Научная статья на тему 'Англоязычный песенный дискурс'

Англоязычный песенный дискурс Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4871
740
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Англоязычный песенный дискурс»

фический (дипломы, сертификаты, гербы); музыкальный (гимны). Так, в герб включен девиз, неотъемлемой частью гимна является поэтический текст, а ритуал предполагает определенный сценарий, артефакты, музыкальное оформление вербальной части.

Знаки смешанного характера образуют особую семиотическую сферу дискурса, ядром которой является ритуал, который интегрирует в своей структуре вербальные и невербальные знаки университетского дискурса, придавая событию театральность, зре-лищность, торжественность, приобщенность к событиям, знаменующим новый уровень саморазвития личности. К университетским ритуалам относятся: graduation, matriculation, initiation, и thesis defense. Кроме того в каждом университете существуют свои тради-

ции и ритуалы, характеризующиеся разной степенью ригидности, типичными ролями участников и четкой последовательностью событий: Encaenia (празднование годовщины образования), Commemoration ball (поминание основателей), Gaudy (ежегодный обед в честь бывших студентов).

Типичными особенностями университетской ритуальной коммуникации являются: усложненный язык, отличающийся от повседневного; высокая степень клишированности; частотность абстрактной лексики, архаических лексем и синтаксических оборотов, местоимений во множественном числе; генерализация высказываний, которые дополняют драматургию, регламентированность и зре-лищность англоязычного университетского ритуала.

Астафурова Т.Н., Шевченко О.В.

Англоязычный ПЕСЕННЫЙ ДИСКУРС

Англоязычный песенный дискурс выделен в качестве одного из жанров досуговой коммуникации молодежной субкультуры с присущими ему экстралингвистической (участники, хронотоп, цели, ценности, функции) и лингвистической (тематика, структура произведений, лингвосемиотиче-ские средства) спецификой.

Хронотоп англоязычного песенного дискурса представлен двумя моделями: непосредственной {face-to-face) и опосредованной (distant) по признаку наличия / отсутствия прямого контакта между коммуникантами. В рамках опосредованной модели дискурса локативность и темпоральность не являются значимыми характеристиками, в непосредственной модели песенного дискурса время и место выступления типизированы и конкретизированы (концерт в / вне помещения, клубное выступление).

Участники песенного дискурса: слушатель, исполнитель и автор песенного текста, участвующий опосредованно / непосредственно в выступлении. Цель англоязычного песенного дискурса заключается в донесении интенции автора до слушателя, оказании на него эмоционального воздействия для формирования социальной позиции и ценностной ориентации слушателя, что отражается в подборе лингвосемиотических единиц дискурса. Песенный дискурс глубоко аксиологичен и субъективен, представляя ценности и антиценности англоязычной молодежной субкультуры через специфические образы, стиль жизни, своеобразие мироощущения.

Интертекстуальность песенного дискурса проявляется в наличии общих параметров лирических текстов: двухчастной структуры (куплет-припев); единой темати-

I \ DISCOURSE Р VЛ

[)тщк*пи

ки (любовь, дружба, свобода, достоинство); устойчивого набора метафор (вода - жизнь all my life has been drained from me, осень -старость и смерть The fall and my time has come, дорога - свобода On a lonesome highway I'm flying to get free), использования прецедентных текстов в качестве цитат и аллюзий (To be or not to be, Black Sabbath; Like Jesus to a child, etc).

Жанровое пространство англоязычного песенного дискурса организовано тремя направлениями: рок, поп и рэп, интегрирующими признаками которых являются базовые характеристики молодежной субкультуры (полифункциональность, нонконформизм,, стереотипизация, маргинальность и агрессивность), модели актуализации песенного дискурса, роли участников, универсальные функции песенного дискурса (развлекательная, фатическая, интегративная, информативная, эксплана-торная, дидактическая). Для разграничения песенных жанров используются тематический и структурный критерии.

Поп-музыка, в основе которой лежат джаз, фолк и танцевальная музыка, выделилась в жанр песенного дискурса в 40-50-е годы ХХ в. В поп-текстах представлена триада «автор - исполнитель - слушатель», дополненная такими персоналиями, как продюсер (production director), мелодист (melodist), аранжировщик (arranger), звукорежиссер (sound supervisor), режиссер (stage producer), стилист костюмов (designer) и гример (makeup artist). Колороморфная и символическая специфика одежды поп-исполнителя проявляется в экстравагантном (loud catchy clothes) сочетании разнообразных цветовых гамм, стилей (от спортивного до классического), декоративных элементов. Структура произведений поп-жанра песенного дискурса отличается традиционностью и каноничностью, состоит из зачина, кульминации и концовки, представленных 2-3 куплетами

и повторяющимся припевом, отличающимся мелодией и ритмом.

Рок-музыка, объединившая несколько направлений музыки, появилась в середине 60-х годов ХХ в. и отличается исполнением произведений «вживую» (live playing) рок-группой, состоящей из гитариста (guitar player), бас-гитариста (bas-guitarplayer), барабанщика (drums player), вокалиста (singer) и клавишника (keyboardsplayer). Топос этого жанра закреплен за клубными выступлениями; концертами и фестивалями на открытых площадках (open-air festivals). В рок-жанре функции автора и исполнителя совмещены. Колороморфная и символическая специфика участников рок-жанра состоит в преобладании темных цветов (dark colors), использовании декоративных элементов в виде букв древних алфавитов и рунических знаков (ancient alphabets letters, runes), символов смерти (скелеты - skeletons, кладбища - grave yards), огня (пожар - fire, свеча -candle), движения (мотоциклы - motorbikes, гоночные автомобили - racing cars).

Структура произведений рок-жанра песенного дискурса отличается размытостью границ зачина, куплета, концовки, а также включением в нее кульминационного момента - двух- / четырехстрочной рифмы, дополнительно акцентируемой замедленным музыкальным темпом. Припев в этом жанре обладает функциональной значимостью, поскольку в нем эксплицируется призыв к действию в форме глагола в повелительном или сослагательного наклонении.

Рэп-музыка появилась в середине 70-х годов ХХ в. в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Рэп интегрирует начитанный ритмичный текст с четко обозначенными рифмами и ритмичной музыкой, создаваемой ударными и электронными инструментами (electronics). Жанр рэпа типичен для клубных выступлений, часто дополнен танцевальным сопровождением (брейк-данс); в нем совмещены функции

автора и исполнителя, едины образы слушателя и исполнителя. В рэп-жанре отсутствует четкая структура песенного текста, который представляет собой непрерывный рассказ длительностью от 7-8 минут до получаса, но обладает смысловой завершенностью, включая зачин, припев и концовку.

Понятийно-ценностная составляющая англоязычного песенного дискурса представлена тремя группами концептов:

- поведенческими, семантика которых дополнена призывом к определенному стилю поведения. Базовыми концептами этой группы являются нонконформизм (non-conformity), пассивность (drift), вызов (challenge), эпатаж (epatage);

- эмоциональными, которые представляют культурные универсалии с ценностной и образной составляющими. Базовым эмоциональным концептом выступает любовь (love), периферийными - свобода (freedom), смерть (death), вера (faith), одиночество (loneliness);

- социальными, актуализирующими социально-статусные и материальные ценности. Ядерный концепт - расизм (racism), периферийные - власть (power), собственность (property), деньги (money), статус (status), благополучие (well-being).

Основная функция песен поп-жанра -эмотивная, что отражается в тематической специфике и вербализации концептов эмоциональной группы, в частности концепта любовь: Come down love; I want to know what love is; Thank you for loving me; Crazy in Love.

Основная функция песен рока - апелля-тивная, ориентированная на вербализацию концептов поведенческой группы, в частности концепта нонконформизм: He's a well respected man about town, Doing the best things so conservatively.

Основная функция песен рэпа - экспла-наторная, ориентированная на раскрытие социальных концептов, в частности, концепта расизм: All I see is racist faces, девальвации ценностей культуры конформистского обще-

ства, в частности концептов деньги (money: I once knew a buddy, his name's William, his primary concern was making a million ... the illest money hustler), статус и благополучие (status & well-being: Superstardom's like post-mortem... I've been chewed up and spit out and booted off the stage but I keep rhyming).

Лингвосемиотическое пространство англоязычного песенного дискурса представлено вербальными, невербальными знаками и знаками смешанного типа.

К вербальным знакам англоязычного песенного дискурса относятся:

- дескрипторы, организованные в виде градуированных оппозиций качественных прилагательных, отражающих степень внешней привлекательности объекта (beautiful -pretty - nice - good-looking - unattractive -ugly); степень внутренней привлекательности объекта (genius - bright - clever -foolish -stupid; gentle - kind - tolerant - good - hard -intolerant - rude - cruel - savage; fearless -courageous - brave-faint-hearted- cowardly);

- знаки-персоналии, обозначающие представителей молодежной субкультуры: (boy/girl, man/woman, buddy, guy, hero, soldier, black, brave, me, you, I, we, us, together), круг близких людей (lover, boyfriend/girlfriend, baby, darling, honey, sweetheart, dear, he, she), представителей конформистской культуры (racist, world, white, they);

- инструментативы, включающие номинации: музыкальные инструменты (electric/acoustic guitar, bass, banjo, sitar, drums, flute, whistle, microphone), автотранспортных средств (car, motorbike, wagon, racing), элементы одежды и атрибутики представителей молодежной субкультуры (jeans, leather, boots, belt, tie, braces, ring, bangle, chains, pendant, earring, bag);

- локативы, представленные географическими названиями (America, Amsterdam, Atlantic City, Belfast, California, Hollywood, Idaho, London, Michigan, Mississippi, Montana, New York City, Paris), номинация-

Энциклопедия «Дискурсология» ШСКУРС*/^

ми объектов природы и дорожного движения (air, fire, field, sun, rainbow, rain, wind, lightning, thunder, puddle, snow, fog, smog, smoke, river, ocean, lake, city; road, crossroad, avenue, broadway, street, traffic lights), условий жизни афроамериканцев (slums, mud, sewage, trash, garbage, dirty, muddy, scruffy, skuzzy, smoggy);

- апеллятивы, призывающие к социальным действиям, реализуемые лексемами come on, go ahead, go on, повелительным наклонением сказуемого (высокая степень обязательности); конструкциями с глаголами let, shall (низкая степень обязательности);

- пермиссивы, предполагающие вариативность действия благодаря модальным глаголами can, may, а также конструкциям it s OK, it s all right;

- лимитаторы, выражающие запреты, налагаемые на действия представителей молодежной субкультуры и актуализируемые негативными конструкциями c модальными глаголами разной степени строгости запрета: must not; can not; should not;

- квалификаторы как знаки идентификации молодого человека с субкультурой, указывающие на возраст субъекта (youth, teenager, teen, youngster, adolescent, young, new generation), проявление в нем базовых признаков молодежной субкультуры (other / different, opposed, rude, fearless, similar, unusual);

- перцептивы, вербальной экспликацией которых выступает инвективная лексика: fuck и его производные, bitch, son of a bitch, ass, asshole, bastard, whore, sheet и др.

К невербальным знакам англоязычного молодежного песенного дискурса относятся топоморфные, колороморфные знаки, символические артефакты, паралингвистиче-ские знаки.

Топоморфные знаки включают названия стадионов (Stanford Bridge, Old Trafford, Wembley в Англии, Hampden Park, Ibrox в Шотландии, Millennium в Уэльсе),

клубов (The O2 Arena, Brighton, Ministry of Sound, The End Club), фестивальных площадок (Woodstock, Glastonbury, Creamfield), ассоциирующихся с местом проведения выступления.

Колороморфные знаки обеспечивают зрелищность реализации песенного дискурса с помощью мощных осветительных приборов (софиты - floodlight projectors, рампы — footlights), сменяющих друг друга спектров: белого, желтого (постоянное освещение сцены), красного (подсветка задней части сцены), синего и зеленого (выделение исполнителя или отдельного музыканта, лазерные лучи, направленные в зрительный зал). Стремясь к привлечению внимания массового слушателя, песенный дискурс ориентируется на модные цветовые тенденции в конкретный период времени, исключением являются универсальные черный и красный цвета как базовые колороморф-ные знаки песенного рок-дискурса (черный цвет как символ традиционного, мрачного, обреченного мира; красный цвет как цвет крови, проливающейся в борьбе за освобождение от традиций и норм конформистского общества.

К символическим артефактам относится костюм участников дискурса (clothes, dress-up, threads, togs, trags, rags, thugs). Паралингвистические знаки (позы и жесты), используемые в англоязычном песенном дискурсе, подразделяются на аттрактивные, апеллятивные, фатические, авторитарные.

К знакам смешанного типа, ритуалам, относятся концерты, сущностными характеристиками которых являются сце-нарность и повторяемость последовательности действий: приветствие (greeting); «разогрев» (warm-up setting), выражение благодарности (thanking), исполнение известных произведений (hit-set), «перепев-ка» с залом (roll-call / singing along), прощание (saying goodbye), выход на бис для повторного прощания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.