Научная статья на тему 'АНИЗОТРОПИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

АНИЗОТРОПИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИЗОТРОПИЯ / ГЕОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / GEODYNAMIC PROCESSES / ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / GEOPHYSICAL METHODS / НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ СТРУКТУРЫ / OIL AND GAS STRUCTURES / АNISOTROPY

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Юрова М.П.

Анизотропия свойств продуктивных объектов является отражением геодинамических процессов при формировании слоисто-блоковой среды. Геофизические методы (полевые и скважинные) позволяют выявить трещиноватые зоны, разделяющие блоки, уже на стадии поисков и разведки нефтегазоносных структур. Результаты исследований были доложены на международной конференции «Современная геодинамика недр и эколого-промышленная безопасность объектов нефтегазового комплекса» (Москва, 7-9 декабря 2009 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Юрова М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anisotropy of productive objects as a factor of manifestation of geodynamic processes in the geological environment

Anisotropy of the properties of productive facilities is a reflection of geodynamic processes in the formation of a layered-block environment. Geophysical methods (field and borehole) can identify fractured zones that separate blocks, even at the stage of prospecting and exploration for oil and gas bearing structures.

Текст научной работы на тему «АНИЗОТРОПИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

АНИЗОТРОПИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МП. Юрова ИПНГ РАН, Москва, e-mail: mpyurova@mail.ru

Роль геодинамики в формировании геологической среды базируется на геофизических и геологических представлениях о дискретном характере строения земной коры (И.И. Чебоненко, 1963; С.С. Шульц, 1964; М.А. Садовничий, 1989 и др.), и механизмах их реализации (Н.В. Чигирев, 1980; В.Н. Николаевский, В.И. Шаров, 1985). Дискретный характер среды обусловлен тектоническими полями напряжений, которые формируют слоисто-блоковую модель строения (блоки и разделяющие их зоны), проявляющуюся в виде неоднородности геологической среды.

Существующие представления о формировании нефтегазовых месторождений базируются в большей степени на пликативных физико-геологических моделях, не учитывающих анизотропию свойств геологической среды, формирующейся под действием региональных и локальных геодинамических процессов (рис.1). На рис. 1 показаны значительно различающиеся варианты пликативного и блокового строения продуктивной пачки АС 6.7 Федоровского месторождения [1].

Исходя из принципов системной организации геологического, геофизического и геохимического пространства, можно установить общие закономерности, проявляющиеся на различных масштабных уровнях. Это, прежде всего, вертикальная и латеральная зональность физических свойств, приводящая к резкой неоднородности массива.

Примером латеральной зональности такого типа может быть строение продуктивной карбонатной толщи Оренбургского газоконденсатного месторождения (ОГКМ), на котором проводились сейсмические исследования методом отраженных волн в комплексе со скважинными геофизическими измерениями. По материалам сейсморазведки были выявлены аномальные субвертикальные зоны повышенного затухания энергии сейсмических волн. При небольшой (1,5-2,0 км) ширине в вертикальном направлении они отмечены на глубинах 6,0-14,5 км и определены как участки нарушенной сплошности среды. Совместный анализ данных каротажа и вариаций параметров затухания сейсмических волн показал, что повышенным значениям параметров затухания соответствуют низкие значения пористости и эффективной

Рис. 1. Варианты моделей геологического пласта АС6-7 на примере Федоровского месторождения (по Л.Л. Трусову)

мощности коллектора. С другой стороны, участкам с низкими значениями параметров затухания соответствовали высокие емкостные свойства и невысокая проницаемость.

Было высказано мнение о том, что повышенное затухание энергии сейсмических волн связано с трещиноватостью карбонатного массива, а емкостные параметры - с пористостью матрицы породы [2].

Проведенные в пределах ОГКМ исследования показали, что зоны субвертикальной трещиноватости в области новейших тектонических подвижек обладают повышенной проницаемостью. В эксплуатационных скважинах вблизи выделенных зон отмечались максимальные дебиты (скв. 2-Д, 105, 185, 189 и др.). С этими же зонами связано раннее обводнение отдельных скважин.

Возникновение зон трещиноватости на месторождении явилось результатом многоэтапного тектонического процесса. Об этом свидетельствует наличие трещин нескольких генераций. Вторичные минералы указывают на существование в прошлом в этих зонах активного массопереноса.

На стадии поисков и разведки нефтегазоносных структур при изучении небольших по размерам тонкопереслаивающихся продуктивных пластов возникают определенные трудности в использовании наиболее широко применяемых сейсмических методов. Это обусловлено природными факторами, прежде всего - акустической неоднородностью изучаемых нефтеперспективных объектов и окружающей их геологической среды.

Для извлечения информации о геологическом веществе из сейсмических данных используется технология ВРС-Гео (высокоразрешающая сейсмика), базирующаяся на информации о его литологическом составе, коллекторских свойствах и нефтенасыщенности коллекторов [3]. В этом случае информация сейсморазведки о вертикальном геологическом разрезе становится сопоставимой с данными ГИС.

Несмотря на то что сейсморазведка является основным методом выявления локальных структур, связанных с залежами нефти и газа, в некоторых случаях (отсутствие данных о скорости распространения упругих волн до бурения разведочных скважин, несоответствие верхних и нижних структурных планов, малая амплитуда поднятий структур и т.д.) целесообразно применять, в частности, высокоточную гравиразведку [4]. Как показал опыт, в этих случаях решать поставленную задачу можно путем выявления аномалий, обусловленных латеральной анизотропией плотности в пределах структур. Причем в этих случаях гравиметрические исследования проводятся в два этапа: сначала осуществляются профильно-площадные гравиметрические съемки с целью выделения

плотностных аномалий, а затем, для детализации выделенных участков, - профили иного направления.

Для месторождений нефти и газа поисковыми признаками служат дизъюнктивные структуры фундамента и осадочного чехла, определяющие возможные пути миграции УВ, а также особенности строения и литологического состава осадочной толщи.

Анизотропия свойств геологической среды тесно связана с тектоно-динамическими процессами. Некоторые исследователи отводят разломам пассивную роль в процессе разрушения, сводя их к поверхности сопряжения двух блоков. Этой поверхности присваивают определенные значения параметров, характеризующих ослабленные прочностные свойства пород. Однако другие авторы (С.И. Шерман и др., 1983; Ю.О. Кузьмин, 1996; и др.) вводят термин «зона разлома», подразумевающий некий объем земной коры, имеющий аномальное строение и повышенную трещиноватость, обусловленную линейной деструкцией среды.

Основным отличием этой зоны является уменьшение размера зерен по мере приближения к ядру - центральной части разлома (Е.И. Паталаха и др., 1987; Б.Н. Чиков и др., 1989 г.).

Структурно-динамическая неоднородность в теле разлома обусловлена разными стадиями процесса деформационного преобразования вещества. Это, прежде всего, области реликтового деформационно-минерального состояния, свойства которых обусловлены предыдущими этапами развития разломной зоны с невысокой степенью дилатансионной активности. Вблизи и внутри этих областей формируются небольшие по ширине участки, испытавшие на исследуемой стадии процесса локальные сдвиговые деформации и подвергшиеся сильному дилатансионному разрыхлению. Другому типу внутриразломной зоны отвечает значительная диспергированность среды с низкой скоростью дилатансии. За счет постоянной дегидратации поддерживается высокое флюидное давление. Если в одном из жестких включений начальный кинетический импульс приведет к хрупкому разрушению близлежащих пород и этот процесс будет подхвачен соседними упрочненными областями, то это может привести к возникновению сейсмического разрыва [5].

В последнее время выявлены интенсивные локальные движения в земной поверхности, приуроченные к зонам разломов различного типа и порядка. Эти аномальные движения высокоамплитудные (50-70 мм/год), короткопериодичные (от 0,1

года до первых лет), пространственно локализованные (0,1-1,0 км). Их определяют как суперинтенсивные деформации (СД) земной поверхности в зонах разломов. Эти процессы протекают как в суперактивных, так и в асейсмичных регионах. Причем аномальная деформационная активность разломных зон асейсмичных областей выше, чем сейсмоактивных [6].

К сожалению, при проектировании и разработке нефтегазовых объектов и подземных хранилищ газа современные геодинамические процессы не учитываются, что приводит к значительным потерям УВ за счет ухода прежде всего добываемого газа по образованным зонам трещиноватости (рис. 2) [7].

Рис. 2. Продольный разрез слоисто-блоковой модели Щелковского ПХГ

Масштабы: по горизонтали - 1:25000, по вертикали - 1:5000. Составитель М.П.Юрова, 1999 г.

Комплексный геолого-геофизический анализ данных регионального уровня показал, что, несмотря на значительную мощность осадочного чехла, пространственное положение структур фундамента определяет хорошую проявленность разрывных нарушений в осадочных породах. Большинство выявленных линеаментов отвечает установленным по геолого-геофизическим данным разломам и отчетливо проявляется в гравитационных и магнитных полях.

В качестве примера комплексных геолого-геофизических исследований и аэрокосмических данных можно привести Щелковскую структуру, используемую как подземное хранилище газа (ПХГ). Основной задачей при изучении структуры являлась оценка неоднородности литологического состава и коллекторских свойств нижнещигровского горизонта, который используется под закачку газа. На структурных картах (масштаб 1:5000) было выделено несколько куполов в центральной части Щелковского поднятия, наличие которых подтверждалось распределением по площади емкостных параметров (пористость и относительная глинистость). Анизотропия емкостных параметров по площади совпала с зонами, разделяющими площадь структуры по северо-восточному, северо-западному и меридиональному линеаментам, дешифрируемым по космическим снимкам (рис. 3) [8].

В основе технологии прогнозирования структур трещиноватости лежит кинематический и динамический анализ трещинных систем. Изучение трещин и их геометрических характеристик, ответственных за конечные деформации, является основой для построения трехмерной геомеханической и кинематической модели трещинного коллектора [9].

При изучении керна по профилю «Гранит», пересекающему Южно-Татарский свод и его обрамление, а также материалов профиля глубинного МОГТ в пределах западного склона Южно-Татарского свода были выявлены зоны повышенной радиоактивности, отвечающие положению дизъюнктивных нарушений различного простирания. Урановая природа радиоактивности доказана как исследованиями керна (альфа- и гамма-спектрометрия), так и результатами гамма-каротажа скважин, расположенных в области развития пород с высокой и низкой радиоактивностью. Сопоставление полученных результатов с материалами сейсмического профилирования позволило высказать мнение о гетерогенности геологической среды, обусловленной геодинамическими и флюидодинамическими процессами.

Выделенные зоны трещиноватости подтверждаются данными ГИС. С помощью карт радиоактивности и карт тектонических нарушений удалось построить интегрированную модель совмещенности очагов развития трещиноватости и областей миграции глубинных флюидов. На таких участках расположены скважины, где суммарная добыча нефти, отличающейся пониженными значениями плотности, сернистости и вязкости, превысила 1 млн тонн [10].

Таким образом, слоисто-блоковое строение осадочных толщ обусловлено разнонаправленными движениями блоков кристаллического фундамента, что не вызывает сомнений и подтверждается в процессе поиска и разведки нефтегазовых объектов как геофизическими методами, так и данными бурения.

Эти движения передаются в осадочный чехол в виде «зон трещиноватости», обусловливают наличие анизотропии свойств нефтегазовых объектов в латеральном и в вертикальном направлениях.

На поисково-разведочной стадии бурение не проводится в необходимом объеме, поэтому основная роль при изучении анизотропии отводится геолого-геофизическим методам (полевым и скважинным). Безусловно, на этой стадии ведущая роль принадлежит сейсмическим методам (ОГТ, МОВ), позволяющим выявить глубокозалегающий поисковый объект, его геологическое строение, восстановить литолого-фациальную обстановку среды осадконакопления, провести седиментационный анализ, т.е. подготовить базу для последующих работ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравцов В.В., Никонов А.И., Юрова М.П. Роль геодинамики в формировании пространственно-временной неоднородности геологической среды как фактора геоэкологического риска (на примере Касимовской структуры) // Перспективы развития экологического страхования промышленности. М., 1998. С. 351-369.

2. Добрынин В.М., Кузнецов О.Л. Термоупругие процессы в породах осадочных бассейнов. М.: ВНИИгеосистем, 1993. 167 с.

3. Трофимов В.Л., Хазиев Ф.Ф. Количественный прогноз вещественного состава и нефтегазоносности фаций методами высокоразрешающей сейсмики // Геофизика: Технологии сейсморазведки: Спецвыпуск. 2002. С. 130-141.

4. Слепак З.М. Применение гравиразведки для изучения нефтегазоносных структур. М.: Недра, 1980. 152 с.

5. Ребецкий Ю.Л. Разломы как особое геологическое тело, модель развития крупномасштабного хрупкого разрушения // Дегазация Земли: геодинамика, геофлюиды, нефть, газ и их парагенезы: Материалы Всерос. конф. М., 2008. С. 418-420.

6. Кузьмин Ю.О. Современные суперинтенсивные деформации земной поверхности в зонах платформенных разломов // Геологическое изучение и использование недр. Научно-техническая информация / АОВТ «Геоинформмарк». М., 1996. Вып. 4. С. 43-53.

7. Юрова М.П. Трещиноватость осадочного чехла платформенных структур как фактор техногенного риска // Геология, геофизика и разраб. нефтегазовых месторождений. 2001. № 12.

8. Кравцов В.В., Никонов А.И., Юрова М.П. Геодинамические особенности локальных структур, используемых для подземного хранения газа // Геоэкология и современная геодинамика нефтегазоносных регионов: 'Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2000. С. 24-26.

9. Тимурзиев А.И. Технология прогнозирования трещиноватости на основе трехмерной геомеханической и кинематической модели трещинного коллектора // Геофизика. 2008. №3. С. 41-60.

10. Готтих Р.П., Писоцкий Б.И., Малинина С.С., Романов Ю.А. Парагенезис аномальных геодинамических и геохимических полей и углеводородных скоплений в Волго-Уральской нефтегазоносной провинции (на примере ЮжноТатарского свода) // Геология нефти и газа: Юбил. вып. 2004. С. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.