УДК 940.3./4 ББК Т3(2)524
П. В. Виноградов
г. Уссурийск
Англо-русское военно-экономическое сотрудничество в начале Первой мировой войны (1914-1915 гг.)
В статье анализируется англо-русское военно-экономическое сотрудничество, которое возникло в начале Первой мировой войны и было вызвано кризисом в снабжении вооружением русской армии. Решить эту проблему должна была Англо-Русская комиссия по снабжению - особый межправительственный орган. В статье анализируются проблемы, с которыми столкнулась комиссия, сильные и слабые стороны ее деятельности. Среди выявленных проблем: отсутствие систематических и точных сведений о потребностях в военном имуществе; отсутствие надежной связи между Лондоном и Петроградом; размещение российских заказов в обход комиссии с использованием услуг частных посредников. В статье обосновывается вывод о том, что наладить эффективное военноэкономическое сотрудничество между Великобританией и Россией в начале войны не удалось.
Ключевые слова: военно-экономическое сотрудничество, военные поставки, АнглоРусская комиссия, Адмиралтейство, Военное министерство.
P. V. Vinogradov
Ussuriisk
English-Russian Military-Economic Cooperation at the Beginning of the First World War (1914-1915)
At the beginning of the First World War the Russian Army faced an acute shortage of armament. One of the ways to solve this problem was to organize the armament and ammunition deliveries from Great Britain. On this occasion a special inter-governmental institution - Anglo-Russian Supply Commission - was established. But from the very beginning this commission exposed some serious problems: lack of systematic and exact data, concerning the needs in armament; lack of direct connection between London and Petrograd; booking of Russian orders with the help of commercial contractors disinforming the Commission. All that prevented the governments from setting up effective cooperation at the beginning of the War.
Keywords: military-economic cooperation, military (armament) deliveries, Anglo- Russian Commission, the Admiralty, Military Ministry.
Начавшаяся Первая мировая война вскоре перешла из быстрой и маневренной в затяжную, а боевые действия приняли ярко выраженный позиционный характер. На полях сражений утвердился примат обороны над наступлением. Массированная стрельба артиллерийских орудий с закрытых позиций, удаленных на безопасное расстояние от переднего края, способных легко совершать маневр огнем на фронте в два десятка километров, могла остановить любое наступление противника [11, с. 330]. Скорострельные пушки и пулеметы также могли остановить любое наступление. Противники вынуждены были зарываться в землю и засыпать друг друга тысячами снарядов в надежде подавить [8, с. 8]. Во время войны оборона стала настолько мощной, что атака пехоты сделалась невозможной без танков или сильной поддержки артиллерии [7, с. 43]. Оборонительная форма ведения
войны оказалась сама по себе сильнее, чем наступательная [9, с. 8]. Прорыв мошной оборонительной линии противника стал очень сложной задачей.
Противоборствующие стороны стали лихорадочно искать пути преодоления позиционного кризиса. В стане Антанты была разработана и принята стратегия «размена», которая предполагала ценой собственных громадных потерь вызвать адекватные потери противника, более чувствительные для него ввиду нехватки людских и материальных сил. В результате фронт должен был развалиться, когда противник полностью исчерпает все ресурсы [10, с. 477]. Эта доктрина предполагала создание значительного численного и материальнотехнического превосходства стран Антанты.
Российскому правительству, начавшему мобилизацию всех ресурсов страны для ведения затяжной и крупномасштабной
войны лишь спустя год, для реализации подобной стратегии пришлось уже с самого начала войны прибегать к систематическим закупкам материальных ресурсов за границей.
Уже в августе 1914 г. министр иностранных дел Великобритании сэр Э. Грей предложил русскому послу в Лондоне А. К. Бенкендорфу образовать совместную англо-русскую комиссию, по образу уже действующей англо-французской или англо-бельгийской, которая занималась бы вопросами размещения военных заказов для России. Предполагалось создать смешанную англо-русскую комиссию, в которой были бы представлены и Адмиралтейство и Военное министерство, с целью урегулирования закупок в Англии предметов снабжения для России [4, с. 244].
Между Англией и Францией уже давно была налажена система обмена информацией о необходимых видах сырья и вооружения. Министры снабжения обеих стран регулярно встречались с целью полного обмена сведениями обо всех своих нуждах и потребностях в тех или иных предметах военного назначения. В случаях, когда необходимые предметы отсутствовали на внутренних рынках, страны предпринимали совместные действия с целью изыскания нужного имущества в нейтральных странах. Например, заказы в Америке размещались Францией и Англией совместно друг с другом, и всякая конкуренция между ними в силу этого была исключена. К сожалению, с царским правительством такого рода взаимодействия налажено не было, и нередки были случаи конкуренции между союзными державами при размещении заказов. По этому поводу министр снабжения Франции А. Тома с горечью отмечал: «До сих пор мы сплошь и рядом занимались грабежом друг друга» [3, л. 22]. Таким образом, уже в самом начале войны возникла острая необходимость в налаживании и регулировании дел, связанных с размещением заказов за рубежом.
Предложение сэра Э. Грей не вызвало возражений. Созданный комитет получил официальное наименование Англо-Русской комиссии по снабжению. Председателем комиссии стал представитель Министерства торговли и промышленности в Лондоне М. В. Рутковский. В состав комиссии также вошли военный и военно-морской агенты России и специалист по авиастроению. Чуть позже состав комиссии пополнили генерал-майор Э. К. Гермониус и Г. И. Тимченко-Рубан. Представителей от Англии в составе
комиссии не было. Комитет являлся государственной организацией, призванной направлять и координировать деятельность русских правительственных учреждений в деле организации и размещения военных заказов за границей.
В своей работе комитету приходилось иметь дело с несколькими правительственными учреждениями Великобритании. Первым из них являлась так называемая Международная комиссия по снабжению, задача которой состояла в размещении и закупке сырья, станков и прочего стратегического оборудования, не относящегося к военной сфере. Все вопросы, связанные с этой деятельностью, разрешались путем непосредственных переговоров с представителями международной комиссии. Эти же представители называли фирмы, согласные взяться за выполнение заказа, условия контракта и сроки его исполнения. Все сделки, заключенные подобным образом, подлежали официальному утверждению со стороны руководителей комиссии. При этом в любое время, по инициативе английской стороны, заключенный контракт мог быть расторгнут английским правительством, если предусмотренные договором материалы и имущество было необходимо ему для собственных нужд. Вторым английским ведомством, с которым непосредственно сотрудничала Англо-Русская комиссия, являлся специально созданный при военном ведомстве комитет, отвечающий за заказы оружия и боеприпасов. Связь с этим комитетом осуществлял генерал-майор Э. К. Гермониус.
В начале своей деятельности комитету не удавалось монополизировать право размещения заказов за рубежом. Некоторые государственные учреждения и ведомства просто не считались с существованием Англо-Русского комитета. Так, А. К. Бенкендорф в одной из своих телеграмм С. Д. Сазонову указывал: «... военное ведомство, не считаясь с существованием комитета, продолжает давать заказы в Англии через частных посредников, что вносит дезорганизацию в дело снабжения» [4, с. 10]. Поэтому английское правительство неоднократно обращалось в Петроград с просьбой всячески пресекать подобного рода практику.
С каждым месяцем работы роль и значимость Англо-Русского комиссии возрастала. Особенно этому способствовали выделяемые английской стороной кредиты и заключенное в сентябре 1915 г. финансовое соглашение между двумя государствами, благодаря которому через комитет стали проходить
миллиардные суммы денег и он постепенно становился настоящим монополистом в размещении заказов за границей. А 16 января 1915 г. секретное междуведомственное совещание приняло постановление принять самые решительные меры к направлению всех без исключения заказов через Англо-Русский комитет [5, с. 27].
Предполагалось, что образованный Англо-Русский комитет будет функционировать на двусторонней основе. Однако представители с английской стороны так и не были назначены и фактически комитет являлся чисто русским учреждением. Не соблюдался при работе комитета и принцип коллегиальности. Заседания проходили эпизодически и носили чисто формальный характер. По сути дела, комитет не занимался разрешением деловых вопросов. Фактически этим занимались представители отдельных правительственных ведомств, входивших в состав комитета. Именно они вели все операции, связанные с размещением заказов, вплоть до решения финансовых вопросов. Таким образом, комитет так и не монополизировал право размещения заказов за границей. На деле он являлся лишь органом, который координировал деятельность отдельных правительственных ведомств при размещении крупных заказов на военное имущество. Об этом неоднократно напоминало царскому правительству английское, которое не выражало особого удовлетворения от работы Англо-Русского комитета.
Для полноты картины следует добавить, что в неудовлетворительной работе комитета было виновато и царское правительство, которое позволяло различным ведомствам в обход комитета размещать и производить заказы и закупки за рубежом, что, впрочем, так же не гарантировало надлежащего исполнения контрактов. К примеру, закупкой медикаментов, помимо Главного военносанитарного управления, занимался еще целый ряд учреждений. Фирмы, выполняющие условия контрактов, отправляли продукцию на разные адреса, в результате чего часть медикаментов попросту терялась. Схожая ситуация наблюдалась и при закупке металлов. Английские власти неоднократно обращали внимание на такое положение дел и требовали создать в Петрограде особый орган, который бы полностью сконцентрировал в своих руках сбор информации о закупке необхо-
димых металлов и передавал бы ее в АнглоРусский комитет [1, л. 197].
Лондонский комитет и английское правительство не получали систематических и точных сведений о наших потребностях в военном и другом имуществе, хотя Лорд Г. Кит-чинер в разговорах с А. К. Бенкендорфом особо подчеркивал важность доведения до английского правительства полных сведений о всех наших нуждах [5, с. 219]. Особенно резко выделялось отсутствие четких требований на взрывчатые вещества, металлы, инструментальную сталь и медикаменты. Запросы и заказы делались через комитет спорадически, причем иногда из разных ведомств поступали заявки на одни и те же предметы [3, л. 64].
Не лучшим образом обстояла ситуация и с осуществлением связи центрального правительства с Лондонским комитетом, так как телеграфная связь не отличалась высокой надежностью и эффективностью. В шифрованных телеграммах нельзя было изложить всей сути предложений, ввиду сокращения текста значительно искажался смысл сообщения. Да и сама телеграфная связь являлась очень затратной. Ежемесячные расходы военного агента в Лондоне составляли порядка тысячи рублей [1, л. 67]. Вице-адмирал А. И. Русин, побывавший осенью 1915 г. в Лондоне и составивший подробнейший отчет о деятельности комитета по этому поводу, писал: «... Медлительность телеграфных сношений с Петроградом тормозит, а подчас парализует все усилия наших лондонских деятелей» [3, л. 60]. А ответных телеграмм приходится ждать много дней или недель. Между тем отсутствие определенного ответа или полномочий на решение того или иного частного вопроса влечет за собой потерю всего дела, ибо пропускаются сроки ответа, назначенные фирмами [3, л. 61].
Таким образом, уже в самом начале войны царское правительство столкнулось с большими трудностями при размещении военных заказов за рубежом. Ввиду целого ряда ошибок и недочетов совместной работы русского и английского правительства по размещению заказов не получилось. Поэтому в первые полтора года войны наладить эффективную работу Англо-русской комиссии и создать четкий и отлаженный механизм организации поставок материально-технического имущества из Англии в Россию не удалось.
Список источников и литературы
Неопубликованные источники
1. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 2000: Переписка Главного управления Генерального штаба с военными агентами в Англии, США, Франции. Оп. 1. Д. 5389.
2. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 2000: Переписка Главного управления Генерального Штаба с военными агентами в Англии, США, Франции. Оп. 1. Д. 5543.
3. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 2003: Документы полевого управления войск при верховном главнокомандующем. Оп. 1. Д. 1735.
Опубликованные источники
4. Международные отношения в эпоху империализма / отв. ред. М. Н. Покровский. М.; Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. Т. 6.
5. Международные отношения в эпоху империализма / отв. ред. М. Н. Покровский. М.; Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. Т. 7.
Исследования
6. Бабичев Д. С. Деятельность русского правительственного комитета в Лондоне в годы Первой мировой войны // Исторические записки / Академия наук СССР. М., 1956. С. 276-292.
7. Гудериан Г., Фуллер Дж., Эймансбергер Л. Внимание, танки. М.: АСТ, 2003. 473 с.
8. Исаев А. Когда внезапности уже не было. М.: ЭКСМО, 2005. 480 с.
9. Клаузевиц К. О войне: в 2 т. М.: АСТ, 2002. Т. 1.
10. Лиддел-Гард Б. Энциклопедия военного искусства. М.; СПб.: АСТ, 2003. 651 с.
11. Танки и самоходные орудия / под ред. В. Гончарова. М.: АСТ, 2001. 336 с.
УДК 913(3аб)
ББК Т3(2)5
Л. Б. Романюк
г. Чита
Арестанты Нерчинской каторги на строительстве Амурской «колесухи»
Эта статья о строительстве Амурской колесной дороги - вспомогательного пути, который проходил по территории Забайкальского края и Амурской области и выполнял функцию снабжения при строительстве Амурской железной дороги (участка великой Транссибирской магистрали). Цель статьи - выявить роль ссыльнокаторжных Нерчинской каторги в строительстве этой дороги, показать тяжесть труда и процесс создания дорожного полотна. В статье подвергаются анализу архивные источники, научные статьи современных ученых, а также приводятся свидетельства местных жителей-краеведов по данному вопросу.
Ключевые слова: Нерчинская каторга, Амурская «колесуха» (Амурская колесная дорога), подневольный труд, Амурская железная дорога, Транссиб, Забайкальская железная дорога.
L. B. Romanjuk
Chita
Nerchinsk Penal Servitude Prisoners in the Construction of the Amur "Kolesukha" Wheel Road
This article is about the Amur wheel road - an auxiliary way which ran through the territory of Zabaikalsky krai and Amur region and carried out the supply function of the Amur railway building (at the site of the Great Trans Siberian line). The purpose of the article is to reveal the role of the prisoners of Nerchinsk penal servitude in the construction of this road, to show their harassing labour, to describe the process of the creation of the roadbed. The analysis of the archival sources and the scientific articles of modern scientists are exposed in the article. Besides the testimonies of the local inhabitants and regional ethnographers on the question under consideration are introduced.
Keywords: Nerchinsk penal servitude, the Amur "kolesukha" (the Amur wheel road), heavy forced labour, Amur railway, Trans-Siberian line, Transbaikalian railway.