Научная статья на тему 'Анимационное представление автоматизированных производственных систем'

Анимационное представление автоматизированных производственных систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
252
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА / АНИМАЦИЯ / ЯЗЫК АНИМАЦИИ / МНЕМОСХЕМА / ГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Полетаев В. А., Зиновьев В. В., Стародубов А. Н.

Рассмотрена анимация АПС на основе специализированного языка анимации GPSS/H и языка компьютерной анимации PROF Animation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анимационное представление автоматизированных производственных систем»

УДК 519.876.5 В. А. Полетаев, В. В. Зиновьев, А. Н. Стародубов

АНИМАЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ (АПС)

Анимация АПС - это отображение динамики работы оборудования на компьютерной мнемосхеме технологического процесса, формируемое имитационной моделью процесса. Анимация АПС предоставляет пользователю ряд возможностей:

- проверить адекватность модели объекту в деталях и в целом;

- выявить трудноуловимые ошибки имитационного моделирования;

- доказать заказчику правильность работы имитационной модели;

- просмотреть различные ситуации для непрограммирующего пользователя.

Наиболее распространен комплекс специализированного языка имитации GPSS\H и языка компьютерной анимации PROOF Animation [30]. Для создания анимационных моделей автоматизированных производственных систем предлагается использовать язык компьютерной анимации Proof Animation.

Рroof Аnimation это векторно-основанная, управляемая из файла система анимации. Она состоит из:

- CAD - подобной возможности рисунка для создания графических элементов;

- набора команд анимации и способности обрабатывать сгенерированные программой последовательности этих команд;

- набора команд управления графическими

элементами и способности ручного редактирования последовательности этих команд.

Простые инструкции языка Proof Animation сводятся к заданию времени и конечных точек перемещения объектов, имитирующих детали и оборудование АПС.

Мнемосхема автоматизированного производства представляет собой комбинацию графических элементов - статических и динамических. Статические элементы не изменяются во время анимации. Их конструируют с помощью линий, дуг, прямоугольников, окружностей. Возможны выбор цвета, ширины и типа линии; просмотр размеров и ориентации объекта; изображение кривой любой формы. На статический фон можно добавить текст с выбором цвета, шрифта и размера. Части экрана могут копироваться либо передвигаться.

При моделировании технологий примерами статических элементов могут быть контуры цеха, рельсовый путь, таблицы, текстовые надписи и т.д., а динамических - транспортные средства, станки, промышленные роботы, надписи, выводящие статистические данные работы системы на экран компьютера.

Динамические элементы - это графические объекты, которые могут передвигаться по экрану. Над объектами можно выполнять следующие операции: создавать, уничтожать, помещать в коор-

Рис. 1. Статические элементы анимации

Информационные технологии

103

динатную сетку, изменять цвет и форму, перемещать от одной точки к другой, изменять скорость перемещения, вращать и т.д.

Создадим анимацию АПС на основе крана-штабелера. Для построения модели войдем в Proof Animation путем загрузки файла spa.exe. Выберем в верхнем меню пункт Mode, а в нем режим Draw Mode. С помощью набора команд Proof Animation нарисуем статические элементы (рис. 1): станки, основания манипуляторов, склады заготовок и готовой продукции, склад для крана-штабелёра, рольганги, необходимый текст.

В режиме Class Mode выберем опцию «New class» и нарисуем динамические объекты - заготовку (под именем SAG), манипулятор (MAN) и кран-штабелёр (STABEL).

Сохраним файл разметки как MODAPS.lay и выйдем из Proof Animation.

В имитационной модели вставим необходимые блоки. Запустим файл GPSS.exe. В результате создастся файл трассировки с тем же именем, но имеющий расширение *.atf. Фрагмент этого файла приведен ниже:

TIME 0.0 CREATE SAG 1 PLACE 1 AT 85 29 MOVE R 3 85 31 TIME 13.1 MOVE R 3 27 31 TIME 13.1

PLACE 1 AT 24 36.6 ROTATE M1 TO -90 TIME 42.4

END

Запустим анимацию, выбрав файл spa.exe и

нажав клавишу <Enter>, при этом файл управления графическими объектами и сам файл графических объектов должны быть в одной траектории. Выведем на экран анимационную модель технологии путем входа с помощью мыши в пункт “File” верхнего горизонтального меню, подпункт “Open Layout&Trace”. В появившемся вертикальном меню выберем пункт MODAPS путем нажатия на нем клавиши мыши. В режиме "RUN" командой "Go" запустим программу на выполнение.

На рис. 2. представлен фрагмент анимации АПС на основе крана-штабелера.

На анимационной модели движущимся объектом является заготовка, манипуляторы и кран-штабелёр. Они появляются с началом моделирования. Кран-штабелёр перемещает заготовку к очередному рабочему месту, перекладывает её на рольганг. Далее манипулятор устанавливает её на станок, а после обработки - снимает с него и кладёт обратно на рольганг. Затем кран-штабелёр снова перемещает её к следующему рабочему месту. После обработки заготовки складируются на складе готовой продукции, а количество сделанных червяков увеличивается на единицу.

Движение заготовки в Proof Animation можно реализовать с помощью оператора MOVE (неуправляемое движение) или PATH (управляемое движение). В рассматриваемой АПС, где заготовка движется по прямолинейной траектории от точки к точке, проще использовать оператор MOVE, так как нарисовать все возможные перемещения крана-штабелёра в режиме PATH на анимации очень сложно и не рационально. К тому же это усложняет имитационную модель ненужными блоками.

Во время просмотра анимации в верхней

Рис. 2. Фрагмент анимации АПС на основе крана-штабелера

строке экрана Proof Animation указываются: текущее время имитации (Time), скорость анимации (Speed), ускорение (Faster) или замедление (Slower) анимации, остановка изображения

(Pause), пуск движущегося изображения (Go), выбор размера, расположения и участка изображения (View), выбор файлов технологических процессов (File), выбор режимов анимации (Mode), запуск движения изображения (Go).

Для того чтобы анимация создавалась имитационной моделью необходимо внедрить команды Proof Animation в модель GPSS/H. Управляющим оператором и блоком, создающим линии файла трассировки, являются оператор PUTPIC и блок BPUTPIC.

Формат:

PUTPIC opt,... , (list)

BPUTPIC opt,... , (list) где opt - опция, а list - список чисел, числовых выражений, переменных, стандартных числовых атрибутов, которые GPSS/H записывает во внешний файл (файл .atf).

Опции, связанные с оператором PUTPIC и блоком BPUTPIC:

FILE=log

LINES=unt

где log - логическое имя внешнего файла, в который будут записываться данные (по умолчанию данные будут выводиться на экран), а unt - число строк отображаемых после блока BPUTPIC.

Для создания GPSS/H-моделью файла управления анимацией, сначала его необходимо связать с логическим именем, которое будет использо-

ваться в GPSS/H-программе. Для такой связи используется специальный оператор FILEDEF. Формат оператора FILEDEF:

LOG FILEDEF 'NAME' где NAME - имя .atf-файла, а LOG - логическое имя файла.

Например,

ATF FILEDEF "MODAPS.ATF"

BPUTPIC FILE=ATF,LINES=3, АС1 TIME *.**

CREATE MAN M1 PLACE Ml AT 25 48

В приведенном примере файл «MODAPS.ATF» будет автоматически создан в текущей директории, связан с логическим именем «ATF» и в него будут записаны три строки, расположенные ниже блока BPUTPIC. При этом вместо звездочек (*.**) запишется значение текущего времени моделирования (значение стандартного числового атрибута АС1). На анимации будет видно, что в текущее значение времени появится объект MAN и поместится в точку с координатами x = 25, у = 48.

Для записи в файл управления команды END используется управляющий оператор PUTPIC: PUTPIC FILE=ATF END

Такая запись обязательна, она используется для завершения анимации и обычно записывается после оператора START.

Рассмотренный подход позволяет повысить эффективность процесса проектирования АПС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кельтон, В. Имитационное моделирование. Классика CS / В. Кельтон, А. Лоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер; Киев: Издательская группа БИУ, 2004. - 847 с.

2. Томашевский, В. Имитационное моделирование в среде GPSS: учеб. пособие / В. Томашевский, Е. Жданова. - М.: Бестселлер, 2003. - 312 с.

3. Шрайбер, Т. Моделирование на GPSS: учеб. пособие. - М.: Машиностроение, 1980. - 593 с.

□ Авторы статьи:

Полетаев Вадим Алексеевич

- докт. техн. наук, зав. каф. информационных и автоматизированных производственных систем КузГТУ.

Тел. 8(3842)39-69-44. E-mail: pva@kuzstu.ru

Зиновьев Василий Валентинович

- канд. техн. наук, доцент каф. информационных и автоматизированных производственных систем КузГТУ.Тел. 8(3842)36-82-02 E-mail: z_v_v@pambler.ru

Стародубов Алексей Николаевич

- аспирант каф. информационных и автоматизированных производственных систем КузГТУ. Тел. 8(3842)36-47-21 Email:staraleksei@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.