Научная статья на тему 'Анимационный дизайн: социокультурная специфика'

Анимационный дизайн: социокультурная специфика Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2648
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / АНИМАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН / АНИМАЦИЯ / ФУНКЦИИ ДИЗАЙНА / МОУ-ШЕН-ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кочнева Анфиса Витальевна

Анимационный дизайн сегодня стал частью современной визуальной культуры. Он активно используется в рекламе, образовании, бизнесе, играх, на телевидении. В статье анализируется процесс развития анимации от искусства к дизайну в контексте массмедиа. Проведен сравнительный анализ анимационного дизайна (motion design) как вида дизайн-деятельности и анимации как вида искусства. Автором приведены примеры анимационного дизайна, выполняющие практические задачи и обладающие высоким художественным качеством. © Кочнева А. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL SPECIFICITY OF MOTION DESIGN

Animation design has now become a part of modern visual culture. It is actively used in advertising, education, business, games, television. The article analyzes the process of animation development in the context of the mass media system. The author shows examples of motion design, performing practical tasks and have a high artistic quality.

Текст научной работы на тему «Анимационный дизайн: социокультурная специфика»

УДК 74.01/09 КОЧНЕВА А. В.

Анимационный дизайн: социокультурная специфика

Анимационный дизайн сегодня стал частью современной визуальной культуры. Он активно используется в рекламе, образовании, бизнесе, играх, на телевидении. В статье анализируется процесс развития анимации от искусства к дизайну в контексте массмедиа. Проведен сравнительный анализ анимационного дизайна (motion design) как вида дизайн-деятельности и анимации как вида искусства. Автором приведены примеры анимационного дизайна, выполняющие практические задачи и обладающие высоким художественным качеством.

Ключевые слова: дизайн, анимационный дизайн, анимация, функции дизайна, моу-шен-дизайн.

KOCHNEVA A. V.

SOCIOCULTURAL SPECIFICITY OF MOTION DESIGN

Animation design has now become a part of modern visual culture. It is actively used in advertising, education, business, games, television. The article analyzes the process of animation development in the context of the mass media system. The author shows examples of motion design, performing practical tasks and have a high artistic quality.

Keywords: design, animation design, architecture, mass media, design functions, mozchen-design.

ножает кадры механическим путем. О феномене «оживления»- писали такие известные авторы, как Ф. С. Хитрук, Ю. Б. Норштейн, С. М. Эйзенштейн, Н.Г. Кривуля, A.M. Орлова, C.B. Асе-нин, Е.А. Гамбург, Ю.М. Лотман, A.B. Прохоров и многие другие. Для них анимация является новым видом искусства, обладающим особыми выразительными возможностями. Как показало дальнейшее развитие этой области, можно понимать анимацию и ее задачи не только с художественных позиций.

За последние тридцать лет деятельность по созданию анимации не раз изменяла свой статус и трансформировалась. До конца 1980-х — начала 1990-х гг. анимация создавалась в основном для детей, но существовали мультипликационные сериалы, рассчитанные на взрослую аудиторию, например, «Флинстоу-ны» — американский комедийный мультсериал, высмеивающий американское общество 1950-х гг., который по телевидению транслировался с 1960 г. На тот момент подобный сериал представлял собой скорее исключение, чем правило, в том числе и по технологическим причинам. Мультипликационные сериалы получили гораздо более широкое распространение в конце 1980-х гг., с выходом таких картин, как «Симпсоны» (1990 г.), «Бивис и Баттхед» (1992 г.), «Дарья» (1997 г.), «Назад в будущее» (1991 г.). Эти мультсериалы не похожи на сегодняшнюю анимацию хотя бы потому, что в большинстве из них высмеивались общественные

Кочнева Анфиса Витальевна

магистрант кафедры культурологии и дизайна Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

e-mail: kultu-ra@yandex.ru

Анимация стала частью современной медиакультуры, проникая в различные сферы деятельности и завоевывая разновозрастную целевую аудиторию. Сейчас никого не удивить анимированными вставками в художественных или документальных фильмах, разнообразием фантастических вселенных и персонажей. Телевидение, социальные сети и даже образовательные учреждения используют анимацию для различных целей, прежде всего, для привлечения внимания. Анимация увлекает и будет увлекать людей любого возраста, профессии, интересов, потому что она обладает волшебным качеством «оживления». Возможно, это не вполне научное слово, но оно весьма уместно в контексте работы. Дело в том, что в советское время использовался термин «мультипликация» (от лат. умножение, размножение), обозначающий технологию создания движущегося изображения с помощью умножения кадров. Несмотря на распространенность, он вызывал неприятие специалистов. В частности, Ф. С. Хитрук писал: «Непонятно вообще откуда возник этот термин и почему он нашел у нас столь странное применение. <...> В некоторых лексиконах "мультипликатор" означает прибор для размножения фотокопий» [9, 79]. В данной работе используется термин «анимация» (от лат. anima — «душа»), который намного лучше описывает процесс создания движущегося образа. Анимация одушевляет объекты или события, создает, а не ум-

92

© Кочнева А. В., 2018

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2018

пороки, что задавало особую, упрощенную эстетику плоскостных схематизированных изображений. Техническая простота была оправдана. В момент появления эти сериалы имели в большей степени андегра-ундный характер, они противопоставлялись «детской» анимации, которую делали мэтры анимационного кино — студии Disney или Pixar [3,273].

После успеха мультсериала «Симп-соны» стало очевидно, что анимация может быть не только «детской». Ее можно использовать в рекламе, что позволяет расширить целевую аудиторию, сделать рекламу более востребованной, а значит, прибыльной. Средствами анимации начали создавать рекламные ролики с симпатичными, запоминающимися персонажами типа кролика Квики из рекламы «Nesquik». Компания Nestle выпустила анимационный ролик, благодаря которому все дети знали кролика Квики и уговаривали родителей купить шоколадные шарики, батончики или какао. Анимация в данном случае выступала инструментом маркетинга. Среди потока стандартного постановочного видео анимация выделялась (и будет выделяться), привлекая к себе внимание. Реклама воспринимается массовым сознанием как раздражающий фактор, тогда как анимация оценивается как развлекательный жанр. К тому же она расширяет границы выразительных средств рекламы. В анимационном ролике можно показать любую фантазию: «живой» чайный пакетик, поющая кукуруза, танцующий шкаф. С помощью анимации можно рекламировать абсолютно любой товар, в том числе его неочевидные достоинства (ценности бренда), визуализируя их в той или иной форме.

С развитием компьютерных технологий анимация стала проникать и в другие сферы, ее часто используют для представления данных, например, в годовых отчетах. Анимация пришла в образовательный процесс, поскольку с ее помощью можно сде-

лать материал интерактивным и более увлекательным. Современные молодые люди, обладающие развитой визуальной культурой, воспринимают информацию короткими, яркими образами. Им свойственно так называемое клиповое мышление. Слово «clip» переводится как фрагмент текста, отрывок из видео или фильма. Человек привыкает к маленьким объемам и быстрой смене информации: вместо фильмов — сериалы, вместо газет — Twitter, читает только крупные, броские заголовки, слушает музыкальные фрагменты и т.д. Современный человек, особенно горожанин, потребляет много разрозненной информации, и для того, чтобы привлечь его внимание, нужно особенное средство, яркое, броское, то, что сразу «зацепит» глаз [2,1]. Таким средством является анимационный продукт.

Из сказанного ясно, что по мере изменения общества, технологий и потребностей анимация становится другой, расширяет спектр своих функций и сам способ подхода к ее созданию. Под анимацией мы понимаем «вид пространственно-временного искусства, художественный образ в котором основан на одушевлении любых объектов посредством придания им движения» [7,13]. Большинство исследователей выделяют два основных направления, в которых развивается анимация: 1. Некоммерческая анимация (авторская), которая направлена на поиск новых выразительных форм и средств, а также выражение творческой идеи создателя. 2. Коммерческая анимация (массовая), ее продукт направлен на широкий круг зрителей и создается для привлечения прибыли или завоевания коммерческого рынка. В последнее десятилетие, с развитием компьютерных технологий, появлением социальных сетей и других каналов коммуникации, изменением способов восприятия информации и потребностей, анимация трансформируется. Наряду с некоммерческой и коммерческой анимацией появля-

ется еще один ее вид, чаще обозначаемый как motion design (далее по тексту моушен-дизайн).

IT-специалист и дизайнер И. Самохвалов определяет моушен-дизайн как палитру технологий и инструментов для визуализации любой идеи и цели в сфере теледизайна, рекламы, медиаресурсов, а также как стиль производства медиаконтента для рекламы для телевидения и Интернета, айдентики телеканалов, создания «цифровых декораций», концертов, презентаций, создания титров к кинофильмам и т.д. [6, J]. Исходя из его определения, можно сделать вывод о том, что моушен-дизайн — это визуальное сопровождение или оформление какого-либо информационного продукта. Моушен-дизайн носит более прикладной характер, чем искусство анимации. Он усиливает воздействие статического изображения, которое может быть самостоятельным продуктом.

Для изучения специфики моушен-дизайна сравним его с анимацией как видом искусства (Таблица 1).

Из таблицы мы видим, что моушен-дизайн — это, прежде всего, технология создания контента или продукта, тогда как анимация — это искусство оживления образов и предметов. Технология моушен-дизайна представляет собой синтез анимации, дизайна, различных визуальных эффектов, видео, фотографии и многих других. С помощью моушен-дизайна информация приобретает интерактивный характер, в такой визуальной и увлекательной форме человеку легче воспринимать и усваивать информацию [10,2].

К средствам собственно моу-шен-дизайна относятся технологии создания и обработки образов, связанные с развитием компьютерных технологий. Один из более доступных и популярных способов работы с анимацией — компьютерные программы, в которых создается компьютерная графика, такие как Adobe Flash, Maya, 3DS MAX, Blender и др. [5,45].

Таблица 1. Сравнительный анализ моушен-дизайна и анимации

№ п/п Моушен-дизайн Анимация

1 Визуальное оформление информационных продуктов. Демонстрирует визуализацию идей и конкретных данных. Превращает статичный образ в динамический Вид художественного творчества. Искусство одушевления, «наделения душой» образа или персонажа. Создает динамический образ

2 Создает продукт, в котором персонаж является средством трансляции практически-ориентированной идеи Создает жанровую сюжетную историю, в которой каждый персонаж имеет собственный характер

3 Технология или инструмент для визуализации идеи в сфере рекламы и продвижения продукта Технология и инструменты выступают средством создания художественного образа

4 Выступает в качестве сопровождения к основному информационному материалу Является самодостаточным продуктом

Анимация как произведение искусства самодостаточна и неутилитарна, а моушен-дизайн всегда является частью системы коммуникаций или продвижения чего-либо и имеет утилитарное назначение. При этом моушен-дизайн может быть выполнен на высоком образном и художественном уровне, что в частных случаях позволяет отнести его к произведению искусства. Например, заставка «Древнее кино» для Российского фестиваля антропологических фильмов от студии «Светлые истории» обладает такими качествами (Иллюстрация 1).

Заказчиком данного ролика выступали организаторы фестиваля антропологических фильмов, он разработан для представления фестиваля широкой аудитории зрителей, размещения в социальных сетях, на сайтах новостных порталов и на сайте самого фестиваля. Студия «Светлые истории» разработала идею, сценарий, художественное решение, музыкальное сопровождение и создала анимацию. Если случайно увидеть ролик в Интернете, можно принять его за анимационный фильм, который рассказывает о жизни человека эпохи палеолита. Визуальный ряд ролика стилизован под наскальные рисунки. Четко структурированный ролик с завязкой, развитием событий и кульминацией говорит о том, что он создан по сценарию и с определенной целью. Цель — знакомство с Фестивалем антропологических фильмов. Данный ролик (заставка) имеет утилитарное значение, но выполнен на высоком художественном уровне.

Искусство всегда содержит свою •«собственную» самодостаточную идею, тогда как моушен-дизайн выступает средством реализации ка-кой-либо идеи, которая находится вне его самого. Анимация как вид искусства не может существовать без философско-мировоззренческого содержания, но может ради смысла пожертвовать уникальностью технического решения. Моушен-дизайн, наоборот, выделяет именно техническое решение (прием), исследуя его возможности и используя их в максимальной степени для достижения нужного коммуникативного или поведенческого эффекта. Поэтому в моушен-дизайне приоритет отдается именно выразительности изображения, его яркости, привлекательности, тогда как в анимации все внимание сосредоточено на смысле.

В статье «Моушен-дизайн: наука и вдохновение» автор рассматривает несколько проектов моушен-дизай-на, посвященных процессу научного

Иллюстрация 1. Фрагмент анимационной заставки фестиваля «Древнее кино» для Российского фестиваля антропологических фильмов. Студия «Светлые истории». Екатеринбург. 2014 г. [1]

Иллюстрация 2. Фрагмент анимационной заставки «Unnatural» для телеканала Discovery USA. Студия ManvsMachine. 2015 г.

Иллюстрация 3. Фрагмент анимационной заставки «Deep Sea» для телеканала Discovery USA. Студия ManvsMachine. 2015 г.

Иллюстрация 4. Фрагмент анимационной заставки «Collider» для телеканала Discovery USA. Студия ManvsMachine. 2015 г.

94

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2018

познания. Нас привлекли заставки для научного телеканала Discovery, создателями которых стала известная английская студия ManvsMachine, которая специализируется на разработке телевизионных брендов (Иллюстрации 2-4). «Основной задачей проекта должна была стать визуализация утверждения: "Подвергните сомнению все". Результатом этой работы стали три десятисекунд-ных заставки ("Неестественный", "Коллайдер", "Глубокое море"), которые созданы с помощью ЗБ-графики и демонстрируют невероятные метаморфозы материалов и живых существ», — отмечают специалисты этой студии [4,5].

Каждая из этих заставок выполнена на очень высоком концептуальном, техническом и эстетическом уровне. Несмотря на небольшую длительность, заставка сразу приковывает взгляд и поражает красотой и необычностью представляемых процессов. Данные заставки подтверждают тезис о приоритете выразительности изображения в моушен-дизайне.

Моушен-дизайн может использоваться в различных, иногда непривычных для нас сферах, таких как наука или образование. Использование этой технологии возможно в социокультурных проектах, например, для привлечения внимания к проблемам сохранения архитектурного наследия.

Так, архитектура конструктивизма в Екатеринбурге обладает большим семиотическим полем, которое в настоящее время горожане не считывают. Мешают этому и неинформированность, и аварийное состояние зданий. Для привлечения внимания к проблемам сохранения архитектурного наследия конструктивизма нужно сильное выразительное средство, которое в увлекательной форме может продемонстрировать все семиотическое поле данной архитектуры. Таким средством может стать моушен-дизайн.

Заключение

С помощью технологии моушен-дизайна можно:

• решить коммуникативные и поведенческие проблемы различного уровня, от бизнеса до образования, от коммерции до туризма;

• «оживить» привычно статичные объекты и увидеть их с новой стороны;

• показать процессы, которые доступны только воображению. Анимация может одушевлять не только предметы, она способна демонстрировать чувства и состояния, например, сны или фантазии, чувство влюбленности или одиночества;

• продемонстрировать идею быстро и наглядно. За счет выразительного и динамичного визуального образа моушен-дизайн может за короткое время (от 10 секунд) продемонстрировать смыслы, которые заложены в предмете или событии.

Список использованной литературы

1 Картинка «Древнее кино» [Электронный ресурс]. URL: http://svetly-story.com/portfolio/ancient_movie/.

2 Косенко А. Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться? [Электронный ресурс]. URL: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip#comments (дата обращения: 20.02.2018).

3 Кочнева А. В. Коммуникативные возможности анимации в современном мире //Материалы Международного методического семинара «Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы». Екатеринбург: УрФУ, 2017.584 с.

4 Опалев М. JI. Моушн-дизайн: наука и вдохновение // Universitates. Наука и просвещение. 2012. №4 (51). С. 69-75.

5 Пэрент Р. Компьютерная анимация. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. 560 с.

6 Самохвалов И. Что такое Motion design? [Электронный ресурс]. URL: http://isamohvalov.com/motion-design/(flaTa обращения: 20.02.2018).

7 Симакова Ю. А. Герменевтический потенциал анимации в исследовании культуры: автореф. канд. дис. Екатеринбург: УрФУ, 2014.21 с.

8 Фостер У. Основы анимации. М.: Астрель, 2003.33 с.

9 Хитрук Ф. С. Профессия — аниматор : в 2 т. Т. 1. М.: Гаятри, 2007. 304 с.

10 Шаповалова С. Волшебство в движении: что такое моушен-дизайн? [Электронный ресурс]. URL: https:// netology.ru/blog/motion-design.

Spisok ispol'zovannoj literatury

1 Kartinka «Drevnee kino» [Electronic resource], URL: http://svetly-story.com / portfolio/ancient_movie/.

2 Kosenko A. Chem opasno klipovoe myshlenie i kak s nim borot'sya? [Electronic resource]. URL: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip#comments (data obrashcheniya: 20.02.2018).

3 Kochneva A. V. Kommunikativnye vozmozhnosti animacii v sovremennom mire // Materialy Mezhdunarodnogo metodicheskogo seminara «Sovershenstvovanie gumanitarnyh tekhnologij v obrazovatel'nom prostranstve vuza: faktory, problemy, perspektivy». Ekaterinburg: UrFU, 2017. 584 s.

4 Opalev M. L. Moushn-dizajn: nauka i vdohnovenie // Universitates. Nauka i prosveshchenie. 2012. №4 (51). S. 69-75.

5 Pehrent R. Komp'yuternaya animaciya. M.: KUDIC-OBRAZ, 2004.560 s.

6 Samohvalov I. Chto takoe Motion design? [Electronic resource]. URL: http://isamohvalov.com/motion-design/ (data obrashcheniya: 20.02.2018).

7 Simakova Yu. A. Germenevticheskij potencial animacii v issledovanii kul'tury. Avtoref. kand.diss. Ekaterinburg: UrFU, 2014.21 s.

8 Foster U. Osnovy animacii. M.: Astrel', 2003.33 s.

9 Hitruk F. S. Professiya animator. V 21. Т. 1. M.: Gayatri, 2007.304 s.

10 Shapovalova S. Volshebstvo v dvizhenii: chto takoe moushen-dizajn? [Electronic resource]. URL: https:// netology.ru/blog/motion-design.

Web-адреса роликов, представленных в статье

1 «Древнее кино» http://svetly-story.com/portfolio/ ancient_movie/

2 «Неестественный» http://vimeo.com/44260915

3 «Коллайдер» http://vimeo.com/44260916

4 «Глубокое море» http://vimeo.com/44260914

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.