АНГЛО-НОРМАНДСКАЯ ЗАМКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
© Бабошина О.Н.*
Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, г. Москва
Норманны были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Современники эпохи норманнов расценивали замки как инновации и считали отсутствие их в Англии до за -воевания важным фактором, приведшим англосаксонского короля к поражению.
В 1066 г. правитель французского герцогства Нормандии Вильгельм Завоеватель высадился на берегах Британии и после победы, одержанной им при Гастингсе над войсками англосаксов, покорил всю страну. Норманны -новые хозяева в только что завоеванной стране - нуждались в укрепленных замках, за высокими стенами которых можно было укрыться как от враждебных саксов, так и от воинственных соседей. Но, тем не менее, в норманнской Англии было мало исключительно военных сооружений, лишь для немногих замков защита являлась основной функцией.
Падение Каролингской империи в середине IX в. привело к появлению зданий нового типа, в которых объединялись функции жилища, центра управления и укрепления. Эти здания отличаются от сооружений римской эпохи, которые были либо жилыми, в частности, защищенными городскими стенами, либо в большей степени военными, как, например, форты армии. Здания нового типа стали называть замками.
Акцент на оборону в этих зданиях был сделан отчасти в результате прихода к власти местных магнатов в ответ на социальную анархию второй половины IX столетия. Однако это не может являться полным объяснением, так как аналогичное ослабление центрального управления в V и VI вв. на территории бывшей Западной Римской империи не привело к появлению замков. А в норманнской Англии, в которой центральная власть оставалась сильной на протяжении трех поколений, замок был обычным типом здания. Ответ, вероятнее всего, лежит в новых социальных формах, развивавшихся в тот период, в частности сочетавших иерархическую структуру с землевладением. Необходимость усиления военных функций жилищ магнатов диктовалась как практическими соображениями безопасности, так и символическими - чтобы показать силу правителя жителям, находившимся под его властью, а также своим соперникам - пэрам из других мест. Эти функции способствовали удержанию власти, позволяли начинать войны или организовывать дипломатические встречи. Для правящего класса, война для кото-
* Аспирант.
рого являлась образом жизни, здания, демонстрирующие мощь власти, должны были быть оснащены архитектурными атрибутами защиты и нападения, вне зависимости от военной необходимости.
В жилище лорда обязательно предусматривались зал для гостей, зал для государственных дел, зал для отдыха, покои для сна, а также часовня для молитвы. Кроме того, там должны были быть кухня, конюшни, хлев, сараи, амбары, кузницы и другие мастерские. Эти сооружения не связывались системно друг с другом, что заметно отличает их от аналогичных зданий в монастыре. Оборонительные сооружения могли быть самого разного типа - от легкой защиты главных зданий до огромных фортификационных сооружений из земли, дерева и камня. Такое разнообразие типов имеет непосредственное отношение к широко обсуждаемому вопросу: были ли замки известны саксам или они являлись исключительно продуктом норманнского импорта. Важным в этом вопросе представляется англо-саксонский текст, относящийся к началу XI в., в котором отмечается, что человек заслуживал звания лорда, если он имел «пять наделов земли, часовню, кухню, колокольню, охраняемые ворота и место в Зале Короля» [8]. Авторы, утверждавшие, что такое жилище с надвратной башней принадлежит к той же категории, что и замки рыцарей Нормандии, конечно правы. Поскольку нельзя отличить его от зданий, называемых замками в западной Франции, Нормандии и норманнской Англии, например таких как в Кане, Ладлоу и Ньюарке.
Однако есть две особенности - донжон и курган, благодаря которым некоторые французские и нормандские замки отличаются от подобных англо-саксонских. Донжон, возведенный из дерева или камня, сочетал в себе три главные функции: зала, палаты и часовни. Самыми ранними примерами такого сочетания являются донжон замка в Мэйне, донжон Дю-ля-Фонтэйн, оба относящиеся приблизительно к началу X в., и донжон замка Ланже, документируемый 990-ми гг. К началу XI в. этот тип был широко распространен, например донжоны в Лоше и Монт-Бэзоне. Возведенные из великолепного тесаного камня, они свидетельствуют о том, что донжон не рассматривался как жалкое подобие церквей. Другой донжон в западной Франции, датируемый первой половиной XI века или ранее, включает руины двухэтажного здания в Иври-ля-Батай в Нормандии, возведенного невесткой герцога Ричарда I (942/5-996). Донжон в Лоше служил образцом для донжонов в Рочестере, в замке Хидингем и в Гудриче. В то же время сооружение в Иври, отличающееся выступающей апсидой, служило, вероятно, образцом для первого из великих дворцов норманнской Англии - Белой Башни в Лондонском Тауэре. Эти постройки снабжены хорошо оборудованными залами с аркадными галереями и богато украшенными часовнями, у многих есть камины, раковины и отдельные спальные помещения с кладовыми.
Термин «turns» был современным обозначением донжона, в то время как отдельное слово «tower» (башня) было неясным и неопределенным.
Поэтому французский термин «donjon» (донжон) более точен и пригоден для использования, чем их английский эквивалент «great tower» - большая башня, которую зачастую путали с замком в целом. «Donjon» более приемлем, так как происходит от слова «dominarium» - дом «dominus» или дом лорда, что указывает на положение владельца замка, а также на корень слова «dungeon» (главная башня).
Столь же важное значение, что и донжон, для владельца имело земляное возвышение (курган), на котором он располагался, называемое «mot-te». Используемое для демонстрации величия хозяина, оно было также необходимо и с военной точки зрения. Почти наверняка курган, как и донжон, был изобретением поздних Каролингов конца X - начала XI в. Ко второй половине XI столетия почти стандартная форма совершенствова-лась: курган и бастион стали укрепляться деревянным палисадом или стенами каменной кладки. На кургане возвышалась башня, как правило, из дерева, но иногда, особенно в XII в., из камня. Двор замка состоял из стандартного комплекса зданий, включавшего зал, палату и часовню.
Среди наиболее крупных насыпей в послезавоевательный период -курганы в Норидже, Виндзоре, Ливесе, Тетфорде, Брамбере и Килпеке. В замках Акр, Фернхем, Эйрундел и Беркли вокруг кургана были построены каменные стены: наверху холма в замках Акр и Эйрундел, но у его основания - в Фернхеме и в Беркли.
Поскольку донжон характеризует замок как определенную структуру, а также из-за разрушения большинства других строений, он является наиболее архитектурно значимым из сохранившихся построек в замке.
Замок в Лоше - первый из дошедших и полностью сохранившихся образцов новой большой башни или донжона-дворца, включавший зал, палату и часовню. Начиная с X в., на вершине утеса возвышалась деревянная башня, служившая защитой для прилегающего к ней селения. Владение первоначально принадлежало Фульку Рыжему, графу Анжуйскому, а при его преемнике Фульке Нерре была возведена первая каменная крепость, имевшая в плане квадрат.
Донжон был построен в начале XI в. Здание в плане 25 * 15 метров и 38 метров в высоту отличается высококачественной каменной кладкой с полушахтами в пилястрах, соединивших экстерьер (рис. 1). Стены, толщина которых колеблется от двух до трех метров, были прорезаны бойницами и увенчаны машикулями, через которые бросали метательные снаряды на осаждавших крепость врагов. Первый этаж, освещаемый лишь через прорези в стене, вероятно, использовался только в качестве кладовой, некогда в нем был и колодец. Второй этаж, попасть на который можно было лишь через пристройку (рис. 2), состоял из зала, каминной и кладовой.
Третий этаж, на который вела длинная прямая лестница в толще стены, представлял собой наполовину личное пространство с камином и дос-
тупом в пристройке в часовню, назначение которой определяет апсида в толще восточной стены. Четвертый этаж, на котором также находился камин, был снабжен винтовой лестницей и, вероятно, был полностью личным. Отсюда прямая лестница вела на следующий уровень, которым, по-видимому, была крыша. Построенная почти за двадцать лет, башня в Лоше определенно больше, чем просто утилитарное военное здание. Все в ней, включая устремленность вверх, подчеркивало показную роскошь и престиж, приличествующие жилищу лорда.
Рис. 1. Вид донжона в Лоше (южная сторона)
Рис. 2. Вид донжона в Лоше со стороны пристройки (его северная часть)
Фортификационные сооружения являются важными памятниками норманнской архитектуры на территории Англии. Замки не столько играли
оборонительную роль, сколько были символом власти и мощи. Тем самым захватчики оказали влияние как на политическую историю Англии, так и на развитие ее архитектуры.
Список литературы:
1. Барлоу Ф. Вильгельм I и нормандское завоевание Англии. - СПб.: Евразия, 2007.
2. Граветт К. Норманны. Рыцари и завоеватели. - М.: Эксмо, 2007.
3. Дуглас Д. Норманны: от завоевателей к достижениям. 1050-1100 гг. - СПб., 2003.
4. Квинелл М. Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов. - СПб.: Евразия, 2002.
5. Baldwin Brown G. Anglo-Saxon Architecture. - London, 1975.
6. Brown R.A. The Architecture of Castles. - London, 1984.
7. Chibnall M. Anglo-Norman England 1066-1166. - Oxford, 1986.
8. David Charles Douglas. English Historical Documents: 1189-1327. -Routledge, 1996.
9. Grant L.M. Architectural Relationships between England and Normandy, 1100-1204. - London, 1994.
10. McNeill T. Castles. - London, 1992.
11. Renn D. Norman Castles in Britain. - London, 1968.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КИТАЙСКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ © Люй Инь*
Белорусский государственный университет культуры и искусств, Республика Беларусь, г. Минск
The author describes the different populars dances in the China.
Китай является многонациональной страной. Трудолюбивый, умный и эмоциональный китайский народ с древнейших времён создавал и продолжает создавать танцевальные движения с разнообразными жестами, чтобы выражать и показывать эмоции, передавать производственные навыки и другую информацию. Разные национальности в связи с разницей в средах обитания, в способах производства, имеют десятки тысяч национальных и народных танцев. Своей формой и содержанием, ритмом и стилем, они сверкают разными изумительными цветами, так, что глаз не ото-
* Магистрант.