ИЗ АРХИВА ОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ
УДК 159.9.072
В. Ю. Дмитриев1, В. А. Худик
АНКЕТА-ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ2
У каждого человека наступает период в жизни, когда наиболее важным для него становится ответ на вопросы, обращенные к самому себе. На что я способен? Кто я есть и кем смогу стать? Что может мешать, и что поможет мне в осуществлении стремлений и планов?
1 Памяти Владимира Юрьевича Дмитриева (1953—2009) посвящается. В. Ю. Дмитриев после окончания факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1978) работал психологом в Черниговской областной психоневрологической больнице, а с 1988 г. возглавил патопсихологическую лабораторию в той же больнице. Активно занимался разработкой психологических методик, направленных на исследование личности, ее ценностных ориентаций, оставаясь при этом последователем Московской психологической школы.
2 Дмитриев В. Ю. Анкета-опросник
социально-психологического исследования подростков / В. Ю. Дмитриев, В. А. Худик. Отдел здравоохранения, отдел народного образования Черниговского облисполкома. Чернигов: Областной институт усовершенствования учителей, 1986. 20 с.
И не всегда здесь все ясно и определенно.
Ответы на предлагаемую анкету помогут специалистам-психологам составить более полное представление о реальных возможностях и имеющихся трудностях в решении вопросов, встающих перед тобой сегодня, дать совет преподавателям и наставникам в деле оказания помощи по выбору твоей будущей профессии.
Результат нашей общей работы, конечно же, в первую очередь определяется заинтересованностью и искренностью высказываемых тобой мнений.
Возможные варианты ответов на вопросы анкеты указаны.
В анкете-опроснике обведи кружком шифр ответа3, который тебе наиболее подходит, близок к личной оценке.
3 Предложенный вариант шифров использовался для статистической обработки данных методами математической статистики с помощью единой системы электронных вычислительных машин (ЕС ЭВМ), программа которой была разработана математиком-программистом Черниговского вычислительного центра К. Д. Маршаком.
1. Твой возраст:
до 15 лет 0101
15 лет 0102
16 лет 0103
17 лет 0104
18 лет 0105
старше 18 лет 0106
2. Пол:
мужской 0201
женский 0202
3. Родители:
отец и мать 0301
отец, не родная мать 0302
мать, не родной отец 0303
только мать 0304
только отец 0305
нет родителе 0306
4—5. Образование родителей:
отец мать
начальное 0401 0501
неполное среднее 0402 0502
среднее общее 0403 0503
среднее специальное 0404 0504
незаконченное высшее 0405 0505
высшее 0406 0506
6. Количество детей в семье:
один ребенок 0601
двое 0602
трое 0603
более трех детей 0604
7. Где проживаешь в настоящее время?
в собственном доме 0701
в государственной квартире 0702
в кооперативной квартире 0703
у родственников 0704
у знакомых 0705
снимаю комнату 0706
в общежитии 0706
8. Материальная обеспеченность семьи:
высокая, не испытываю ни в чем недостатка 0801
есть все, но родителям приходится иногда отказать себе кое в чем ради меня 0802
некоторые вещи, которые бы хотелось мне иметь, купить пока не можем 0803
удовлетворен тем, что имею, считая, что разумное сочетание нужд всех членов семьи — самое главное 0804
ограниченные материальные возможности семьи вынуждают экономить на самом малом 0805
не хватает денег на приобретение самого необходимого и нередко это дает повод к недовольству собой 0806
зарабатываю на свои нужды самостоятельно, потому что материально родители помочь не в силах 0807
9. Кто занимается воспитанием в семье?
отец и мать вместе одинаково заботятся обо мне 0901
воспитывает мать, отцу некогда из-за его постоянной занятости делами 0902
одна мать уделяет мне внимание, отец же чаще пропадает в компании друзей, нередко приходит пьяный 0903
воспитывает мать, отца не помню 0904
воспитанием занимается отец, у матери много других забот 0905
в основном воспитывают бабушка и дедушка, родителям не до этого 0906
никто не занимается воспитанием, я сам по себе, все остальные — сами по себе 0907
моим родным не до меня, сами еще никакие разберутся в своих проблемах и разногласиях 0908
10. Как относятся родители к тебе?
с нежностью, вниманием, уважением при разумной требовательности и стремлении помочь мне в моих проблемах 1001
мягкость и забота сочетаются с недостаточным вниманием к повседневным нуждам, отсутствием реальной помощи 1002
излишняя опека, навязчивость при отсутствии доверия и поддержки моего стремления к самостоятельности 1003
предоставление полной свободы действий без достаточного знания моих проблем и переживаний 1004
безразличие, неуважение, холодность в отношениях, нежелание и неумение помочь, поддержать в трудную минуту 1005
невнимание к моим успехам и достижениям при постоянном одергивании, повышенной требовательности, назиданиях 1006
запреты, жесткий контроль с попытками противопоставить моим желаниям свои, навязать мне свое мнение через силу 1007
перекладывание своих обязанностей на плечи школы, ввиду неспособности что-то мне противопоставить, убедить 1008
11. Твое отношение к родителям:
люблю их, уважаю, часто обращаюсь за советом и помощью 1101
доволен родителями, но не во всем согласен с ними 1102
безразличен к родителям и их советам и замечаниям 1103
боюсь родителей, стараюсь не конфликтовать с ними 1104
стыжусь своих родителей, но не показываю вида 1105
не доволен родителями, часто противоречу им 1106
осуждаю родителей за невнимание и грубость ко мне 1107
презираю родителей, лучше бы иметь других 1108
12. Как чувствуешь себя в домашнем окружении?
только дома в веселой и непринужденной обстановке чувствую себя спокойно и уверенно 1201
нравится ощущение «хозяина» в доме, где по мощь родителям в домашних делах делает тебя по-настоящему взрослым 1202
люблю свою семью, где для меня много интересного и поучительного, где чувствую уважение, любовь 1203
дома я более свободен в своих поступках, только здесь и раскрывается мое настоящее «лицо» и возможности 1204
люблю свой дом за то, что хоть здесь мне никто не докучает и можно отдохнуть 1205
семейная обстановка тяготит меня однообразием, слишком спокойной, серой повседневностью 1206
как-то неуютно дома из-за натянутости, внутренней напряженности семейной атмосферы, тревожности родителей 1207
мой дом — чужое для меня место, где не найдешь ни помощи, ни сочувствия и постоянно надо подстраиваться под других 1208
не нравится дома по причине постоянных ссор и конфликтов, которые раздражают и выводят меня из равновесия 1209
всегда хотелось уйти из дома, сбежать и не возвращаться 1210
13. Как реагируешь на семейные конфликты, если они случаются?
не замечаю, остаюсь безразличным 1301
внутренне глубоко переживаю, но стараюсь, чтобы этого не заметили 1302
пытаюсь примирить родителей, помочь разрешить конфликт 1303
всегда становлюсь на сторону матери, понимая, что она — женщина, даже если она и не вполне права 1304
как правило, вступаюсь за отца — ему нередко достается больше всех 1305
в споре выбираю позицию того, кто, по моему мнению, более прав в конкретном случае возникших разногласий 1306
больше думаю о том, как все это может отразиться на мне, и как выгоднее поступить в данный момент 1307
при очередной ссоре стараюсь быстрее удалиться — до того все это надоело и изменить ничего нельзя 1308
14. Где чаще всего возникают собственные проблемы, затруднения?
в отношениях с родителями 1401
во взаимоотношениях с ближайшими родственниками 1402
в общении с друзьями, сверстниками своего окружения 1403
в сфере интимных отношений 1404
в отношениях со взрослыми, посторонними людьми 1405
в процессе учебы, с учителями 1406
в вопросах проведения досуга 1407
в отношениях с правовыми, административными органами 1408
в самоутверждении в коллективе сверстников 1409
в поиске ответов на собственные переживания, мысли 1410
15. Что затрудняет разрешение возникающих проблем в настоящее время?
состояние моего здоровья 1501
особенности моего характера 1502
недостаток знаний для понимания причин происходящего 1503
перевес чувств над спокойным осмыслением возможностей 1504
неуверенность в выборе решений, действий 1505
трудности понимания желаний и намерений других людей 1506
непонимание меня другими 1507
завышенные требования и ожидания окружающих ко мне 1508
непоследовательность в отношениях ко мне другими 1509
ограничение свободы действий 1510
не испытываю затруднений в решении возникающих проблем 1511
16. Как оцениваешь свое физическое развитие?
отличное, постоянно занимаюсь спортом 1601
хорошо развит, но специально этому внимания не уделял 1602
удовлетворен, но хотел бы стать более развитым физически 1603
в детстве был слаб и хил, а сейчас — не хуже других 1604
физически развит слабо, приходится работать над собой 1605
плохое физическое развитие доставляет мне неприятности 1606
физические недостатки мешают мне быть равным другим 1607
постоянно терплю насмешки из-за физического несо-
вершенства и невозможности как-то справиться с этим 1608
17. Как часто болеешь?
болен хроническим заболеванием с самого детства 1701
раньше часто болел и сейчас болею чаще других 1702
болею не часто, но подолгу, поэтому стараюсь всячески оберегать себя от возможных болезней 1703
раньше был болезненным ребенком, сейчас относительно здоров, но стараюсь избегать нагрузок и волнений 1704
как и многие, иногда болею простудными заболеваниями, но серьезные болезни обходят меня стороной 1705
практически ничем не болею с самого детства,
родители считают, что в них уродился таким крепким 1706
не знаком с болезнями, потому что с детства привык к
закаливанию, режиму, здоровому образу жизни 1707
18. Бывали ли случаи, которые отразились на самочувствии?
тяжелая болезнь с высокой (39—41 град) температурой 1801
травмы головы с потерей сознания 1802
ушибы головы с общим недомоганием 1803
переломы рук, ног 1804
испуг в ситуациях, угрожавших жизни, здоровью 1805
тяжелые переживания из-за смерти, болезни близких 1806
длительное чувство тревоги после конфликта, ссоры 1807
неожиданные для самого себя поступки, мысли, желания 1808
беспричинная агрессия в отношении других людей 1809
желание сделать что-нибудь «ужасное» с собой 1810
ничего похожего со мной не случалось 1811
19. Не замечал ли в последнее время изменений своего обычного состояния?
длительная бессонница 1901
беспокойный сон с кошмарными сновидениями 1902
отсутствие аппетита в течение нескольких дней 1903
головные боли, с общей слабостью, сердцебиением 1904
резкие колебания настроения от хорошего к плохому 1905
падение работоспособности с забывчивостью, рассеянностью 1906
чувство безразличия ко всему окружающему 1907
раздражительность, нежелание видеть друзей, товарищей 1908
трудности сдерживания чувств, внутреннего напряжения 1909
потеря способности понимать, где находишься, что случилось 1910
ничего необычного в своем состоянии не замечал 1911
20. Каким помнишь себя в детстве, начальных классах школы?
страдал от чувства собственной неполноценности 2001
всегда был робким, застенчивым, обособленным 2002
не хватало самостоятельности, зависел от родных, друзей 2003
был капризным и непослушным, всегда настаивал на своем 2004
с трудом переносил ситуации напряженного характера 2005
был подвижным, неугомонным, но часто из-за этого попадало 2006
болезненно реагировал на резкие изменения обстановки 2007
отличался спокойным характером, дисциплинированностью 2008
был очень впечатлительным, ранимым, но общительным 2009
всегда был «главным», «заводилой», мне подражали 2010
отличался серьезностью, деловитостью, имел авторитет 2011
21. Каковы успехи в учебе?
учился плохо с самого начала, а сейчас и того хуже 2101
сначала учился хорошо, а в последнее время — хуже 2102
в первых классах отставал, а сейчас — в передовых 2103
все время учился средне, главное — без двоек 2104
учусь хорошо только по отдельным предметам 2105
учился с самого начала хорошо, сейчас на том же уровне 2106
учусь только на «4» и «5» 2107
с первого класса и по сей день — только на «отлично» 2108
22. Нравится ли тебе учиться?
не нравится, очень трудно усваивается материал 2201
трудно учиться из-за плохой памяти и утомляемости 2202
не интересно, часто пропускаю уроки, нет систематичности 2203
пока помогали родители — нравилось, а сейчас — нет 2204
учиться — нет, а пообщаться с друзьями в школе — да 2205
отбивают охоту однообразие и сухость в преподавании 2206
может и нравилось бы, если не конфликты с преподавателями 2207
нравятся отдельные предметы, где могу проявить себя 2208
учусь, так как знаю, что знания — основа будущих успехов 2209
нравится узнавать новое, приложить творческие способности 2210
не знаю нравится или нет, учусь потому, что так надо всем 2211
23. Как относишься к своим преподавателям?
ко всем без исключения, с уважением, пониманием, доверием 2301
слушаю всех, но особой симпатии не испытываю 2302
есть преподаватели, которые нравятся, остальные — безразличны 2303
ни один не нравится, но они не знают об этом 2304
нередко иду наперекор преподавателю, когда думаю иначе 2305
часто конфликтую из-за предвзятости преподавателей 2306
выслушиваю замечания и быстро забываю о них 2307
нет взаимопонимания, только ссоры и наказания 2308
давно уже на меня «махнули рукой», и я на них «не в обиде» 2309
хотелось бы наладить взаимоотношения, но не знаю как 2310
24. Как складываются взаимоотношения, общение с товарищами?
есть только один человек, с которым охотно общаюсь 2401
общаюсь только с ребятами, с которыми учусь 2402
общаюсь в основном с теми, кто рядом живет 2403
общаюсь с товарищами по секции, кружку 2404
нравится общение с ребятами нашей «вечерней» компании 2405
нет постоянного круга друзей, часто попадаю в случайные компании, не находя пока постоянных привязанностей 2406
тянусь в своих знакомствах к более взрослым, опытным 2407
уверенней чувствую себя в обществе младших ребят 2408
люблю пообщаться с незнакомым человеком 2409
не люблю компаний, больше бываю дома, занят своими делами 2410
сторонюсь общения, да и не умею быть интересным с другими 2411
25. Как чувствуешь себя в кругу друзей, сверстников?
душа компании, не представляю себя без своего окружения 2501
один из главных организаторов всех дел в своем кругу 2502
независимый, но уважаемый и поддерживаемый многими 2503
не чувствую особой симпатии со стороны ребят, но — с ними 2504
не хватает уверенности и смелости, но многим нравлюсь 2505
чувствую интерес к себе только при новых знакомствах 2506
не могу проявить себя и чувствую безразличие коллектива 2507
переживаю свое незаметное положение в группе товарищей 2508
одинок, не могу найти контактов с ребятами своего круга 2509
терплю насмешки и даже оскорбления, но выхода не вижу 2510
не могу найти друзей, одни только ссоры и конфликты 2511
26. Что связывает тебя с приятелями?
общие интересы и увлечения с давних пор 2601
возможность узнать много интересного и нужного 2602
сходство характеров, отдельных личностных качеств 2603
совпадение мнений в отношении общих проблем, взаимопомощь 2604
понимание и поддержка моих чувств, желаний, помыслов 2605
лёгкость в общении, установлении контактов 2606
хоть здесь я могу поступать свободно, «без оглядки» 2607
только с ними я чувствую себя «частью целого» 2608
просто весело с ними, можно отдохнуть от надоевших «надо» 2609
страх остаться в одиночестве, быть никому не нужным 2610
ничего не связывает с ними, как и со всеми остальными 2611
27. Какие занятия тебе более интересны1?
люблю занятия, благодаря которым можно что-то приобрести для умственного развития, проявить выдумку, смекалку 2701
больше привлекает все то, что связано с совершенствованием своих физических качеств, ловкости, силы, выносливости 2702
нравятся занятия, где можно руководить, организовывать, повести за собой других, научить их чему-то 2703
нравится собирательство, коллекционирование, где нужна тщательность, настойчивость и есть чувство «наличной ценности» 2704
люблю оригинальные увлечения, которые дают возможность проявить свои способности, вкусы, найти подражателей, аудиторию 2705
люблю азартные, рискованные занятия, где можно испытать острые ощущения и приятное чувство победы, выигрыша, в том числе компьютерных играх 2706
нравятся занятия, не требующие серьезных усилий ума и тела, но дающие ощущение свободы, отдыха, разнообразия 2707
нравится общение в сети интернет 2708
не могу сказать определенно 2709
28. Чем определен выбор твоих увлечений?
совпадением с моими нравственными идеалами 2801
желанием приобрести необходимые знания, умения, навыки 2802
положительным примером уважаемых мною людей 2803
советом родителей, их поддержкой моих желаний 2804
заинтересовался этим благодаря своим друзьям, товарищам 2805
стремлением доказать, проявить свои способности 2806
желанием не показаться «белой вороной» среди остальных 2807
1 В вопросах 27, 30, 32, 36 внесены изменения по вариантам ответов, учитывающим современные особенности XXI века {прим. ред.).
благодаря счастливому случаю, помогшему найти «себя» 2808
просто из-за желания разнообразить свою жизнь 2809
от нечего делать 2810
никогда не задумывался над этим 2811
29. Чему отдаешь предпочтение в проведении досуга?
посещение театра, музеев, выставок, публичных лекций, концертов классической, народной музыки 2901
чтение книг, посещение библиотеки, занятия филателией, нумизматикой, коллекционированием художественных репродукций 2902
изобразительное искусство, фотография, рукоделие 2903
техника, изобретательство, моделирование, конструирование 2904
спорт, туризм, занятия физической культурой, активный отдых 2905
самодеятельность, занятия музыкой, танцами, пением 2906
коллекционирование современных музыкальных записей, популярных дисков, фотографий певцов, ансамблей 2907
посещение кафе, баров, дискотек 2908
приусадебное хозяйство, охота, рыбалка, промыслы 2909
пошив одежды, ремонт жилья, автолюбительство 2910
люблю просто пообщаться с товарищами на утице, во дворе 2911
30. Чем занят большую часть времени дня?
основное время уделяю учебе 3001
много времени отнимает общественная работа 3002
помощь родителям по дому, по хозяйству 3003
воспитанием младших братьев и сестер 3004
помощь родственникам, знакомым 3005
личные занятия и увлечения 3006
просмотр телепередач, слушание радиопрограмм 3007
просмотр страниц интернета, общение в сети интернет 3008
чтение книг, журналов, газет, написание писем 3009
встречи с друзьями, визиты к знакомым, товарищам ЗОЮ
много свободного времени, которое некуда девать ЗОИ
31. Как относишься к общественной работе?
считаю, что в ней только и проявляется настоящая активная позиция человека, сам работаю с интересом, много лет 3101
испытываю необходимость в приложении своих сил в нужном деле воспитания и помощи своим сверстникам, делаю что могу 3102
выполняю все порученные мне дела по общественной линии, стараясь не подвести товарищей, своих руководителей 3103
участвую во всех общественных мероприятиях коллектива, но чаще в роли сочувствующего, «примкнувшего» 3104
поддерживаю только те общественные мероприятия, которые носят неформальный, «незапланированный» характер 3105
если попросят, соглашаюсь поучаствовать в организуемом мероприятии, но сам не стремлюсь к «лишним нагрузкам» 3106
стараюсь быть подальше от общественной работы, она мне кажется неинтересной, формальной, ничего не дающей 3107
не до общественной работы, — на более важные дела не хватает времени, зачем его травить впустую 3108
хотел бы как-то проявить себя в общественной работе коллектива, есть интересные мысли, но никто не предлагает 3109
если бы мне доверили руководство общественной работой своего коллектива, я бы сумел сделать все интересней и лучше, чем это делается до сих пор 3110
32. В каком виде профессиональной деятельности мог бы добиться успехов?
связанной с изучением языков, истории, литературы 3201
требующей знаний математики, физики, химии 3202
в производственной сфере, транспорте, строительстве 3203
спортивная деятельность 3204
педагогическая, воспитательная работа 3205
работа медицинского профиля, здравоохранение 3206
музыка, кинематограф 3207
изобразительное искусство, сфера культуры 3208
организаторская деятельность 3209
военная сфера 3210
информационно-коммуникативные технологии 3211
сфера обслуживания 3212
сельское хозяйство, развитие фермерского хозяйства 3213
банковское дело и финансы 3214
пока не знаю, на что способен 3215
33. Каким качествам отдаешь предпочтение, характеризуя себя?
целеустремленность, самостоятельность, решительность 3301
бодрость, веселость, невозмутимость, оптимизм 3302
чуткость, искренность, отзывчивость, добродушие 3303
ответственность, добросовестность, трудолюбие 3304
самокритичность, правдивость, дисциплинированность 3305
Коллективизм, тактичность, вежливость, общительность 3306
нравственность, образованность, культурность 3307
не нахожу в себе таких качеств 3308
34. К чему, в первую очередь, не равнодушен у других?
неуважение к старшим 3401
грубость по отношению к сверстникам, младшим 3402
недисциплинированность, халатность в отношении к делу 3403
отсутствие интереса к событиям, достижениям страны 3404
курение 3405
употребление наркотиков 3406
употребление спиртных напитков 3407
употребление жаргонных и нецензурных выражений 3408
воровство, нечестность 3409
издевательство, насилие над другими 3410
меня не касается то, что у других, главное — что не у меня 3411
35. Удовлетворён ли собой?
не совсем удовлетворен, есть над чем поработать, знаю, что мешает 3501
в общем, доволен, но хочется быть еще лучше 3502
устраивает то, что не отличаюсь от большинства других 3503
каков есть, лучше уже не стану 3504
зачем об этом думать, кому это надо 3505
36. Твои ближайшие планы?
продолжить учебу 3601
отслужить в рядах Вооруженных сил РФ 3602
найти работу по душе 3603
найти спутника жизни, создать семью 3604
решить имеющиеся проблемы 3605
пристроиться где-нибудь в «тихом местечке 3606
нет никаких определенных планов 3607
Поступила в редакцию 19.10.2017 г.