — что не у меня 3411

35. Удовлетворён ли собой?

не совсем удовлетворен, есть над чем поработать, знаю, что мешает 3501

в общем, доволен, но хочется быть еще лучше 3502

устраивает то, что не отличаюсь от большинства других 3503

каков есть, лучше уже не стану 3504

зачем об этом думать, кому это надо 3505

36. Твои ближайшие планы?

продолжить учебу 3601

отслужить в рядах Вооруженных сил РФ 3602

найти работу по душе 3603

найти спутника жизни, создать семью 3604

решить имеющиеся проблемы 3605

пристроиться где-нибудь в «тихом местечке 3606

нет никаких определенных планов 3607

Поступила в редакцию 19.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.